Коренные жители Оахаки
Коренные жители Оахаки являются потомками жителей территории нынешнего штата Оахака ( Мексика) , которые жили там до испанского вторжения . Несколько культур процветали в древнем регионе Оахака еще в 2000 году до нашей эры, из которых сапотеки и микстеки были, пожалуй, наиболее развитыми, со сложной социальной организацией и развитым искусством. [ 1 ]
По данным Национальной комиссии по развитию коренных народов (CDI), в Оахаке самый большой процент коренного населения после Юкатана — 48% населения. Официально зарегистрировано 16 общин коренных народов, некоторые из которых сами по себе разнообразны в культурном отношении. Многие люди социально маргинализированы и живут в нищете. [ 2 ]
Носители каждого языка
[ редактировать ]
16 групп и количество носителей их языков по данным переписи 2005 года:
Из них 477 788 человек не владеют испанским языком. [ 3 ] Большинство людей говорят на языках ото-мангской семьи, либо пополоканско-сапотеканской ветви, либо амузго-миштеканской ветви.
Фон
[ редактировать ]
Регион Оахака находится на стыке горных хребтов Сьерра-Мадре-Восточная и Сьерра-Мадре-дель-Сур , что приводит к пересеченной и гористой местности с большой центральной долиной с умеренным климатом . Климат умеренный, прохладнее на больших высотах и теплее на побережье и в регионе Папалоапан , который является частью прибрежной равнины Мексиканского залива. Оахака является историческим домом для народов сапотеков и микстеков , среди других, и здесь проживает больше людей, говорящих на языках коренных народов, чем в любом другом мексиканском штате. [ 4 ]

Раскопки показали, что в этом регионе оседлое население существовало как минимум 4000 лет. В доколумбовый период сапотеки создали развитую цивилизацию с центром в Монте-Альбане в центральной долине, которая просуществовала между 300 г. до н.э. и 700 г. н.э. Государство было экспансионистским и распространило свою власть на север, запад и юго-запад. [ 5 ]
Дальше на запад поселения миштеков датируются 1500 г. до н.э., а миштеки также создали развитые города-государства, такие как Тилантонго и Тутутепек . Микстеки были известны своим исключительным мастерством в ювелирном деле, в котором видное место занимают золото и бирюза. Около 1250 года нашей эры ацтеки начали наступление с севера. Группы микстеков, в свою очередь, вторглись в долину Оахаки и основали штат Куилапан . Незадолго до прибытия испанцев большая часть западных и центральных районов Оахаки перешла под контроль ацтеков. [ 6 ]
Империя ацтеков распалась после захвата их столицы Теночтитлана испанцами в августе 1521 года. Испанская корона подарила Оахаку конкистадору Эрнану Кортесу в качестве награды. [ 7 ] Испанцы представили новые продукты питания, такие как пшеница и сахарный тростник, а также новые методы выращивания. Болезни, завезенные испанцами, значительно сократили коренное население Оахаки, равно как и ненасытная жажда золота, которая привела все больше и больше жителей Оахаки к опасным рудникам. [ нужна ссылка ]

За 300 лет колониализма многие аспекты жизни европеизировались. Важные государственные должности занимали испанцы и их потомки, а затем и элитные метисы, лица смешанного европейского и коренного происхождения. Тем не менее, Оахака оставалась в основном аграрной экономикой с небольшим развитием на протяжении всего колониального периода, после обретения Мексикой независимости в 1821 году и после революции 1910 года. [ нужна ссылка ] К 1980-м и 1990-м годам Оахака была одним из беднейших штатов Мексики. Государство и, в частности, коренное население имели некоторые из самых высоких в стране показателей неграмотности, недоедания и детской смертности. [ 8 ]
Ото-Мангеан
