Jat Airways
![]() | |||||||
| |||||||
Основан | 17 июня 1927 г. (как воздушный ) [ Примечание 1 ] [ 1 ] | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Начатые операции | 1 апреля 1947 г. (как Jat Yugoslav Airlines ) | ||||||
Прекратил операции | 26 октября 2013 (стал воздушной сербией ) | ||||||
Концентраторы | Белград Аэропорт Никола Тесла | ||||||
Программа частых флеев | Дополнительный летный клуб | ||||||
Размер флота | 17 | ||||||
Направления | 35 | ||||||
Холдинговая компания#Marine Company | Правительство Сербии | ||||||
Штаб -квартира | Белград , Сербия | ||||||
Ключевые люди | Дейн Кондич (последний генеральный директор ) | ||||||
Доход | ![]() | ||||||
Чистая прибыль | ![]() | ||||||
Общие активы | ![]() | ||||||
Общий капитал | ![]() | ||||||
Сотрудники | 1,527 (2013) [ 2 ] |
Jat Airways (стилизованные как Jatairways ; сербо-хорватские : jat ervejz / јast erweјз ) был национальным носителем флага и крупнейшей авиакомпанией Югославии Сербии , а затем и и Черногории и, наконец, Сербии . Основанная в 1927 году как Aeroput , авиакомпания прекратила деятельность во время Второй мировой войны . После возобновления рейсов в 1947 году авиакомпания была переименована в Jugoslovenski AeroTransport (сокращенно Jat , произносится [Jât] ; «Югославский воздушный транспорт») 1 апреля 1947 года. Авиакомпания была снова переименована в переименование 8 августа 2003 года. Jat Airways и их предшественники были одной из старейших авиакомпаний, которые все еще работали . Полетные операции находились в аэропорту Белграда Никола Тесла , и авиакомпания эксплуатировала запланированные услуги до 72 международных направлений, за пределами районов, ранее участвующих в Югославии, а также чартеров и влажных договоров аренды . [ 3 ] Jat Airways принадлежал правительству Сербии и имела 1250 сотрудников.
1 августа 2013 года правительство Сербии и Etihad Airways заключило соглашение, которое реорганизовало операции Jat Airways, и переименовано в ИТ -сербию после окончания переходного периода. [ 4 ] Некоторые активы, такие как самолет ATR 72 , будут переведены в Air Serbia, в то время как другие активы (такие как 737-300 ) останутся в брендинге Jat Airways до выхода на пенсию. [ 5 ] Изменение ознаменовало конец 66 лет бренда Jat.
История
[ редактировать ]Авиации
[ редактировать ]









Jat прослеживает свое наследие до 1927 года, когда была основана первая гражданская авиакомпания в Югославии. Их первый международный рейс был в 1929 году между Белградом и Грацем . [ 6 ] В 1937 году расширение международных маршрутов и увеличение числа пассажиров позволило AeroPut для приобретения Lockheed Model 10 Electra . Aeroput продолжал работать до начала Второй мировой войны . Jat Yugoslav Airlines была запущена 1 апреля 1947 года и заменена Aeroput в 1948 году. Это название было изменено на Jugoslovenski Aerotransport (сокращенный Jat ; «Yugoslavian Air Transport»), затем на Jat Yugoslav Airlines и, наконец, в Airways Jat 8 августа 2003 года. [ 7 ]
Jat - Yugoslav Airlines
[ редактировать ]В 1946 году стало очевидно, что югославские ВВС не могли быть вовлечены в послевоенное наращивание гражданской авиации страны. Следовательно, были сделаны подготовки к формированию компанией с воздушным транспортом. Три Douglas C-47 Skytrain и три юнкера JU 52 были преобразованы в перевозку пассажиров. Авиакомпания была официально переименована в Jugoslovenski Aerotransport ( JAT ) 1 апреля 1947 года.
В 1949 году Югославия столкнулась с тяжелой международной позицией: изолированной как Западом, так и Востоком. Это вызвало дальнейшее нормирование топлива, трудности при закупке запасных частей и отмену всех рейсов в восточные европейские направления. Джат был вынужден выжить на шести домашних линиях. Когда Югославия повернулась на Запад, было заключено соглашение с Swissair , чтобы открыть маршрут Белград- Цюрих , который был открыт 24 августа 1949 года. Стагнация компании отмечала операции в 1949 году, потому что объем движения был значительно ниже потенциалов флота и транспортных потребностей в стране Полем Тем не менее, 1954 год был во многих отношениях поворотным моментом. Convair CV-340 и столичные самолеты Convair CV-440 были приобретены для маршрутов с коротким и средним ходом, после чего Douglas DC-3 использовался только на внутренних маршрутах. Вскоре было открыто несколько международных и внутренних маршрутов. В 1957 году Ilyushin IL-14M были приобретены шесть самолетов . Jat приобрел несколько Дугласа DC-6BS для дальних маршрутов в 1959 году. [ 7 ]
Реактивный возраст
[ редактировать ]В 1963 году первая авиационная авиация Sud присоединилась к флоту Jat. В 1969 году прибыл первый McDonnell Douglas DC-9-32 (из 16), за которым последовал Boeing 707 в 1970 году, McDonnell Douglas DC-10 в 1971 году (из 7), а в 1974 году-первые два (из девяти) Boeing 727. -200S . [ 8 ] [ 9 ]
1970 -е годы
[ редактировать ]Длинные маршруты в Северную Америку, Австралия и Дальний Восток были доставлены Boeing 707S , представленные в 1970 году.
