Панаит Черна
Панаит Черна | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Панайот Станчов или Панаит Станцов Август или сентябрь 1881 г. Черна , Румыния |
Умер | 26 марта 1913 г. Лейпциг | ( 31 год
Псевдоним | Панаит Черна |
Занятие | поэт, философ, литературный критик, переводчик, журналист |
Период | 1897–1913 |
Жанр | лирика , эпическая поэзия , эссе |
Литературное движение | классицизм , неоклассицизм , символизм , Юнимея , Сеятель |
Панаит Черна (англ. Румынское произношение: [panaˈit ˈtʃerna] ; Болгарский : Панайот Черна, Панайот Черна , урожденный Панайот Станчов или Панаит Стациов ; 26 августа или 25 сентября 1881 г. [ 1 ] — 26 марта 1913) — румынский поэт, философ, литературный критик и переводчик. Носитель болгарского языка, Черна, тем не менее, писал на румынском языке и разработал традиционалистский стиль, который был связан с классицизмом и неоклассицизмом . Восхваляемый консервативным литературным обществом Юнимеа , его продвигал его лидер Титу Майореску , а также ученики Майореску Михаил Драгомиреску и Симион Мехединци . Черна стал главным представителем группы во время ее упадка, сотрудничая с обоими крупными журналами Junimist, Convorbiri Literare и Convorbiri Critice . Он также публиковал статьи в традиционалистском журнале Sămănătorul и некоторое время сотрудничал с другими литературными журналами.
Выпускник Бухарестского университета , Черна завершил обучение в Германской империи . Там он учился в Берлинском университете и Лейпцигском университете , подружившись с румынским драматургом, находящимся в изгнании, Ионом Лукой Караджале и литературным критиком Полем Зарифополем . Черна умер в Лейпциге в возрасте тридцати одного года после долгой борьбы с туберкулезом .
Наряду с различными любовными стихами, произведения Панайта Черны также свидетельствуют о его интеллектуальных поисках. Эта интеллектуальная характеристика принесла ему преданных последователей, но подверглась критике со стороны многих его сверстников, которые считали ее искусственной и устаревшей.
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Раннее имя Черны, переведенное на болгарский язык как Панайот Станчов, обычно транслитерировалось на румынский язык как Панаит Станциов , Станков , Станциоф или Станциофф . Предпочтительное имя поэта отсылало к Черне , месту его рождения в округе Тулча , Северная Добруджа . [ 2 ]
Отец Панайта Черны был школьным учителем по национальности болгарин , которого также звали Панайот Стахов (Панаит Станциов). [ 2 ] Он поселился в Черне и женился на Марии Ташку. Дочь местных крестьян, [ 2 ] она была арумынского происхождения [ 3 ] или болгарского происхождения. [ 4 ] Незадолго до того, как Мария родила сына, румынская администрация начала захватывать ранее находившуюся под властью Османской империи Северную Добруджу. Станчов, который был болгарским националистом , отказался принять это изменение и уехал в Княжество Болгария , оставив свою семью. Следовательно, Черна так и не встретил своего отца. [ 2 ] [ 3 ] По словам самого Черны, его детство было отмечено острой бедностью и социальной изоляцией: «[Мне] велели заниматься репетиторством и учиться в холодных, недружелюбных комнатах. Долгое время мы жили в доме на окраине, которого избегали другие мужчины, поскольку распространился слух, что в его комнатах обитают призраки. Можете ли вы представить себе жизнь посреди зимы, без горящего огня, с едва закрывающимися дверями, с окнами, заклеенными бумагой? чувствую холод до костей». [ 3 ]
Хотя его связи с болгарской культурой были ослаблены уходом отца, Черна, который был крещен в Болгарской греко-католической церкви , свободно говорил по-болгарски. [ 2 ] По словам литературного критика Джорджа Кэлинеску , ему всегда было трудно говорить по-румынски, но он мог легко писать. [ 5 ]
