Jump to content

Комиссар (фильм)

(Перенаправлено из «Комиссар (фильм)
Комиссар
Постер фильма (1987)
Режиссер Aleksandr Askoldov
Написал Aleksandr Askoldov
На основе «В городе Бердичеве»
автор Василий Гроссман
В главных ролях Нонна Мордюкова
Кинематография Валерий Гинзбург
Музыка Альфред Шнитке
Производство
компания
Дата выпуска
  • 1967  ( 1967 )
Время работы
110 минут
Страна Советский Союз
Язык Русский

«Комиссар» ( русский : Комиссар , транслит. Комиссар) — советский фильм 1967 года режиссёра Александра Аскольдова по мотивам одного из Василия Гроссмана первых рассказов «В городе Бердичеве ». [1] Бердичев расположен в центре севера Украины. Действие происходит во время Гражданской войны в России (1918–22), когда Красная Армия, Белая Армия, польский и австрийский контингенты сражались за территории. Не менее важно и то, что в Бердичеве в то время был официально установлен язык идиш, а с 1924 года на идиш вел свои дела украинский суд. [2] Сюжет основан на тесном пересечении революционных и еврейских культурных нравов и идеалов. Главных героев сыграли два народных артиста СССР . Ролан Быков Нонна Мордюкова и Его сделали на Киностудии имени Горького .

Максим Горький считал этот рассказ одним из лучших о Гражданской войне в России и призывал молодого писателя посвятить себя литературе. Оно также привлекло благосклонное внимание Михаила Булгакова , Бориса Пильняка и Исаака Бабеля . [3]

История фильма

[ редактировать ]

Фильм был снят в политической атмосфере хрущевской оттепели , последовавшей за смертью Сталина. Этот период характеризуется ослаблением политического притеснения и художественной цензуры. С самого начала постановки Госкино цензоры заставили режиссера Александра Аскольдова внести серьезные изменения; В 1967 году исполнилось 50 лет Октябрьской революции , и события должны были быть представлены в установленном Коммунистической партией стиле героического реализма .

После создания фильма Аскольдов потерял работу, был исключен из КПСС, обвинен в социальном тунеядстве , выслан из Москвы и лишен права работать над художественными фильмами пожизненно . Ему сказали, что единственный экземпляр фильма уничтожен. [4] Мордюковой и Быкову, ведущим советским кинозвездам, пришлось просить власти избавить его от еще более серьезных обвинений. Фильм был отложен КГБ на двадцать лет.

В 1986 году из-за политики гласности Конфликтная комиссия Союза советских кинематографистов рекомендовала перевыпуск фильма, но Госкино отказалось действовать. По просьбе Аскольдова на Московском кинофестивале фильм был реконструирован и наконец выпущен в 1988 году. Действие фильма происходит на Украине , и те, кто знает язык, заметят украинизмы в строках Быкова.

Фильм получил « Серебряного медведя» — специальный приз жюри на 38-м Берлинском международном кинофестивале в 1988 году. [5] четыре профессиональных премии «Ника» (1989), в том числе композитору Альфреду Шнитке , и другие награды. Фильм был выбран в качестве советской заявки на лучший фильм на иностранном языке на 61-й церемонии вручения премии Оскар , но не был принят в качестве номинанта. [6]

Во время Гражданской войны в России (1918–1922) женщина- Красной Армии Клавдия комиссар кавалерии Вавилова (Нонна Мордюкова) оказывается беременной. До рождения ребенка она вынуждена оставаться в семье бедного еврейского кузнеца Ефима Магазинника (Ролан Быков), его жены, тещи и шестерых детей. Поначалу и семья Магазинанников, и «госпожа Вавилова», как ее называют, не в восторге от жизни под одной крышей, но вскоре делятся нормированной едой, шьют ей гражданскую одежду и помогают ей с родами новорожденного сына. . Вавилова, похоже, любит материнство, гражданскую жизнь и новых друзей.

Тем временем линия фронта приближается к городу, и евреи ожидают погрома со стороны Белой армии, когда Красная Армия отступает. Вавилова пытается утешить их коммунистической мечтой: «Однажды люди будут работать в мире и согласии», но мечта прерывается видением судьбы евреев в грядущей мировой войне. Она бросается на фронт, чтобы присоединиться к своему армейскому полку, оставив новорожденного.

«Комиссар» раскрывает сильные темы феминизма и материнства на фоне Гражданской войны в России 1918 года, а после завершения был подвергнут цензуре Советского Союза из-за того, что тема считалась «силой, противостоящей самой сути человеческого существования, феноменом». это разрушает личные связи, вызывая отчуждение, отчаяние и неуверенность в будущем». [7] По сути, цензоры сочли содержание и направленность сюжета слишком негативными для утвержденного государством стиля героического реализма, поскольку в первой сцене поющая Мадонна проходит мимо марширующего полка, который своим маршем затмевает звук ее пения. Для цензоров того времени представлять революцию как нечто иное, чем позитивные изменения в обществе, было опасным риском. «Комиссар» был единственным фильмом, когда-либо снятым режиссером Александром Аскольдовым, и именно благодаря нему КГБ едва не арестовал его.