[ редактировать ]Отомангские языки представляют собой большую семью, состоящую из нескольких семей индейских языков , которая не имеет положительного отношения ни к одной другой группе языков. Семья Ото-Мангеан существовала на юге Мексики по крайней мере с 4000 г. до н.э., а, вероятно, и раньше. Наибольшее количество носителей этих языков проживает в Оахаке, где на двух крупнейших ветвях, сапотеканском и микстеканском языках , говорят почти 1,5 миллиона человек вместе взятых. [ 9 ]
Сапотекская группа
[ редактировать ]Сапотек
[ редактировать ]Народ сапотеков сконцентрирован в Оахаке , но общины сапотеков существуют и в соседних штатах. Современное население оценивается примерно в 300 000–400 000 человек, многие из которых владеют одним из родных сапотекских языков . В доколумбовые времена цивилизация сапотеков была одной из высокоразвитых культур Мезоамерики , которая, помимо прочего, включала систему письменности. [ нужна ссылка ]
Есть четыре основные группы сапотеков: истменос , которые живут на южном перешейке Теуантепек. [ 10 ] серрано , , живущие в северных горах Сьерра -Мадре-де-Оахака южные сапотеки, живущие в южных горах Сьерра-Сур, и сапотеки Центральной долины, живущие в долине Оахаки и вокруг нее . [ нужна ссылка ]
Чатино
[ редактировать ]
Сообщества чатино расположены в юго-восточном регионе Оахаки. На языках чатино говорят около 23 000 человек (по данным этнологических опросов), но этнических чатино может быть намного больше. Они называют себя Китсе Чатньо , а их язык Чатнья. — Популяции чатино встречаются в следующих : муниципалитетах Сан- Сантос -Рейес-Нопала , Сан-Хуан-Киахихе , -Паникстлауака , Сантьяго-Яйтепек , и Сан- Хуан-Лачао , Санта-Мария-Темакскальтепек , Санта-Катарина-Хукила Мигель Татальтепек-де- Вальдес. [ нужна ссылка ]
Регион, в котором обитают чатино, богат природными ресурсами. Традиционно многие люди чатино занимались сельским хозяйством, которое во многом зависит от климата, поэтому некоторым чатино приходилось эмигрировать в уголки района Хукила, чтобы работать на кофейных плантациях. В большинстве населенных пунктов Чатино есть государственные службы, а во многих муниципалитетах есть взлетно-посадочные полосы для аэропортов. федеральные двуязычные школы, средние школы и телесекундарии (программы дистанционного обучения для учащихся средних и старших классов). Были созданы [ нужна ссылка ]
Традиционная власть этого народа организована в систему, основанную на гражданских и религиозных ролях, в которой совет старейшин рассматривается как величайший авторитет. Они верят в Святую Бабушку, Святого Отца-Солнца, Святую Мать-Землю и Святую Мать-Луну. Кроме того, они поклоняются божествам воды, ветра, дождя, горы и огня. [ нужна ссылка ]

Пополоканская группа
[ редактировать ]Мазатек
[ редактировать ]Масатеки говорят на близкородственной группе языков, на которых говорят в северной части штата Оахака, а также в некоторых общинах штатов Пуэбла и Веракрус . [ нужна ссылка ] Название Мазатек является экзонимом и происходит от языка науатль , что означает «люди-олени». Народ Масатек называет себя на своем языке Хашута Энима (или другие варианты), что примерно означает «горные работники, скромные люди обычаев». [ 11 ]
Шаманы Масатеков известны своим ритуальным использованием грибов псилоцибы . Некоторые шаманы иногда используют другие растения, такие как Salvia divinorum и семена ипомеи . Мария Сабина была одной из самых известных масатекских шаманов . Джульета Казимиро , масатекская целительница, получила международное признание как член Международного совета 13 бабушек коренных народов – группы духовных старейшин, знахарок и хранительниц мудрости с момента ее основания в 2004 году. [ 12 ]
Чочо
