Галицкая гайта

Галисийская волынка ( галисийский : Gaita galega , португальский : Gaita galega , испанский : Gaita galega ) — традиционный инструмент Галисии и северной Португалии.
Слово «гайта» используется на севере Испании как общий термин для обозначения « волынки », хотя на юге Испании и Португалии оно обозначает различные инструменты, похожие на валторну, флейту или гобой, в зависимости от региона.
Этимология
[ редактировать ]Существует множество предположений относительно происхождения названия Гаита . Его сравнивают с названиями восточноевропейских волынок, таких как болгарская каба гайда и словацкая гайды ( множественное число тантум ). Лингвист Джоан Короминес предположила, что слово « гаита» , скорее всего, произошло от готского слова «походка» или «гата» , что означает «козел»; так как сумка гайты изготавливается из цельной шкуры козлиной кожи. На готическом языке говорили в Испании с пятого по восьмой век, когда страной правили вестготы . Вестготы возникли в северо-восточной Европе.
Инструмент
[ редактировать ]
Галицкая гайта имеет коническую распевку и басовый гул ( ронко ) со второй октавой . Он может иметь один или два дополнительных дрона, играющих тонизирующие и доминантные ноты. Традиционны три тональности: D ( gaita grileira , букв. «сверчковая волынка»), C ( gaita redonda ) и B♭ ( gaita tumbal ). галицкие оркестры, В последние годы стали популярны играющие на этих инструментах.
Игра близкой гармонии (терции и шестые части) двумя гайтами одной тональности - типичный стиль галицкой гайты.
Известно, что волынка или гайта была популярна в средние века, еще в 9 веке, но ее популярность снизилась с 16 века до возрождения в 19 веке. Еще один упадок произошел в середине 20-го века, когда франкистская диктатура попыталась использовать его в пропагандистских целях. Затем, примерно с 1970-х годов, возрождение корней ознаменовало новое возрождение. Фолк-возрождение, возможно, достигло своего пика в конце 1990-х, с выпуском нашумевших альбомов галичанина Карлоса Нуньеса ( A Irmandade Das Estrelas ).
Популярность гайта начала приобретать с массовой иммиграцией галичан в США и Латинскую Америку. Основаны Галисийские центры ( Centro Galego / Casa Galicia ) в ключевых городах и столицах, от Нью-Йорка до Буэнос-Айреса, Аргентина.
Традиционное использование включает как сольные выступления, так и малый барабан, известный как тамборил (деревянный барабан с натуральной кожей и внутренними барабанами), а также бомбо , большой барабан .
Описание
[ редактировать ]Игрок надувает мешок ртом через трубку с обратным клапаном. Воздух подается в чантер ( галисийский : punteiro ), при этом левая рука контролирует давление внутри мешка. У певца двойная трость, похожая на шаум или гобой , и коническое отверстие с семью отверстиями для пальцев спереди. Басовый дрон ( ронко или ронкон ) расположен на левом плече музыканта и имеет высоту на две октавы ниже ключевой ноты певца; у него одна трость. Некоторые волынки имеют еще до двух дронов, в том числе ронкильо или ронкилья , которые торчат из сумки и играют на октаву выше ронко , или меньшего чилона . Эти два дополнительных дрона расположены рядом с правой рукой игрока.
Отверстий для пальцев три для левой руки и четыре для правой, а также одно сзади для большого пальца левой руки. На тонике певца играют шестью верхними отверстиями и отверстием для большого пальца, прикрытым пальцами. Начиная снизу и (в галисийской аппликатуре) постепенно открываясь отверстия, создается диатоническая гамма. Используя такие методы, как скрещенные аппликатуры и полуотверстия, хроматическую гамму можно создать . При дополнительном надавливании на мешочек можно играть во второй октаве, что дает диапазон в полторы октавы от тоники до верхней ноты. Также можно закрыть тоновое отверстие мизинцем правой руки, создав таким образом полутон ниже тоники.
Песни
[ редактировать ]Мелодии с использованием гайты обычно представляют собой песни, в которых голос либо аккомпанирует инструментам, либо сменяет их.
Самый распространенный тип — муйнейра , бодрый ритм 6/8. В других галисийских мелодиях 6/8 используются другие шаги; к ним относятся карбальеса , рибейрана , редонда , чутейра и контрапасо .
Альборада , обычно — инструментальная мелодия, чаще всего в размере 2/4, хотя иногда и 3/4, и характеризуется серией нисходящих поворотных фраз. С него начинаются дневные торжества, и в него играют на восходе солнца.
Фолиада (общинных собраниях — это радостная песня типа хота размером 3/4, которую часто исполняют на ромариас в местном храме).
Знаменитые игроки в гайту
[ редактировать ]Галисия
[ редактировать ]- Авелино Качафейру
- Идеальный Фейджу
- Кампанейрос
- Моксен
- Розалес
- Карлос Нуньес
- Анксо Лоренцо
- Хосе Мануэль Будиньо
- Кристина Пато
- Сусана Сейване
- Карлос Мейга
См. также
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]- GaitaForum.com , дискуссионный форум гайт (на испанском и английском языках)
- "Jota da Mahia" в исполнении Хавьера Селады (Heiligkreuzkirche Berlin, 2004). Архивировано 23 июля 2011 г. в Wayback Machine.
- Gaita Maker , история инструмента в Америке и Бразилии, Gaita Maker (на испанском, английском и португальском языках) [ мертвая ссылка ]