Аборт в Замбии
В Замбии если аборт является законным, матери беременность может угрожать жизни , физическому или психическому здоровью или здоровью существующих детей или если она может вызвать врожденный дефект . В Замбии действует одно из самых либеральных законов об абортах в Африке , хотя его ограничения ограничивают доступ.
Закон о прерывании беременности, принятый в 1972 году, легализует аборты, если они одобрены медицинскими работниками. Для этого необходимы подписи трех врачей, в том числе одного специалиста. Поправки к законопроекту и медицинским рекомендациям уточняют, что закон позволяет учитывать такие ситуации, как беременность в результате изнасилования , а также социально-экономические факторы.
Легальные аборты доступны, но зачастую они дороги или труднодоступны. Большинство женщин в Замбии не знают о законе об абортах. Большинство абортов выполняются нелегальными практикующими врачами в небезопасных условиях. Небезопасные аборты являются причиной 30% материнской смертности . Поставщики государственных медицинских услуг по закону не взимают деньги за аборты, но неофициальные сборы являются обычным явлением. Многие женщины не могут позволить себе безопасные хирургические аборты. В городах широко распространены медикаментозные аборты.
Меньшинство замбийцев считают, что аборты должны быть законными. Замбии Государственной религией является христианство, и церкви оказывают влияние на борьбу с абортами по религиозным мотивам . Сторонники абортов считают, что легальные аборты являются решением проблем общественного здравоохранения.
Законодательство
[ редактировать ]Закон о прерывании беременности (TOP) узаконивает аборт, если беременность увеличивает риск смерти или возникновения проблем с физическим или психическим здоровьем матери или существующих детей, или если она может привести к врожденному дефекту . Можно учитывать возраст матери и ее окружение в настоящем или ближайшем будущем. Аборт должен быть одобрен тремя медицинскими работниками, включая одного специалиста, от которого можно отказаться, если один врач считает, что это неотложная помощь. [ 1 ] Оно должно выполняться в зарегистрированном месте зарегистрированным практикующим врачом с информированного согласия женщины. Выполнение или получение незаконного аборта наказывается семью годами тюремного заключения. [ 2 ] Закон позволяет медицинским работникам возражать против проведения аборта , за исключением чрезвычайных ситуаций. Приговор составляет семь лет за незаконное проведение аборта и четырнадцать лет за незаконное получение аборта или помощь в его проведении. [ 3 ]
В мае 2009 года Министерство здравоохранения (МЗ) разработало ряд рекомендаций о том, как определить, представляет ли беременность риск для здоровья женщины, на основе объективных и субъективных социально-экономических факторов. Руководящие принципы позволяют медицинским работникам производить аборт на этих основаниях с согласия женщины, а медицинским работникам среднего звена разрешается проводить аборты в первом триместре . [ 1 ] В руководящих принципах говорится, что клиентов необходимо направлять к поставщикам услуг, готовых помочь с абортом, что большинство государственных медицинских учреждений должны гарантировать доступ к абортам и что отказ от военной службы по соображениям совести распространяется только на отдельных врачей, проводящих сам аборт. [ 4 ] Закон TOP не определяет срок беременности, но Министерство здравоохранения постановило, что аборты запрещены после жизнеспособности плода , то есть на сроке 28 недель. [ 5 ]
В Замбии действует одно из самых либеральных законов об абортах в регионе. [ 2 ] Это одна из немногих стран Африки, где разрешены аборты по социально-экономическим причинам. [ 6 ] Ее законодательство соответствует статье 14(2)(c) Мапутского протокола , который она ратифицировала. [ 7 ] Однако его законодательство называют «бумажным законом». [ 5 ] Закон открыт для интерпретаций, а его ограничения затрудняют аборты. В отличие от большинства стран, где аборты разрешены, осложнения после абортов являются обычным явлением. [ 3 ] Требование трех подписей приводит к проблемам, поскольку профессионалы могут отказаться от подписи. Например, Marie Stopes International была временно забанена за неспособность обеспечить подписи. [ 8 ] Политические аналитики сравнили ситуацию в Замбии с законами об абортах в Эфиопии , где аборты запрещены, но предусматривают безопасные аборты, и в Танзании , где аборты разрешены только для спасения жизни, но предъявляются более низкие требования к доказательствам. [ 8 ] [ 9 ]
Законодательная история
