Аль-Фатат
Молодое арабское общество | |
Ассоциация арабских девушек | |
Формирование | 14 ноября 1909 г. |
---|---|
Основатель | Иззат Дарваза Ауни Абд аль-Хади Рустам Хайдар |
Штаб-квартира | Париж (1911–1913) Бейрут (1913–1914) Дамаск (1914–1920) |
Область | Османская империя
|
Членство (1920) | 169 официальных членов |
Официальный язык | арабский |
Аль-Фатат ( араб . الفتاة , аль-Фатат) или Молодое арабское общество ( араб . جمعية العربية الفتاة , Джамият аль-Арабия аль-Фатат) — подпольная арабская националистическая организация в Османской империи . Его целью было получить независимость и объединить различные арабские территории, которые тогда находились под властью Османской империи. Она нашла сторонников в таких регионах, как Сирия . Организация поддерживала контакты с реформаторским движением в Османской империи и включала в себя множество радикалов и революционеров, таких как Абд аль-Мирзай . [1] Они были тесно связаны с Аль-Ахдом, или Обществом Завета , члены которого занимали должности в вооруженных силах. Большинство из них были быстро уволены после того, как Энвер-паша получил контроль над Турцией . Параллелем этой организации в активизме были младотурки , у которых была аналогичная программа, относящаяся к турецкому национализму.
История
[ редактировать ]Основание и первые годы в Париже
[ редактировать ]Аль-Фатат был сформирован после младотурецкой революции в 1908 году. Первоначальными основателями движения были арабские программу младотурков студенты, которые чувствовали себя оскорбленными тем, что они воспринимали как турецкую националистическую и турецкое доминирование над этническими группами в Османской империи. . Тремя арабскими студентами были Ахмад Кадри из Дамаска , Ауни Абд аль-Хади из Наблуса и Рустам Хайдар из Баальбека . Трио решило создать подпольную организацию по образцу младотурок, но с целью защиты прав арабов. Во время пребывания в Париже трио пополнилось двумя арабскими студентами из Бейрута , Тауфиком аль-Натуром и Мухаммадом аль-Михмисани, а также еще одним студентом из Наблуса , Рафиком аль-Тамими . [2]
Вместе студенты основали «Общество папских ораторов» 14 ноября 1909 года. [3] « Папа- спикер» — отсылка к арабам, чей алфавит содержит согласную ض (приблизительно произносится «папа») , особенность, уникальную для арабского языка . Название их организации было быстро изменено на «Общество молодой арабской нации», а позже сокращено до «Общество молодой арабской нации» ( Джамият аль-Араб аль-Фатат ). Опасаясь, что слово «араб» может привлечь внимание правительства Османской империи, организация сократила свое название до «Аль-Фатат». [3]
Административный комитет, по сути, высший орган иерархии аль-Фатата, был создан в Париже в 1911 году первоначальными членами организации с добавлением Сабри аль-Хауджи из Ирака . Аль-Фатат продолжал расширяться, и к началу 1913 года к Административному комитету присоединились Сайф ад-Дин аль-Хатиб, Субхи аль-Хасиби, Джамиль Мардам , Мустафа аль-Шихаби из Дамаска, Ибрагим Хайдар и Юсуф Мухайбар Хайдар из Баальбека, Рафик. Ризк Саллум, греческий православный христианин из Хомса , а также Тауфик Фаид и Абд аль-Гани аль-Урайси из Бейрута. Последний владел и редактировал газету «Аль-Муфид» Аль-Фатату» возможность публичного выражения мнения, а Сайф ад-Дин, Юсуф Мухайбар и Рафик Ризк были членами стамбульского и предоставлял « литературного общества . Другими членами, присоединившимися до 1913 года, были Тауфик аль-Сувайди из Ирака, Ариф аль-Шихаби и Тауфик аль-Басат из Дамаска, Умар Хамад из Бейрута, Мухибб ад-Дин аль-Хатиб из Каира и Рашид аль-Хусами, судебный чиновник. из Аль-Карака . [4]
Арабский конгресс 1913 года и его последствия