После окончания начальной школы в родной деревне он окончил среднюю школу в дунайском порту Брэила , затем поступил на факультет литературы и философии в Бухаресте . [ 2 ] [ 3 ] Он также посещал лекции на химико-физическом факультете. [ 3 ] Черна дебютировал как поэт в 1897 году, в возрасте шестнадцати лет, когда его Trecutul («Прошлое») — адаптация произведения Николауса Ленау — был опубликован в Джорджа Кошбука Foaia Interesantă . журнале [ 3 ] [ 6 ] Его первое оригинальное стихотворение, Orientale («Восточные»), было напечатано два года спустя в журнале «Кармен» . [ 3 ]
Джунимеа лет
[ редактировать ]Вскоре после прибытия в столицу Черна оказался вовлеченным в политические дебаты и литературную среду. Эта ранняя деятельность зафиксирована в серии статей 1904 года в студенческой газете « Типури ши Тикури» , где П. Станциов является объектом сатиры . [ 2 ] К тому времени его обнаружил Юнимеа , и он начал сотрудничать с Convorbiri Literare , журналом, которым руководил Симион Мехединци . [ 7 ] После 1903 года Черна сотрудничал с Sămănătorul , [ 3 ] [ 8 ] и его стихи также время от времени появлялись в других изданиях, включая Floare Albastra и Revista Modernă . [ 3 ]
Несмотря на продолжающиеся финансовые трудности, Черна окончил университет в 1906 году. [ 2 ] [ 3 ] [ 6 ] Его диссертация была сдана с отличием . [ 3 ] К тому времени он был серьезно болен туберкулезом и стремился сменить климат. [ 9 ] Большую часть этого периода Черна провел, путешествуя по Старому царству , и несколько раз посещал регионы Южных Карпат , в частности район Рукэра , горы Бучеджи и долину Жиу . [ 9 ] Как отмечает Кэлинеску, он купил себе лошадь у местного жителя Рукэра в кредит и не смог доставить обещанную сумму вовремя. [ 9 ]
Любовь Черны к сельской жизни вместе с тем, что Кэлинеску называет «социальной озабоченностью», сделали его ярым противником того, как власти справились с крестьянским восстанием 1907 года . [ 9 ] В том же году, когда Михаил Драгомиреску расстался с Мехединци и основал Convorbiri Critice , которая рекламировала юнимистскую программу, выступая против Convorbiri Literare , Черна стал одним из его главных сотрудников. [ 10 ] В группу писателей -критиков Конворбири входили также Д. Нану , Корнелиу Молдовану , Эмиль Гырляну , И. Драгослав и Георге Вылсан . [ 11 ] В 1908 году он решил продолжить обучение в Германской империи . [ 12 ] На это решение повлияли и поддержали Юнимеа и ее лидер Титу Майореску . [ 13 ] который, будучи министром образования, предоставил ему стипендию . [ 3 ] Кэлинеску описывает это как признак позднего юнимистского элитизма , взгляда, который подразумевал, что все литераторы должны быть академиками. [ 14 ] Он утверждает, что это была одна из немногих областей, в которых Джунимя все еще отличалась от Саманаторула , который был более открыт для менее элитарной среды. [ 14 ]
Черна посетил Гейдельбергский университет , но, следуя совету Майореску, остановил свой выбор на Берлинском университете , где изучал философию, англо- и немецкоязычную литературу (1908–1910). [ 2 ] Около 1909 года он впервые вступил в контакт с Караджале и, по собственному свидетельству драматурга, обучал своего сына, будущего поэта Луку Караджале , обеспечив ему «научное образование». [ 2 ] Ион Лука Караджале описал Черну как «выдающегося ученого и большого любителя музыки». [ 2 ] Два писателя встретились во второй раз в Лейпциге в 1910 году, когда Черна заявил, что очарован Караджале, которого он описал как «одного из самых богатых умных умов, когда-либо созданных нашей нацией». [ 2 ] Два года спустя Черна с энтузиазмом приветствовал литературный дебют другого сына Караджале, Матею . [ 15 ]
Учеба за границей и смерть
