Филиппо Колетти
Филиппо Колетти | |
---|---|
![]() Филиппо Колетти в исполнении Йозефа Крихубера (1841) | |
Рожденный | Ананьи , Италия | 11 мая 1811 г.
Умер | 13 июня 1894 г. Ананьи, Италия | (83 года)
Занятие | Оперный певец ( баритон ) |
Годы активности | 1834–1869 |
Филиппо Андреа Франческо Колетти (11 мая 1811 — 13 июня 1894) — итальянский баритон, связанный с Джузеппе Верди . Колетти создала две роли Верди: Гусмано в «Альсире» и Франческо в «Манадьери» . [ 1 ] Верди пересмотрел роль Жермона в «Травиате» для Колетти, чья интерпретация изменила определение роли, известной сегодня. [ 2 ] [ 3 ] Колетти вместе с Антонио Тамбурини (1800–1876) и Джорджо Ронкони (1810–1890) был одним из трех ведущих баритонов Италии XIX века, ранней моделью «баритона Верди». [ 4 ]
Колетти родился в Ананьи , небольшом городке к юго-востоку от Рима, и начал свою карьеру, исполняя колоратурные партии баритона в операх Россини , Доницетти и Меркаданте , а затем перешел к вокальному репертуару Верди. [ 5 ] Колетти получил известность в Лондоне за свою невольную роль в беспорядках в театре Хеймаркет в 1840 году, а позже за его успешное четырехлетнее пребывание в Лондоне, исполняя ведущие баритоновые партии. [ 6 ] Колетти много путешествовала, пела во всех крупнейших европейских театрах. Многочисленные описания описывают его игру, а также красоту его голоса, который сохранял ловкость и элегантность на протяжении долгой певческой карьеры. [ а ] Колетти выступала до 1869 года. [ 7 ] Верди подумывал о приглашении Колетти в нереализованный Король Лир» для Неаполя. оперный заказ « [ 8 ] После ухода Колетти со сцены он опубликовал альбом песен Melodico , а также очерки по пению и опере. [ 9 ]
Для философа Томаса Карлейля Колетти был «по выражению лица, по тонам голоса, по общему поведению... человеком глубоких и пылких чувств, тонкой интуиции, справедливых симпатий; изначально почти поэтической души, или гениальный человек». [ 10 ]
Семейное прошлое
[ редактировать ]Филиппо Андреа Франческо Колетти родился 11 мая 1811 года в Ананьи , средневековом городе, расположенном к востоку-юго-востоку от Рима, в районе Фрозиноне . [ 11 ]

Родители Колетти, Венанцио Колетти и Анджела Вити, имели скромный достаток и образование. У Колеттис было восемь детей: Роза, Филиппо, Андреа, Алессандро, Темистокл, Доменико и еще две дочери. Семья жила в центре города, на углу улиц Виа Маджоре и Виколо Челлаккьо. Благодаря гонорарам за пение Филиппо Колетти, которыми распоряжался его отец Венанцио, семья переехала в большую собственность за пределами Ананьи в 1843 году. Венанцио продолжал инвестировать в землю и здания. После смерти Венанцио управление взял на себя брат Колетти Андреа. Поместье Колетти сегодня существует как винодельня Coletti-Conti. [ 12 ] Младший брат Колетти Доменико был оперным певцом, который переехал в США и жил в Нью-Йорке. [ б ]
В 1845 году 33-летний Колетти женился на семнадцатилетней Марии, дочери городского клерка Ананьи (Segretario comunale) Джованни Амбрози. Брак был организован отцом Колетти Венанцио и оказался счастливым. У Филиппо и Марии было четверо детей: Тито, Десио, Лавиния и Валерия. [ с ]

Начало карьеры 1834–1840 гг.
[ редактировать ]Колетти начал свое музыкальное образование в Риме, затем перешел в Неаполь Real Collegio di Musica , где учился у тенора Алессандро Бусти, ученика кастрата Джироламо Кресенти. [ 21 ] Бусти посвятил Колетти « Студию канто для баритона» (опубликовано в 1874 году). [ д ] Колетти дебютировал в Театре дель Фондо (1834) в роли Просдочимо в опере Россини « Турко в Италии» . Его выступление было признано судом большим успехом и положило начало его карьере. [ и ]

Колетти перешел в соседний театр Сан-Карло , где исполнял колоратуры и бельканто партии в операх Винченцо Беллини » «Амминистрация (Вальдебурго), , » Россини «Моисей в Египте « Маометто II» и «Семирамида» (Ассур), [ ж ] а также кантата Джузеппе Курчи «Руджеро» в январе 1835 года. [ 23 ] Позже в том же году Колетти исполнил свою первую из многих ролей в опере Джованни Пачини – Бриано/Вильфредо в «Айвенго» . [ г ] За пределами Неаполя Колетти выступала в «Карло Феличе» в Генуе в сезоне 1835–1836 годов, пела в Доницетти « Джемме ди Вержи» в Театро Валле в Риме и в в Беллини «Пуританах» Падуе (1836). [ 25 ]
Четырехлетняя работа в Королевском театре Сан-Карлос в Лиссабоне (1837–1840) включала первую лиссабонскую постановку «Дон Жуана» Моцарта, опер братьев Риччи, [ ч ] Саверио Меркаданте , Джузеппе Персиани и Фердинанда Герольда , а также главные роли в Доницетти » «Торквато Тассо (январь 1837) и Марина Фальеро Доницетти , Просперо Сарсапарилья в «Удобстве и неудобстве театральном» и роль Висконти в Беллини « Беатриче ди Тенда» . За время своего пребывания в Лиссабоне Колетти почти каждую неделю появлялся в новом амплуа. Доницетти К тому времени, когда он покинул Лиссабон, после того как в ноябре 1840 года спел последнюю партию Белькоре в «Любовном напитке» , [ 26 ] Колетти исполнил большую часть баритонового репертуара бельканто Россини, Беллини и Доницетти. [ 27 ]
Лондонский бунт 1840 года
[ редактировать ]Пьер Лапорт, импресарио Театра Ее Величества в Лондоне, нанял талантливого, но неизвестного Колетти в качестве замены кумира публики, баритона Антонио Тамбурини (1800–1876). Лапорт надеялся избавиться от дорогого Тамбурини, считая Колетти равным себе и бросая его в «Пуритани» . Но каким бы талантливым ни был Колетти, он не был членом «старой гвардии», и дива Джулия Гризи и другие спровоцировали бунт. [ я ] [ 29 ]
Опера прошла в совершенной тишине; и действительно, был встречен обычными аплодисментами, из которых Колетти, заменивший Тамбурини, получил весьма значительную долю - знак, без сомнения, со стороны предполагаемых повстанцев, что у них не было никаких личных чувств против этого отличный исполнитель. Когда опера закончилась, послышались крики: «Лапорт!» и «Тамбурини!» которые продолжали увеличиваться и распространяться во всех частях дома, пока не превратились в бушующую бурю. [ 30 ]
Этот бунт стал знаковым событием, упомянутым в Musical Times еще в 1868 году, когда сгорел театр Хеймаркет. [ 31 ] Р. Х. Барэм описывает бунт в книге «Ссора в омнибусе » (то есть «театральной ложе»): Легенда о Хеймаркете Бархэма (из «Легенд Инголдсби» ):
Хотя Фиддл-де-Ди (то есть Тамбурини) поет громко и ясно,
И его тон сладок, но его условия дороги!
