Jump to content

Коренные жители Оахаки

(Перенаправлено с Чинантекс )

Коренные жители со всех концов Оахаки в традиционной одежде и артефактах участвуют в празднике, известном как « Гелагеца », который проводится каждый год в середине июля.

Коренные жители Оахаки являются потомками жителей территории нынешнего штата Оахака ( Мексика) , которые жили там до испанского вторжения . Несколько культур процветали в древнем регионе Оахака еще в 2000 году до нашей эры, из которых сапотеки и микстеки были, пожалуй, наиболее развитыми, со сложной социальной организацией и развитым искусством. [ 1 ]

По данным Национальной комиссии по развитию коренных народов (CDI), в Оахаке самый большой процент коренного населения после Юкатана — 48% населения. Официально зарегистрировано 16 общин коренных народов, некоторые из которых сами по себе разнообразны в культурном отношении. Многие люди социально маргинализированы и живут в нищете. [ 2 ]

Носители каждого языка

[ редактировать ]
Основные территории, занятые различными коренными народами Оахаки

16 групп и количество носителей их языков по данным переписи 2005 года:

Из них 477 788 человек не владеют испанским языком. [ 3 ] Большинство людей говорят на языках ото-мангской семьи, либо пополоканско-сапотеканской ветви, либо амузго-миштеканской ветви.

Погребальная урна сапотеков в Британском музее

Регион Оахака находится на стыке горных хребтов Сьерра-Мадре-Восточная и Сьерра-Мадре-дель-Сур , что приводит к пересеченной и гористой местности с большой центральной долиной с умеренным климатом . Климат умеренный, прохладнее на больших высотах и ​​теплее на побережье и в регионе Папалоапан , который является частью прибрежной равнины Мексиканского залива. Оахака является историческим домом для народов сапотеков и микстеков , среди других, и здесь проживает больше людей, говорящих на языках коренных народов, чем в любом другом мексиканском штате. [ 4 ]

Король и военачальник микстеков Коготь Восьми Оленьих Ягуаров (справа) Встреча с Четыреми Ягуарами, на изображении из доколумбового Кодекса Зуш-Наттолл .

Раскопки показали, что в этом регионе оседлое население существовало как минимум 4000 лет. В доколумбовый период сапотеки создали развитую цивилизацию с центром в Монте-Альбане в центральной долине, которая просуществовала между 300 г. до н.э. и 700 г. н.э. Государство было экспансионистским и распространило свою власть на север, запад и юго-запад. [ 5 ]

Дальше на запад поселения миштеков датируются 1500 г. до н.э., а миштеки также создали развитые города-государства, такие как Тилантонго и Тутутепек . Микстеки были известны своим исключительным мастерством в ювелирном деле, в котором видное место занимают золото и бирюза. Около 1250 года нашей эры ацтеки начали наступление с севера. Группы микстеков, в свою очередь, вторглись в долину Оахаки и основали штат Куилапан . Незадолго до прибытия испанцев большая часть западных и центральных районов Оахаки перешла под контроль ацтеков. [ 6 ]

Империя ацтеков распалась после захвата их столицы Теночтитлана испанцами в августе 1521 года. Испанская корона подарила Оахаку конкистадору Эрнану Кортесу в качестве награды. [ 7 ] Испанцы представили новые продукты питания, такие как пшеница и сахарный тростник, а также новые методы выращивания. Болезни, завезенные испанцами, значительно сократили коренное население Оахаки, равно как и ненасытная жажда золота, которая привела все больше и больше жителей Оахаки к опасным рудникам. [ нужна ссылка ]

Бенито Пабло Хуарес , сапотек по происхождению, был президентом Мексики с 1858 по

За 300 лет колониализма многие аспекты жизни европеизировались. Важные государственные должности занимали испанцы и их потомки, а затем и элитные метисы, лица смешанного европейского и коренного происхождения. Тем не менее, Оахака оставалась в основном аграрной экономикой с небольшим развитием на протяжении всего колониального периода, после обретения Мексикой независимости в 1821 году и после революции 1910 года. [ нужна ссылка ] К 1980-м и 1990-м годам Оахака была одним из беднейших штатов Мексики. Государство и, в частности, коренное население имели некоторые из самых высоких в стране показателей неграмотности, недоедания и детской смертности. [ 8 ]

Ото-Мангеан

[ редактировать ]