В 1975 году Белград был связан с Карачи , Сингапуром и Сиднеем . [ 10 ] три совершенно новых Boeing 727 В том же году были представлены . В 1976 году флот состоял из 4 Boeing 707 , 13 McDonnell Douglas DC-9 , 3 Boeing 727 , 5 Caravelle и One Convair .
В 1976 году еще два Boeing 727s присоединились к флоту в общей сложности пять. В том же году Белград был связан с Нью -Йорком , Мальтой , Багдадом , Кувейт -Сити и Дамаком . Все караветы были сняты из флота, а линия до Карачи была прекращена. В этом году у Джата было почти три миллиона пассажиров. [ 10 ]
новые маршруты в Мадрид и Лион В 1977 году были представлены .
В 1978 году был выбран широкофюзный McDonnell Douglas DC-10-30 (который был выбран в Boeing 747-200 ), чтобы сменить Boeing 707 на более длинных маршрутах, хотя 707-е остались в 1980-х годах на Ad Hoc. чартеры и как запланированные самолеты. Покупка DC-10-30 была последовала несколько лет спустя при покупке самолета среднего расстояния. [ 8 ] В том же году был добавлен новый путь к Пекину.
В 1979 году Джат перевел почти 4 миллиона пассажиров. [ 10 ]
1980 -е годы
[ редактировать ]В 1980 году был создан маршрут Белград -Чикаго. Еще два совершенно новых Boeing 727 были добавлены в флот.
В 1981 году Кливленд был добавлен в качестве остановки на маршруте Белград -Чикаго. В том же году флот Jat подсчитал 28 плоскостей 2 DC-10 , 13 DC-9 , 4 Boeing 707 и 9 Boeing 727 . [ 10 ]
В 1983 году Джат представил новые маршруты в Алджере и Фессалоника и перестал маршрут в Пекин.
В 1984 году был создан маршрут Белграда -Торонто. Джат был официальным перевозчиком и спонсором зимних Олимпийских игр 1984 года .
В 1985 году Джат был первой европейской авиакомпанией, которая приобрела Boeing 737-300 . В течение этих лет компания ежегодно носила пять миллионов пассажиров и обслуживала 80 пунктов назначения на пяти континентах (19 отечественных, 45 средних и 16 маршрутов дальнего хода). Джат также построил большой ангар для размещения самолетов с широким телом и испытательной подставки для реактивного двигателя в их центре Белграда. В том же году Бомбей и Калькутта были связаны с Белградом.
В 1987 году Белград был связан с Мельбурном, Пертом, Монреалем, Лос -Анджелесом и Гонконом. Прибыль в этом году составила 205 миллионов долларов. [ Цитация необходима ] [ сомнительно - обсудить ]
1990 -е годы
[ редактировать ]В 1992 году Социалистическая Федеративная Республика Югославия разорвала, что привело к войнам Югослав . Джат был вынужден остановить все домашние услуги. Организация Объединенных Наций наложила санкции 20 мая 1992 года против Югославии. Впервые после Второй мировой войны международный транспорт был насильно ранен в Югославии. Этому предшествовали решения Германии и Италии пережить любое движение Югославией: 21 декабря 1991 года - Германия, крупнейший рынок для Джата в Европе, с семью рейсами в день и 40 и миллион немецких отметок валовой годовой прибыль, за которым следует Италия 10. Январь 1992 года. Соединенные Штаты наложили эмбарго на воздушное движение Югославией 2 мая 1992 года. Последние рейсы JAT в Соединенные Штаты были в Чикаго и Нью -Йорке. Jat Management решило перенаправить в Северной Америке на дальние рейсы в Канаду. Тем не менее, Канада быстро последовала и запретила все рейсы JAT, въезжающие в страну, завершив все операции JAT по всей Северной Атлантике.
В течение этого времени JAT эксплуатировал только домашние услуги между Белградом , Подгорикой , Тиватом , Ниш , Приштиной и - в течение очень короткого времени - аэропорт Ужис -Поникв . В 1994 году Jat возобновил некоторые из своих международных услуг. В 1998 году Джат заказал восемь Airbus A319 . Это было замечено как политический трюк президентом Слободаном Милошевичем . [ 11 ] Первоначальная дата доставки была июнь 2000 года, но эта дата была отложена до тех пор, пока в общей сложности 23,5 миллиона долларов не было выплачено Airbus, в то время как Джат надеялся перенести сделку в другую авиакомпанию. Вскоре после этого все рейсы были отменены, поскольку Европа ввела новый запрет, а Федеративная Республика Югославия была бомбила в течение 78 дней во время войны в Косово . [ 8 ]
В апреле 2000 года генеральный режиссер Жика Петрович был застрелен перед своим домом в Белграде . [ 8 ]
2000 -е годы
[ редактировать ]Международные санкции были сняты в 2000 году, и Джат возобновил регулярные полеты. Чтобы отпраздновать этот шаг, который совпал с реструктуризацией страны от отца Югославии в и Черногории Jat Airways 8 августа 2003 года. Сербию , авиакомпании Jat Yugoslav Airlines изменила свое имя на начал обслуживание. [ 12 ] JAT продал свой последний DC-10-30 24 июня 2005 года France Company Tat Industries. В течение 2005 года компания также разработала все оставшиеся Boeing 727 и DC-9 . Последний AirWorry DC-9-32 был сдан в аренду Объединенной компании United Arab Emirates Company Eastern Skyjets .
