Матиас Стом
Матиас Стом | |
---|---|
Рожденный | в. 1600 |
Умер | после 1652 г. |
Занятие | Художник |
Движение | Барокко |
Матиас Стом или Матиас Стомер (ок. 1600 – после 1652) был голландским или, возможно фламандским , художником , который известен только своими работами, которые он создал во время своего проживания в Италии. На него повлияло творчество неитальянских последователей Караваджо в Италии, в частности его голландских последователей, часто называемых утрехтскими караваджистами , а также Джузепе де Рибера и Питера Пауля Рубенса . [ 1 ] Он не разделял пристрастия других северных Караваджистов к юмористическим, а иногда и скабрезным жанровым сценам и сложным декоративным аллегориям, но вместо этого предпочитал библейские истории. Он работал в различных местах Италии, где пользовался покровительством религиозных учреждений, а также видных представителей знати. [ 2 ] [ 1 ]
Если раньше художника обычно называли Стомер, то теперь считается, что его настоящее имя было Стом, поскольку именно это имя он использовал в качестве своей подписи. Ранее предполагалось, что его имя «Стом», что в переводе с голландского означает «немой», было дано художнику в качестве прозвища, исходя из предположения, что он страдает этим недугом. Однако доказательств этому тезису нет. [ 3 ]
Жизнь
[ редактировать ]Сведения о его жизни отрывочны. Место его рождения не документировано и не может быть определено с какой-либо уверенностью. Голландский искусствовед Г. Я. Хугеверфф в 1942 году писал, что художник родился в Амерсфорте, недалеко от города Утрехт. Хугеверфф, сам уроженец Амерсфорта, не указал источник своего заявления. В муниципальных архивах Амерсфорта не зафиксировано ни одного Стома. [ 4 ] Фамилия Стом, под которой художник был известен при жизни, — фламандское имя, распространенное в Южных Нидерландах. Большинство людей, носивших это имя в Голландской республике того времени, были иммигрантами из Южных Нидерландов. Поэтому вполне возможно, что либо Стом сам был фламандцем и провел большую часть своей молодости и даже карьеры в Южных Нидерландах, либо, альтернативно, что он был эмигрантом (или сыном эмигранта) в Голландской республике . [ 5 ]
Традиционно считалось, что он был учеником Жерара ван Хонтхорста , в частности из-за близости их стиля. Однако сам ван Хонтхорст не возвращался из Италии в родной город Утрехт до 1620 года. Маловероятно, что Стом приступил бы к ученичеству у ван Хонтхорста, когда ему было уже 20 лет. Это все еще оставляет открытой возможность того, что Стом прошел дополнительное обучение в мастерской ван Хонтхорста после первоначального обучения в другом месте. В качестве альтернативы он мог бы обучаться у Хендрика тер Брюггена , другого ведущего утрехтского караваджиста, который вернулся из Италии в 1614 году, или у других художников, таких как Иоахим Втевал , Паулюс Морельзе или Авраам Блумарт . Никаких документальных свидетельств, которые могли бы пролить свет на ученичество Стома, обнаружено не было. [ 4 ] Если Стом на самом деле был фламандцем, стиль его работ, который демонстрирует связь с фламандской живописью начала 17-го века, указывает на обучение в Южных Нидерландах, возможно, у антверпенского художника-караваджиста Абрахама Янсенса , который учился в Италии. [ 5 ] Документальных подтверждений такого обучения не существует. [ 6 ]