[ редактировать ]До 1972 года уголовный кодекс Замбии устанавливал уголовную ответственность за аборты. В 1972 году Закон ТОП был предложен Национальной ассамблее Замбии . Великобритании Он был разработан на основе Закона об абортах 1967 года . Прошло восемь лет президентства Кеннета Каунды , чья идеология замбийского гуманизма включала консервативные христианские , патриархальные взгляды на женскую сексуальность. Министр здравоохранения представил его парламенту, заявив, что «цель этого законопроекта состоит в внесении поправок и разъяснений в закон, касающийся прерывания беременности зарегистрированными практикующими врачами». Он утверждал, что разъяснение закона устранит сомнения среди практикующих врачей и предотвратит смертность. В его заключительном слове говорится, что закон «не открывает возможности для прерывания беременности по требованию». Депутаты-противники утверждали, что это приведет к увеличению количества абортов. Законопроект был принят 66 голосами против 13. Католическая церковь Замбии направила Генеральному секретарю кабинету министров письмо протеста против законопроекта, критикуя его за то, что он был принят слишком быстро, без публичных дебатов и основан на британском законе. Спикер парламента написал Каунде письмо, в котором разъяснил, что законопроект не будет легализовать аборты по требованию, написав: «Сам законопроект предназначен для обслуживания двух-пяти человек через двадцать лет или около того». Каунда подписал законопроект. [ 3 ]
За принятием закона TOP не последовало техническое руководство по его реализации. [ 5 ] В закон были внесены поправки в 1994 году. [ 2 ] Поправка 2005 года уточнила, что аборт разрешен в случае изнасилования ребенка . [ 1 ]
Статья 12 Конституции Замбии защищает права плода , глася: «Человек не может лишать нерожденного ребенка жизни путем прерывания беременности, кроме как в соответствии с условиями, установленными для этой цели парламентским актом». В 2015 году был предложен проект статьи 28, в которой говорилось: «Каждый человек имеет право на жизнь, которое начинается с момента зачатия». [ 10 ] Внесение поправки было отложено как «спорное» и не было включено в законопроект о поправках к Конституции Замбии 2015 года. [ 1 ] Его отправили на референдум, который провалился из-за низкой явки. [ 3 ]
Распространенность
[ редактировать ]В 2015–2019 годах в Замбии ежегодно совершалось в среднем 140 000 абортов. Доля нежелательных беременностей, закончившихся абортами, составила 28% по сравнению с 19% в 1990–2004 годах. [ 11 ] В период с 2009 по 2011 год ежегодное количество случаев абортов не увеличилось, но доля безопасных, легальных абортов увеличилась с 3,2% до 7,7%. [ 12 ]
Сторонники абортов во всем мире представляют Замбию как пример либерального законодательства, но консенсус в Замбии неоднозначен. Некоторые сторонники абортов называют это ограничением, поскольку требования к легализации абортов ограничивают доступ; другие говорят, что закон либерален, но реальная ситуация должна измениться, чтобы отразить это. Неопределенность в отношении закона и возможность отказа от военной службы по убеждениям могут привести к тому, что медицинские работники откажутся делать аборты. [ 3 ] Требование трех подписей является спорным, поскольку оно обходится дорого, особенно для бедных и сельских женщин. Люди, работающие над расширением доступа к абортам, говорят, что сложно информировать врачей и общественность о руководящих принципах абортов и что движение, ограничивающее аборты, гораздо шире. [ 8 ]
Опрос, проведенный в 2010 году, показал, что большинство людей рассматривают возможность самопроизвольного аборта или использования традиционных целителей для проведения абортов, обращая внимание на государственные учреждения здравоохранения только в том случае, если что-то пошло не так. [ 1 ] И клиенты, и поставщики услуг считают медикаментозный аборт более приемлемым, чем хирургический аборт. [ 5 ]
Легальные аборты
[ редактировать ]Закон требует, чтобы аборты производились дипломированными практикующими врачами, а не медсестрами. По состоянию на 2018 год в Замбии приходится один врач на 12 000 человек, что затрудняет доступ, особенно в сельской местности. [ 6 ] Закон требует подписи специалиста в области, связанной с абортами, что еще больше ограничивает доступ. [ 3 ] Активисты утверждают, что это требование нереально и не привело к доступу к безопасным абортам. [ 2 ] [ 10 ]
