Кипящая жидкость, расширяющаяся, взрыв пара

Взрыв расширяющегося пара кипящей жидкости ( BLEVE , / ˈ b l ɛ v iː / BLEV -ee ) — это взрыв, вызванный разрывом сосуда , содержащего жидкость под давлением , которая находится или достигла температуры, достаточно высокой, чем ее точка кипения при атмосферном давлении. давление. [1] [2] Поскольку температура кипения жидкости повышается с увеличением давления, содержимое сосуда под давлением может оставаться жидкостью, пока сосуд не поврежден. Если целостность сосуда нарушена, потеря давления снижает температуру кипения, что может привести к превращению жидкости в газ и быстрому расширению. БЛЕВЫ являются проявлением взрывного кипения .
Если газ легковоспламеняющийся , как, например, в случае углеводородов и спиртов , возникающий пожар может нанести дополнительный ущерб. Однако BLEVE не обязательно связаны с огнем.
Имя
[ редактировать ]24 апреля 1957 года технологический реактор на предприятии Factory Mutual (FM) подвергся мощному взрыву в результате быстрой разгерметизации. В нем содержался формалин, смешанный с фенолом . Взрыв повредил завод. Однако возгорания не произошло, так как смесь была негорючей. После аварии исследователи Джеймс Б. Смит, Уильям С. Марш и Уилбур Л. Уоллс, работавшие в FM, придумали термин «взрыв расширяющегося пара кипящей жидкости» и его аббревиатуру «BLEVE». [3] [4] Эти выражения не стали широко использоваться до начала 1970-х годов, когда Национальной ассоциации противопожарной защиты (NFPA) журналы Fire Command и Fire Journal начали публиковать статьи с их использованием. [5]
Механизм
[ редактировать ]В формировании BLEVE есть три ключевых элемента: [6]
- Материал в жидкой форме при температуре, значительно превышающей точку кипения при нормальном атмосферном давлении .
- Защитный сосуд, поддерживающий давление, удерживающее вещество в жидкой форме.
- Внезапная потеря сдерживания, приводящая к быстрому падению давления.
Обычно BLEVE начинается с сосуда, содержащего жидкость, температура кипения которой превышает атмосферное давление. Многие вещества, обычно хранящиеся в жидком виде, такие как углекислый газ , пропан и другие промышленные газы, имеют температуру кипения ниже комнатной температуры при атмосферном давлении. В случае с водой BLEVE может произойти, если сосуд под давлением нагреется выше 100 °C (212 °F). Этот контейнер, поскольку кипящая вода оказывает на него давление, должен быть способен удерживать жидкую воду при очень высоких температурах.

Если сосуд под давлением разрывается, давление, препятствующее закипанию жидкости, теряется. Если разрыв будет катастрофическим, т. е. сосуд внезапно перестанет выдерживать какое-либо давление, то жидкость окажется при температуре, намного превышающей точку кипения. части жидкости Это приводит к мгновенному испарению с чрезвычайно быстрым расширением. В зависимости от температуры, давления и используемого материала расширение может быть настолько быстрым, что его можно классифицировать как взрыв , способный нанести серьезный ущерб окружающей среде.
Например, резервуар с жидкой водой под давлением, находящийся при температуре 350 ° C (662 ° F), может находиться под давлением на 10 МПа (1500 фунтов на квадратный дюйм) выше атмосферного (или манометрического) давления. Если бы резервуар с водой разорвался, на короткое время в нем образовался бы объем жидкой воды, который составил бы:
- Атмосферное давление
- Температура 350 °C (662 °F).
При атмосферном давлении температура кипения воды составляет 100 °C (212 °F). Жидкая вода при атмосферном давлении не существует при температуре выше 100 ° C (212 ° F). В этот момент вода закипит и превратится в пар со взрывом, а жидкая вода с температурой 350 ° C (662 ° F), превращенная в газ, займет значительно больший объем (≈ в 1600 раз), чем в жидком виде, что приведет к образованию пара. взрыв. Такие взрывы могут произойти, когда перегретая вода котла выходит через трещину в котле, вызывая взрыв котла .