«Перчатка не подойдет!»
Черт побери немного.
Я дам помолвку Фал-де-раль-титу!
(т.е. Колетти. Однако пение Колетти не смогло полностью убедить публику :)
Суфлер поклонился и пошел к своему ларьку,
И зеленое сукно поднялось по зову Суфлера,
И Фал-де-раль-тит пел фол-де-рол-лол;
Но едва он сделал
Когда началась «ссора»,
Такого шума никогда не слышали под солнцем.
Фиддл-де-ди!
Где он?
Он Артист, которого мы все хотим видеть! [ 32 ]
Италия 1841–1846 гг.
[ редактировать ]Вернувшись в Европу, Колетти пел в Вене, Болонье и в Бергамо, где познакомился с Доницетти , который приехал из Милана в Бергамо, чтобы послушать выступление Колетти в его «Марине Фальеро» . [ 33 ] Доницетти Колетти спела «Торквато Тассо» Беллини и «Беатрис ди Тенда» в Ла Скала в 1841 году, исполнив там роль Эдмондо в Отто Николаи » «Пролаворо (1841). [ 34 ] Пачини После исполнения заглавной партии Дука д'Альба в театре Ла Фениче (1842) в Венеции, Колетти переехал в Неаполь, где оставался до 1846 года в качестве ведущего баритона Сан-Карло. [ 35 ] В Неаполе Джованни Пачини написал для Колетти роль Пьеро Дзампарди в своей опере «Fidanzata Corsa » (1842); опера и выступление Колетти имели огромный успех. [ 36 ] Гаэтано Доницетти Колетти создал Лузиньяно в «Катерине Корнаро» (1844). Премьера оперы потерпела катастрофу, и Доницетти обвинил в неудаче актерский состав и Колетти. [ 37 ] Отношения между ними были восстановлены несколько месяцев спустя, когда Доницетти вернулся в Неаполь, чтобы подняться на гору Мария ди Роган . [ 38 ] В 1845 году Колетти создал Гусмано в опере Верди «Альзира» . Тенор Гаэтано Фраскини , который часто пел с Колетти, исполнил партию Саморо. [ Дж ] Евгения Тадолини исполнила роль Альзиры. Верди настоял на участии Колетти по контракту и на протяжении многих лет оставался верным Колетти. [ к ] Колетти также был первым выбором Верди для оперы «Уна вендетта в домино», предназначенной для Неаполя и никогда не написанной. [ 40 ]
Колетти спела в 1846 году первое исполнение оперы Верди « Я должен Фоскари» в Париже, а в сезоне 1847–48 исполнила заглавную партию в » Моцарта « Дон Жуане , а также в « операх Россини La gazza ladra» и «La donna del lago» . За ними последовали Вена, Прага, Дрезден, Лейпциг и Кельн. [ 41 ]
Второй лондонский период 1847–1851 гг. И Маснадьери.
[ редактировать ]
После бегства звездного баритона Тамбурини в Ковент-Гарден Колетти вернулась в Театр Ее Величества, нанятая преемником Лапорта Бенджамином Ламли . » Верди Ламли выбрал «Набукко , «чтобы представить Колетти, который появился в роли обезумевшего короля (ранее которого так эффективно поддерживал Форнасари) и был встречен с энтузиазмом». [ 42 ] Бенджамин Ламли был полон решимости найти лучших артистов для своего театра. [ 43 ] Он переписывался с Джузеппе Верди.
с целью получить от него работу, предназначенную для лондонского совета. Верди уже обещал оперу на тему «Короля Лира», главная часть которой предназначалась синьору Лаблашу. Однако в тот раз воплощению замысла помешала тяжелая болезнь композитора. Теперь Верди предложил свою «Манадьери», написанную на тему известной пьесы Шиллера «Ройбер», и этим предложением я был вынужден закончить. В четверг, 2 июля, I masnadieri вышел (после утомительных репетиций под руководством самого композитора) с актерским составом, в который входили Лаблаш, Гардони, Колетти, Буш и, прежде всего, Дженни Линд, которая должна была выступать в только второй раз в ее карьере, в совершенно оригинальной партии, написанной специально для нее. В ночь первого представления дом был переполнен. Опера имела, по всей видимости, триумфальный успех: композитор и все певцы были удостоены самых высоких почестей. Действительно, все артисты отличились в своих отдельных ролях. Дженни Линд играла превосходно и превосходно пела отведенные ей арии. [ л ]
Для Колетти создание роли Франческо в опере Верди «Манадьеры » под управлением самого Верди было личным успехом: «Прием Колетти публикой в субботу вечером прибавил еще один лавр на челе мистера Ламли и придал публике возросшее доверие ко всем обещания, изложенные в его столь яростно катехизированном проспекте, никогда еще оперный сезон не начинался так благоприятно. [ 44 ] Верди переписал кабалетту своей арии для Франческо «Тремате о Мизери», услышав голос Колетти. [ 45 ] Колетти оставался в Лондоне до 1850 года, исполняя разнообразные партии в репертуаре итальянских баритонов , выступая в операх «Линда ди Шамуни» , «Пуританы» , «Любовный напиток» и, в первую очередь, «Дож» в опере Верди «Я из-за Фоскари» . [ 46 ] В Лондоне Колетти исполнил роли в Сигизмунда Тальберга » «Флоринде и Балфа » «I quattro fratelli , а также роль Фердинанда в Галеви » «Темпесте в 1850 году. [ 47 ]
Зрелость 1848–1861 гг.
