Конституция Кении
Конституция Кении, 2010 г. | |
---|---|
![]() | |
Обзор | |
Юрисдикция | Кения |
Ратифицирован | 4 августа 2010 г. |
Дата вступления в силу | 27 августа 2010 г. |
Система | Унитарная президентская республика |
Структура правительства | |
Филиалы | Три |
Чемберс | Двухпалатный ( парламент ) |
Исполнительный | Президент |
судебная власть | Верховный суд |
История | |
Поправки | 13 |
Последняя поправка | 4 июля 2019 г. |
Автор(ы) | Комитет экспертов |
Заменяет | Закон о Конституции Кении 1969 года. |
Полный текст | |
![]() |
![]() |
---|
![]() |
Конституция Кении является высшим законом Республики Кения . Существовали три важные версии конституции, причем последняя редакция была принята в 2010 году. Конституция была представлена Генеральному прокурору Кении 7 апреля 2010 года, официально опубликована 6 мая 2010 года и вынесена на референдум 4 числа. Август 2010. [ 1 ] [ 2 ] Новую Конституцию одобрили 67% кенийских избирателей. [ 3 ] Конституция была обнародована 27 августа 2010 года. [ 4 ]
Конституционные реформы, включающие совершенно новые тексты после обретения независимости: в 1969 и 2010 годах. В 1969 году конституция независимости 1963 года была заменена новым текстом, который закрепил поправки, уже внесенные в систему правления, предусмотренные конституцией независимости. [ 5 ]
Эти изменения включали: изменение структуры штата с федеративной системы, или системы Маджимбо , на унитарную систему; создание однопалатного законодательного органа вместо двухпалатного; переход от парламентской системы к президентской с влиятельным президентом; и сокращение защиты билля о правах. Позже были внесены дальнейшие поправки в конституцию 1969 года, в том числе в 1982 году учреждение де-юре однопартийного правительства. [ 5 ]
Требование новой конституции, которая заменила бы текст 1969 года более демократической системой, возникло в начале 1990-х годов, когда закончилась холодная война и произошли демократические изменения в других частях Африки. Однопартийная система прекратила свое существование в 1991 году, а первые президентские выборы состоялись в 1992 году. Призывы к всестороннему пересмотру Конституции 1969 года усилились в конце 1990-х - начале 2000-х годов, чему способствовала победа оппозиционной Национальной радужной коалиции (NARC). партия на всеобщих выборах 2002 года. Процессы официальных консультаций и консультаций с гражданским обществом привели к принятию так называемого «проекта конституции Бомаса» (по месту проведения конференции, на которой он был принят). [ 5 ]
Однако перед референдумом 2005 года в этот проект, тем не менее, были внесены существенные поправки, что привело к расколу тогдашней правящей коалиции. Раилой Одингой Правительственная фракция Либерально-демократической партии, возглавляемая и поддерживаемая KANU, провела успешное голосование «против» против измененного проекта Бомаса (названного проектом Вако в честь предполагаемого вдохновителя изменений). Пересмотр Конституции застопорился, а переговоры по принятию нового текста, похоже, зашли в тупик. Тупик был окончательно преодолен лишь благодаря вмешательству Африканского Союза через посредническую группу, возглавляемую Кофи Аннаном , после вспышки серьезного насилия после выборов в начале 2008 года.
Процесс разработки Конституции 2010 года
[ редактировать ]Конституция Кении стала заключительным документом, ставшим результатом пересмотра согласованного проекта конституции Кении, написанного Комитетом экспертов, первоначально обнародованного 17 ноября 2009 года, чтобы общественность могла обсудить документ, а затем парламент мог решить, следует ли подвергать его рассмотрению. он был вынесен на референдум в июне 2010 года. Общественности было дано 30 дней на тщательное изучение проекта и направление предложений и поправок соответствующим членам парламента, после чего пересмотренный проект был представлен Парламентскому комитету по 8 января 2010 г. Специальный парламентский комитет (PSC) пересмотрел проект и вернул его в Комитет экспертов. [ 6 ] который опубликовал проект конституции 23 февраля 2010 года, который был представлен парламенту для внесения окончательных поправок в случае необходимости.