Испарение жидкости, приводящее к BLEVE, обычно происходит в течение 1 миллисекунды после катастрофической потери герметичности. [7]
Теория предела перегрева
[ редактировать ]
Чтобы произошел BLEVE, кипящая жидкость должна быть достаточно перегрета после потери герметичности. Например, при давлении примерно 1 МПа (150 фунтов на квадратный дюйм) вода кипит при 177 ° C (351 ° F). Перегретая вода, выпущенная из закрытого контейнера в этих условиях, не будет вызывать BLEVE, поскольку гомогенное зарождение пузырьков пара невозможно. [8] Нет единого мнения о минимальной температуре, выше которой произойдет BLEVE. Формула, предложенная Робертом Ридом для его прогнозирования:
где T C — критическая температура жидкости (выраженная в Кельвинах ). Минимальные температуры BLEVE некоторых жидкостей, рассчитанные на основе этой формулы, следующие: [9]
Вещество | Т мин, БЫЛО | ||
---|---|---|---|
К | °С | °Ф | |
Вода | 579 | 306 | 583 |
н -октан | 509 | 236 | 457 |
н -Гептан | 483 | 210 | 410 |
н -Гексан | 454 | 181 | 358 |
н -пентан | 421 | 148 | 298 |
Этиловый эфир | 418 | 145 | 293 |
Фосген | 407 | 134 | 273 |
н -бутан | 381 | 108 | 226 |
хлор | 375 | 102 | 216 |
Аммиак | 363 | 90 | 194 |
Пропан | 331 | 58 | 136 |
Пропилен | 327 | 54 | 129 |
Этан | 273 | 0 | 32 |
Углекислый газ | 272 | –1 | 30 |
Этилен | 253 | –20 | –4 |
Метан | 171 | –102 | –152 |
По словам Рида, BLEVE произойдет, в более общем плане, если расширение пересечет «локус предела перегрева». жидкости В модели Рида эта кривая по существу представляет собой спинодальную кривую , представленную на диаграмме давление-температура, а начало BLEVE является проявлением взрывного кипения , когда спинодаль пересекается «сверху», то есть в результате внезапной разгерметизации. Однако прямое соответствие между пределом перегрева и спинодалью экспериментально не доказано. В практических BLEVE способ выхода из строя сосуда под давлением может решающим образом повлиять на способ расширения, например, вызывая волны давления и неоднородности. Кроме того, в жидкости может наблюдаться расслоение из-за локальных изменений температуры. Из-за этого BLEVE могут возникать при температурах ниже, чем предсказанные формулой Рида. [10]
Физические BLEVE
[ редактировать ]Термин BLEVE часто ассоциируется со взрывным пожаром из сосудов под давлением, содержащих легковоспламеняющуюся жидкость. Однако BLEVE может произойти даже с негорючим веществом, таким как вода. [11] жидкий азот , жидкий гелий или другие хладагенты или криогенные вещества . Такие материалы могут подвергаться чисто физическому BLEVE, не вызывающему возгорания или других химических реакций. В случае незажженных BLEVE сжиженных газов быстрое охлаждение из-за поглощения энтальпии испарения представляет собой опасность, которая может вызвать обморожение . Удушье от расширяющихся паров также возможно, если облако пара не рассеивается быстро, как это происходит внутри здания или в желобе в случае газов тяжелее воздуха. Пары также могут быть токсичными , и в этом случае вред и, возможно, смерть могут произойти при относительно низких концентрациях и, следовательно, даже вдали от источника.
БЛЕВЕ – огненный шар
[ редактировать ]Однако, если горючее вещество подвержено BLEVE, оно может воспламениться при выбросе либо из-за трения, механической искры или других точечных источников, либо из-за ранее существовавшего пожара, который охватил сосуд под давлением и привел к его выходу из строя. первое место. В таком случае горящие пары будут еще больше расширяться, увеличивая силу взрыва. Более того, очень значительное количество вытекшей жидкости сгорит за считанные секунды в поднимающемся огненном шаре, что создаст чрезвычайно высокий уровень теплового излучения . Хотя последствия взрыва могут быть разрушительными, легковоспламеняющееся вещество BLEVE обычно наносит больший ущерб из-за теплового излучения огненного шара, чем из -за избыточного давления взрыва .