[ редактировать ]С конца 1910 по начало 1912 года Черна находился в Лейпцигском университете , где посещал курсы философов и психологов Вильгельма Вундта , Эдуарда Шпрангера и Ганса Фолькельта . [ 5 ] Вундт произвел неизгладимое впечатление на своего румынского студента. В письме домой Черна описал свою скромную внешность, которая, как он утверждал, напоминала внешность «дряхлых» ортодоксальных членов румынской еврейской общины , добавив: «Но я люблю эту дряхлую внешность безмерно…» [ 9 ] Фолькельт руководил исследованиями Черны в научной области и координировал его докторскую диссертацию 1913 года Die Gedankenlyrik ( по-немецки «Созерцательная поэзия»). [ 2 ] По словам Кэлинеску, работа Черны заявила о примате «естественных идей» над рассуждениями и пришла к выводу, что «идеи имеют целью сигнализировать о проблемных душевных напряжениях». [ 2 ] Зарифополь писал, что Черна был расстроен из-за того, что расстался с написанием стихов, и был озабочен немецкоязычным изречением Майореску: In der Poesie ist der Gedanke ein verfluchtes Ding («Идея - проклятая вещь, когда дело касается поэзии»). . [ 16 ] Первый том сборника стихов Панайта Черны был опубликован дома в 1910 году, а два года спустя автор стал одним из лауреатов Румынской академии премии Василе Адамаки . [ 3 ] Некоторые из его новых стихов все еще публиковались в Convorbiri Literare в 1911 году. [ 17 ]
Панайт Черна умер в Лейпциге вскоре после получения диплома. [ 3 ] [ 9 ] [ 16 ] Зарифополь присутствовал, когда Черна скончался, и записал, что взгляды Майореску на поэзию занимали его друга даже на смертном одре. [ 16 ] Поэт был похоронен в немецком городе, а позже эксгумирован для захоронения на бухарестском кладбище Беллу . [ 3 ]
Литературный вклад
[ редактировать ]Черна был поэтом-традиционалистом, включенным Кэлинеску в число авторов румынской литературы, чье творчество «стремится к классицизму », как и работы Драгомиреску, Мехединци, Анри Санелевича , Д. Нану , Иона Тривале , Цинцината Павелеску , Корнелиу Молдовану , Михаила Кодряну , Александру Давила и Джордж Мурну . [ 18 ] В этом рассказе Черна входит в группу «концептуальных» поэтов, все из которых были связаны с Драгомиреску. [ 19 ] Часть своей жизни Черна также был формально привержен символизму и местному символистскому движению , чьи эстетические идеалы он объединил со своим лирическим стилем, и стремился восстановить часть романтического наследия. [ 6 ] Таким образом, он был известен как переводчик произведений поэтов-романтиков, а также за принятие мессианского и гуманистического взгляда на жизнь (особенно присутствующего в его стихах Floare şi genune , «Цветок и пропасть»; Zile de durere , «Дни скорби»). и Plânsetul lui Adam , « . Рыдание Адама») [ 6 ] [ 20 ]
Историк литературы Тудор Виану отмечает влияние, оказанное на Черну и других традиционалистов Михаем Эминеску , крупнейшим румынским классиком середины XIX века и поэтом -юнимистом . [ 21 ] модернизма Теоретик Евгений Ловинеску также считает, что «вопрос, над которым [Черна] работал», в значительной степени «доминировал Эминеску». [ 20 ] Он также предупреждает, что между ними есть большая разница: Черна - оптимист , а Эминеску чаще всего демонстрирует пессимистический настрой. [ 22 ] По словам Зарифопола, поэт считал себя «улучшенным последователем» Эминеску. [ 23 ] Серна также был поздним поклонником лорда Байрона , главной фигуры английского романтизма, и переводил со своего «Чайльд-Гарольда» . [ 24 ] Одно из стихотворений Черны было эпическим произведением, вдохновленным Книгой Бытия , где Адам противостоит Богу. Названный «Плансетул луи Адам» » 1821 года , он основан на темах, которые напоминают пьесу Байрона «Каин и представляют собой исследование божественных законов . [ 24 ]
В Plânsetul lui Adam назвал его «рефлексивным поэтом» и различных других произведениях Панаит Черна (современный критик Илари Ченди ) [ 17 ] стремился примирить поэзию и философию, создав тем самым гибридную форму концептуальной поэзии. Евгений Ловинеску предположил, что, хотя и восхваляемая современниками Черны, эта цель была «посредственной» и что созданная ею литература «не выражает и не предполагает глубоких духовных состояний, а, напротив, выражает посредством риторической диалектики, не только то, что можно выразить, но и то, что можно доказать». [ 20 ] Поль Зарифополь, который отмечает, что Черна особенно дорожил поэтами-классиками Фридрихом Шиллером , Луизой-Викториной Акерманн и Жан-Мари Гюйо , а также парнасцем Сюлли Прюдомом , [ 16 ] рассказал об их разногласиях, когда дело касалось Караджале, которым Серна пользовался только за его способность «наблюдения», но которому, как он утверждал, не хватало «концепций». [ 23 ] Для Зарифополя это заявление, сделанное с «фанатическим и догматическим пафосом», стало свидетельством момента «академической глупости» в карьере Черны. [ 23 ]