[ редактировать ]В начале 1913 года некоторые из высокопоставленных членов аль-Фатата решили, что конгресс арабских обществ должен быть проведен в Париже, и через одного из их членов, Мухибб ад-Дина, который также был заместителем лидера базирующейся в Каире Османской партии. по административной децентрализации последняя сторона согласилась принять участие. Целью конгресса было распространение идей аль-Фатата. Ни один из семи делегатов аль-Фатата не назвал себя членами организации. [5] Большинство делегатов конгресса, которые примерно разделились на мусульман и христиан, в основном из Османской Сирии, были представителями Партии децентрализации, один из членов которой, Абд аль-Карим аз-Захрави, председательствовал на саммите. Резолюция Арабского конгресса в июне была сосредоточена на административной автономии арабских провинций, принятии арабского языка в качестве официального языка империи и установлении демократии, чтобы спасти Османскую империю от «распада». [6]
После завершения Арабского конгресса в июле начались переговоры между Партией децентрализации и Комитетом союза и прогресса (CUP). Стремясь подорвать усилия арабского реформистского движения, КЕП тайно согласилась ввести преподавание арабского языка в начальных и средних школах и предоставить арабским провинциям определенную степень автономии. [6] Предложение CUP было отменено, когда Партия децентрализации обнародовала его. По словам палестинского историка Мухаммада Ю. Муслиха, CUP использовала публичное раскрытие предложения как предлог для прекращения переговоров. За срывом переговоров последовали попытки CUP кооптировать различных арабских реформаторов, предлагая места в парламенте Османской империи тем, кто дезертировал из соответствующего арабского реформистского общества. [7]
Штаб-квартира в Сирии
[ редактировать ]После конгресса 1913 года большинство студентов-основателей «Аль-Фатат» вернулись в свои дома в Османской Сирии , а штаб-квартира организации была перенесена в Бейрут с филиалом в Дамаске. [8] [9] Аль-Михмисани был избран генеральным секретарем движения, а Кадри стал главой дамасского отделения. Движение расширилось еще больше с добавлением Шукри аль-Куватли и мусульманского ученого и учителя средней школы Камаля аль-Кассаба из Дамаска, а также в результате слияния аль-Фатата и аль-Ихван аль-Ашара (Общества десяти братьев). Название Общества десяти братьев относится к первым десяти сахабам (сподвижникам) исламского пророка Мухаммеда . Группу возглавлял ее основатель Мухаммад аль-Шурайки, и она имела филиалы в Латакии , Триполи , Дамаске и Бейруте. [8]
Основные члены бейрутского штаба аль-Фатат встречались еженедельно, и аль-Михмисани составлял документы, содержащие подробности встреч, которые затем были разосланы членам, базирующимся за пределами Бейрута. Членам, базирующимся за пределами Бейрута, не было указано место, откуда были отправлены письма, а аль-Михмисани назвал «Пустыню» в качестве адреса происхождения. В марте 1914 года штаб-квартира в Бейруте решила принять флаг Аль-Фатата, состоящий из белого, черного и зеленого цветов, который символизировал возглавляемые арабами Омейядов , халифаты Аббасидов и Фатимидов соответственно . Флаг был официально составлен Мухибб ад-Дином в Каире при сотрудничестве генерального секретаря Партии децентрализации Хакки аль-Азма , который также согласился принять флаг для своей партии. После этого члены «Аль-Фатата» носили значки с триколором. [8]
В августе 1914 года аль-Михмисани и Мухиб ад-Дин встретились в Каире, где договорились, что аль-Фатат и Партия децентрализации с этого момента будут координировать свои действия с шарифами Хиджаза арабскими . Мухиб ад-Дин также уведомил аль-Михмисани о том, что его партия начала устанавливать контакты с британскими официальными лицами. [10] Однако с началом Первой мировой войны и вступлением Османской империи в войну в союзе с центральными державами и против Великобритании аль-Фатат решил сотрудничать с «Турцией, чтобы противостоять иностранному проникновению любого рода и формы» в арабские провинции. [11] Это решение было принято после того, как Аль-Фатат перенес свою штаб-квартиру в Дамаск в октябре 1914 года, вскоре после того, как Четвертая османская армия перенесла свою штаб-квартиру в Дамаск. [10]
