Межличностный мир младенца
Автор | Дэниел Стерн |
---|---|
Предмет | Психология развития |
Издатель | Основные книги |
Дата публикации | 1985 |
ISBN | 978-0-465-09589-6 |
ОКЛК | 45430229 |
Часть серии статей о |
Психоанализ |
---|
«Межличностный мир младенца» (1985) — одна из самых выдающихся работ психоаналитика Дэниела Н. Стерна , в которой он описывает развитие четырёх взаимосвязанных чувств себя . [1] Эти чувства собственного достоинства развиваются на протяжении всей жизни, но в чувствительные периоды первых двух лет жизни они достигают значительных успехов в развитии. Мать или другой основной объект привязанности играет решающую роль, помогая младенцу в этом процессе развития.
Чувства себя
[ редактировать ]Эмерджентное Я
[ редактировать ]При рождении младенец воспринимает мир как шквал, казалось бы, несвязанных между собой сенсорных стимулов, которые он/она постепенно учится «связывать» вместе, используя такие сигналы, как «гедонический тон» (эмоциональное качество), а также временные паттерны и паттерны интенсивности, общие для стимулов. Этот процесс интеграции и организации опыта, называемый возникающим самоощущением, продолжается примерно два месяца. Он служит «основой способности ребенка учиться и творить». [ нужна ссылка ] и это, по мнению Штерна, самоощущение, которое нарушается негативными симптомами шизофрении и других психотических расстройств.
Ядро Я
[ редактировать ]Примерно к двум месяцам организация сенсорного опыта ребенка достигает точки, когда он/она способен в достаточной степени организовать опыт, чтобы иметь интегрированные эпизодические воспоминания . Это обеспечивает более высокий уровень сложности в организации будущего опыта, поскольку ребенок способен различать дискретные инвариантные объекты из кросс-модальных сенсорных стимулов и использовать их для обобщений о том, чего он / она может ожидать в будущем от своего окружения. . В этом процессе младенец также осознает свои собственные особенности («самоинварианты»), которые дают ребенку ощущение своей сути «я» как сущности, отличной от других объектов в его окружении.
В это время у ребенка также развиваются обобщенные представления о своем взаимодействии с основным опекуном - концепция, связанная с теорией привязанности и основанная на ней . Ребенок узнает, может ли он зависеть от своего опекуна в удовлетворении его потребностей, а также типы аффективных и поведенческих реакций, которые он может ожидать в конкретных ситуациях, которые служат основой его будущего стиля привязанности. Важная роль опекуна в это время – помочь ребенку регулировать свое влияние. [ нужна ссылка ] . В конце концов, если все пойдет хорошо, ребенок усвоит этот опыт с основным объектом привязанности и сможет вызвать эти воспоминания, чтобы помочь себе саморегулировать свои аффекты. [ нужна ссылка ] . Стерн считает, что разрывы на этой стадии развития приводят к пограничной патологии. [ нужна ссылка ] .
Субъективное Я
[ редактировать ]Примерно к семи месяцам ребенок начинает осознавать, что его мысли и переживания отличаются от мыслей и переживаний других людей, что между его субъективной реальностью и реальностью других людей существует разрыв. Однако при правильной настройке со стороны первичного объекта привязанности ребенок также осознает, что этот разрыв можно преодолеть посредством интерсубъективного опыта, такого как разделение аффектов и фокусировка внимания. Отсутствие такой настройки, как это может случиться, например, если мать страдает депрессией , может лишить ребенка достаточного интерсубъективного опыта, в результате чего ребенок не сможет каким-либо значимым образом соединиться с другими людьми, что, по мнению Штерна, может лежать в основе нарциссической личности. расстройство и антисоциальное расстройство личности .
Вербальное Я
[ редактировать ]Примерно к 15 месяцам у ребенка развивается способность к символическому представлению и языку, и он становится способным создавать сложные абстрактные мысленные представления своего опыта, способствуя интерсубъективности, но смещая фокус ребенка на те вещи, которые могут быть представлены и переданы на языке.
Клинические последствия
[ редактировать ]Нарушения (например, жестокое обращение, травмы), возникающие в периоды чувствительности и тем самым мешающие важным процессам развития, могут иметь более серьезные последствия, чем «оскорбления» на более позднем этапе жизни. По мнению Стерна, эти нарушения могут стать явными в любой момент времени, и возникший конфликт будет определяться характером, а не временем оскорбления. Кроме того, более поздняя психопатология проявится в области, связанной с сенситивным периодом, в котором произошло оскорбление.
Что касается терапии , Стерн подчеркивает важность «моментов настоящего» как потенциала для изменения и роста как клиента, так и терапевта, а также в терапевтических отношениях. Их можно описать как моменты интерсубъективной эмоциональной связи, и они, по мнению Штерна, необходимы для положительного терапевтического результата. [2]
Критика
[ редактировать ]Критик предположил, что природа оскорблений в чувствительные периоды не может предсказать конкретные клинические проблемы, которые впоследствии развиваются, что подрывает клиническую ценность этой теории. [3]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сонкин, диджей (2005). Теория привязанности и психотерапия. Терапевт . Получено в феврале 2005 г. с сайта «Теория привязанности и психотерапия» . Архивировано из оригинала 16 февраля 2009 г. Проверено 28 января 2009 г. .
- ^ Стерн Д. (2004). Современный момент в психотерапии и повседневной жизни . WW Нортон и компания. ISBN 0-393-70429-7 .
- ^ Зеана, CH (1986). Обзоры книг. Журнал Американской академии детской психиатрии, 25, 582–584.