Династия Шах Мира
Дом Шаха Мира Семья Шаха Меира Шах Мириды | |
---|---|
Кашмирская королевская семья | |
Родительский дом | Гибари (оспаривается) |
Страна | Кашмирский султанат |
Этимология | Назван в честь Шаха Мира (основателя) |
Место происхождения | Сват Султанат (оспаривается) |
Основан | 4 июля 1339 г |
Основатель | Шах Мир |
Текущий руководитель | неизвестный |
Последний правитель | Хабиб Шах |
Титулы | Список |
Стиль(ы) | Султан |
Сплоченные семьи | Джахангири Каждый Тонкий Бхат |
Традиции | исламский Кашмири персидский |
Девиз | Пусть он сохранится от разрушения (Да сохранится от разрушения) |
Поместье(а) | Шринагар |
Растворение | 1561 |
Депонирование | 1561 |
Династия Шах Мира ( кашмирский : شاه میٖر خاندان) или Дом Шаха Мира — кашмирская династия, правившая Кашмирским султанатом на Индийском субконтиненте . [1] Династия названа в честь ее основателя Шаха Мира .
Происхождение
[ редактировать ]Современные ученые расходятся во мнениях относительно происхождения Шаха Мира. Однако современные историки в целом признают, что Шах Мир был родом из Свата в Дардистане . [2] [3] [4] [5] [6] [7] Некоторые источники прослеживают его происхождение от правителей Свата . [а] [9] [10]
Энциклопедия ислама (второе издание) предполагает возможное турецкое происхождение. [11] Андре Винк выдвигает мнение, что Шах Мир, возможно, был афганцем, карауна-тюрком или даже тибетцем. [12] в то время как А.К. Рафики считает, что Шах Мир был потомком турецких или персидских иммигрантов в Сват. [4] : 311–312 Некоторые ученые утверждают, что Шах Мир прибыл из долины Панджгаббар (Панчагахвара), [13] который был населен народом хаса, и поэтому приписывают Шаху Миру этническую принадлежность хаса. [14] [15]
Более старые источники современных кашмирских историков, таких как Джонараджа , утверждают, что Шах Мир был потомком Партхи ( Арджуны ) прославившегося Махабхаратой. Абу 'л-Фадл Аллами , Низам ад-Дин и Фиришта также заявляют, что Шах Мир проследил свое происхождение от Арджуны, а основой их рассказа является «Раджатарангини» Джонараджи , которую Мулла Абд аль-Кадир Бадауни перевел на персидский язык у Акбара . заказы. Похоже, это официальная генеалогия Султаната. [4] Основываясь на этой традиции, Азиз Ахмад считает более вероятным, что Шах Мир был потомком обращенного из индуизма всего несколькими поколениями ранее, вероятно, суфийского мистика. [16]
История
[ редактировать ]Шах Мир
[ редактировать ]АК Рафики заявляет:
Шах Мир прибыл в Кашмир в 1313 году вместе со своей семьей, во время правления Сухадевы (1301–1320), на службу к которому он поступил. В последующие годы благодаря своему такту и способностям Шах Мир добился известности и стал одной из самых важных личностей своего времени. [4]
Аннемари Шиммель предположила, что Шах Мир принадлежал к семье из Свата, которая сопровождала мудреца Мир Сайида Али Хамадани и была связана с Кубравией , суфийской группой в Кашмире. [2] Он работал над утверждением ислама в Кашмире, и ему помогали правители его потомков, особенно Сикандар Бутшикан . Он правил три года и пять месяцев с 1339 по 1342 год нашей эры. Он был правителем Кашмира и основателем династии Шах Мира. За ним последовали два его сына, которые стали королями по очереди. [17]
Джамшид
[ редактировать ]Султану Шамсуд-Дину Шаху наследовал его старший сын Султан Джамшид, который правил год и два месяца. В 1343 году султан Джамшид потерпел поражение от своего брата, который взошел на трон как султан Алауд-Дин в 1347 году. [17]
Алауд-Дин
[ редактировать ]Два сына султана Алауд-Дина стали королями по очереди: султан Шихабуд-Дин и султан Кутбуд-Дин. [17]
Шихабуд-Дин
[ редактировать ]Он был единственным правителем Шах-Мира, который держал при своем дворе индуистских придворных. Выдающимися среди них были Кота Бхат и Удьяшри. Правитель Кашгара (Средняя Азия) однажды напал на Кашмир с большой армией. Султан Шихабуддин не имел большого количества солдат для борьбы с кашгарской армией. Но с небольшой армией он сразился и разгромил всю армию Кашгара. После этой битвы регионы Ладакха и Балтистана, находившиеся под властью Кашгара, перешли под власть шаха Мириса. Султан также двинулся к Дели, и армия Фероз-шаха Туглака противостояла ему на берегах реки Сатледж. Поскольку битва была бесмотивированной для Делийского султаната, между ними был заключен мир при