Кур люди
Регионы со значительным населением | |
---|---|
Эфиопия | |
Языки | |
Оболочка , амхарская |
![]() |
Эта статья требует дополнительных цитат для проверки . ( июнь 2023 г. ) |
Koore части (также известный как Koorete ) - это этническая группа, на родине которого находится в южной Эфиопии .
Обзор
[ редактировать ]Кур находится в специальной Амаро Специальной Ворда , которая находится к востоку от Абая и Чамо озеров ; Подавляющее большинство этой этнической группы живут там. Другие члены этой группы живут в Специальной Вордже и Оромии . Язык Кура, Куорете , принадлежит к воспитанию Восточного Омето-Языка с Качама-Ганджуле и Зайсом . Это единственный язык омето к востоку от озера Абая.
Koore - люди культуры Enset . Enset, который культивируется во всех трех агроэкологических зонах (Dega, Weina-Dega и Qola), является основной основной пищей Koore. Горох, пшеница, ячмень, капуста, чечевица, фасоль и лук в Дега; Кукуруза, тефф и сорго в Вейна-дега и Qolla в значительной степени выращиваются для продажи и для потребления. Живопись также является важной экономической деятельностью в Амаро. Кофе, чат, чили, лимон и бык (прекрасный побочный продукт Enset) являются основными денежными культурами в Амаро. Конечно, Amaro Coffee имеет лучшее качество, сравнимое с известным брендом Yirgacheffe, и в настоящее время он экспортируется в более чем 50 стран мира. Люди Кур также известны своей традиционной ирригационной системой до 300 лет. [ нужно разъяснения ] Несмотря на то, что террасовое сельское хозяйство также практикуется не так интенсивно, как среди людей Консо .
История
[ редактировать ]Koore эмигрировал из Газо Хайлендс в середине 14 -го века. Но точно некоторые информаторы также говорят, что группа людей эмигрировала, как христианские миссионеры из Манца, Шева Амхара в Амаро (также называемый Корсо) через Давуро и Гамо между ними между середина 14 -го века и начало 15 -го века. [ 1 ]
В Корсо было много рассеянных и объединенных коренных народов OMA (клан), когда эти эмигранты приехали в Амаро (Koorso). Новые эмигранты сражались с этими коренными племенами и в конечном итоге заставили некоторых лететь в Бурджи, Консо и Дераше. Оставшиеся коренные племена были смешаны с новичками, чтобы сформировать народ новой идентичности, Кур.
Говорят, что эмигранты, которые были ассимилированы с коренными племенами, несли с ними Таботу (ковчег Завета) и, как полагают, основали некоторые православные церкви, включая Йеро Медхан Алем, Иша Гиоргис и Дерба Менена Майкл. В конце концов Королевство Амарро было создано примерно в конце 14 -го века с 23 административными подразделениями или районами, называемыми Дейнете . С момента своего учреждения Королевство Амаро было управляется Кате, Кингс (Soquoke, 1985). Устные информаторы говорят, что Ахмед Гран (местный по имени «Ллуса») вторгся в Царство Амаро (Курсо) в 16 веке, тем самым сжигая свои церкви и преследуя христиан.
Как правило, с середины 14 -го века было 19 королей из трех династий в Корсо, в соответствии с включением Царства в Эфиопскую империю Рас Лейл, генерал Менелика II, в 1896 году. После ее включения в Эфиопскую империю Амаро был Организованный как Woreda, сначала его административный центр в Керчеле, затем в Дано, и, наконец, в Келе, но до этого он был организован в два суб-вод. Эта Woreda продолжалась до 1981 года EC, когда Амаро Вореда был разделен между Gedeo и Gamo-Gofa. После того, как военный режим Дерга был свергнут в 1991 году революционным демократическим фронтом Эфиопии, Амаро был восстановлен в качестве специальной администрации Волны в районе национальностей южных наций и народов.
Политическая структура
[ редактировать ]Выше упоминалось, что у Кора было королевство во главе с Каате С или Королями. Королевство было/разделено между 23 административными подразделениями, Daynete s. Эти 23 Daynete S были/несут ответственность за два Awajjo S, самые высокие сановники под каат . Назначенные районные администраторы, Дейна , выполняли фактические ежедневные административные и судебные функции Daynete S. Под каждым днем было четыре офиса: Уша , Маага , Тора Маага и Мура . Тора Маага была лидером войны, а Мура была главой нижней деревни или диктором информации и прокламации (Socek, 1985).