К тому времени Jat Airways не был членом каких -либо альянсов или партнерских отношений, но обходил ли код на некоторых маршрутах с Adria Airways , Aeroflot , Air France , Alitalia , австрийскими авиакомпаниями , B & H Airlines , KLM , польскими авиакомпаниями лот и Tarom .
Jat Airways представила свою систему онлайн -бронирования в сентябре 2006 года и электронные билеты в апреле 2007 года. Jat Airways отпраздновала 80 лет службы 17 июня 2007 года. В 2007 и 2008 годах авиакомпания получила награду в качестве одного из пяти лучших брендов из Сербии. Они также получили награду за свою телевизионную рекламу, посвященную 80 -летнему обслуживанию. [ 13 ] 3 июля 2008 года Jat Airways восстановили воздушные связи с соседней Хорватией после 17-летнего отсутствия. [ 14 ]
В 2012 году Джат отпраздновал свой 85 -й день рождения и начал отремонтировать свои каюты как в бизнесе, так и в экономическом классе, в то же время представляя новую программу частого флаера. [ 15 ]
Попытки приватизации
[ редактировать ]Правительство Сербии предприняло две неудачные попытки приватизировать Jat Airways в 2008 и 2011 годах. [ 16 ]
16 января 2008 года правительство Сербии объявило о том, что продаст 51% акций в авиакомпании. [ 17 ] Начальная цена на 51% акций авиакомпании составила 51 млн. Евро, что снизилась по сравнению с ранее объявленными 150 млн. Евро, чтобы увеличить проценты. [ 18 ] Тендер был отменен после того, как ни одна компания не представила предложение после крайнего срока.
В 2011 году сербское правительство объявило, что создаст преемника Jat Airways со стратегическим партнером. Новая авиакомпания предполагает все здоровые активы Jat, соглашения о кодешке, слоты самолетов и аэропорт. [ 19 ] Baltic Aviation Systems была единственной компанией, которая приобрела тендерную документацию, но решила не продолжать партнерство дальше. [ 20 ] Тендер был снова отменен из -за отсутствия заинтересованных покупателей.
Стратегическое партнерство с Etihad Airways
[ редактировать ]Сербии В марте 2013 года министр финансов Млахан Динкич поехал в Абу -Даби, чтобы предложить, чтобы Etihad Airways взял на себя долю в Jat, чтобы обновить свой флот. [ 21 ] [ 22 ] В апреле было подтверждено, что Etihad добавил Белград к своему летнему графику в рамках инициативы, чтобы стать совладельцем JAT вместе с правительством сербского языка. [ 23 ] Покупка 49% акций Jat By Etihad широко предложена наблюдением средств массовой информации, что зависит от того, подписан ли меморандум о взаимопонимании (MOU) с правительством Сербии, возможно, в мае 2013 года. [ 24 ] [ 25 ] 17 июня 2013 года был подписан меморандум о взаимопонимании с Etihad и сербским правительством для изучения возможности инвестиций в акционер в Jat Airways. [ 26 ]
1 августа 2013 года правительство Сербского правительства и Etihad Airways формализовали соглашение, в котором реорганизация и ребрендинг операций авиакомпании Air Serbia , организации, в которой сербское правительство будет иметь 51% акций, а Atihad Airways будет иметь 49%. [ 27 ] Etihad Airways также получила права управления над перевозчиком в течение первоначального пятилетнего периода. [ 27 ]
К тому времени в Сербии была только один авиакомпании, Jat Airways Achingholding, компания со своим законом, совет директоров и органы управления. Air Serbia является результатом соглашения о стратегическом партнерстве между Etihad Airways и Jat Airways, что делает компанию для выполнения нормативных требований, и зарегистрировалась в Агентстве Business Registers (APR). Впоследствии Jat Airways изменила свое название на Air Serbia, а все остальное оставалось неизменным, продолжая оставаться акционерной компанией, коммерческая организация, зарегистрированная в APR, и со всеми правами и обязательствами Jat Airways. В этот момент Jat Airways работал на полной энергии и выполнял обязательства регулярного и чартерного пассажирского транспорта, как согласовано в своем бизнес -плане на 2013 год. [ 28 ]
Ливрея
[ редактировать ]Югославские авиакомпании
[ редактировать ]Когда в 1950 году на самолете впервые появилось название Yugoslav Airlines, у авиакомпании была простая, в основном белая ливрея . В течение этих лет на хвосте был югославский флаг, а на теле слова Jugoslovenski Aerotransport . Вскоре после этого авиакомпания изменила свою ливрею и добавила логотип на хвостовой секции с яйцом красной формы на хвосте, в котором был написан Джат в белом, логотип, который хранится для остальной части периода SFR Yugoslavia. Остальная часть хвоста была синей, с югославскими авиакомпаниями, написанными на фюзеляже красным. В 1960 -х, 1970 -х и 1980 -х годах были вариации этой ливреи. Самое большое изменение в этом периоде было, когда первый самолет Boeing 737-300 прибыл с серебряным корпусом, и его содержали таковые, с добавлением Just Logo и Basic Livery.