Кэлинеску, критикующий поэта за трудности с языком, описывает его как «несовершенного». [ 9 ] Развивая это, он заявляет: «[Черна] декламирован, банален и сух в использовании метафор, хотя кое-где он демонстрирует нотки возвышенного». [ 9 ] Ловинеску считал многие выражения, которые Черна использовал в своих стихах, «неприемлемыми» и утверждал, что они характеризуются банальностью. [ 25 ] Эта оценка сама была оспорена Кэлинеску, который утверждал, что тексты вопросов «на самом деле приемлемы» и что неуклюжие формулировки «полностью теряются в лирической беглости». [ 26 ] Среди произведений, ставших предметом этого разногласия, было Din depărtare Черны («Издалека»), которое, по мнению Ловинеску, было отмечено использованием повторяющихся и банальных поэтических образов:
Я не разговаривал с тобой лично, и с открытыми окнами |
Я никогда не разговаривал с тобой и через открытые окна |
Тема безответной любви была одной из главных в лирических стихах Черны и, как утверждает Кэлинеску, она вызывала в памяти его реальный опыт общения с женщинами как «сожаление о том, что он не пережил великую тайну любви». [ 9 ] Эти произведения, отмечает критик, указывают на влияние таких авторов-классицистов, как Эминеску, Данте Алигьери и Джакомо Леопарди (последний поэт также цитировался в «Die Gedankenlyrik» Черны ). [ 9 ] В одном из произведений, написанном от лица человека, которому однажды не удалось завоевать объект своей привязанности, есть слова:
Мой тонкий путь наполняется светом, |
Мой тонкий путь залит светом, |
Отвергая концептуальный подход Черны, Ловинеску восхищался его стилем за «амплитудность, с помощью которой [чувства] излагаются в огромных перезвонах и компактных конструкциях риторических строф». [ 22 ] Такие особенности, заключил он, превосходят «все, что когда-либо было написано в нашей стране». [ 22 ] Для Джорджа Кэлинеску «эйфорическая жажда жизни» Черны напоминала работы парнасского писателя-символиста Александру Македонского , но сдерживалась «мягкой анемией туберкулеза». [ 9 ] Одно из его наиболее известных произведений из серии любовных стихотворений гласило:
Мы охвачены чистым пламенем, |
Нас свело ясное пламя, |
Протест Черны по поводу жестоких репрессий восстания 1907 года был описан в нескольких контекстах. В одной из таких возмущенных статей Черна призвал мир не наступать до тех пор, пока не будет решен социальный вопрос. [ 9 ] В Zile de durere он обращается к Солнцу с просьбой смыть кровь крестьянских жертв:
Быстро высуши красные поля, |
Спешите высушить красные поля, |
Наследие
[ редактировать ]Жизненный успех и литературная слава Панайта Черны сделали его объектом восхищения среди его собратьев-традиционалистов, лагеря, который объединил различные Junimea филиалы и участников Sămănătorul . По словам Кэлинеску, эта группа видела в нем ответ Румынии Шиллеру и Перси Биши Шелли . [ 9 ] Юнимея видела в нем одного из важнейших ее членов начала 20 века, при этом некоторые историки отмечают, что он был таковым только потому, что на этом этапе литературное общество находилось в упадке. [ 7 ] В отчете Мехединци 1914 года о юнимистском продвижении «оригинальных проявлений румынской культуры» Черна упоминается наряду с Александру Г. Флореску и другими второстепенными писателями. [ 27 ] Историк литературы З. Орня утверждает, что это свидетельствовало не только о падении стандартов, но и о «безвкусии» Мехединца. [ 27 ] Также, по мнению Орнеа, ассоциация с Драгомиреску также была характерна для сумерек юнимистов , учитывая, что этот кружок не смог навязать «новое литературное направление» и был данью наследию различных традиционалистских групп. [ 11 ] В то же время и Драгомиреску, и его ученик Ион Тривале поддерживали его как образец для подражания, приравнивая его к классику середины XIX века Григоре Александреску . [ 28 ] Зарифополь сожалеет о подчинении Черны традиционалистским и классическим целям, утверждая, что это в конечном итоге разрушило Черну как поэта и сделало его несчастным. [ 16 ]