Два Awajjo S, называемые Yero Awajjo и Aykure awajjo, в основном имели консультативные функции, хотя у них был более высокий политический и социальный статус по сравнению с Dayna ниже. Конфликты, возникшие между двумя районами или дневными , были решены Awajjo S до того, как они отправились в суд Каате. У Кайта были/были советники, называемые Булатеном . Эти советники также консультировались с Awajjo S и Dayna S. Кроме того, были дворцовые охранники, традиционная армия по имени Сол , которая отвечала только за Каат . Кате с считаются помазанными Богом. Помимо их политической власти, они также считались дождями. Однако они не религиозные вождь.
Как правило, хотя эта традиционная политическая система перестала работать должным образом после того, как Королевство Кур было включено в Эфиопскую империю в 1896 году, она все еще имеет в основном функциональные бок о бок с современной административной структурой. Тем не менее, Koore чтят их каат как своего традиционного лидера. (Speak 1985)
Культура и религия
[ редактировать ]Свадьба
[ редактировать ]Кур полигамный и экзогамный. Как упоминалось ранее, курезцы и кана'е вступают в брак друг с другом. Это частично делает Koore экзогамным. С другой стороны, однако, некоторые куорельские кланы также вступают в брак в племени или группе, и это дисквалифицирует экзогамию Koore. Причина этого кажется, что многие кланы в Куоресе не устанавливают общий генеалогический спуск. За исключением очень немногих исключений, кланы в Кана'е претендуют на общую генеалогию от одного отца, Войджо, который, как полагают, является основателем отца первого королевства Кура (Амарро). Однако, поскольку имя племени Wojjo является широко распространенным общим племенным названием во многих омотичных людях, общее претензии на племя канаи/группу от Войджо сомнительно.
Как правило, у Кора есть пять типов брачных договоренностей: договоренно с браком, похищением, Баале (брак внезапным появлением и обязательством семьи девушки), левират брак и мишира (вторичный брак, обычно практикуемый вдовами или разведенными парами). Как правило, интерпретация предзнаменования очень важна как в браке, а также в другой социальной жизни.
В недавнем прошлом цена приданого, заплаченная за семью девушки в обществе Кора, была лишь символической и имела целью укрепления аффиниальных отношений. В настоящее время, однако, сумма приданого вдаль становится чрезвычайно высокой, чтобы стать серьезной социальной проблемой. Девственность обладает высокой социальной ценностью в обществе Кора. Если девушка не девственница, она будет считаться прелюбодейностью и ее муж избит. Сообщество не придает девушке должное уважение, и ее семьи также унижены.
Рождение, статус детей и пол
[ редактировать ]Кур предпочитает иметь сына к женщине. Когда женщина рождает ребенка, люди, которые приезжают в гости, спрашивают ее, какой секс она носила. Ее ответ символичен: она говорит: «У меня есть yele», что означает «человеческое существо» или «мумм», что означает «твердый», если она родила сына. С другой стороны, если она носила женщину, она говорит: «У меня есть Огаце», что означает «путешественник» или «кана», что означает «собака» или «Зело», что означает «деревянная чаша». Сын остается у своего отца и места предка, поэтому «твердый» на его наследственной земле. Женщина выходит замуж и идет навсегда жить с семьей мужа, отсюда и «Огаце», путешественник или «кана» («собака»), которые бродят с места на место.
Религия
[ редактировать ]Верховный бог Кора называется Wonto. Не является создателем Земли, воды, солнца, звезд, людей и т. Д., И всей вселенной. Как говорит Саймон (2002), термин не имеет значения коннотации: день или свет. Таким образом, день и свет символизируют идентичность Бога (Wonto) для Koore. Однако, поскольку не находится далеко от людей, предковывающие духи (ADE/AKKO), духи владения (Tsooze) и Laaha (Soothsayer) считаются посредниками между нельзяго и людьми. Благодаря этому семейные, клан или региональные головы делают множество форм жертвенных ритуалов для наследственных духов и духов владения.
С другой стороны, как упоминалось ранее, христианство имеет долгую историю в Амаро. Первыми эфиопскими православными церквями, основанными в 14 веке, были монастырь Еро Медхан Алема и Ича Джорджис и Дерба Майкл Церкви. Как говорится в устной традиции Кура, христианские иммигранты, которые, как полагают, пришли из Менца через Кафа, Даваро и Гамо до Амаро, были ответственны за создание этих церквей. Однако во время войн Ахмеда Гран церкви были сожжены, а христиан были безрассудно преследовали. Оставшиеся немногие христиане и священники были вынуждены бежать в Бирбир Мариам в Гамо и в других местах. Говорят, что после этой исторической заболеваемости народ Кора рецидивировал свою старую традиционную религию и оставался таким до тех пор, пока в 19 -м веке не вновь не вновь вновь не представила христианство.
На этот раз, однако, христианство не могло быстро распространяться и не могло иметь много последователей, потому что повторное представление христианства было связано с подчинением строителей северной феодальной империи. Таким образом, православное влияние оставалось минимальным до тех пор, пока в 1950 -х годах не было введено евангельское христианство. В настоящее время большинство KOORE являются последователями различных протестантских сект.
