Jump to content

Мысли об образовании дочерей

На странице написано: «МЫСЛИ ОБ ОБРАЗОВАНИИ ДОЧЕЙ. ДЕТСКАЯ. Поскольку я считаю долгом каждого разумного существа заботиться о своем потомстве, мне с сожалением приходится констатировать, что разум и долг вместе взятые не имеют столь сильного влияния на человека».
Первая страница первого издания « Мыслей» (1787 г.)

Мысли об образовании дочерей: с размышлениями о женском поведении, о более важных жизненных обязанностях — первая опубликованная работа британской феминистки Мэри Уолстонкрафт . Опубликованная в 1787 году ее другом Джозефом Джонсоном книга «Мысли» представляет собой книгу о поведении , в которой предлагаются советы по женскому образованию формирующемуся британскому среднему классу . Хотя в тексте преобладают соображения морали и этикета, он также содержит основные инструкции по воспитанию детей, например, как ухаживать за младенцем.

ранняя версия современной книги по самопомощи Британская книга по поведению XVIII века, , опиралась на многие литературные традиции, такие как руководства с советами и религиозные повествования. Во второй половине XVIII века произошел взрывной рост числа книг о поведении, и Уолстонкрафт воспользовалась этим растущим рынком, опубликовав « Мысли» . Однако книга имела умеренный успех: она получила положительные отзывы, но только в одном журнале и была переиздана только один раз. Хотя отрывки из него были опубликованы в популярных современных журналах, он не переиздавался до появления феминистской литературной критики в 1970-х годах.

Как и другие книги о поведении того времени, «Мысли» адаптируют старые жанры к новому идеалу среднего класса. Книга призывает матерей учить своих дочерей аналитическому мышлению, самодисциплине, честности, удовлетворенности своим социальным положением и рыночным навыкам (на случай, если им когда-нибудь понадобится поддерживать себя). Эти цели раскрывают интеллектуальный долг Уолстонкрафта перед Джоном Локком ; однако известность, которую она придает религиозной вере и врожденным чувствам, отличает ее работы от его. Ее цель — научить женщин быть полезными женами и матерями, потому что, утверждает она, именно благодаря этим ролям они могут наиболее эффективно внести свой вклад в жизнь общества. Преимущественно домашняя роль, которую Уолстонкрафт определяет для женщин – роль, которую она считала значимой – была интерпретирована феминистскими литературными критиками 20-го века как парадоксально ограничивающая их частной сферой.

Хотя большая часть «Мыслей» посвящена банальности и советам, общим для всех книг о поведении женщин, некоторые отрывки предвосхищают феминистские аргументы Уолстонкрафт в «Защите прав женщины» (1792), такие как ее пронзительное описание страданий одинокой женщины. Однако некоторые критики предположили, что такие отрывки имеют радикальный подтекст только в свете более поздних работ Уолстонкрафта.

Биографическая справка

[ редактировать ]

Как и многие обедневшие женщины в Великобритании в последней четверти восемнадцатого века, Уолстонкрафт пыталась прокормить себя, открыв школу; она, ее сестра и близкий друг основали школу в общине несогласных в Ньюингтон-Грин . Однако в конце 1780-х годов она была вынуждена закрыть его из-за финансовых трудностей. Отчаявшись вырваться из долгов, Уолстонкрафт написала свою первую книгу « Мысли об образовании дочерей » и продала авторские права всего за десять гиней Джозефу Джонсону , издателю, рекомендованному ей другом. Уолстонкрафт и Джонсон подружились, и он поощрял ее писательство на протяжении всей ее жизни. [1]

Портрет гувернантки в черном платье, сидящей на красном стуле. Она учит ребенка со светлыми кудрями и в красном бархатном платье читать. Ребенок встает и наклоняется к ее коленям, чтобы увидеть книгу, на которую она указывает.
Фрагмент из романа Ребекки Соломон «Гувернантка» (1851 г.)