Не сумев внести более 150 поправок в предложенную конституцию, парламент единогласно одобрил предложенную конституцию 1 апреля 2010 года. Предлагаемая конституция была представлена Генеральному прокурору Кении 7 апреля 2010 года, официально опубликована 6 мая 2010 года и подвергнута пересмотру. референдум г. 4 августа 2010 [ 2 ] Новую Конституцию одобрили 67% кенийских избирателей. [ 3 ]
Структура правительства
[ редактировать ]Ключевые изменения, предложенные новой конституцией, касаются следующих областей:
- Разделение властей между тремя ветвями власти, т.е. исполнительной, законодательной и судебной. [ 7 ]
- Руководитель – тот, кто обладает исполнительной властью и квалификацией. [ 8 ]
- Законодательная власть – состав и представительство народа. Введение верхней палаты – Сената. [ 9 ]
- Судебная власть – требования для занятия должности и назначения. [ 10 ]
- Передача полномочий – только два уровня правительства: национальный и окружной. [ 11 ]
- Гражданство – среди прочего, была прекращена гендерная дискриминация, и граждане, получившие иностранное гражданство, не потеряют своего кенийского гражданства. [ 12 ]
Достигнутые результаты
- Передовой Билль о правах, который, среди прочего, признает социально-экономические права кенийских граждан. (Глава четвертая).
- Отмена возрастного ограничения в 35 лет для баллотирования в президенты. [ 13 ] Новый проект позволяет людям баллотироваться до тех пор, пока они достигли совершеннолетия. Статья 137(б)
- Право отзыва законодателей (сенаторов и членов Национального собрания). (статья 104)
- Представительство в выборных органах должно эффективно соответствовать конституционному требованию гендерного равенства, а именно, что не более двух третей членов должны быть представителями любого пола. Глава 7, Статья 81(b)
- Глава о добросовестности требует, чтобы независимая комиссия по этике контролировала соблюдение добросовестности во всех государственных учреждениях и проводила расследования и давала рекомендации необходимым органам, например Генеральному прокурору и любому другому соответствующему органу власти (Глава шестая).
- Продвинутая Комиссия по правам человека и равенству, которая также будет иметь полномочия расследовать и вызывать людей, причастных к нарушениям прав человека внутри правительства и среди общественности. (статья 252)
- Справедливое распределение ресурсов между национальным правительством и правительствами округов посредством резолюции парламента. [ 14 ] Глава 12- Часть 4.
- Фонд выравнивания для улучшения базового доступа к основным потребностям маргинализированных сообществ. (статья 204).
- Любой представитель общественности имеет право возбудить дело против правительства на основании нарушения прав человека и Билля о правах – статья 23(1)(2). Суды и правительственные учреждения обязаны соблюдать Билль о правах в соответствии со статьей 2 (1), статьей 10 (1) конституции.
- Комиссия по заработной плате и вознаграждениям — независимая организация, имеющая полномочия регулярно пересматривать зарплаты всех государственных служащих, чтобы обеспечить финансовую устойчивость законопроекта о компенсациях. Статья 230(5).
- Независимость судебной власти подтверждена статьей 160.
- Независимая национальная земельная комиссия, созданная для осуществления надзора и управления всеми государственными землями, принадлежащими национальному правительству и правительству округа, а также рекомендации политики по рассмотрению жалоб общественности, консультирования национального правительства о путях улучшения управления земельными ресурсами на национальном уровне и округе, планирования и разрешения споров. Статья 67.
- Экологические права признаются в соответствии с Главой 5 (Часть 2).
- Свобода СМИ от санкций со стороны государства за любые мнения и распространение средств массовой информации. Статья 34. Это регулируется статьей 33.
Исполнительный
[ редактировать ]Исполнительная власть на большинстве высших уровней будет состоять из президента , заместителя президента и кабинета министров .
Ключевые функции президента
[ редактировать ]Ключевые функции президента Кении заключаются в следующем: [ 15 ]
- Является главой государства и главой правительства Республики Кения.
- Не может быть членом парламента
- Главнокомандующий - и объявит войну и чрезвычайное положение после одобрения Национальной ассамблеи и Кабинета министров соответственно.
- Глава правительства – будет обладать исполнительной властью, а также будет координировать и контролировать все основные подразделения исполнительной власти.