Принятие поэтом основного подхода к поэзии также понравилось его публике, и, как отмечает Кэлинеску, школьные учебники того времени прославляли его как румынского классика, полностью игнорируя более спорных символистов, таких как Македонский и Димитри Ангел . [ 9 ] Его вклад помог сформировать стиль поэтов 20-го века с традиционалистскими тенденциями разных школ. Среди них социалист Александру Тома , [ 29 ] позже известный как официальный поэт коммунистической Румынии и Сэмэнаторула Ион Джорджиу Сан- , [ 30 ] чья карьера позже привела его через этап экспрессионизма и, в конечном итоге, к фашистской политике. Демостен Ботез , еще один автор, на которого повлиял стиль Черны, посвятил своему наставнику стихотворение, которое гласило:
Ты был гигантом в мире, наполненном только гномами, |
Великаном ты был в мире, наполненном только гномами, |
В своем эссе Din registrul ideilor gingaşe («Из реестра благородных идей»), где он высмеивает восприятие литературы румынской публикой, Зарифополь рассматривает проблемы, с которыми сталкивается Черна при удовлетворении своих читателей. Используя один из собственных рассказов Черны в качестве основы для этого анализа, он отмечает, что группа его молодых «поклонниц» была неприятно удивлена, узнав, что их кумир был «невысоким, пухлым, с широкой шеей и румяным лицом». [ 31 ] Он пишет: «Девушки... были, таким образом, в полном согласии с философской традицией, которая с давних времен ставила высшим идеалом мозаику совершенств, наивную и маловероятную». [ 31 ]
Как и Ловинеску, другие защитники модернистской литературы отвергли большую часть вклада Черны. Одним из первых это сделал Овидий Денсусиану , заявивший о своей убежденности в том, что творчество художника должно быть отделено от его жизни. Ловинеску, который прокомментировал Денсусиану и его мысли о Черне, высказал мнение, что Денсусиану имел тенденцию отвергать всех поэтов, добившихся народного успеха, и что он относился к творчеству Димитри Ангела почти таким же образом. [ 32 ]
Дом поэта в Черне в настоящее время является музеем, частично посвященным его памяти, а также постоянной экспозицией, посвященной традиционному декоративно-прикладному искусству округа Тулча . [ 3 ] [ 33 ] Здесь также установлен бюст поэта. [ 33 ] окружная библиотека города Тулча . Его именем названа [ 3 ] [ 34 ] У меня есть средняя школа в Брэиле. [ 35 ] и улицы в Бухаресте, Брэиле, Бистрице , Хунедоаре , Лугоже и Петрошани . Местные власти округа Тулча организуют ежегодный национальный конкурс поэзии и эссе «Панаит Черна». [ 3 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Кэлинеску, стр.651. Сообщается, что вторую дату однажды сообщил сам Черна.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Кэлинеску, стр.651
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р (на румынском языке) Мирела Стынгэ, «Панаит Черна, поэт доброжских земель» , в День Констанцы , 8 апреля 2008 г.
- ^ Петар Карчев, Через окно полувека (1900–1950) , Изток-Запад, София, 2004, с. 449–450. ISBN 954-321-056-Х
- ^ Jump up to: а б Кэлинеску, стр.651, 652
- ^ Jump up to: а б с д (на итальянском языке) «Panait Cerna» , биографическая заметка в Cronologia della Letteratura rumena Moderna (1780–1914) базе данных , на университета факультете неолатинских языков и литературы Флорентийского ; получено 18 апреля 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Орнеа, стр.78; Виану, Том II, стр. 11.
- ^ Ловинеску, стр.10.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Кэлинеску, стр.652
- ^ Орнеа, с. 136–137
- ^ Jump up to: а б Орнеа, стр.137
- ^ Кэлинеску, стр. 602, 651.
