Мысли об образовании дочерей
Мысли об образовании дочерей: с размышлениями о женском поведении, о более важных жизненных обязанностях — первая опубликованная работа британской феминистки Мэри Уолстонкрафт . Опубликованная в 1787 году ее другом Джозефом Джонсоном книга «Мысли» представляет собой книгу о поведении , в которой предлагаются советы по женскому образованию формирующемуся британскому среднему классу . Хотя в тексте преобладают соображения морали и этикета, он также содержит основные инструкции по воспитанию детей, например, как ухаживать за младенцем.
ранняя версия современной книги по самопомощи Британская книга по поведению XVIII века, , опиралась на многие литературные традиции, такие как руководства с советами и религиозные повествования. Во второй половине XVIII века произошел взрывной рост числа книг о поведении, и Уолстонкрафт воспользовалась этим растущим рынком, опубликовав « Мысли» . Однако книга имела умеренный успех: она получила положительные отзывы, но только в одном журнале и была переиздана только один раз. Хотя отрывки из него были опубликованы в популярных современных журналах, он не переиздавался до появления феминистской литературной критики в 1970-х годах.
Как и другие книги о поведении того времени, «Мысли» адаптируют старые жанры к новому идеалу среднего класса. Книга призывает матерей учить своих дочерей аналитическому мышлению, самодисциплине, честности, удовлетворенности своим социальным положением и рыночным навыкам (на случай, если им когда-нибудь понадобится поддерживать себя). Эти цели раскрывают интеллектуальный долг Уолстонкрафта перед Джоном Локком ; однако известность, которую она придает религиозной вере и врожденным чувствам, отличает ее работы от его. Ее цель — научить женщин быть полезными женами и матерями, потому что, утверждает она, именно благодаря этим ролям они могут наиболее эффективно внести свой вклад в жизнь общества. Преимущественно домашняя роль, которую Уолстонкрафт определяет для женщин – роль, которую она считала значимой – была интерпретирована феминистскими литературными критиками 20-го века как парадоксально ограничивающая их частной сферой.
Хотя большая часть «Мыслей» посвящена банальности и советам, общим для всех книг о поведении женщин, некоторые отрывки предвосхищают феминистские аргументы Уолстонкрафт в «Защите прав женщины» (1792), такие как ее пронзительное описание страданий одинокой женщины. Однако некоторые критики предположили, что такие отрывки имеют радикальный подтекст только в свете более поздних работ Уолстонкрафта.
Биографическая справка
[ редактировать ]Как и многие обедневшие женщины в Великобритании в последней четверти восемнадцатого века, Уолстонкрафт пыталась прокормить себя, открыв школу; она, ее сестра и близкий друг основали школу в общине несогласных в Ньюингтон-Грин . Однако в конце 1780-х годов она была вынуждена закрыть его из-за финансовых трудностей. Отчаявшись вырваться из долгов, Уолстонкрафт написала свою первую книгу « Мысли об образовании дочерей » и продала авторские права всего за десять гиней Джозефу Джонсону , издателю, рекомендованному ей другом. Уолстонкрафт и Джонсон подружились, и он поощрял ее писательство на протяжении всей ее жизни. [1]
Затем Уолстонкрафт попробовала себя в роли гувернантки , но ее раздражало ее скромное положение, и она отказалась приспосабливаться к своим работодателям. Скромный успех «Мысли» и поддержка Джонсона придали Уолстонкрафту смелости начать карьеру профессионального писателя - опасную и несколько сомнительную профессию для женщин в 18 веке. Она написала сестре, что собирается стать «первой представительницей нового рода», и Мэри: Художественная литература ». в 1788 году опубликовала автобиографический роман « [2]
Обзор
