Джозеф Нидэм
Джозеф Нидэм | |||
---|---|---|---|
Рожденный | Ноэль Джозеф Теренс Монтгомери Нидэм 9 декабря 1900 г. Лондон , Англия | ||
Умер | 24 марта 1995 г. Кембридж , Кембриджшир , Англия | (94 года) ||
Альма-матер | Колледж Гонвилл и Кайус, Кембридж (бакалавр, магистр, доктор философии) | ||
Род занятий | Биохимик , историк науки , китаевед. | ||
Известный | Наука и цивилизация в Китае | ||
Супруги | |||
Награды | Медаль Леонардо да Винчи (1968 г.) Премия Декстера (1979) | ||
Китайское имя | |||
Традиционный китайский | Джозеф Нидэм | ||
Упрощенный китайский | Джозеф Нидэм | ||
Буквальный смысл | Ли (фамилия 李) Джозеф | ||
|
Ноэль Джозеф Теренс Монтгомери Нидхэм CH FRS FBA [1] ( / ˈ n iː d ə m / ; 9 декабря 1900 — 24 марта 1995) — британский биохимик , историк науки и китаевед, известный своими научными исследованиями и публикациями по истории китайской науки и техники , инициировавший публикацию многотомного тома «Наука». и цивилизация в Китае . В центре его внимания был вопрос, получивший название « Вопрос Нидхема»: почему и как Китай уступил свое лидерство в области науки и технологий западным странам.
Он был избран членом Королевского общества в 1941 году. [2] и член Британской академии в 1971 году. [3] В 1992 году королева Елизавета II наградила его Орденом Почетных кавалеров , а Королевское общество отметило, что он единственный из ныне живущих людей, обладающий этими тремя титулами. [4]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Отец Нидэма, Джозеф, был врачом, а его мать, Алисия Аделаида, урожденная Монтгомери (1863–1945) , была композитором из Олдкасла, графство Мит, Ирландия. Его отец, родившийся в Восточном Лондоне, тогда бедном районе города, вырос и стал врачом на Харли-стрит , но часто ссорился с матерью Нидхэма. Молодой Нидэм часто выступал посредником. В раннем подростковом возрасте его водили слушать воскресные лекции Эрнеста Барнса , профессионального математика, ставшего магистром Храма , королевской церкви в Лондоне. Барнс вдохновил Нидэма на интерес к философам и средневековым схоластам, который он изучал в библиотеке своего отца. Позже Нидэм приписал свою сильную христианскую веру философскому богословию Барнса, которое было основано на рациональных аргументах, а также приписал Барнсу свою открытость к религиям других культур. [5]
В 1914 году, с началом Первой мировой войны , Нидэма отправили в школу Оундл , основанную в 1556 году в Нортгемптоншире . Ему не нравилось покидать дом, но позже он описал директора школы Фредерика Уильяма Сандерсона как «гениального человека» и сказал, что без этого влияния на него в нежном возрасте он, возможно, не смог бы приступить к своей самой крупной работе. Руководители школы поручили Сандерсону разработать научно-техническую программу, которая включала в себя слесарный цех, который дал юному Нидхэму основы инженерного дела. Сандерсон также подчеркнул ученикам школы, что сотрудничество ведет к более высоким человеческим достижениям, чем конкуренция, и что знание истории необходимо для построения лучшего будущего. Библия, по учению Сандерсона, предоставила археологические знания, которые можно было сравнить с современными. Во время школьных каникул Нидхэм помогал своему отцу в операционных нескольких военных госпиталях, и этот опыт убедил его, что он не заинтересован в карьере хирурга. Однако Королевский флот назначил его младшим лейтенантом-хирургом, и эту должность он занимал всего несколько месяцев. [6]
Образование
[ редактировать ]В 1921 году Нидэм окончил бакалавра искусств со степенью колледж Гонвилл и Кей в Кембридже . В январе 1925 года Нидэм получил степень магистра . В октябре 1925 года Нидэм получил степень доктора философии . Он намеревался изучать медицину, но попал под влияние Фредерика Хопкинса , в результате чего он переключился на биохимию .
Карьера
[ редактировать ]После окончания университета Нидхэм был избран на стипендию в колледже Гонвилл и Кайус и работал в лаборатории Хопкинса на университетском факультете биохимии, специализируясь на эмбриологии и морфогенезе . Его трехтомный труд «Химическая эмбриология» , опубликованный в 1931 году, включает историю эмбриологии со времен Египта до начала XIX века, включая цитаты на большинстве европейских языков. Включение этой истории отражало опасения Нидхэма, что чрезмерная специализация будет сдерживать научный прогресс и что социальные и исторические силы формируют науку. В 1936 году он и несколько других кембриджских ученых основали Комитет истории науки. В состав комитета входили консерваторы, а также марксисты, такие как Дж. Д. Бернал , чьи взгляды на социальные и экономические рамки науки повлияли на Нидэма. [7]
Нидэма Лекция Терри 1936 года была опубликована издательством Кембриджского университета совместно с издательством Йельского университета под названием « Порядок и жизнь» . [8] В 1939 году он написал масштабную работу по морфогенезу , которая, по утверждению гарвардского обозревателя, «войдет в историю науки как выдающийся труд Джозефа Нидэма », мало зная, что произойдет позже. [9]
Хотя его карьера биохимика и академика была хорошо известна, его карьера развивалась в неожиданных направлениях во время и после Второй мировой войны .
