Король Вселенной


Царь Вселенной ( шумерское : место ки-сар-ра). [ 1 ] или лугал киш , [ 2 ] По-аккадски : шарру кишшат мать , [ 1 ] Шар-Кишати [ 1 ] или шар кишшатим [ 3 ] ), также интерпретируется как Царь Всего , Царь Всего , Царь Всего [ 2 ] или Царь Мира , [ 4 ] был очень престижным титулом, претендующим на господство над вселенной, которым пользовались могущественные монархи древней Месопотамии . Этот титул иногда применяется к Богу в авраамической традиции.
Этимология названия происходит от древнего шумерского города Киш (шумерский: kiš , [ 5 ] Аккадский: kiššatu [ 6 ] ), первоначальное значение — «Царь Киша» . Хотя уравнение шар кишшатим , буквально означающее «Царь Вселенной», было сделано в аккадский период , титул «Царь Киша» старше и уже считался особенно престижным, поскольку город Киш считался имеющим первенство. над всеми другими городами Месопотамии. В шумерской легенде Киш был местом, куда после легендарного Потопа была спущена царская власть с небес .
Первым правителем, использовавшим титул Царя Вселенной, был аккадский Саргон Аккадский (годы правления около 2334–2284 гг. До н.э.), и он использовался в ряде более поздних империй, заявлявших о символическом происхождении от Аккадской империи Саргона. Последний раз этот титул использовался при Селевкидах : Антиох I (правил в 281–261 гг. до н. э.) был последним известным правителем, которого называли «Царем Вселенной».
Возможно, по крайней мере среди ассирийских правителей, титул Царя Вселенной не передавался по наследству обычным путем. Поскольку этот титул не засвидетельствован для всех неоассирийских царей, а для некоторых он был засвидетельствован только через несколько лет после их правления, возможно, его нужно было заслужить каждому царю индивидуально, возможно, завершив семь успешных военных кампаний. Подобный титул шар кибрат эрбетти («Король четырех сторон света»), возможно, требовал успешных военных кампаний во всех четырех сторонах света. Некоторые ученые полагают, что титулы «Царь Вселенной» и «Царь четырех углов света», имеющие почти одинаковое значение, различаются тем, что «Царь Вселенной» относится к правлению над космологическим царством, тогда как «Царь четырех углов мира» относится к владычествовать над земным. Дословный перевод имени «Царь Вселенной» существует на многих языках; например, на хинди перевод будет «Никхил Шах» , а на урду — «Шах Джахан». [ нужна ссылка ]
История
[ редактировать ]Предыстория (2900–2334 гг. До н.э.)
[ редактировать ]В раннединастический период в Месопотамии (ок. 2900–2350 до н. э.) правители различных городов-государств (наиболее известными из которых были Ур , Урук , Лагаш , Умма и Киш ) в регионе часто совершали вторжения в регионы и города. вдали от своей собственной, в большинстве случаев с незначительными последствиями для себя, чтобы основать временные и небольшие империи, чтобы либо получить, либо сохранить превосходящее положение по отношению к другим города-государства. Это раннее строительство империи поощрялось, поскольку самые могущественные монархи часто награждались самыми престижными титулами, такими как титул лугала (буквально «большой человек», но часто интерпретируемый как «король», вероятно, с военным подтекстом). [ н 1 ] ). Большинство из этих ранних правителей, вероятно, приобрели эти титулы, а не унаследовали их. [ 8 ]
В конечном итоге это стремление стать более престижным и могущественным, чем другие города-государства, привело к общему стремлению к универсальному правлению. Поскольку Месопотамия приравнивалась ко всему миру, а шумерские города были построены повсюду (такие города, как Сузы , Мари и Ассур , располагались недалеко от воспринимаемых уголков мира), казалось возможным достичь краев мира ( в то время считалось, что это нижнее море ( Персидский залив ) и верхнее море ( Средиземное ). [ 8 ]
Правители, пытающиеся достичь позиции универсального правления, стали более распространенными в раннединастический период IIIb (ок. 2450–2350 до н. э.), во время которого засвидетельствованы два ярких примера. [ 9 ] Первый, Лугаланнемунду , царь Адаба , утверждается в Шумерском списке царей (хотя это гораздо более поздняя надпись, что делает обширное правление Лугаленнемунду несколько сомнительным), что он создал великую империю, охватывающую всю Месопотамию, простирающуюся от современной Сирии. в Иран, заявив, что он «подчинил себе Четыре угла». [ 10 ] Второй, Лугальзаггеси , царь Урука, завоевал всю Нижнюю Месопотамию и заявил (хотя это не так), что его владения простираются от верхнего до нижнего моря. [ 9 ] Лугалзаггеси первоначально назывался просто «Король Урука», а затем принял титул «Король земли» ( шумерский : lugal-kalam-ma). [ 11 ] ), чтобы претендовать на универсальное правление. [ 12 ] Этот титул также использовался некоторыми более ранними шумерскими царями, претендовавшими на контроль над всем Шумером, такими как Эншакушана из Урука. [ 11 ]
Саргон Аккадский и его преемники (2334–2154 до н. э.)