[ редактировать ]адресованная матерям, молодым женщинам и учителям, Книга «Мысли об образовании дочерей», объясняет, как давать образование женщине с младенчества и через брак. Двадцать одна глава не расположена в каком-либо определенном порядке и охватывает широкий круг тем. Первые две главы, «Детский сад» и «Нравственная дисциплина», дают советы по формированию «конституции» и «темперамента» ребенка, утверждая, что формирование рационального ума должно начинаться рано. В этих главах также предлагаются конкретные рекомендации по уходу за младенцами и одобряется грудное вскармливание (тема, горячо обсуждавшаяся в 18 веке). [3] Большая часть книги критикует то, что Уоллстонкрафт считает вредным образованием, обычно предлагаемым женщинам: «искусственные манеры», игра в карты, посещение театра и упор на моду. Она жалуется, например, что женщины «растрачивают» свои деньги на одежду, «которая, если ее откладывать на благотворительные цели, могла бы облегчить страдания многих бедных семей и смягчить сердце девушки, попавшей в такие горестные сцены». [4]
В своих более поздних работах, таких как «Защита прав мужчины» (1790 г.) и «Защита прав женщины» (1792 г.), Уолстонкрафт неоднократно возвращается к темам, затронутым в «Мыслях» , особенно к достоинству тяжелого труда и необходимости для женщин. освоить полезные навыки. Уолстонкрафт предполагает, что социальная и политическая жизнь нации значительно улучшилась бы, если бы женщины приобрели ценные навыки, а не были просто социальным украшением. [5]
Жанр: книга о поведении
[ редактировать ]Между 1760 и 1820 годами книги о поведении достигли пика своей популярности в Великобритании; один ученый называет этот период «эпохой вежливых книг для женщин». [6] Как пишет Нэнси Армстронг в своей основополагающей работе об этом жанре « Желание и домашняя фантастика» (1987): «Эти книги стали настолько популярными, что ко второй половине восемнадцатого века практически каждый знал идеал женственности, который они предлагали». [7]
Книги о поведении объединили стили и риторику более ранних жанров, таких как религиозные сочинения, руководства по браку, книги рецептов и работы по домашнему хозяйству. Они предлагали своим читателям описание (чаще всего) идеальной женщины и в то же время раздавали практические советы. Таким образом, они не только диктовали мораль, но и руководили читателями при выборе одежды и определяли «правильный» этикет. [8] Типичными примерами являются Синего чулка Эстер Чапоне «Письма о совершенствовании ума» (1773 г.), выдержавшие не менее шестнадцати изданий в последней четверти XVIII века, а также « историка с классическим образованием Кэтрин Маколей ( Письма об образовании» 1790 г.). [9] Работа Чапоне, в частности, понравилась Уолстонкрафт в то время и повлияла на состав ее « Мыслей» , поскольку она приводила доводы «в пользу постоянной программы обучения для женщин» и была основана на идее о том, что христианство должно быть «главным наставником наших рациональных способностей». . [10] Более того, он подчеркнул, что женщин следует считать разумными существами, а не погрязать в чувственности. [11] Когда Уолстонкрафт написала «Защиту прав женщины» в 1792 году, она опиралась на работы Чапоне и Маколея. [12]
Книги о поведении традиционно рассматривались учеными как неотъемлемый фактор в формировании буржуазного самоощущения. [13] Книга поведения «помогла создать веру в то, что существует такая вещь, как «средний класс», и что скромная, покорная, но морально и домашняя компетентная женщина, которую она описала, была первым «современным человеком»». [14] Развивая специфически буржуазный этос посредством таких жанров, как книга о поведении, формирующийся средний класс бросил вызов примату аристократического кодекса манер. [15] Однако книги о поведении одновременно ограничивали роль женщин, пропагандируя так называемый образ «ангела в доме» (имея в виду Патмора Ковентри одноименное стихотворение ). Женщин призывали быть целомудренными, набожными, покорными, скромными, самоотверженными, изящными, чистыми, деликатными, уступчивыми, сдержанными и вежливыми. [16]
