Аборт в Кении
Аборт в Кении запрещен, за исключением определенных обстоятельств, в том числе опасности для жизни и здоровья будущей матери, а также изнасилования. [1] [2] [3] Небезопасные аборты являются основной причиной смертности и осложнений для здоровья женщин в Кении. [4] [5]
Законодательная политика и правовой статус
[ редактировать ]Конституция
[ редактировать ]Аборт в Кении регулируется статьей 26(4) Конституции Кении (2010 г.), которая гласит:
Аборт не допускается, если, по мнению квалифицированного медицинского работника, нет необходимости в неотложной помощи, или если жизнь или здоровье матери не находится под угрозой, или если это разрешено каким-либо другим писаным законом. [1]
Референдум по конституции в Кении в 2010 году , на котором была принята статья 26, расширил доступ к абортам, разрешив их по причинам, связанным с материнским здоровьем. [2] До референдума 2010 года криминализация абортов была обычным явлением, особенно тех, кто их проводил. [6] Широко известное судебное дело в Кении состоялось в 2004 году, когда трем медицинским работникам были предъявлены обвинения в убийстве после совершения аборта по делу Республика против Ньяму и других . [6] Хотя доступ был расширен статьей 26, из-за отсутствия конкретики в риторике статьи 2010 года в Конституции дебаты об абортах в Кении продолжаются. [7] Многие поставщики услуг неохотно предлагают аборты из-за неуверенности в том, будут ли они иметь юридическую поддержку и защиту в соответствии с Конституцией, несмотря на предоставление безопасных вариантов аборта. [7]
До пересмотра проекта конституции 2010 года многие кенийские защитники абортов и религиозные лидеры при поддержке организаций защиты жизни в США выступали против версии Конституции Кении 2010 года из-за включения этой статьи. по поводу абортов. [8] Национальный совет церквей Кении , опасавшийся, что это приведет к легализации абортов, выступил против поправки. [9] Те, кто продвигает программу борьбы с абортами, предложили семь поправок к статье 26 новой конституции 2010 года. [10] Благодаря настойчивым усилиям Кенийской федерации женщин-юристов (ФИДА) и других женских организаций, поправки так и не были реализованы. [10]
Уголовный кодекс Кении
[ редактировать ]В редакции 2012 [2010] года глава 63 Уголовного кодекса Кении включает и предписывает наказания в отношении законов об абортах. [11] Разделы 158–160 непосредственно касаются женщин, совершающих аборты или выкидыши. [11]
Статья 158: Попытки сделать аборт
Любое лицо, которое с намерением вызвать выкидыш у женщины, независимо от того, беременна она или нет, незаконно вводит или заставляет ее принимать какой-либо яд или другое вредное вещество, или применяет какую-либо силу, или использует любые другие означает что угодно, виновен в совершении тяжкого преступления и подлежит тюремному заключению на четырнадцать лет. [11]
Статья 159. То же самое, совершенное женщиной с ребенком.
Любая женщина, которая, будучи беременной, с намерением вызвать у себя выкидыш, незаконно вводит себе какой-либо яд или другое вредное вещество, или применяет любую силу любого рода, или использует любые другие средства, или позволяет любым таким вещам или средствам быть применен к ней или использован, виновен в совершении тяжкого преступления и подлежит тюремному заключению на срок семь лет. [11]
Статья 160: Поставка лекарств или инструментов для проведения аборта
Любое лицо, которое незаконно поставляет или приобретает для какого-либо лица какую-либо вещь, зная, что она предназначена для незаконного использования с целью вызвать выкидыш у женщины, независимо от того, беременна она или нет, виновен в совершении тяжкого преступления и подлежит тюремному заключению. в течение трех лет. [11]
Кроме того, статья 240 Уголовного кодекса Кении (глава 63) дает дальнейшее разъяснение оснований хирургических операций в отношении здоровья матери и будущих детей. [11]
Статья 240: Хирургическая операция
Лицо не несет уголовной ответственности за добросовестное, с разумной осторожностью и умением проведение хирургической операции на каком-либо лице в его пользу или на нерожденном ребенке для сохранения жизни матери, если проведение операции разумно, с учетом состояния больного на тот момент и всех обстоятельств дела. [11]