Эффект от надвигающегося огня
[ редактировать ]BLEVE часто возникает из-за внешнего пожара рядом с резервуаром для хранения, вызывающего нагрев содержимого и повышение давления. Хотя резервуары часто проектируются так, чтобы выдерживать большое давление, постоянный нагрев может привести к ослаблению металла и, в конечном итоге, к его выходу из строя. Если резервуар нагревается в зоне, где нет жидкости (например, в верхней части), он может разорваться быстрее, поскольку кипящая жидкость не обеспечивает охлаждения в этой области. Сосуды под давлением обычно оснащены предохранительными клапанами , которые сбрасывают избыточное давление, но резервуар все равно может выйти из строя, если давление не будет сброшено достаточно быстро. [1] Сосуд под давлением рассчитан на то, чтобы выдерживать установленное давление его предохранительных клапанов, но только в том случае, если его механическая целостность не нарушена, как это может произойти в случае надвигающегося пожара. [12] В случае надвигающегося пожара легковоспламеняющиеся пары, выделяющиеся в BLEVE, воспламеняются при выпуске, образуя огненный шар. Причиной надвигающегося огня может быть выброс горючей жидкости из самого судна или из внешнего источника, включая выбросы из близлежащих резервуаров и оборудования. Например, железнодорожные цистерны взорвались под воздействием реактивного огня из открытого предохранительного клапана другой сошедшей с рельсов цистерны. [13]
Опасности
[ редактировать ]Основных поражающих эффектов BLEVE три: взрывная волна от взрыва; выброс осколков или снарядов из сосуда под давлением; и тепловое излучение огненного шара, где оно возникает. [12]
Горизонтальные цилиндрические («пулевые») резервуары имеют тенденцию к разрыву в продольном направлении. В результате вышедший из строя танк и его фрагменты разлетаются, как ракеты, и преодолевают большие расстояния. [14] В Фейзине три осколка весили более 100 тонн и были отброшены на 150–350 метров (490–1150 футов) от источника взрыва. Один пулевый танк в Сан-Хуанико пролетел в воздухе 1200 метров (0,75 мили) перед приземлением, что, возможно, является самым дальним расстоянием для ракеты BLEVE. [15] Осколки могут удариться о другие танки или оборудование, что может привести к эффекту домино . распространению случайной последовательности по [7]
Огненные шары могут подниматься на значительную высоту над землей. [14] В развитом состоянии они имеют сфероидальную форму и поднимаются из земли в форме гриба . [7] Диаметр огненных шаров в Сан-Хуанико оценивался в 200–300 метров (660–980 футов) и продолжительностью около 20 секунд. Такие массовые пожары могут ранить людей на расстоянии сотен метров (например, 300 м (980 футов) в Фейзине и 400 м (1310 футов) в Сан-Хуанико). [14]
Дополнительной опасностью, связанной с событиями BLEVE-огненного шара, является образование вторичных пожаров в результате прямого воздействия теплового излучения огненного шара, например, пожаров в бассейнах из-за топлива, которое не сгорает в огненном шаре, или из-за разлета пылающих фрагментов танка. [15] [7] Другим важным второстепенным эффектом является рассеивание облака токсичного газа, если соответствующие пары токсичны и не загораются при выбросе. [7] Хлор , аммиак и фосген являются примерами токсичных газов, которые подверглись BLEVE в прошлых авариях и, как следствие, образовали токсичные облака. [7]