условии, что все территории от Сирхинда до Кашмира будут принадлежать империи Шахмира. [19] Будучи интеллектуалом с широким кругозором, Шихабуд-Дин в первой половине своего правления заботился о Султанате и внес стабильность в социальную и целостную структуру Кашмира. [20] Полный энтузиазма и эффективности, Шихабуд-Дин намеревался завоевать соседние государства, чтобы расширить и прославить свое государство. Проходя через Барамуллу , он сначала занял Пахли , а затем присоединил Сват к своему владению. [21] Затем он вторгся в Потохар, где доминировал Хохар , который простирался от Аттока до Сиалкота . Его главнокомандующий (Мир Бахши) Малик Чандра, напротив, подчинил Джамму , Киштвар , Чамбу и другие горные государства . [22] Заняв все приграничные штаты на юге, Шихабуд-Дин разгромил дардские силы Гилгита и горных штатов на севере. Балтистан под властью Макпонов и Ладакх под властью Марьюлов в то время были данниками Могулистана и Тибета соответственно. [22] Шихабуд-Дин вместе с Маликом Чандрой противостоял балтисам и кашгарцам , легко и убедительно разгромив их. [22] Затем он двинулся в сторону Ладакха, разгромив объединенные силы ладакхцев и тибетцев. [22] После всех этих завоеваний Шихабуд-Дин вернулся в Сринагар около 1370 года и, скорее, должен был прожить остаток своей жизни мирно, но всего через несколько лет, в 1373 году, он умер из-за вирусной болезни. [23]
Шихабуддин был также великим администратором, который управлял своим королевством твердо и справедливо. Им был основан город под названием Шихабуд-Динпура, также известный как Шадипур. Его также называли Лалитадитьей средневекового Кашмира, поскольку он построил множество мечетей и монастырей. [ нужна ссылка ]
Кутубу ад-Дин
[ редактировать ]Он был следующим султаном Кашмира. Единственное значение его правления состоит в том, что суфийский святой Мир Сайид Али Хамадани прибыл в Кашмир во время его правления. В 1380 году н.э. Кутбуддин умер, и ему наследовал его сын Султан Сикандер, также известный как Сикандер Бутшиканд. [ нужна ссылка ]
Сикандар
[ редактировать ]Султан Сикандар (1389–1413 гг. Н. Э.) был шестым правителем династии Шах Мира.
За исключением успешного вторжения в Ладакх, Сикандар не аннексировал никаких новых территорий. [24] Внутренние восстания были умело подавлены. [24] [25] Было создано государство всеобщего благосостояния — репрессивные налоги были отменены, а также были открыты бесплатные школы и больницы. [24] вакфы Святыням были посвящены , были сданы в эксплуатацию мечети, многочисленные суфийские проповедники были обеспечены джагирами и назначены на руководящие посты, регулярно проводились праздники. [26] [24] [25] Экономическое состояние было приличным. [25]
Джонараджа и более поздние мусульманские летописцы обвиняют Сикандара в прекращении давней синкретической культуры Кашмира путем преследования пандитов и разрушения многочисленных индуистских святынь; Сухабхата — неообращенного брахмана и главного советника Сикандара — особенно обвиняют в том, что он подстрекал его. [25] [27] Ученые предостерегают от принятия обвинений за чистую монету и приписывания их исключительно религиозному фанатизму. [28] Его политика, как и в случае с предыдущими индуистскими правителями, вероятно, была направлена на получение доступа к огромному богатству, контролируемому брахманическими институтами; [29] [28] [30] кроме того, полемика Джонараджи проистекала, по крайней мере частично, из его отвращения к медленному распаду кастового общества под влиянием ислама. [27] [31] Однако Сикандар был также первым правителем Кашмира, который превратил разрушенные храмы в исламские святыни, и такая демонстрация превосходства, вероятно, имела свои корни в религиозных мотивах. [31] [32]
Сикандар умер в апреле 1413 года, после чего старший сын Мир был помазан на султана, приняв титул Али-шаха. [33]
Али Шах
[ редактировать ]Он был седьмым правителем династии Шах Мира и правил между 1413 и 1420 годами. [34] Он потерпел поражение от султана Зайн-уль-Абидина при Танне с помощью Джасрата Хохара , вождя с плато Потохар . Судьба Али Шаха неизвестна: возможно, он умер в плену или был казнен Хохаром. [34]
Зайн-уль-Абидин
[ редактировать ]Абидин был восьмым султаном Кашмира . Зейн-уль - Его подданные называли его Бод Шах или Будшах ( букв. « Великий король » ). [35] и правил с 1418 по 1470 год.
