Фрэнсис Ксавье Пирс
Фрэнсис Ксавьер Пирц ( словенский : Франк Пирц или Франк Пирец ; немецкий: Франц Пирц ) (20 ноября 1785 — 22 января 1880) — словенско-американский римско-католический священник и миссионер среди индейцев Оттавы и оджибве в современном Мичигане . Висконсин , Онтарио и Миннесота . Поскольку его письма убедили многих американцев-католиков немецкого происхождения поселиться в Центральной Миннесоте после Траверс-де-Сиу в 1851 году. [1] о. Пьера называют «отцом епархии Сен-Клу ». [2]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Отец Пирц родился в этнической словенской крестьянской семье в Годиче , недалеко от города Камник в Габсбургами управляемом герцогстве Карниола в составе Австрийской империи (ныне Словения ). 20 ноября 1785 года он был крещен как Франц Ксав. Пирс . [3] Несмотря на принудительную кампанию германизации , проводимую императором Иосифом II , Фрэнсис Пирц вырос и получил двуязычное образование . Он стал грамотным и достаточно свободно говорил как на народном словенском языке , так и на стандартном австро-немецком языке, чтобы позже сочинять христианские стихи на обоих языках. он поступил в высшую семинарию Любляны 13 Осенью 1810 года и был рукоположен в Люблянском соборе марта 1813 года епископом Антоном Кавчичем. [4] Двое его братьев также стали священниками.
После семи лет работы помощником пастора католической церкви в Словении в горных приходах Краньска Гора и Фусине в Валромане (Бела Печ на словенском языке), [5] он был назначен приходским священником сел Пече и Подбрежье . В последующие годы все его бывшие приходы стали источниками словенских иммигрантов и первых поселенцев Центральной Миннесоты.
После нескольких лет попыток улучшить методы ведения сельского хозяйства среди бедных фермеров своего прихода, он опубликовал книгу «Краньский Вертнар» ( «Карниолский садовник» ) в 1830 году. Его усилия привели к тому, что в 1842 году Карниолское сельскохозяйственное общество наградило его почетной медалью.
Миссионер
[ редактировать ]В 1835 году Пирц отправился с миссией в Соединенные Штаты после многих лет вдохновения опубликованными письмами словенского миссионера, известного как «Священник на снегоступах», и будущего епископа Маркетта , отца Фредерика Бараги . [4] который работал на территории современного Верхнего полуострова Мичигана и Висконсина .
После особенно трудного и ужасающего перехода через Атлантический океан , который он позже воплотил в стихах « Песни од своего попотованья» , [6] о. Пирц прибыл в Детройтскую епархию 16 сентября, где вручил верительные грамоты епископу Фредерику Резе . Поскольку озеро Верхнее уже замерзло, отцу Пирцу не разрешили немедленно присоединиться к отцу Бараге в Висконсине , и его направили в Оттаву Л'Арбре Крош , на территории нынешней резервации Литл-Траверс-Бэй в Мичигане .
С помощью католического вождя одава, известного как Острый Нож, о. Пирцу очень удалось привлечь новообращенных, хотя оттавского диалекта оджибве изучение было для него ужасным испытанием. [7]
Один из о. Особенно набожной новообращенной Пирца была 15-летняя девочка-одава, принявшая при крещении имя Мари и умершая вскоре после входа в Церковь, но в святости которой о. Пирс твердо верил и на чье заступничество впоследствии сильно полагался. [8] о. Пирц также написал длинное произведение словенской поэзии о жизни и смерти Мари, которое он назвал Pesmi od ajdovske deklice («Песня об индийской девушке»). [9]
о. Позже Пирц писал о Мари: «Никогда я не знал более благочестивой души; никогда я не был свидетелем более красивой смерти, чем смерть этой чистой молодой женщины... Ее благословенная смерть принесла много пользы в моей миссии, укрепила верующих в благочестии, и способствовала обращению многих язычников. С тех пор ее родители жили очень благочестивой жизнью и ревностно исповедовали свою религию, но вскоре последовали за своей дочерью в смерти. Ее отец всегда носил четки на шее, посещал языческие ложи, говорил среди многих слез. милость Божию относительно его собственного обращения и жизни его благословенной дочери, которая трижды удостоилась счастья видения своего преображенного Спасителя и привела ко мне множество индейцев, жаждущих изучить христианскую религию». [10]
Летом 1836 года епископ Резе перевел Пирса в миссию Су-Сент. Мари , где отец Пирц боролся за то, чтобы миссия продолжала работать. Он также плавал в другие миссии вокруг берегов озера Верхнее , где служил католикам оттава и оджибва , говорившим на алгонкинских языках .