Jat Yugoslav Airlines
[ редактировать ]
С реинтродукцией международных рейсов в 1994 году после двух лет экономических санкций, Джат представил новый имидж ливреи и корпорации. Была принята «евро-белая» ливрея, а центр был новым логотипом хвоста, который содержал стилизованный югославский флаг с белым цветом, представленным парой белых крыльев, более крупное крыло, символизирующее Сербию и меньшую Черногорию. Впервые слово Jat было написано на самолете маленькими синими буквами. Слова Jugoslovenski Aerotransport были окрашены на борту правого борта и Yugoslav Airlines на стороне порта, и они были написаны в серебряном курсивом сценарии. В 1996 году ливрея была слегка изменена, а Джат был окрашен в размер рекламного щита спереди с небольшим югославским флагом в «А» в джате. В течение этого времени, в результате обширного лизинга самолетов Jat, большинство самолетов полностью потеряли логотип хвоста. Ливрея снова была обновлена в 2001 году с исчезновением флага в билбордах, и слова Yugoslav Airlines и Jugoslovenski Aerotransport окрашен в синий цвет, используя тот же шрифт, что и основной логотип. Не все самолеты получили это обновление, поскольку ливрея снова была обновлена с введением нового названия «Jat Airways».
Jat Airways
[ редактировать ]20 марта 2003 года авиакомпания изменила свое название на Jat Airways. [ 29 ] Был проведен национальный конкурс для разработки нового логотипа и ливреи. У победного дизайна было три точки на хвосте: синий, красный и синий. Фюзеляж самолета имел большой титул Jat Airways, с Jat в красных и воздушных путях в синем. Новым логотипом было название Jat Airways, написанное с тремя точками в синем, красном и синем после него. Jat Airways нарисовал только один самолет в этих цветах, Boeing 737-300 .
Jat начал рисовать свой самолет все белые, и в 2006 году большинство самолетов были белыми с небольшим логотипом Jat Airways. В декабре 2006 года авиакомпания решила вернуться к своей точечной ливреи. К августу 2007 года все самолеты были нарисованы. Ливрея немного отличается от предыдущей точечной ливреи. Он имеет точки на хвосте, но маленькие джаты остаются, а не логотип Big Jat Airways через фюзеляж. [ Цитация необходима ]
Направления
[ редактировать ]Соглашения об кодешке
[ редактировать ]Jat Airways имели соглашения о кодешнике со следующими авиакомпаниями: [ 30 ]
|
|
Услуги
[ редактировать ]Jat Catering
[ редактировать ]
Jat Catering является дочерней компанией Jat Airways, обеспечивая еду в полете для Jat Airways. Офисы и кухни JAT расположены в промышленной зоне аэропорта Белграда Никола Тесла . Jat Catering предлагает специальные блюда для вегетарианцев, веганов и малышей.
На борту
[ редактировать ]Самолет Jat Airways оснащены в двухклассовой конфигурации. В самолете Boeing Jat имеет раздел бизнес-класса и раздел экономического класса. На самолетах ATR 72 авиакомпания предлагает одноклассную конфигурацию экономики с разделом бизнес-класса, которая раньше была расположена в задней части, удаленной в середине 2008 года. Каждый пассажир получает бесплатную копию журнала Jat's Inflight «Review» Jat Airways. Все напитки, продукты питания и бесплатные предметы доступны во время полета.
- Jat Business Clus
Включает в себя копию журнала Jat Airways Review , большие черные кожаные сиденья с ограниченными возможностями откидки и столы для подносов Stowaway. С августа 2012 года места бизнес -класса будут постепенно заменены на серой кожаные сиденья экономного класса. Тем не менее, среднее сиденье будет оставлено незанятым для большего пространства ног и комфорта.
- Джат Экономический класс
Включает копию журнала Jat Airways Review , темно -синие кожаные сиденья с ограниченными возможностями откидки и столы для подносов Stowaway. С августа 2012 года авиакомпания начала реконструировать свой раздел экономического класса Boeing 737-300, заменив сиденья на сиденья серой кожи.
Чаровая флаер
[ редактировать ]«Extra Flight Club»-это программа «Джат Airways» . Программа работает, в которой пассажиры регистрируются каждый раз, когда они летают с Jat, получая бонусные очки взамен. После того, как соответствующее количество баллов будет собрано, пассажирам выдается бесплатный билет.
Чартеры
[ редактировать ]Jat Airways организует индивидуальные и групповые чартерные рейсы на всех видах самолетов Jat Airways, как на внутреннем, так и международном. Пользователи этой услуги включают туристические агентства, спортивные команды и фанаты, художественные группы и ансамбли, а также участники конгрессов и ярмарок. Большинство чартеров проходят в летнее время на греческом, турецком, египетском, тунисском, испанском, итальянском, португальском, французском и болгарском праздничном курортах.