Совсем недавно некоторые ученые утверждали, что книги о поведении следует дифференцировать более тщательно и что некоторые из них, такие как « Мысли Уолстонкрафта» , превратили традиционные женские советы в «протофеминистские трактаты». [17] Эти ученые рассматривают «Мысли» как часть традиции, которая адаптировала старые жанры к новому посланию о расширении прав и возможностей женщин, такие жанры, как руководства по образованию женщин, моральные сатиры, а также моральные и духовные произведения религиозных инакомыслящих (тех, кто не связан с англиканской церковью). ). [18] Текст Уолстонкрафта напоминает традиционные книги по поведению, поскольку он способствует развитию самоконтроля и подчинения — качеств, которые должны были привлекать мужа. Однако в то же время текст бросает вызов этому портрету «приличной леди», вводя в него элементы религиозного инакомыслия, которые способствуют равенству душ. Таким образом, Мысли , кажется, разрываются между несколькими наборами бинарных значений, такими как подчинение и бунт; духовная кротость и разумная независимость; домашние обязанности и политическое участие. Этот взгляд на книгу о поведении и, в частности, на «Мысли» ставит под сомнение более раннюю интерпретацию этого жанра как простого инструмента идеологической обработки, интерпретацию, которая выросла из критики под влиянием таких теоретиков, как Мишель Фуко . [19]
Педагогическая теория
[ редактировать ]К концу своей жизни Уолстонкрафт участвовала почти во всех сферах образования: она была гувернанткой, учительницей, детской писательницей и педагогическим теоретиком. Большинство ее работ так или иначе связаны с образованием. Например, два ее романа: bildungsromane (образовательные романы); она переводила образовательные произведения, такие как Кристиана Готхильфа Зальцмана «Элементы морали» ; она написала детскую книгу « Оригинальные истории из реальной жизни» (1788); и ее «Защита прав женщины» во многом является аргументом в пользу ценности женского образования. Как свидетельствует такой широкий спектр жанров, «образование» для Уолстонкрафт и ее современников включало в себя гораздо больше, чем просто схоластическое обучение; оно охватывало все, что влияло на формирование характера человека, от пеленания младенцев до выбора детских учебных программ и подросткового досуга. [20]
Уолстонкрафт и другие политические радикалы в последней четверти XVIII века сосредоточили свои реформаторские усилия на образовании, поскольку считали, что, если люди будут получать правильное образование, в Британии произойдет моральная и политическая революция. религиозные диссиденты Эту точку зрения особенно разделяли ; Философия Уолстонкрафт в «Мыслях» и других местах очень похожа на философию несогласных, которых она встретила во время преподавания в Ньюингтон-Грин, таких как теолог, педагог и ученый Джозеф Пристли и министр Ричард Прайс . Несогласные «больше всего заботились о том, чтобы превратить детей в людей с хорошими моральными качествами и привычками». [21] Однако политические консерваторы, которые также считали, что детство было решающим временем для формирования характера человека, использовали свои собственные образовательные работы, чтобы отразить бунт, продвигая теории уступчивости. Как либералы, так и консерваторы придерживались Локка и Хартли ассоциативной психологии : то есть они считали, что самоощущение человека строится посредством набора ассоциаций, возникающих между вещами во внешнем мире и идеями в уме. И Локк, и Хартли утверждали, что ассоциации, сформированные в детстве, почти необратимы и поэтому их следует формировать с осторожностью. [22] Локк советовал родителям держать своих детей подальше от прислуги, поскольку они рассказывали детям только пугающие истории, которые вызывали у них страх темноты. [23]
На Уолстонкрафт значительное влияние оказали «Некоторые мысли об образовании» Локка (1693 г.) (на это намекает ее название) и Жан-Жака Руссо » «Эмиль (1762 г.), два наиболее важных педагогических трактата XVIII века. Мысли следуют традиции Локка с ее упором на домашнее воспитание под руководством родителей, недоверием к слугам, запретом суеверных и иррациональных историй (например, сказок ) и защитой четких правил. Однако Уоллстонкрафт отходит от Локка, делая акцент на благочестии и настаивая на том, что у ребенка есть «врожденные» чувства, которые ведут его к добродетели, идеи, вероятно, почерпнутые у Руссо. [24]
Темы
[ редактировать ]Мысли отстаивают несколько образовательных целей для женщин: независимое мышление, рациональность, самодисциплина, правдивость, принятие своей социальной позиции, рыночные навыки и вера в Бога. [25]
Образование женщин