[ редактировать ]Народ чочо проживает в общинах Оахаки Санта-Мария-Нативитас , Сан-Хуан-Баутиста-Койстлауака и Сан-Мигель Тулансинго в округе Койстлауака региона Микстека . Примерно начиная с 1900 года улучшение образования на испанском языке привело к сокращению числа говорящих на чочо, которые сейчас в основном пожилые люди. [ 13 ] По состоянию на 1998 год на языке чочо говорили 770 человек. [ 14 ]
Рельеф страны Чочо гористый, с небольшим количеством осадков, жарким летом и холодной зимой. Традиционные дома имеют деревянные каркасы со стенами, сделанными из стебля растения магуи, и крыши из пальмовых листьев или листьев магуи. Основным источником дохода является плетение шляп из пальмовых листьев, которое делается в пещерах, чтобы листья не высыхали. Основная диета чочо — это кукуруза с добавлением фасоли, перца чили и фруктов. По воскресеньям они могут есть козлятину, а по праздникам – курицу или индейку. [ 15 ] Коикстлауака был процветающим рынком Чочо и Икстатека примерно до 1900 года, но с тех пор многим людям пришлось уехать из-за потери верхнего слоя почвы из-за эрозии. [ 13 ]
Иксатек
[ редактировать ]Иксатек , также известный как Xwja, — это язык, на котором говорят жители деревни Санта-Мария-Ишкатлан на севере региона Каньяда в Оахаке. Название Икстепек на языке науатль означает «люди хлопка» . В начале 1980-х годов число носителей языка составляло 119, но, по данным Национального совета по культуре и искусствам , в 2008 году на этом языке говорили только 8 человек. Последними носителями языка являются люди в возрасте 70 лет, которые едва говорят по-испански, не умеют читать и писать, что затрудняет усилия по документированию и сохранению языка. [ 16 ] [ 17 ]
Пополоко
[ редактировать ]
Имя «Пополоко» на языке науатль означает «непостижимый» и применяется к нескольким людям, не связанным между собой. Пополука из Оахаки называют себя Хомшук, что означает «Бог кукурузы». По данным переписи 2000 года в Оахаке был насчитан только 61 человек, говорящий на языке пополоко. [ 18 ] Язык родственен масатекам и хохотекам. [ 19 ]
Амузго-миштеканская группа
[ редактировать ]Микстек
[ редактировать ]Микстеки в населяют Оахаку, Герреро и Пуэблу регионе, известном как Ла Микстека . Микстеканские языки составляют важную ветвь отомангской языковой семьи. Термин Mixtec ( Mixteco по-испански) происходит от науатль слова Mixtecapan , что означает «место людей-облаков».
Амузго
[ редактировать ]Амузго — ото-мангский в регионе Коста-Чика, Герреро и Оахака . язык, на котором говорят около 44 000 человек [ 20 ] Утверждается, что имя Амузго является экзонимом науатля , но его значение окутано спорами; было сделано множество предложений, в том числе [amoʃ-ko] «мох». Значительный процент говорящих на Амузго являются одноязычными; Остальные также говорят по-испански . [ нужна ссылка ]
Четыре варианта Amuzgo официально признаны государственным учреждением Instituto Nacional de Lenguas Indígenas (INALI). [ 21 ]
Куикатек
[ редактировать ]Куикатеки микстеками тесно связаны с . Они населяют два города: Теутила и Тепеуксила на западе Оахаки. По переписи 2000 года их насчитывается около 23 000 человек, из которых примерно 65% говорят на этом языке. [ 22 ]
Трики
[ редактировать ]Трике — коренные жители западной части Оахаки, сосредоточенные муниципалитетах Хукстлауака Путла , Тлашиако и . в , их около 23 тысяч По данным опросов «Этнолога» . Все народы трики известны своими характерными ткаными huipiles , корзинами и morrales (сумочками). [ 23 ]
Народ трики живет в горном районе, называемом «Ла микстека баха», в юго-западной части Оахаки. Высота над уровнем моря в регионе Трики колеблется от 1500 до 3000 метров (4921–9843 фута). Такая большая высота позволяет низко расположенным кучевым облакам окутывать целые города во второй половине дня и вечером.
