Этнические группы в Боснии и Герцеговине

Часть серии о |
Культура Боснии и Герцеговины |
---|
![]() |
Люди |
Языки |
Мифология |
Кухня |
Фестивали |
Религия |
Искусство |
Литература |
Музыка |
Спорт |

Более 96% населения Боснии и Герцеговины принадлежит к одному из трех составляющих ее автохтонных народов ( сербско-хорватский : konstitutivni narodi / конститутивные народи ): боснийцев , сербов и хорватов . Термин «компонент» относится к тому факту, что эти три этнические группы прямо упомянуты в конституции, и что ни одна из них не может считаться меньшинством или иммигрантом . Наиболее легко узнаваемой чертой, которая отличает эти три этнические группы, является их религия: боснийцы преимущественно мусульмане , сербы преимущественно православные , а хорваты католики .
Боснийцы, хорваты и сербы говорят на штокавском диалекте известного многоцентрового языка, в лингвистике как сербско-хорватский . Вопрос о стандартном языке решен таким образом, что три составляющих его народа имеют свои образовательные и культурные учреждения на стандартных вариантах , которые считаются официальными языками на субгосударственных уровнях: боснийский , хорватский и сербский .
Исследование Y-хромосомы гаплогрупп , опубликованное в 2005 году, показало, что «три основные группы Боснии и Герцеговины, несмотря на некоторые количественные различия, имеют большую часть одного и того же древнего генофонда, характерного для Балканского региона». Однако исследование также показало, что сербы и боснийцы генетически ближе друг к другу, чем любой из них к хорватам. [1]
Историческая справка
[ редактировать ]Пока существовало Королевство Босния , в средневековые времена не возникло какой-либо конкретной боснийской идентичности. [2] В Боснии и Герцеговине во время османского владычества население не идентифицировало себя с национальными категориями, за исключением нескольких интеллектуалов из городских районов, которые считали себя хорватами или сербами. Население Боснии и Герцеговины в первую очередь идентифицировало себя по религии, используя термины турок (для мусульман), хришчани (христиане) или греки (для православных) и « Кршчани » или латиняне (для католиков). [3] Христиане, как католики, так и православные, были организованы в свои миллеты — религиозные общины с внутренней автономией. [4] Католики больше идентифицировали себя с хорватами, а православные - с сербской нацией соответственно. Для мусульман идентичность была больше связана с защитой местных привилегий, но не ставила под сомнение верность Османской империи. Использование термина «боснийец» в то время имело не национальное значение, а региональное. [3]
Когда Австро-Венгрия оккупировала Боснию и Герцеговину в 1878 году, национальная идентификация все еще была чуждой концепцией для боснийских мусульман. [3] Новые австро-венгерские власти пытались навязать коллективную боснийскую идентичность, чтобы обуздать хорватский и сербский национализм, вплоть до запрета использования хорватских или сербских имен в названиях культурных ассоциаций. Идея коллективной идентичности встретила сопротивление со стороны хорватской, сербской и мусульманской элит и была принята лишь небольшим количеством новых модернизирующихся мусульман. Христианская элита в Боснии и Герцеговине приняла хорватскую и сербскую идентичность как свою собственную, что привело к быстрому росту хорватского и сербского национализма в стране. С другой стороны, мусульмане собрались вокруг своей религиозной и землевладельческой элиты, требуя религиозной автономии. Власти Австро-Венгрии в конечном итоге начали соглашаться, а затем и поддержали такую консолидацию в Боснии и Герцеговине. [5]
После Первой мировой войны Босния и Герцеговина вошла в состав недавно созданного Королевства сербов, хорватов и словенцев (позже переименованного в Югославию). [6] Сербы, хорваты и словенцы были составляющими («старыми») народами. [7] Хотя новое правительство изменило расстановку сил среди этнических групп в Боснии и Герцеговине, коммунитаризм, унаследованный от Австро-Венгрии, оставался доминирующим. Особенно это проявилось в динамике голосования. Такая же ситуация наблюдалась во всей Югославии, а не только в Боснии и Герцеговине. Сербы и хорваты голосовали за свои партии, которых существовало несколько, в то время как мусульмане голосовали только за одну - Югославскую мусульманскую организацию (ЮМО). [8] Во время правления короля Александра I современная единая югославская идентичность безуспешно пропагандировалась, чтобы стереть партикуляристские идентичности. [9] Сербское и хорватское население Боснии и Герцеговины считало Белград и Загреб своими национальными центрами, и в то же время конфликт между этими двумя группами углублялся. В то же время упадок мусульманской элиты вызвал кризис идентичности среди мусульман. Поскольку хорватский и сербский национализм конкурировали за свои предпочтения, они вместо этого нашли убежище в национальном индетерминизме или югославизме. В 1939 году политическое руководство Сербии и Хорватии договорилось о разделе Боснии и Герцеговины, создав Бановину Хорватии . После его создания лидеры МОО и мусульманские религиозные элиты создали движение за автономию Боснии и Герцеговины. [10]