Несмотря на то, что христианское пение гимнов было новым дополнением к культуре оджибве, о. Путешествуя с католиками-оджибве во время шторма на озере Верхнее в 1838 году, Пирц узнал , что он был принят с энтузиазмом. Позже он писал: «Мы боролись с мощными волнами и скользили вверх и вниз по штормовым волнам, как будто по крыше длинного города. Ледяная вода лилась над нашими головами в передней части нашего тела от шеи до пят. Европеец, непривычный к таким опасностям, заплакал бы от испуга; мои индейцы с отвагой пели радостные духовные песни». [11]
28 июня 1838 года он достиг отца Бараги в Ла-Пуэнте, штат Висконсин . После дружеского визита о. Барага убедил отца Пирца восстановить миссию в Гранд-Портедже , штат Миннесота (ныне индейская резервация Гранд-Портидж ). Бывшая крупная база по торговле мехом была перенесена пришла в упадок после того, как в 1803 году штаб-квартира Северо-Западной компании на север, в Форт-Уильям. Индейцы оджибва, жившие там, занялись коммерческим рыболовством на озере Верхнее и продавали свой улов за значительную прибыль местным жителям. Американская меховая компания . Пьер Пикотт , метис , который работал агентом компании, обучал местных оджибве катехизису и готовил их к присоединению к католической церкви . В письмах отца Пирца описывается, какое впечатление на него произвело ревностное принятие католицизма оджибва, особенно мальчиками-подростками и молодыми людьми, которое о. Пирц описал его как полную противоположность тому, к чему он привык как священник в Европе. Они также показывают, что, в отличие от местных протестантских миссионеров, о. Пирц не верил в широко распространенную в то время идею о том, что «индийцы должны быть цивилизованными, прежде чем они смогут быть обращены в христианство». [12]
В соответствии с » Папы Григория XI 1373 года « regle d'idiom , заповедью католическому духовенству общаться со своей паствой на местном языке , вместо того, чтобы позволять Церкви становиться инструментом колониализма , лингвистического империализма и принудительного языка. смерть , [13] о. Пирц проповедовал и преподавал на языке оджибве и обучал приходской хор Гранд-Портидж пению гимнов на оджибве; почти наверняка он также учился из сборника гимнов епископа Бараги. [14]
По словам историка о. Роберт Фойгт: «Отец Пирц также был врачом для индейцев. У него были свои собственные гомеопатические методы . Когда разразилась эпидемия оспы , а постоянного врача не было, миссионер послал за вакциной и лично ввел ее примерно 900 людям, христианам. и язычников. Этим он разрушил предрассудки и подготовил путь для будущих обращений». [15]
Также в Гранд-Портидже Пирц организовал расчистку участка сельскохозяйственных угодий и фруктового сада, которые, согласно обычаям оджибве, находились в совместной собственности и обрабатывались совместно. Он помог договориться о продаже излишков продукции близлежащим шахтерским поселениям. Он основал католическую школу для детей миссии. Его письма дают яркое представление о повседневной жизни миссии. Католические миссии в Форт-Уильяме , Онтарио и на острове Рояль также находились под его юрисдикцией. В октябре 1839 года епископ приказал Пирсу переехать, чтобы возглавить миссию в Харбор-Спрингс, штат Мичиган (ныне отряды индейцев одава Литтл-Траверс-Бэй ). Он оставался там 12 лет. [16]
Миннесота
[ редактировать ]Весной 1852 года, после серии споров со своим епископом, Пирц добился освобождения из Детройтской епархии. Он был принят на работу в недавно организованную епархию Святого Павла , где епископу Жозефу Кретену срочно требовались священники для обслуживания его обширной территории.
Отцу Пирцу было поручено миссионерское поле, охватывающее всю территорию Миннесоты к северу от городов-побратимов . Свою штаб-квартиру он основал в деревне Воронье Крыло . Путешествуя пешком между миссиями, Пирс нес на своей спине все необходимое для службы мессы.
Первую мессу в районе Сен-Клу провел о. Фрэнсис де Вивальди , миссионер в резервации виннебаго в Лонг-Прейри, штат Миннесота , в 1851 году. Месса проходила в [17] бревенчатый домик , расположенный на полпути между Саук-Рапидс и призраком Ватаб городом - и в 3/4 милях от реки Миссисипи . [18] и принадлежит Джеймсу Кио, бывшему моряку торгового флота из графства Уэксфорд , Ирландия . [19]
Позже Кио вспоминал: «Присутствовавшие прихожане состояли из ирландцев и франко-канадцев . Алтарь была приготовлена женщиной -полукровкой ( так в оригинале ), женой канадского француза. Я являюсь владельцем стола, который использовался в качестве алтаря на Некоторое время спустя к нам пришел отец Пирц и впоследствии построил первую католическую церковь в Саук-Рапидс». [20]
Во время более позднего интервью отец Алоизиус почти наверняка имел в виду миссис Джеймс Кио (урожденная Кэтрин Брейди из Спэниш-Пойнт, графство Клэр ), когда он сказал: «Отец Пирц полностью менял свою одежду раз в год. И именно тогда он достиг Саука. Рапидс, где ирландская дама всегда приготовила для него новую чистую одежду, которую она купила или сшила, и она вполне заставляла его переодеться». [21]
Поскольку его епископ не мог финансировать его работу, отцу Пирцу пришлось полагаться на Ludwig-Missionsverein и Leopoldinen-Stiftung в поисках столь необходимых средств. Обе европейские организации были созданы для поддержки католических миссионеров за рубежом и в основном финансировались баварским домом Виттельсбахов и австро-венгерским домом Габсбургов .
Тем временем оджибва прозвали о. Пирц, «Старик в черном платье». Считая его человеком огромной духовной силы, они время от времени крали его носки, чтобы использовать их в качестве народного средства против ревматизма . Как он это сделал ранее в Гранд-Портидже , о. Пирц продолжал проповедовать и обучать своих новообращенных гимнам на языке оджибве .
Во время интервью в «Белой Земле» в 1920-х годах г-жа Изабель (урожденная Ваносс) Белкорт, бывшая жительница озера Оттер-Тейл , вспоминала: «Они приготовили ему хорошую кровать, но он всегда спал на полу, завернувшись в одеяло. Он молился всю ночь вместо того, чтобы спать. В Оттертейле он преподавал детям катехизис на индийском языке. В своих проповедях на индийском языке он часто восклицал: «Йа! Всегда говорил очень серьезно, по-отечески. Однажды во время знаменитой паники сиу ворвались в дом отца Пирца и забрали его облачение и рясу. Позже был замечен вождь сиу , одетый в эти облачения». [21]
Джон Фэрбенкс, тоже из Белой Земли, позже вспоминал: «Индейцы очень уважали его. У него была священная картина или медаль для каждого, кто что-то для него делал, с надписью: «Теперь носи ее и не потеряй, мое маленькое дитя, и не теряй ее». храни этот святой образ». Он постоянно носил с собой четки. Он умел шутить, постоянно веселился и поднимал настроение. В своих долгих поездках, если ему нечего было есть, это было нормально, и если оно у него было, тоже было хорошо. Нужен был хороший певец, чтобы превзойти его в пении гимнов чиппева, которым он постоянно обучал индейцев. У него всегда были всевозможные лекарства, особенно круглые таблетки во флаконах или стеклянных бутылочках, и он давал точные рецепты». [21]
После того, как федеральное правительство Соединенных Штатов подписало Договор о Траверс-де-Сиу с народом Дакоты в 1851 году, оно объявило большую часть южной и центральной Миннесоты открытой для поселений белых .