Груз
[ редактировать ]Jat Airways предлагает грузовые услуги во всех направлениях в своей сети с специальными рейсами груза в Podgorica и Tivat в Черногории, а также пассажирские рейсы.
Техника JAT
[ редактировать ]Юридически отдельная компания от Jat Airways, Jat Tehnika предоставляет услуги и техническое обслуживание флота Jat и других авиакомпаний, таких как Jet2.com
Флот
[ редактировать ]
Во время ребрендинга и до прекращения работы под старым названием в октябре 2013 года флот Jat Airways состоял из следующих самолетов: [ 32 ]
Самолеты | В флоте | Приказ | Пассажиры | Примечания | ||
---|---|---|---|---|---|---|
Дж | И | Общий | ||||
ATR 72-202 | 3 | 0 | 0 | 66 | 66 | |
ATR 72-500 [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] | 2 | 0 | 0 | 70 | 70 | |
Boeing 737-300 | 10 | 0 | 8 | 126 | 134 | Два единицы хранятся для запасных частей. [ 37 ] |
2 | 0 | 12 | 110 | 122 | Сдан в аренду из Bulgaria Air [ 38 ] | |
Общий | 17 | 0 |
Исторический флот
[ редактировать ]


За прошедшие годы Jat Airways (Jat Yugoslav Airlines) управлял следующими типами самолетов:
Самолеты | Введено | Ушедший на пенсию | Примечания |
---|---|---|---|
ATR 42-300 | 1987 | 1990 | |
ATR 72-201 | 1991 | 2011 | |
Boeing 707-300C | 1971 | 1988 | |
Boeing 707-321 | 1970 -е годы | 1980 -е годы | |
Boeing 707-340c | 1970 -е годы | 1980 -е годы | |
Boeing 707-351c | 1970 -е годы | 1980 -е годы | |
Boeing 727-200 | 1974 | 2005 | |
Boeing 737-300 | 1985 | 2021 | На пенсии 17 февраля 2021 года [ 39 ] |
Boeing 737-400 | 2003 | 2010 | Арендован из Air One и US Airways |
Convair CV-340 | 1950 -е годы | 1960 -е годы | |
Convair CV-440 Столичный | 1950 -е годы | 1960 -е годы | |
Дуглас C-47 Skytrain | 1947 | 1950 -е годы | |
Дуглас DC-3 | 1947 | 1950 -е годы | |
Дуглас DC-6 б | 1958 | 1975 | Личный транспорт Джозефа Броза Тито [ 40 ] |
Ilyus il-14 м | 1950 -е годы | 1960 -е годы | |
Junkers You 52 | 1947 | 1950 -е годы | |
Lockheed L-1011-500 Tristar | 1989 | 1989 | Сдан в аренду из Королевского Иордании |
McDonnell Douglas DC-9-32 | 1969 | 2005 | |
McDonnell Douglas DC-10-30 | 1978 | 2005 | |
РОБМАК 1-11-561RC | 1990 | 1990 | Сдан в аренду из Тарома |
Sud Aviation SE-2110 Caravelle VI-N | 1963 | 1976 |
Разнообразный
[ редактировать ]The Aeroput MMS-3 (reg. as YU-SAR) [ 41 ] стал первым пассажирским самолетом, разработанным и изготовленным в Сербии в 1934 году под брендом AeroPut. Также Aeroput заказал два самолета Spartan Cruiser II и лицензию на строительство дальнейшего самолета того же типа. В 1935 году один крейсер II (рег. Как Ю-Сэп) [ 42 ] был построен по лицензии Спартанского на AeroPut от Aircraft Company Zmaj в Земне . [ 43 ]
В 1953 году Джат начал организовывать свои рейсы с введением кодов полетов. Первый код, Ju720, использовался на маршруте Belgarge - Zagreb - Ljubljana , в то время как обратный рейс взял код JU721. [ 44 ]
К концу августа 1959 года Джат перевез свой миллионный пассажир с момента основания компании в 1927 году. [ 44 ]
Бывшая стюардесса JAT , Весна Вулувич , держит мировой рекорд в переживании самого высокого свободного падения без парашюта , когда она упала с 10 160 метров (33 330 футов) после того, как самолет, на котором она была, была разрушена бомбой. [ 45 ]
Jat Boeing 707-321 (Yu-Aga) пролетел по всему миру. Начиная с 10 ноября 1974 года, рейс занял 19 дней, полет: Белград - Бейрут - Бомбей - Сингапур - Токио - Гонолулу - Лос -Анджелес - Нью -Йорк - Лондон - Белград . [ 44 ]
13 февраля 1978 года Мария Тодев родила в Boeing 707 (Yu -Agi) в Jat Flight Belgrade - Sydney . Мальчик был назван «Джатко». [ 44 ]
В 1978 году было приобретено широкое тело McDonnell Douglas DC-10-30 (которое было выбран в Boeing 747-200 ), чтобы сменить Boeing 707 на более длинных маршрутах, хотя 707-е остались в 1980-х годах на Ad Hoc. чартеры и как запланированные самолеты. [ 44 ]
16 февраля 1979 года первый в истории аукцион картин в истории Всемирной авиации проводится в JAT DC-10 (Yu-Ama) на запланированном Белграде - Загреб - Нью-Йорк . [ 44 ]