Отомангские языки представляют собой большую семью, состоящую из нескольких семей индейских языков , которая не имеет положительного отношения ни к одной другой группе языков. Семья Ото-Мангеан существовала на юге Мексики по крайней мере с 4000 г. до н.э., а, вероятно, и раньше. Наибольшее количество носителей этих языков проживает в Оахаке, где на двух крупнейших ветвях, сапотеканском и микстеканском языках , говорят почти 1,5 миллиона человек вместе взятых. [ 9 ]

Сапотекская группа

[ редактировать ]

Народ сапотеков сконцентрирован в Оахаке , но общины сапотеков существуют и в соседних штатах. Современное население оценивается примерно в 300 000–400 000 человек, многие из которых владеют одним из родных сапотекских языков . В доколумбовые времена цивилизация сапотеков была одной из высокоразвитых культур Мезоамерики , которая, помимо прочего, включала систему письменности. [ нужна ссылка ]

Есть четыре основные группы сапотеков: истменос , которые живут на южном перешейке Теуантепек. [ 10 ] серрано , , живущие в северных горах Сьерра -Мадре-де-Оахака южные сапотеки, живущие в южных горах Сьерра-Сур, и сапотеки Центральной долины, живущие в долине Оахаки и вокруг нее . [ нужна ссылка ]

Чатино дети

Сообщества чатино расположены в юго-восточном регионе Оахаки. На языках чатино говорят около 23 000 человек (по данным этнологических опросов), но этнических чатино может быть намного больше. Они называют себя Китсе Чатньо , а их язык Чатнья. — Популяции чатино встречаются в следующих : муниципалитетах Сан- Сантос -Рейес-Нопала , Сан-Хуан-Киахихе , -Паникстлауака , Сантьяго-Яйтепек , и Сан- Хуан-Лачао , Санта-Мария-Темакскальтепек , Санта-Катарина-Хукила Мигель Татальтепек-де- Вальдес. [ нужна ссылка ]

Регион, в котором обитают чатино, богат природными ресурсами. Традиционно многие люди чатино занимались сельским хозяйством, которое во многом зависит от климата, поэтому некоторым чатино приходилось эмигрировать в уголки района Хукила, чтобы работать на кофейных плантациях. В большинстве населенных пунктов Чатино есть государственные службы, а во многих муниципалитетах есть взлетно-посадочные полосы для аэропортов. федеральные двуязычные школы, средние школы и телесекундарии (программы дистанционного обучения для учащихся средних и старших классов). Были созданы [ нужна ссылка ]

Традиционная власть этого народа организована в систему, основанную на гражданских и религиозных ролях, в которой совет старейшин рассматривается как величайший авторитет. Они верят в Святую Бабушку, Святого Отца-Солнца, Святую Мать-Землю и Святую Мать-Луну. Кроме того, они поклоняются божествам воды, ветра, дождя, горы и огня. [ нужна ссылка ]

Учащийся начальной школы в Агуа-Иглесиа, муниципалитет Элоксочитлан-де-Флорес-Магон.

Пополоканская группа

[ редактировать ]

Масатеки говорят на близкородственной группе языков, на которых говорят в северной части штата Оахака, а также в некоторых общинах штатов Пуэбла и Веракрус . [ нужна ссылка ] Название Мазатек является экзонимом и происходит от языка науатль , что означает «люди-олени». Народ Масатек называет себя на своем языке Хашута Энима (или другие варианты), что примерно означает «горные работники, скромные люди обычаев». [ 11 ]

Шаманы Масатеков известны своим ритуальным использованием грибов псилоцибы . Некоторые шаманы иногда используют другие растения, такие как Salvia divinorum и семена ипомеи . Мария Сабина была одной из самых известных масатекских шаманов . Джульета Казимиро , масатекская целительница, получила международное признание как член Международного совета 13 бабушек коренных народов – группы духовных старейшин, знахарок и хранительниц мудрости с момента ее основания в 2004 году. [ 12 ]

Народ чочо проживает в общинах Оахаки Санта-Мария-Нативитас , Сан-Хуан-Баутиста-Койстлауака и Сан-Мигель Тулансинго в округе Койстлауака региона Микстека . Примерно начиная с 1900 года улучшение образования на испанском языке привело к сокращению числа говорящих на чочо, которые сейчас в основном пожилые люди. [ 13 ] По состоянию на 1998 год на языке чочо говорили 770 человек. [ 14 ]