По состоянию на 2013 год аборты проводят в 88 государственных учреждениях. Центры по абортам сосредоточены в Лусаке ; крупнейшим поставщиком абортов является Университетская клиническая больница (UTH). [ 13 ] Государственные поставщики должны предоставлять аборты бесплатно, за исключением регистрационного сбора, тогда как частные поставщики взимают деньги. [ 12 ] [ 14 ] Регистрационный сбор в UTH выше, чтобы стимулировать обращение за помощью в местные клиники. Поставщики услуг общественного здравоохранения часто незаконно взимают неофициальную плату. Средняя стоимость аборта в UTH по состоянию на 2013 год составляет 283 квачи , или 52,6 доллара США. Большую часть стоимости составляют неофициальные сборы. Женщины, которые лечат осложнения небезопасного аборта, могут заплатить на 70% больше, чем за безопасный аборт. [ 12 ] Некоторые сотрудники государственных учреждений оказывают там услуги по прерыванию беременности по частным соглашениям и по более высоким ценам. [ 15 ]
Отказ от военной службы по соображениям совести сокращает число поставщиков безопасных абортов. Распространенность отказа от военной службы по соображениям совести неизвестна, поскольку нет необходимости фиксировать его, но, вероятно, она высока. Основная причина возражений – христианские идеи, выступающие против абортов . Вторичные мотивы включают идеи о том, что женщины, желающие сделать аборт, должны были использовать противозачаточные средства и что работа поставщиков абортов заключается только в предотвращении вреда. Те, кто не возражает, согласны с тем, что аборт противоречит христианской морали, но считают, что причины для безопасного аборта перевешивают это. Мнения врачей относительно того, в каких ситуациях оправдан аборт, различаются. [ 4 ] Заявление Фредерика Чилубы в 1991 году о том, что Замбия является христианской страной, способствовало отказу врачей от военной службы по соображениям совести. [ 3 ] Стигма в отношении абортов влияет на отказ от военной службы по убеждениям, поскольку старшие врачи могут препятствовать врачам в своих клиниках делать аборты, а люди избегают публично говорить об абортах. [ 4 ]
Многие женщины не могут позволить себе сделать аборт в больнице, и многие легальные поставщики абортов взимают грабительские цены. [ 16 ] Плата за услуги в официальной системе здравоохранения низкая, а иногда и от нее можно отказаться, но стигма и недостаток знаний препятствуют доступу. [ 15 ] В городских районах стали обычным явлением «китайские клиники», где китайские врачи берут высокие цены за аборты, от которых другие врачи отказываются. [ 8 ] Женщины, делающие аборт, часто занимают деньги у друзей и родственников или продают вещи, чтобы позволить себе процедуру. Женщины, получающие уход после аборта, часто имеют более сложное финансирование, что задерживает процедуру. [ 17 ]
Медикаментозные аборты, проводимые фармацевтами, распространены в городских районах. [ 1 ] Мизопростол обычно доступен в аптеках, и врачи иногда прописывают его при медикаментозном аборте. [ 9 ] Работникам аптек не разрешается продавать лекарства для прерывания беременности напрямую женщинам. Их роль — делиться информацией об абортах с женщинами, которые их хотят. [ 18 ]
История
[ редактировать ]Расширение и выскабливание были стандартными методами аборта до 2000-х годов, несмотря на Всемирной организации здравоохранения о ручной вакуумной аспирации (МВА). рекомендации [ 5 ] В 1988 году UTH и Ipas начали успешный проект по увеличению возможностей больницы для проведения абортов и внедрению MVA. [ 19 ] В начале 1990-х годов НПО, поддерживаемые USAID, представили программу обучения, но ее потребности в ресурсах и инфраструктуре получили недостаточную государственную поддержку в условиях эпидемии СПИДа . UTH был единственным учреждением, где делают аборты. В 1992 году правительство реформировало свою систему здравоохранения, сделав ее децентрализованной и включив в нее «основной пакет» услуг, включая MVA. Эта реформа произошла во время пика эпидемии СПИДа в Замбии, которая слишком ослабила систему здравоохранения для других инициатив. [ 5 ]
В 2008 году Министерство здравоохранения начало национальную оценку небезопасных абортов с целью снижения материнской смертности и достижения Целей развития тысячелетия ООН . Была сформирована команда законодателей и представителей ВОЗ и международной неправительственной организации Ipas . Он рекомендовал расширить медикаментозный аборт, обучить медицинских работников среднего звена хирургическому аборту, чтобы расширить доступ к ним в сельской местности, а также разработать рекомендации. Начиная с августа 2009 года МЗ сотрудничало с Ipas и UTH в реализации пилотного проекта по внедрению медицинских абортов в больницах. Планировалось обеспечить комплексную помощь по прерыванию беременности в 7 больницах и 21 учреждении первичной медико-санитарной помощи в Лусаке и провинции Коппербелт . Команда обучила, контролировала и поставила оборудование 128 поставщикам услуг. На втором этапе это помогло фармацевтам получить доступ к обновленным препаратам для прерывания беременности. Он проводил информационно-просветительскую работу в сотрудничестве с Ассоциацией планирования семьи Замбии и семью общественными организациями. Проект длился два года и привел к тому, что 25 из 28 учреждений предоставили комплексную помощь по прерыванию беременности. Остальные не желали оказывать услуги по прерыванию беременности. [ 5 ]