[ редактировать ]
Колетти выступала в течение трёх сезонов в Санкт-Петербурге (1848–51), исполняя оперы «Ломбарди» Россини Верди и «Гульельмо Телль» . Он также путешествовал до Соединенных Штатов. [ 48 ] Он также выступал в Мадриде в сезоне 1851–1852 годов. [ 49 ]
В Риме Колетти спела «Риголетто» в 1851 году (опера дана под цензурным названием «Вискарделло»), «Я из-за Фоскари» , «Бал-маскарад» (Т. Аполлон, 1854) и «Я сицилийская вечерня» (Т. Аргентина, 1856). Он также исполнил роль Гамлета в «Гамлете» Луиджи Морони (1860).
В Венеции Ла Фениче Колетти пел в опере «Лючия ди Ламмермур» , опере Верди I «Фоскари и Стиффелио» (1852) (которую он также пел в Ла Скала в 1851 году). В 1854 году Верди переложил для него партию Жермона в «Травиате» . [ 50 ] Эта версия, исполненная в венецианском театре Галло ( Театр Сан-Бенедетто ), стала окончательной: газета Gazzetta Musicale di Milano утверждала, что Колетти в этой возрожденной версии «Травиаты » «впервые по-настоящему узнала характер Жермона, что Колетти затем будет бесчисленное количество раз интерпретировать во всех театрах Италии». [ 51 ]
В 1857 году Колетти исполнил заглавную партию в « » Саверио Меркаданте в Пеладжио театре Сан-Карло в Неаполе (1857). Верди рассматривал Колетти как главную роль в своей опере «Лир для Неаполя» (которую он так и не написал). [ 52 ] В письме того периода о возрождении Симона Бокканегры Верди пишет:
Если вы действительно намереваетесь подняться на Бокканегра, идеальным составом будут Колетти, Фраскини и Пенко, а также Basso profundo, которого еще нужно будет найти. Было бы ошибкой исполнять эту оперу с другим составом! Для Дожа нет никого лучше Колетти. [ 53 ] [ 54 ]

В 1858 году карикатурист Мельхиорре Дельфико нарисовал Верди за фортепиано, репетирующего Симона Бокканегра. [ 55 ] Верди изображен за фортепиано спиной к зрителю, Колетти справа от него читает ноты, в то время как Фраскини и остальные актеры Симона Бокканегра стоят вокруг и смотрят. [ м ]
Уход со сцены
[ редактировать ]В сезоне 1861–1862 годов Колетти, уже не являвшийся первым выбором в Италии, нашел работу в Королевском театре в Мадриде, исполняя оперы Доницетти и Верди, а также » Ахилле Пери «Джудитту . [ 56 ] В Неаполе он создал свою последнюю новую роль – Аппио Клаудио в Эррико Петреллы » «Вирджинии ; Но голос Колетти ухудшился до такой степени, что он был вынужден уйти в отставку. После нескольких лет преподавания и проживания попеременно в Риме и Ананьи, Колетти в 1866 году написал Верди с просьбой о помощи. Верди ответил тепло и деликатно, но не смог ему помочь. [ н ]
Колетти предприняла попытку ненадолго вернуться в 1867 году, исполнив басовую партию Мефистофеля в «Фаусте» Гуно в Палермо, заслужив аплодисменты и вежливые отзывы. [ о ] Еще одна басовая партия, которую Колетти спела в том году, - это Филиппо II в опере Верди « Дон Карлос» в Турине. Всегда любимый артист Сан-Карло в Неаполе, Колетти был повторно принят на работу на сезон 1868–69, но после «бурного исполнения первой оперы сезона « Джоне 28 » Э. Петреллы октября он расторг контракт и ушел в отставку. хороший". [ п ] Колетти переехал в Рим, затем в свой родной город Ананьи. В более поздние годы Колетти стал заниматься гражданскими обязанностями Ананьи, а также преподаванием ( Эдуард де Решке был одним из его учеников). [ 59 ] и писать. Колетти выпустила Melodico. альбом песен [ 60 ] трактат о пении «Итальянская певческая школа» (Рим, Форцани, 1880 г.), [ q ] и эссе о состоянии итальянской оперы, L'Arte Melodrammatica Italiana (Рим, Форцани, 1883). О его последних годах в Ананьи мало что известно. Колетти работал над «методом пения», который к моменту его смерти остался незавершенным. Его рукопись обрывается в том месте, где он пишет: «Я перестаю писать ноты, потому что мое зрение, ослабленное старостью, становится все более затуманенным, поэтому мне нужно приостановить свою работу, с намерением продолжить ее и завершить». если добрый Господь хочет, чтобы я прожил еще немного». [ р ]
Колетти умер в 1894 году. В некрологе The Musical Times от 1 августа 1894 года о Колетти говорилось: «Он также запомнился как единственный исполнитель, в котором Карлайл видел какие-либо заслуги во время своего знаменитого визита в оперу». [ 62 ]
Критическая оценка
[ редактировать ]Философ и писатель Томас Карлейль : «В частности, один певец по имени Колетти или какое-то подобное имя показался мне по выражению его лица, по тонам его голоса, по его общей осанке, насколько я мог это понять, быть человеком глубокой и пылкой чувствительности, тонкой интуиции и справедливых симпатий, изначально почти поэтической душой или гениальным человеком, как мы это называем; [ с ]
Итальянский оперный композитор Джованни Пачини из своих «Мемуаров» : «Знаменитый Колетти в той роли, которую я ему доверил, не мог быть превзойден ни одним другим артистом. Даже Париж, когда моя удачная работа была представлена в Итальянском театре, провозгласил Колетти «величайшим» ', 'недосягаемый'». [ 64 ]
Из британского музыкального журнала XIX века Musical World : [ 65 ] «Недостатки, которые мы должны возложить на него в вину – кто из нас без них? – это недостаток цвета в его выражении лица, монотонность формы его каденций и метод достижения высоких нот, свойственный плохая школа пения». [ т ]
Лексикограф Франческо Регли [ 67 ] пишет: «С великим удивлением наблюдаешь за легкостью, с которой он исполнял самые трудные роли, как драматические, так и ловкие, необыкновенную протяженность его голоса и колорит, который так необходим различным персонажам музыки». [ в ]