Jat Airways был первым оператором самолетов Boeing 737-300 в Европе. Он прибыл в аэропорт Белграда Никола Тесла 8 августа 1985 года в качестве Ю-и. [ 46 ] Этот самолет был снят с службы в феврале 2020 года и ожидает сохранения. [ 47 ]
Jat Airways должен был стать первым оператором самолета McDonnell Douglas MD-11 . Однако из-за распада Югославии и введения санкций о Сербии самолеты никогда не доставлялись. [ 44 ]
В 1985 году полет Jat Yugoslav Airlines взял Абу Аббас в Риме , штат Италия, когда он искал политическое убежище в Югославии после того, как власти США попросили его арест. [ 48 ]
В 2002 году компания использовала свой флот для миссий ООН в Демократической Республике Конго во время Второй войны в Конго . [ 49 ]
Jat начала свою кампанию по борьбе с курением с Ban Burning на своих внутренних рейсах в 1987 году. С 5 апреля 2002 года запрещено курить на всех рейсах JAT. [ 44 ]
Jat Airways была названа одной из самых безопасных авиакомпаний в Европе В 2004 году IATA . Пилоты Jat Airways считаются одними из самых обученных пилотов в мире. [ 50 ]
Органа бывшего президента Слободана Милошевича была доставлена в Сербию на погребение на регулярном коммерческом полете Jat Airways из Амстердама 15 марта 2006 года. [ 51 ]
С 1994 года Jat Airways использовал следующие лозунги: в безопасных руках ( U Sigurnim Rukama ) [2010 - Present] , лучшая муха с Jat ( Najbolji Lete «Jatom» ) [2007–2010] и больше, чем летающий ) [1994–2007] [ 44 ]
19 января 2008 года в самолете Jat's Boeing 737-300 на обычной линии Белград - Стокгольм на высоте 10 000 метров женился на Биргитте Берглунд из Швеции и преднрага Марковича из Сербии. Молодожены с шампанским, стихотворение Святого Георгия (Джурджевдан), торт, аплодисменты и поздравления 117 пассажиров на полете JU374, роковой сказал «да» в присутствии крестных отцов Лела Ристич из Медиа -центра Джат и Весны Джованович, Стерпесса - проникновение. [ 52 ]
Несчастные случаи и инциденты
[ редактировать ]
Дата | Тип самолета | Смертельные случаи | Описание |
---|---|---|---|
26 января 1972 года |
27 |
Flight Ju 367 , McDonnell Douglas DC-9-32 был уничтожен во время полета бомбой на борту. [ 53 ] [ 54 ] [ 55 ] Из 28 пассажиров и членов экипажа на борту погибли 27, а стюардесса Весна Вульвич единственный выживший. [ 56 ] | |
11 сентября 1973 года |
41 |
Flight Ju 769 - последняя авария Джата с потерей жизни. Самолет ударил по пику Бабина Зуба на горе Маганик возле Подгорики , на 6300 футов, спуская с 9 000 до 6000 футов в условиях IMC на полете из Скопье в Титоград (сегодня известный как Podgorica), убив всех 41 пассажиров и членов экипажа на борту. Предположительно, полет был указан начать спуск, хотя самолет не был виден на радаре (который якобы не работал в то время), и не мог сотрудники управляющей башни в аэропорту Podgorica вступить в визуальный контакт с самолетом. Во время полета не было какого -либо квалифицированного персонала в контрольной башне в Подгорике. [ 57 ] |
Дата | Тип самолета | Смертельные случаи | Описание |
---|---|---|---|
23 ноября 1974 года |
McDonnell Douglas DC-9-32 Yu-Ajn |
Никто | Самолет разбился на 1 милю от взлетно -посадочной полосы после потери визуального контакта во время подхода в аэропорту Белграда Сурчина . Ни один из 50 пассажиров не пострадал. |
16 августа 1980 года |
Boeing 707-340c YU-AGG |
Никто | Самолет переполнял взлетно Арланде Стокгольма в -посадочную полосу 26 в аэропорту Арланды , приземляясь на грозу, дуя несколько шин и получая грязь во всех 4 двигателях. В инциденте не было смертельных случаев. [ 57 ] |
4 октября 2009 г. |
Никто | Самолет переполнял взлетно Стамбула -посадочную полосу аэропорта Ататюрк , приземляясь по пути из Белграда на 50 метров. Все 125 пассажиров и шесть экипажей были благополучно эвакуированы. [ 59 ] |
Генеральные директора (1990–2013)
[ редактировать ]- Томислав Стойчич (1990)
- Miodrag Vasiljevic (1 декабря 1990 г. - 22 июня 1991 г.)
- Zivko Markicevic (23 июня 1991 г. - 4 марта 1992 г.)
- Жика Петрович (5 марта 1992 г. - 24 апреля 2000 г.)
- Михаджло Вудзинович (5 июля 2000 г. - 19 апреля 2001 г.)