[ редактировать ]
Первые дни создания Месопотамской империи чаще всего представляли собой борьбу между царями самых известных городов. В те первые дни титул «Царя Киша» уже был признан одним из самых престижных, а город считался имеющим своего рода первенство над другими городами. [ 13 ] Ко времени Саргона Аккадского «царь Киша» означал уполномоченного Богом правителя, обладавшего правом управлять всем Шумером, и, возможно, это уже в какой-то степени относилось к универсальному правителю в раннединастический период IIIb. [ 2 ] Использование этого титула, который не ограничивался королями, фактически владевшими самим городом, подразумевало, что правитель был строителем городов, победителем в войне и праведным судьей. [ 13 ] Согласно шумерскому «Списку царей» , город Киш был местом, куда царствование было спущено с небес после Потопа , а его правители были воплощением человеческого царства. [ 1 ]
Саргон начал свою политическую карьеру как виночерпий Ур-Забабы , правителя города Киша. Каким-то образом избежав убийства, Саргон сам стал правителем Киша, приняв титул шар кишатим и, в конечном итоге, в 2334 году до нашей эры основав первую великую месопотамскую империю, Аккадскую империю (названную в честь второй столицы Саргона, Аккада ). Саргон в основном использовал титул короля Аккада ( šar māt Akkadi [ 14 ] ). [ 15 ]
Титул шар кишшатим широко использовался преемниками Саргона, в том числе его внуком Нарам-Сином (годы правления 2254–2218 до н.э.), который также ввел аналогичный титул « Царь четырех углов света ». [ 1 ] [ 15 ] Переход от шар кишшатим, означающего просто «Царь Киша», к ему, означающему «Царь Вселенной», произошел уже в древнеаккадский период. Важно отметить, что Саргон и его преемники не управляли городом Киш напрямую и, следовательно, не претендовали на царствование над ним. До времен Нарам-Сина Кишем управлял полунезависимый правитель с титулом энсик . «Царь Киша» на шумерском языке переводился бы как лугал киш , в то время как аккадские цари переводили свой новый титул как лугал ки-сар-ра или лугал киш-ки на шумерском языке. [ 2 ]
Возможно, что шар кишшатим относился к власти управлять космологическим царством, тогда как «Король четырех углов» относился к власти управлять земным миром. В любом случае, смысл этих титулов заключался в том, что месопотамский царь был царем всего мира. [ 16 ]
Ассирийские и вавилонские цари Вселенной (1809–627 до н. э.)