Решение поддержать военные усилия Османской империи было принято, несмотря на формирование внутри аль-Фатата фракции, возглавляемой, среди прочего, аль-Касабом, которая выступала за полную независимость от османов. Аль-Кассаб установил контакты с британцами в Каире, требуя от них поддержки создания независимого арабского государства, состоящего из арабских провинций Османской империи, и обещания с их стороны предотвратить попадание Сирии под контроль Франции. Британцы не ответили на просьбу аль-Касаба, и он также не нашел убедительной поддержки независимости со стороны членов Партии децентрализации. [10] По словам израильского историка, «очевидно, отсутствие реакции со стороны британцев, а также, возможно, относительная свобода, которой арабы все еще пользовались в Сирии в то время, до режима Джамаля-паши, побудили общество, наконец, сотрудничать с османами». [10]
Борьба за арабскую независимость
[ редактировать ]Отношение Аль-Фатата к османам радикально изменилось после репрессивного правления османского губернатора Джамаля-паши в середине 1915 года. В результате аль-Фатат стал приверженцем независимости арабов. [11] Однако политика централизации Джамаля-паши и его репрессивные действия против растущего арабского националистического движения, которые включали казнь, тюремное заключение или изгнание лидеров движения, лишили аль-Фатата возможности спровоцировать восстание против османов в Сирии. Тем не менее, скрытая политическая активность аль-Фатата возрастала, и в январе 1915 года организация обратилась за поддержкой к эмиру Фейсалу , сыну Шарифа Хусейна из Мекки , чтобы начать восстание против османов. Контактным лицом, с помощью которого аль-Фатат общался с эмиром Фейсалом, был известный в Дамаске член аль-Фатата Ахмад Фаузи бей аль-Бакри. В частности, аль-Фатат стремился заставить эмира Фейсала возглавить восстание с использованием арабских солдат, базирующихся в Сирии. [12]
Эмир Фейсал посетил членов Аль-Фатат в Дамаске в марте 1915 года, чтобы оценить их подготовку и преданность восстанию. Вскоре после первой встречи Эмир Фейсал был приведен к присяге в организации. Во время его встреч в Дамаске аль-Фатат и аль-Ахд , арабское националистическое движение, состоящее в основном из офицеров из Ирака, разработали Дамасский протокол . В документе изложены условия группировки по сотрудничеству с Великобританией, а именно создание независимого и единого государства, состоящего из арабских территорий Османской империи, а именно регионов Большой Сирии , включая Палестину и Ливан , Ирак и Аравийский полуостров. . Это новое арабское государство, в свою очередь, вступит в военный союз с Великобританией после признания последней такого государства. Дамасский протокол побудил Фейсала решительно поддержать восстание против османов. [13] Фейсалу удалось заручиться поддержкой восстания со стороны своего отца и брата Абдуллы . В июне 1916 года хашимиты Хиджаза во главе с Шарифом Хусейном начали арабское восстание против османов в июне 1916 года при поддержке Великобритании. [14]
Роль в Арабском королевстве Сирии
[ редактировать ]18 декабря 1918 года шарифская армия при поддержке сил Тройственного согласия , которые к тому времени разгромили османов, вошла в Дамаск, а британский генерал Эдмунд Алленби назначил члена аль-Фатата и командира османского корпуса Али Риду аль-Рикаби главным администратором внутренней Сирии 3 декабря 1918 года. Октябрь. Фактически Рикаби стал губернатором Дамаска и координировал свои действия с центральным комитетом аль-Фатата по управлению страной. Это положило начало политическому доминированию аль-Фатата в правительстве эмира Фейсала. [15] Аль-Фатат открыто заявил о своем несогласии с европейским политическим влиянием, заявив в резолюции, что Сирия «придерживается своей абсолютной независимости и единства в соответствии с принципами, на которых было основано великое арабское восстание [Шарифа] Хусейна». [16] После заявления министра иностранных дел Франции об установлении французских интересов в Сирии в декабре аль-Фатат опротестовал это заявление и принял политику противодействия европейскому, особенно французскому вмешательству в дела Сирии. [16]