Первыми католиками, поселившимися на территории нынешнего округа Стернс, были бывшие пионеры Саук-Рапидс Джеймс и Кэтрин Кио, которые построили фермерский дом и усадьбу на современном месте Сент-Клауда, штат Вирджиния . Джеймс Кио позже вспоминал: «Примерно в то время, когда был ратифицирован договор с индейцами сиу, я попросил отца Пирца переправиться через реку Миссисипи и посмотреть, какая прекрасная страна там. во все стороны... Отец Пирц тогда приходил ко мне домой и служил мессу, и с тех пор посещал нас ежемесячно. Обычно он оставался у нас с субботы до понедельника, служа мессу в воскресенье». [22]
Другие места в окрестностях Сен-Клу, где о. До того, как первая католическая церковь была построена в центре города будущего федерального здания Сен-Клауд, Пирц включал в себя дом Джона Шварца на 10 Норт 15-й авеню, а также усадьбу Роткоппа, расположенную вдоль тропы Бивер-Айлендс и с видом на нее , которая позже стала первым местом расположения церкви Св. Джонс, а затем детский дом Сент-Клауд. Однако первые немецкие поселенцы округа Стернс окрестили бывшую претензию Роткоппа ( нем . der Morgenstern ), что означает «Утренняя звезда», и ( нем . das Priester Wald ), что означает «Лес священников». [23]
Заметив множество поселенцев -протестантов -янки из Северного уровня, отец Пирц сначала попытался заинтересовать своих словенских собратьев поселиться в этом регионе, но без особого успеха.
о. Ранее Пирц привез с собой из Словении своего 12-летнего племянника Йозефа Нотча-младшего, сына его сестры г-жи Аполлонии Нотч. Джозеф Нотч сопровождал его в поездках, помогал служить мессу и, при необходимости, готовил еду. В 1854 году родители, братья и сестры Нотча стали первой словенской семьей, эмигрировавшей в Новый Свет , и увезли с собой алтарь о. Пирца, написанного Матевжем Лангусом . Семью Нотч в свое время обвинил в глупости Янез Блейвайс , весьма влиятельный редактор газеты Novice . Аполлония Нотч, однако, позже написала знаменитое письмо в истории словенской диаспоры своей семьи из усадьбы в Сент-Джозефе, штат Миннесота , описывая путешествие семьи на корабле иммигрантов, свои впечатления от приграничной жизни и выражая радость по поводу эмиграции в Америка. Письмо было также опубликовано Янесом Блейвейсом в журнале «Новичок» и убедило других словенцев последовать примеру семьи Нотч. [24] [25]
о. Пирц также решил продвигать эту территорию среди немецко-американских католиков. Написав в таких газетах, как Der Wahrheitsfreund ( «Друг истины »), базирующихся в Цинциннати , штат Огайо, он написал яркие описания климата Миннесоты, ее почвы и больших участков бесплатной земли для поселенцев.
В одном из таких писем о. Пирц писал: «Спешите, дорогие немцы, опередить всех и выбрать для своего поселения лучшие места, какие только можно найти в Америке. Вы обязательно найдете лучшую землю, самый здоровый регион и всю свободу, и вы будете предусмотрено духовно». [26]
В письме в Der Wahrheitsfreund от 1 марта 1854 г. о. Пирц призвал «немцев, которые живут в перенаселенных городах и стали слишком англизированными , нанимая американцев и протестантов», мигрировать в качестве поселенцев на территорию Миннесоты . Он продолжил: «Я очень хочу, чтобы лучшие кусочки земли на этой восхитительной территории стали собственностью бережливых католиков, которые превратили бы земной рай в эту Миннесоту, которую так щедро благословили Небеса, и которые поддержали бы мнение, которое доказывают немцы. быть лучшими фермерами и лучшими христианами в Америке». Однако он предупредил: «Не берите с собой вольнодумцев , красных республиканцев , атеистов или агитаторов». [27]
По словам историка Кэтлин Нилс Концен, «через несколько недель после публикации его письма разведчики из отдельных немецких католических поселений в северо-восточном и северо-центральном Иллинойсе , юго-западной и северо-западной Индиане , северо-восточном, северо-центральном и южном Огайо , западной Пенсильвании , восточной Висконсин и центральный Миссури сошлись в долине реки Саук , и пятьдесят семей первопроходцев ютились в грубых хижинах той очень холодной зимой». [28]
В мае 1855 года прибыла еще большая волна немецких , люксембургских и словенских поселенцев, заявивших претензии на территории нынешних графств Моррисон, Бентон и Стернс .
Архиепископ Джон Айрленд позже писал об о. Пирц: «Владея легким пером, одаренным поэтическим воображением, искусным в описании, он неделю за неделей заполнял колонки немецких газет в Америке и Европе яркими изображениями этого региона, маня туда всех, кто жаждал счастливого дома, кто предвидел будущее». обработка земли для процветания для себя и своих детей. По призыву отца Пирца ( так в оригинале ) пришли толпы поселенцев, крепких сынов Рейнланда, Вестфалии и Баварии , пока в графстве Стернс не возникла новая Германия - новая Германия. пронизанный до глубины души той сильной католической верой и энергичной яростью католического населения этих исторических провинций старой Германии». [29]
Не имея возможности заботиться ни о поселенцах, ни оджибве, отец Пирц умолял епископа Кретена прислать ему на помощь еще священников. Епископ написал ответ аббату Бонифасу Виммеру из Сент-Винсента Арчабби в Латробе, штат Пенсильвания . 21 мая 1856 года группа из пяти священников- бенедиктинцев из Пенсильвании прибыла на пароходе в Саук-Рапидс, штат Миннесота . Они основали аббатство Святого Иоанна . [24] Не имея возможности присутствовать там, чтобы поприветствовать их, отец Пирц оставил письмо лидеру партии, отцу Деметриусу де Маронья, в котором он официально передал свои миссии в Саук-Рапидс и его окрестностях под юрисдикцию Бенедиктинского ордена .