Как правило, есть сложные ситуации, касающиеся христианства (ортодоксального или евангельского) в обществе Кора. Как говорит Саймон (2002): «... люди считали православное христианство как иностранную религию Амхары, которая была добавлена доминирующей Амхарой, чтобы поклоняться ...», хотя само -православное христианство само синхронизируется с традиционной религией, оно »... Настаивая на том, что в стороне все их традиционные практики стали предпосылкой, чтобы стать христианином. С другой стороны, хотя евангельское христианство в настоящее время доминирует и широко распространяет свое пренебрежение к культуре Кура, и его декультурация Кора ощущается негативно. Саймон продолжает «евангелисты, с другой стороны, совершенно негативны для культуры Кур, и они отвергают каждую часть культуры Кора как демоническую ... другими словами, евангельских церквям, становясь христианскими означает отказаться от их культуры. Это заканчивается препаратом. "
Ритуалы смерти
[ редактировать ]Жизнь от рождения до смерти и жизни после смерти является непрерывным процессом для Кора. Для Кора смерть не означает конец жизни; Скорее, умерший человек продолжает существовать в сфере невидимого мира как предка. Дух умершего предка может быть хорошим предком, заинтересованным в его живой линии; Или это может быть плохой дух, называемый сахасе , гоматсе или мотиль , который может нанести опасность для его живых родственников. Из -за этого верю, что у Кора есть последовательные ритуалы смерти, чтобы успокоить мертвого человека. Обряд смерти начинается с церемонии захоронения.
Первый ритуал после захоронения называется Иша Гелс , что означает «возвращение духа мертвого человека», и начинается через 40 дней после захоронения умершего человека. Считается, что до 40 дней дух умершего человека бродят вокруг своего бывшего живого дома и сада. Дух мертвых очень боятся в наши дни. Ибо ритуал Иша Гелс, старшего сына покойного человека, главы клана покойного человека и терпки или успокоения, возьмите свежее молоко и муку разных зерен и отправляйтесь в могилу умершего человека. Тендеквей , который , как полагают, обладает божественной силой, чтобы общаться с духом умершего человека, посыпает молоко и пищу на могиле. Считается, что дух умершего человека приходит к Тендекуэру, чтобы взять еду и молоко. В этот момент Тенкуэй захватывает дух и возвращает его к своему бывшему дому.
За этим следует еще один ритуал под названием Leemo epe , некромантия , в бывшем доме умершего человека. Многие люди собираются в бывший дом умершего человека, чтобы посетить этот ритуал. Тендеквей, который вернул Дух к своему бывшему дому, начинает «разговаривать» с Духом, Лимо и переводит то, что говорит Лимо, собравшимся людям. Этот ритуал может длиться от нескольких дней до недель, поскольку есть достаточно еды, чтобы накормить собравшихся людей. Как правило, цель этих ритуалов состоит в том, чтобы узнать случай смерти человека. С другой стороны, считается, что умер умер в мире истины; Это с Wonto, God. Таким образом, собравшиеся люди консультируются с духом о благополучии его семьи и обществе в целом в будущем. Они также проконсультируются с ним, какие действия предпринять, чтобы избежать засухи, эпидемических заболеваний, природной катастрофы и т. Д. После того, как Ритуал Лимо завершился, живые родственники умершего человека иногда приносят жертвы молока, пшеничная мука, смешанная с Enset Bull'a или домашний скот духа/духа наследия.
Историческое и религиозное наследие и туристические достопримечательности
[ редактировать ]Как упомянуто выше, монастырь Yero Medhane Alem является важным историческим и религиозным местом, связанным с происхождением и идентичностью KOORE. Кроме того, Waalo Tsabala, Wallo Hot Spring (Kaati Tsabala или King's Spring), естественным горячим источником в национальном парке Нечисар считается священными лесами/участками. Такие сайты, как Йеро -вала, Сагане Шаше, Гумюр Оош и Гуден, являются священными историческими, а также религиозными. Кроме того, есть гора Дело и ее естественный лес, Гоуна Биддо (стоящий столб короля Гуона) и Гомале, священное место захоронения Короров Королей (особенно королей династии Инкало), являются важными священными историческими реликвиями Кур. Многие священные клановые клановые клановые клановые клановые и естественные почитаемые леса, такие как Wunquro Wora, Sheffo Wora и Gani Wora, также являются важными историческими, а также культурными реликвиями.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Проснулся, 1985
Источники
[ редактировать ]- Проснулся Амзай. 2007. Мозаические культуры и народы южных стран, национальностей и региональных государств.
- Авасса, Эфиопия: Бюро информации и культуры