Меры безопасности
[ редактировать ]- Техническое обслуживание резервуаров высокого давления во избежание повреждений и коррозии. [16]
- Аварийная разгерметизация [6]
- Клапаны сброса давления [17]
- Пассивная противопожарная защита [17] [16]
- Охлаждение распылением воды [17] [16]
Известные несчастные случаи
[ редактировать ]Известные аварии BLEVE включают:
- 13 декабря 1926 года, Сен-Обан , Франция. 25-тонный хлорный взрыв BLEVE привел к гибели 19 человек в результате первой аварии, которая была признана взрывом расширяющегося пара кипящей жидкости. [18] [19]
- 24 декабря 1939 года, Зэрнешти , Румыния. Железнодорожная цистерна , содержащая смесь бутадиена (80%) и бутена (20%), взорвалась и вызвала огненный шар. В результате погибло 60 человек. [18] [20]
- 29 июля 1943 года, Людвигсхафен взорвалась цистерна с хлором , Германия — на заводе BASF , погибли 57 человек. [18] [21]
- 28 июля 1948 года, Людвигсхафен, Германия. На том же заводе взорвалась еще одна цистерна, на этот раз содержащая диэтиловый эфир , в результате чего погибло 209 человек. [18] [22] [23]
- 7 июля 1951 года, Ньюарк взорвались семьдесят резервуаров со сжиженным нефтяным газом (СУГ) общим объемом 2600 тонн , Нью-Джерси, США — в Порт-Ньюарке . Погибших не было. [18] [24]
- 8 января 1957 года, Монреаль , Квебек, Канада. На нефтеперерабатывающем заводе Shell взорвались 5100 тонн сжиженного нефтяного газа, хранившегося в нескольких резервуарах, в результате чего погиб один человек. [7] [25] [26]
- 28 июня 1959 года, Мелдрим , Джорджия, США. Катастрофа на эстакаде Мелдрим : в результате катастрофы железнодорожной цистерны со сжиженным нефтяным газом погибли 23 человека. [18]
- 28 марта 1960 года, Глазго , Шотландия, Великобритания. Пожар на облигациях виски на Чипсайд-стрит : на складе, хранившем 3900 тонн виски, произошел пожар, в результате которого несколько бочек подверглись BLEVE. Погибло 19 человек. [27]
- 4 января 1966 года, Фейзин , Франция. Катастрофа в Фейзине : 1000 тонн сжиженного нефтяного газа взорвались на нефтеперерабатывающем заводе Elf , в результате чего погибло 18 человек. [18]
- 30 марта 1972 года, Рио-де-Жанейро , Бразилия. 1972 год. Уменьшить взрыв : на нефтеперерабатывающем заводе взорвалось 1000 тонн сжиженного нефтяного газа, в результате чего погибло 28 человек. [18] [28]
- 5 июля 1973 года, Кингман , Аризона, США. Взрыв в Кингмане : цистерна, наполненная сжиженным нефтяным газом, взорвалась, в результате чего погибло 13 человек. [18] [29]
- 8 декабря 1977 года, Картахена , Колумбия. Взорвался технологический реактор из-за выброса аммиака BLEVE, в результате чего погибло 30 человек. [18] [30]
- 23 февраля 1978 года, Уэйверли , Теннесси, США. Взрыв цистерны Уэйверли : взорвалась цистерна со сжиженным нефтяным газом, в результате чего погибли 16 человек.
- 11 июля 1978 года, Альканар , Испания. Катастрофа в Лос-Альфакесе : во время крупнейшей в истории автоцистерны BLEVE и дорожно-транспортного происшествия с участием опасных материалов автомобиль, нагруженный 25 тоннами пропилена, получил механическую поломку рядом с многолюдным кемпингом. BLEVE убило 216 человек.