В следующем году он сыграл важную роль в привлечении матери Бенедикты Рипп и группы монахинь-бенедиктинцев из аббатства, основанного святой Вальпургой в Айхштетте , Королевство Бавария , для обучения многих детей немецких иммигрантов в Центральной Миннесоте. Они основали монастырь, колледж и монастырь Св. Бенедикта в Св. Иосифе . [24]
В 1857 году о. Пирц также пригласил своего коллегу-словенского миссионера о. Ловренка Лавтижара в Миннесоту, где он был направлен в индейскую резервацию Красного озера . В ночь на 3 декабря 1858 г. о. Лавтижар замерз во время метели , возвращаясь по льду Красного озера после того, как совершил последний обряд умирающему католику-оджибве. [30] [31] о. произведении Впоследствии Пирц восхвалял своего умершего коллегу-миссионера в словенском поэтическом , которое он назвал «Мемориал Ловренцу Лавтижару», бывшему миссионеру в Северной Америке . [32]
миротворец 1862 г.
[ редактировать ]С началом Гражданской войны в США в 1861 году некоторые оджибве вызвались служить в армии Союза . Во время интервью газете «Белая Земля» в 1920-х годах Джон Фэрбенкс вспоминал: «Индийские солдаты в Вороньем крыле перед отъездом на гражданскую войну торжественно прошли к отцу Пирцу. Он благословил их и сказал, что они вернутся в целости и сохранности. так они все и сделали». [21]
Во время войны в Дакоте 1862 года вождь « Дыра в День группы Миссисипи» высказался за объединение сил оджибве со своими традиционными врагами, вождём Маленькой Вороной и народом Дакоты , чтобы изгнать всех американских и европейских иммигрантов из Миннесоты. Его угрозы атаковать и взять под свой контроль форт Рипли вызвали в форте большой ужас. [33] [34]
Чтобы еще больше убедить других оджибве Миннесоты присоединиться к его восстанию, вождь Дыра в Дне распространил ложный слух о том, что армия Союза вскоре будет призывать мужчин-оджибве для участия в Гражданской войне в США. [35] Во многом в ответ на этот слух и воинственные уговоры «Дыры в дне» группа оджибве из озера Лич-Лейк сожгла Индийское агентство в Уокере, штат Миннесота , взяла пленных и двинулась к Вороньему крылу. [36]
Однако другие вожди оджибве не согласились с идеей войны против федерального правительства Соединенных Штатов и вместе со многими воинами-оджибве двинулись в форт Рипли, чтобы помочь защитить форт от возможного нападения со стороны сил, подстрекаемых Дырой в День.
Когда до него дошло известие о попытке восстания, о. Пирц посетил Сент-Клауд, штат Миннесота , и остановился у матери Бенедикты Рипп и сестер-бенедиктинок. Сен-Клу и окружающая его сельская местность запаниковали, и многие молодые люди пошли добровольцами на военную службу, но были немедленно отозваны для военных операций против Дакоты, в результате чего Сен-Клу остался беззащитным. В ответ на настоятельную просьбу командира форта Рипли о. Пирс также немедленно покинул Сен-Клу, но побежал в сторону потенциальной зоны боевых действий, а не от нее. [37] Достигнув зоны боевых действий, о. Пирц подошел к Шефу Хоулу в лагере Дэя, рискуя собой. После длительного разговора о том, что он должен встретиться с вождём и охранниками-оджибве, которым был дан строгий приказ стрелять в любого, будь то оджибве или белый, кто попытается пересечь внутреннюю линию и войти в Дыру в военном лагере Дэя, пожилой воин, который был новообращенным католиком, подошел и сказал: «У нас есть приказ не позволять никому выходить за эту линию; теперь черная мантия говорит, что он должен увидеться с вождями. Нет никакого способа уклониться от приказа; мы должны нести черную одежду». Таким образом, он не идет, но его несут, и это не запрещено». [38]
По словам историка о. Роберт Дж. Фойгт, о. Десятилетия миссионерской работы Пирца научили его огромной важности семейных связей в культуре одава и оджибве, а также очень глубокой любви, которую родители испытывают к своим детям. [39] Помня об этом, отец Пирц преподнес мешок табака в знак того, что он пришел с миром. Затем отец Пирц в течение получаса говорил с Hole in the Day и его последователями на языке оджибве о том, что он назвал глупостью их намерений. Он объяснил, что уже широко распространено возмущение по поводу многочисленных поселенцев, убитых дакотой по всей долине реки Миннесота , что армия Соединенных Штатов слишком многочисленна и сильна, чтобы их можно было победить, и что то, что сейчас называется геноцидом против них очень легко может быть развязано . весь оджибве, включая их жен и детей. В конце он умолял вождя вести честные переговоры о мире, пока не стало слишком поздно. [40]
Несмотря на то, что все другие миротворческие усилия потерпели неудачу, вождь Дыры в Дне немедленно ответил, что отменит восстание. Затем он путешествовал с о. Пирс в Воронье крыло и подписал мирное соглашение с федеральным правительством США . [41] [42]
Несмотря на эти события, о. Пирц считал недовольство оджибве и дакота вполне понятным. [43] Например, в сентябрьском письме 1862 г. о. Пирц выразил свои мысли о недавнем разрушении Нью -Ульма, штат Миннесота, во время двух недавних сражений между местными немецко-американскими поселенцами и жителями Дакоты . о. Пирц описал недавний фестиваль и парад в Новом Ульме, которые, с католической точки зрения, были весьма преднамеренной и оскорбительной насмешкой над Corpus Christi евхаристическими процессиями и доктриной реального присутствия со стороны антихристианских и антитеистических немецко-американских Тернеров и Сорока. - Восьмерки , которые основали это поселение и до сих пор доминируют в нем. Отец Пирц выразил убеждение, что нападение в Дакоте могло представлять собой божественное возмездие как за антикатолический фестивальный парад, так и за то, что он считал бесчестным поведением местных поселенцев и коррумпированных федеральных индейских агентов. [44]
По иронии судьбы, антикатолическое шествие «Сорока восьми из Нью-Ульма» на самом деле могло быть мотивировано страхом перед растущей потерей ими социального и политического контроля. По словам Кэтлин Нилс Концен: «Благодаря характеру иммиграции церковь, а не профсоюзный зал, оставалась в центре жизни немецкой общины Миннесоты. Даже свободомыслящий Нью-Ульм к концу XIX века стал оплотом католиков, на который не обращали внимания. на лютеранским колледжем его утесах». [45]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]В 1863 году отец Пирц отплыл в Европу, чтобы набрать дополнительных священников для миссий в Миннесоте. Среди тех, кто вернулся с ним, были словенские священники Джозеф Фрэнсис Бу (в честь которого городок Бу в округе Моррисон, штат Миннесота назван ), Игнац Томазин и Джеймс Тробец (будущий епископ Сен-Клу ).