Затем Уолстонкрафт попробовала себя в роли гувернантки , но ее раздражало ее скромное положение, и она отказалась приспосабливаться к своим работодателям. Скромный успех «Мысли» и поддержка Джонсона придали Уолстонкрафту смелости начать карьеру профессионального писателя - опасную и несколько сомнительную профессию для женщин в 18 веке. Она написала сестре, что собирается стать «первой представительницей нового рода», и Мэри: Художественная литература ». в 1788 году опубликовала автобиографический роман « [2]

адресованная матерям, молодым женщинам и учителям, Книга «Мысли об образовании дочерей», объясняет, как давать образование женщине с младенчества и через брак. Двадцать одна глава не расположена в каком-либо определенном порядке и охватывает широкий круг тем. Первые две главы, «Детский сад» и «Нравственная дисциплина», дают советы по формированию «конституции» и «темперамента» ребенка, утверждая, что формирование рационального ума должно начинаться рано. В этих главах также предлагаются конкретные рекомендации по уходу за младенцами и одобряется грудное вскармливание (тема, горячо обсуждавшаяся в 18 веке). [3] Большая часть книги критикует то, что Уоллстонкрафт считает вредным образованием, обычно предлагаемым женщинам: «искусственные манеры», игра в карты, посещение театра и упор на моду. Она жалуется, например, что женщины «растрачивают» свои деньги на одежду, «которая, если ее откладывать на благотворительные цели, могла бы облегчить страдания многих бедных семей и смягчить сердце девушки, попавшей в такие горестные сцены». [4]

В своих более поздних работах, таких как «Защита прав мужчины» (1790 г.) и «Защита прав женщины» (1792 г.), Уолстонкрафт неоднократно возвращается к темам, затронутым в «Мыслях» , особенно к достоинству тяжелого труда и необходимости для женщин. освоить полезные навыки. Уолстонкрафт предполагает, что социальная и политическая жизнь нации значительно улучшилась бы, если бы женщины приобрели ценные навыки, а не были просто социальным украшением. [5]

Жанр: книга о поведении

[ редактировать ]

Между 1760 и 1820 годами книги о поведении достигли пика своей популярности в Великобритании; один ученый называет этот период «эпохой вежливых книг для женщин». [6] Как пишет Нэнси Армстронг в своей основополагающей работе об этом жанре « Желание и домашняя фантастика» (1987): «Эти книги стали настолько популярными, что ко второй половине восемнадцатого века практически каждый знал идеал женственности, который они предлагали». [7]

Пейдж читает: «ПИСЬМА О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ УМА, АДРЕСИРОВАННЫЕ МОЛОДОЙ ЛЕДИ. Я считаю человеческую душу без образования, подобной мрамору в каменоломне, который не проявляет ни одной из присущих ему красот до тех пор, пока мастерство полировщика не выделит цвета, не сделает поверхность блестит и открывает каждое декоративное облако, пятно и вену, проходящие через его тело, таким же образом образование, когда оно воздействует на благородный ум, выявляет каждую скрытую добродетель и совершенство, которые без таковых. помощи никогда не появится. АДДИСОН. В ДВУХ ТОМАХ. ТОМ I. ЛОНДОН: Напечатано Х. Хьюзом, для Дж. Уолтера, Голова Гомера, Чаринг-Кросс, MDCCLXXIII.
Титульный лист из первого издания Эстер Чапоне » « Письм (1773 г.), одной из самых популярных книг о поведении в то время, когда Уолстонкрафт писал «Мысли».

Книги о поведении объединили стили и риторику более ранних жанров, таких как религиозные сочинения, руководства по браку, книги рецептов и работы по домашнему хозяйству. Они предлагали своим читателям описание (чаще всего) идеальной женщины и в то же время раздавали практические советы. Таким образом, они не только диктовали мораль, но и руководили читателями при выборе одежды и определяли «правильный» этикет. [8] Типичными примерами являются Синего чулка Эстер Чапоне «Письма о совершенствовании ума» (1773 г.), выдержавшие не менее шестнадцати изданий в последней четверти XVIII века, а также « историка с классическим образованием Кэтрин Маколей ( Письма об образовании» 1790 г.). [9] Работа Чапоне, в частности, понравилась Уолстонкрафт в то время и повлияла на состав ее « Мыслей» , поскольку она приводила доводы «в пользу постоянной программы обучения для женщин» и была основана на идее о том, что христианство должно быть «главным наставником наших рациональных способностей». . [10] Более того, он подчеркнул, что женщин следует считать разумными существами, а не погрязать в чувственности. [11] Когда Уолстонкрафт написала «Защиту прав женщины» в 1792 году, она опиралась на работы Чапоне и Маколея. [12]