Зейн-уль-Абидин упорно трудился, чтобы установить справедливое правление в Кашмире. Он призвал индусов, покинувших Кашмир во время правления его отца, и разрешил строительство храмов. джизья При нем была упразднена и . От регулирования торговли товарами до возрождения старых ремесел, Абидин делал все для общего развития Кашмира и своих подданных. Зайн-уль-Абидин также называют Акбаром Кашмира и Шахджаханом Кашмира из-за религии и развития соответственно.
Хайдер Шах
[ редактировать ]Следующим султаном Кашмира стал Хаджи-хан, который сменил своего отца Зайн-уль-Абидина и принял титул Хайдер-хана. [36]
Прерывание Хайдара Дуглата
[ редактировать ]В 1540 году существование султаната было ненадолго прервано, когда Мирза Мухаммад Хайдар Дуглат , чагатайский тюрко-монгольский военный генерал, напал и оккупировал Кашмир. [37] Прибыв в Кашмир, Хайдар назначил султаном главу фракции Сайида Назука. В 1546 году, после того как Хумаюн вернул Кабул, Хайдар сверг Назук-шаха и начал чеканить монеты во имя императора Великих Моголов. [38] Он умер в 1550 году, будучи убитым в битве с кашмирцами. Он похоронен в Горстан-э-Шахи в Сринагаре .
Архитектура
[ редактировать ]Некоторые из архитектурных проектов, заказанных династией в Кашмире, включают:
- Джамиа Масджид в Сринагаре, Джамму и Кашмире
- Ханка-и-Мула в Сринагаре, Джамму и Кашмире
- Аали Масджид в Шринагаре, Джамму и Кашмире
- Могила матери Зайн-уль-Абидина в Сринагаре, Джамму и Кашмир
- Мечеть Амбурик в Шигаре, Гилгит-Балтистан
- Мечеть Чакчан в Хаплу, Гилгит-Балтистан
- Могила матери Зайн-уль-Абидина в Сринагаре
- Двор Джама Масджид, Шринагар. Хари Парбат . На заднем плане виден
- Ханка на берегу Джелума
- Вид на Зиярат Накшбанд Сахаб со двора.
Царствование и преемственность
[ редактировать ]Нет. | Титульное имя | Имя при рождении | Царствование |
---|---|---|---|
1 | Шамсуд-Дин Шах Шамс-уд-Дин Шах | Шах Мир Шах Мир | 1339 – 1342 |
2 | Джамшид Шах Джамшед Шах | Джамшид Джамшид | 1342 – 1342 |
3 | Алауд-Дин Шах Алао-уд-Дин Шах | Али Шер Али Шир | 1343 – 1354 |
4 | Шихабуд-Дин Шах Шихаб-уд-Дин Шах | Ширашамак Чирашамк | 1354 – 1373 |
5 | Кутбуд-Дин Шах Кутб-уд-Дин Шах | Хиндал Хандал | 1373 – 1389 |
6 | Сикандар Шах Сикандар Шах | Шингара Шингара | 1389 – 1412 |
7 | Али Шах Али Шах | Мир Хан Мир Хан | 1412 – 1418 |
8 | Зайнул-Абидин Зейн уль Абидин | Шахи Хан Шах Хан | 1418 – 1419 |
9 | Али Шах Али Шах | Мир Хан Мир Хан | 1419 – 1420 |
10 | Зайнул-Абидин Зейн уль Абидин | Шахи Хан Шах Хан | 1420 – 12 мая 1470 г. |
11 | Хайдер Шах Хайдер Шах | Хаджи Хан Хаджи Хан | 12 мая 1470 г. - 13 апреля 1472 г. |
12 | Хасан Шах Хасан Шах | Хасан Хан Хасан Хан | 13 апреля 1472 г. - 19 апреля 1484 г. |