Программа Минздрава привела к увеличению поддержки абортов со стороны медицинских работников и уверенности в их проведении. Большинство участвовавших поставщиков медицинских услуг и фармацевтов согласились, что им следует поддерживать аборты. [ 5 ] После того, как мизопростол и мифепристон стали доступны в 25 учреждениях, фармацевты стали больше знать об этих таблетках и с большей вероятностью предоставят доступ или информацию. В то время мизопростол был широко известен как абортивное средство, но препараты на его основе, отпускаемые без рецепта, были одобрены только для других целей. Препарат мизопростол Cytotec был импортирован и был известен как «китайская таблетка». [ 20 ] В июле 2010 года мифепристон был впервые импортирован для ограниченного использования в общественных учреждениях. В начале 2012 года Министерство здравоохранения одобрило «Медабон», комбинацию мифепристона и мизопростола, для абортов, и одна НПО закупила первую партию этого препарата. [ 18 ] [ 12 ]
Замбийские некоммерческие организации получают финансирование от западных стран для проведения легальных абортов. После того, как Соединенные Штаты отменили свое право на аборты , их лидеры были обеспокоены тем, что это поставит под угрозу их финансирование. [ 21 ]
Небезопасные аборты
[ редактировать ]Многие аборты в Замбии выполняются нелегальными практикующими врачами, известными как « шарлатаны ». Исследование Университета Замбии показало, что в пяти крупных больницах с 2003 по 2008 год 600 женщин сделали легальные аборты, а 52 800 женщин прошли лечение от осложнений аборта. Аборты затруднены из-за отсутствия информации, социальной стигмы, возражений со стороны медицинских работников и недостаточности услуг. [ 2 ] Исследование 2016 года, опубликованное в журнале Social Science & Medicine, показало, что до 70% абортов в стране небезопасны. [ 16 ] Нехватка ресурсов, сопротивление со стороны некоторых поставщиков медицинских услуг и ограниченные знания о вариантах аборта заставляют женщин делать небезопасные аборты, особенно тех, кто беднее или моложе. [ 14 ] Многие женщины вызывают аборты, используя традиционные лекарства или вставляя палочки маниоки в матку. Некоторые используют небезопасные препараты, такие как хлорохин или хинин . [ 22 ]
По состоянию на 2017 год шесть на тысячу женщин умирают от осложнений аборта. [ 3 ] По оценкам отчета Центра репродуктивных прав и Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин за 2011 год , 30% материнских смертей в стране были вызваны небезопасными абортами. [ 2 ] Это соотношение значительно выше, чем в среднем по Африке. [ 14 ] Смертность в дородовом периоде составляет 31,2% материнской смертности. [ 4 ] Самый высокий уровень материнской смертности, вызванной абортами, наблюдается в округе Китве - 14% по состоянию на 2021 год. [ 23 ] Небезопасный аборт часто приводит к опасным последствиям для матери . В 2014 году в трех провинциях 42% служб помощи после аборта лечили случаи заболеваемости, а 7% - критические случаи. [ 24 ]
Подростки чаще прибегают к небезопасным абортам. Стратегический план здравоохранения Замбии по охране здоровья подростков на 2011 год Министерства здравоохранения определил небезопасные аборты в качестве приоритета. Подростки хуже знают закон об абортах и чаще сталкиваются с противодействием со стороны медицинских работников. [ 12 ] В 2005 году 10% пациенток UTH, получавших лечение от осложнений, связанных с абортом, были в возрасте от 12 до 19 лет. Некоторые избегали контрацепции, полагая, что она может вызвать побочные эффекты, что они слишком молоды или что им не хватает знаний. [ 25 ]
Уход после аборта
[ редактировать ]По состоянию на 2017 год от 30% до 50% экстренных гинекологических госпитализаций связаны с абортами. [ 3 ] Из-за стигматизации некоторые женщины, получающие помощь после аборта, сообщают о своем аборте как о выкидыше . [ 12 ]