В этом вступлении ясно предвещается, что будут противоречивые темы материнства и военной службы, и этому способствует внутренняя борьба главной героини между ее преданностью русской революции и ее преданностью своему ребенку. Позитивность феминистских тем подкрепляется остротами семьи Магазинанник, у которой шестеро детей и которые больше озабочены благополучием своей семьи, чем войной. Лучше всего это передано в сцене, где Ефим Магазинанник (отец семейства и местный кузнец) отвечает на анекдот Вавиловой об идеале советской утопии, где все люди равны в труде вопросом «а как же жизнь?» Хотя в финале фильма Клавдия Вавилова бежит от еврейского дома и своего новорожденного сына, это связано с государственным стилем героического реализма в фильме, затмевающим темы, присущие всему произведению. На уход Вавиловой, возможно, повлияла и любимая детьми игра, изображающая Белую Армию, охотящуюся на евреев. Непосредственно перед тем, как Вавилова решает уйти, происходит особенно жестокая сцена, где дети мужского пола преследуют и связывают свою сестру, разрывая на ней одежду, пока она зовет мать. Отец делает им резкий выговор, но Вавилова, похоже, очень обеспокоена этим событием и, возможно, чувствует ответственность за предотвращение такого рода жестокости.

Вавилова охарактеризована как бесспорно мужественная: в обзоре фильма 1988 года, сделанном Джеймсом Ларднером, она названа «неудобно беременной большевиккой [и] крутой печенькой». [ Эта цитата нуждается в цитировании ] Впервые она представлена ​​зрителям как закоренелый военный комиссар, только что приговоривший солдата к смертной казни за то, что он ушел в самоволку, чтобы навестить свою жену. Ее уважает командир, что становится очевидным, когда Вавилова заявляет, что ее покойный любовник «был хорошим коммунистом», на что ее начальник отвечает: «Вы все хорошие коммунисты». Однако как только Вавилова снимает с себя галифе и пистолет Маузер и поселяется в доме Магазинников, она попадает в немилость некогда милостивых коллег. Как только она принимает гражданскую жизнь и связанные с ней предостережения, она, по-видимому, теряет свои мужские качества, поскольку ее пистолет заменяется ребенком, а ее кожаные штаны обмениваются на гражданскую одежду, сшитую для нее магазинанниками. К концу фильма линия фронта конфликта начинает приближаться к городу Бердичеву , Красная Армия начинает отступать, Вавилова остается с нормированными продуктами. Магазинники опасаются, что с грядущей сменой власти произойдет новый погром, совершенный Белой армией, и Вавилова снова начинает отказываться от своей материнской роли, чтобы передать коммунистическую мечту о том, что все мужчины будут работать в мире и согласии. Конфликт, присущий фильму, заключается в том, что, хотя на заднем плане бушует революция, настоящий конфликт заключается в конфликте между любимым ребенком Вавиловой и ее патриотизмом и преданностью своей работе. В конце фильма Вавилова бежит из дома Магазанников, чтобы попытаться воссоединиться со своим кавалерийским полком на передовой.

Это соответствует стилю фильма исторического реализма, который апеллировал к массам коммунистического общества, главная героиня действует самоотверженно, бросая своего ребенка, чтобы присоединиться к силам, пытающимся спасти деревню, иллюстрирует это и в некоторой степени затмевает феминистский тон. фильма вместо утвержденных государством пропагандистских тем. Более того, переход от солдата к матери еще больше усиливает феминистский тон фильма, а также способствует оттепели советских догм в конце пятидесятых и шестидесятых. В журнале « Восстановление комиссара: оттепель кино пересматривает мифы о советском структурировании» Андселл просто резюмирует урок, извлеченный главным героем, и послание, переданное режиссером:

Аскольдов символически изображает поиски «оттепели» в пути своей героини к физическому и психологическому освобождению, которому способствует ее новая, малосемейная среда. Этапы эмоционального и духовного взросления Клавдии в фильме переворачивают символический «прогресс к сознанию» и ритуальное посвящение в «большую семью», которые формировали дискурс Гражданской войны сталинской эпохи, вновь появляясь в квазисталинистских повествованиях поздней оттепели. Перевернутое исполнение Аскольдовым традиционного сталинского обряда посвящения показывает, что Клавдия проходит три основные фазы: отделение от прежнего окружения, переход к новой системе ценностей и включение в новое сообщество. [ нужна ссылка ]

В социальном плане фильм ретроспективно пропагандирует женскую гордость за социалистический идеал, поскольку Вавилова представлена ​​как независимая и влиятельная женщина, которую поначалу, казалось бы, не беспокоит смерть своего возлюбленного. Ее больше беспокоит беременность, и она очень хочет вернуться в бой Революции. Во время революции основным принципом первой коммунистической партии была свобода от дискриминации по признаку религии и пола, а также избирательное право для женщин. [ нужна ссылка ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Питер Роллберг (2009). Исторический словарь российского и советского кино . США: Роуман и Литтлфилд. п. 162. ИСБН  978-0-8108-6072-8 .
  2. ^ " Бердичев: История ". Виртуальный штетл . ПОЛИН Музей истории польских евреев. Проверено 11 апреля 2020 г.
  3. ^ Василий Гроссман, тр. Роберт Чендлер и др., Дорога (Random House, 2010: ISBN   1-59017-361-9 ), с. 8.
  4. ^ КОМИССАР-(А) .
  5. ^ «Берлинале: лауреаты премии 1988 года» . berlinale.de . Проверено 5 марта 2011 г.
  6. ^ Библиотека Маргарет Херрик, Академия кинематографических искусств и наук
  7. ^ Смит, Марк Б. (2019). Тревога по поводу России: и как история может ее решить . Издательство Оксфордского университета. п. 187. ИСБН  978-0-19-088605-9 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dea2c819fe20c485958346718c02bb0a__1710924780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/de/0a/dea2c819fe20c485958346718c02bb0a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Commissar (film) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)