![]() |
![]() |
![]() |
Роли созданы
[ редактировать ]
- 1835 Бриано/Вильфридо Джованни Пачини Айвенго Театр Сан-Карло, Неаполь
- 1836 Родольфо/Али Паша Томмазо Хеновес (испанский композитор Томас Хеновес и Лапетра) Битва при Лепанто , Театр Валле, Рим
- 1841 Эдмондо Отто Николай Проскрипт , Ла Скала, Милан
- 1841 Кантарено Карло Эмери Коэн (художественное имя композитора Генри Коэна) Антонио Фоскарини , Театр дель Комуне, Болонья
- 1842 Пьеро Зампарди Джованни Пачини Корсиканская невеста Театр Сан-Карло, Неаполь
- 1842 Эгберт Алессандро Курми Элодия из Херсталля 26 сентября 1842 года с Евгенией Тадолини в роли Элодии
- 1842 Герцог Альба Джованни Пачини Герцог Альба Театр Ла Фениче, Венеция
- 1844 Лузиньяно Гаэтано Доницетти Катерина Корнаро Театр Сан-Карло, Неаполь
- 1844 Пьетро Кандиано IV Джованни Баттиста Феррари Кандиано-кварто Театр Галло Сан-Бенедетто, Венеция [ 69 ]
- 1844 Франческо Сфорца Винченцо Баттиста (итальянский композитор 1823–1873) Маргарита д'Арагона Театр Сан-Карло, Неаполь [ 70 ]
- 1845 Гусмано Джузеппе Верди Альзира Театр Сан-Карло, Неаполь
- 1845 Родриго Саверио Меркаданте Иль Васчелло де Гама , Театр Сан-Карло, Неаполь [ 71 ]
- 1845 Джанни ди Капуа, Джованни Пачини Стелла ди Неаполь , Театр Сан-Карло, Неаполь
- 1847 Франческо Джузеппе Верди Бандиты Театр Хеймаркет, Лондон
- 1850 Фердинанд Галеви La tempesta ( Буря ) Театр Хеймаркет, Лондон
- 1851 Ивон Майкл Уильям Балф Театр «Четыре брата Хеймаркет», Лондон
- 1851 Мануцца Сигизмонд Тальберг Театр Флоринды Хеймаркет, Лондон
- 1851 Морилло Гуалтьеро Санелли (итал. комп. и тенор Фердинандо Санелли 1816–1861) Преданный! Ла Фениче, Венеция
- 1856 Лукино Висконти, Джованни Пачини Маргарита Пустерла Театр Сан-Карло, Неаполь
- 1857 Пеладжио Саверио Меркаданте Пеладжио Театр Сан-Карло, Неаполь
- 1857 Карло Гонзага Винченцо Москуцца Карло Гонзага Театр Сан-Карло, Неаполь
- 1858 Гульельмо Бельфегор-акробат Джованни Пачини Акробат , Аргентинский театр, Рим
- 1860 Клаудио Луиджи Морони (итальянский композитор, 1823–1898) Гамлет
- 1861 Аппио Клаудио Эррико Петрелла Вирджиния , Театр Сан-Карло, Неаполь
Библиография
[ редактировать ]- Бархэм, Ричард Харрис (Томас Инголдсби), Легенды Инголдсби, или Веселье и чудеса , 1840–1870, Современное издание: Кэрол Харт, редактор, Легенды Инголдсби, Том 2 , SpringStreet Books; аннотированное издание (2013 г.), ISBN 978-0-9795204-8-8
- Бадден, Джулиан , Две Травиаты, Труды Королевской музыкальной ассоциации, Том. 99, (1972–1973), Паб. Тейлор и Фрэнсис, стр. 43–66.
- Карлайл, Томас (1854). « Опера » . Архивировано из оригинала 1 марта 2004 года . Проверено 31 августа 2013 г.
- Чорли, Музыкальные воспоминания Генри Фотергилла за тридцать лет , Том 1, Лондон: Херст и Блэкетт, Издательство, 1862, стр.183; Современное издание: Издательство Кембриджского университета (2009). ISBN 978-1-108-00140-3
- Кокс, Дж. Э. Музыкальные воспоминания за последние полвека (Лондон, 1872 г.), Modern Ed. ООО «ХардПресс» (2013 г.), ISBN 978-1-314-08312-5
- Дэвисон, Дж. У. , Музыка викторианской эпохи. от Мендельсона до Вагнера; «Мемуары Дж. У. Дэвисона, сорокалетнего музыкального критика газеты The Times» , составленные его сыном Генри Дэвисоном (Лондон, 1912); Современный Эд. Издательство Кембриджских ученых (2010), ISBN 978-1-153-04567-4
- Харвуд, Грегори В. Джузеппе Верди: Исследовательский и информационный справочник (Routledge Music Bibliographies) 2012, ISBN 978-0-415-88189-0
- Леоне, Гвидо Работа в Палермо с 1653 по 1987 год , Publicisicula editrice, 1988, ASIN: B00450KR04
- Ламли, Б., Воспоминания об опере , Херст и Блэкетт, Лондон, 1864 г.
- Распа, Джампьеро «Биографические заметки о баритоне Ананьи Филиппо Колетти (1811–1894)», в « Сочинениях памяти Джузеппе Маркетти Лонги» , том. II, стр. 483ff., Институт истории и искусства Южного Лацио, 1990. На итальянском языке.
- Обзор композиции Колетти для хора, 1874 г. (на итальянском языке)
- Мульт. Авторы, «Материалы конференции о Филиппо Колетти», в Лацио – Журнал исторических исследований – Институт истории и искусства Южного Лацио, 1996, 13 ( Материалы конференции, состоявшейся в 1994 году в Ананьи по случаю столетия Смерть Филиппо Колетти Эта книга содержит следующие очерки съезда 1994 года о Филиппо Колетти (все на итальянском языке):
- Джулиан Бадден , Колетти в Лондоне , с. 121 и след.
- Томмазо Чечилия, Филиппо Колетти и музыкальная жизнь Ананьи в первой половине девятнадцатого века, стр. 159 и далее.
- Чезаре Корси, Размышления о пении и дидактические произведения Филиппо Колетти , стр. 145 и след.
- Джорджо Гуалерци, «Исторический» баритон для Верди , с. 115 и далее.
- Пьерлуиджи Петробелли, Колетти и Верди , с. 105 и далее.
- Театр Ла Фениче, Программные заметки к Марии ди Роган , 1999 г. [1]
- Зикари, Массимо. Верди в викторианском Лондоне. Кембридж, Великобритания: Издательство Open Book Publishers, 2016.
Изображения (источники)
[ редактировать ]- Портрет головы и плеч Филиппо Колетти, оперного певца-баритона XIX века в Риме, 1852 год.
- Россини Филиппо Колетти в «Семирамиде»
- Филиппо Колетти в Мадриде, в оперном костюме, фото Лорана, Мадрид; из архива Рикорди Милан
Библиография: Словарные статьи.
[ редактировать ]- Лора Мэйси, Эд. Книга оперных певцов Рощи , Гарольд Розенталь / Джулиан Бадден , запись «Колетти, Филиппо»
- запись «Колетти, Филиппо» в Биографическом словаре итальянцев , вып. 26, с. 734–736, Рим, 1982 г.