13 | Мухаммад Шах Мухаммад Шах | Мухаммад Хан Мухаммад Хан | 19 апреля 1484 г. - 14 октября 1486 г. |
14 | Фатех Шах Фатех Шах | Фатех Хан Фатех Хан | 14 октября 1486 г. - июль 1493 г. |
15 | Мухаммад Шах Мухаммад Шах | Мухаммад Хан Мухаммад Хан | Июль 1493 – 1505 гг. |
16 | Фатех Шах Фатех Шах | Фатех Хан Фатех Хан | 1505 – 1514 |
17 | Мухаммад Шах Мухаммад Шах | Мухаммад Хан Мухаммад Хан | 1514 – сентябрь 1515 г. |
18 | Фатех Шах Фатех Шах | Фатех Хан Фатех Хан | Сентябрь 1515 г. - август 1517 г. |
19 | Мухаммад Шах Мухаммад Шах | Мухаммад Хан Мухаммад Хан | Август 1517 г. - январь 1528 г. |
20 | Ибрагим Шах Ибрагим Шах | Ибрагим Хан Ибрагим Хан | Январь 1528 г. - апрель 1528 г. |
21 | Назук Шах Назук Шах | Надир Шах Надер Шах | Апрель 1528 г. - июнь 1530 г. |
22 | Мухаммад Шах Мухаммад Шах | Мухаммад Хан Мухаммад Хан | Июнь 1530 г. - июль 1537 г. |
23 | Шамсуд-Дин Шах II Шамс ад-Дин Шах II | Шамсуад-Дин Солнце религии | Июль 1537 – 1540 гг. |
24 | Исмаил Шах Исмаил Шах | Исмаил Хан Исмаил Хан | 1540 – декабрь 1540 г. |
25 | Назук Шах Назук Шах | Надир Шах Надер Шах | Декабрь 1540 г. - декабрь 1552 г. |
26 | Ибрагим Шах Ибрагим Шах | Ибрагим Хан Ибрагим Хан | Декабрь 1552 – 1555 гг. |
27 | Исмаил Шах Исмаил Шах | Исмаил Хан Исмаил Хан | 1555 – 1557 |
28 | Хабиб Шах Хабиб Шах | Хабиб Хан Хабиб Хан | 1557 – 1561 |
Примечание. У Мухаммад-шаха было пять отдельных периодов правления с 1484 по 1537 год. [40]
См. также
[ редактировать ]История Кашмира |
---|
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шарма, Р.С. (1992), Всеобъемлющая история Индии , Orient Longmans, стр. 628, ISBN 978-81-7007-121-1
- ^ Перейти обратно: а б Шиммель, Аннемари (1980). Ислам на Индийском субконтиненте . БРИЛЛ. п. 44. ИСБН 90-04-06117-7 . Проверено 10 ноября 2014 г.
- ^ Вани, Мухаммад Ашраф; Вани, Аман Ашраф (22 февраля 2023 г.). Создание раннего Кашмира: межкультурные сети и формирование идентичности . Тейлор и Фрэнсис. п. 225. ИСБН 978-1-000-83655-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Белудж, Северная Каролина; Рафик, АК (1998). «Регионы Синд, Белуджистан, Мултан и Кашмир: историческая, социальная и экономическая обстановка». История цивилизаций Центральной Азии (PDF) . Том. IV. ЮНЕСКО. стр. 293–318. ISBN 923103467-7 . Архивировано из оригинала (PDF) 28 октября 2016 года.
- ^ Малик, Джамал (6 апреля 2020 г.). Ислам в Южной Азии: исправленное, дополненное и обновленное второе издание . БРИЛЛ. п. 157. ИСБН 978-90-04-42271-1 .
- ^ Холт, Питер Малкольм; Ламбтон, Энн К.С.; Льюис, Бернард (1970). Кембриджская история ислама . Издательство Кембриджского университета. п. 25. ISBN 978-0-521-29137-8 .
- ^ Марковиц, Клод (24 сентября 2004 г.). История современной Индии, 1480-1950 гг . Гимн Пресс. п. 40. ИСБН 978-1-84331-152-2 .