Книги о поведении традиционно рассматривались учеными как неотъемлемый фактор в формировании буржуазного самоощущения. [13] Книга поведения «помогла создать веру в то, что существует такая вещь, как «средний класс», и что скромная, покорная, но морально и домашняя компетентная женщина, которую она описала, была первым «современным человеком»». [14] Развивая специфически буржуазный этос посредством таких жанров, как книга о поведении, формирующийся средний класс бросил вызов примату аристократического кодекса манер. [15] Однако книги о поведении одновременно ограничивали роль женщин, пропагандируя так называемый образ «ангела в доме» (имея в виду Патмора Ковентри одноименное стихотворение ). Женщин призывали быть целомудренными, набожными, покорными, скромными, самоотверженными, изящными, чистыми, деликатными, уступчивыми, сдержанными и вежливыми. [16]

Совсем недавно некоторые ученые утверждали, что книги о поведении следует дифференцировать более тщательно и что некоторые из них, такие как « Мысли Уолстонкрафта» , превратили традиционные женские советы в «протофеминистские трактаты». [17] Эти ученые рассматривают «Мысли» как часть традиции, которая адаптировала старые жанры к новому посланию о расширении прав и возможностей женщин, такие жанры, как руководства по образованию женщин, моральные сатиры, а также моральные и духовные произведения религиозных инакомыслящих (тех, кто не связан с англиканской церковью). ). [18] Текст Уолстонкрафта напоминает традиционные книги по поведению, поскольку он способствует развитию самоконтроля и подчинения — качеств, которые должны были привлекать мужа. Однако в то же время текст бросает вызов этому портрету «приличной леди», вводя в него элементы религиозного инакомыслия, которые способствуют равенству душ. Таким образом, Мысли , кажется, разрываются между несколькими наборами бинарных значений, такими как подчинение и бунт; духовная кротость и разумная независимость; домашние обязанности и политическое участие. Этот взгляд на книгу о поведении и, в частности, на «Мысли» ставит под сомнение более раннюю интерпретацию этого жанра как простого инструмента идеологической обработки, интерпретацию, которая выросла из критики под влиянием таких теоретиков, как Мишель Фуко . [19]

Педагогическая теория

[ редактировать ]
Портрет в три четверти длины мужчины с копной седых волос до шеи, одетого в свободный коричневый халат и белую рубашку.
Джон Локк , автор книги «Некоторые мысли об образовании» (1693), написанной Годфри Неллером в 1697 году.

К концу своей жизни Уолстонкрафт участвовала почти во всех сферах образования: она была гувернанткой, учительницей, детской писательницей и педагогическим теоретиком. Большинство ее работ так или иначе связаны с образованием. Например, два ее романа: bildungsromane (образовательные романы); она переводила образовательные произведения, такие как Кристиана Готхильфа Зальцмана «Элементы морали» ; она написала детскую книгу « Оригинальные истории из реальной жизни» (1788); и ее «Защита прав женщины» во многом является аргументом в пользу ценности женского образования. Как свидетельствует такой широкий спектр жанров, «образование» для Уолстонкрафт и ее современников включало в себя гораздо больше, чем просто схоластическое обучение; оно охватывало все, что влияло на формирование характера человека, от пеленания младенцев до выбора детских учебных программ и подросткового досуга. [20]

Уолстонкрафт и другие политические радикалы в последней четверти XVIII века сосредоточили свои реформаторские усилия на образовании, поскольку считали, что, если люди будут получать правильное образование, в Британии произойдет моральная и политическая революция. религиозные диссиденты Эту точку зрения особенно разделяли ; Философия Уолстонкрафт в «Мыслях» и других местах очень похожа на философию несогласных, которых она встретила во время преподавания в Ньюингтон-Грин, таких как теолог, педагог и ученый Джозеф Пристли и министр Ричард Прайс . Несогласные «больше всего заботились о том, чтобы превратить детей в людей с хорошими моральными качествами и привычками». [21] Однако политические консерваторы, которые также считали, что детство было решающим временем для формирования характера человека, использовали свои собственные образовательные работы, чтобы отразить бунт, продвигая теории уступчивости. Как либералы, так и консерваторы придерживались Локка и Хартли ассоциативной психологии : то есть они считали, что самоощущение человека строится посредством набора ассоциаций, возникающих между вещами во внешнем мире и идеями в уме. И Локк, и Хартли утверждали, что ассоциации, сформированные в детстве, почти необратимы и поэтому их следует формировать с осторожностью. [22] Локк советовал родителям держать своих детей подальше от прислуги, поскольку они рассказывали детям только пугающие истории, которые вызывали у них страх темноты. [23]