Во время Второй мировой войны , в 1941 году, Германия вторглась в Югославию и создала свою марионетку — Независимое государство Хорватия (NDH), в состав которого вошла Босния и Герцеговина. Большинство боснийских мусульман в то время считали себя этническими хорватами. [11] В этот период произошло разрушение традиционного коммунитаризма в пользу исключительного национализма: сербы подвергались жестоким преследованиям со стороны хорватских усташей , а сербские четники в отместку убивали мусульман. [12] Коммунистические югославские партизаны стали сильнейшей антифашистской силой в стране. Партизанское движение было адресовано сербам, мусульманам и хорватам, хотя изначально большая часть их деятельности была организована сербами. В 1943 году Государственный антифашистский совет национального освобождения Боснии и Герцеговины , главный политический орган партизан в Боснии и Герцеговине, провозгласил Боснию и Герцеговину отдельной территорией, гарантируя «полное равенство всех сербов, мусульман и хорватов». ". [13]
С образованием Социалистической Югославии существовало шесть республик и пять учредительных наций, включая македонцев и черногорцев (чьи личности ранее не признавались); боснийские мусульмане были признаны только в конце 1960-х годов. [14] В переписи 1961 года была введена новая этническая категория – мусульмане , к которой отнесли себя 972 954 боснийца. [15] В 1964 году мусульмане были объявлены народом («народом»), как и остальные пять «народов», но не получили статуса национальной республики. [15] В 1968 году Центральный комитет Боснии заявил, что «...мусульмане - отдельная нация». Соответственно, для переписи 1971 года было введено понятие «мусульмане в смысле нации». [15]
Решение Конституционного суда Боснии и Герцеговины
[ редактировать ]Этот раздел в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( март 2018 г. ) |
12 февраля 1998 года Алия Изетбегович , в то время председатель Президиума Боснии и Герцеговины, возбудила дело в Конституционном суде для оценки соответствия Конституции Республики Сербской и Конституции Федерации Боснии и Герцеговины с Конституция Боснии и Герцеговины . Запрос был дополнен 30 марта 1998 г., когда заявитель уточнил, какие положения конституций образований он считает неконституционными.
В 2000 году были приняты четыре частичных решения, согласно которым многие статьи конституций образований были признаны неконституционными, что оказало большое влияние на политику Боснии и Герцеговины, поскольку возникла необходимость скорректировать нынешнее состояние в Боснии и Герцеговине. страны по решению суда. Незначительное большинство (5–4) вынесло решение в пользу заявителя. В своем решении, среди прочего, Суд указал:
Элементы демократического государства и общества, а также основополагающие предположения – плюрализм , справедливые процедуры, мирные отношения, вытекающие из Конституции – должны служить ориентиром для дальнейшей проработки вопроса о структуре БиГ как многонационального государства. Территориальное деление (субъектов) не должно служить инструментом этнической сегрегации – наоборот – оно должно приспосабливать этнические группы, сохраняя языковой плюрализм и мир, чтобы способствовать интеграции государства и общества как такового. Конституционный принцип коллективного равенства составляющих народов, вытекающий из определения боснийцев, хорватов и сербов в качестве составных народов, запрещает любые особые привилегии для одного или двух составляющих народов, любое доминирование в правительственных структурах и любую этническую гомогенизацию путем сегрегации по территориальному признаку. разлука. Несмотря на территориальное разделение БиГ в результате образования двух Образований, это территориальное разделение не может служить конституционной легитимностью этнического доминирования, национальной гомогенизации или права на сохранение результатов этнические чистки . Определение боснийцев, хорватов и сербов в качестве составляющих народов в преамбуле Конституции БиГ следует понимать как всеобъемлющий принцип Конституции БиГ, которого образования должны полностью придерживаться в соответствии со статьей III.3 (b). Конституции БиГ. [16]
Официальное название этого пункта — U-5/98 , но он широко известен как «Решение об избирательном округе народов», что связано с интерпретацией Судом значения фразы «составные народы», используемой в преамбуле этого пункта. Конституция Боснии и Герцеговины. Это решение также послужило основой для других примечательных дел, которые были переданы в суд.