[ редактировать ]
Титул шар кишшатим, пожалуй, наиболее часто использовался царями Неоассирийской империи более чем через тысячу лет после падения Аккадской империи. Ассирийцы восприняли это слово, как и предполагали аккадцы, как «Царь Вселенной». [ 1 ] и принял его, чтобы претендовать на преемственность старой империи Саргона Аккадского. [ 17 ] Этот титул время от времени использовался предыдущими ассирийскими царями, такими как Шамши-Адад I (годы правления 1809–1776 до н.э.) из Старой Ассирийской империи и Ашур-убаллит I (годы правления 1353–1318 до н.э.) из Среднеассирийской империи . [ 18 ] [ 19 ] Шамши-Адад I был первым ассирийским царем, принявшим титул «Царь Вселенной» и другие аккадские титулы, возможно, чтобы бросить вызов притязаниям на суверенитет, выдвинутым соседними царствами. В частности, цари Эшнунны , города-государства в центральной Месопотамии, использовали подобные титулы после падения Неошумерской империи . Со времен правления Ипик-Адада I (1800-е годы до н. э.) Эшнуннаны называли своих королей титулом «Могущественный король» ( šarum dannum ). Эшнуннанские цари Ипик-Адад II и Дадуша даже приняли себе титул шар кишшатим , что означало борьбу за этот титул с ассирийцами. [ 20 ] [ 21 ] На этот титул претендовали также некоторые цари Вавилона и Мари . [ 22 ] [ 23 ]
Неоассирийский Саргон II (годы правления 722–705 до н.э.), тезка Саргона Аккадского более тысячи лет назад, имел полный титул Великого Царя , Могучего Царя , Царя Вселенной , Царя Ассирии , Царя Вавилона , Царь Шумера и Аккада . [ 1 ] Поскольку этот титул не засвидетельствован для всех неоассирийских царей, а для некоторых он засвидетельствован только через несколько лет после начала их правления, возможно, что титул «Царя Вселенной» должен был быть заработан каждым царем индивидуально, но процесс, посредством которого король мог получить этот титул неизвестно. Британский историк Стефани Дэлли , специализирующаяся на Древнем Ближнем Востоке, в 1998 году предположила, что этот титул, возможно, нужно было заслужить, если царь успешно завершил семь (которые в глазах ассирийцев были бы связаны с совокупностью) успешных военных кампаний. Это похоже на титул Короля четырех сторон света, который мог требовать от короля успешной кампании во всех четырех сторонах света. [ 24 ] Таким образом, король не мог бы претендовать на звание «Короля Вселенной» до завершения необходимых военных кампаний. [ 25 ] Похоже, что к титулу предъявлялись аналогичные требования и среди вавилонских царей: царь Айадарагалама (ок. 1500 г. до н.э.) смог претендовать на этот титул только в конце своего правления, его самые ранние кампании установили контроль над такими городами, как Киш, Ур, Лагаш и Аккад. недостаточно, чтобы оправдать его использование. [ 26 ] И Аядарагалама, и более поздний вавилонский царь Куригалзу II, похоже, смогли претендовать на звание Царя Вселенной только после того, как их царство распространилось до Бахрейна . [ 27 ]
Даже в неоассирийский период, когда Ассирия была доминирующим царством в Месопотамии, ассирийское использование слова «Царь Вселенной» было оспорено, поскольку цари Урарту , начиная с Сардури I (годы правления 834–828 до н. э.), также начали использовать этот титул. претендуя на равенство с ассирийскими царями и отстаивая широкие территориальные права. [ 28 ]
Более поздние примеры (626–261 до н.э.)
[ редактировать ]
Господство Неоассирийской империи над Месопотамией закончилось с созданием Нововавилонской империи в 626 г. до н.э. За единственным исключением первого правителя этой империи Набопаласара и последнего Набонида , правители Нововавилонской империи отказались от большинства старых ассирийских титулов в своих надписях. Набопаласар использовал «могучий царь» ( шарру данну ), а Набонид использовал несколько неоассирийских титулов, включая «могучий царь», « великий царь » ( шарру рабу ) и Царь Вселенной. Хотя Набопаласар и Навуходоносор II не использовали его в царских надписях (например, официально), они использовали этот титул в экономических документах. [ 4 ]