- Выдвигает кандидатуры, назначает с предварительного одобрения национальной ассамблеи и увольняет секретарей кабинета министров.
- Председательствует на заседаниях Кабинета министров.
- Одобряет законопроекты и возвращает их в парламент для дальнейшего рассмотрения.
- Выдвигает кандидатуру и после одобрения Парламента назначает Главного судью.
- Выдвигает кандидатуру и после одобрения Парламента назначает Генерального прокурора.
- Выдвигает кандидатуру и после одобрения Парламентом назначает директора прокуратуры.
- Назначает судей Высшего суда, рекомендованных ему/ей независимой комиссией судебной службы.
- Назначает послов/верховных комиссаров в посольства Кении за рубежом.
Законодательная власть
[ редактировать ]Законодательная власть является многопалатной и состоит из следующих органов:
Верхняя палата – Сенат
[ редактировать ]Источник: [ 16 ]
- В каждом из 47 округов будет свой сенатор.
- Сенатор будет избран избирателями.
- Ориентировочное общее число сенаторов составит 60.
- Председательствует на слушаниях по импичменту президента (статья 145).
Нижняя палата – Национальное собрание.
[ редактировать ]- Каждый округ (290 — число, опубликованное Независимой комиссией по выборам и границам в октябре 2012 года).
- Большинство членов Национального собрания будут избраны прямым голосованием избирателями.
- От каждого округа будет избран представитель-женщина, что гарантирует минимум 47 женщин-депутатов в Национальной ассамблее.
- Ориентировочное общее количество депутатов составит 347 человек.
- Голосование за расследование и импичмент президенту (статья 145).
Окружные собрания и исполнительная власть
[ редактировать ]- Страна будет разделена примерно на 47 округов .
- В каждом округе будет глава администрации округа , возглавляемый губернатором округа, избираемым непосредственно народом;
- Собрание округа избирается представителями округов округа. [ 17 ]
судебная власть
[ редактировать ]Будет три высших суда:
- Верховный суд – высший судебный орган, состоящий из главного судьи , заместителя главного судьи и пяти других судей. Этот суд будет рассматривать апелляции из апелляционного и конституционного судов. Он также будет председательствовать на процедуре импичмента президента.
- Апелляционный суд – будет рассматривать апелляционные дела из Высокого суда и в соответствии с предписаниями парламента. В его состав войдут не менее 12 судей, и его возглавит президент, назначаемый главным судьей.
независимая Комиссия судебной службы Для назначения судей была создана . Они рекомендуют президенту список лиц, которые будут назначены судьями (эта статья вступит в силу после переходного периода). Комиссия будет состоять из следующих лиц:
- Судья Верховного суда - избирается членами Верховного суда председателем комиссии.
- Судья Апелляционного суда - избирается членами Апелляционного суда председателем комиссии.
- Генеральный прокурор
- Два адвоката, женщина и мужчина, каждый из которых имеет стаж не менее пятнадцати лет, номинированные уставным органом, ответственным за профессиональное регулирование адвокатов.
- Один человек назначается Комиссией по государственной службе .
Генеральный прокурор
[ редактировать ]- Назначается президентом – с одобрения Национального собрания.
- Занимать должность только один срок продолжительностью не более 8 лет (статья 157(5)).
Передача полномочий
[ редактировать ]Передача полномочий правительствам округов будет осуществляться автономно только при выполнении отдельных функций, перечисленных в Четвертом приложении (Часть 2). Это контрастирует с федеральной системой, в которой суверенитет конституционно разделен между федеральным правительством и штатами. Кенийская система передачи полномочий по-прежнему сохраняет унитарную политическую концепцию в результате распределения функций между двумя уровнями власти в соответствии с Четвертым графиком, а также в результате статьи 192, которая дает президенту право приостанавливать деятельность правительства округа при определенных условиях.
Коллизия законов между двумя уровнями власти рассматривается в соответствии со статьей 191, согласно которой национальное законодательство в некоторых случаях имеет преимущественную силу над законодательством округа. Отношения между национальным правительством и округами можно рассматривать как отношения принципала и агента с ограниченной автономией, в отличие от отношений агента и агента в федеральной системе.