Самое раннее документальное свидетельство о Стоме датируется 1630 годом, когда «Матео Стом, фиаменго питторе, 30 лет назад». (Матиас Стом, фламандский художник, 30 лет), был записан живущим с французским художником Николя Прово на Страда-дель-Ольмо в Риме. Его тогдашней резиденцией была бывшая квартира голландского художника Паулюса Бора из Амерсфорта, покинувшего Италию четырьмя годами ранее. Было записано, что Стом жил в этом месте до 1632 года. Вышеупомянутая запись позволяет отнести рождение Стома примерно к 1600 году. [ 5 ] большой алтарный образ Успения Богородицы с тремя святыми (ныне в церкви Санта-Мария-ди-Лорино в Кьюдуно близ Бергамо К периоду его пребывания в Риме относится в Ломбардии). Картина была куплена у римского живописца Андреа Сакки и поступила в приходскую церковь в 1653 году. По мнению некоторых искусствоведов, фигура святого Себастьяна является автопортретом художника. [ 7 ]
До 1635 года Стом покинул Рим и поселился в Неаполе, где проживал по крайней мере до 1640 года. В Неаполе он подвергся влиянию испанского художника-каваджиста Хусепе де Рибера . Его наиболее важные заказы неаполитанского периода связаны с серией о Страстях Христовых, созданной для церкви капуцинов Сант-Эфемо Нуово. Эти произведения были утеряны после того, как церковь в 1865 году превратили в тюрьму. [ 3 ] Во время своего пребывания в Неаполе он, вероятно, оказал влияние на местных художников Доменико Виолу и Доменико Гарджуло . [ 5 ] О его присутствии в Неаполе свидетельствуют некоторые выплаты и судебное дело против него в церковном суде Неаполя. Дело было возбуждено его учеником Маттеусом Де Роджиеро, из которого следует, что он управлял мастерской в Неаполе. [ 8 ]
Судя по его социальным контактам с английскими и голландскими моряками, он был более интегрирован с сообществом эмигрантов, чем с местным обществом Неаполя. Тем не менее, у него было много местных покровителей, о чем свидетельствуют современные неаполитанские описи. Его коммерческому успеху, возможно, способствовал проживавший в Неаполе преуспевающий антверпенский купец Гаспар Румер , хотя документальных подтверждений этому нет. Судя по всему, особой популярностью у местной публики пользовались его сцены с полуфигурами при свечах, с характерным для них сочетанием элементов творчества Геррита ван Хонтхорста и Рубенса. Задокументированные картины Стома не выказывают никаких признаков интереса к неаполитанским художникам его времени. Стом, вероятно, покинул Неаполь после того, как новизна его работ исчерпала себя, поскольку он не смог или не захотел адаптироваться к новым художественным достижениям. [ 8 ]
Он зарегистрирован в Палермо на Сицилии в 1641 году, когда он доставлял картины для церквей в близлежащих Каккамо и Монреале . Во время своего пребывания на Сицилии он написал, среди прочего, три картины для Антонио Руффо , герцога Мессины , который был важным коллекционером итальянского, фламандского и голландского искусства. [ 9 ] [ 10 ]
Несколько картин Стома находились в мальтийских коллекциях, что указывает на то, что у Стома были покровители на Мальте, хотя неизвестно, писал ли он эти работы на Мальте. Последнее сохранившееся письменное упоминание о Стоме, работавшем на Сицилии, датируется 1649 годом. [ 3 ] Дата и место его смерти неизвестны. Возможно, он умер на Сицилии или в Северной Италии.