Межэтнические отношения
[ редактировать ]Сербы, как правило, православные христиане, хорваты, как правило, католики, а боснийцы, как правило, мусульмане. Напряженность между этими группами выражалась в религиозной сфере, а религиозные символы продолжают использоваться в националистических целях . [17] Фундаменталисты существовали со всех сторон; Итак, что касается пропаганды, подкрепленной взглядами религиозных лидеров, Боснийская война приобрела некоторые черты « религиозной войны ». [17] Исторические стереотипы и предрассудки еще больше укрепились в результате опыта войны. С другой стороны, было обнаружено, что непосредственный индивидуальный опыт войны не влиял на измеренный этнонационализм человека . [18] Ситуация до сих пор препятствует развитию послевоенных отношений. Было обнаружено, что этническая гражданская война сама по себе не имеет тенденции к увеличению распространенности этнонационализма в стране; хотя это зависит от контекста. [18] Карин Дирстад утверждает, что Дейтонское соглашение , хотя и было призвано улучшить отношения после войны, нанесло им ущерб и еще больше сегрегировало страну. [18] Ее аргумент основан на ее выводе о том, что изменение местной политики создает контекст, который определяет долгосрочное влияние этнических гражданских войн на этнонационализм. [18] Таким образом, Дейтонское соглашение, утверждает она, является изменением местной политики, которое привело к тому, что Боснийская война оказала катастрофические послевоенные последствия на межэтнические отношения. [18] И наоборот, плюралистическая структура Дейтонского соглашения предполагала, что оно окажет благотворное влияние на межэтнические отношения внутри страны. [19] До войны в Боснии и Герцеговине были довольно хорошие межэтнические отношения по сравнению с другими государствами Западных Балкан . [18] В годы после войны во всех трех этнических группах произошел резкий рост распространенности этнонационализма, причем наиболее резкий сдвиг произошел у сербов. [18] Этот возросший этнонационализм способствовал ухудшению межэтнических отношений в стране. Преобладание этого этнонационализма может быть частично отражено в том факте, что по возвращении почти все перемещенные лица переехали в район, в котором их активированная этническая идентичность соответствовала идентичности большинства. [20] Известно, что для дальнейшего усугубления этнической однородности после войны этнические элиты иногда останавливали возвращение перемещенных лиц в места их довоенного проживания. [21]
Масштабы общинного насилия во время Боснийской войны продолжали оказывать значительное влияние на межэтнические отношения и политическую систему даже спустя двадцать лет. [22] [23] Было обнаружено, что сообщества, которые были более подвержены насилию, продолжают иметь более низкий уровень межэтнического доверия и больше связаны со своей этнической политической партией . [23] Это приводит к этническому голосованию, также известному как голосование по этническому партийному принципу; однако на недавних выборах уровень этнического голосования начал снижаться, что позволяет предположить, что влияние насилия на этническое голосование начинает уменьшаться. [23] Тем не менее, долгосрочным эффектом этого насилия является то, что оно разрушило социальные сети , выходящие за пределы этнической группы человека, и уменьшило вероятность их реформирования. [23] Поскольку обсуждения боснийской войны часто ограничиваются микрокосмом преимущественно однородной социальной сети человека, существует тенденция отсутствия противоположных точек зрения, что цементирует этнические границы, основанные на этнически предвзятых коллективных воспоминаниях . [24] Доказательства этого подтверждаются выводами Хаджича и др. о том, что люди, социальные связи которых почти строго ограничены своей собственной этнической группой, также имеют тенденцию иметь более низкий уровень межэтнического доверия, чем те, кто этого не делает. [23] Они также обнаружили, что боснийская война привела к увеличению этнической однородности, что, как было показано, повлияло на государственные расходы на этнически однородных территориях, что привело к дальнейшему стимулированию этнического голосования. [23] [25]
Тенденции географической концентрации развития более этнически однородных территорий во время войны способствовали прохождению окончательной границы между Образованиями между Федерацией Боснии и Герцеговины и Республикой Сербской . [25] В результате различия в этническом составе двух образований являются радикальными; подсчитано, что боснийцы составляют около 73% населения Федерации Боснии и Герцеговины, а сербы составляют около 81% населения Республики Сербской. [21] [25] Все эти факторы помогают объяснить крайнюю политическую поляризацию по этническим расколам , которую Лариса Куртович назвала «этнической гиперпредставительностью». [26] Хаджич и др. утверждает, что этнические партии наносят вред развитию Боснии и Герцеговины и препятствуют улучшению межэтнических отношений, поскольку они заинтересованы в отказе от общевыгодной политики, чтобы избежать непреднамеренной помощи членам чужой группы . [23] Этот аргумент подкрепляется противодействующим смыслом лозунга правящей партии Республики Сербской: «РС навсегда, а БиГ, пока она продержится». [27] Политизация этнической принадлежности делает ее центром повседневной жизни людей, движущей силой поведения, познания и их эмоций. [27] По сути, эта политизация увековечивает плохие межэтнические отношения, которые продолжают характеризовать Боснию и Герцеговину, по крайней мере, с момента принятия Дейтонского соглашения. [27]
См. также
[ редактировать ]- История Боснии и Герцеговины
- Демография Боснии и Герцеговины
- Исход мусульман из Сербии
- Югославские войны
- Перепись населения 1953 года в Боснии и Герцеговине.