В 1937 году в Кембридж для учебы в аспирантуре приехали трое китайских ученых: Лу Гвэй-джен , Ван Ин-лай и Шэнь Ши-Чан ( 沈詩章 , единственный, кто находился под опекой Нидхэма). Лу, дочь фармацевта из Нанкина , преподавала Нидхэму китайский язык, что разожгло в нем интерес к древнему технологическому и научному прошлому Китая. Затем он продолжил и освоил изучение классического китайского языка в частном порядке с Густавом Халуном . [10]
Под руководством Королевского общества Нидэм был директором Бюро китайско-британского научного сотрудничества в Чунцине с 1942 по 1946 год. учебных заведений и приобретение для них столь необходимых материалов. Его самая длинная поездка в конце 1943 года закончилась на крайнем западе Ганьсу , у пещер Дуньхуана. [11] в конце Великой стены самая ранняя датированная печатная книга — копия Алмазной сутры . , где была найдена [12] Другой долгий путь достиг Фучжоу на восточном побережье и вернулся через реку Сян всего за два дня до того, как японцы взорвали мост в Хэнъяне и отрезали эту часть Китая. В 1944 году он посетил Юньнань , пытаясь достичь бирманской границы. Куда бы он ни пошел, он покупал и получал старые исторические и научные книги, которые отправлял обратно в Великобританию по дипломатическим каналам. Они легли в основу его последующих исследований. Он познакомился с Чжоу Эньлаем , первым премьер-министром Китайской Народной Республики ) и встретился со многими китайскими учёными, в том числе с художником У Цзожэнем , [13] и метеоролог Чжу Кэчжэнь , который позже прислал ему в Кембридж ящики с книгами, в том числе 2000 томов энциклопедии Гуджин Тушу Цзичэн , всеобъемлющего отчета о прошлом Китая. [14]
попросил его По возвращении в Европу Джулиан Хаксли стать первым главой отдела естественных наук ЮНЕСКО в Париже, Франция. Фактически именно Нидхэм на предыдущем совещании по планированию настоял на том, чтобы наука была включена в мандат организации.
После двух лет, в течение которых подозрения американцев в отношении научного сотрудничества с коммунистами усилились, Нидэм ушел в отставку в 1948 году и вернулся в колледж Гонвилл и Кайус, где возобновил свою стажировку и свои комнаты, которые вскоре были заполнены его книгами.
Он посвятил свою энергию истории китайской науки до выхода на пенсию в 1990 году, хотя продолжал преподавать биохимию до 1993 года. Репутация Нидхэма восстановилась после корейского дела (см. Ниже), так что к 1959 году он был избран президентом стипендии. Кайус-колледжа, а в 1965 году он стал магистром (руководителем) колледжа и занимал эту должность до 76 лет.
Наука и цивилизация в Китае
[ редактировать ]проект В 1948 году Нидэм предложил издательству Кембриджского университета книги о науке и цивилизации в Китае . За несколько недель после принятия проект вырос до семи томов и с тех пор расширяется. Его первым соратником был историк Ван Лин , с которым он познакомился в Лицжуане и получил должность в Тринити . Первые годы были посвящены составлению списка всех механических изобретений и абстрактных идей, которые были созданы и задуманы в Китае. К ним относятся чугун , лемех , стремя , порох , книгопечатание , магнитный компас и часовой механизм, большинство из которых в то время считались западными изобретениями. Первый том в конечном итоге появился в 1954 году.
Публикация получила широкое признание, которое с появлением следующих томов усилилось до лиризма. Он сам написал пятнадцать томов, и регулярное издание дальнейших томов продолжалось после его смерти в 1995 году. Позже том III был разделен, так что теперь опубликовано 27 томов. Последующие тома публикуются по мере их завершения, а это означает, что они не появляются в том порядке, который первоначально предусматривался в проспекте проекта.
Окончательная организационная схема Нидхэма была следующей:
- Том. I. Вводные указания
- Том. II. История научной мысли
- Том. III. Математика и науки о небе и земле
- Том. IV. Физика и физическая технология
- Том. V. Химия и химическая технология
- Том. VI. Биология и биологические технологии
- Том. VII. Социальный фон
см . в разделе «Наука и цивилизация в Китае» Полный список .
Проект все еще продолжается под руководством Издательского совета Научно-исследовательского института Нидхэма под руководством профессора Мэй Цзяньцзюнь. [15]
ЮНЕСКО
[ редактировать ]Нидэм вместе с коллегой Джулианом Хаксли был одним из основателей Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры ( ЮНЕСКО ). ЮНЕСКО, созданная в 1945 году с помощью правительств стран-союзников, является международной организацией, целью которой является обеспечение образования в регионах, пострадавших от нацистской оккупации. [16] Нидэм и Хаксли выступали за развитие научного образования как средства преодоления политического конфликта и поэтому основали ЮНЕСКО, стремясь расширить ее влияние. ЮНЕСКО, состоящая из представителей различных стран-союзников, действовала на основе принципа, согласно которому идеи и информация должны свободно распространяться среди стран. Однако Нидхэм не согласился с этим первоначальным способом обмена из-за того, что он не включал страны за пределами Европы и Америки.
Чтобы сообщить о своем несогласии с моделью, Нидэм написал и распространил официальное сообщение среди других сотрудников организации, объясняя ее недостатки. Он заявил, что страны за пределами европейско-американской «светлой зоны» или основного места научного прогресса больше всего нуждаются в помощи международного образования. Он также утверждал, что отсутствие знакомств между другими странами и странами, находящимися в светлой зоне, затрудняет идеологический обмен. Наконец, он выразил мнение, что в других странах возникают проблемы с распространением знаний, поскольку им не хватает капитала, необходимого для распространения. [16] Из-за этих ограничений Нидэм предложил, чтобы большая часть поддержки организации была оказана «периферийным» странам, которые находятся за пределами светлой зоны.