Рельеф страны Чочо гористый, с небольшим количеством осадков, жарким летом и холодной зимой. Традиционные дома имеют деревянные каркасы со стенами, сделанными из стебля растения магуи, и крыши из пальмовых листьев или листьев магуи. Основным источником дохода является плетение шляп из пальмовых листьев, которое делается в пещерах, чтобы листья не высыхали. Основная диета чочо — это кукуруза с добавлением фасоли, перца чили и фруктов. По воскресеньям они могут есть козлятину, а по праздникам – курицу или индейку. [ 15 ] Коикстлауака был процветающим рынком Чочо и Икстатека примерно до 1900 года, но с тех пор многим людям пришлось уехать из-за потери верхнего слоя почвы из-за эрозии. [ 13 ]

Иксатек , также известный как Xwja, — это язык, на котором говорят жители деревни Санта-Мария-Ишкатлан ​​на севере региона Каньяда в Оахаке. Название Икстепек на языке науатль означает «люди хлопка» . В начале 1980-х годов число носителей языка составляло 119, но, по данным Национального совета по культуре и искусствам , в 2008 году на этом языке говорили только 8 человек. Последними носителями языка являются люди в возрасте 70 лет, которые едва говорят по-испански, не умеют читать и писать, что затрудняет усилия по документированию и сохранению языка. [ 16 ] [ 17 ]

Пополоко

[ редактировать ]
Пополокская женщина

Имя «Пополоко» на языке науатль означает «непостижимый» и применяется к нескольким людям, не связанным между собой. Пополука из Оахаки называют себя Хомшук, что означает «Бог кукурузы». По данным переписи 2000 года в Оахаке был насчитан только 61 человек, говорящий на языке пополоко. [ 18 ] Язык родственен масатекам и хохотекам. [ 19 ]

Амузго-миштеканская группа

[ редактировать ]

Микстеки в населяют Оахаку, Герреро и Пуэблу регионе, известном как Ла Микстека . Микстеканские языки составляют важную ветвь отомангской языковой семьи. Термин Mixtec ( Mixteco по-испански) происходит от науатль слова Mixtecapan , что означает «место людей-облаков».

Амузго ото-мангский в регионе Коста-Чика, Герреро и Оахака . язык, на котором говорят около 44 000 человек [ 20 ] Утверждается, что имя Амузго является экзонимом науатля , но его значение окутано спорами; было сделано множество предложений, в том числе [amoʃ-ko] «мох». Значительный процент говорящих на Амузго являются одноязычными; Остальные также говорят по-испански . [ нужна ссылка ]

Четыре варианта Amuzgo официально признаны государственным учреждением Instituto Nacional de Lenguas Indígenas (INALI). [ 21 ]

Куикатек

[ редактировать ]

Куикатеки микстеками тесно связаны с . Они населяют два города: Теутила и Тепеуксила на западе Оахаки. По переписи 2000 года их насчитывается около 23 000 человек, из которых примерно 65% говорят на этом языке. [ 22 ]

Трике коренные жители западной части Оахаки, сосредоточенные муниципалитетах Хукстлауака Путла , Тлашиако и . в , их около 23 тысяч По данным опросов «Этнолога» . Все народы трики известны своими характерными ткаными huipiles , корзинами и morrales (сумочками). [ 23 ]

Народ трики живет в горном районе, называемом «Ла микстека баха», в юго-западной части Оахаки. Высота над уровнем моря в регионе Трики колеблется от 1500 до 3000 метров (4921–9843 фута). Такая большая высота позволяет низко расположенным кучевым облакам окутывать целые города во второй половине дня и вечером.

Как и многие другие южные мексиканцы, многие мужчины трики едут в Оахака-Сити , Мехико или Соединенные Штаты в качестве поденщиков или рабочих-мигрантов . Поскольку средняя дневная зарплата сельского жителя Оахаки составляет менее 5 долларов США, а Ла-Микстека является самым бедным регионом Оахаки, миграция и денежные переводы, отправляемые обратно в Оахаку, приносят экономические выгоды как мигрантам Трикису, так и их семьям в Оахаке. [ 24 ] [ 25 ] Женщины племени Трики с большей вероятностью останутся в регионе Трики и не будут путешествовать так часто, как мужчины Трики. [ нужна ссылка ]

Такуировать

[ редактировать ]