Этот титул был также среди многих месопотамских титулов, полученных Киром Великим из Империи Ахеменидов после его завоевания Вавилона в 539 г. до н.э. [ 30 ] В тексте Цилиндра Кира Кир принимает несколько традиционных месопотамских титулов, в том числе «Царь Вавилона», «Царь Шумера и Аккада» и «Царь четырех сторон света». [ 31 ] [ 32 ] Титул Царя Вселенной не использовался после правления Кира, но его преемники приняли аналогичные титулы. Популярный царственный титул « Царь царей », используемый монархами Ирана до наших дней, первоначально был титулом, введенным ассирийцем Тукульти-Нинуртой I в 13 веке до нашей эры (переведено на аккадском языке как шар шаррани ). [ 33 ] Титул « Царя земель », также используемый ассирийскими монархами, по крайней мере, со времен Салманасара III. [ 34 ] был также принят Киром Великим и его преемниками. [ 35 ]
В последний раз это название использовалось в Эллинской империи Селевкидов , которая контролировала Вавилон после завоеваний Александра Великого и последовавших за ними войн диадохов . Название появляется на Антиоховом цилиндре царя Антиоха I (годы правления 281–261 до н. э.), где описывается, как Антиох перестроил храм Эзиды в городе Борсиппа . Стоит отметить, что последним известным сохранившимся примером царской надписи на аккадском языке, предшествующей цилиндру Антиоха, является цилиндр Кира, созданный почти 300 лет назад, и поэтому возможно, что больше правителей Ахеменидов и Селевкидов приняли бы этот титул, когда в Месопотамия. Цилиндр Антиоха, вероятно, был вдохновлен более ранними царскими надписями Месопотамии и имеет много общего с ассирийскими и вавилонскими царскими надписями. [ 4 ] [ 36 ] Такие титулы, как « Царь царей » и « Великий царь » ( шарру рабу ), древние титулы, имеющие подтекст обладания верховной властью на землях, окружающих Вавилон (аналогично тому, как такие титулы, как «Император», использовались в Западной Европе после падение Западной Римской империи для установления господства), будет использоваться в Месопотамии вплоть до империи Сасанидов в Персии III-VII веков. [ 37 ] [ 38 ]
В религии
[ редактировать ]Титул «Царь Вселенной» иногда применялся к божествам, по крайней мере, с неоассирийского периода, хотя в те времена этот титул также использовался современными монархами. Надпись 680 г. до н.э. неоассирийского царя Асархаддона (который в той же самой надписи среди других титулов сам использует титул «Царь Вселенной») в Вавилоне называет богиню Сарпанит (божество-покровительницу Вавилона) «Царицей Вавилона». Вселенная». [ 39 ]
В иудаизме титул Царя Вселенной стал относиться к Богу . По сей день еврейские литургические благословения обычно начинаются с фразы «Барух ата Адонай Элохейну, мелех хаолам...» (Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь Вселенной...). [ 40 ] На протяжении всего Священного Писания ясно говорится, что авраамическое божество должно быть не просто Богом небольшого колена в Израиле, но Богом всего мира. [ 41 ] В Книге Псалмов неоднократно упоминается вселенское царствование Бога; например, в Псалмах 47:2 Бог назван «великим Царем над всей землей». [ 42 ]
В христианстве этот титул иногда применяется к Иисусу . [ 43 ] Например, Никифор I , Константинопольский Патриарх (ок. 758–828), упомянул о том, что Иисус оставил свои земные владения ради космических владений бесконечного света и славы. [ 44 ] [ нужны разъяснения ]
В исламе эквивалентным термином является «раббиль-аламин» («Господь Вселенной»), как он встречается в первой главе Корана . [ 45 ]