Помимо поддержки периферийных стран, Нидхэм включил в миссию ЮНЕСКО свое стремление к неевроцентричному развитию науки. С этой целью Хаксли и Нидэм разработали амбициозный научный проект, который они назвали «История научного и культурного развития человечества» (сокращенно « История человечества ») . Целью этого проекта было написать неэтноцентрический отчет об истории науки и культуры; его целью было синтезировать вклад, перспективы и развитие восточных наций на Востоке таким образом, чтобы это дополняло западную научную традицию. На это видение частично повлиял политический климат времени его планирования в конце 1940-х годов: «Восток» и «Запад» рассматривались как культурные и политические противоположности. Руководствуясь убеждением, что наука является универсальным опытом, связывающим человечество, Хаксли и Нидэм надеялись, что их проект поможет ослабить враждебность между двумя сферами. [17] В проекте приняли участие сотни ученых со всего мира, и на его реализацию в 1966 году ушло более десяти лет. Работа продолжается и сегодня, периодически публикуются новые тома. [18]
Вопрос Нидхэма
[ редактировать ]Возможно, этот раздел придется переписать, Википедии чтобы он соответствовал стандартам качества . ( июль 2023 г. ) |
«Великий вопрос Нидхэма», также известный как «Вопрос Нидхема», заключается в следующем: почему Китай обогнал Запад в науке и технологиях, несмотря на их предыдущие успехи? По словам Нидэма,
«Почему современная наука, математизация гипотез о Природе со всеми ее последствиями для передовых технологий, получила свой стремительный взлет только на Западе во времена Галилея?» и почему оно « не развилось в китайской цивилизации », которая на протяжении многих предыдущих столетий « была гораздо более эффективной, чем западная, в применении » естественных знаний для практических нужд? [19] [20]
В октябре 1988 года Нидхэм писал: «Фрэнсис Бэкон выбрал четыре изобретения: бумагу и книгопечатание, порох и магнитный компас, которые, по его мнению, сделали больше, чем (что-либо еще), чтобы полностью преобразовать современный мир и отделить его от других». древность Средневековья. Он считал происхождение этих изобретений «темным и бесславным» и умер, так и не узнав, что все они были китайскими. Мы сделали все возможное, чтобы исправить эту ситуацию». [21]
Работы Нидхэма придают большое значение влиянию конфуцианства и даосизма на темпы китайских научных открытий и подчеркивают «диффузионистский» подход китайской науки в отличие от воспринимаемой независимой изобретательности в западном мире.Нидхэм считал, что идея о том, что китайское письмо подавляет научную мысль, «сильно переоценена». [22]
Его собственные исследования выявили устойчивое накопление научных результатов на протяжении всей истории Китая . В последнем томе он предполагает: «Продолжающийся общий и научный прогресс проявлялся в традиционном китайском обществе, но его резко отогнал экспоненциальный рост современной науки после эпохи Возрождения в Европе. Китай был гомеостатическим , но никогда не находился в застое». [20]
Натан Сивин , один из соавторов Нидхэма, хотя и согласился с тем, что достижение Нидхэма было монументальным, предположил, что «вопрос Нидхэма», как контрфактическая гипотеза, не способствовал полезному ответу:
Поразителен вопрос: почему китайцы не опередили европейцев в Научной революции? – это один из немногих вопросов, которые люди часто задают в общественных местах о том, почему в истории что-то не произошло. Это аналогично вопросу о том, почему ваше имя не появилось на третьей странице сегодняшней газеты. [23]
Существует несколько гипотез, пытающихся объяснить вопрос Нидхэма. Инцю Лю и Чуньцзян Лю [24] утверждал, что проблема связана с отсутствием прав собственности и что эти права можно было получить только в пользу императора. Защита была неполной, поскольку император мог лишить этих прав в любой момент. Наука и техника были подчинены нуждам феодальной королевской семьи, а любые новые открытия конфисковывались правительством для их использования. Правительство предприняло шаги по контролю и вмешательству в деятельность частных предприятий, манипулируя ценами и прибегая к взяточничеству. Каждая революция в Китае перераспределяла права собственности в рамках той же феодальной системы. Земля и собственность передавались в первую очередь королевской семье новой династии вплоть до поздней династии Цин (1644–1911), когда вотчинные земли не были захвачены военачальниками и торговцами. Эти ограниченные права собственности ограничивали потенциальные научные инновации.
Китайская империя установила тоталитарный контроль и смогла сделать это из-за своих огромных размеров. Были более мелкие независимые государства, у которых не было другого выбора, кроме как подчиниться этому контролю. Они не могли позволить себе изолироваться. Китайцы считали благополучие государства своим основным мотивом экономической деятельности, и избегали индивидуальных инициатив. Существовали правила о печати, одежде, строительстве, музыке, рождаемости и торговле. Китайское государство контролировало все аспекты жизни, жестко ограничивая любые стимулы к инновациям и самосовершенствованию. «Изобретательность и изобретательность китайцев, несомненно, еще больше обогатили бы Китай и, вероятно, привели бы его к порогу современной промышленности, если бы не этот удушающий государственный контроль. Именно государство убивает технологический прогресс в Китае». [25] Тем временем отсутствие свободного рынка в Китае переросло в новое дело, согласно которому китайцам было запрещено вести торговлю с иностранцами. Внешняя торговля является отличным источником иностранных знаний, а также возможностью приобретения новых продуктов. Внешняя торговля способствует инновациям, а также расширению рынка страны. Как Ландес (2006) [26] далее говорится, что в 1368 году, когда состоялась инаугурация нового императора Хуну, его главной целью была война. (стр. 6). [26] В результате войн теряется значительная часть доходов, которые в противном случае можно было бы использовать для инновационных процедур. Активное участие в войне существенно помешало китайцам сосредоточиться на промышленной революции. Ланды (2006) [26] Далее поясняется, что китайцам посоветовали оставаться на месте и никогда не переезжать без разрешения китайского государства. Как показано, «Свод основных законов Мин также стремился блокировать социальную мобильность» (Landes, 2006, стр. 7). [26] Как можно ожидать промышленной революции в стране, которая запретила своим людям осуществлять социальную мобильность? Из вышеизложенного вы поймете, что ясно, что китайцы не смогут осуществить промышленную революцию, поскольку они были сильно приручены правительством своего штата, которое было наивно в отношении аспекта инноваций.