Известно, что Маттео Стом или Маттиас Стом младший создал ряд батальных картин в Северной Италии в конце 17 века. Возможно, он был сыном или внуком Матиаса Стома. [ 11 ] [ 12 ]
Работа
[ редактировать ]Стом провел большую часть своей творческой жизни в Италии, где создал большое количество работ, из которых сохранилось около 200. Его тематика — в основном сюжеты Нового и Ветхого Заветов, изображения святых и в меньшей степени сцены из классической истории, мифологии и жанровые сцены. [ 13 ]
Говорят, что стиль Стома очень узнаваем и что его довольно легко атрибуировать. [ 6 ] Его стиль не сильно изменился за время его карьеры, и возможно, что его успех в различных местах, где он работал, можно объяснить тем, что он принес с собой свой собственный стиль, который был бы новинкой, какое бы место он ни выбрал для работы. На его творчество оказали различные очевидные влияния. Влияние утрехтской школы Караваджисти вполне очевидно, и в частности Герарда ван Хонтхорста. Ван Хонтхорст был известен в Италии как «Герардо делла Нотте» или «Герардо делле Нотти» («Ночный Жерар») за свои сцены при свечах. В работах Стома часто используется устройство зажженной свечи или другого источника света для создания драматических светотени эффектов . Есть также влияние школы антверпенского барокко, в частности ранних последователей Караваджо, таких как Рубенс и Авраам Янссенс. Все эти художники находились под влиянием итальянского художника Караваджо и его последователей во время их пребывания в Италии и отдавали предпочтение эффектам светотени в своих работах. [ 13 ]
Стом также полагался в своих работах на драматическую светотень, часто создаваемую с помощью одного источника света, например свечи. Преобладают красный и желтый цвета. Драматизм его сцен подчеркнут яркими жестами и мимикой фигур. [ 1 ] Типичным является использование фигур в полный рост в натуральную величину, показанных с близкого расстояния, чтобы вовлечь зрителя в действие. В отличие от Караваджо, который помещает свои фигуры в окружающий свет и тень, Стом имеет тенденцию освещать свои сцены ярким светом свечи или другого источника света, который обычно накрыт. [ 14 ] Головы его необычайно живы и часто имеют личный, даже портретный характер. [ 1 ] Выразительность усиливается за счет морщинистых, бороздчатых черт лица, окутанных сильной светотенью. [ 1 ] Работы передают в фигурах сильную психологическую напряженность. Кожа фигурок окрашена так, чтобы придать ей вид глины. [ 6 ]
Список картин Матиаса Стома
[ редактировать ]Галерея
[ редактировать ]-
Сарра показывает Агарь Аврааму
-
Благовещение
-
Христос на Елеонской горе
-
Сомневающийся Томас
-
Старуха молится
-
Гай Муций Сцевола в присутствии Ларса Порсены
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Матиас Стом, Женщина, пересчитывающая монеты при свечах в коллекции Кремера
- ^ Голландские и фламандские картины из Эрмитажа , каталог выставки из Метрополитен-музея (кат. № 31), 1988, стр. 68-69.
- ^ Перейти обратно: а б с Лидтке, В. (2007). Голландские картины в Метрополитен-музее . п. 848.
- ^ Перейти обратно: а б Уэйн Франитс, Матиас Стомер (ок. 1600 – после 1652), Мученичество святого Варфоломея в Агньюсе
- ^ Перейти обратно: а б с д Матиас Стомер (около 1600 г. - после 1652 г.), Мученичество святого Варфоломея в Даксере и Маршалла Кунстанделя
- ^ Перейти обратно: а б с Бенедикт Николсон, «Стомер обновлен» , The Burlington Magazine 119 (1977), стр. 230–245.
- ^ Стомер Матиас, Успение Мадонны со Святым Себастьяном, Святым Карлом Борромео и Святым Рохом , Фонд Федерико Цери
- ^ Перейти обратно: а б MGC Оснабрюгге, нидерландские художники-иммигранты в Неаполе (1575-1654). Аэрт Митенс, Луис Финсон, Абрахам Винк, Хендрик Де Сомер и Маттиас Стом (докторская диссертация) [Содержание и резюме , Амстердамский университет, 2015 г.
- ^ «Матиас Стом, молящаяся старуха » . Метрополитен-музей . Проверено 28 марта 2020 г.
- ^ «Антонио Руффо в Нидерландском институте истории искусств» . Проверено 28 марта 2020 г.
- ^ «Матиас Стом в Нидерландском институте истории искусств» . Проверено 27 ноября 2022 г.
- ^ «Маттео Стом (II) в Нидерландском институте истории искусств» . Проверено 27 ноября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ян Чилверс, Оксфордский словарь искусств (третье издание) , Oxford University Press, 2004, стр. 676
- ^ Маттиас Стом (Амерсфорт, недалеко от Утрехта, ок. 1600 - после 1652 года? Сицилия или Северная Италия), Христос в Эммаусе у Джонни ван Хафтена
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Матиасом Стомом, на Викискладе?