В качестве требований к подотчетности обоих уровней власти было введено больше сдержек и противовесов. Парламент (Сенат и Национальное собрание) имеет большую свободу действий в отношении бюджетных ассигнований правительствам графств. Каждые пять лет Сенат получает рекомендации Комиссии по распределению доходов (статья 217) и принимает резолюцию о критериях распределения доходов.
Национальному правительству по конституции запрещено умышленно вмешиваться в роль и функции правительства округа в соответствии с Четвертым приложением. Исключения могут потребовать одобрения парламента (статьи 191 и 192). Национальное правительство должно играть определенную роль на уровне округа, выполняя все другие функции, которые не возложены на правительство округа, как указано в Четвертом приложении (Часть 1).
Гражданство
[ редактировать ]Новая конституция вносит важные реформы в прежнюю систему гражданства, в частности, прекращая гендерную дискриминацию в отношении права женщины передавать гражданство своим детям или супругу; отменив запрет на двойное гражданство; и путем ограничения оснований для лишения гражданства. Однако текст подвергся критике за то, что он не обеспечивает достаточную защиту от безгражданства для детей и взрослых. [ 18 ]
- Лицо является гражданином по рождению, если на день его рождения, независимо от того, родилось оно в Кении или нет, мать или отец данного лица является гражданином (статья 14(1)).
- Лицо, состоящее в браке с гражданином не менее семи лет, имеет право по заявлению зарегистрироваться в качестве гражданина (пункт 1 статьи 15).
- Лицо, которое на законных основаниях проживало в Кении в течение непрерывного периода не менее семи лет и которое удовлетворяет условиям, предусмотренным парламентским актом, может подать заявление о регистрации в качестве гражданина (статья 15 (2)).
- Лицо, являющееся гражданином Кении, не теряет гражданства только по причине приобретения гражданства другой страны (статья 16), а лица, являющиеся гражданами других стран, могут приобрести кенийское гражданство (статья 15 (4)).
- Лицо, которое в результате приобретения гражданства другой страны перестало быть гражданином Кении, имеет право по заявлению восстановить гражданство Кении (ст. 14(5)).
Разногласия по поводу реформы
[ редактировать ]Первоначальные усилия по реформе
[ редактировать ]После того, как проект конституции был опубликован, тип правительства, которое будет реализовано в соответствии с конституцией, стал предметом дебатов среди различных правительственных коалиций. [ 19 ] [ 20 ] Две основные политические партии, Партия национального единства и Оранжевое демократическое движение, разошлись во многих вопросах. [ 19 ] Наибольшие разногласия касались характера исполнительной ветви власти. [ 19 ]
Экономические интересы, представленные Альянсом частного сектора Кении (KEPSA), открыто выступили против нового стиля правления. [ 19 ] В конечном итоге спорный вопрос о должности премьер-министра был снят. Остальные спорные вопросы в первую очередь касаются абортов , судов Кадхи и земельной реформы.
Оппозиция христианских лидеров
[ редактировать ]Христианские лидеры Кении возражают против конституции
- Предлагаемая конституция Кении в разделе 26(4) повторяет и подтверждает действующий уголовный кодекс Кении, заявляя: Аборт не разрешается, за исключением случаев, когда, по мнению квалифицированного медицинского работника, существует необходимость в неотложной помощи или для жизни или здоровья мать находится в опасности, или если это разрешено любым другим писаным законом. Однако церковь настаивает на том, что слабая формулировка этого пункта, особенно двух последних частей, может позволить использовать этот же пункт для принятия законов или оправдания абортов по требованию. [ 21 ]
- Предлагаемая конституция Кении в разделе 24 (4) освобождает часть общества, исповедующую ислам в качестве своей религии, от обширных разделов Билля о правах, касающихся личного статуса, брака, развода и наследования.
- Предлагаемая конституция Кении в разделе 170 предусматривает создание судов кадхи .
- Предлагаемая конституция Кении в разделе 170 (2)a дискриминирует все другие слои общества, ограничивая возможность трудоустройства Кадхи только лицами, исповедующими мусульманскую религию. Руководители церкви также настаивают на том, что для ясности разделения религии и государственной доктрины и равенства религий суды Кадхи не должны быть в конституции.