, говорили около 6000 человек По состоянию на 1992 год на такуате, языке микстеков , из которых менее 20% были одноязычными. [ 26 ] Большинство людей занимаются натуральным сельским хозяйством, некоторые содержат крупный рогатый скот и коз, а женщины занимаются текстильными ремеслами в качестве источника денег. Землевладение обычно общинное. Такуате проживают в двух муниципалитетах района Микстека-де-ла-Коста : Санта-Мария-Сакатепек в районе Путла и Сантьяго-Икстаютла в районе Джамильтепек . [ 27 ]

Чинантек

[ редактировать ]

Чинантеки живут в Оахаке и Веракрусе , Мексика , особенно в округах Куикатлан , Икстлан-де-Хуарес , Тукстепек и Чоапан . Их языки принадлежат к западно-отомангской группе. В «Этнологе» перечислены 14 различных чинантекских языков . [ 28 ]

Семья Миксе-Соке

[ редактировать ]

Люди, говорящие на языках семьи Мише-Сок в Оахаке, — это Миксе и Зоке . Было высказано предположение, что они могут быть потомками ольмеков , создавших первую мезоамериканскую цивилизацию около 1500–400 гг. до н.э. [ 29 ]

Смешивание

[ редактировать ]
Сан-Хосе Чинантекилья в регионе Миксе

Миксе . восточные высокогорья Оахаки населяют Они говорят на языках миксе и более консервативны в культурном отношении, чем другие коренные группы региона, сохраняя свой язык и по сей день. в 1993 году , численность населения, говорящего на михе, составляет 90 000 человек. По оценкам SIL International Само название мише - ayüükj'ä'äy , что означает «люди, говорящие на горном языке». [ 30 ] Само слово «Mixe», вероятно, происходит от слова на науатле, обозначающего облако: mixtli .

Соке из Оахаки проживают в основном в муниципалитетах Санта-Мария-Чималапа и Сан-Мигель-Чималапа в Сельва-Соке (лес Соке), на площади 594 000 гектаров разнообразных и экологически важных лесов в регионе Истмо-де-Теуантепек . Из-за иммиграции других групп они теперь составляют около 34% населения этой территории. По состоянию на 2000 год около 1757 человек, говорящих на языке соке, проживали в Санта-Марии и 1675 человек в Сан-Мигеле-Чималапе. [ 31 ]

В доиспанский период соке жили по всему штату Чьяпас, а также до перешейка Теуантепек и некоторых частей штата Табаско . В 1494 году они подверглись вторжению и разгрому ацтеков во время правления Ауисотля и были вынуждены платить дань . Испанское завоевание земель Соке началось в 1523 году под предводительством Луиса Марина. Соке были распределены между поселенцами, где они подвергались принудительным работам и были обязаны платить высокую дань. Болезни, эксплуатация и нищенские условия, в которых они жили, способствовали значительному уменьшению их численности. [ нужна ссылка ]

Другие языки

[ редактировать ]

Народ хуаве проживает на зарезервированном для них полуострове под названием Зона Хуаве между заливом Теуантепек и Тихим океаном в регионе Истмо-де-Теуантепек . Рельеф включает невысокие лесистые холмы, пастбища и болота. Города: Сан-Матео-де-Мар, Сан-Дионисио-дель-Мар , Сан-Франциско-дель-Мар и Санта-Мария-дель-Мар. Здесь проживает около 10 000 человек, говорящих на языке уаве, большинство из которых занимаются рыбной ловлей или занимаются традиционным сельским хозяйством. Недавно союз ремесленников попытался представить традиционное ткачество в качестве коммерческого продукта. [ 32 ] Язык хуаве изолированный язык , не связанный ни с каким другим. [ 33 ] Самое яркое речевое сообщество находится в Сан-Матео-дель-Мар, жители которого называют себя икоотами , что означает «мы», и называют свой язык ombeayiiüts, что означает «наш язык». [ 34 ]

Оахакан-Чонталь, также называемый Текистлатекан , состоит из двух родственных, но взаимно непонятных языков: уамелультек (низменный Оахака-Чонталь) и горный Оахака-Чонталь . Было предположение, что эти языки могут принадлежать к семье Хокан в Калифорнии или, возможно, к семье Хикаке в Гондурасе . [ 35 ] Название «Чонталь» происходит от языка науатль , что означает «иностранец» или «иностранец», а также применяется к несвязанному языку Табаско. Чонталь, возможно, жили в регионе Вилла Альта на востоке примерно до 300 г. н. э., но двинулись на запад под давлением миксов и перебрались на свое нынешнее место в 15 веке из-за агрессии сапотеков. [ 36 ]