Аборт и изнасилование
[ редактировать ]После роста сексуального насилия в сочетании с общим насилием после выборов, вызванным кенийским кризисом 2007-2008 годов , Кения осознала необходимость устранения угрозы и различных последствий сексуального насилия, особенно в отношении женщин и девочек, которые возросли в стране. [12] Хотя в то время Министерство здравоохранения Кении не собиралось включать аборты в дебаты, десять лет спустя тема изнасилований и абортов была разъяснена в Верховном суде . [12] Беременность, наступившая в результате изнасилования, может быть прервана экспертами, согласно решению Верховного суда от июня 2019 года. [3] Суд был вынужден посоветовать медицинским работникам обеспечить безопасный и легальный аборт по ходатайству Кенийской федерации женщин-юристов (FIDA). [3]
Влияние ограничительных законов Кении об абортах
[ редактировать ]Из-за ограничений, налагаемых на аборты в конституции, женщины часто ищут секретные и незаконные методы получения аборта в Кении. [13]
Исторический контекст
[ редактировать ]Помимо культурной стигмы, связанной с абортами в результате традиционных обычаев и религиозных убеждений, многие законы, ограничивающие аборты по всей Африке, основаны на правилах и положениях, установленных в колониальную эпоху. [14] Даже после того, как каждая африканская страна обрела независимость и многие колонизирующие державы ослабили свое собственное законодательство об абортах, включая Великобританию, которая управляла британской колонией Кения, многие африканские страны, включая Кению, продолжают применять более строгие законы. [14]
В 1990-е годы в Кении усилились оппозиционные движения против обучения подростков вопросам сексуального и репродуктивного здоровья, возглавляемые религиозными и политическими лидерами. [15] И католические, и мусульманские религиозные лидеры возглавили публичные демонстрации в августе 1995 года. [15] Президент Дэниел Арап Мои поддерживал эти движения до 1999 года, когда он заявил о поддержке поставок противозачаточных средств в условиях эпидемии ВИЧ / СПИДа в Кении. [15] Это положило начало новой волне дебатов и дискуссий о контрацепции и сексуально-репродуктивном здоровье на общественной сцене Кении. [15] В 1980-х и 90-х годах, особенно в отношении абортов, данные Национальной больницы Кеньятты показывают, что «неполные аборты составляли более половины всех госпитализаций в гинекологии». [16]
Небезопасные практики абортов
[ редактировать ]Некоторые из причин, по которым кенийские женщины выбирают небезопасные методы аборта, связаны со стигмой прерывания беременности, страхом нарушения конфиденциальности, а также отсутствием образования и знаний о репродуктивном здоровье и вариантах контрацепции в кенийском обществе. [17] Женщины, выбравшие тайный аборт, могут воспользоваться услугами врачей частных клиник, акушерок, травников или самостоятельно прервать беременность. [18] Исследование 2014 года выявило различные методы, которые, как утверждают кенийские женщины, используют для прерывания беременности независимо от медицинской клиники или поставщика медицинских услуг. [19] Среди наиболее распространенных ответов были чайный лист, хинин, моющее средство и отбеливатель, неразбавленный фруктовый сок, традиционные травы, металлический стержень, проволока или палка, вставленные в матку, а также передозировка парацетамола и таблеток от малярии. [19] [6]
Осложнения после абортов и задержки с обращением за медицинской помощью также являются основными причинами смертности в Кении. [20] В больницу после аборта поступило более 75% пациентов с заболеваниями средней и тяжелой степени. [20] Исследования показали, что наибольшая задержка с обращением за медицинской помощью после аборта приходится на подростков и молодых людей в возрасте 10–19 лет, и что в этом возрасте наблюдается более высокий уровень осложнений после аборта. [16] Хотя опасная практика абортов может привести к осложнениям средней и тяжелой степени, таким как локализованный перитонит и сепсис, материнская смертность является важнейшим последствием небезопасных абортов. [20]
