Тьен Гоу
Тьен Гоу или Тин Кау ( китайский : 天九 ; пиньинь : tiān jiϔ ; Джютпинг : tin1 gau2 ; букв. «Небеса и девять») — это название китайских азартных игр, в которые играют либо с парой игральных костей , либо с набором из 32 китайских домино. . В этих играх Небеса — это высший ранг гражданского костюма, а Девятка — высший ранг военного костюма. Гражданский иск первоначально назывался китайским (華) костюмом, в то время как военный костюм назывался варварским (夷) костюмом (см. Вэнь и у и различие Хуа-И ), но это было изменено во время династии Цин, чтобы не оскорблять правящих маньчжуров . [1] Очень своеобразная и специфичная для культуры система костюмов в этих играх, вероятно, является концептуальным источником мастей , идея, которая позже используется для игральных карт . Игра ведется против часовой стрелки.
Игра в кости
[ редактировать ]
Бросая Небеса и Девять (Бросая Небеса и Девять), или Кват-Пай (домино) [а] как сообщил Нг Квай-шан в 1886 году, [2] — это азартная игра, в которой игроки пытаются обыграть друг друга, используя более высокую комбинацию из пары китайских кубиков с красными 1 и 4 очками. [3] Из 21 возможной комбинации 11 относятся к «гражданскому» костюму и 10 — к «военному».
Гражданский иск (Фумико) | Военный костюм (Такеко) | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Заказ | Иллюстрация | Рулон | Имя | Заказ | Иллюстрация | Рулон | Имя | |
1 | ![]() ![]() | 6-6 | Небеса (天) | 12 | ![]() ![]() | 5-4 | Девятки (九) | |
2 | ![]() ![]() | 1-1 | Земля | ![]() ![]() | 6-3 | |||
3 | ![]() ![]() | 4-4 | Мужчина (человек) | 13 | ![]() ![]() | 5-3 | Восьмерки (восемь) | |
4 | ![]() ![]() | 3-1 | Гармония (или Гусь, гусь) | ![]() ![]() | 6-2 | |||
5 | ![]() ![]() | 5-5 | Цветок сливы | 14 | ![]() ![]() | 4-3 | Семерки (семь) | |
6 | ![]() ![]() | 3-3 | Длинные тройки (长三) | ![]() ![]() | 5-2 | |||
7 | ![]() ![]() | 2-2 | Лавка | 15 | ![]() ![]() | 4-2 | Шесть (шесть) | |
8 | ![]() ![]() | 5-6 | Голова Тигра (топор) | 16 | ![]() ![]() | 3-2 | Пятерки (五) | |
9 | ![]() ![]() | 4-6 | Рыжая Десятка (红头十) | ![]() ![]() | 4-1 | |||
10 | ![]() ![]() | 1-6 | Длинная нога семь | 17 | ![]() ![]() | 2-1 | Финальная тройка (三丁) | |
11 | ![]() ![]() | 1-5 | Красный молоток шесть |
Ранги от высшего к низшему таковы:
- Гражданские: Небеса (6-6); Земля (1-1); Человечество (4-4); Гармония (1-3); Цветок сливы (5-5); Длинные тройки (3-3); Скамья (2-2); Голова Тигра (5-6); Рыжая Десятка (4-6); Длинная нога семь (1-6); Красный Маллет Шесть (1-5)
- Военные: Девятки (3-6 или 4-5); Восьмерки (3-5 или 2-6); Семерки (2-5 или 3-4); Шесть (2-4); Пятерки (2-3 или 1-4); Финальная тройка (1-2)
После того, как ставка установлена, банкир бросает кости в чашу, которая определяет масть. Банкир автоматически выигрывает, если он выбрасывает самый высокий ранг в масти (Небеса или Девятка), но проигрывает, если он выбрасывает самый низкий ранг (Красный молоток шесть или Последняя тройка).
В случае любой другой комбинации каждый из остальных игроков бросает кости и пытается превзойти бросок банкира в той же масти. Если они выкинут не ту масть, то они будут бросать еще раз, пока не « последуют этому примеру ». Те, кто бросит ниже, чем банкир, должны будут им заплатить. По данным RC Bell , [б] при ничьей деньги не обмениваются. [5]
Противники продолжают бросать до тех пор, пока одному не удастся обыграть банкира и получить деньги. Игрок справа от банкира становится следующим банкиром и начинает следующий раунд после того, как будут установлены новые ставки.
