Эстетическая теория
![]() Обложка немецкого издания | |
Автор | Теодор В. Адорно |
---|---|
Оригинальное название | Эстетическая теория |
Язык | немецкий |
Предмет | Эстетика |
Опубликовано | 1970 |
Место публикации | Германия |
Тип носителя | Распечатать |
Часть серии о |
Франкфуртская школа |
---|
![]() |
Эстетическая теория ( нем . Ästhetische Theorie ) — книга немецкого философа Теодора Адорно , которая была взята из черновиков, написанных между 1956 и 1969 годами и в конечном итоге опубликована посмертно в 1970 году. Хотя книга основана на философском исследовании искусства , она является междисциплинарной и включает в себя элементы политической философии , социологии , метафизики и других философских занятий в соответствии с Методика обхода границ Адорно. [ 1 ]
Адорно прослеживает историческую эволюцию искусства [ 2 ] в свое парадоксальное состояние «полуавтономии» в рамках капиталистической современности , учитывая социально-политические последствия этого прогресса. Некоторые критики назвали эту работу выдающимся произведением Адорно и причислили ее к числу наиболее важных произведений по эстетике, опубликованных в 20 веке. [ 2 ]
Краткое содержание
[ редактировать ]В «Эстетической теории » Адорно озабочен не только такими стандартными эстетическими вопросами, как функция красоты и возвышенности в искусстве, [ 2 ] но с отношениями между искусством и обществом. Он считает, что свобода современного искусства от таких ограничений, как культовые и имперские функции, которые преследовали искусство предыдущих эпох, привела к расширению критического потенциала искусства и увеличению формальной автономии. С этой расширенной автономией возрастает ответственность искусства за общественный комментарий. Однако Адорно не считает, что откровенно политизированное содержание является величайшей критической силой искусства: скорее, он отстаивает более абстрактный тип «истины-содержания» ( Wahrheitsgehalt ). [ 1 ] В отличие от кантовской или идеалистической эстетики, эстетика Адорно находит содержание истины в объекте искусства, а не в восприятии субъекта. [ 3 ] Однако на такое содержание влияет самосознание искусства из-за его необходимой дистанции от общества, которая ощутима в таких случаях, как диссонансы, присущие современному искусству. Истинное содержание в конечном итоге обнаруживается в отношениях между многочисленными диалектическими взаимодействиями, возникающими из позиции(й) произведения искусства относительно предмета и большей социальной традиции, а также внутренней диалектики внутри самого произведения. [ 1 ] На протяжении всего Адорно восхваляет драматурга Сэмюэля Беккета , которому была посвящена книга. [ 1 ]
История
[ редактировать ]«Эстетическая теория» была отредактирована Гретель Адорно (вдова философа) и Рольфом Тидеманом на основе рабочих проектов Адорно. [ 4 ] Он был собран из незаконченных рукописей, написанных Адорно в период с 4 мая 1961 года по 16 июля 1969 года, в основном между 25 октября 1966 года и 24 января 1968 года. В период с сентября 1968 года по июль 1969 года, за несколько недель до его написания, была предпринята серия исправлений. смерть в августе того же года. [ 5 ]
История переводов
[ редактировать ]Первоначальный английский перевод Кристиана Ленхардта в 1984 году разбил «исходные разделы, состоящие из одного абзаца, на более мелкие абзацы». [ 6 ] В переводе Роберта Халлота-Кентора 1997 года была предпринята попытка воспроизвести исходный текст, в основном без абзацев. Этот перевод в настоящее время действует как стандартная английская версия произведения. [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Запись Адорно в Стэнфордской энциклопедии философии , получена 24 декабря.
- ^ Jump up to: а б с Эстетическая теория в UMN Press, получено 31 августа 2011 г.
- ^ Саймон Джарвис, Адорно: критическое введение , Нью-Йорк: Routledge, 1998, стр. 96.
- ^ Гретель Адорно и Рольф Тидеманн, «Послесловие редактора» к Теодору В. Адорно, Эстетическая теория , изд. Гретель Адорно и Рольф Тидеманн, пер. Роберт Халлот-Кентор, Миннеаполис: Университет Миннесоты , 1997, стр. 363.
- ^ Гретель Адорно и Рольф Тидеманн, «Послесловие редактора» к Теодору В. Адорно, Эстетическая теория , изд. Гретель Адорно и Рольф Тидеманн, пер. Роберт Халлот-Кентор, Миннеаполис: Университет Миннесоты, 1997, стр. 362-63.
- ^ Ламберт Зейдерваарт, Обзор Т.В. Адорно, Эстетическая теория , пер. К. Ленхардт, Журнал эстетики и художественной критики, 44 вып. 2 (1985), стр. 195–197.
- ^ Роберт Халлот-Кентор, «Введение переводчика» к Теодору В. Адорно, Эстетическая теория , изд. Гретель Адорно и Рольф Тидеманн, пер. Роберт Халлот-Кентор, Миннеаполис: Университет Миннесоты, 1997, стр. xiv-xv.
Библиография
[ редактировать ]- Адорно, Теодор В. Эстетическая теория . Эд. Гретель Адорно и Рольф Тидеманн. Франкфурт-на-Майне: Suhrkamp Verlag, 1970.
- ———. Эстетическая теория . Эд. Гретель Адорно и Рольф Тидеманн. Пер. Кристиан Ленхардт. Лондон и Бостон: Рутледж и Кеган Пол, 1984.
- ———. Эстетическая теория . Эд. Гретель Адорно и Рольф Тидеманн. Пер. Роберт Халлот-Кентор. Миннеаполис: Университет Миннесоты, 1997.
- ———. Эстетическая теория . Эд. Гретель Адорно и Рольф Тидеманн. Пер. Роберт Халлот-Кентор. Лондон, Нью-Йорк: Континуум, 2004.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бернштейн, Дж. М. Судьба искусства: эстетическое отчуждение от Канта до Деррида и Адорно . Юниверсити-Парк, Пенсильвания: Издательство Пенсильванского государственного университета, 1992. 188-274.
- Иглтон, Терри . «Искусство после Освенцима: Теодор Адорно». В «Идеологии эстетики» . Оксфорд: Блэквелл, 1990. 341–65.
- Хун, Том и Ламберт Зейдерварт, ред. Видимость субъективности: очерки эстетической теории Адорно . Кембридж, Массачусетс: MIT Press, 1991.
- Джеймсон, Фредрик . Поздний марксизм: Адорно, или Постоянство диалектики . Лондон и Нью-Йорк: Оборотная сторона. 1990.
- Кауфман, Роберт. «Красный Кант, или Постоянство третьей «критики» у Адорно и Джеймсона ». Критическое расследование 26.4 (2000): 682-724.
- Николсон, Ширри Вебер. Точное воображение, поздние работы: об эстетике Адорно . Кембридж, Массачусетс: MIT Press, 1997.
- Зюйдерварт, Ламберт. Эстетическая теория Адорно: искупление иллюзий . Кембридж, Массачусетс: MIT Press, 1991.