По словам отца Роберта Дж. Фойгта, «отца Пирца любили как священники, так и люди. Приведу несколько примеров: в 1865 году епископ Томас Грейс созвал всех священников своей юрисдикции (около 30 человек) в церковь Святого Павла на ретрит. В конце отступления епископ настоял на том, чтобы отец Пирц отпраздновал свой золотой юбилей в качестве священника. Он сделал это, отслужив торжественную мессу в соборе Святого Павла . После этого в его честь был дан обед». [46]
После смерти своего бывшего наставника епископа Фредерика Бараги 19 января 1868 года о. Пирц восхвалял его в произведении словенской поэзии , которое он назвал Pesem od misijonarja Baraga . [47]
на дороге к Галл-Лейк 27 июня 1868 года После заказного убийства Вождя Дыры в Дне двенадцатью наемными бандитами из банды разбойников , его сын Игнатий Хоул в Дне, обращенный в католицизм и выпускник Университета Св. Иоанна в Колледжвилле. , просил, чтобы его отец был похоронен в католической церкви. Поскольку вождь серьезно подумывал о переходе в католицизм, но так и не был крещен, Дыру в Дне похоронил о. Пирц без заупокойной мессы на неосвященной части римско-католического кладбища в Крыле Олд-Ворона. В интервью 1920-х годов пожилой католик-оджибве вспоминал, что окружил политический босс «Крыла вороны» Клемент Худон Болье и другие торговцы смешанной расы, с которыми он тайно нанял убийц из «Банды грабителей», в то время притворялись, что их очень шокирует о. Похороны Пирса вождя. [21]
По словам оджибвийского писателя и историка Антона Трейера , устная традиция , передающаяся среди большой семьи Холе ин Дэй, заключается в том, что некатолические родственники вождя по разным причинам возражали против выбора Игнатием Хоул ин Дэй места захоронения. Вот почему они тайно выкопали тело вождя и перезахоронили его с традиционным оджибвийским ритуалом в секретном месте недалеко от города Белая Земля . [48]
В 1871 году, после битвы с пневмонией , от которой он так и не оправился, [49] Отец Пьерс неохотно принял возрастные ограничения и удалился в преимущественно немецкоязычную общину. [50] приход Рич-Прейри, округ Моррисон . он был переименован в Пирц В его честь .
По словам о. Роберт Дж. Фойгт: «Во времена отца Пирца мессы в этой церкви обычно были малыми мессами , на которых прихожане пели немецкие песни в сопровождении г-на Энтони Рауха на скрипке . Большую часть времени это была месса Пресвятой Богородицы, поскольку Отец Пирц имел разрешение служить мессу ежедневно из-за своего плохого зрения». [51]
Однако его здоровье продолжало ухудшаться. В письме, написанном 20 января 1872 года, отец Пирц заявил: «В течение последнего года мое зрение подвело меня так, что я не могу больше читать газеты. На восемьдесят седьмом году моей жизни мое здоровье заметно ухудшается. Два года назад я еще мог руководить двенадцатью миссиями: индийской, немецкой и англоязычной. В этом году мой преподобный епископ убедил меня уйти в отставку и жить с ним или, по крайней мере, возглавить какую-нибудь небольшую немецкую миссию. приступы апоплексии поставили мою жизнь под угрозу; но мои гомеопатические лекарства вскоре восстановили мое здоровье. В настоящее время я слышу продолжающийся жужжащий звук в ушах, убедительно напоминающий мне, что пришло время готовиться к моему последнему миссионерскому путешествию». [52]
6 сентября 1873 года отец Пирц отплыл в Словению, чтобы дожить свои последние годы. Перезимовав во францисканском монастыре в родном Камнике , он переехал в Любляну , где прожил несколько лет в качестве постоянного гостя в Епархиальной канцелярии . Австро-Венгерская корона назначила ему полную пенсию. [53]
По словам о. Иоанн Селискар, знавший о. Пирц в последние годы своей жизни: «Прошлое для него было пустым; он не осознавал своего окружения. Он часто ловил такси и просил водителя отвезти его в Вабашу или какую-нибудь индийскую миссию, которую он посещал в Америке. минуты езды удовлетворили бы его, ибо он уже не помнил приказа, который отдал кучеру. Он оставил свою память и свой разум среди красных людей. Автор этих строк помнит престарелого миссионера, согбенного под тяжестью лет. с отсутствующим взглядом в глазах шел по улицам Лайбаха, но его дух, очевидно, блуждал в американских лесах». [54] [55]
Смерть и наследие
[ редактировать ]Смерть и погребение
[ редактировать ]Отец Пьерс умер 22 января 1880 года. После тридентской заупокойной мессы, которую возглавил епископ Златоуст Погачар Янез Люблянской епархии , [56] был похоронен на кладбище Святого Христофора в Бежиградском районе Любляны он . [57] [58] [59] [60]
В рамках оккупации Словении странами Оси во время Второй мировой войны все надгробия с кладбища Святого Кристофера были вывезены немецким Вермахтом и королевской итальянской армией и использованы для изготовления дотов . После войны доты уничтожали, не задумываясь об их религиозном или историческом значении. [61]
Кроме того, кладбище и две связанные с ним церкви были разрушены по приказу марксистско-ленинского премьер-министра Федеративной Республики Югославии Социалистической Йозефа Броз Тито в 1955 году с целью создания ярмарочной площади для 7-го съезда Коммунистической партии. Югославии . [57] [62] [63] [64] Когда отец Роберт Дж. Фойгт посетил Любляну в 1963 году, он узнал, что точное местонахождение останков отца Пирца не указано, но все же известно. [53] [65]
Наследие
[ редактировать ]Отца Пирца по-прежнему с теплотой вспоминают как на его родине, так и в центральной Миннесоте. Он остается популярной фигурой в фольклоре Миннесоты , истории о нем передаются как среди оджибва, так и среди белых этнических католиков этого региона.