- запись «Колетти, Филиппо» в Энциклопедии развлечений , вып. III, столбцы 1065–66.
- Франческо Регли, Биографический словарь , Турин, 1860, с. 135, запись «Колетти, Филиппо»
Сочинения Филиппо Колетти (на итальянском языке)
[ редактировать ]- Колетти, Филиппо, Певческая школа в Италии: мысли артиста / Кав. Филиппо Колетти , Рим: Форцани и К.,
- Колетти, Филиппо, итальянское мелодраматическое искусство: спонсируется достопочтенным Бовио в Палате депутатов: соображения / художник Филиппо Колетти , Рим: Форзани и К., 1883
- Колетти, Филиппо, О материальном и моральном состоянии города Ананьи: соображения, адресованные лордам муниципального совета Ананьи / советник Филиппо Колетти , Рим: Совет. Союза кооператива Эдитрис, 1891 г.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Здесь цитата из газетной статьи 1871 года из L'Indicatore teatrale , Флоренция, 17 июня, 1871, год V, номер 13] Крепкий, мелодичный, гибкий, металлический и вдохновляющий голос в сочетании с идеальной школой пения сделал Колетти бессмертен и прославлен.
- ↑ Доменико Колетти пел со своим братом Филиппо в Вене в 1841 году. [ 13 ] создал роль Седрико в » Отто Николаи в театре «Кертнертор» в Вене. «Тамплиоре в том же году [ 14 ] выступал в Венеции, Риме, Ровиго [ 15 ] и Брешия [ 16 ] пел в Гаване, Куба, в течение пяти месяцев, но, похоже, эмигрировал в 1850 году в Соединенные Штаты. Доменико пел партии баса и бас-баритона в региональных передвижных оперных труппах, таких как оперные труппы Марацека, Ла Гранжа, Ульмана и Вествали. Он также пел на сцене с баритоном Джорджио Ронкони в Нью-Йорке. [ 17 ] [ 18 ] Доменико был женат на оперной певице, его сын Паоло Эмилио вернулся в Италию после смерти Доменико в 1880 году . » от Маометто с оживлением и справедливой исполнительной властью». [ 19 ]
- ^ Тито родился в Ананьи в 1846 году и женился на своей детской любви Эрминии Конти после того, как Филиппо Колетти заключил трехлетние переговоры о брачном контракте с отцом Эрминии Конти Андреа; Десио, родившийся в Париже в 1848 году, талантливый певец, слишком робкий для сцены, женившийся на графине Терезе Ладерки; Лавиния, которая часто пела с Колетти на концертах и светских мероприятиях и умерла молодой от нервной болезни; и Валерия, родившаяся в Риме в 1853 году и вышедшая замуж за маркиза (англ. Marquis) Аннибале Оссоли Делла Торре. [ 20 ]
- ↑ Алессандро Бусти исполнил роль Дуки д'Альсираса в «Зингаре » Доницетти и был учителем пения в Реальной консерватории Неаполя , а также плодовитым композитором духовных произведений, а также певческих трактатов, в том числе Studio di canto per baritono (1874, посвящен Колетти), [ 22 ] находится в библиотеке и музыкальном архиве Национальной академии св. Чечилии в Риме. Помимо Колетти, учениками Бусти были Альфонсо Буономо (который потерял голос и обратился к композиции – композитор « Чикко и Кола» ), Гаэтано Брага , Винченцо Курти (пианист), Николо Габриэлли, Эреннио Гаммьери и Рафаэле Мирате , См. также: Люси Манен, Бель Пение: преподавание в школах классической итальянской песни, ее упадок и восстановление , Oxford University Press ISBN 978-0-19-317109-1 , многочисленные упоминания о технике Бусти.
- ↑ Джампьеро Распа, Биографическая заметка sul baritono Ананьино Филиппо Колетти (1811–1894) , цитируется письмо Колетти с описанием успеха выступления: «Я наконец сделал свой первый шаг на сцене Reale Teatro del Fondo. ... Я Я очень доволен успехом, так как мне аплодировали суд, публика и меня вызывали вперед, чего трудно ( достичь ) в этих Вся моя карьера зависела от этого события».
- ^ См.: Музыкальный мир , том 22, с. 789, «мы не должны забывать Колетти, который в роли Ассура удостоился бурных аплодисментов за свою широкую манеру игры и драматический стиль.
- ↑ Композитор Отто Николай писал об этой премьере: «Сюжет слишком сложен для оперы. Музыка хорошая, но в итальянском стиле. Певцы были не лучшего сорта, но господин Колетти, с которым я раньше встречался в Риме еще будучи священником, он хорошо играл на басу». [ 24 ]
- ^ Луиджи Риччи (композитор) и Федерико Риччи
- ^ Генри Фотергилл Чорли пишет: [ 28 ] «Одним из самых оживленных вечеров сезона 1840 года был вечер бунта Тамбурини... Намерение вытеснить этого превосходного артиста, находившегося тогда в расцвете сил, и заменить его синьором Колетти - еще одним прекрасным певцом (вторым по значимости) и достижения) - был встречен с таким пламенным негодованием, какое редко можно было наблюдать».
- ↑ Гаэтано Фраскини создал множество ролей Верди: Саморо в «Альсире» в 1845 году, Коррадо в «Корсаро» 1848 года, Арриго в «Битве Леньяно» 1849 года, главную роль в «Стиффелио» 1850 года и Риккардо в «Бале-маскараде » 1859 года. Он часто пел с Колетти, 1842 г. Пачини «Корсиканская подруга» в Сан-Карло, Неаполь, 1844 г. Доницетти «Катерина Корнаро» в Сан-Карло, Неаполь, 1846 г. « Мария ди Рохан» Доницетти в театре «Кертнерторхорт» в Вене, 1847 г. «Я должен Фоскари» на Хеймаркете в Лондоне и «Сицилийские вечера» 1856 г. в Риме. В 1858 году Колетти и Фраскини исполнили роли в Гаэтано Браги » «Портрете » Верди и «Симоне Бокканегра в Неаполе.