Примеры правителей, использовавших этот титул
[ редактировать ]

Цари Вселенной в Аккадской империи :
- Саргон (годы правления 2334–2279 до н.э.) [ 1 ] – не первый царь Киша , но первый правитель, использование титула которого отождествляется с коннотацией « Царь Вселенной» . [ 15 ]
- Римуш (годы правления 2279–2270 до н.э.) [ 46 ]
- Нарам-Син (годы правления 2254–2218 до н.э.) [ 1 ] [ 15 ]
Короли Вселенной в Верхней Месопотамии :
- Шамши-Адад I (годы правления 1776–1809 до н.э.) [ 18 ]
Короли Вселенной в Эшнунне :
- Дадуша (ок. 1800–1779 до н.э.) [ 21 ]
- Нарамские деньги (ок. 1800 г. до н.э.) [ 47 ]
- Ипик-Хадад II (год правления ~1700 г. до н. э.) [ 20 ]
Короли Вселенной в Марии :
Цари Вселенной в Среднеассирийской империи :
- Ашур-убаллит I (годы правления 1353–1318 до н.э.) [ 19 ]
- Адад-нирари I (годы правления 1295–1264 до н. э.) [ 48 ]
- Ашур-дан II (годы правления 934–912 до н.э.) [ 49 ]
Короли Вселенной в Вавилонии :
- Аядарагалама (годы правления ~1500 г. до н.э.) [ 23 ]
- Бурна-Буриаш II (годы правления 1359–1333 до н.э.) [ 23 ]
- Куригалзу II (годы правления 1332–1308 до н.э.) [ 23 ]
- Нази-Марутташ (годы правления 1307–1282 до н.э.) [ 50 ]
- Нинурта-надин-шуми (годы правления 1132–1126 до н.э.) [ 51 ]
- Навуходоносор I (годы правления 1126–1103 до н.э.) [ 51 ]
- Энлиль-надин-апли (годы правления 1103–1099 до н.э.) [ 51 ]
- Мардук-надин-аххе (годы правления 1099–1082 до н.э.) [ 51 ]
- Мардук-шапик-зери (годы правления 1082–1069 до н.э.) [ 51 ]
- Адад-апла-иддина (годы правления 1069–1046 до н.э.) [ 51 ]
- Nabu-shum-libur (r. 1033–1026 BC) [ 52 ]
- Эулмаш-шакин-шуми (годы правления 1004–987 до н.э.) [ 53 ]
- Мар-бити-апла-усур (годы правления 984–979 до н.э.) [ 22 ]
Цари Вселенной в Неоассирийской империи :
- Адад-нирари II (годы правления 912–891 до н. э.) [ 49 ]
- Tukulti-Ninurta II (r. 891–884 BC) [ 49 ]
- Адад-нирари III (годы правления 811–783 до н. э.) [ 54 ]
- Тиглатпаласар III (годы правления 745–727 до н.э.) [ 55 ]
- Shalmaneser V (r. 727–722 BC) [ 56 ]
- Саргон II (годы правления 722–705 до н.э.) [ 1 ]
- Сеннахирим (годы правления 705–681 до н. э.) [ 57 ]
- Асархаддон (годы правления 681–669 до н. э.) [ 3 ]
- Ашурбанипал (годы правления 669–631 до н.э.) [ 58 ]
- Шамаш-шум-укин (неоассирийский царь Вавилона, годы правления 667–648 до н. э.) [ 59 ]
- Ашур-этил-илани (годы правления 631–627 до н. э.) [ 60 ]
- Синшаришкун (годы правления 627–612 до н. э.) [ 61 ]
Короли Вселенной в Урарту :
- Сардури I (годы правления 834–828 до н. э.) и его преемники . [ 28 ]
Короли Вселенной киммерийцев :
Цари Вселенной в Нововавилонской империи :
- Набополассар (годы правления 626–605 до н. э.) – в экономических документах. [ 4 ]
- Навуходоносор II (годы правления 605–562 до н.э.) – в экономических документах. [ 4 ]
- Набонид (годы правления 556–539 до н. э.) – единственный нововавилонский царь, назвавший себя Царем Вселенной в своих царских надписях. [ 4 ]
Короли Вселенной в Империи Ахеменидов :
- Кир Великий (годы правления 559–530 до н.э.) – претендовал на этот титул с 539 г. до н.э. [ 30 ]
Короли Вселенной в Империи Селевкидов :
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Левин 2002 , с. 362.
- ^ Jump up to: а б с д Стейнкеллер 2013 , с. 146.
- ^ Jump up to: а б Роаф и Зголл 2001 , с. 284.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Стивенс 2014 , с. 73.
- ^ Электронный текстовый корпус шумерской литературы .
- ^ Электронный шумерский словарь Пенсильвании .
- ^ Кроуфорд 2013 , с. 283.
- ^ Jump up to: а б Ливерани 2013 , с. 120.
- ^ Jump up to: а б Ливерани 2013 , стр. 120–121.
- ^ Ур III Династия .
- ^ Jump up to: а б Маэда 1981 , с. 4.
- ^ Макинтош 2017 , с. 167.
- ^ Jump up to: а б Левин 2002 , с. 359.