Высокий суд отклонил суд Кадхи
[ редактировать ]С тех пор коллегия из трех судей Высокого суда в своем знаменательном постановлении по делу, возбужденному шесть лет назад, объявила включение суда Кадхи незаконным и противоречащим принципам недискриминации, разделения религии и государства и конституционализма. [ 22 ]
Часть мусульманского руководства пообещала отомстить этому решению, потребовав собственного судебного решения о том, что преподавание христианского религиозного образования в программе государственных школ является незаконным. [ 23 ] Учебная программа включает программу религиозного образования как для христианства, так и для ислама.
ББИ
[ редактировать ]Предложение
[ редактировать ]После спорных президентских выборов 2017 года (первоначально признанных Верховным судом незаконными и вынудивших избранного президента Кеньятту провести повторные выборы) два ведущих претендента — соперники Ухуру Кеньятта (победивший на выборах) и Раила Одинга — предложили «Наведение мостов». Инициатива» (BBI), которая состояла из ряда предложенных поправок к конституции Кении. [ 24 ] [ 25 ]
Поправки, продвигаемые Кеньяттой и Одингой как способ разрешения фракционной напряженности в стране – улучшения инклюзивности и прекращения кенийских выборов, в которых победитель получает все (часто сопровождающихся смертельным насилием), – были направлены на:
- расширить исполнительную и законодательную ветви власти;
- добавить пост премьер-министра ;
- добавить двух заместителей
- добавить официального лидера оппозиции
- вернуться к выбору министров кабинета из числа избранных членов парламента,
- создать не менее 70 новых избирательных округов ; и
- добавить пункт о позитивных действиях , который создаст возможность появления до 300 неизбираемых новых членов парламента, что потенциально создаст парламент, приближающийся по размеру к Конгрессу Соединенных Штатов . [ 24 ] [ 25 ]
Критики утверждали, что эти усилия были ненужными и были эгоистичной попыткой вознаградить политические династии и ослабить заместителя президента Виллиана Руто (соперника Одинги на следующем президентском посту), что привело бы к созданию чрезмерно большого правительства, которое обремененная долгами Кения не могла себе позволить. [ 24 ] [ 25 ]
Кеньятта создал конституционный комитет BBI, чтобы представить BBI как народную инициативу , предположительно инициированную обычными гражданами, как это разрешено конституцией Кении. Специальная группа BBI собрала пять миллионов подписей в поддержку этого предложения. [ 24 ] [ 25 ]
Сообщается, что BBI имел большое политическое значение как для Кеньятты (который вскоре после этого должен был покинуть свой пост), так и для Одинги (который должен был баллотироваться на пост президента), и, как сообщается, взятки в размере до 1000 долларов (700 фунтов стерлингов) были даны некоторые члены парламента, чтобы заручиться поддержкой BBI. Этот вопрос доминировал в политике Кении с 2019 по 2021 год. [ 24 ]
BBI был принят Национальной ассамблеей и Сенатом Кении и ожидал одобрения президента Кеньятты, когда был оспорен в Высоком суде Кении. [ 24 ] [ 25 ]
Отказ Высокого суда
[ редактировать ]В мае 2021 года Высокий суд Кении заблокировал план BBI, объявив его незаконным, незаконным и неконституционным. [ 24 ] [ 25 ]
Суд постановил, что Кеньятта не имел права предпринимать такой процесс внесения поправок, поскольку он не был просто обычным гражданином — единственным человеком, уполномоченным конституцией предпринимать такие усилия. [ 24 ] [ 25 ]
Суд далее отчитал президента Кеньятту, заявив, что его конституционный комитет BBI был незаконным, а собранные им пять миллионов подписей не являются доказательством того, что это была настоящая гражданская инициатива. [ 24 ] говоря:
- «Народная инициатива по внесению поправок в конституцию может быть инициирована только народом, а не правительством» [ 24 ]
Суд добавил, что президент не прошел тест на лидерство и честность, предупредив, что за свои действия ему могут подать в суд лично. Решение суда создало основания для импичмента президента, хотя сообщалось, что парламент, принявший законопроект, вряд ли станет оспаривать Кеньятту. [ 24 ]