- ↑ Цитата: «В переписке между Верди и импресарио театра Сан-Карло, заказавшим оперу, композитор заявил – на фоне своих условий – что в список певцов будет входить Колетти, демонстрируя с того времени признательность для певца, которого не станет меньше в последующие годы». («В переписке между Верди и импресарио Сан-Карло, заказавшим оперу, композитор поставил одним из своих условий включение Колетти в список певцов, продемонстрировав с этого момента, что это будет никогда не подведут в последующие годы»). [ 39 ]
- ^ Бенджамин Ламли, Мемуары об опере , стр. 192–193. Ламли продолжает описание умеренного успеха I masnadieri : «Но все же Маснадьери нельзя было считать успехом. То, что благодаря этому произведению я принял правильный курс, было не подлежит сомнению. Я убедил итальянского композитора, чья репутация стояла на вершине континентальной славы, написать оперу специально для моего театра, а также руководить ее постановкой. Большего я не мог сделать, чтобы доставить удовольствие покровителям итальянской музыки, желавшим услышать новые произведения. В подтверждение мнения лондонской публики можно сказать, что I masnadieri никогда не пользовался успехом ни на одной итальянской сцене. Либретто было построено даже хуже, чем это обычно бывает при адаптации иностранных драм к итальянской опере. Для Театра Ее Величества произведение было особенно неподходящим. Интерес, который должен был быть сосредоточен на мадемуазель Линд, сосредоточился на Гардони; в то время как Лаблашу, как заключенному в тюрьму отцу, приходилось делать единственное, что он не мог сделать до совершенства, - изображать человека, почти умирающего от голода». (стр. 193)
- ↑ Колетти была замечена на обложке Opera News в январе 1974 года в карикатуре Дельфико ; обсуждение Дельфико и этой конкретной карикатуры см.: Анна Мария Иоаннони Фиоре, Фиорелла Фумо и Таня Гатто, Музыка в искусстве , Vol. 34, № 1/2, Музыка, тело и сцена: иконография музыкального театра и оперы (весна – осень 2009 г.), стр. 229–243, Издатель: Научно-исследовательский центр музыкальной иконографии, Аспирантура, Городской университет. Нью-Йорка
- ↑ Верди пишет: «Я в отчаянии от того, что не могу служить вам, но вы понимаете, что в моем нынешнем положении я не могу сделать ни шагу, не потеряв достоинства, единственная безопасность — знать, что я ничего не добьюсь». [ 57 ]
- ^ «Больше, чем кто-либо другой, заслужили бурные овации Ла Берини [сопрано Энричетта Берини], исполнившая гениальную роль Маргариты, и баритон Колетти, который с величием и талантом поддержал трудную личность Мефистофеля, реалистично охарактеризовав его», цитируется у Гвидо Леоне. , Опера в Палермо с 1653 по 1987 год, стр. 441, опубликованное издание, 1988 г., ASIN: B00450KR04.
- ^ Цитата из: «Колетти Филиппо», Биографический словарь итальянцев , том. 26, с. 734–736, Рим, 1982. «... но после бурного исполнения первой оперы сезона он расторг контракт и окончательно ушел в отставку». Упоминание Amadeus Online об исполнении Колетти главной роли в « Гамлете » Амбруаза Тома в Нью-Йорке в 1872 году совершенно невероятно; возможно, в этом участвовал брат Колетти Доменико, однако Доменико обычно пел басовый репертуар. [ 58 ]
- ^ Трактат Колетти не напечатан, но Чезаре Корси цитирует его в своих «Мыслях о пении» и дидактических произведениях Филиппо Колетти (на итальянском языке)]. Колетти утверждает, что мастера пения Россини и предыдущих эпох использовали не письменные или печатные «методы» пения, а скорее лист бумаги. По этому поводу они записывали упражнения и добавляли к этим листам трели, группетти и т. д., которые использовались многие годы. Таким образом, ученики осваивали эмиссию голоса, ловкость, акценты, фразировку, контроль дыхания, регистрацию, окраску и произношение. каждый раз с добавлением новых листов бумаги. Колетти утверждает, что великая тайна искусства заключалась в самом первом листе, полученном учеником» (Ф. Колетти, Школа пения , стр. 9). [ 61 ] «Итальянские школы пения... достигли такого уровня славы, что главные города Европы, очарованные красотой и мастерством наших голосов, повсюду встречали нас аплодисментами и наградами. Итальянская зарубежная опера стала встречей Это точка наиболее избранной части нации, и наш метод пения стал образцом красоты и элегантности. Итальянский театр все еще жив в этих странах с прогрессивной вежливостью, но только по имени и языку, поскольку произведения и труппы, которые представляют его уже не исключительно итальянские, а космополитические. Рядом с итальянским артистом можно услышать – и в наших театрах – французского артиста, немца, испанца и англичанина, и все они поют на своем языке, однако с выделением голоса и произношением, соответствующим природе; свой родной язык». (Ф. Колетти, Школа пения стр. 56). Чезаре Корси, «Стрельба на песне и дидатская опера» Филиппо Колетти
- ^ Цитируется по Чезаре Корси, Размышления о пении и дидактических произведениях Филиппо Колетти.
- ↑ Полная цитата: «Вкратце мой отчет об Опере Хеймаркет таков: Люстры, канделябры, роспись, позолота по усмотрению; зал как халиф Альрашида или тот, кто командовал рабами Лампы; зал как если бы его обустроили гении, независимо от затрат и затрат человеческого капитала, художники, как их называют, тоже были бы собраны вместе с концами. всего мира, независимо от затрат, танцевать и петь, некоторые из них даже гении в своем ремесле, отмеченные Природой способными на совсем другую работу, чем визжать здесь, как слепой Самсон, чтобы развлекать филистимлян!» [ 63 ]
- ↑ Более полная цитата: «У Колетти, пожалуй, самый великолепный баритон, который мы когда-либо слышали. ... Стиль Колетти энергичный и мужественный, а тона его мощного и великолепного голоса наполняют всю площадь Театра Ее Величества. Его Голос музыкален настолько, насколько его сила. его ритм и метод достижения высоких нот, принадлежащий плохой школе пения... Его необычная безупречность интонации дает ему большое преимущество перед Ронкони... а сила его легких заставила бы его утонуть. мягкий баритон Тамбурини, но, с другой стороны, Ронкони, несмотря на свои колеблющиеся интонации, обладает разнообразием стиля и страстной интенсивностью выражения, которые оставили бы Колетти далеко позади него в более высоких требованиях. драматической песни, тогда как Тамбурини, как гибкий вокалист и актер разной силы, в равной степени превосходит его. [ 66 ]
- ↑ Более обширная цитата: «Можно сказать, что у Колетти за всю его карьеру не было ни минуты покоя… Чтобы петь в таком преклонном возрасте, он никогда не переставал учиться… С большим удивлением можно наблюдать, с какой легкостью он исполнял самая трудная из ролей, как драматическая, так и подвижная, необычайная широта голоса и колорит, столь необходимый в различных образах музыки. Он, пожалуй, единственный артист, который мог бы гордиться таким количеством изысканных талантов. , талантами он обязан не только к природе, но к настойчивости и самоотдаче в учебе. Легкость, с которой он вокализировал, тот факт, что он всегда сохраняет идеальную интонацию, предлагая своему слушателю всегда последовательный тембр голоса. Он безобразен. [ 68 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Творцы ролей Верди» .