- ^ Из Рива 2013 , с. 72.
- ^ Jump up to: а б с д Левин 2002 , с. 360.
- ^ Хилл, Джонс и Моралес 2013 , с. 333.
- ^ Левин 2002 , с. 365.
- ^ Jump up to: а б Фрам 1999 , с. 369.
- ^ Jump up to: а б Чемберлен 2014 , с. 172.
- ^ Jump up to: а б Понгратц-Лейстен 2015 , с. 120.
- ^ Jump up to: а б Роллингер 2017 , с. 203.
- ^ Jump up to: а б Бринкман 1990 , с. 357.
- ^ Jump up to: а б с д и Далли 2013 , с. 178.
- ^ Карлссон 2013 , с. 135.
- ^ Карлссон 2013 , с. 201.
- ^ Далли 2013 , с. 179.
- ^ Далли 2013 , с. 182.
- ^ Jump up to: а б Зиманский 1985 , с. 297.
- ^ Гувер 2009 , стр. 30–31.
- ^ Jump up to: а б Стивенс 2014 , с. 74.
- ^ Перевод цилиндра Сайруса .
- ^ Новый перевод цилиндра Сайруса .
- ^ Мобильный телефон 1994 , с. 112.
- ^ Миллер 1986 , с. 258.
- ^ Торф 1989 , с. 199.
- ^ Стивенс 2014 , с. 66.
- ^ Беван 1902 , стр. 241–244.
- ^ Фрай 1983 , с. 116.
- ^ Ван Де Миеруп 2005 , с. 51.
- ^ Рич 1998 .
- ^ Джонсон 1997 , с. 12.
- ^ Псалом 46:2 .
- ^ Кулиговский 2014 , стр. 1.
- ^ Mondzain & Franses 2000 , с. 72.
- ^ «Сура Аль-Фатиха – 1-7» . quran.com . Проверено 22 апреля 2022 г.
- ^ Цивилизация, написанная во времена Аккадской империи .
- ^ Риствет 2015 , с. 144.
- ^ Тревор Брайс (2003). Письма великих королей Древнего Ближнего Востока: королевская переписка позднего бронзового века . Рутледж. стр. 76–77, 96–97.
- ^ Jump up to: а б с Карлссон 2016 .
- ^ Уилфред Г. Ламберт (2007). Вопросы о Вавилонском оракуле . Айзенбрауны. п. 3.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Бринкман 1968 , с. 43.
- ^ Дж. А. Бринкман (1968). Политическая история посткасситской Вавилонии, 1158–722 гг . до н.э. Папский библейский институт. стр. 147–148.
- ^ Баурен; К. Бонне, ред. (1991). Фойникея Граммата. Чтение и письмо в Средиземноморье Материалы Льежской конференции, 15-18 ноября 1989 г. Издательство Питерс. п. 104.
- ^ Грейсон 2002 , с. 240.
- ^ Ямада 2014 , с. 43.
- ^ Лакенбилл 1925 , с. 164.
- ^ Лакенбилл 1927 , с. 140.
- ^ Карлссон 2017 , с. 10.
- ^ Карлссон 2017 , с. 11.
- ^ Карлссон 2017 , с. 12.
- ^ Лакенбилл 1927 , с. 410.
- ^ Ри, Кэм (июнь 2008 г.). Ассирийское изгнание: наследие Израиля в плену . АвторДом. стр. 127–144. ISBN 978-1-60481-173-5 .
Библиография
[ редактировать ]- Беван, Эдвин Роберт (1902). «Антиох III и его титул «великий царь» » . Журнал эллинистических исследований . 22 : 241–244. дои : 10.2307/623929 . JSTOR 623929 . S2CID 163627206 .
- Бринкман, Дж. А. (1968). Политическая история посткасситской Вавилонии (1158-722 гг. до н.э.) (А) . Григорианский библейский книжный магазин. ISBN 978-88-7653-243-6 .
- Бринкман, Дж. А. (1990). «Мар-бити-апла-ушур». В Эбелинге, Эрих; Мейснер, Бруно; Эдзард, Дитц Отто (ред.). Настоящий лексикон ассириологии и ближневосточной археологии: Либанукшбас - Медицина (Том 7) . Уолтер Де Грюйтер.