Статья 26 Конституции 2010 года, разрешающая аборты с учетом здоровья матери, побудила государственный сектор предложить более высокий уровень доступа к абортам. [19] В этом отношении многие поставщики услуг не прошли должную подготовку или не оснащены оборудованием для предоставления безопасных услуг из-за отсутствия особенностей в конституции и безопасной практике. [20] Хотя конституция разрешает аборт при определенных обстоятельствах, не все аборты проводятся безопасно, а из-за других культурных последствий, таких как стигматизация, женщины по-прежнему ищут и используют опасные для жизни методы аборта. [13]
Безопасные аборты, проводимые обученными специалистами в гигиенических условиях, связаны с меньшим риском для здоровья, чем небезопасные методы абортов. [21] Из-за ограничительных законов об абортах в Кении доступ женщин к безопасным вариантам по-прежнему ограничен. [17] В результате многие организации призвали к увеличению числа поставщиков услуг по безопасному аборту. [21]
Планирование семьи и уход после аборта
[ редактировать ]Поскольку задержка с обращением за медицинской помощью после безопасного или небезопасного аборта является причиной более серьезных осложнений после аборта, в Кении были предприняты усилия по расширению доступа к планированию семьи и уходу после аборта. [16] Уход после аборта, как правило, относится к неотложной медицинской помощи, но также включает в себя планирование семьи пациента. [13] В совокупности эти услуги включают консультирование, просвещение по вопросам репродуктивного здоровья и распространение противозачаточных средств. [13] Предлагаемое расширение планирования семьи в Кении может также ограничить количество повторных абортов у некоторых женщин. [22]
Демографическое и медицинское обследование Кении в 2008–2009 годах показало, что 43% женщин в Кении, родивших детей за последние пять лет с момента документирования отчета, сообщили о родах как о «нежелательных или несвоевременных». [23] Эта статистика отражает использование или отсутствие противозачаточных средств в Кении. [23] Согласно отчету Института Гутмахера , 12-17% бедных и необразованных замужних женщин в Кении используют современные противозачаточные средства, в то время как 48-52% богатых и образованных замужних женщин в Кении используют и имеют доступ к современным методам контроля над рождаемостью. [18] Организация, которая решила эти проблемы и потребности в области репродуктивного здоровья, — это Marie Stopes International . [13] С момента своего открытия в Кении в 1985 году Мари Стоупс является крупнейшей клиникой репродуктивного здоровья и планирования семьи в Кении. [13] Как сообщила Мари Стоупс Кения, в 2019 году медицинский центр предотвратил 180 000 небезопасных абортов посредством послеабортного ухода и планирования семьи. [24]
Другие организации и группы активистов, включая Центр репродуктивных прав и FIDA, используют свои ресурсы и правовые платформы для борьбы за более доступный и справедливый уход за женщинами, обращающимися за услугами репродуктивного здоровья и делающими аборты в Кении. [25] [26]
Социо-культурные мнения и влияние на аборты
[ редактировать ]Причины аборта часто различаются в каждом конкретном случае, но как для замужних, так и для незамужних кенийских женщин экономические цели часто являются главной заботой. [27] Для одиноких женщин распространенными причинами также являются их одинокий статус, безработица и экономическая зависимость от члена семьи, что может препятствовать их желанию родить ребенка. [27]
Стигматизация
[ редактировать ]Существует множество культурных стигм, связанных с женщинами и прерыванием беременности. В Кении как женщины, желающие сделать аборт, так и поставщики услуг по абортам сталкиваются с социально-культурным позором и дискриминацией, а аборты остаются табуированной темой по всей стране. [28] Сочетание традиционных культурных ожиданий и религиозных убеждений порождает стигматизацию абортов. [29] Многие стигмы основаны на убеждении, что предназначение женщины — рожать детей, а ее роль в обществе — быть матерью. [29] Что касается молодых девушек и подростков, существуют социальные и культурные ожидания, согласно которым молодые люди должны воздерживаться от сексуальной активности и сохранять невиновность. [28]
Исследования показали, что молодые незамужние женщины из более низких социально-экономических слоев ощущают более тяжелое бремя этих культурных стигм. [29] То же исследование также показало, что стигма является основной причиной нежелания и несвоевременности обращения за медицинской помощью после аборта. [29]