На Уолстонкрафт значительное влияние оказали «Некоторые мысли об образовании» Локка (1693 г.) (на это намекает ее название) и Жан-Жака Руссо » «Эмиль (1762 г.), два наиболее важных педагогических трактата XVIII века. Мысли следуют традиции Локка с ее упором на домашнее воспитание под руководством родителей, недоверием к слугам, запретом суеверных и иррациональных историй (например, сказок ) и защитой четких правил. Однако Уоллстонкрафт отходит от Локка, делая акцент на благочестии и настаивая на том, что у ребенка есть «врожденные» чувства, которые ведут его к добродетели, идеи, вероятно, почерпнутые у Руссо. [24]

Мысли отстаивают несколько образовательных целей для женщин: независимое мышление, рациональность, самодисциплина, правдивость, принятие своей социальной позиции, рыночные навыки и вера в Бога. [25]

Образование женщин

[ редактировать ]

Уолстонкрафт предполагает, что «дочери» в ее книге однажды станут матерями и учителями. Она не предлагает женщинам отказаться от этих традиционных ролей, поскольку считает, что женщины могут наиболее эффективно улучшить общество как педагоги. [26] Уолстонкрафт и другие столь разные писатели, как евангелистка -моралистка Ханна Мор , историк Кэтрин Маколей и писательница-феминистка Мэри Хейс , утверждают, что, поскольку женщины являются основными опекунами семьи и воспитателями детей, им следует дать хорошее образование. [26] Мысли настаивают, вслед за Локком и ассоциативной психологией, что плохое образование и ранний брак губят женщину. [26] Уолстонкрафт утверждает, что, если не уделять внимания девочкам по мере их роста, они выйдут из строя и выйдут замуж, оставаясь интеллектуальными и эмоциональными детьми. Такие жены, утверждает она, не играют никакой полезной роли в обществе и, по сути, способствуют его аморальности. [26] Пять лет спустя она подробно изложила этот аргумент в книге «Защита прав женщины» . [26]

Уолстонкрафт и другие раскритиковали традиционное образование, основанное на «достижениях», которое традиционно предлагалось женщинам; они утверждали, что такой вид образования, в котором особое внимание уделяется приобретению таких навыков, как рисование и танцы, бесполезен и упадочен. [27] Идеальная женщина в «Мыслях », как пишет ученый из Уолстонкрафта Гэри Келли, «рациональна, предусмотрительна, реалистична, самодисциплинирована, застенчива и критична», образ, напоминающий образ профессионального мужчины. Уолстонкрафт утверждает, что женщины должны пройти всю интеллектуальную и моральную подготовку, аналогичную мужчинам, хотя она не предоставляет женщинам места для применения этих новых навыков за пределами дома. [28]

Критики-феминистки Уолстонкрафт утверждали, что мужская роль женщин, которую она представляла себе - предназначенная для общественной сферы, но которую женщины не могли выполнять в общественной сфере - оставила женщин без определенного социального положения. Они считали, что это в конечном итоге ограничивает и ограничивает женщин, предлагая женщинам больше возможностей для образования без реального способа его использовать. [15]

Резкое презрение Уолстонкрафта к низкому качеству женских карьерных возможностей не имеет прецедента для того периода. [29] В главе, озаглавленной «Несчастное положение женщин, модно образованных и оставшихся без состояния», она пишет, возможно, описывая свой собственный опыт:

[Т] быть скромным компаньоном какого-нибудь богатого старого кузена... Невозможно перечислить многие часы страданий, которые должен провести такой человек. Выше слуг, но считалась ими шпионкой и всегда напоминала о своей неполноценности в разговоре с начальством. … Учитель в школе — это всего лишь своего рода верхний слуга, у которого работы больше, чем у чернорабочих. Гувернантка для барышень одинаково неприятна. … жизнь ускользает, а вместе с ней и духи; «а когда молодость и жизнерадостные годы пройдут», им не на что будет существовать; или, возможно, в каком-нибудь исключительном случае им может быть предоставлена ​​небольшая помощь, что считается большой милостыней. … Человеку, питающему пристрастие к изысканному обществу, трудно стадить с пошляками или снисходить до общения с формальными равными, когда на нее смотрят в ином свете… Как резко презрение, с которым она встречает! — Юный ум ищет любви и дружбы; но любовь и дружба бегут от бедности: не жди их, если ты беден! [30]