- Кроуфорд, Харриет (2013). Шумерский мир . Рутледж. ISBN 978-0415569675 .
- Да Рива, Роса (2013). Надписи Набопаласара, Амель-Мардука и Нериглиссара. Вальтер де Грюйтер. ISBN 978-1614515876 .
- Дэлли, Стефани (2013). «Боги северо-восточной и северо-западной Аравии в клинописных текстах Первой Силендской династии и клинописной надписи из Телль-эн-Набеха, около 1500 г. до н. э.». Арабская археология и эпиграфика . 24 (2): 177–185. дои : 10.1111/aae.12005 .
- Фрам, Эккарт (1999). «Рецензируемая работа: анализ вариантов ассирийского царского титулария от истоков до Тиглатпаласара III Барбары Чифолы». Архив восточных исследований . 46/47: 367–373. JSTOR 41668489 .
- Фрай, Ричард Нельсон (1983). «Политическая история Ирана при Сасанидах». Кембриджская история Ирана . 3 (1): 116–180. дои : 10.1017/CHOL9780521200929.006 . ISBN 9781139054942 .
- Грейсон, А. Кирк (2002) [1996]. Ассирийские правители начала первого тысячелетия до нашей эры: II (858–745 до н.э.) . Торонто: Университет Торонто Press. ISBN 0-8020-0886-0 .
- Хэнди, Лоуэлл К. (1994). Среди воинства Небесного: сиро-палестинский пантеон как бюрократия . Айзенбрауны. ISBN 978-0931464843 .
- Хилл, Джейн А.; Джонс, Филип; Моралес, Антонио Дж. (2013). Испытание власти, создание власти: космос, политика и идеология королевской власти в Древнем Египте и Месопотамии . Издательство Пенсильванского университета. ISBN 9781934536643 .
- Гувер, Оливер Д. (2009). Справочник сирийских монет: королевские и гражданские проблемы, четвертый-первый века до нашей эры . [Справочник серии греческих монет, том 9]. Классическая нумизматическая группа. ISBN 978-0980238747 .
- Джонсон, Эрик Л. (1997). «Христос, Господь психологии». Журнал психологии и теологии . 25 (1): 11–27. дои : 10.1177/009164719702500102 . S2CID 170727529 .
- Карлссон, Матиас (2013). Ранняя неоассирийская государственная идеология. Властные отношения в надписях и иконографии Ашурнасирпала II (883–859) и Салманасара III (858–824) . Кафедра лингвистики и филологии Уппсальского университета. ISBN 978-91-506-2363-5 .
- Карлссон, Маттиас (2016). Властные отношения в ранней неоассирийской государственной идеологии . Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. ISBN 9781614519683 .
- Карлссон, Маттиас (2017). «Ассирийский царский титулярный титул в Вавилонии». S2CID 6128352 .
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|url=
( помощь ) - Кулиговский, Вальдемар (2014). «33 метра крестца. Анализ дискурсов вокруг статуи Христа Царя Вселенной в Свебодзине» . Искусство в современных культурных системах. Центральная и Восточная Европа : 137–148. ISBN 978-83-63795-34-4 .
- Каммерер, Томас Р. (2014). Идентичности и общества в древних регионах Восточного Средиземноморья . Угарит Верлаг. ISBN 978-3868350623 .
- Левин, Игаль (2002). «Нимрод Могучий, царь Киша, царь Шумера и Аккада». Ветус Заветум . 52 (3): 350–366. дои : 10.1163/156853302760197494 .
- Ливерани, Марио (2013). Древний Ближний Восток: история, общество и экономика . Рутледж. ISBN 978-0415679060 .
- Лакенбилл, Дэниел Дэвид (1925). «Первая надпись Салмансара V» . Американский журнал семитских языков и литератур . 41 (3): 162–164. дои : 10.1086/370064 . S2CID 170658223 .
- Лакенбилл, Дэниел Дэвид (1927). Древние записи Ассирии и Вавилонии, Том 2: Исторические записи Ассирии от Саргона до конца . Издательство Чикагского университета.