Статистика
[ редактировать ]На Африканском континенте в целом 97% абортов выполняются небезопасно. [30] По прогнозам, на небезопасные аборты приходится 35% материнской смертности в Кении, тогда как в Восточной Африке в целом на небезопасные аборты приходится 18%. [31]
Опрос, проведенный в 2012 году Министерством здравоохранения Кении , Африканским центром исследований в области народонаселения и здравоохранения и IPSAS, показал, что в этом году было произведено 464 000 абортов, что означает, что уровень абортов составляет 48 на 1000 женщин в возрасте 15–49 лет; а коэффициент абортов составляет 30 на 100 живорождений. Исследование, анализирующее это исследование, показывает, что из зарегистрированных абортов в 2012 году 116 000 из них, почти 25%, были пролечены по причине осложнений. [31] Среди женщин, столкнувшихся с осложнениями в результате абортов, 87 000 случаев были осложнениями средней и тяжелой степени, а 40 000 осложнений возникли у женщин в возрасте 19 лет и моложе. [31] Данные больниц показывают, что в период с 2004 по 2012 год предполагаемое количество искусственных абортов в Кении увеличилось. [32] Около половины (49%) всех беременностей в Кении были непреднамеренными, а 41% нежелательных беременностей закончились абортами. [5] По оценкам Marie Stopes International , ежегодно в результате небезопасных абортов умирают 2600 женщин, то есть в среднем семь смертей в день. [4] Ежегодно около 120 000 женщин госпитализируются из-за осложнений, связанных с абортом. [5]
Публикация опроса 2012 года в 2018 году [33] и смерть активистки Кэролайн Мвата в феврале 2019 года после небезопасного аборта. [34] выдвинуло дискуссию об абортах на первый план в 2019 году.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Конституция Кении – статья 26(4)» . Закон Кении . 2010. Архивировано из оригинала 17 февраля 2015 года . Проверено 13 марта 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бхалла, Нита (12 июля 2018 г.). «Высокий суд Кении примет решение о безопасном аборте после смерти подростка» . Рейтер . Проверено 9 марта 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Высокий суд постановил, что аборты остаются незаконными в Кении» . Столичные новости . 13 июня 2019 года . Проверено 21 августа 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Рэтклифф, Ребекка (21 декабря 2018 г.). «Кения снимает запрет на услуги по абортам Мари Стоупс после предупреждения, что жизни людей находятся под угрозой» . Хранитель . Проверено 1 марта 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Мохамед С.Ф., Изугбара К., Мур А.М., Мутуа М., Кимани-Мураж Э.В., Зираба А.К., Банколе А., Сингх С.Д., Эгеса К. (август 2015 г.). «Оценочная частота искусственных абортов в Кении: перекрестное исследование» . БМК Беременность Роды . 15 : 185. дои : 10.1186/s12884-015-0621-1 . ПМЦ 4546129 . ПМИД 26294220 .
- ^ Перейти обратно: а б с «На пути во вред: влияние кенийского закона об абортах» (PDF) . Центр репродуктивных прав . 2010.
- ^ Перейти обратно: а б Мохамед, Дика; Даймонд-Смит, Надя; Нджунгуру, Джесси (2018). «Стигма и агентство: изучение опыта молодых кенийских женщин в отношении стигмы абортов и индивидуальной активности» . Репродуктивное здоровье имеет значение . 26 (52): 128–137. дои : 10.1080/09688080.2018.1492285 . ISSN 0968-8080 . JSTOR 26605073 . ПМИД 30058955 . S2CID 51863361 .
- ^ Трипп, Айли Мари (2016). «Женские движения и разработка конституции после гражданских беспорядков и конфликтов в Африке: примеры Кении и Сомали» . Политика и гендер . 12 (1): 78–106. дои : 10.1017/S1743923X16000015 . ISSN 1743-923X . S2CID 146937386 .
- ^ Ричард Аллен Грин (4 августа 2010 г.). «Церкви Кении объединяются против проекта конституции» . CNN . Проверено 9 марта 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Трипп, Айли Мари (2016). «Женские движения и разработка конституции после гражданских беспорядков и конфликтов в Африке: примеры Кении и Сомали» . Политика и гендер . 12 (1): 78–106. дои : 10.1017/S1743923X16000015 . ISSN 1743-923X . S2CID 146937386 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Уголовный кодекс – Законы Кении» (PDF) . 2012 [2010].