- 30 мая 1978 года, Техас-Сити , Техас, США. Взорвались несколько резервуаров для хранения 1500 тонн сжиженного нефтяного газа, в результате чего погибли семь человек. [18] [31]
- 30 августа 1972 года, Гуд-Хоуп , Луизиана, США. BLEVE возник после столкновения корабля MV Inca Tupac Yupanqui с , груженной бутаном баржей TB Panama City . Погибло 12 человек. [18] [32]
- 1 августа 1981 года, Серритос , Сан-Луис-Потоси, Мексика. Взорвалась железнодорожная цистерна с хлором, в результате чего погибло 29 человек. [18] [33]
- 23 июля 1984 года, Ромеовилль , Иллинойс, США. В результате катастрофы на нефтеперерабатывающем заводе в Ромеовилле погибло 15 человек. [7]
- 19 ноября 1984 года, Сан-Хуан-Иксуатепек , Мексика. Катастрофа в Сан-Хуанико . В результате самой страшной аварии BLEVE, а также одной из самых смертоносных промышленных катастроф , когда-либо произошедших, погибло более 500 человек, когда серия BLEVE попала в терминал хранения сжиженного нефтяного газа Pemex . [18] [34]
- 28 января 1986 года, над островом Мерритт , Флорида, США. космического корабля « Челленджер» Катастрофа . Распад космического корабля был вызван взрывом отсеков жидкого водорода и кислорода внешних . [18] [35]
- 23 декабря 1988 года, Мемфис , Теннесси, США. В результате катастрофы грузовика со сжиженным нефтяным газом в Мемфисе погибли девять человек. [36]
- 19 апреля 1993 года, Уэйко , Техас, США. Одним из последствий осады Уэйко стал взрыв баллона со сжиженным нефтяным газом, вызванный вмешательством военных. [37]
- 4 марта 1994 г., Вейаувега , Висконсин, США. Крушение в Вейаувеге , погибших нет.
- 22 июня 2002 г., Тивисса , Испания. Во время первого в истории проекта BLEVE по сжиженному природному газу (СПГ) взорвался автоцистерна. Погиб только водитель. [38]
- 10 августа 2008 г., Торонто , Онтарио, Канада. В результате взрыва пропана в Торонто на предприятии Sunrise Propane Industrial Gases погибли два человека. [39]
- 27 августа 2012, Чала , Индия – Катастрофа с цистерной для сжиженного нефтяного газа в Чале : дорожно-транспортное происшествие с цистерной для сжиженного нефтяного газа в штате Керала привело к гибели 20 прохожих.
- 13 июня 2013 г., Гейсмар , Луизиана, США. В результате взрыва на заводе Williams Olefins погибли два оператора завода, когда разорвался пропановый теплообменник. [40]
- 21 июля 2014 г., Лидже , Турция – В результате взрыва бензовоза со сжиженным газом погибли 34 человека. [41]
- 6 августа 2018 года, Болонья , Италия – Два человека погибли в результате взрыва в Борго Панигале , автоцистерны со сжиженным нефтяным газом, вызванного дорожно-транспортным происшествием. [42]
- 21 июня 2019 г., Филадельфия , Пенсильвания, США – Взрыв на нефтеперерабатывающем заводе в Филадельфии в 2019 г .: после пожара в технологическом сосуде, содержащем бутен , изобутан и н -бутан, произошел мощный взрыв.
- 24 декабря 2022 года, Боксбург , Южная Африка – Взрыв в Боксбурге , автоцистерне для сжиженного нефтяного газа BLEVE, в результате которого погиб 41 человек.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Клец, Тревор (1990). Критические аспекты безопасности и предотвращения потерь . Лондон, Англия: Баттерворт – Хайнеманн . стр. 43–45. ISBN 0-408-04429-2 .
- ^ «Что пожарным нужно знать о BLEVE» . Пожарно-спасательная служба1 . 23 июля 2020 года. Архивировано из оригинала 26 июля 2020 года . Проверено 8 февраля 2024 г.
- ^ Петерсон, Дэвид Ф. (1 апреля 2002 г.). «БЛЕВЕ: факты, факторы риска и заблуждения» . Пожарная техника . Архивировано из оригинала 24 февраля 2012 года.
- ^ Уоллс, WL (ноябрь 1978 г.). "Что такое БЛЕВЕ?" . Пожарный журнал . Национальная ассоциация пожарной безопасности . стр. 46–47. ISSN 0015-2617 . Проверено 9 февраля 2024 г.
- ^ Аббаси, Тасним; Аббаси, SA (июль 2008 г.). «Взрыву расширяющегося пара кипящей жидкости (BLEVE) исполнилось пятьдесят… и он продолжает жить!». Журнал предотвращения потерь в перерабатывающей промышленности . 21 (4): 485–487. дои : 10.1016/j.jlp.2008.02.002 . eISSN 1873-3352 . ISSN 0950-4230 .