Хотя комментарии Уолстонкрафт по поводу женского образования намекают на некоторые из ее более радикальных аргументов в «Защите прав женщины» , она в основном поддерживает условности руководств по поведению женщин. [31] Хотя она не порывает с традицией поощрения отставки в ответ на неидеальные обстоятельства, Уолстонкрафт опирается на религиозные тона традиции инакомыслия, согласно которой отставка может быть приятной или возвышенной. Эти подтексты отражены в ее первом романе « Мэри: Художественная литература» . Зачаточное недовольство обстоятельствами выражается в стремлении к возможности альтернатив. [32] Уолстонкрафт пишет:

Тот, кто готовит нас к бессмертному блаженству, лучше знает, какие испытания помогут нам сделаться [добродетельными]; и наше смирение и улучшение сделают нас уважаемыми по отношению к самим себе и к тому Существу, чье одобрение более ценно, чем сама жизнь. [33]

Хотя она отошла от этих убеждений и позже приняла более либеральную теологию, Мысли «погружены в ортодоксальные взгляды, защищая «твердые принципы религии» и предупреждая об опасностях рационалистических спекуляций и деизма». [34] Уолстонкрафт даже согласен с Руссо в том, что женщин следует обучать религиозным догмам, а не теологии; Четкие правила, утверждает она, будут сдерживать их страсти. [34]

Поясной портрет женщины, опирающейся на стол с книгой и чернильницей. На ней платье в синюю полоску и серый вьющийся парик с белой полосой ткани.
Мэри Уолстонкрафт Джона Опи (ок. 1791 г.)

«Мысли » имели лишь умеренный успех: она была переиздана в Дублине через год после первой публикации в Лондоне, отрывки были опубликованы в The Lady's Magazine , а Уолстонкрафт включила выдержки из нее в свою собственную «Женскую читательницу » (1789), антологию сочинений, созданную «для Улучшение положения молодых женщин». The English Review положительно отозвался о Мыслях :

Эти мысли применяются к различным важным ситуациям и происшествиям в обычной жизни женщин и, как правило, продиктованы большим рассудком. Миссис Уолстонкрафт, похоже, зрело задумалась над своей темой; … хотя ее манеры придают авторитет, ее здравый смысл придает непреодолимый вес почти всем ее заповедям и замечаниям. Поэтому мы должны рекомендовать эти Мысли как достойные внимания тем, кто более непосредственно заинтересован в образовании молодых леди. [35]

Ни один другой журнал не рецензировал книгу, и «Мысли» возродился интерес к Уолстонкрафту не переиздавались до конца 20 века, когда среди литературных критиков-феминисток . [36]