- Цыгане в Боснии и Герцеговине
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Марьянович, Д; Форнарино, С; Монтанья, С; и др. (2005). «Население современной Боснии и Герцеговины: гаплогруппы Y-хромосомы в трех основных этнических группах». Анналы генетики человека . 69 (Часть 6): 757–63. дои : 10.1111/j.1529-8817.2005.00190.x . ПМИД 16266413 . S2CID 36632274 .
- ^ Кауфман 2003 , с. 55.
- ^ Jump up to: а б с Бугарель 2017 , с. 10.
- ^ Бугарель 1996 , с. 79.
- ^ Бугарель 1996 , с. 82.
- ^ Бугарель 1996 , стр. 84.
- ^ Йович 2009 , стр. 320.
- ^ Бугарель 1996 , стр. 84–85.
- ^ Нильсен 2014 .
- ^ Бугарель 1996 , стр. 88–89.
- ^ Реджич 2005 , стр. 45.
- ^ Бугарель 1996 , с. 89.
- ^ Бугарель 1996 , с. 90.
- ^ Йович 2009 , стр. 48, 57.
- ^ Jump up to: а б с Или 1999 , стр. 282.
- ^ Конституционный суд Боснии и Герцеговины, U-5/98 (частичное решение, часть 3), стр. 36, Сараево , 1 июля 2000 г.
- ^ Jump up to: а б Фишер 2006 , с. 21.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Дырстад, Карин (ноябрь 2012 г.). «После этнической гражданской войны: Этнонационализм на Западных Балканах» . Журнал исследований мира . 49 (6): 817–831. дои : 10.1177/0022343312439202 . ISSN 0022-3433 . S2CID 108515822 .
- ^ Юрек, Ольга (1999). Этнополитические конфликты в посткоммунистических обществах: перспективы разрешения и предотвращения в контексте международного права . Кембридж, Массачусетс: Гарвардский университет, Школа государственного управления Джона Ф. Кеннеди. стр. 29–33.
- ^ Побрич, Альма; Робинсон, Гай М. (март 2015 г.). «Старение населения и низкая рождаемость: недавние демографические изменения в Боснии и Герцеговине» . Журнал демографических исследований . 32 (1): 23–43. дои : 10.1007/s12546-014-9141-5 . ISSN 1443-2447 . S2CID 154600779 .
- ^ Jump up to: а б Бибер, Флориан (2006). Послевоенная Босния: этническая принадлежность, неравенство и управление государственным сектором . Пэлгрейв Макмиллан. стр. 29–33. hdl : 2027/mdp.39015063674975 . ISBN 978-1-4039-9882-8 .
- ^ Алацевич, Катерина; Зейчирович, Дияна (декабрь 2020 г.). «Снижает ли насилие против гражданского населения явку избирателей? Свидетельства из Боснии и Герцеговины» . Журнал сравнительной экономики . 48 (4): 841–865. doi : 10.1016/j.jce.2020.04.006 . S2CID 218941663 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Хаджич, Дино; Карлсон, Дэвид; Тавитс, Маргит (декабрь 2017 г.). «Как насилие влияет на этническое голосование» . Британский журнал политической науки . 50 (1): 345–362. дои : 10.1017/S0007123417000448 . ISSN 0007-1234 . S2CID 158618364 .