- ^ Чайка, Сурайя (2003), Мир Сайид Али Хамадани и суфийский орден Кубравия в Кашмире , Издатели, дистрибьюторы Каникшка, стр. 3, ISBN 978-81-7391-581-9
- ^ Бхатт, Салиграм (2008). Вклад кашмирских ученых в знания и мир во всем мире: материалы национального семинара Кашмирского общества образования, культуры и науки (KECSS), Нью-Дели . Издательство АПХ. п. 108. ИСБН 978-81-313-0402-0 .
- ^ Хасан, Мохиббул (2005). Кашмир при султанах . Аакар Книги. п. 42.ISBN 978-81-87879-49-7 .
- ^ Льюис; Пеллат; Э. Дж. ван Донзель, ред. (28 мая 1998 г.). Энциклопедия ислама . Том. IV (Иран-Ха). Брилл. п. 708. ИСБН 978-90-04-05745-6 . Проверено 14 декабря 2023 г.
Но ее авторитету бросил вызов Шах Мир, солдат удачи, скорее всего, турецкого происхождения.
- ^ Винк, Андре (2004), Индо-исламское общество: 14-15 века , BRILL, с. 140, ISBN 90-04-13561-8 ,
Первая мусульманская династия Кашмира была основана в 1324 году Шахом Мирзой, который, вероятно, был афганским воином из Свата или турком-карауна, возможно, даже тибетцем...
- ^ Шарма, Р.С. (1992), Всеобъемлющая история Индии , Orient Longmans, стр. 628, ISBN 978-81-7007-121-1 Джонараджа
записывает два события правления Сухадевы (1301–1320 гг.), которые имели далеко идущее значение и фактически изменили ход истории Кашмира. Первым было прибытие Шаха Мира в 1313 году. Он был мусульманским кондотьером с границы Панчагахвары, области, расположенной к югу от парганы Дивасар в долине реки Анс, притока Ченаба.
- ^ Вани, Низам-уд-Дин (1987), Мусульманское правление в Кашмире, 1554–1586 гг. , Книжный дом Джея Кея, стр. 29 года
Шамир был хасом по рождению и происходил из вождей Панчагахвары.
- ^ Зутши, Северная Каролина (1976), Султан Зайн-уль-Абидин Кашмира: эпоха просвещения , Нупур Пракашан, с. 7:
«Эта область, в которой находился Панчагахвара, упоминается как место проживания племени хаса. Таким образом, Шах Мир был хасом по рождению. Этот вывод еще больше подкрепляется ссылками на роль хаса, которую все чаще играли. в политике Кашмира, с которой их связи стали тесными после оккупации Кашмира.
- ^ Ахмад, Азиз (1979). «Обращение в ислам в долине Кашмира» . Центральноазиатский журнал . 23 (1/2). Харрасовиц Верлаг : 3–18. ISSN 0008-9192 .
Шах Мир, вероятно, был потомком новообращенного из индуизма всего несколькими поколениями ранее, вероятно, каким-то суфием или дервишем «маленькой традиции». Его апокрифическое происхождение как потомка Панду упоминается индийскими историками конца шестнадцатого и начала семнадцатого веков.
- ^ Перейти обратно: а б с Бахаристан-и-Шахи – Глава 3 – РАННИЕ ШАХМИРЫ
- ^ Местное уведомление
- ^ Нат, Р. (2003). «Кутб Шахи» . Оксфордское искусство онлайн . Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.t070476 . ISBN 9781884446054 .
- ^ Хасан, Мохиббул (26 сентября 2023 г.). Кашмир при султанах . Лондон: Рутледж. п. 49. ИСБН 978-1-032-66670-9 .
- ^ Хасан, Мохиббул (26 сентября 2023 г.). Кашмир при султанах . Лондон: Рутледж. п. 50. ISBN 978-1-032-66670-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Хасан, Мохиббул (26 сентября 2023 г.). Кашмир при султанах . Лондон: Рутледж. п. 51. ИСБН 978-1-032-66670-9 .