- ^ Перейти обратно: а б ЦКПС (2010). Рекомендации по взрыву паровых облаков, разрыву сосудов под давлением, BLEVE и опасности внезапного возгорания (2-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, и Хобокен, штат Нью-Джерси: Американский институт инженеров-химиков и John Wiley & Sons . ISBN 978-0-470-25147-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Аббаси, Тасним; Аббаси, С.А. (27 сентября 2006 г.). «Взрыв расширяющегося пара кипящей жидкости (BLEVE): механизм, оценка последствий, управление». Журнал опасных материалов . 141 (3): 489–519. дои : 10.1016/j.jhazmat.2006.09.056 . eISSN 1873-3336 . ISSN 0304-3894 . ПМИД 17113225 .
- ^ Перейти обратно: а б Рид, Роберт К. (23 марта 1979 г.). «Возможный механизм взрывов резервуаров с жидкостью под давлением или BLEVE». Наука . 203 (4386): 1263–1265. Бибкод : 1979Sci...203.1263R . дои : 10.1126/science.203.4386.1263 . eISSN 1095-9203 . ISSN 0036-8075 . ПМИД 17841142 . S2CID 26468355 .
- ^ Казаль, Дж.; Арнальдос, Дж.; Монтьель, Х.; Планас-Кучи, Э.; Вилчес, Дж. А. (2001). «Моделирование и понимание BLEVE». В Фингасе, Мерв (ред.). Справочник по технологии разливов опасных материалов . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: МакГроу-Хилл . стр. 22.6–22.10. ISBN 0-07-135171-Х .
- ^ Хеймс, Фредерик; Эйссетт, Роланд; Лоре, Пьер; Хоорелбеке, Пол (сентябрь 2020 г.). «Экспериментальное исследование воды BLEVE». Технологическая безопасность и защита окружающей среды . 141 : 49–60. дои : 10.1016/j.psep.2020.04.029 . eISSN 1744-3598 . ISSN 0957-5820 .
- ^ «Руководство по предохранительным клапанам температуры водонагревателя» . Осмотрите APedia . Архивировано из оригинала 1 августа 2012 года . Проверено 12 июля 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Маннан (2012) , с. 1538.
- ^ Маннан (2012) , с. 1539.
- ^ Перейти обратно: а б с Маннан (2012) , с. 1541.
- ^ Перейти обратно: а б Маннан (2012) , с. 1542.
- ^ Перейти обратно: а б с «БЛЕВЕ – Ответ и профилактика» . Транспорт Канады . 26 ноября 2018 г. Архивировано из оригинала 17 июля 2020 г. . Проверено 8 февраля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Меры предосторожности BLEVE» (PDF) . Национальное управление океанических и атмосферных исследований . 2016. Архивировано (PDF) из оригинала 22 апреля 2019 года . Проверено 16 июля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Пру, Ричард В. (1991). «Количественная оценка опасностей BLEVE». Журнал техники противопожарной защиты . 3 (1): 9–24. doi : 10.1177/104239159100300102 (неактивен 8 февраля 2024 г.). eISSN 1532-172X . ISSN 1042-3915 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на февраль 2024 г. ( ссылка ) - ^ «13 декабря 1926 года, 11 часов 55 минут: L'explosion mortelle» [13 декабря 1926 года, 11:55 : Смертельный взрыв]. Ла Прованс (на французском языке). 13 декабря 2015 г. Архивировано из оригинала 7 февраля 2024 г. . Проверено 7 февраля 2024 г.
- ^ Лиз (1996) , с. приложение 1/9.
- ^ Лиз (1996) , стр. Приложение 1/10, 27.
- ^ «Взрыв 1948 года» . БАСФ . Архивировано из оригинала 7 февраля 2024 года . Проверено 7 февраля 2024 г.
- ^ Лиз (1996) , с. приложение 1/30.