Как и многие другие южные мексиканцы, многие мужчины трики едут в Оахака-Сити , Мехико или Соединенные Штаты в качестве поденщиков или рабочих-мигрантов . Поскольку средняя дневная зарплата сельского жителя Оахаки составляет менее 5 долларов США, а Ла-Микстека является самым бедным регионом Оахаки, миграция и денежные переводы, отправляемые обратно в Оахаку, приносят экономические выгоды как мигрантам Трикису, так и их семьям в Оахаке. [ 24 ] [ 25 ] Женщины племени Трики с большей вероятностью останутся в регионе Трики и не будут путешествовать так часто, как мужчины Трики. [ нужна ссылка ]
Такуировать
[ редактировать ], говорили около 6000 человек По состоянию на 1992 год на такуате, языке микстеков , из которых менее 20% были одноязычными. [ 26 ] Большинство людей занимаются натуральным сельским хозяйством, некоторые содержат крупный рогатый скот и коз, а женщины занимаются текстильными ремеслами в качестве источника денег. Землевладение обычно общинное. Такуате проживают в двух муниципалитетах района Микстека-де-ла-Коста : Санта-Мария-Сакатепек в районе Путла и Сантьяго-Икстаютла в районе Джамильтепек . [ 27 ]
Чинантек
[ редактировать ]Чинантеки живут в Оахаке и Веракрусе , Мексика , особенно в округах Куикатлан , Икстлан-де-Хуарес , Тукстепек и Чоапан . Их языки принадлежат к западно-отомангской группе. В «Этнологе» перечислены 14 различных чинантекских языков . [ 28 ]
Семья Миксе-Соке
[ редактировать ]Люди, говорящие на языках семьи Мише-Сок в Оахаке, — это Миксе и Зоке . Было высказано предположение, что они могут быть потомками ольмеков , создавших первую мезоамериканскую цивилизацию около 1500–400 гг. до н.э. [ 29 ]
Смешивание
[ редактировать ]
Миксе . восточные высокогорья Оахаки населяют Они говорят на языках миксе и более консервативны в культурном отношении, чем другие коренные группы региона, сохраняя свой язык и по сей день. в 1993 году , численность населения, говорящего на михе, составляет 90 000 человек. По оценкам SIL International Само название мише - ayüükj'ä'äy , что означает «люди, говорящие на горном языке». [ 30 ] Само слово «Mixe», вероятно, происходит от слова на науатле, обозначающего облако: mixtli .
Соке
[ редактировать ]Соке из Оахаки проживают в основном в муниципалитетах Санта-Мария-Чималапа и Сан-Мигель-Чималапа в Сельва-Соке (лес Соке), на площади 594 000 гектаров разнообразных и экологически важных лесов в регионе Истмо-де-Теуантепек . Из-за иммиграции других групп они теперь составляют около 34% населения этой территории. По состоянию на 2000 год около 1757 человек, говорящих на языке соке, проживали в Санта-Марии и 1675 человек в Сан-Мигеле-Чималапе. [ 31 ]
В доиспанский период соке жили по всему штату Чьяпас, а также до перешейка Теуантепек и некоторых частей штата Табаско . В 1494 году они подверглись вторжению и разгрому ацтеков во время правления Ауисотля и были вынуждены платить дань . Испанское завоевание земель Соке началось в 1523 году под предводительством Луиса Марина. Соке были распределены между поселенцами, где они подвергались принудительным работам и были обязаны платить высокую дань. Болезни, эксплуатация и нищенские условия, в которых они жили, способствовали значительному уменьшению их численности. [ нужна ссылка ]
Другие языки
[ редактировать ]кредиты
[ редактировать ]Народ хуаве проживает на зарезервированном для них полуострове под названием Зона Хуаве между заливом Теуантепек и Тихим океаном в регионе Истмо-де-Теуантепек . Рельеф включает невысокие лесистые холмы, пастбища и болота. Города: Сан-Матео-де-Мар, Сан-Дионисио-дель-Мар , Сан-Франциско-дель-Мар и Санта-Мария-дель-Мар. Здесь проживает около 10 000 человек, говорящих на языке уаве, большинство из которых занимаются рыбной ловлей или занимаются традиционным сельским хозяйством. Недавно союз ремесленников попытался представить традиционное ткачество в качестве коммерческого продукта. [ 32 ] Язык хуаве — изолированный язык , не связанный ни с каким другим. [ 33 ] Самое яркое речевое сообщество находится в Сан-Матео-дель-Мар, жители которого называют себя икоотами , что означает «мы», и называют свой язык ombeayiiüts, что означает «наш язык». [ 34 ]
