Панара люди
этой статьи Начальный раздел может быть слишком коротким, чтобы адекватно суммировать ключевые моменты . ( октябрь 2021 г. ) |
Общая численность населения | |
---|---|
437 (2010) [ 1 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() ![]() | |
Языки | |
Панара , португальский [ 2 ] |
Панара бразильской — коренной народ Гросу в Мату - Амазонии. Они занимаются сельским хозяйством и являются охотниками-собирателями . [ 2 ]
Имя
[ редактировать ]Раньше их называли Крин-Акроре . Другие названия Панары включают Крин Акароре, Крен Акароре, [ 2 ] Кренхакароре, Кренхакоре, Кренакоре, Кренакароре или Кренакароре и «Índios Gigantes» («Гигантские индейцы») - все варианты имени Krã мбенгокре jàkàràre [ˈkɾʌ̃ jʌˈkʌɾʌɾɛ] , что означает «круглая голова», отсылка к их традиционная прическа, которая их идентифицирует.
Язык
[ редактировать ]Панара говорят на языке панара , который классифицируется как язык гоязов дже , принадлежащий к языковой семье дже ( макро-дже ). Оно написано латиницей . [ 2 ]
Источник
[ редактировать ]Панара — последние потомки южных каяпо , большой этнической группы, населявшей обширную территорию в Центральной Бразилии в 18 веке, от северных границ штата Сан-Паулу, Триангуло Минейро и к югу от Гояса, простираясь на восток от Мату. Гроссу, восточная и юго-восточная часть Мату-Гросу-ду-Сул. Последние исследования показывают, что южный каяпо и панара на самом деле являются одним языком. С лингвистической точки зрения панара (и южные каяпо) представляют собой группу, говорящую на языке же, в Центральной Бразилии; [ 3 ] их язык наиболее тесно связан с группой северного дже , которая включает мубенгокре , кеседже , тапаюна , апинадже и тимбира языки .
Контакт
[ редактировать ]В 1961 году британский исследователь по имени Ричард Мейсон был убит народом Панара во время исследования ранее неисследованного региона, который, как было гарантировано, был свободен от коренных жителей. [ 4 ] В 1967 году жители Панары приблизились к бразильской авиабазе на полигоне Качимбо. Их интересовали самолеты, поскольку они считали их живыми существами. Группа, которая, как сообщается, состояла из женщин и детей и не была враждебной, рассматривалась военными как военный отряд. Солдатам было приказано стрелять поверх голов «диких индейцев», и вскоре был использован десантный самолет, чтобы запугать панару и заставить их бежать. [ 4 ] В 1970 году для установления контакта с Панарой была сформирована экспедиция под руководством братьев Виллаш-Боаш . Клаудио и Орландо работали на правительство в заповеднике коренных народов, Национальном парке Шингу , в Бразилии, и им было интересно узнать больше, узнав о захвате детей одного из племен Панара конкурирующим племенем, а также об их надеждах на то, что они вступят в контакт с Панара предотвратила конфликт, когда узнала, что дорога BR-163 (Куяба-Сантарен) планировала пройти прямо через их территорию. Руководители экспедиции собрали представителей других племен, которые когда-то были изолированы, но теперь жили в Парке-ду-Шингу, и отправились установить контакт. Несмотря на то, что в течение многих месяцев экспедиция оставляла предназначенные Панаре подарки на одной из их банановых и кукурузных плантаций, ей не удалось установить с ними какой-либо реальный контакт, за исключением нескольких визуальных встреч, а также нескольких подарков, которые Панара оставили им взамен. После завершения экспедиции Панара жила в относительной изоляции до тех пор, пока три года спустя, в 1973 году, не была построена правительственная дорога (Куяба-Сантарен). БР-163 строился на их территории. В результате племя было уничтожено недавно завезенными болезнями и пострадало от ухудшения состояния окружающей среды на своей земле. Из более чем 350 членов племени Панара более 250 погибли в первые двенадцать месяцев после первого контакта с посторонними. [ 5 ]
Жизнь в Шингу
[ редактировать ]12 января 1975 года 79 выживших членов племени были переведены правительством в местный заповедник Национальный парк Шингу и вынуждены жить по соседству с бывшими врагами под контролем государства. [ 6 ] Рабочая группа из Escola Paulista de Medicina обследовала 27 из 29 новичков, взрослых старше 20 лет. Средний рост составлял 1,67 м (~5 футов 6 дюймов), что соответствовало среднему росту жителей группы Дже, немного выше, чем у жителей Альто Шингу.
Двадцать лет спустя Панара начали переговоры о возвращении домой на свою первоначальную территорию. Однако большая часть их старых земель была деградирована старателями, промывкой золота , поселениями или животноводством (шесть из восьми их старых деревень были разрушены), но один большой участок нетронутого густого леса все еще можно было обнаружить. В 1994 году старейшины племени встретились с лидерами парка Шингу и ФУНАИ, чтобы потребовать права вернуться на свою первоначальную территорию, и в конечном итоге им было разрешено 4950 квадратных километров от их древней традиционной территории вдоль реки Ирири , расположенной на границе штатов Мату-Гросу и Пара. .