В 1997 году американский историк еврейского происхождения Мэрилин Дж. Чиат описала о. Наследие Пирца следующее: «Отец Фрэнсис X. Пирц, миссионер среди индейцев в центральной Миннесоте, опубликовал в 1851 году серию статей в немецких католических газетах, пропагандирующих католические поселения в центральной Миннесоте. Большое количество иммигрантов, в основном немцев, но также словенцев и Польский ответил, что на территории нынешнего округа Стернс образовалось более 20 приходов, каждый из которых был сосредоточен в деревушке, ориентированной на церковь. По мере процветания фермеров небольшие каркасные церкви были заменены более солидными зданиями из кирпича или камня, такими как церковь Св. Марии. Помощь христиан , каменное сооружение в стиле готического возрождения, построенное в 1873 году. Округ Стернс сохраняет свой немецкий характер и до сих пор является домом для одного из крупнейших сельских католических поселений в англо-Америке». [66]
Более того, по словам Кэтлин Нилс Конзен, «немцы округа Стернс рано основали дочерние поселения в Вест-Юнионе в округе Тодд , Миллервилле в округе Дуглас и Пирце в округе Моррисон, которые позже наводнили Северную Дакоту (где «немцы округа Стернс» остаются признанной этнической принадлежностью). сегодня), а в 1905 году вел переговоры с канадскими властями о создании колонии Святого Петра в северо-центральной части Саскачевана ». [67]
- Город Пирц, штат Миннесота , в котором находился о. Последнее приходское назначение Пирца перед возвращением в Австро-Венгерскую империю названо в его честь.
- Статуя о. Пьерс, который прославляет свою роль миссионера и миротворца, изображая стоящих перед ним на коленях воина-оджибве и американского поселенца немецкого происхождения, был посвящен перед больницей Сент-Клу в 1952 году. [68] Однако в начале 21 века статуя была демонтирована после протестов отделения в Сен-Клу Движения американских индейцев , которое ошибочно полагало, что о. Пирц был связан с гораздо более поздним языковым империализмом , политикой только английского языка и другими злоупотреблениями в системе школ-интернатов . Статуя была переустановлена в парке Биллиг, вдоль Южной Мейн-стрит, в соседнем Пирце, штат Миннесота , как памятник преподобному отцу Пирцу. [69]
- В Словении бронзовый ему был установлен в Подбрезье памятник , это его последнее приходское назначение перед отъездом в США.
- Большая коллекция его писем и стихов хранится в Архиве Республики Словения в Любляне.
- Словенский этнографический музей в Любляне хранит многочисленные редкие артефакты американских индейцев, собранные и подаренные отцом Пирцем.
- Католическая школа Святого Франциска Ксаверия в Сартелле, штат Миннесота, также названа в его честь.
- В 2018 году группа из 39 словенских паломников посетила Сен-Клу и церковь Св. Стефана, чтобы отдать дань уважения о. Пирц, епископ Джеймс Тробек и роль, которую словенско-американские миссионеры и пионеры сыграли в строительстве Центральной Миннесоты. [70]
Кавычки
[ редактировать ]Миссионер в Америке подобен игрушке в руках Бога. Страдания и радости постоянно чередуются. Никакое завоевание Королевства здесь не может быть достигнуто без усилий и пота. Наш дорогой Господь позволяет нам быть униженными и подготовленными к большим страданиям, прежде чем Он использует нас в качестве инструментов Своего милосердия в обращении язычников и позволяет нам наслаждаться душевным комфортом, который вызывает их духовное возрождение». [71]
Легенды
[ редактировать ]Я помню случай, произошедший с отцом Пирцем и человеком по имени Дугал, правительственным кузнецом в Вороньем Крыле. Этот Дугаль был весьма набожным, но время от времени устраивал кутеж – раз в месяц. И отец Пирц встречал его в таком состоянии и говорил ему по-французски: «Ты опять пьян, моя свинья». Однажды во время поездки на Лич-Лейк отец Пирц завладел запасом виски Дугала и раздавал его ему лишь небольшими порциями. Дугал попросил бутылку, но Пирц сказал: «Нет, нет, ты, моя свинья». Дугаль в пьяном виде боялся Пирца. Однажды, увидев, как Пирц вошел в магазин и понял, что находится под изрядной порцией спиртного, Дугал спрятался под бизоньей шкурой. Но Пирц болтал и оставался так долго, что Дугал наконец сдался и, сбросив мантию, сказал: «Отец, исповедуюсь!» [21]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Мы все — «живые камни», потомки иммигрантов , Мэрилин Зальзл Бринкман, Сартелл, Св. Стефан и Св. Иосиф, ведущие новостей , 21 сентября 2017 г.
- ^ Фурлан (1952), стр. 3.
- ^ Тауфбух . Камень. 1784–1804. п. 55 . Проверено 30 декабря 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Грейс Макдональд, « Миссионер отца Фрэнсиса Пирца» , « История Миннесоты » , том. 10, 107–125.