Международная реакция
[ редактировать ]В целом весь мир высоко оценил подход кенийцев к конституционной реформе, рассматривая ее как реальный способ держать коррупцию под контролем. [ 26 ] Госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила: «Я рада, что они сделали этот шаг, который представляет собой важную веху». [ 26 ] Другие дипломаты Соединенных Штатов также отметили единство и содержательные намерения, которые кенийцы продемонстрировали в подходе к реформе. [ 26 ]
Некоммерческие организации, занимающиеся вопросами гражданского общества и другими реформами, также высоко оценили этот подход. [ 26 ] Например, африканский директор Международного фонда избирательных систем заявил: «Тот факт, что они привлекают заинтересованные стороны, чтобы высказать свое мнение и дать рекомендации, укрепит гражданское общество, потому что они будут внимательно следить за процессом и, если это будет принят, будет гарантировать, что он соблюдается и надлежащим образом реализуется». [ 26 ]
Министр иностранных дел Канады Лоуренс Кэннон заявил: «От имени правительства Канады я хочу поздравить Кению с принятием новой конституции. Это значительное достижение и важный момент в истории Кении. Мы приветствуем лидерство, проявленное президентом Мваи Кибаки и премьер-министр Раила Амоло Одинга в составе Большого коалиционного правительства в объединении кенийцев для решения их будущего и достижения прогресса посредством диалога, а также в реализации реформ, изложенных в Кенийском кенийском документе . Насилие на выборах 2007–2008 годов и должны подтвердить свое полное сотрудничество и приверженность МУС». [ 27 ]
Исследователи из британского Института зарубежного развития высоко оценили Конституцию 2010 года как позитивный шаг вперед в плане обеспечения большего равенства для женщин и детей в Кении, подчеркнув «новую концепцию социальной справедливости » и «институциональные реформы для усиления подотчетности ». [ 28 ] Однако они подчеркивают, что конституция сама по себе не приведет к желаемым изменениям; важно то, как конституционные обязательства воплощаются в политику и практику.
См. также
[ редактировать ]- Конституция Кении (1963 г.)
- Конституционные реформы в Кении
- Референдум по конституции в Кении, 2005 г.
- Конституционный референдум в Кении, 2010 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Крамон, Эрик; Познер, Дэниел Н. (2011). «Новая конституция Кении» . Журнал демократии . 22 (2): 89–103. дои : 10.1353/jod.2011.0026 . hdl : 1721.1/71835 . ISSN 1086-3214 . S2CID 143437814 .
- ^ Jump up to: а б «Установлена дата референдума в Кении» , Daily Nation, 14 мая 2010 г.
- ^ Jump up to: а б «Ратифицирована новая конституция Кении» . Голос Америки . 6 августа 2010 года. Архивировано из оригинала 27 августа 2010 года . Проверено 6 августа 2010 г.
- ^ «Институциональная реформа в новой конституции Кении» , Международный центр правосудия переходного периода (ICTJ)
- ^ Jump up to: а б с См. Престон Читере, Лудеки Чвея, Джафет Масия, Арне Тостенсен и Камото Вайганджо, « Конституционные документы Кении: сравнительный анализ », Chr. Институт Микельсена, 2006 г., хронология конституционных переговоров.
- ^ «Официальный сайт Комитета экспертов по пересмотру конституции» . Архивировано из оригинала 30 декабря 2011 года . Проверено 24 декабря 2011 г.
- ^ «Структура национального правительства Кении» . АфроПещера . 27 января 2020 г. Архивировано из оригинала 27 мая 2020 г. . Проверено 13 октября 2020 г.
- ^ «Новые законы, основные структуры национальной исполнительной власти, полномочия президента, выборы и дисквалификация президента Кении» . Kenyayetu.comxa.com. 6 ноября 2007 г. Архивировано из оригинала 16 августа 2010 г. Проверено 27 августа 2010 г.
- ^ «Учреждение, роль, состав, членство, должности, процедуры и общие правила, новые законы Кении» . Kenyayetu.comxa.com. 6 ноября 2007 г. Архивировано из оригинала 16 августа 2010 г. Проверено 27 августа 2010 г.