Игры домино
[ редактировать ]
В играх в домино есть две копии каждого тайла Гражданского права. Они были доступны в формате игральных карт с начала 17 века.
Превращение Небес и Девяти
[ редактировать ]Turning Heaven and Nine (扭天九) — это простая азартная игра для двух игроков, требующая взяток. 32 домино перемешаны, а затем сложены лицевой стороной вниз в восемь стопок по четыре плитки в каждой. Первый игрок берет костяшку домино с вершины стопки и переворачивает ее, а второй игрок берет домино, расположенное под ней, и показывает ее для сравнения. [3] : 514
Если второй игрок вытягивает плитку более высокого порядка той же масти, он берет обе плитки и делает следующую взятку. В противном случае первый игрок забирает обе плитки; эта механика аналогична карточной игре «Война» , но с дополнительным требованием следовать этому примеру. Игра продолжается таким образом, пока все плитки не будут перевернуты. Каждый игрок подсчитывает общее количество красных точек на своих захваченных плитках, при этом проигравший должен заплатить разницу победителю. [3] : 514
Игра в Небеса и Девять
[ редактировать ]«Игра в небеса и девять» (打天九) — это игра с несколькими трюками для четырех игроков. [6] Все плитки распределяются банкиром, поэтому каждый игрок получает по восемь. Банкир возглавляет первую взятку с одинарной, двойной, тройной или четверной взяткой, а остальные должны разыграться с равным количеством плиток. Игроки, которые не могут справиться с взяткой, сбрасывают свои плитки лицевой стороной вниз (это характерно для некоторых Мадиао игр с взятием взяток, таких как и Ганджифа ) . Победитель делает следующую взятку. Следующим банкиром становится игрок, взявший последнюю взятку или мульти-взятку. Игроки, не выигравшие ни одну из первых семи взяток, автоматически теряют последнюю взятку, независимо от силы их последней плитки.
В двойных трюках имеются две дополнительные масти: смешанная и высшая:
- Смешанные: Небеса и Девятка; Земля и Восьмерка; Человечество и семерка; Гармония и пятёрка
- Supreme: Шесть и Последняя тройка
Поскольку высшая масть состоит из одной пары, она непобедима, если ведется, но считается сброшенной, если не ведется.
В тройных и четверных трюках допустимы только следующие комбинации: Небеса и Девятки; Земли и Восьмерки; Человечества и Семерки; Гармонии и Пятерки
В тройных трюках действует правило, согласно которому тройку, состоящую из двух гражданских и одной военной плитки, можно победить только тройкой, состоящей из одинаковых композиций мастей. Аналогично, тройку, состоящую из двух военных и одной гражданской плитки, можно победить только одной и той же.
Существуют сложные правила игры и подсчета очков. По ходу игры множитель выигрыша и проигрыша накапливается. Существуют бонусы за победу в последнем взятке определенными методами и за разные виды ударов. Ее можно адаптировать для игры стандартной колодой из 52 карт .
Самые ранние из сохранившихся правил были написаны Пань Чжихэном около 1610 года. [1] В этой версии (鬥天九) тройные и четверные трюки не разрешались, и Небеса могут победить Девяток и Высшую пару. Существовали также версии для двух или трех игроков, в которых часть плиток остается нераспределенной. Его правила больше похожи на те, которые использовались в северном Китае в начале 20 века, чем на кантонские правила, доминирующие в настоящее время. Они также очень похожи на другую игру, называемую просто домино (骨牌), в которую играют во многих частях Китая.