Чонталь
[ редактировать ]Оахакан-Чонталь, также называемый Текистлатекан , состоит из двух родственных, но взаимно непонятных языков: уамелультек (низменный Оахака-Чонталь) и горный Оахака-Чонталь . Было предположение, что эти языки могут принадлежать к семье Хокан в Калифорнии или, возможно, к семье Хикаке в Гондурасе . [ 35 ] Название «Чонталь» происходит от языка науатль , что означает «иностранец» или «иностранец», а также применяется к несвязанному языку Табаско. Чонталь, возможно, жили в регионе Вилла Альта на востоке примерно до 300 г. н. э., но двинулись на запад под давлением миксов и перебрались на свое нынешнее место в 15 веке из-за агрессии сапотеков. [ 36 ]
На равнинном Чонтале в основном говорят вокруг Сан-Педро-Уамелула и Сантьяго-Астата в тихоокеанской прибрежной зоне западного округа Теуантепек , который находится на западе региона Истмо . Там может быть около 200 человек, свободно говорящих на первом языке, и еще 750 человек, говорящих на полу, старше 40 лет. Лоулендский Чонталь считается языком, находящимся под угрозой исчезновения. Прибрежная низменность занимает площадь около 870 км² и состоит из скалистых предгорий и горных хребтов на высоте 50–700 м над уровнем моря. Климат тропический жаркий и субвлажный, с сухим сезоном с октября по май и сезоном дождей с июня по сентябрь. Некоторые деревья пригодны для изготовления пиломатериалов, но регион вырубается . В основном для выращивания кукурузы используется подсечно-огневое земледелие. [ 35 ]
По состоянию на 1990 год около 3600 человек говорили на горном языке или Сьерра-Чонталь. [ 37 ] Носители этого языка проживают в округах Яутепек и Теуантепек в муниципалитетах Сан-Карлос-Яутепек , Санта-Мария-Экатепек , Асунсьон-Тлаколулита , Сан-Мигель-Тенанго и Магдалена Текисистлан . Они занимаются натуральным сельским хозяйством, выращивая кукурузу, тыкву, фасоль и овощи, а также фруктовые деревья, такие как сметанное яблоко, мамей, саподилла, авокадо, гуава и нанче. Они также выращивают мескаль магуэй, сахар, перец и кофе. Животноводство включает кур, индеек, свиней, коз и крупный рогатый скот. Охота и рыбалка являются альтернативными источниками пищи. [ 36 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фелипе Солис (2000). Национальный музей антропологии . Издания Моноклем. п. 66 и след. ISBN 968-6434-92-5 .
- ^ « Южный регион. Том 1 Оахака. «Социально-экономические и демографические условия жизни коренного населения» . Национальная комиссия по развитию коренных народов . Проверено 20 июля 2010 г.
- ^ Шмаль, Джон П. (28 января 2007 г.). «Оахака: земля разнообразия» . Архивировано из оригинала 22 января 2008 года . Проверено 1 января 2008 г.
- ^ Шмаль, Джон (2004). «Латиноамериканский опыт – коренная идентичность Мексики» . Хьюстонский институт культуры . Проверено 24 мая 2007 г.
- ^ Чарльз С. Спенсер (23 сентября 2003 г.). «Война и раннее формирование государства в Оахаке, Мексика» . Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки . 100 (20). Национальная академия наук: 11185–7. Бибкод : 2003PNAS..10011185S . дои : 10.1073/pnas.2034992100 . ПМК 208728 . ПМИД 14506292 .
- ^ «Микстеки» . Неизвестная Мексика (на испанском языке) . Проверено 21 июля 2010 г.
- ^ «Эрнандо Кортес» . ННДБ . Сойлент Коммуникейшнс . Проверено 21 июля 2010 г.
- ^ Майк Олбатт. «Оахака: Южный штат коренных народов» . Архивировано из оригинала 21 февраля 2013 г. Проверено 21 июля 2010 г.
- ^ Кэмпбелл, Лайл (1997). Языки американских индейцев: историческая лингвистика коренных народов Америки (Оксфордские исследования по антропологической лингвистике, 4) . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-509427-1 .
- ^ например, посмотрите документальный фильм «Цветы огня» .
- ^ CDI (2004–2007).