- ^ Датт, Джогеш Чундер (1 января 2012 г.). Раджатарангини Джонараджи . Нью-Дели: Издательство Gyan. стр. 47–48. ISBN 978-81-212-0037-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Хасан, Мохиббул (2005). Кашмир при султанах . Аакар Книги. стр. 59–95. ISBN 978-81-87879-49-7 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Слейдж, Уолтер (2014). Королевство в Кашмире (1148–1459 гг. н.э.) Из пера Джонараджи, придворного пандита султану Зейну аль -Абидину Индологические исследования Университета Халенсиса - 7. Германия. ISBN 978-3869770888 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Зутши, Читралекха (2003). «Спорные идентичности в Кашмирской долине». Языки принадлежности: ислам, региональная идентичность и создание Кашмира . Перманентный черный. ISBN 978-81-7824-060-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Слайе, Вальтер (19 августа 2019 г.). «Буддизм и ислам в Кашмире в представлении авторов Раджатарангини» . Встреча с буддизмом и исламом в досовременной Центральной и Южной Азии . Де Грютер. стр. 128–160. дои : 10.1515/9783110631685-006 . ISBN 978-3-11-063168-5 . S2CID 204477165 .
- ^ Перейти обратно: а б Оброк, Лютер Джеймс (2015). Перевод и история: развитие кашмирской текстовой традиции, начиная с ок. 1000–1500 (Диссертация). Калифорнийский университет в Беркли.
- ^ Зутши, Читралекха (24 октября 2017 г.). «Эта книга утверждает, что разоблачает мифы, лежащие в основе истории Кашмира. Вместо этого она разоблачает свои собственные предубеждения» . Прокрутка.в . Проверено 1 февраля 2021 г.
- ^ Саломон, Ричард; Слайе, Уолтер (2016). «Обзор королевской власти в Кашмире (1148–1459 гг. Н.э.). От пера Джонараджи, придворного пандита до султана Зейна аль-Абидина. Критически отредактированный Уолтером Слаже с аннотированным переводом, указателями и картами. [Studia Indologica Universitatis Halensis 7], SlajeWalter " . Индо-иранский журнал . 59 (4): 393–401. дои : 10.1163/15728536-05903009 . ISSN 0019-7246 . JSTOR 26546259 .
- ^ Перейти обратно: а б Слайе, Уолтер (2019). «Что значит разбить идола? Иконоборчество в средневековом Кашмире в отражении современных санскритских источников». Проклятие Брахмы: аспекты политического и социального насилия в досовременном Кашмире . Studia Indologica Universitatis Halensis - 13. С. 30–40. ISBN 978-3-86977-199-1 .
- ^ Хамадани, Хаким Самир (2021). Синкретические традиции исламской религиозной архитектуры Кашмира (начало XIV–XVIII веков) . Рутледж. стр. 99–100. ISBN 9781032189611 .
В то время как средневековые мусульманские агиографические и исторические отчеты, возможно, преувеличивали разрушение Сикандером немусульманских религиозных объектов в классическом изображении религиозного благочестия, тенденция некоторых писателей двадцатого века нашей эры ограждать султана от этой иконоборческой деятельности исторически неверна, особенно учитывая свидетельства того периода, полученные от писателей разного религиозного происхождения.
- ^ Слейдж, Уолтер (2014). Королевство в Кашмире (1148–1459 гг. н.э.) Из пера Джонараджи, придворного пандита султану Зейну аль -Абидину Индологические исследования Университета Халенсиса - 7. Германия. ISBN 978-3869770888 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Хасан, Мохиббул (2005) [1959]. Кашмир при султанах (перепечатанное издание). Дели: Аакар Букс. п. 70.ISBN 978-81-87879-49-7 . Проверено 3 августа 2011 г.
- ^ Хасан, Мохиббул (2005) [1959]. Кашмир при султанах (перепечатанное издание). Дели: Аакар Букс. п. 78.ISBN 978-81-87879-49-7 . Проверено 3 августа 2011 г.
- ^ Маджумдар, RC (ред.) (2006). Делийский султанат , Мумбаи: Бхаратия Видья Бхаван, стр.383
- ^ Шахзад Башир, Мессианские надежды и мистические видения: Нурбахшия между средневековым и современным исламом (2003), стр. 236.
- ^ Стэн Горон и Дж. П. Гоенка: Монеты индийских султанатов , Нью-Дели: Мунширам Манохарлал, 2001, стр. 463–464.
- ^ Хасан, Мохиббул (2005) [1959]. Кашмир при султанах (перепечатанное издание). Дели: Аакар Букс. п. 325.ISBN 978-81-87879-49-7 . Проверено 17 января 2013 г.
- ^ «Галереи монет COININDIA: Султаны Кашмира» .