- ^ Дрновшек, Марьян. 1998. Фатальное влечение Америки: свидетельства эмигрантов о первом контакте с Новым Светом . Любляна: Новая Ревия, с. 54.
- ^ П. Флорентинец Хроват (1887), Франк Пирек: отец уммы саджере в Карниоле и апостольский миссионер среди индейцев в Северной Америке , Общество Св. Мохора в Клагенфурте. Страницы 10-14.
- ^ Фурлан (1952), страницы 73–78.
- ^ Фурлан (1952), страницы 78–80.
- ^ П. Флорентинец Хроват (1887), Франк Пирек: отец уммы саджере в Карниоле и апостольский миссионер среди индейцев в Северной Америке , Общество Св. Мохора в Клагенфурте. Страницы 28-30.
- ^ Фурлан (1952), стр. 80.
- ^ Майкл Д. МакНелли (2000), Певцы-оджибве: гимны, горе и местная культура в движении , исторического общества Миннесоты Издательство . Страница 78.
- ^ Фурлан (1852), страницы 148–155.
- ^ Джелле Крол (2020), Писатели на языках меньшинств после Первой мировой войны: пример четырех европейских авторов , Пэлгрейв. Страница 219.
- ^ Фурлан (1852), страницы 148–155.
- ^ Роберт Дж. Фойгт, Пьерзана II: Религиозная и светская история Пирца, Миннесота , самостоятельное издание. Страница 11.
- ^ Фурлан (1952), страницы 154–156.
- ^ «Ранняя история прихода», St. Cloud Times , 10 июня 1885 г., страница 3.
- ↑ Пограничник Саук-Рапидс , 26 октября 1856 г., стр. 3.
- ^ «Ранняя история прихода», St. Cloud Times , 10 июня 1885 г., страница 3.
- ^ «Ранняя история прихода», St. Cloud Times , 10 июня 1885 г., страница 3.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Истории отца Пирца, собранные в резервации Белая Земля в 1920-е годы отцом Бенно Ватрином, OSB. Взято из архива колледжа Святого Бенедикта , Сент-Джозеф, Миннесота . Фотокопия находится в деле отца Фрэнсиса Пирца в архиве Исторического общества округа Стернс, Сент-Клауд, Миннесота .
- ^ «Ранняя история прихода», St. Cloud Times , 10 июня 1885 г., страница 3.
- ^ Коулман Дж. Барри (1956), Поклонение и работа: аббатство и университет Святого Иоанна, 1856–1956 , Орден Святого Бенедикта, Колледжвилл, Миннесота . Страница 37.
- ^ Перейти обратно: а б с Бринкман, Мэрилин Сальзи, «Семейные связи сохраняются со священником, который способствовал заселению Центральной Миннесоты», St. Cloud Times , 19 сентября 2017 г.
- ^ Биографический файл Аполлонии Нотч, Архивная комната, Историческое общество округа Стернс, Сент-Клауд, Миннесота .
- ^ Фурлан (1952), страницы 195–196.
- ^ Кэтлин Нилс Конзен (2003), Немцы в Миннесоте , Издательство Исторического общества Миннесоты . Страницы 20-21.
- ^ Кэтлин Нилс Конзен (2003), Немцы в Миннесоте , Издательство Исторического общества Миннесоты . Страница 21.
- ^ Фурлан (1952), страницы 196–197.
- ^ Уоллинг, Реджис М. и Н. Дэниел Н. Рапп (ред.). 1990. Дневник епископа Фредерика Бараги: первого епископа Маркетта, штат Мичиган. Детройт: Издательство Государственного университета Уэйна, стр. 59–60.
- ^ Acta et Dicta , том. 5. 1917. Сент-Пол, Миннесота: Католическое историческое общество Святого Павла, с. 240.
- ^ П. Флорентинец Хроват (1887), Франк Пирек: отец уммы саджере в Карниоле и апостольский миссионер среди индейцев в Северной Америке , Общество Св. Мохора в Клагенфурте. Страницы 74-75.
- ^ Трейер, Антон (2011). Убийство Дыры в Дне . Сент-Пол, Миннесота: Borealis Books. п. xii (предисловие). ISBN 978-0-87351-779-9 .
- ^ Уильям Белл Митчелл (1915), История округа Стернс ; Том I, HR Cooper & Co. Чикаго. Страницы 628-635.
- ^ Стоун, Эндрю. «Багоне-гиижиг (Дыра-в-Дне Младшем), 1825–1868» . МНОПЕДИЯ . Историческое общество Миннесоты . Проверено 6 февраля 2016 г.
- ^ Трейер, Антон (2011). Убийство Дыры в Дне . Сент-Пол, Миннесота: Borealis Books. п. 7. ISBN 978-0-87351-779-9 .
- ^ Сестра М. Грейс Макдональд, OSB (1957, первое издание в мягкой обложке, опубликованное в 1980 году), « С горящими лампами» , монастырь Святой Бенедикты, Сент-Джозеф, Миннесота . Страницы 36–55.
- ^ Коулман Дж. Барри (1956), Поклонение и работа: аббатство и университет Святого Иоанна 1856–1956 , Орден Святого Бенедикта, Колледжвилл, Миннесота . Страница 70.
- ^ Роберт Дж. Фойгт, Пьерзана II: Религиозная и светская история Пирца, Миннесота , самостоятельное издание. Страницы 14-15.
- ^ Роберт Дж. Фойгт, Пьерзана II: Религиозная и светская история Пирца, Миннесота , самостоятельное издание. Страницы 15-16.
- ^ Уильям Фурлан (1952), В «Непритворной благотворительности: жизнь отца Фрэнсиса Ксавьера Пирца» , епархия Сен-Клу . Страницы 200–203.
- ^ Уильям Белл Митчелл (1915), История округа Стернс ; Том I, HR Cooper & Co. Чикаго. Страницы 628-635.