- Дусан Костик (24 апреля 2001 г. - 26 октября 2001 г.)
- Predrag Vujovic (26 октября 2001 г. - 25 марта 2004 г.)
- Александар Милутинович (25 марта 2004 г. - 18 февраля 2005 г.)
- Nebojsa Starcevic (18 февраля 2005 г. - 25 октября 2007 г.) (действует до 28 сентября 2006 г.)
- Sasa Vlaisavljevic (25 октября 2007 г. - 2 июля 2009 г.)
- Срджан Радованович (2 июля 2009 г. - 8 декабря 2010 г.)
- Владимир Огноянович (8 декабря 2010 - 8 мая 2013 г.) (актер)
- Velibor Vukasinovic (8 мая 2013 г. - 11 сентября 2013 г.) (действует)
- Дейн Кондич (11 сентября 2013 г. - 26 октября 2013 г.)
Смотрите также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Jat Airways - история" . Jat.com. Архивировано из оригинала 16 октября 2013 года . Получено 8 августа 2013 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Основные данные консолидированного финансового отчета за 2013 год. Год Полем Сербское агентство по реестрам бизнеса (на сербском языке) . Получено 18 июня 2014 года .
- ^ «Справочник: World Airlines». Flight International . 3 апреля 2007 г. с. 97
- ^ «Etihad Airways и правительство Сербии представляют стратегическое партнерство» . Etihad Airways. Архивировано из оригинала 5 августа 2013 года . Получено 6 августа 2013 года .
- ^ «Брифинг персонала Air Serbia» . new.livestream.com. Архивировано из оригинала 13 декабря 2014 года . Получено 1 августа 2013 года .
- ^ Jat Airways. "Istorijat" (на сербском языке).
- ^ Jump up to: а беременный Jat Airways. «Aeroput Istorijat» (у сербского).
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Jatairways.com (старый веб -сайт - больше не доступен). «Джат: 80 лет» .
- ^ «Справочник World Airlines» . Flight International . 28 мая 1988 г. с. 33.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Берге, Ян М. Слава Дни: Национальная авиакомпания Югославии через коммунизм 1947–1987 гг . ISBN 9788691707101 Полем Получено 12 декабря 2014 года .
- ^ «Джат начинает обновление флота» . exyuaviation.blogspot.com. 3 июня 2009 г. Получено 7 октября 2012 года .
- ^ «Авиакомпании - Сербия» . Airlinehistory.co.uk . Получено 15 октября 2017 года .
- ^ «Jat Airways - Посмотреть одиночные новости» . Jat.com. Архивировано из оригинала 19 июля 2013 года . Получено 7 октября 2012 года .
- ^ «Джат от 3. Джула летит на Пулу» (на сербском языке). B92. 4 июня 2008 г. Получено 7 октября 2012 года .
- ^ «Джат раскрывает новый салон» . exyuaviation.blogspot.com. 24 июля 2012 года . Получено 7 октября 2012 года .
- ^ Вечерние новости. «Jat Ide для двух богов» (и серб). Архивировано из оригинала 5 сентября 2012 года.
- ^ «Тендер для стада к апрелю» . Защитный экзамен (и серб). 16 января 2008 г. Получено 30 ноября 2010 года . [ Постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Приватизация Jat Airways: начинается тендер - стартовая цена 51 миллион евро» . exyuaviation.blogspot.com .
- ^ «Новая Национална Авиокампаняя» (на сербском языке). Радио -телевидение Сербии. апреля 16 Получено 7 октября
- ^ "Новый Джат" . exyuaviation.blogspot.com .
- ^ «Мрконджич: каждая честь Динкича, если он нашел партнера по джату!» (на сербском). Блика 28 марта 2013 года
- ^ Даниэль Шейн (25 марта 2013 г.). «Serbia's Jat Airways предлагает Etihad Minority Pale» . Arabianbusiness.com.
- ^ «Эксклюзив: Etihad - Jat связать детали» . Ex-Yu Aviation Blog Spot. 12 апреля 2013 года.
- ^ «Jat соглашается с маркетинговым союзом с Etihad» . airwise.com. 15 апреля 2013 года.
- ^ «Jat Airways, Etihad сделает первое шаг партнерства» . B92. 15 апреля 2013 года. Архивировано с оригинала 8 июня 2013 года . Получено 23 апреля 2013 года .
- ^ Ex yu aviation news: Обновлено Etihad объявляет о возможных инвестициях в акционерный капитал в Jat - 17 июня 2013 г.
- ^ Jump up to: а беременный «Etihad Airways и правительство Сербии открывают стратегическое партнерство для обеспечения будущего сербской национальной авиакомпании» (пресс -релиз). Etihad Airways. Архивировано из оригинала 5 августа 2013 года . Получено 6 августа 2013 года .
- ^ «Стая не умерла, жила стадо: экономика: политика » . Политика.rs . Получено 12 2014 года декабря
- ^ «Jugoslovenski Aerotransport Postao Jat Ervejz» (на сербском языке). B92. 20 марта 2003 г. Получено 7 октября 2012 года .
- ^ «Lufthansa Previda Saradnju Livom» . Архивировано с оригинала 6 сентября 2013 года.