По словам Джастина Лина, [27] Китай не перешел от процесса технологических изобретений, основанного на опыте, к инновационному процессу, основанному на экспериментах. Процесс, основанный на опыте, зависел от численности населения, и хотя новые технологии возникли в результате проб и ошибок крестьян и ремесленников, процессы, основанные на экспериментах, превосходят процессы, основанные на опыте, в создании новых технологий. Прогресс экспериментов, следующих логике научного метода, может происходить гораздо быстрее, поскольку изобретатель может проводить множество испытаний в течение одного и того же производственного периода в контролируемой среде. Результаты экспериментов зависят от запаса научных знаний, тогда как результаты процессов, основанных на опыте, напрямую связаны с размером популяции; следовательно, инновационные процессы, основанные на экспериментах, имеют более высокую вероятность создания более совершенных технологий по мере роста человеческого капитала. До 13 века население Китая было примерно в два раза больше, чем в Европе, поэтому у него была более высокая вероятность создания новых технологий. После 14-го века население Китая росло в геометрической прогрессии, но прогресс в инновациях привел к уменьшению отдачи. В Европе было меньше населения, но она начала интегрировать науку и технологии, возникшие в результате научной революции 17 века. Эта научная революция дала Европе сравнительное преимущество в развитии технологий в наше время.
Линь обвинил учреждения в Китае в том, что они препятствуют принятию методологии, основанной на экспериментах. Его социально-политический институт подавлял интеллектуальное творчество, но, что более важно, он отвлекал это творчество от научных усилий. Тоталитарный контроль со стороны государства в Китайской империи препятствовал общественным спорам, конкуренции и росту современной науки, в то время как кластеры независимых европейских стран были более благоприятны для конкуренции и научного развития. Кроме того, у китайцев не было стимулов приобретать человеческий капитал, необходимый для современных научных экспериментов. Государственная служба считалась самой полезной и почетной работой в досовременном Китае. У одаренных было больше стимулов идти по этому пути для продвижения по лестнице социального статуса, а не заниматься научными исследованиями. Кроме того, слабость и отсутствие инноваций, продемонстрированные Китаем, привели к тому, что его превзошёл растущий европейский уровень технологического прогресса и инноваций. Как Ландес (2006) [26] выдвигает, китайцы жили как хотели. Ими правил император «Сын Неба», которого они называли уникальным и богоподобным. Как он далее добавляет, у этого императора были высокомерные представители, которых выбирали на основе «конкурсных экзаменов по конфуцианской грамоте и морали». Как поясняется, эти представители были покорны своим подчиненным, поскольку обладали высокой степенью самооценки. Как утверждал Ландес (2006): [26] нисходящая тирания в сочетании с культурным триумфализмом сделала Китай как государство плохим учеником. (стр. 11). Понятно, что Китай не сможет принять какую-либо информацию от своих подчиненных.
Ловушка равновесия высокого уровня. Высокая численность населения, хотя иногда она может быть дешевым источником рабочей силы, необходимой для экономического развития, иногда высокая численность населения может стать большим препятствием, когда дело доходит до развития. На землю, которая является фактором производства, может негативно повлиять высокая численность населения. Соотношение человеко-земельной площади в конечном итоге будет уменьшаться по мере роста населения сообщества. В тринадцатом веке Китай подвергся значительному влиянию этого демографического фактора, когда он подошёл к моменту начала промышленной революции. Как утверждает Линь (1995), изначально в китайской культуре ценились мужчины в обществе; в результате возникли ранние браки, которые повысили уровень рождаемости, что привело к быстрому увеличению населения Китая. (с. 271). [28] Увеличение населения без эквивалентного роста экономического и технологического развития в конечном итоге приведет к подавлению имеющихся ресурсов, что приведет к замедлению общего экономического развития. Высокая численность населения в Китае значительно увеличила соотношение человеко-земли. Население Китая было огромным. Так же, как Лин (1995) [28] Уточняется, что повышение соотношения человеко-земля в Китае означало, что излишек на душу населения уменьшался. Из-за этого Китай не смог иметь избыточных ресурсов, которые можно было бы использовать для разжигания промышленной революции. Так же, как Лин (1995) [28] Как выдвигается, европейцы наслаждались оптимальным соотношением численности населения и земли без какой-либо нагрузки на землю. У европейцев также были огромные неиспользованные технологии, а также экономические возможности. Все эти преимущества были возможны благодаря феодальной системе, которую принял европейец (с. 272). Наличие неиспользованных предприятий обеспечило европейцам значительный потенциал в осуществлении полноценной промышленной революции. Лин (1995) [28] далее добавляет, что, хотя в досовременную эпоху Европа отставала от Китая с точки зрения экономического и технологического прогресса, наконец пришло подходящее время для Европы, чтобы использовать накопленные достаточные знания. В Европе наконец почувствовалась острая потребность в экономии рабочей силы. Аграрная революция, произошедшая ранее, также обеспечила излишки сельскохозяйственной продукции, которые в конечном итоге послужили основным активом для финансирования промышленной революции. (с. 272). Накопление достаточного количества рабочей силы и знаний до их порога было важным шагом, который европейцы предприняли, чтобы разжечь промышленную революцию. Также очевидно, что аграрная революция, произошедшая в Европе, стала ощутимым вкладом в индустриализацию. Проблема изобилия земли также была на переднем плане в обеспечении реализации промышленной революции в Европе, в отличие от того, что произошло в Китае, где большое население создавало большую нагрузку на доступные ресурсы, что в результате делало промышленную революцию недостижимой в Китае. в начале четырнадцатого века.