Багчен — тибетский вариант игры с двойным набором домино. [7] Даалуу (Даалуу) — вариант в Монголии, который также использует двойной сет и играет аналогично Хоролу . [8] [9]
История
[ редактировать ]В своей статье « Китайское происхождение игральных карт», опубликованной в 1895 году, сэр Уильям Генри Уилкинсон отмечал, что игра Тьен Гоу была изобретена задолго до династии Сун , но была стандартизирована в 1120 году: [10]
[Цитата со страницы 66. Обратите внимание, что эта публикация предшествовала современной системе транслитерации пиньинь ]
Действительно, совершенно ясно, что все, что было сделано или о чем просили в 1120 году, было императорским решением относительно того, какая из нескольких форм или интерпретаций игры, ныне известной как Тянь-киу («Небеса и Девятки»), должна была быть выбрана. считались православными. Игра и карты, должно быть, существовали задолго до этого. Отрывок из « Чэн-цзя-тун» [《正字通》] звучит так (sv p'ai [牌]):Также я теперь использую инструменты игры. Распространенная легенда гласит, что во второй год правления Сюань-хо [宣和二年] в династии Сун [iq 1120 г. н. э.] некий чиновник увековечил трон , молясь, чтобы я пай (карты из слоновой кости [牙牌]) быть зафиксированы в виде пакета из 32 штук, содержащего 127 точек [sic, должно быть 227, но китайские принтеры небрежны], чтобы соответствовать пространству звезд и созвездий. Комбинация «небеса» [6/6, 6/6] состояла из двух частей, содержащих 24 точки, фигуры 24 солнечных периодов; «земля» [1/1, 1/1] также состояла из двух частей, но содержала 4 точки, 4 направления компаса — восток, запад, юг и север; «человек» [4/4, 4/4] две части, содержащие 16 точек, добродетели человечности, доброжелательности, приличия и мудрости, четверные; «гармония» [2/3, 1/3] две пьесы по 8 пунктов, изображающие дыхание гармонии, которое пронизывает восемь частей года. Остальные комбинации имели свои имена. У четырех игроков было по восемь карт на руке, и карты выигрывали или проигрывали в зависимости от того, было ли количество очков меньше или больше, победитель награждался жетонами. Во-время Пакеты с выкройками Као-цун [高宗 1127-1163] были выпущены императорским указом. Они были известны по всей империи как Ку пай, «костяной пай»; [骨牌], но из этого не следует, что этот класс игр, по-сай [博塞], ко-у [格五] и остальные возникли во времена правления Сюань-хо.
Автор династии Мин Се Чжаочэ (1567–1624) также записывает легенду о домино, которое было подарено императору Хуэйцзуну, но в 1112 году. Источники династии Мин могут быть датированы на полвека раньше, поскольку Ли Цинчжао (1084 – ок. 1155) не упомянул об этом. домино в ее сборнике игр. Самое старое подтвержденное письменное упоминание о домино в Китае происходит из « Бывших событий в Улине » (то есть столицы Ханчжоу ), записанных Чжоу Ми (1232–1298), который перечислил домино как предметы, продаваемые разносчиками во время правления императора Сяоцзуна (ок. 1162–1189). [11]
Отношение к Пай Гоу
[ редактировать ]Игра-раздел « Пай Гоу» заимствует большую часть своего рейтинга плиток у пар в «Playing Heaven» и «Nine». [12] Однако иски были объединены в единую последовательность:
- Высший, Гражданский, Военный, Девятки и Небеса, Девятки и Земля, Восьмерки и Небеса, Человечество и Небеса, Восьмерки и Земля, Человечество и Земля
Ниже приведены пары, не включенные в список, в которых используется модульная арифметика, как в Тау Гнау или баккара . [13]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Ло, Эндрю (2003). «Сюй Ецзы Пу» Пань Чжихэна - Часть 2». Игральная карта . 31 (6): 281–284.
- ^ Нг, Гуай-шанг (1886 г.). Книга о китайских азартных играх . Гонконг: принтеры Kwong Cheong. стр. 80–84.
- ^ Jump up to: а б с Кулин, Стюарт (1895). Китайские игры с кубиками и домино . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство правительства США . стр. 494–495 .
- ^ Кулин, Стюарт (14 марта 1889 г.). Китайские игры с кубиками . Филадельфия [Франклин]. стр. 8, табл. 1 . Проверено 21 сентября 2023 г.
- ^ Белл, Роберт Чарльз (1979). Настольные и настольные игры многих цивилизаций - Том 1 (пересмотренное издание). Нью-Йорк: Дувр. стр. 146–148.
- ^ Селко, Джо и Джон МакЛеод. Тьен Гоу на pagat.com . Проверено 24 января 2016 г.
- ^ Маклеод, Джон. Багчен на pagat.com . Проверено 5 апреля 2016 г.
- ^ Монгольские игры в туристическом информационном центре. Проверено 17 января 2022 г.
- ^ ダーロウ в СекаиЮги. Проверено 17 января 2022 г.
- ^ * Отрывок из статьи Уилкинсона «Китайское происхождение игральных карт» в Виртуальном музее игр Эллиота Аведона. Проверено 9 апреля 2017 г.
- ^ Ло, Эндрю (2000). «Игра в листья: исследование происхождения китайских игральных карт». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований , Лондонского университета том 63-3 с. 401.
- ^ Селко, Джо. Пай Гоу на pagat.com . Проверено 6 апреля 2016 г.
- ^ Селко, Джо. Тау Гнау на pagat.com . Проверено 6 апреля 2016 г.