- ^ Статья с многочисленными примерами двух версий строк Жермона: Джулиан Бадден, Две Травиаты , Труды Королевской музыкальной ассоциации, Том. 99, (1972–1973), Паб. Тейлор и Фрэнсис, стр. 43–66.
- ↑ Обзор в L'Eptacordo, anno I, n.33, стр.135, Рим, 31 января 1856 г.
- ^ Эрнани вчера и сегодня: материалы международной учебной конференции , Модена, Театр Сан-Карло, 9–10 декабря 1984 г. Передняя обложка. Пьерлуиджи Петробелли. ЭДТ ООО, стр. 275–277
- ^ Джампьеро Распа, Биографические заметки о баритоне Ананьи Филиппо Колетти (1811–1894) , в Scritti in memoria di Giuseppe Marchetti Longhi , том II, стр. 483 и последующие, Институт истории и искусства Южного Лацио, 1990. В Итальянский.
- ^ Лаура Мэйси, Эд. Книга оперных певцов Рощи , Гарольд Розенталь / Джулиан Бадден, запись «Колетти, Филиппо»
- ^ Несколько авторов, «Материалы конференции о Филиппо Колетти», в Лацио - Журнал исторических исследований - Институт истории и искусства Южного Лацио, 1996, 13 (Материалы конференции, состоявшейся в 1994 году в Ананьи по случаю столетие со дня его смерти Филиппо Колетти.)
- ^ Шмидгалл, Гэри. «Проект Верди « Король Лир ». Музыка XIX века 9, вып. 2 (1985): 83–101. По состоянию на 27 августа 2020 г. дои : 10.2307/746575
- ^ Колетти, Филиппо: Мелодичный альбом: для пения в сопровождении фортепиано , Милан: Ф. Лукка, около 1871, Opac SBN – Musica a Stampa – Монография [IT\ICCU\MUS\0244781]
- ^ Томас Карлайл , Опера , Эссе, 1854 г. Архивировано 1 марта 2004 г. в Wayback Machine.
- ^ Ананьи называют «Городом Пап» : в Ананьи жили, правили или родились пять пап. Иннокентий III (урожденный Лотарио деи Конти ди Сеньи в 1160 году), Григорий IX (урожденный Уголино деи Конти ди Сеньи), Александр IV (урожденный Ринальдо деи Конти ди Сеньи 1180?–1185?) и Бонифаций VIII (урожденный Бенедетто Каэтани) в Ананьи в 1235 г.). Матерью Бонифачо была Эмилия Конти, сестра Папы Григория IX. Другим папой Конти был Микеланджело Конти, избранный в 1721 году папой Иннокентием XIII. Сын Филиппо Колетти Тито в конечном итоге женился на представительнице этой прославленной семьи Конти. Ананьи был летней резиденцией папства до недавнего перевода в Кастель Гандольфо . Центр города состоит из романских церквей, колокольен, собора, дворца Бонифация VIII, городского дворца и крутых извилистых улиц, окруженных городскими стенами, построенными римлянами.
- ^ сайт семейного поместья Колетти Конти
- ^ Общая музыкальная газета - т. 43, Лейпциг, Брейткопф и Хертль, 1841, с. 664
- ^ Георг Рихард Крузе, Отто Николай: жизнь художника , Verlag Berlin-Wien, 1911, с. 143
- ^ Серджио Гарбато, Il Teatro Sociale di Rovigo , Марсилия, 2003, стр. 245, 246
- ^ Glissons n'appuyons pas. Критически-литературный журнал «Искусства, театры…» № 81, 1840, с. 320
- ^ Юджин Х. Кропси, Оперный театр Кросби: символ культурного пробуждения Чикаго , издательство Fairleigh Dickinson University Press (2000) ISBN 978-0-8386-3822-4 , стр. 82, 90–92, 366, 368
- ^ Вера Бродски Лоуренс, Стронг о музыке: Музыкальная сцена Нью-Йорка во времена Джорджа Темплтона Стронга, Том 3: Последствия, 1857–1862 , University of Chicago Press (1999), ISBN 978-0-226-47015-3
- ^ Атенеум: Журнал литературы, науки, изящных искусств , Nr. 2999 с. 522
- ^ Джампьеро Распа, Биографические заметки о баритоне Ананьи Филиппо Колетти (1811–1894) , в «Писаниях памяти Джузеппе Маркетти Лонги» , том. II, с. 483ff., Институт истории и искусства Южного Лацио, 1990. На итальянском языке.
- ^ Джампьеро Распа, Биографические заметки о баритоне Ананьи Филиппо Колетти (1811–1894) , в «Писаниях памяти Джузеппе Маркетти Лонги» , том. II, стр. 483ff., Институт истории и искусства Южного Лацио, 1990. На итальянском языке.
- ^ Исследование пения для баритона (Алессандро Бусти) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- ^ Упоминается как талантливый молодой певец в Allgemeine Musical Zeitung , vol. 37, июль, с. 503
- ^ Отто Николай, Дневники Отто Николая , Breitkopf & Härtl, 1892 стр. 61
- ^ Джампьеро Распа, Биографические заметки о баритоне Ананьи Филиппо Колетти (1811–1894) , в «Писаниях памяти Джузеппе Маркетти Лонги» , том. II, стр. 483ff., Институт истории и искусства Южного Лацио, 1990. На итальянском языке.
- ^ Казалья, Герардо (2005). «Филиппо Колетти 15 ноября 1840 года» . Альманах Герардо Казальи (на итальянском языке) .
- ^ Джампьеро Распа, Биографические заметки о баритоне Ананьи Филиппо Колетти (1811–1894) , в «Писаниях памяти Джузеппе Маркетти Лонги» , том. II, стр. 483ff., Институт истории и искусства Южного Лацио, 1990. На итальянском языке.