- ^ Перейти обратно: а б Министерство здравоохранения и санитарии, Министерство медицинского обслуживания (2009 г.). «Национальные рекомендации по борьбе с сексуальным насилием в Кении» (PDF) .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Мохамед, Дика; Даймонд-Смит, Надя; Нджунгуру, Джесси (2018). «Стигма и агентство: изучение опыта молодых кенийских женщин в отношении стигмы абортов и индивидуальной активности» . Репродуктивное здоровье имеет значение . 26 (52): 128–137. дои : 10.1080/09688080.2018.1492285 . ISSN 0968-8080 . JSTOR 26605073 . ПМИД 30058955 . S2CID 51863361 .
- ^ Перейти обратно: а б Брукман-Амисса, Юнис; Мойо, Жозефина Банда (2004). «Реформа закона об абортах в странах Африки к югу от Сахары: пути назад нет» . Репродуктивное здоровье имеет значение . 12 (суп24): 227–234. дои : 10.1016/S0968-8080(04)24026-5 . ISSN 0968-8080 . ПМИД 15938178 . S2CID 30640187 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Оронье, Роуз Н. (2013). «Национальный ответ Кении на достижение согласованных на международном уровне целей в области сексуального и репродуктивного здоровья и прав: тематическое исследование трех стратегий» . Репродуктивное здоровье имеет значение . 21 (42): 151–160. дои : 10.1016/S0968-8080(13)42749-0 . ISSN 0968-8080 . JSTOR 43288317 . ПМИД 24315071 . S2CID 206113153 .
- ^ Перейти обратно: а б с Мутуа, Майкл М.; Майна, Беатрис В.; Ачиа, Томас О.; Изугбара, Чимараоке О. (2015). «Факторы, связанные с задержками в обращении за медицинской помощью после аборта среди женщин в Кении» . BMC Беременность и Роды . 15 (1): 241. doi : 10.1186/s12884-015-0660-7 . ISSN 1471-2393 . ПМЦ 4597436 . ПМИД 26445973 .
- ^ Перейти обратно: а б Джаявира, Рувани Т.; Нгуи, Фелиста Мбите; Холл, Келли Стидхэм; Гердтс, Кейтлин (25 января 2018 г.). Дангал, Ганеш (ред.). «Женский опыт незапланированной беременности и абортов в Кении: качественное исследование» . ПЛОС ОДИН . 13 (1): e0191412. Бибкод : 2018PLoSO..1391412J . дои : 10.1371/journal.pone.0191412 . ISSN 1932-6203 . ПМК 5784933 . ПМИД 29370220 .
- ^ Перейти обратно: а б Хусейн, Рубина (2012). «Аборты и нежелательная беременность в Кении» (PDF) . Кратко о проблемах (Институт Алана Гутмахера) (2): 1–4. ПМИД 22734165 .
- ^ Перейти обратно: а б с Марлоу, Хизер М; Вамуги, Сильвия; Йегон, Эрик; Феттерс, Тамара; Ванасва, Лия; Мсипа-Ндебеле, Синикиве (2014). «Восприятие женщин об абортах в своих сообществах: взгляды западной Кении» . Репродуктивное здоровье имеет значение . 22 (43): 149–158. дои : 10.1016/S0968-8080(14)43758-3 . ISSN 0968-8080 . JSTOR 43288343 . ПМИД 24908466 . S2CID 14166131 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Зираба, Абдалах Касир; Изугбара, Чимараоке; Левандовски, Брук А; Гебреселассие, Майкл; Мутуа, Майкл; Мохаммед, Шукри Ф; Эгеса, Кэролайн; Кимани-Мураж, Элизабет В. (15 февраля 2015 г.). «Небезопасный аборт в Кении: перекрестное исследование тяжести осложнений абортов и связанных с ними факторов» . BMC Беременность и Роды 15 :34.doi : 10.1186 /s12884-015-0459-6 . ISSN 1471-2393 . ПМЦ 4338617 . ПМИД 25884662 .
- ^ Перейти обратно: а б Чимараоке О. Изугбара, Кэролайн П. Эгеса, Кэролайн В. Кабиру и Эстель М. Сидзе (декабрь 2017 г.). «Поставщики медицинских услуг, незамужние молодые женщины и уход после аборта в Кении» . Исследования в области планирования семьи . 48 (1). дои : 10.1111/sifp.2017.48.issue-1 . ISSN 0039-3665 – через JSTOR.