Оценки и критика
[ редактировать ]Работа Нидхэма подверглась критике со стороны большинства ученых, которые утверждают, что она имеет сильную склонность к преувеличению китайских технологических достижений и чрезмерную склонность предполагать китайское происхождение широкого круга объектов, охватываемых его работами. Пьер-Ив Манген пишет, например:
Монументальная работа Дж. Нидэма (1971) по китайской мореплавании предлагает, безусловно, наиболеенаучный синтез по вопросам китайского судостроения и мореплавания. Его склонность рассматривать китайцев как инициаторов всего сущего и его постоянные ссылки на превосходство китайцев над технологиями остального мира временамиотвлечь его от аргументов. [29]
В другом ключе критики книга Андре Гундера Франка « Переориентация» утверждает, что, несмотря на вклад Нидэма в область китайской технологической истории, он все еще изо всех сил пытался освободиться от своих предвзятых представлений о европейской исключительности. Re-Orient критикует Нидэма за его евроцентристские предположения, заимствованные у Маркса , и за предпосылку знаменитого Большого вопроса Нидхэма о том, что наука является уникальным западным явлением. Фрэнк замечает:
Увы, это тоже было Нидэма первоначально марксистская и веберовская отправная точка . КакНидхэм находил все больше и больше свидетельств о науке и технологияхв Китае он изо всех сил пытался освободиться от своего европоцентристского оригинала.грех, который он унаследовал непосредственно от Маркса, как также отмечает Коэн.Но Нидэму так и не удалось добиться успеха, возможно, потому, что его концентрацияо Китае помешали ему в достаточной степени пересмотреть свои все еще этноцентрическиевзгляд на саму Европу. [30]
Т. Х. Барретт утверждает в книге «Женщина, которая открыла книгопечатание» , что Нидхэм неоправданно критиковал буддизм , описывая его как «трагически сыгравшего роль в удушении роста китайской науки», в чем Нидэм с готовностью признался в разговоре несколько лет спустя. [31] Барретт также критикует фаворитизм Нидхэма и некритическую оценку даосизма в китайской технологической истории:
У него была склонность — не совсем оправданная в свете недавних исследований — хорошо думать о даосизме, поскольку он видел в нем роль, которую невозможно найти где-либо еще в китайской цивилизации. Основная школа мышления бюрократической китайской элиты, или « конфуцианство » (еще один проблематичный термин) в его словаре, казалось ему, меньше интересовалась наукой и технологией и «отвернулась от природы». По иронии судьбы, династия, которая, очевидно, отказывалась от печатного дела с 706 года до своей кончины в 907 году, была такой же даосской, как и любая другая династия в китайской истории, хотя, возможно, ее «государственный даосизм» показался бы Нидхэму коррумпированным и недостоверным бизнесом. [32]
Дайви Фу в эссе «О мире маргинальности Мэнси битана и «иглах, направленных на юг»: перевод фрагментов против контекстуальной традиции» критикует Нидэма, как и других западных ученых, за переводы, в которых выбираются фрагменты, считающиеся «научными», обычно не оценивая единства текста, контекста цитаты и таксономии, в которую включены эти фрагменты, затем реорганизуйте и переосмыслите их в новой, западной таксономии и повествовании. Нидэм использовал этот процесс отбора и повторной сборки, чтобы отстаивать китайскую научную традицию, которой как таковой не существовало. [33]
Джастин Лин возражает против предположения Нидхэма о том, что раннее принятие Китаем современных социально-экономических институтов во многом способствовало его технологическому прогрессу. Лин утверждает, что технологический прогресс в то время в значительной степени был отделен от экономических обстоятельств и что влияние этих институтов на технологический прогресс было косвенным. [34]
Политическое участие
[ редактировать ]Политические взгляды Нидхэма были неортодоксальными, а его образ жизни противоречив. Его левая позиция была основана на форме христианского социализма . Однако на него повлияли Луи Рапкин и Лилиана Любиньска , оба марксиста, воспитанные с еврейскими антиклерикальными взглядами. [35] Он никогда не вступал ни в одну коммунистическую партию . [35] После 1949 года его симпатии к китайской культуре распространились и на новое правительство. Во время своего пребывания в Китае Нидэма попросили проанализировать несколько лепешек для крупного рогатого скота, которые были разбросаны американскими самолетами на юге Китая в конце Второй мировой войны, и выяснилось, что они пропитаны сибирской язвой . [36] Во время Корейской войны он выдвинул новые обвинения в том, что американцы использовали биологическое оружие . Чжоу Эньлай координировал международную кампанию по привлечению Нидэма в исследовательскую комиссию, молчаливо предлагая доступ к материалам и контактам в Китае, необходимым для его тогдашних ранних исследований. Нидэм согласился работать инспектором в Северной Корее , и его отчет подтвердил эти обвинения (до сих пор ведутся споры о том, были ли доказательства подброшены в рамках сложной кампании дезинформации). Биограф Нидхэма Саймон Винчестер утверждал, что «Нидхэм был интеллектуально влюблен в коммунизм; и все же коммунистические мастера шпионажа и агенты, как выяснилось, безжалостно обманули его». Нидэм находился в черном списке правительства США вплоть до 1970-х годов. [37]
В 1965 году вместе с Дереком Брайаном , дипломатом в отставке, с которым он впервые встретился в Китае, Нидэм основал Общество англо-китайского взаимопонимания , которое в течение нескольких лет предоставляло британским подданным единственный способ посетить Китайскую Народную Республику. Во время визита в Китай в 1964 году его встретил Чжоу Эньлай, и в 1965 году он заявил, что «сейчас в Китае правительство лучше, чем на протяжении веков». [38] но во время визита в 1972 году он был глубоко подавлен изменениями, произошедшими в результате Культурной революции .
Личная жизнь
[ редактировать ]Нидэм женился на биохимике Дороти Мойл (1896–1987) в 1924 году, и они стали первыми мужем и женой, избранными членами Королевского общества . [8] Саймон Винчестер отмечает, что в молодости Нидэм был заядлым гимнософом , и его всегда привлекали красивые женщины. [39] Когда он и Лу Гвей-джен встретились в 1937 году, они глубоко полюбили друг друга, и Дороти приняла это. В конце концов они втроем счастливо жили на одной и той же улице в Кембридже в течение многих лет. В 1989 году, через два года после смерти Дороти, Нидэм женился на Лу, который умер два года спустя. Он страдал болезнью Паркинсона с 1982 года и умер в возрасте 94 лет в своем доме в Кембридже. [40] [41] [42] [43] [44] [45] В 2008 году должность заведующего китайским языком в Кембриджском университете (пост, который никогда не присуждался Нидхэму), была присвоена в его честь звание профессора китайской истории, науки и цивилизации Джозефа Нидхэма . [46] С 2016 года в Клэр-колледже проводится ежегодная лекция памяти Нидхэма.