[ редактировать ]Уолстонкрафт предполагает, что «дочери» в ее книге однажды станут матерями и учителями. Она не предлагает женщинам отказаться от этих традиционных ролей, поскольку считает, что женщины могут наиболее эффективно улучшить общество как педагоги. [26] Уолстонкрафт и другие столь разные писатели, как евангелистка -моралистка Ханна Мор , историк Кэтрин Маколей и писательница-феминистка Мэри Хейс , утверждают, что, поскольку женщины являются основными опекунами семьи и воспитателями детей, им следует дать хорошее образование. [26] Мысли настаивают, вслед за Локком и ассоциативной психологией, что плохое образование и ранний брак губят женщину. [26] Уолстонкрафт утверждает, что, если не уделять внимания девочкам по мере их роста, они выйдут из строя и выйдут замуж, оставаясь интеллектуальными и эмоциональными детьми. Такие жены, утверждает она, не играют никакой полезной роли в обществе и, по сути, способствуют его аморальности. [26] Пять лет спустя она подробно изложила этот аргумент в книге «Защита прав женщины» . [26]
Уолстонкрафт и другие раскритиковали традиционное образование, основанное на «достижениях», которое традиционно предлагалось женщинам; они утверждали, что такой вид образования, в котором особое внимание уделяется приобретению таких навыков, как рисование и танцы, бесполезен и упадочен. [27] Идеальная женщина в «Мыслях », как пишет ученый из Уолстонкрафта Гэри Келли, «рациональна, предусмотрительна, реалистична, самодисциплинирована, застенчива и критична», образ, напоминающий образ профессионального мужчины. Уолстонкрафт утверждает, что женщины должны пройти всю интеллектуальную и моральную подготовку, аналогичную мужчинам, хотя она не предоставляет женщинам места для применения этих новых навыков за пределами дома. [28]
Критики-феминистки Уолстонкрафт утверждали, что мужская роль женщин, которую она представляла себе - предназначенная для общественной сферы, но которую женщины не могли выполнять в общественной сфере - оставила женщин без определенного социального положения. Они считали, что это в конечном итоге ограничивает и ограничивает женщин, предлагая женщинам больше возможностей для образования без реального способа его использовать. [15]
Резкое презрение Уолстонкрафта к низкому качеству женских карьерных возможностей не имеет прецедента для того периода. [29] В главе, озаглавленной «Несчастное положение женщин, модно образованных и оставшихся без состояния», она пишет, возможно, описывая свой собственный опыт:
[Т] быть скромным компаньоном какого-нибудь богатого старого кузена... Невозможно перечислить многие часы страданий, которые должен провести такой человек. Выше слуг, но считалась ими шпионкой и всегда напоминала о своей неполноценности в разговоре с начальством. … Учитель в школе — это всего лишь своего рода верхний слуга, у которого работы больше, чем у чернорабочих. Гувернантка для барышень одинаково неприятна. … жизнь ускользает, а вместе с ней и духи; «а когда молодость и жизнерадостные годы пройдут», им не на что будет существовать; или, возможно, в каком-нибудь исключительном случае им может быть предоставлена небольшая помощь, что считается большой милостыней. … Человеку, питающему пристрастие к изысканному обществу, трудно стадить с пошляками или снисходить до общения с формальными равными, когда на нее смотрят в ином свете… Как резко презрение, с которым она встречает! — Юный ум ищет любви и дружбы; но любовь и дружба бегут от бедности: не жди их, если ты беден! [30]
Религия
[ редактировать ]Хотя комментарии Уолстонкрафт по поводу женского образования намекают на некоторые из ее более радикальных аргументов в «Защите прав женщины» , она в основном поддерживает условности руководств по поведению женщин. [31] Хотя она не порывает с традицией поощрения отставки в ответ на неидеальные обстоятельства, Уолстонкрафт опирается на религиозные тона традиции инакомыслия, согласно которой отставка может быть приятной или возвышенной. Эти подтексты отражены в ее первом романе « Мэри: Художественная литература» . Зачаточное недовольство обстоятельствами выражается в стремлении к возможности альтернатив. [32] Уолстонкрафт пишет:
Тот, кто готовит нас к бессмертному блаженству, лучше знает, какие испытания помогут нам сделаться [добродетельными]; и наше смирение и улучшение сделают нас уважаемыми по отношению к самим себе и к тому Существу, чье одобрение более ценно, чем сама жизнь. [33]
Хотя она отошла от этих убеждений и позже приняла более либеральную теологию, Мысли «погружены в ортодоксальные взгляды, защищая «твердые принципы религии» и предупреждая об опасностях рационалистических спекуляций и деизма». [34] Уолстонкрафт даже согласен с Руссо в том, что женщин следует обучать религиозным догмам, а не теологии; Четкие правила, утверждает она, будут сдерживать их страсти. [34]
Прием
[ редактировать ]«Мысли » имели лишь умеренный успех: она была переиздана в Дублине через год после первой публикации в Лондоне, отрывки были опубликованы в The Lady's Magazine , а Уолстонкрафт включила выдержки из нее в свою собственную «Женскую читательницу » (1789), антологию сочинений, созданную «для Улучшение положения молодых женщин». The English Review положительно отозвался о Мыслях :
Эти мысли применяются к различным важным ситуациям и происшествиям в обычной жизни женщин и, как правило, продиктованы большим рассудком. Миссис Уолстонкрафт, похоже, зрело задумалась над своей темой; … хотя ее манеры придают авторитет, ее здравый смысл придает непреодолимый вес почти всем ее заповедям и замечаниям. Поэтому мы должны рекомендовать эти Мысли как достойные внимания тем, кто более непосредственно заинтересован в образовании молодых леди. [35]
Ни один другой журнал не рецензировал книгу, и «Мысли» возродился интерес к Уолстонкрафту не переиздавались до конца 20 века, когда среди литературных критиков-феминисток . [36]
Алан Ричардсон, исследователь образования XVIII века, указывает, что если бы Уолстонкрафт не написал «Защиту прав мужчины» (1790) и «Защиту прав женщины» , маловероятно, что «Мысли» считались бы прогрессивными или даже прогрессивными. достойный внимания. [37] Один критик сказал, что текст читается так, как будто он просто пытается угодить публике. [38] Хотя некоторые ученые утверждают, что в этом тексте есть проблески радикализма Уолстонкрафта, они признают, что «потенциал для критики остается в значительной степени скрытым». [39] Поэтому «Мысли » обычно интерпретируются либо телеологически , как первый шаг к более радикальным правам женщины , либо отвергаются как «политически наивная халтура», написанная до обращения Уолстонкрафт в радикализм, когда она писала « Права мужчин» . [17]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Сапиро, 13; 239; Тейлор, 6–7 лет; Джонс, «Литература советов», 120; Ричардсон, 24–25 лет; Тодд, 75–77.
- ^ Сапиро, 13; 239; Тейлор, 6–7 лет; Джонс, «Литература советов», 120; Ричардсон, 24–25 лет; Тодд, 75–77.
- ^ Тодд, 257–58.
- ^ Уолстонкрафт, Мысли об образовании дочерей (1787), 37.
- ^ Тейлор, 32 года; Келли, 29–30 лет; Сапиро, 13 лет; Ричардсон, 26 лет; Джонс, «Литература советов», 127.
- ^ Qtd. в Армстронге, 61.
- ^ Армстронг, 61 год.
- ^ Сазерленд, 26.
- ^ Сазерленд, 28; 35.
- ^ Сазерленд, 29.
- ^ Сазерленд, 41.
- ^ Сазерленд, 42–43.
- ^ Джонс, «Литература советов», 121; книгах Мэри Пуви «Настоящая леди и женщина-писатель» Нэнси Армстронг . и «Желание и домашняя фантастика» обсуждение книги о поведении см. в
- ^ Джонс, «Литература советов», 121.
- ^ Перейти обратно: а б Келли, 31.
- ^ Губар, Сьюзен и Сандра Гилберт . Сумасшедшая на чердаке: женщина-писательница и литературное воображение девятнадцатого века . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета (1984), 23.
- ^ Перейти обратно: а б Джонс, «Литература советов», 122.
- ^ Джонс, «Литература советов», 122–23.
- ^ Джонс, «Литература советов», 128–29; см. также Пуви, 55 лет и Джонс, «Литература советов», 126.
- ^ Сапфир, 13; 239; Ричардсон, 24.
- ^ Сапфир, 239.
- ^ Ричардсон, 24–25; Сапфир, 239.
- ^ Локк, Джон. Очерк о человеческом понимании . Эд. Роджер Вулхаус . Нью-Йорк: Penguin Books (1997), 357.
- ^ Сапиро, 13; 239–40; Ричардсон 24–27; Джонс, «Литература советов», 125.
- ^ Сапиро, 104; 240; Тейлор, 32 года; Ричардсон, 26 лет; Келли, 29–31.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Ричардсон, 25–27 лет; Джонс, «Литература советов», 124.