На равнинном Чонтале в основном говорят вокруг Сан-Педро-Уамелула и Сантьяго-Астата в тихоокеанской прибрежной зоне западного округа Теуантепек , который находится на западе региона Истмо . Там может быть около 200 человек, свободно говорящих на первом языке, и еще 750 человек, говорящих на полу, старше 40 лет. Лоулендский Чонталь считается языком, находящимся под угрозой исчезновения. Прибрежная низменность занимает площадь около 870 км² и состоит из скалистых предгорий и горных хребтов на высоте 50–700 м над уровнем моря. Климат тропический жаркий и субвлажный, с сухим сезоном с октября по май и сезоном дождей с июня по сентябрь. Некоторые деревья пригодны для изготовления пиломатериалов, но регион вырубается . В основном для выращивания кукурузы используется подсечно-огневое земледелие. [ 35 ]

По состоянию на 1990 год около 3600 человек говорили на горном языке или Сьерра-Чонталь. [ 37 ] Носители этого языка проживают в округах Яутепек и Теуантепек в муниципалитетах Сан-Карлос-Яутепек , Санта-Мария-Экатепек , Асунсьон-Тлаколулита , Сан-Мигель-Тенанго и Магдалена Текисистлан . Они занимаются натуральным сельским хозяйством, выращивая кукурузу, тыкву, фасоль и овощи, а также фруктовые деревья, такие как сметанное яблоко, мамей, саподилла, авокадо, гуава и нанче. Они также выращивают мескаль магуэй, сахар, перец и кофе. Животноводство включает кур, индеек, свиней, коз и крупный рогатый скот. Охота и рыбалка являются альтернативными источниками пищи. [ 36 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Фелипе Солис (2000). Национальный музей антропологии . Издания Моноклем. п. 66 и след. ISBN  968-6434-92-5 .
  2. ^ « Южный регион. Том 1 Оахака. «Социально-экономические и демографические условия жизни коренного населения» . Национальная комиссия по развитию коренных народов . Проверено 20 июля 2010 г.
  3. ^ Шмаль, Джон П. (28 января 2007 г.). «Оахака: земля разнообразия» . Архивировано из оригинала 22 января 2008 года . Проверено 1 января 2008 г.
  4. ^ Шмаль, Джон (2004). «Латиноамериканский опыт – коренная идентичность Мексики» . Хьюстонский институт культуры . Проверено 24 мая 2007 г.
  5. ^ Чарльз С. Спенсер (23 сентября 2003 г.). «Война и раннее формирование государства в Оахаке, Мексика» . Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки . 100 (20). Национальная академия наук: 11185–7. Бибкод : 2003PNAS..10011185S . дои : 10.1073/pnas.2034992100 . ПМК   208728 . ПМИД   14506292 .
  6. ^ «Микстеки» . Неизвестная Мексика (на испанском языке) . Проверено 21 июля 2010 г.
  7. ^ «Эрнандо Кортес» . ННДБ . Сойлент Коммуникейшнс . Проверено 21 июля 2010 г.
  8. ^ Майк Олбатт. «Оахака: Южный штат коренных народов» . Архивировано из оригинала 21 февраля 2013 г. Проверено 21 июля 2010 г.
  9. ^ Кэмпбелл, Лайл (1997). Языки американских индейцев: историческая лингвистика коренных народов Америки (Оксфордские исследования по антропологической лингвистике, 4) . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . ISBN  0-19-509427-1 .
  10. ^ например, посмотрите документальный фильм «Цветы огня» .
  11. ^ CDI (2004–2007).
  12. ^ Шефер, К. (2006) Бабушки советуют миру: мудрые женщины-старейшины предлагают свое видение нашей планеты. Книги Трубача 978-1-59030-293-4, стр. 2
  13. ^ Jump up to: а б Брюс Випперман (2008). Луна Оахака . Авалон Трэвел. стр. 238, 438. ISBN.  978-1-59880-088-3 .
  14. ^ «Чохолтек: язык Мексики» . Этнолог . Проверено 21 июля 2010 г.
  15. ^ «Чочо» . Страны и их культуры . Адвамег . Проверено 21 июля 2010 г.