В период с 1995 по 1996 год панара постепенно переехали в новую деревню под названием Насопотити на своей традиционной земле, а 1 ноября 1996 года министр юстиции объявил землю коренных народов Панара «постоянным владением коренных народов». К 2004 году численность Панары составляла около 250 человек. [ 2 ] а в 2008 году их было 374. В 2010 году их было 437 Панара.
Они расширились до четырех деревень на землях коренного народа Панара (2012 г.), некоторые переехали вверх по реке, чтобы построить деревню Сынкве. В 2014 году Сыкараса приближался к завершающей стадии завершения. (2016) Котико был построен на реке Ипиранга в противоположном уголке их коренной земли. Население народа Панара по состоянию на 2018 год оценивается примерно в 500-600 человек. [ 4 ]
Панара охотятся в Шингу традиционными методами, а также с дополнительным огнестрельным оружием, часто отдавая предпочтение традиционным лукам и стрелам, когда дело касается мелкой водной дичи. Они используют подсечно-огневое земледелие, которое было частью их культуры до появления новых инструментов и сельскохозяйственных культур. Современное оборудование вытеснило некоторые традиционные инструменты, металлические инструменты используются наряду с традиционным, в том числе огнестрельным оружием. Однако для некоторых видов деятельности, например, для рыбалки на мелкую дичь, луки по-прежнему предпочтительнее. Панара используют хорошо известный метод сдерживания и использования Огнестойкой Флоры, чтобы изменить ландшафт в свою пользу, а также приобрести сапэ-траву для строительства соломенных жилищ. Они также сжигают отходы урожая и вокруг дорожек, чтобы защитить их от растений, или помогают пчелам собирать мед. Также замечено, что они оставляют огонь от приготовления пищи догорать естественным путем, поскольку даже в разгар засушливого сезона они гаснут. [ 7 ]
Деревенская ориентация и матрилинейная структура
[ редактировать ]Домохозяйства следуют матрилинейной линии внутри каждого из четырех кланов, при этом деревенские дома также разбиты на четыре квартала для каждого из кланов. [ 4 ] Они также следуют уксорилокальному жилищу, где мужчина переезжает в дом женщины, когда они женятся, а также мужчина становится членом клана своей жены, особенно после рождения первого ребенка. [ 4 ] Вступление в брак с членами одного клана или какие-либо романтические отношения между членами клана считаются панара «немыслимыми». [ 4 ] Более того, они живут в деревнях, образующих круглую структуру вокруг инки, что означает «мужской дом»; [ 4 ] входы в окружающие постройки обращены внутрь, в сторону инки, где проходят встречи и дискуссии о сообществе. [ 4 ] Его называют «мужским домом», так как здесь традиционно спят неженатые взрослые мужчины. [ 4 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]- На альбоме Пола Маккартни 1970 года «McCartney » заключительный трек называется «Kreen-Akrore». Альбом Alcatrazz 1983 года No Parole from Rock 'n' Roll также содержит песню «Kree Nakoorie».
- Они появились в The Amazon Trail игре , где Клаудио Виллас Боас отправляет игрока на миссию, чтобы найти их и попросить присоединиться к его парку, но они, естественно, отказываются, как он и думал.
- О них был снят документальный фильм «Племя, скрывающееся от человека».
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Панара: Введение». Коренные народы Бразилии. Проверено 4 марта 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Панара». Этнолог. Проверено 2 марта 2012 г.
- ^ Движения коренных народов, самопредставление и государство в Латинской Америке, стр. 269 , Кей Б. Уоррен, Джин Элизабет Джексон, Техасский университет Press (2003) ISBN 0-292-79141-0
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Бардагиль-Мас, Бернат. «Дело и соглашение» (PDF) . этнолингвистика . Проверено 23 марта 2021 г.
- ^ Расширение границ в Амазонии, стр. 86 Марианна Шминк, Чарльз Х. Вуд, Университет Флориды. Центр латиноамериканских исследований (1991) ISBN 0-8130-0785-2
- ^ Соблазненные и брошенные Укрощение бразильских индейцев, стр. 8 Альсида Рита Рамос, Центр международных и сравнительных исследований, Университет Айовы (1995 г.)
- ^ Шварцман, Стефан; БОА, Андре Виллас; ОНО, Катя Юкари; ФОНСЕКА, Мариса Гестейра; ДОБЛАС, Хуан; Циммерман, Барбара; ЖУНКЕЙРА, Пауло; Джерозолимски, Адриано; САЛАЗАР, Марсело; ХУНКЕЙРА, Родриго Пратес; ТОРРЕС, Маурисио (2013). «Естественная и социальная история земель коренных народов и коридоров охраняемых территорий бассейна реки Шингу» . Философские труды: Биологические науки . 368 (1619): 1–12. дои : 10.1098/rstb.2013.0308 . JSTOR 41937958 . ПМЦ 3638430 . ПМИД 23610170 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Панара: история надежды
- National Geographic: последствия вырубки леса в бассейне Амазонки
- Ресурсы по языку панара на Etnolinguistica.Org.
- Племя, которое прячется от человека (1970), документальный фильм на YouTube, в котором рассказывается о поисках Крин-Акрора до первого контакта.