высокой церкви Нидхэм был англо-католиком , который регулярно молился в соборе Эли и в часовне колледжа, но он также называл себя «почетным даосом ». [47]
Почести и награды
[ редактировать ]В 1961 году Нидхэм был награжден медалью Джорджа Сартона Обществом истории науки , а в 1966 году он стал магистром колледжа Гонвилля и Кая . В 1979 году Джозеф Нидэм получил Премию Декстера за выдающиеся достижения в истории химии от Американского химического общества . [48] В 1984 году Нидхэм стал четвертым лауреатом премии Дж. Д. Бернала, присуждаемой Обществом социальных исследований науки. В 1990 году он был награжден премией Фукуока в области азиатской культуры от города Фукуока .
Исследовательский институт Нидэма в Робинсон-колледже в Кембридже, посвященный изучению научной истории Китая, был открыт в 1985 году принцем Филиппом, герцогом Эдинбургским и канцлером Кембриджского университета .
- Орден «Кавалеры Почета» , 1992 г. [4]
- Британская академия , 1971 год. [3]
- Королевское общество , 1941 год. [2]
Работает
[ редактировать ]- Наука, религия и реальность (1925)
- Человек-машина (1927) Кеган Пол
- Химическая эмбриология (1931) КУБОК
- Великая амфибия: четыре лекции о положении религии в мире, где доминирует наука (1931)
- История эмбриологии (1934, 1959) CUP
- Порядок и жизнь Лекции Терри (1936)
- Биохимия и морфогенез (1942)
- Время: Освежающая река (Очерки и обращения, 1932–1942) (1943)
- Китайская наука (1945) Pilot Press
- История на нашей стороне (1947)
- Научный аванпост; Документы Управления китайско-британского научного сотрудничества (Научный офис Британского совета в Китае) 1942–1946 (1948) Pilot Press
- Наука и цивилизация в Китае (1954–2008...) CUP - на сегодняшний день 27 томов.
- Великое титрование: наука и общество на Востоке и Западе (1969) Аллен и Анвин
- В четырех морях: Диалог Востока и Запада (1969)
- Клерки и мастера в Китае и на Западе: лекции и выступления по истории науки и техники (1970) CUP
- Китайская наука: исследования древней традиции (1973) Ред. Сигэру Накаяма , Нэйтан Сивин . Кембридж: MIT Press
- Формы понимания: образец натуральной философии (1976) Аллен и Анвин
- Краткая книга «Наука и цивилизация в Китае» (5 томов) (1980–95) - сокращение Колина Ронана
- Наука в традиционном Китае: сравнительная перспектива (1982)
- Гений Китая (1986) Однотомная дистилляция Роберта Темпла, Саймона и Шустера.
- Небесный часовой механизм: Великие астрономические часы средневекового Китая (1986) CUP
- Зал небесных рекордов: корейские астрономические инструменты и часы, 1380–1780 (1986) CUP
- Отрывки из произведений Джозефа Нидэма и Мэнсела Дэвиса, Книжная гильдия, 1990 г.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ ГурдонРодбард (2000) , с. 365.
- ^ Jump up to: а б Винчестер, 2008 г. , стр. 28–29.
- ^ Jump up to: а б Винчестер 2008 , с. 238
- ^ Jump up to: а б Винчестер 2008 , с. 250
- ^ ГурдонРодбард (2000) , с. 366, 368.
- ^ ГурдонРодбард (2000) , с. 368.
- ^ Майер (2004) , с. 43, 48.
- ^ Jump up to: а б Мэнсел Дэвис (27 марта 2005 г.). «Некролог: Джозеф Нидхэм» . Независимый . Архивировано из оригинала 17 июня 2022 года . Проверено 19 июля 2010 г.
- ^ Винчестер 2008 , с. 50
- ^ Грегори, «Джозеф Нидэм», в Питере Хармане, Саймоне Миттоне, (ред.) Кембриджские научные умы, Cambridge University Press, 2002, стр. 299–312, стр. 305.
- ^ Нидэм, Джозеф. «Альбом для рисования Джозефа Нидхэма из его посещения буддийских гротов в Чиенфодонг千佛洞 (Цяньфодун), Дуньхуан, провинция Ганьсу,... (NRI2/5/12/4)» . Кембриджская цифровая библиотека . Проверено 12 июля 2016 г.
- ^ Изображения и расшифровку его дневника этого путешествия см. http://idp.bl.uk/database/oo_loader.a4d?pm=NRI2/5/12/1.
- ^ Нидэм, Джозеф. «Дневник Джозефа Нидэма о его турне по Северо-Западному Китаю, 7 августа – 14 декабря 1943 г. (NRI2/5/12/1)» . Кембриджская цифровая библиотека . Проверено 12 июля 2016 г.
- ^ Винчестер 2008 , стр. 84–157, 175.
- ^ «Наука и цивилизация в Китае» . Исследовательский институт Нидэма . Проверено 9 июля 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Аронова, Е.А. (2012). Научные исследования до «Научных исследований»: холодная война и научная политика в США, Великобритании и СССР, 1950-1970-е годы (Диссертация). Калифорнийский университет в Сан-Диего.
- ^ Аронова, Елена; Турчетти, Симона, ред. (2016). Научные исследования во время холодной войны и после нее . дои : 10.1057/978-1-137-55943-2 . ISBN 978-1-137-57816-7 .
- ^ «История человечества | Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры» . www.unesco.org . Проверено 13 июля 2019 г.
- ^ Джозеф Нидэм (1969). Большое титрование: наука и общество на Востоке и Западе, стр. 16, 190 .
- ^ Jump up to: а б Джозеф Нидэм (2004). Наука и цивилизация в Китае . Том. 7 часть 2, п.1.