- ^ «Судебная система Кении, верховный суд, апелляционный, высокий суд, кадхи, главный судья и учреждение Комиссии судебной службы» . Kenyayetu.comxa.com. 6 ноября 2007 г. Архивировано из оригинала 16 августа 2010 г. Проверено 27 августа 2010 г.
- ^ «Передача власти, переданная система управления и объекты передачи» . Kenyayetu.comxa.com. 6 ноября 2007 г. Архивировано из оригинала 16 августа 2010 г. . Проверено 27 августа 2010 г.
- ^ «Голосование 2010 г., глава 3 Предлагаемая конституция Кении» . Kenyayetu.comxa.com. 6 ноября 2007 г. Архивировано из оригинала 16 августа 2010 г. Проверено 27 августа 2010 г.
- ^ Гитинджи, Джордж (4 января 2017 г.). «Качество должности президента Кении» . АфроПещера . Проверено 13 октября 2020 г.
- ^ Гитинджи, Джордж (25 мая 2020 г.). «Вертикальный процесс распределения национальных доходов в Кении» . АфроПещера . Проверено 13 октября 2020 г.
- ^ Джордж, Гитинджи (23 августа 2023 г.). «Полномочия и функции президента Кении» . АфроПещера . Проверено 23 августа 2023 г.
- ^ Гитинджи, Джордж (18 августа 2023 г.). [https:/blog.afro.co.ke/role-of-senate/ «Функции и роль Сената в Кении»]. АфроПещера . Проверено 18 августа 2023 г.
{{cite web}}
: Проверять|url=
ценность ( помощь ) - ^ «Роль членов Ассамблеи графства в Кении» . АфроПещера . 12 апреля 2019 года . Проверено 13 октября 2020 г.
- ^ Инициатива по правам гражданства в Африке, Комментарии к положениям о гражданстве в проекте конституции Кении (проект от 23 февраля 2010 г.). Архивировано 21 марта 2012 г. на Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б с д Клотти, Питер (15 декабря 2009 г.). «Сотрудник по правам человека говорит, что кенийцы хотят подотчетного правительства» . Голос Америки. Архивировано из оригинала 20 декабря 2009 года . Проверено 18 декабря 2009 г.
- ^ «Кенийские партии спорят о полномочиях будущих президентов» . Африка в линии. 17 декабря 2009 года . Проверено 18 декабря 2009 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Церковь непреклонна в отношении запрета голосования в новом законе» . Ежедневная нация . 5 апреля 2010 г. Проверено 1 марта 2019 г.
- ^ «Суды Кадхи незаконны, судьи рулят» . Ежедневная нация . 24 мая 2010 года . Проверено 1 марта 2019 г.
- ^ «The Standard | Online Edition :: Мы будем действовать, если суды Кади закроются, - говорят раздраженные мусульманские лидеры» . Standardmedia.co.ke. 4 июля 2007 г. Проверено 27 августа 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Омонди, Фердинанд: «Кенийский BBI заблокирован в результате резкого приговора суда президенту Кеньятте», 14 мая 2021 г., BBC News (Африка), дата обращения 14 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Мирири, Дункан: «Кенийский суд тормозит конституционные изменения президента», 13 мая 2021 г., Служба новостей Reuters , дата обращения 14 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Фишер, Джим (8 декабря 2009 г.). «Клинтон, эксперты по Африке хвалят процесс реформы конституции Кении. Посол Раннебергер надеется, что «историческая возможность» не упущена» . America.gov. Архивировано из оригинала 18 декабря 2009 года . Проверено 18 декабря 2009 г.
- ^ «Канада приветствует новую конституцию Кении» . Министерство иностранных дел и международной торговли Канады . 30 августа 2010 г. Проверено 30 августа 2010 г.
- ^ «Будет ли Конституция Кении 2010 года работать на интересы женщин и детей?» . ОДИ . Архивировано из оригинала 7 ноября 2019 года . Проверено 28 ноября 2019 г. .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Веб-сайт Комитета экспертов по пересмотру Конституции
- Конституция Кении через посольство Республики Кения, Вашингтон, округ Колумбия.
- Предлагаемая конституция Кении, опубликованная 6 мая 2010 г. Архивировано 20 октября 2016 г. в Wayback Machine.