Аль-Фатат разработал новую конституцию партии в декабре 1918 года, заменив версию 1909 года. В новой конституции среди 80 статей утверждается, что целью аль-Фатата является достижение полной независимости всех арабских стран и укрепление «арабского сознания во всех слоях арабской нации». [16] Конституция также предусматривала, что аль-Фатат официально останется тайным обществом «на данный момент, в свете общей политической ситуации», но что оно «приложит усилия, чтобы возглавить правительство в соответствии с его политической линией действий». [17] Центральный комитет также решил реструктурировать организацию из-за притока новых членов после прихода Фейсала в Сирию. Соответственно, члены, присоединившиеся до войны, стали известны как «основатели» ( аль-муасисун ) и «завсегдатаи» ( аль-адиюн ). Первые были осведомлены о личности всех членов организации, имели право выбирать генерального секретаря и казначея, а также имели право отозвать доверие (двумя третями голосов) центрального комитета. [17] Центральный комитет имел право вести переговоры с крупными державами, такими как Франция и Великобритания. [18] На момент въезда Фейсала в Сирию Рафик аль-Тамими был генеральным секретарем, а аль-Натур - казначеем. В связи с назначением аль-Тамими представителем правительства Фейсала в Бейруте, центральный комитет решил назначить на его место Иззата Дарвазу в мае 1919 года, а Шукри аль-Куватли был назначен казначеем. Несмотря на свою высшую административную роль в правительстве Фейсала, аль-Рикаби не был избран в центральный комитет. Будучи военным губернатором, аль-Рикаби придерживался относительно примирительного подхода к европейским державам. [19]
Чтобы соблюсти свою официальную тайну, одновременно занимая государственные должности, [17] 5 февраля 1919 г., [20] партия учредила Партию независимости ( Хизб аль-Истикляль ) во главе с членом центрального комитета Тауфиком ан-Натуром в качестве общественного органа организации. [17] Партия независимости была также создана для того, чтобы принять многих новых членов или потенциальных членов, которые, как беспокоили старые кадры внутри аль-Фатата, были нерешительно преданы делу аль-Фатата, не ставя под угрозу способность аль-Фатата влиять на сирийское правительство. [20] Действия и политика Партии независимости отражали решения центрального комитета аль-Фатата. [21] До создания партии многие высокопоставленные сирийские лидеры и деятели были приведены к присяге в качестве основателей, в том числе военный министр Юсуф аль-Азма , Сирийского национального конгресса председатель Рашид Рида , конгрессмены Васфи аль-Атасси , Адиль Арслан, Субхи аль-Тавиль и Са' ид аль-Талиа и Сами аль-Саррадж, главный редактор базирующейся в Алеппо газеты «Аль-Араб» . [20] Член Партии независимости Асад Дагир подсчитал, что в партии насчитывается 75 000 членов, хотя историк Мухаммад Ю. Муслих считает эту цифру преувеличенной. [21]
Отношение к европейскому влиянию разделило аль-Фатат примерно на три фракции к тому времени, когда возглавляемая США Комиссия Кинга-Крейна прибыла в Сирию, чтобы оценить настроения населения по поводу идей сирийской независимости и единства, а также европейского управления. По словам Дарвазы, одна фракция, известная как «диссиденты» ( ар-рафидун ), отвергла европейский контроль в Сирии в соответствии с Соглашением Сайкса-Пико 1916 года и еврейскую родину в Палестине 1917 года в соответствии с Декларацией Бальфура . В эту фракцию входили Дарваза, аль-Тамими, Саид Хайдар, аль-Мурайвид, Халид аль-Хаким, аль-Кассаб и Ибрагим аль-Касим. Вторая фракция во главе с эмиром