- ^ Роберт., Темпл (2007). Гений Китая: 3000 лет науки, открытий и изобретений . Харди Грант. ISBN 978-1-74066-533-9 . ОСЛК 271597716 .
- ^ Гроссвайлер, Пол (2004). «Разрушение эффекта алфавита» . Канадский журнал коммуникации . 29 (2): 145–158. дои : 10.22230/cjc.2004v29n2a1432 . Проверено 22 января 2011 г.
- ^ Сивин (1995) .
- ^ Лю, Инцю; Чуньцзян Лю (2007). «Диагностика причины научного застоя, разгадка загадки Нидхэма». Китайский экономист . 10 : 83–96.
- ^ Балаж, Этьен (1968). «Небесная бюрократия: исследование экономики и общества традиционного Китая». Презентация Поля Демьевиля .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Дэвид С., Ландес (весна 2006 г.). «Почему Европа и Запад? Почему не Китай» . Журнал экономических перспектив . 20 (2): 3–22. дои : 10.1257/jep.20.2.3 .
- ^ Лин, Джастин (январь 1995 г.). «Загадка Нидхэма: почему промышленная революция зародилась не в Китае» (PDF) . Экономическое развитие и культурные изменения . 43 (2): 269–292. дои : 10.1086/452150 . S2CID 35637470 .
- ^ Jump up to: а б с д Джастин Ифу, Лин (1995). Загадка Нидхема: почему промышленная революция зародилась не в Китае . Экономическое развитие и культурные изменения. п. 269.
- ^ Пьер-Ив Манген: «Торговые корабли Южно-Китайского моря. Техника судостроения и их роль в истории развития азиатских торговых сетей», Журнал экономической и социальной истории Востока , Vol. 36, № 3. (1993), стр. 253–280 (268, Fn.26; Роберт Финли, «Китай, Запад и всемирная история в книге Джозефа Нидхэма о науке и цивилизации в Китае», Journal of World History 11 ( Осень 2000 г.): 265–303.
- ^ Франк 1998 , с. 189.
- ^ Барретт 2008 , с. 134.
- ^ Барретт 2008 , с. 135.
- ^ Фу (1999) .
- ^ Линь, Джастин Ифу (1995). «Загадка Нидхэма: почему промышленная революция зародилась не в Китае» (PDF) . Экономическое развитие и культурные изменения . 43 (2): 269–292. дои : 10.1086/452150 . JSTOR 1154499 . S2CID 35637470 .
- ^ Jump up to: а б Блю, Грегори (1998). «Джозеф Нидхэм, неортодоксальный марксизм и социальная основа китайской науки». Наука и общество . 62 (2): 195–217. ISSN 0036-8237 . JSTOR 40403699 .
- ↑ Воспоминания Робинсона о Нидхэме, стр. 235 из Нидэм, Джозеф ; Робинсон, Кеннет Г.; Хуан, Джен-Ю (2004), Наука и цивилизация в Китае , том. 7, часть II. Общие выводы и размышления , Издательство Кембриджского университета.
- ^ Винчестер 2008 , с. 212 Этот инцидент рассмотрен в Шивэй Чен, «История трёх мобилизаций: пересмотр обвинений Китая в применении биологической войны против США в Корейской войне», Журнал американо-восточноазиатских отношений 16.3 (2009): 213–247. .
- ^ Монк, Чарльз (15 января 1966 г.). «Мастерство китайского ученого». Университет . стр. 10–11.
- ^ Винчестер 2008 , с. 23
- ^ «Джозеф Нидэм | Британский биохимик | Британика» . www.britanica.com . Проверено 11 декабря 2021 г.
- ^ «Доктор Джозеф Нидэм» . ЯНФСК . Проверено 11 декабря 2021 г.
- ^ «Некролог: Джозеф Нидэм» . Независимый . 26 марта 1995 г. Архивировано из оригинала 17 июня 2022 г. Проверено 11 декабря 2021 г.
- ^ ГурдонРодбард (2000) .
- ^ Лайалл, Сара (27 марта 1995 г.). «Джозеф Нидэм, исследователь Китая из Великобритании, умер в возрасте 94 лет» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 11 декабря 2021 г.
- ^ «Лао Шэ» . chinesehsc.org . Проверено 11 декабря 2021 г.
- ^ Стеркс, Роэл, На полях Шеннона: первая лекция, прочитанная в Кембриджском университете 30 сентября 2008 года в ознаменование учреждения профессорской должности Джозефа Нидхэма по китайской истории, науке и цивилизации. Кембридж: Исследовательский институт Нидхэма, 2008 г. ( ISBN 0-9546771-1-0 ).
- ^ Отрывок из сочинений Джозефа Нидхэма и Мэнсела Дэвиса, Книжная гильдия, 1990 г.
- ^ «Премия Декстера за выдающиеся достижения в истории химии» . Отдел истории химии . Американское химическое общество . Проверено 30 апреля 2015 г.
Источники
[ редактировать ]- Биографический
- Гердон, Дж. Б. ; Родбард, Барбара (2000). «Джозеф Нидэм, CH 9 декабря 1900 г. – 24 марта 1995 г.: избран в ФРС 1941 г.» . Биографические мемуары членов Королевского общества . 46 : 365. дои : 10.1098/rsbm.1999.0091 . JSTOR 770406 .
- Сара Лайалл. «Джозеф Нидэм, исследователь Китая из Великобритании, умер в возрасте 94 лет» , The New York Times. 27 марта 1995 г.
- Майер, Анна-К. (2004). «Создание дисциплины, II: британская история науки и« конец идеологии », 1931–1948». Исследования по истории и философии науки . 35 : 41–72. дои : 10.1016/j.shpsa.2003.12.010 .
- Роберт П. Мултауф, «Джозеф Нидхэм (1900–1995),» Technology and Culture 37.4 (1996): 880–891. JSTOR 3107121 .
- Спенс, Джонатан (14 августа 2008 г.). «Страсти Джозефа Нидэма» . Китайский файл: Нью-Йоркский обзор книг. Архивировано из оригинала 24 июля 2022 года . Проверено 24 июля 2022 г.