- ^ Тейлор, 34 года; Ричардсон, 25.
- ^ Келли, 30.
- ^ Ричардсон, 27.
- ^ Уолстонкрафт, Мысли об образовании дочерей (1787), 69–74.
- ^ Джонс, «Литература советов», 123–24.
- ^ Джонс, «Литература советов», 124–25.
- ^ Уолстонкрафт, Мысли об образовании дочерей (1787), 78.
- ^ Перейти обратно: а б Тейлор, 95.
- ^ Qtd. у Джонса, «Литература советов», 129.
- ^ Сапиро, 13; 20; Джонс, «Литература советов», 129; Уордл, 52–53.
- ^ Ричардсон, 26.
- ^ Келли, 34 года; Ричардсон, 26.
- ^ Джонс, «Литература советов», 124.
Современные репринты
[ редактировать ]- Уолстонкрафт, Мэри . Мысли о воспитании дочерей . Клифтон, Нью-Джерси: А. М. Келли, 1972. ISBN 0-678-00901-5 .
- Уолстонкрафт, Мэри. Мысли о воспитании дочерей . Оксфорд: Книги Вудстока, 1994. ISBN 1-85477-195-7 .
- Уолстонкрафт, Мэри. Мысли о воспитании дочерей . Лондон: Напечатано Дж. Джонсоном, 1787 г. Интернет-коллекции восемнадцатого века (только по подписке). Проверено 18 июля 2007 г.
- Уолстонкрафт, Мэри. Полное собрание сочинений Мэри Уолстонкрафт . Эд. Джанет Тодд и Мэрилин Батлер . 7 томов. Лондон: Уильям Пикеринг, 1989. ISBN 0-8147-9225-1 .
Библиография
[ редактировать ]- Армстронг, Нэнси . Желание и домашняя фантастика: политическая история романа . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1987. ISBN 0-19-506160-8 .
- Джонс, Вивьен. «Мэри Уолстонкрафт и литература советов и инструкций». Кембриджский компаньон Мэри Уолстонкрафт . Эд. Клаудия Джонсон. Кембридж: Издательство Кембриджского университета , 2002. ISBN 0-521-78952-4 .
- Келли, Гэри. Революционный феминизм: разум и карьера Мэри Уолстонкрафт . Нью-Йорк: Пресса Св. Мартина, 1992. ISBN 0-312-12904-1 .
- Пуви, Мэри . Настоящая леди и женщина-писатель . Чикаго: Издательство Чикагского университета, 1984. ISBN 0-226-67528-9 .
- Ричардсон, Алан. «Мэри Уолстонкрафт об образовании». Кембриджский компаньон Мэри Уолстонкрафт . Эд. Клаудия Джонсон. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2002. ISBN 0-521-78952-4 .
- Сапиро, Вирджиния . Защита политической добродетели: политическая теория Мэри Уолстонкрафт . Чикаго: Издательство Чикагского университета, 1992. ISBN 0-226-73491-9 .
- Сазерленд, Кэтрин. «Письма об образовании и поведении: аргументы в пользу улучшения положения женщин». Женщины и литература в Великобритании 1700–1800 гг . Эд. Вивьен Джонс. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2000. ISBN 0-521-58680-1 .
- Тейлор, Барбара . Мэри Уолстонкрафт и феминистское воображение . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2003. ISBN 0-521-66144-7 .
- Тодд, Джанет . Мэри Уолстонкрафт: революционная жизнь. Лондон: Вайденфельд и Николсон, 2000. ISBN 0-231-12184-9 .
- Уордл, Ральф М. Мэри Уолстонкрафт: критическая биография . Линкольн: Университет Небраски Press, 1951. ОСЛК 361220
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Моран, Майкл Г., изд. (1994). «Мэри Уолстонкрафт» . Британская и американская риторика и риторы восемнадцатого века: критические исследования и источники . Вестпорт, Коннектикут: Издательская группа Greenwood. ISBN 978-0-313-27909-6 .
- Палмер Купер, Джой А., изд. (2016). «Мэри Уолстонкрафт» . Энциклопедия педагогических мыслителей Routledge . Нью-Йорк: Рутледж. стр. 77–80. ISBN 978-1-317-57698-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]