Алан Ричардсон, исследователь образования XVIII века, указывает, что если бы Уолстонкрафт не написал «Защиту прав мужчины» (1790) и «Защиту прав женщины» , маловероятно, что «Мысли» считались бы прогрессивными или даже прогрессивными. достойный внимания. [37] Один критик сказал, что текст читается так, как будто он просто пытается угодить публике. [38] Хотя некоторые ученые утверждают, что в этом тексте есть проблески радикализма Уолстонкрафта, они признают, что «потенциал для критики остается в значительной степени скрытым». [39] Поэтому «Мысли » обычно интерпретируются либо телеологически , как первый шаг к более радикальным правам женщины , либо отвергаются как «политически наивная халтура», написанная до обращения Уолстонкрафт в радикализм, когда она писала « Права мужчин» . [17]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Сапиро, 13; 239; Тейлор, 6–7 лет; Джонс, «Литература советов», 120; Ричардсон, 24–25 лет; Тодд, 75–77.
  2. ^ Сапиро, 13; 239; Тейлор, 6–7 лет; Джонс, «Литература советов», 120; Ричардсон, 24–25 лет; Тодд, 75–77.
  3. ^ Тодд, 257–58.
  4. ^ Уолстонкрафт, Мысли об образовании дочерей (1787), 37.
  5. ^ Тейлор, 32 года; Келли, 29–30 лет; Сапиро, 13 лет; Ричардсон, 26 лет; Джонс, «Литература советов», 127.
  6. ^ Qtd. в Армстронге, 61.
  7. ^ Армстронг, 61 год.
  8. ^ Сазерленд, 26.
  9. ^ Сазерленд, 28; 35.
  10. ^ Сазерленд, 29.
  11. ^ Сазерленд, 41.
  12. ^ Сазерленд, 42–43.
  13. ^ Джонс, «Литература советов», 121; книгах Мэри Пуви «Настоящая леди и женщина-писатель» Нэнси Армстронг . и «Желание и домашняя фантастика» обсуждение книги о поведении см. в
  14. ^ Джонс, «Литература советов», 121.
  15. ^ Перейти обратно: а б Келли, 31.
  16. ^ Губар, Сьюзен и Сандра Гилберт . Сумасшедшая на чердаке: женщина-писательница и литературное воображение девятнадцатого века . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета (1984), 23.
  17. ^ Перейти обратно: а б Джонс, «Литература советов», 122.
  18. ^ Джонс, «Литература советов», 122–23.
  19. ^ Джонс, «Литература советов», 128–29; см. также Пуви, 55 лет и Джонс, «Литература советов», 126.
  20. ^ Сапфир, 13; 239; Ричардсон, 24.
  21. ^ Сапфир, 239.
  22. ^ Ричардсон, 24–25; Сапфир, 239.
  23. ^ Локк, Джон. Очерк о человеческом понимании . Эд. Роджер Вулхаус . Нью-Йорк: Penguin Books (1997), 357.
  24. ^ Сапиро, 13; 239–40; Ричардсон 24–27; Джонс, «Литература советов», 125.
  25. ^ Сапиро, 104; 240; Тейлор, 32 года; Ричардсон, 26 лет; Келли, 29–31.
  26. ^ Перейти обратно: а б с д и Ричардсон, 25–27 лет; Джонс, «Литература советов», 124.
  27. ^ Тейлор, 34 года; Ричардсон, 25.
  28. ^ Келли, 30.
  29. ^ Ричардсон, 27.
  30. ^ Уолстонкрафт, Мысли об образовании дочерей (1787), 69–74.
  31. ^ Джонс, «Литература советов», 123–24.
  32. ^ Джонс, «Литература советов», 124–25.
  33. ^ Уолстонкрафт, Мысли об образовании дочерей (1787), 78.
  34. ^ Перейти обратно: а б Тейлор, 95.
  35. ^ Qtd. у Джонса, «Литература советов», 129.
  36. ^ Сапиро, 13; 20; Джонс, «Литература советов», 129; Уордл, 52–53.
  37. ^ Ричардсон, 26.
  38. ^ Келли, 34 года; Ричардсон, 26.
  39. ^ Джонс, «Литература советов», 124.

Современные репринты

[ редактировать ]
  • Уолстонкрафт, Мэри . Мысли о воспитании дочерей . Клифтон, Нью-Джерси: А. М. Келли, 1972. ISBN   0-678-00901-5 .
  • Уолстонкрафт, Мэри. Мысли о воспитании дочерей . Оксфорд: Книги Вудстока, 1994. ISBN   1-85477-195-7 .
  • Уолстонкрафт, Мэри. Мысли о воспитании дочерей . Лондон: Напечатано Дж. Джонсоном, 1787 г. Интернет-коллекции восемнадцатого века (только по подписке). Проверено 18 июля 2007 г.
  • Уолстонкрафт, Мэри. Полное собрание сочинений Мэри Уолстонкрафт . Эд. Джанет Тодд и Мэрилин Батлер . 7 томов. Лондон: Уильям Пикеринг, 1989. ISBN   0-8147-9225-1 .

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Моран, Майкл Г., изд. (1994). «Мэри Уолстонкрафт» . Британская и американская риторика и риторы восемнадцатого века: критические исследования и источники . Вестпорт, Коннектикут: Издательская группа Greenwood. ISBN  978-0-313-27909-6 .
  • Палмер Купер, Джой А., изд. (2016). «Мэри Уолстонкрафт» . Энциклопедия педагогических мыслителей Routledge . Нью-Йорк: Рутледж. стр. 77–80. ISBN  978-1-317-57698-3 .
[ редактировать ]


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f71edafb79353703fb742103e552f892__1718478480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f7/92/f71edafb79353703fb742103e552f892.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Thoughts on the Education of Daughters - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)