- ^ Миич, Ана (март 2018 г.). «Не говорите о слоне: молчание и этнические границы в послевоенной Боснии и Герцеговине» . Человеческие исследования . 41 (1): 137–156. дои : 10.1007/s10746-018-9457-9 . ISSN 0163-8548 .
- ^ Jump up to: а б с Косталли, Стефано; Моро, Франческо Никколо (ноябрь 2012 г.). «Этническая принадлежность и стратегия в гражданской войне в Боснии: объяснения серьезности насилия в боснийских муниципалитетах» . Журнал исследований мира . 49 (6): 801–815. дои : 10.1177/0022343312453593 . ISSN 0022-3433 . S2CID 143887916 .
- ^ Куртович, Лариса (1 марта 2018 г.). «Заклинание «народа» » . Фокаал . 2018 (80): 43–62. дои : 10.3167/fcl.2018.800104 . ISSN 0920-1297 .
- ^ Jump up to: а б с Даниела, Майсторович (2013). Этническая и национальная идентичность молодежи в Боснии и Герцеговине: подходы социальных наук . Пэлгрейв Макмиллан. стр. 65–68. ISBN 978-1-349-46716-7 . OCLC 1002024695 .
Источники
[ редактировать ]- Бугарель, Ксавье (1996). «Босния и Герцеговина - Государство и коммунитаризм». В Дайкере, Дэвид А.; Вейвода, Иван (ред.). Югославия и после: исследование фрагментации, отчаяния и возрождения . Лондон-Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 9780582246379 .
- Бугарель, Ксавье (2017). Ислам и государственность в Боснии и Герцеговине: выжившие империи . Нью-Йорк: Издательство Блумсбери. ISBN 9781350003590 .
- Дония, Роберт Дж.; Хорошо, Джон Ван Антверпен младший (1994). Босния и Герцеговина: преданная традиция . Лондон: Издательство C. Hurst & Co. ISBN 978-1-85065-212-0 .
- Эллер, Джек Дэвид (1999). «Босния» . От культуры к этнической принадлежности и конфликту: антропологический взгляд на международный этнический конфликт . Издательство Мичиганского университета. стр. 243–. ISBN 0-472-08538-7 .
- Фишер, Мартина, изд. Миростроительство и гражданское общество в Боснии и Герцеговине: десять лет после Дейтона . Исследовательский центр Бергхофа по конструктивному управлению конфликтами; ЛИТ Верлаг Мюнстер. стр. 21–. ISBN 978-3-8258-8793-3 .
- Йович, Деян (2009). Югославия: государство, которое отмерло . Издательство Университета Пердью. ISBN 978-1-55753-495-8 .
- Кауфман, Стюарт (2003). «Этнический конфликт и евразийская безопасность». В Кей, Шон; Сперлинг, Джеймс; Папакосма, С. Виктор (ред.). Ограничивающие институты?: Проблема управления евразийской безопасностью . Манчестер: Издательство Манчестерского университета. ISBN 9780719066054 .
- Пухало, С. (2003). «Этническая дистанция граждан Республики Сербской и Федерации Боснии и Герцеговины по отношению к народам бывшей СФРЮ» . Психология . 36 (2): 141–156. дои : 10.2298/PSI0302141P .
- Реджич, Энвер (2005). Босния и Герцеговина во Второй мировой войне . Фрэнк Касс. ISBN 0714656259 .
- Даниэла Майсторович; Владимир Турячанин (2013). Этническая и национальная идентичность молодежи в Боснии и Герцеговине: подходы социальных наук . Пэлгрейв Макмиллан, Великобритания. ISBN 978-1-349-46717-4 .
- Нильсен, Кристиан Аксбо (2014). Создание югославов: идентичность в Югославии короля Александра . Университет Торонто Пресс. ISBN 978-1-4426-2750-5 .
- Трбович, Ана С. (2008). Правовая география распада Югославии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-533343-5 .
- Великоня, Митя (2003). Религиозное разделение и политическая нетерпимость в Боснии и Герцеговине . Издательство Техасского университета A&M. ISBN 978-1-60344-724-9 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
Внешние видео | |
---|---|
![]() |
- Кофман, Дэниел (2001). «Самоопределение в многоэтническом государстве: боснийцы, боснийцы, хорваты и сербы». Реконструкция многоэтнического общества: пример Боснии и Герцеговины : 31–62.