{{cite magazine}}
: Для журнала Cite требуется|magazine=
( помощь ) CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) . - Роэл Стеркс. На полях Шэннуна: первая лекция, прочитанная в Кембриджском университете 30 сентября 2008 года по случаю учреждения профессорской должности Джозефа Нидэма по китайской истории, науке и цивилизации . Кембридж: Исследовательский институт Нидхэма, 2008 г. ( ISBN 0-9546771-1-0 ).
- Винчестер, Саймон (2008). Человек, который любил Китай: фантастическая история эксцентричного учёного, открывшего тайны Поднебесной . Нью-Йорк: ХарперКоллинз . ISBN 978-0-06-088459-8 . Издано в Великобритании под названием Bomb, Book and Compass .
- Популярная биография, которую Натан Сивен характеризует как «хихикающую биографию писателя, который специализируется на шумных рассказах об английских эксцентриках» и «не готов иметь дело с историческими работами [Нидхэма]». — Сивин, Натан (2013). «Вопрос Нидхэма» . Оксфордские библиографии.
- Франческа Брей, «Насколько слепа любовь?: Человек, который любил Китай » Саймона Винчестера» , Technology and Culture 51.3 (2010): 578–588. JSTOR 40927987 .
- «Вопрос Нидхема»
- Элвин, Марк, «Введение (Симпозиум: Работа Джозефа Нидхэма)», Прошлое и настоящее, нет. 87 (1980): 17–20. JSTOR 650562 .
- Каллен, Кристофер, «Джозеф Нидэм о китайской астрономии», « Прошлое и настоящее» , №. 87 (1980): 39–53. JSTOR 650565 .
- Фу, Дайви (1999). «О мире маргинальности Мэнси битана и « иглах, направленных на юг »: перевод фрагментов против контекстуальной традиции» . В Аллетоне, Вивианна; Лакнер, Майкл (ред.). От одного ко многим: переводы с китайского на европейские языки Переводы с китайского на европейские языки . Les Editions de la MSH, Франция . Париж: Éditions de la Maison des Sciences de l’homme. стр. 176–201. ISBN 273510768X . Архивировано из оригинала 6 декабря 2013 года.
- Сивин, Натан (1995). «Почему научная революция не произошла в Китае – или не произошла?» (PDF) . В Сивине, Натан (ред.). Наука в Древнем Китае . Олдершот, Хантс: Variorum. стр. Глава VII.
- Джастин Ю. Лин, «Загадка Нидхэма: почему промышленная революция зародилась не в Китае», Economic development andcultural Change 43.2 (1995): 269–292. JSTOR 1154499 .
- Тимоти Брук, «Китаеведение Джозефа Нидхэма», Modern China 22.3 (1996): 340–348. JSTOR 189191 .
- Роберт П. Мултауф, «Джозеф Нидхэм (1900–1995),» Technology and Culture 37.4 (1996): 880–891. JSTOR 3107121 .
- Грегори Блю, «Джозеф Нидхэм, неортодоксальный марксизм и социальные предпосылки китайской науки», Science & Society 62.2 (1998): 195–217. JSTOR 40403699 .
- Роберт Финли, «Китай, Запад и всемирная история в книге Джозефа Нидхэма « Наука и цивилизация в Китае », Journal of World History 11 (осень 2000 г.): 265–303.
- Сивин, Натан (2013). «Вопрос Нидхэма» . Оксфордские библиографии.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Барретт, Тимоти Хью (2008), Женщина, которая открыла печать , Великобритания: Издательство Йельского университета , ISBN 978-0-300-12728-7 (алк. бумага)
- Фрэнк, Андре Гундер (1998), ReORIENT , Беркли и Лос-Анджелес, Калифорния: University of California Press , ISBN 9780520214743
- Иго, Хо Пэн. Воспоминания о странствующем ученом: естествознание, гуманитарные науки и Джозеф Нидхэм . xii, 240 стр. Сингапур: World Scientific Publishing , 2005.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Английский
- Интервью с биографом Саймоном Винчестером на канале ABC в Брисбене, сентябрь 2000 г.
- Исследовательский институт Нидхэма (NRI)
- Наука и цивилизация в Китае
- Азиатская философия и критическое мышление: расхождение или конвергенция?
- Путеводитель по рукописям британских ученых : Н, О.
- BBC Radio4 «В наше время» по вопросу Нидхэма. Аудиопоток
- Работы Джозефа Нидхэма или о нем в Интернет-архиве
- Вопросительные знаки: китайское изобретение - The Economist, 5 июня 2008 г., обзор биографии Нидхэма Саймона Винчестера.
- Фотографии Нидхэма военного времени в Китае
- Ответ на вопрос Нидэма?
- Интервью Имперского военного музея
- Джозеф Нидхэм Коллекция оцифрованных фотографий и журналов из архива NRI в Кембриджской цифровой библиотеке.
- китайский
- Джозеф Нидэм
- 1900 рождений
- 1995 смертей
- Британские историки ХХ века
- Британские учёные XX века
- Выпускники колледжа Гонвилл и Кайус в Кембридже
- Англиканские ученые
- Англо-католические социалисты
- Британские биохимики
- Британские христианские социалисты
- Британские эмигранты в Китае
- Британские историки науки
- Британские писатели-научные писатели
- Британские китаеведы
- Христианские коммунисты
- Смертность от болезни Паркинсона в Англии
- Члены колледжа Гонвилл и Кайус, Кембридж
- Члены Британской академии
- Члены Королевского общества
- Иностранные сотрудники Национальной академии наук
- Иностранные члены Китайской академии наук
- Историки астрономии
- История науки и техники в Китае
- Обладатели медали Леонардо да Винчи
- Магистр колледжа Гонвилл и Кайус, Кембридж
- Кавалеры Ордена Почетных кавалеров
- Люди, получившие образование в школе Oundle
- Лауреаты Премии Фукуоки
- должностные лица ЮНЕСКО