- ^ Кэлинеску, стр.602; Виану, Том II, стр. 13.
- ^ Jump up to: а б Кэлинеску, стр.602
- ^ Кэлинеску, стр.898
- ^ Jump up to: а б с д и (на румынском языке) Пол Зарифопол , румынские литературные художники и идеи: Философская поэзия (вики-источник)
- ^ Jump up to: а б (на румынском языке) Илари Ченди , «Литературная жизнь в 1911 году (общий вид)» , в Luceafărul , No. 3/1912, стр.62 (оцифровано университета Бабеш-Бойяи онлайн-библиотекой Трансильванского )
- ^ Кэлинеску, стр. 641–660.
- ^ Кэлинеску, стр. 652, 657.
- ^ Jump up to: а б с Ловинеску, стр.84
- ^ Виану, Том II, стр. 213; Том III, стр. 322.
- ^ Jump up to: а б с д Ловинеску, стр.85
- ^ Jump up to: а б с (на румынском языке) Пол Зарифопол , румынские литературные художники и идеи: праведный гений (вики-источник)
- ^ Jump up to: а б Эмиль Турдяну , Исследования румынской литературы, славянских и греческих писаний румынских княжеств , Brill Publishers , Лейден, Нью-Йорк и Кельн, 1985, стр.397. ISBN 90-04-07098-2
- ^ Кэлинеску, стр. 805–806; Ловинеску, стр. 84–85.
- ^ Кэлинеску, стр. 805–806.
- ^ Jump up to: а б Орнеа, стр.78
- ^ Ловинеску, стр. 31–32, 84.
- ^ Ловинеску, стр.87
- ^ Ловинеску, стр.67
- ^ Jump up to: а б (на румынском языке) Пол Зарифопол , Из реестра тендерных идей: Невинные недоразумения между публикой и художниками (вики-источник)
- ^ Ловинеску, стр.36
- ^ Jump up to: а б (на румынском языке) Casa Memorială Panait Cerna. Архивировано 14 ноября 2007 г. в Wayback Machine , в Институте экологических исследований и музеологии Тулчи. Архивировано 14 апреля 2008 г. в Wayback Machine ; получено 17 апреля 2008 г.
- ^ Библиотека округа «Панаит Черна». Архивировано 1 декабря 2007 г. на официальном сайте Wayback Machine ; получено 17 апреля 2008 г.
- ^ Средняя школа Панайта Черны , карта школы [ постоянная мертвая ссылка ] вход; организовано Министерством образования, исследований и молодежи Румынии ; получено 17 апреля 2008 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Джордже Кэлинеску , История румынской литературы от истоков до наших дней , Издательство Минерва , Бухарест, 1986 г.
- Евгений Ловинеску , История современной румынской литературы , Издательство Минерва, Бухарест, 1989. ISBN 973-21-0159-8
- З. Орнеа , Юнимея и юнимизм , Том II, Издательство Минерва, Бухарест, 1998. ISBN 973-21-0562-3
- Тудор Виану , Румынские писатели , Тт. II-III, Издательство Минерва, Бухарест, 1970–1971. ОСЛК 7431692
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Румынские эссеисты
- Румынские журналисты
- Румынские литературные критики
- Румынские философы
- Румынские поэты XIX века
- Румынские поэты-мужчины
- Румынские переводчики
- Поэты-символисты
- Румынский народ болгарского происхождения
- Болгарские восточные католики
- Румынские греко-католики
- Жители округа Тулча
- Выпускники Бухарестского университета
- Выпускники Берлинского университета Гумбольдта
- Выпускники Лейпцигского университета
- Эмигранты в Германской империи
- Смертность от туберкулеза в XX веке
- Смертность от туберкулеза в Германии
- Похороны на кладбище Беллу
- 1881 рождений
- 1913 смертей
- Румынские философы ХХ века
- Переводчики 20-го века
- Румынские поэты ХХ века
- Переводчики XIX века
- Румынские эссеисты-мужчины
- Писатели-мужчины XIX века
- эссеисты XIX века
- эссеисты 20-го века
- Румынские писатели-мужчины ХХ века
- Журналисты 20-го века
- Восточно-католические поэты
- Восточно-католические писатели
- Румынские эмигранты в Германии