- Макинтош, Джейн Р. (2017). Месопотамия и возникновение цивилизации: история, документы и ключевые вопросы . АВС-КЛИО. ISBN 978-1440835469 .
- Миллер, Джеймс Максвелл (1986). История Древнего Израиля и Иудеи . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0664223588 .
- Маэда, Тору (1981). « Царь Киша» в досаргоническом Шумере» . Ориент . 17 : 1–17. дои : 10.5356/orient1960.17.1 .
- Мондзен, Мари-Жозе; Франсес, Рико (2013). «Иконическое пространство и власть земель». Гипатия . 15 (4): 58–76. JSTOR 3810674 .
- Торф, Джером (1989). «Кир, «Царь земель», Камбис, «Царь Вавилона»: спорное со-регентство». Журнал клинописных исследований . 41 (2): 199–216. дои : 10.2307/1359915 . JSTOR 1359915 . S2CID 163504463 .
- Понгратц-Лейстен, Беате (2015). Религия и идеология в Ассирии . Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. ISBN 978-1614514824 .
- Роаф, Майкл; Зголл, Аннет (2001). «Ассирийские астроглифы: Черный камень лорда Абердина и призмы Асархаддона». Журнал ассириологии и ближневосточной археологии . 91 (2): 264–295. дои : 10.1515/zava.2001.91.2.264 . S2CID 161673588 .
- Риствет, Лорен (2015). Ритуал, представление и политика на Древнем Ближнем Востоке . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1107065215 .
- Роллингер, Роберт (2017). «Стела Дадусы и животрепещущий вопрос об определении главных действующих лиц рельефа». Ирак . 79 : 203–212. дои : 10.1017/irq.2017.6 . S2CID 165075295 .
- Штейнкеллер, Петр (2013). «Архаичная «заключенная мемориальная доска» из Киша». Журнал ассириологии и восточной археологии . 107 : 131–157. дои : 10.3917/сборка.107.0131 .
- Стивенс, Кэтрин (2014). «Цилиндр Антиоха, вавилонская стипендия и имперская идеология Селевкидов» (PDF) . Журнал эллинистических исследований . 134 : 66–88. дои : 10.1017/S0075426914000068 . JSTOR 43286072 .
- Ван Де Миеруп, Марк (2005). Клинописные тексты и историческое письмо . Рутледж. ISBN 978-0415195331 .
- Ямада, Сигео (2014). «Надписи Тиглатпаласара III: хронографо-литературные стили и портрет царя» . Ориент . 49 : 31–50. дои : 10.5356/orient.49.31 .
- Зиманский, Пол Э. (1985). «Экология и Империя: Структура Урартского государства» . Исследования древневосточной цивилизации (SAOC) . 41 : 295–310.
Веб-сайты
[ редактировать ]- «Даниила 4:3 — Библейские ворота» . www.biblegateway.com . Проверено 24 марта 2019 г.
- «Электронный текстовый корпус шумерской литературы» . etcsl.orinst.ox.ac.uk . Проверено 17 февраля 2019 г.
- «Электронный пенсильванский шумерский словарь (EPSD)» . psd.museum.upenn.edu . Проверено 17 февраля 2019 г.
- Фаррох, Каве. «Новый перевод цилиндра Кира, сделанный Британским музеем» . kavehfarrokh.org . Архивировано из оригинала 19 января 2019 года . Проверено 19 января 2019 г.
- «Цивилизация, написанная при Аккадской империи» . cartelen.louvre.fr . Проверено 29 марта 2019 г.
- «Ливий — Перевод Кира Цилиндра» . www.livius.org . Архивировано из оригинала 19 января 2019 года . Проверено 19 января 2019 г.
- «Псалом 46:2 — Библейские врата» . www.biblegateway.com . Проверено 24 марта 2019 г.
- Рич, Трейси Р. (1998). «Иудаизм 101 – Общие молитвы и благословения» . www.jewfaq.org . Проверено 24 марта 2019 г.
- Янли, Чен; Юхун, Ву (2017). «Имена лидеров и дипломатов Мархаши и родственных им людей в династии Ура III» . cdli.ucla.edu . Архивировано из оригинала 20 января 2019 года . Проверено 20 января 2019 г.