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Обаре, Фрэнсис; Лиамбила, Уилсон; Бирунги, Харриет (22 сентября 2014 г.). «Консультирование по планированию семьи и его использование среди клиентов, обращающихся за услугами по прерыванию беременности в частных медицинских учреждениях Кении» . Исследования народонаселения Африки . 28 (3): 1274. дои : 10.11564/0-0-615 . ISSN 0850-5780 .
- ^ Перейти обратно: а б Чимараоке Изугбара; Кимани, Элизабет; Мутуа, Майкл; Мохамед, Шукри; Адбала Зираба; Эгеса, Кэролайн; Хайлемайкл Гебреселассие; Левандовски, Брук; Сушила Сингх; Акинринола Банколе; Мур, Энн (2013). «Частота и осложнения небезопасных абортов в Кении: основные результаты национального исследования» . дои : 10.13140/RG.2.1.3117.2328 .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Вызов» . Мари Стоупс Интернэшнл . Проверено 6 ноября 2020 г.
- ^ «Кения» . Центр репродуктивных прав . Проверено 6 ноября 2020 г.
- ^ «Закон, судебные процессы и тюремное заключение за аборты в Кении» . Международная кампания за право женщин на безопасный аборт (SAWR) . 28 апреля 2017 года . Проверено 6 ноября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бейкер, Джин; Хасиани, Шаньиса (1992). «Индуцированный аборт в Кении: истории болезни» . Исследования в области планирования семьи . 23 (1): 34–44. дои : 10.2307/1966826 . ISSN 0039-3665 . JSTOR 1966826 . ПМИД 1557793 .
- ^ Перейти обратно: а б Чимараоке О. Изугбара, Кэролайн П. Эгеса, Кэролайн В. Кабиру и Эстель М. Сидзе (декабрь 2017 г.). «Поставщики медицинских услуг, незамужние молодые женщины и уход после аборта в Кении» . Исследования в области планирования семьи . 48 (1). дои : 10.1111/sifp.2017.48.issue-1 . ISSN 0039-3665 – через JSTOR.
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с д Мохамед, Дика; Даймонд-Смит, Надя; Нджунгуру, Джесси (2018). «Стигма и агентство: изучение опыта молодых кенийских женщин в отношении стигмы абортов и индивидуальной активности» . Репродуктивное здоровье имеет значение . 26 (52): 128–137. дои : 10.1080/09688080.2018.1492285 . ISSN 0968-8080 . JSTOR 26605073 . ПМИД 30058955 . S2CID 51863361 .
- ^ Мутуа, Майкл М.; Майна, Беатрис В.; Ачиа, Томас О.; Изугбара, Чимараоке О. (2015). «Факторы, связанные с задержками в обращении за медицинской помощью после аборта среди женщин в Кении» . BMC Беременность и Роды . 15 (1): 241. doi : 10.1186/s12884-015-0660-7 . ISSN 1471-2393 . ПМЦ 4597436 . ПМИД 26445973 .
- ^ Перейти обратно: а б с Мохамед, Дика; Даймонд-Смит, Надя; Нджунгуру, Джесси (2018). «Стигма и агентство: изучение опыта молодых кенийских женщин в отношении стигмы абортов и индивидуальной активности» . Репродуктивное здоровье имеет значение . 26 (52): 128–137. дои : 10.1080/09688080.2018.1492285 . ISSN 0968-8080 . JSTOR 26605073 . ПМИД 30058955 . S2CID 51863361 .
- ^ Марлоу, Хизер М; Вамуги, Сильвия; Йегон, Эрик; Феттерс, Тамара; Ванасва, Лия; Мсипа-Ндебеле, Синикиве (2014). «Восприятие женщин об абортах в своих сообществах: взгляды западной Кении» . Репродуктивное здоровье имеет значение . 22 (43): 149–158. дои : 10.1016/S0968-8080(14)43758-3 . ISSN 0968-8080 . JSTOR 43288343 . ПМИД 24908466 . S2CID 14166131 .
- ^ Омбуор, Раэль (7 февраля 2019 г.). «В Кении разгораются дебаты по поводу небезопасных абортов» . VOA . Проверено 14 апреля 2019 г. .
- ^ Мбога, Джаэль (27 февраля 2019 г.). «Уход после аборта в стране, где это незаконно» . Стандарт . Проверено 14 апреля 2019 г. .