- ^ Музыкальные воспоминания Генри Фотергилла Чорли за тридцать лет , Том 1, Лондон: Херст и Блэкетт, Издательство, 1862, с. 183; Современное издание: Издательство Кембриджского университета (2009). ISBN 978-1-108-00140-3
- ^ Дженнифер Холл-Витт, Модные акты: опера и элитная культура в Лондоне, 1780–1880 (Становясь современными: новые исследования девятнадцатого века) , University Press of New England (2007) ISBN 978-1-58465-625-8 , стр. 208, 210–211
- ^ Зритель , Лондон, 1840, с. 420
- ↑ The Musical Times, 1 января 1868 г., стр. 253
- ^ Примечание редактора. Ред. Кэрол Харт, «Легенды Инголдсби», том 2 , SpringStreet Books; аннотированное издание (2013 г.), ISBN 978-0-9795204-8-8 с. 225
- ^ Роберт Штайнер-Изенманн, Гаэтано Доницетти: его жизнь и творчество , Hallwag, 1982, стр.324
- ^ Fairtile, Линда Б. «Верди в 200 лет: недавняя стипендия композитора и его произведений». Примечания 70, вып. 1 (2013): 9–36. По состоянию на 27 августа 2020 г. http://www.jstor.org/stable/43672695 .
- ^ Джампьеро Распа, Биографические заметки о баритоне Ананьи Филиппо Колетти (1811–1894) , в «Писаниях памяти Джузеппе Маркетти Лонги» , том. II, стр. 483ff., Институт истории и искусства Южного Лацио, 1990. На итальянском языке.
- ↑ Gazzetta musica di Milano, 26 декабря 1842 г., стр. 226).
- ^ Кандида Синдикус и Сабина Рогге (редакторы), Катерина Корнаро: последняя королева Кипра и дочь Венеции / Ultima regina di Cipro e figlia di Venezia. Материалы международной конференции, Венеция, 16–18 сентября 2010 г., Мюнстер: Waxmann, 2013, стр. 219–222.
- ↑ Примечания к программе Марии ди Роан, Театр Ла Фениче.
- ^ Джампьеро Распа, Биографические заметки о баритоне Ананьи Филиппо Колетти (1811–1894) , в «Писаниях памяти Джузеппе Маркетти Лонги» , том. II, с. 483ff., Институт истории и искусства Южного Лацио, 1990.
- ^ Джулиан Бадден , Верди издательство Оксфордского университета , 2008, стр. 79
- ^ Джампьеро Распа, Биографические заметки о баритоне Ананьино Филиппо Колетти (1811–1894)
- ^ Бенджамин Ламли, Мемуары об опере, с. 172
- ^ Зикари, М. (2016). Индекс. У Верди в викторианском Лондоне (стр. 337–348). Кембридж, Великобритания: Открытая книга. Проверено 27 августа 2020 г. JSTOR j.ctt1d41d0q.31.
- ^ Музыкальный мир, с. 150, суббота, 27 февраля 1847 г.
- ^ «Композиция Верди « I masnadieri» , недавно обнаруженная постановка кабалетты Франческо «Trémate o Miseri»», The Opera Journal , 24/1 (1991), стр. 19–43, ISSN 0030-3585
- ^ Лаура Мэйси, Эд. Книга Рощи оперных певцов , Гарольда Розенталя и Джулиана Баддена . «Колетти, Филиппо».
- ^ Моррис Барнетт «Буря как лирическая драма», Лондон Митчелл, 1850, с. 31
- ^ Запись: Колетти, Филиппо, в Dizionario Biografico degli Italiani , том 26, стр. 734–36, Рим, 1982 г.
- ^ квитанция об оплате за пение в Театро дель Ориенте в Мадриде, подписанная Колетти, 1852 г. Архивировано 27 сентября 2013 г. в Wayback Machine.
- ^ Статья с многочисленными примерами двух версий строк Жермона: Джулиан Бадден , Две Травиаты , Труды Королевской музыкальной ассоциации, Vol. 99, (1972–1973), Тейлор и Фрэнсис, стр. 43–66.
- ^ цит. от Газза. муз. Милана, XII [1854], с. 158. Цитируется по: Колетти, Филиппо, Dizionario Biografico degli Italiani , vol. 26, стр. 734–736, Рим, 1982:
- ^ Гэри Шмидгалл, «Проект Верди « Король Лир », Музыка 19-го века , Vol. 9, № 2 (осень 1985 г.), University of California Press, с. 99
- ^ Кристиан Спрингер , Джузеппе Верди. Жизнь, творчество, исполнители [ нужна полная цитата ]
- ^ Кристиан Спрингер, Джузеппе Верди: «Симон Бокканегра»: Документы — Материалы — Тексты о создании и приеме двух версий , 2008, Praesens Verlag, ISBN 978-3-7069-0432-2 [ нужна страница ]
- ^ Джулиан Бадден , Верди , Oxford University Press, 2008, ISBN 978-0-19-532342-9 , с. 80
- ^ Турина Гомес, Хоакин, История Королевского театра , 1997, редакция Alianza, ISBN 84-206-4253-3 , стр. 540.
- ^ Джампьеро Распа, Биографические заметки о баритоне Ананьино Филиппо Колетти (1811–1894) , в «Сочинениях памяти Джузеппе Маркетти Лонги» , том. II, стр. 483ff., Институт истории и искусства Южного Лацио, 1990 г.
- ^ Казалья, Герардо (2005). «Филиппо Колетти 22 марта 1872 года» . Альманах Герардо Казальи (на итальянском языке) .
- ↑ Герман Кляйн, Эдуард Де Резске , Musical Times, 1 июля 1917 г., стр. 301.
- ^ Филиппо Колетти, Мелодичный альбом: для пения в сопровождении фортепиано / Музыка художника Филиппо Колетти , содержащий следующие названия: N.1. Звонит последний; №2. Красота, Богатство и Любовь; №3. Зловещее воспоминание; №4. Я красивая?; №5. На луну; №6. Преданный; Библиотека Государственной консерватории имени Джузеппе Верди в Милане.
- ^ Чезаре Корси, Размышления о пении и дидактические произведения Филиппо Колетти. Материалы исследовательской конференции по баритону Верди Филиппо Колетти , IALM и Национальный институт вердианских исследований, 16 октября 1994 г.
- ^ The Musical Times, Vol. 35, № 618 (1 августа 1894 г.), с. 554
- ^ Томас Карлайл , Опера , Эссе, 1854 г. Архивировано 1 марта 2004 г. в Wayback Machine.
- ^ Джованни Пачини, Художественные мемуары , Флоренция, Гвиди, 1865, с. 100
- ^ Музыкальный мир, с. 150, суббота, 27 февраля 1847 г.
- ^ Музыкальный мир , с. 150, 27 февраля 1847 г.
- ^ Регли
- ^ Франческо Регли, Биографический словарь , Турин, 1860, с. 135
- ^ Либретто онлайн
- ^ (с Фанни Голдберг в роли Маргариты)
- ^ Копия либретто онлайн