  16. ^ Суарес, Хорхе А. (1983). Языки мезоамериканских индейцев . Кембриджские языковые опросы. Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN  0-521-22834-4 . OCLC   8034800 .
  17. ^ «В общине Оахаки осталось восемь человек, говорящих на языках «xwja» или «ixcateco» . Фонд Телефоника. Архивировано из оригинала 7 августа 2011 г. Проверено 21 июля 2010 г.
  18. ^ Джон П. Шмаль (28 января 2007 г.). «Оахака: земля разнообразия » Латиноамериканец, Лос-Анджелес Проверено 2 июля 2010 г.
  19. ^ «Ото-Мангеан, Пополокан, Чочо-Пополокан» . Этнолог . Проверено 28 июля 2010 г.
  20. ^ Перепись 2005 г.; http://www.inegi.org.mx/est/contenidos/espanol/rutinas/ept.asp?t%3Dmlen10%26c%3D3337 . Проверено 21 июля 2010 г. {{cite web}}: Отсутствует или пусто |title= ( помощь )
  21. ^ Каталог национальных языков коренных народов: Лингвистические варианты Мексики с их самоназваниями и геостатистическими ссылками. «Лингвистические варианты сапотекской группы» . Архивировано из оригинала 16 ноября 2007 г. Проверено 17 июля 2013 г. .
  22. ^ Веб-сайт Национальной комиссии по развитию коренных народов, http://www.cdi.gob.mx/index.php?id_seccion=660. Архивировано 15 сентября 2019 г. на Wayback Machine , по состоянию на 28 июля 2008 г.
  23. ^ Такахаси, Масако. Мексиканский текстиль: дух и стиль. Книги летописи. 2003.
  24. ^ Мерфи, Артур Д., Степик, Алекс. Социальное неравенство в Оахаке: история сопротивления и перемен. Издательство Университета Темпл. 1991 год
  25. ^ Холмс, Сет М. Этнографическое исследование социального контекста здоровья мигрантов в Соединенных Штатах. PLoS Med 3(10): e448 doi : 10.1371/journal.pmed.0030448 . 2006 г.
  26. ^ «Микстек, Санта-Мария-Сакатепек» . Этнолог . Проверено 20 июля 2010 г.
  27. ^ «Такуировать» . посетитеeoaxaca.com . Архивировано из оригинала 2 февраля 2014 г. Проверено 20 июля 2010 г.
  28. ^ «Семья Чинантекан» . Летний лингвистический институт . Проверено 19 июля 2010 г.
  29. ^ Вихманн, Серен ; Дмитрий Беляев; Альберт Давлетшин (сентябрь 2008 г.). «Возможные лингвистические и археологические корреляции с участием ольмеков» (PDF) . Материалы круглого стола Olmeca: баланс и перспективы, Национальный музей антропологии, Мехико, 10–12 марта 2005 г. (на испанском языке). Архивировано из оригинала (PDF) 2 октября 2008 г. Проверено 28 июля 2010 г.
  30. ^ Согласно монографии о миксах на официальном сайте Instituto Nacional Indigenista. «Монографии коренных народов Мексики» . Архивировано из оригинала 26 сентября 2007 года . Проверено 21 июля 2010 г. .
  31. ^ «Сок из Оахаки» . Национальная комиссия по развитию коренных народов. Архивировано из оригинала 29 февраля 2012 г. Проверено 28 июля 2010 г.
  32. ^ «Уавес из Оахаки» . Мексиканский текстиль . Проверено 28 июля 2010 г.
  33. ^ «Хуаван» . Этнолог . Проверено 28 июля 2010 г.
  34. ^ «Хуаве» . Пенсильванский университет . Проверено 28 июля 2010 г.
  35. ^ Jump up to: а б «Язык Чонталь» . Архив ДоБес . Проверено 21 июля 2010 г.
  36. ^ Jump up to: а б «Чонталес» . Отправляйтесь в Оахако . Проверено 21 июля 2010 г. [ мертвая ссылка ]
  37. ^ «Чонталь, Хайленд Оахака» . Этнолог . Проверено 21 июля 2010 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bfa4f691ac00bde849f5d24ed8af5d27__1725563940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bf/27/bfa4f691ac00bde849f5d24ed8af5d27.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Indigenous people of Oaxaca - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)