- ^ «Air France и Jat переоценили соглашение Kodsher » . Архив с оригинала 20 апреля 2013 года.
- ^ "Jat Airways флот" . Jat.com. Архивировано с оригинала 10 октября 2012 года . Получено 7 октября 2012 года .
- ^ «Датский реестр гражданских самолетов-OY-CJT-Aeritalia / Snias ATR 72-500 (72-212A)» .
- ^ Alitalia (управляется Carpatair) ATR 72-212A (YR-ATR) История аренды
- ^ «Датский реестр гражданских самолетов-Oy-Nab-Aeritalia/Snias ATR 72-500 (72-212A)» .
- ^ «Aviokarta.net - для белграда второго арендованного ATR для летания стада » . Avionakarta.net . 11 июля 2013 года. Архив с оригинала 6 сентября 2013 года.
- ^ «Aviokarta.net - Jat Airways летит только с семью самолетами с сегодняшнего дня » . Avionakarta.net . 19 апреля 2013 года. Архив с оригинала 20 апреля 2013 года.
- ^ "Jat Uzima na lizing dva aviona" . gdeinvestirati.com. Архивировано из оригинала 13 декабря 2014 года . Получено 12 декабря 2014 года .
- ^ «[Исключительно] Сербия вышла 737 из использования -конец 36 -летней карьеры » . Tango Six (у сербского). 17 февраля 2021 года . Получено 4 октября 2021 года .
- ^ «Летающие быки-история DC-6B» . Flightbulls.at . Получено 13 ноября 2013 года .
- ^ «MMS3.JPG (425x302 пикселей)» . Архивировано из оригинала 11 июля 2012 года . Получено 17 ноября 2009 года .
- ^ "ImageShack - страница изображения" . ImageShack . Архивировано из оригинала 20 июля 2012 года.
- ^ aeroflight.co.uk. «Югославия - авиационная индустрия» . Aeroflight.co.uk . Получено 7 октября 2012 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я «Джат: 80 лет» .
- ^ Патрик Мондут. «Стюардесса пережила 33 000 -футовую аварию» .
- ^ «Boeing 737 Факты, даты и историю» . Firtlevel350.com. Архивировано из оригинала 19 января 2013 года . Получено 7 октября 2012 года .
- ^ «Самый старый пассажир в мире 737-300 в эксплуатации исполняется 35» . 20 декабря 2020 года.
- ^ Майкл Уайт, Кэмпбелл Пейдж и Барни Петрович. «Мы спрыгнули как угон" лидер "исчезают | World News | Guardian.co.uk» . Опекун . Получено 7 октября 2012 года .
- ^ «Фотографии: McDonnell Douglas DC-10-30 Картинки самолетов» . Airliners.net. 20 июня 2002 г. Получено 7 октября 2012 года .
- ^ «Jat получает свой второй сертификат iosa» . Jat.com. Архивировано из оригинала 19 июля 2013 года . Получено 7 октября 2012 года .
- ^ «Тело Милошевича прибывает в Белград» . USATODAY. Компонент 15 марта 2006 г. Получено 7 октября 2012 года .
- ^ «Jat Airways - Западный пресс -релиз: свадьба на самолете Jat Airways » . Архивировано с оригинала 7 октября 2013 года Получено 23 2011 г. апреля
- ^ «Сноширование авиационного стада: ЦРУ защищало террористов » .
- ^ «7 Величайшие нападения террористов в истории Югославии » .
- ^ « Югославия
- ^ «Самое длинное падение выжило» . Thelongandtheshort.com. Архивировано из оригинала 24 августа 2007 года . Получено 7 октября 2012 года .
- ^ Jump up to: а беременный Ричард Кебабцзян. «По авиакомпании/оператору» .
- ^ «Jat Airways 737-300 скользит с взлетно-посадочной полосы в Стамбуле» . Полет Global . Получено 4 октября 2009 года .
- ^ Анатолия. Агентство новостей. «Самолет снимает взлетно -посадочную полосу в аэропорту Стамбула» .
Примечания
[ редактировать ]- ^ The company that is today known as Jat Airways was founded as JAT Yugoslav Airlines in January 1947. It sees itself in the tradition of Aeroput , the Yugoslav national airline founded in 1927, which suspended all services at the start of World War II in Yugoslavia В апреле 1941 года. После войны Aeroput возобновил работу 2 июля 1945 года, когда общее собрание акционеров избрало первое послевоенное управление компании. На собрании приняли участие делегаты нового правительства демократической федеральной Югославии (DFY), включая его главы штата Иван Рибар , который был довоенным акционером и членом совета директоров. Разрешение на работу было фарсом, поскольку коммунистическое правительство приняло указ, запрещающий частные компании. 24 декабря 1948 года аэропут был ликвидирован, а все его имущество, пилоты и механики, где передавались в новую авиакомпанию. Таким образом, Jat Airways считал аэропута своим историческим предшественником и, таким образом, часто называют «1927» в качестве даты его основания.
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Jat Airways в Wikimedia Commons
- Официальный веб -сайт (2006–2013)
- Официальный веб -сайт (1997–2006)
- Jat Airways (Индия)