- ^ Лиз (1996) , с. приложение 1/32.
- ^ Дубюк, Андре (18 ноября 2015 г.). «Plusieurs projets compromis pres de Suncor» [Несколько проектов были скомпрометированы рядом с Suncor]. Ла Пресс (на французском языке). Архивировано из оригинала 19 ноября 2015 года . Проверено 9 февраля 2024 г.
- ^ Селвуд, Брайан (8 января 1957 г.). «Feu et взрывы на нефтеперерабатывающем заводе» [Пожар и взрывы на нефтеперерабатывающем заводе] (PDF) . Ла Трибюн (на французском языке). Том. 47 лет, нет. 273. с. 1. ISSN 0832-3194 . Проверено 9 февраля 2024 г.
- ^ «Пожар на Чипсайд-стрит, Глазго, 28 марта 1960 года» . Союз пожарных бригад . Архивировано из оригинала 24 октября 2020 года . Проверено 8 февраля 2024 г.
- ^ Коста, Пьер. «Крупнейшая авария на нефтеперерабатывающем заводе Дуке де Кашиас (RJ) - Бразилия: географо-историческое исследование» [Крупнейшая авария на нефтеперерабатывающем заводе Дуке де Кашиас (RJ), Бразилия: географо-историческое исследование] (PDF) . observatoriogeograficoamericalatina.org.mx (на португальском языке). Архивировано из оригинала (PDF) 4 мая 2016 года.
- ^ «Мемориальный понедельник - взрыв Кингмана (Аризона)» . Национальный фонд погибших пожарных . 26 июля 2021 года. Архивировано из оригинала 21 марта 2023 года . Проверено 8 февраля 2024 г.
- ^ Чрезвычайные ситуации в новейшей истории в Картахенском округе, 1965–2021 гг. ] (PDF) (Отчет) (на испанском языке) (2-е изд.). Консультативный офис по управлению рисками стихийных бедствий в Картахене. Архивировано (PDF) из оригинала 15 июня 2023 года . Проверено 9 февраля 2024 г.
- ^ 100 крупнейших потерь 1978–2017 гг.: Крупные убытки от материального ущерба в углеводородной промышленности (PDF) (Отчет) (25-е изд.). Марш . Март 2018. с. 15. Архивировано (PDF) из оригинала 21 января 2022 года . Проверено 9 февраля 2024 г.
- ^ Отчет о морских катастрофах: MV Inca Tupac Yupanqui , TB Panama City буксира , капитан Норман ; Столкновение в нижнем течении реки Миссисипи 30 августа 1979 г. с человеческими жертвами (PDF) (отчет). Номер отчета. USCG 16732/01281. Вашингтон, округ Колумбия: Береговая охрана США . 10 мая 1983 года. Архивировано (PDF) из оригинала 2 марта 2022 года . Проверено 9 февраля 2024 г.
- ^ Мужество, Франциско (3 августа 2021 г.). «Горный вокзал, 40 лет спустя после трагедии» [Горный вокзал, 40 лет спустя после трагедии]. Многономинальный (на испанском языке). Архивировано 9 февраля. из оригинала Получено 9 февраля.
- ^ «Терминал сжиженного нефтяного газа PEMEX, Мехико, Мексика. 19 ноября 1984 года» . Исполнительный директор по охране труда и технике безопасности . 19 ноября 1984 года. Архивировано из оригинала 24 сентября 2023 года . Проверено 8 февраля 2024 г.
- ^ Лейбер, Карл-Отто (2003). Оценка безопасности и риска с помощью микроскопической модели детонации . Амстердам, Нидерланды: Elsevier Science . п. 305. дои : 10.1016/B978-0-444-51332-8.X5000-9 . ISBN 978-0-444-51332-8 .