Фейсалом и хашимитами поддержала британское влияние вместо французского, но также призвала к внесению изменений в Соглашение Сайкса-Пико в свете ключевого вклада шарифийской армии в военные усилия Антанты. Третья фракция поддерживала американский контроль над Сирией. [22] Другие причины раскола внутри аль-Фатата включали решения о границах арабского государства, арабскую армию и регионалистские тенденции. У Аль-Фатата не было эффективного механизма для обеспечения исполнения решений его центрального комитета. В результате влиятельные члены, такие как аль-Рикаби и президент Военного совета Ясин аль-Хашими, регулярно игнорировали резолюции центрального комитета и использовали свое влияние, чтобы навязать свои собственные планы администрации эмира Фейсала. Почти 40% основателей «Аль-Фатат» одновременно были членами других организаций с программами, отличными от «Аль-Фатат», что усугубило возникающее разделение внутри организации. [23]
Членство
[ редактировать ]До установления правления короля Фейсала в Дамаске «Аль-Фатат» состоял примерно из 70 членов, подавляющее большинство из которых были учеными, журналистами и профессионалами. Большинство из них имели высшее образование. [24] Другое подсчет членов аль-Фатата до правления Фейсала составляло 115 человек, хотя 13 из этих членов были казнены османскими властями. За время правления Фейсала число членов «Аль-Фатат» выросло до 169 официальных членов. [25] Во многом это произошло из-за влияния аль-Фатата на правительство Фейсала, а также административных должностей и средств, которые оно предоставило. Таким образом, многие, кто искал работу в новом правительстве, понимали, что доступ был привязан к членству в «Аль-Фатат». Организация превратилась из секретного общества с жестким процессом членства в виртуальную сеть политического патронажа, правила членства которой впоследствии были отменены. [26] По словам первого члена «Аль-Фатат», Иззата Дарвазы , многие из новых членов «движимы желанием [получить работу]… и были среди них [те] люди, у которых были смутные нравы, дух, сердце и патриотизм, а также оппортунисты». [27]
Идеология
[ редактировать ]В преамбуле конституции аль-Фатата говорилось, что «арабская нация отстает от других стран в социальном, экономическом и политическом отношении. Поэтому ее молодежь обязана посвятить свою жизнь пробуждению ее от этой отсталости, и они должны подумать о том, что приведет к ее прогрессу». , чтобы оно достигло смысла жизни и сохранило свои естественные права». [3] Первоначальной целью аль-Фатата было не отделение регионов, где доминировали арабы, от Османской империи, а установление равных прав с турками внутри империи. [28]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Выборы 1914 года и затмение реформаторского движения
- ^ Таубер, с. 90.
- ^ Jump up to: а б с Таубер, с. 91.
- ^ Таубер, стр. 92–93.
- ^ Таубер, с. 94.
- ^ Jump up to: а б Муслих, с. 65.
- ^ Муслих, с. 66.
- ^ Jump up to: а б с Таубер, с. 95.
- ^ Муслих, с. 63.
- ^ Jump up to: а б с д Таубер, с. 96.
- ^ Jump up to: а б Таубер, с. 97.
- ^ Муслих, с. 94.
- ^ Муслих, стр. 94-95.
- ^ Муслих, с. 95.
- ^ Таубер, с. 11.
- ^ Jump up to: а б с Таубер, с. 12.
- ^ Jump up to: а б с д Таубер, с. 13.
- ^ Таубер, стр. 13–14.
- ^ Таубер, с. 14.
- ^ Jump up to: а б с Гельвин, с. 59.
- ^ Jump up to: а б Муслих, с. 143.
- ^ Гельвин, с. 62.
- ^ Гельвин, с. 61.
- ^ Гельвин, с. 56.
- ^ Таубер, с. 15.
- ^ Гельвин, с. 58.
- ^ Гельвин, с. 59.
- ^ Таубер, с. 92.
Библиография
[ редактировать ]- Гелвин, Джеймс Л. (1999). Разделенная лояльность: национализм и массовая политика в Сирии на закате империи . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520919839 .
- Муслих, Мухаммад Ю. (1988). Истоки палестинского национализма . Издательство Колумбийского университета. п. 143 . ISBN 9780231065092 .
аль-фатат.
- Таубер, Элиезер (2013). Формирование современных Ирака и Сирии . Рутледж. ISBN 9781135201180 .