- ^ Роберт Дж. Фойгт, Пьерзана II: Религиозная и светская история Пирца, Миннесота , самостоятельное издание. Страницы 15-16.
- ^ «Бич Божий» о немецких «неверных»
- ^ Кэтлин Нилс Конзен (2003), Немцы в Миннесоте , Издательство Исторического общества Миннесоты . Страница 41.
- ^ Роберт Дж. Фойгт, Пьерзана II: Религиозная и светская история Пирца, Миннесота , самостоятельное издание. Страница 19.
- ^ П. Флорентинец Хроват (1887), Франк Пирек: отец умме саджере в Карниоле и апостольский миссионер среди индейцев в Северной Америке , Общество Св. Мохора в Клагенфурте. Страницы 108-109.
- ^ Трейер, Антон (2011). Убийство Дыры в Дне . Сент-Пол, Миннесота: Borealis Books. стр. 206–207. ISBN 978-0-87351-779-9 .
- ^ Роберт Дж. Фойгт, Пьерзана II: Религиозная и светская история Пирца, Миннесота , самостоятельное издание. Страницы 17-18.
- ^ http://www.pierzmn.org/index.asp?SEC=A5DBE2CB-8C5E-41EB-8C1C-A611FF5D86BD&Type=B_BASIC
- ^ Роберт Дж. Фойгт, Пьерзана II: Религиозная и светская история Пирца, Миннесота , самостоятельное издание. Страница 18.
- ^ Фурлан (1952), стр. 239.
- ^ Перейти обратно: а б Фойгт (1989), стр. 24.
- ^ Фурлан (1952), страницы 239–240.
- ^ Преподобный Джон Селискар, «Преподобный Фрэнсис Пирек, индийский миссионер», Acta et Dicta , II (июль 1911 г.), стр. 87.
- ^ Фурлан (1952), страницы 240–243.
- ^ Перейти обратно: а б Хочевар, Ксения. 2014. «Когда-то знаменитое кладбище, теперь кавалерия столицы». Семья (6 июля). (и словенцы)
- ^ «Навье - мемориальный парк словенской истории». 2007. РТВ СЛО (1 ноября). (и словенцы)
- ^ "Экономическая выставочная площадка". ДЕДУШКИ . (и словенцы)
- ^ Бенедик, Методо и Анхель Краль. 1998. Епископские визиты Томажа Хрена. Любляна: Институт церковной истории теологического факультета Люблянского университета, о. 339.
- ^ Роберт Дж. Фойгт, Пьерзана II: Религиозная и светская история Пирца, Миннесота , самостоятельное издание. Страница 18.
- ^ «Навье - мемориальный парк словенской истории». 2007. РТВ СЛО (1 ноября). (и словенцы)
- ^ "Экономическая выставочная площадка". ДЕДУШКИ . (и словенцы)
- ^ Бенедик, Методо и Анхель Краль. 1998. Епископские визиты Томажа Хрена. Любляна: Институт церковной истории теологического факультета Люблянского университета, о. 339.
- ^ Роберт Дж. Фойгт, Пьерзана II: Религиозная и светская история Пирца, Миннесота , самостоятельное издание. Страница 18.
- ^ Мэрилин Дж. Чиат (1997), Религиозная архитектура Америки: священные места для каждого сообщества , Preservation Press. Страница 146.
- ^ Кэтлин Нилс Конзен (2003), Немцы в Миннесоте , Издательство Исторического общества Миннесоты . Страницы 26-27.
- ^ МИССИОНЕР ЧЕСТЬ; Католики посвящают статую отца Пирца в Сент-Клауде, штат Миннесота , The New York Times , 16 сентября 1952 г., стр. 31.
- ^ Памятник преподобному Фрэнсису Ксавье Пирцу , База данных исторических маркеров.
- ↑ Из Словении к Св. Стефану 39 паломников путешествуют от места рождения епископа Джеймса Тробека к его могиле , Кристи Андерсон, католик Центральной Миннесоты: журнал епархии Св. Клауда , 26 июля 2018 г.
- ↑ Отец Пирц отцу Августину Слуге из Краня , Словения , 1 мая 1836 года. Из перевода, опубликованного Central-Blatt and Social Justice , май 1934 года.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дрновшек, Марьян. Франк Пирц (1785–1880): производитель фруктов в Карниоле и миссионер в Америке . Накло, 2003.
- Фурлан, Уильям. В книге «Неподдельное милосердие: жизнь отца Фрэнсиса X. Пирца» . Сент-Клу, Миннесота: епархия Сен-Клу, 1952.
- Фойгт, Роберт. Воронье Крыло и Отец Пирц . Сент-Клу, Миннесота: епархия Сен-Клу, 1989.
- 1785 рождений
- 1880 смертей
- Карниолские писатели XIX века
- Американские римско-католические священники XIX века
- Американцы словенского происхождения
- Американская поэзия
- Эмигранты из Австро-Венгрии в США
- Карниолские католические поэты
- Карниолские римско-католические священники
- Католическая церковь и права языковых меньшинств
- Католическая церковь в Миннесоте
- Католики из Мичигана
- Католики из Миннесоты
- Католики из Висконсина
- Немецко-американская культура в Миннесоте
- Немецко-американская история
- История католицизма в США
- Миннесотский фольклор
- Индейское христианство
- Индейская история Мичигана
- История коренных американцев Миннесоты
- оджибве
- Оджибве в Миннесоте
- Люди из муниципалитета Камник
- Жители Харбор-Спрингс, штат Мичиган.
- Жители округа Эшленд, штат Висконсин
- Люди из Пирца, Миннесота
- Поэты из Миннесоты
- Поэты-священники
- Римско-католическая церковная провинция Сент-Пол и Миннеаполис
- Римско-католические миссионеры в США
- Римско-католические миссионеры в Канаде
- Словенско-американская культура в Миннесоте
- Словенско-американская история
- Словенские католические поэты
- Словенские поэты
- Словенские поэты-мужчины
- Словенские римско-католические миссионеры
- Писатели из Миннесоты