- ^ Соединенные Штаты. Межгосударственная торговая комиссия (8 февраля 1979 г.). Отчет о железнодорожной катастрофе: сход с рельсов поезда № 584 железнодорожной компании Луисвилля и Нэшвилла и последующий разрыв цистерны со сжиженным нефтяным газом - Уэйверли, Теннесси - 22 февраля 1978 г. (PDF) (Отчет). Номер отчета. НЦБ-РАР-79-1. Вашингтон, округ Колумбия: Национальный совет по безопасности на транспорте . дои : 10.21949/1510178 . Архивировано (PDF) из оригинала 31 июля 2023 года . Проверено 8 февраля 2024 г.
- ^ Хэвенс, Джерри (12 сентября 2000 г.). Анализ опасностей воспламеняемости, связанных с использованием слезоточивого газа в комплексе Филиал Давидиан - Уэйко, Техас - 19 апреля 1993 г. (PDF) (Отчет). Фейетвилл, Арканзас. Архивировано (PDF) оригинала 23 июня 2019 года . Проверено 10 февраля 2024 г.
- ^ Планас-Кучи, Эулалия; Гасулла, Нурия; Вентоза, Альберт; Казаль, Хоаким (2004). «Взрыв автоцистерны со сжиженным природным газом». Журнал предотвращения потерь в перерабатывающей промышленности . 17 (4): 315–321. дои : 10.1016/j.jlp.2004.05.005 . eISSN 1873-3352 . ISSN 0950-4230 .
- ^ Лоулор, Морин (10 августа 2018 г.). «10-летняя годовщина взрыва пропана на рассвете» . Городские новости . Архивировано из оригинала 11 августа 2018 года . Проверено 8 февраля 2024 г.
- ^ Завод по производству олефинов Williams Geismar: разрыв и пожар ребойлера – Гейсмар, Луизиана (отчет). Номер отчета. 2013-03-I-LA. Вашингтон, округ Колумбия: Совет США по расследованию химической безопасности и опасностей . Октябрь 2016. Архивировано из оригинала 31 марта 2021 года . Проверено 22 февраля 2024 г.
- ^ Дурмуш, Ахмет; Четиньокуш, Салиха (2022). «Моделирование физических последствий аварии с танкером для сжиженного нефтяного газа, произошедшей в Диярбакыр-Лице» . Научный журнал Университета Гази ‒ Часть C: Дизайн и технологии (на турецком языке). 10 (4): 748–764. дои : 10.29109/gujsc.1147339 . eISSN 2147-9526 .
- ^ Кокки, Джованни (19–24 июня 2022 г.). Болонский сжиженный нефтяной газ BLEVE (PDF) . 28-й Международный коллоквиум по динамике взрывов и реактивных систем (ICDERS) . Статья 197. Архивировано из оригинала (PDF) 6 февраля 2024 года . Проверено 6 февраля 2024 г.
Источники
[ редактировать ]- Лис, Фрэнк П. (1996). Предотвращение потерь в перерабатывающей промышленности (2-е изд.). Оксфорд, Англия: Баттерворт-Хайнеманн . ISBN 0-7506-1547-8 .
- Маннан, Сэм (2012). Предотвращение потерь Лиса в перерабатывающей промышленности (4-е изд.). Кидлингтон, Англия, и Уолтем, Массачусетс: Баттерворт-Хайнеманн . ISBN 978-0-12-397189-0 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Робертс, Майкл В. (2000). «Анализ событий взрыва расширяющегося пара кипящей жидкости (BLEVE) на объектах Министерства энергетики» (PDF) . Группа подрядчиков энергетических объектов (EFCOG) . Архивировано из оригинала (PDF) 20 октября 2012 года.
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Взрыв баллона с пропаном — описание обстоятельств, необходимых для того, чтобы вызвать взрыв баллона с пропаном.
- Демо-версия BLEVE на YouTube – управляемая демо-версия BLEVE
- Огромные взрывы на YouTube - Видео взрывов пропана и изобутана в результате крушения поезда в Мердоке, штат Иллинойс (3 сентября 1983 г.)
- Авария на МКАД на YouTube — БЛЕВЫ десятков канистр с СУГ после ДТП в Москве
- Propane BLEVE на YouTube – BLEVE после пожара на складе пропана в Торонто
- Обучающее видео для сотрудников служб экстренного реагирования (в архиве) Transport Canada .