- ^ Шефер, К. (2006) Бабушки советуют миру: мудрые женщины-старейшины предлагают свое видение нашей планеты. Книги Трубача 978-1-59030-293-4, стр. 2
- ^ Jump up to: а б Брюс Випперман (2008). Луна Оахака . Авалон Трэвел. стр. 238, 438. ISBN. 978-1-59880-088-3 .
- ^ «Чохолтек: язык Мексики» . Этнолог . Проверено 21 июля 2010 г.
- ^ «Чочо» . Страны и их культуры . Адвамег . Проверено 21 июля 2010 г.
- ^ Суарес, Хорхе А. (1983). Языки мезоамериканских индейцев . Кембриджские языковые опросы. Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 0-521-22834-4 . OCLC 8034800 .
- ^ «В общине Оахаки осталось восемь человек, говорящих на языках «xwja» или «ixcateco» . Фонд Телефоника. Архивировано из оригинала 7 августа 2011 г. Проверено 21 июля 2010 г.
- ^ Джон П. Шмаль (28 января 2007 г.). «Оахака: земля разнообразия » Латиноамериканец, Лос-Анджелес Проверено 2 июля 2010 г.
- ^ «Ото-Мангеан, Пополокан, Чочо-Пополокан» . Этнолог . Проверено 28 июля 2010 г.
- ^ Перепись 2005 г.; http://www.inegi.org.mx/est/contenidos/espanol/rutinas/ept.asp?t%3Dmlen10%26c%3D3337 . Проверено 21 июля 2010 г.
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ Каталог национальных языков коренных народов: Лингвистические варианты Мексики с их самоназваниями и геостатистическими ссылками. «Лингвистические варианты сапотекской группы» . Архивировано из оригинала 16 ноября 2007 г. Проверено 17 июля 2013 г. .
- ^ Веб-сайт Национальной комиссии по развитию коренных народов, http://www.cdi.gob.mx/index.php?id_seccion=660. Архивировано 15 сентября 2019 г. на Wayback Machine , по состоянию на 28 июля 2008 г.
- ^ Такахаси, Масако. Мексиканский текстиль: дух и стиль. Книги летописи. 2003.
- ^ Мерфи, Артур Д., Степик, Алекс. Социальное неравенство в Оахаке: история сопротивления и перемен. Издательство Университета Темпл. 1991 год
- ^ Холмс, Сет М. Этнографическое исследование социального контекста здоровья мигрантов в Соединенных Штатах. PLoS Med 3(10): e448 doi : 10.1371/journal.pmed.0030448 . 2006 г.
- ^ «Микстек, Санта-Мария-Сакатепек» . Этнолог . Проверено 20 июля 2010 г.
- ^ «Такуировать» . посетитеeoaxaca.com . Архивировано из оригинала 2 февраля 2014 г. Проверено 20 июля 2010 г.
- ^ «Семья Чинантекан» . Летний лингвистический институт . Проверено 19 июля 2010 г.
- ^ Вихманн, Серен ; Дмитрий Беляев; Альберт Давлетшин (сентябрь 2008 г.). «Возможные лингвистические и археологические корреляции с участием ольмеков» (PDF) . Материалы круглого стола Olmeca: баланс и перспективы, Национальный музей антропологии, Мехико, 10–12 марта 2005 г. (на испанском языке). Архивировано из оригинала (PDF) 2 октября 2008 г. Проверено 28 июля 2010 г.
- ^ Согласно монографии о миксах на официальном сайте Instituto Nacional Indigenista. «Монографии коренных народов Мексики» . Архивировано из оригинала 26 сентября 2007 года . Проверено 21 июля 2010 г. .
- ^ «Сок из Оахаки» . Национальная комиссия по развитию коренных народов. Архивировано из оригинала 29 февраля 2012 г. Проверено 28 июля 2010 г.
- ^ «Уавес из Оахаки» . Мексиканский текстиль . Проверено 28 июля 2010 г.
- ^ «Хуаван» . Этнолог . Проверено 28 июля 2010 г.
- ^ «Хуаве» . Пенсильванский университет . Проверено 28 июля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б «Язык Чонталь» . Архив ДоБес . Проверено 21 июля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б «Чонталес» . Отправляйтесь в Оахако . Проверено 21 июля 2010 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ «Чонталь, Хайленд Оахака» . Этнолог . Проверено 21 июля 2010 г.