В университетской клинической больнице стоимость ухода после аборта (PAC) колеблется от 47 до 56 долларов США, а безопасный аборт стоит от 37 до 39 долларов США. Больница тратит около 109 811 долларов в год на лечение небезопасных абортов, что в тринадцать раз превышает расходы на проведение абортов. В национальном масштабе средняя стоимость небезопасного аборта оценивается в 52 доллара по сравнению с 38 долларами за безопасный аборт. Ежегодно страна тратит от 403 000 до 3,5 миллионов долларов на небезопасные аборты и от 221 000 до 701 000 долларов на безопасные аборты. По состоянию на 2017 год страна потратила 0,2% своего бюджета здравоохранения на ПАУ. [ 14 ]
Пандемия COVID-19 привела к увеличению числа госпитализаций по поводу абортов. Пандемические ограничения затруднили доступ к противозачаточным средствам, поскольку люди не могли ездить в больницы, а медицинские работники, которые обычно раздавали противозачаточные средства, были перегружены пациентами с коронавирусом. Распространение противозачаточных средств возобновилось в 2022 году. [ 16 ]
Социальные факторы
[ редактировать ]Социальные нормы и стигма в отношении секса, беременности и абортов приводят к эмоциональному вреду среди женщин, решающих, прерывать беременность или нет. Некоторые женщины решают, что риск для здоровья, связанный с тайным абортом, перевешивает социальный риск того, что люди узнают об этом. Широко известно, что неофициальные платежи в медицинских учреждениях происходят незаконно, но продолжаются, поскольку стигматизация не позволяет женщинам сообщать о них. [ 15 ] Аборты в больницах публично фиксируются, что может подтолкнуть женщин к нелегальным абортам. [ 26 ]
Беременные замбийские подростки сталкиваются с общественным осуждением, поэтому держат аборты в секрете. Некоторые делают аборты, опасаясь, что их семья не сможет выносить ребенка. [ 25 ] Среди учащихся средних школ на решение девочки о прерывании беременности часто влияют страх перед реакцией отца, опасения по поводу своих личных и финансовых отношений с партнерами, а также желание продолжить образование. [ 13 ] Некоторые подростки откладывают аборты, поскольку не подозревают или отрицают симптомы своей беременности. [ 15 ] Национальные руководящие принципы поддерживают аборты, которые отвечают «наилучшим интересам несовершеннолетних», но работники здравоохранения могут неправильно понять закон и ограничить его реализацию. Некоторые поставщики медицинских услуг отказывают подросткам в услугах по прерыванию беременности без согласия родителей или без несанкционированной оплаты. [ 7 ]
В сельской Замбии доступ к услугам по прерыванию беременности ограничен. Сельские чиновники здравоохранения должны контролировать и консультировать программы репродуктивного здоровья. Их позиция выше руководителей районных медицинских учреждений. Бюрократы хорошо осведомлены об абортах в Замбии и рассматривают их как проблему общественного здравоохранения, хотя руководители учреждений часто не информированы, и их учреждения не делают аборты. Политическая и социальная деликатность этой темы приводит к тому, что многие бюрократы не обсуждают ее за пределами официальных встреч. Некоторые районные директора здравоохранения считают аборты городской проблемой. [ 27 ] Сельские жители часто молчат на эту тему, терпя аборты, которые остаются в тайне, и упрекая случаи, которые становятся достоянием общественности, ради защиты собственной морали. О большинстве абортов не сообщается в полицию. [ 28 ]
Мужчины влияют на своих партнерш, которые решают, стоит ли прерывать беременность. Некоторые мужчины не участвуют в беременности своих партнерш, потому что мужчина отрицает свое отцовство или женщина боится его реакции. Случаи, в которых участвует мужчина, в большинстве случаев заканчиваются безопасными абортами, поскольку мужчины предоставляют деньги или находят информацию о безопасном аборте. Друзья и родственники-мужчины могут сыграть аналогичную роль, помогая сделать аборт. Поэтому было предложено, чтобы инициативы по просвещению в отношении абортов охватывали и мужчин. [ 13 ]
Уровень абортов одинаков среди женщин, инфицированных или не инфицированных ВИЧ. [ 29 ] По мнению общества, беременная женщина с ВИЧ должна завершить беременность, особенно если женщина проходит антиретровирусную терапию . Хотя люди с ВИЧ подвергаются стигматизации, более сильная стигма в отношении абортов влияет на мнение людей о том, что женщины должны продолжать беременность, особенно среди женщин. [ 30 ]
Знание об абортах
[ редактировать ]Многие беременные женщины не знают об абортах и Законе TOP. Согласно отчету Института Гутмахера за 2008 год , многие медицинские работники не знают о юридических требованиях к абортам. [ 2 ] У женщин широко распространен страх, что аборт будет болезненным, из-за того, что в 1990-х годах медсестры отказывались принимать обезболивающие в качестве наказания. [ 31 ] Женщины, которые не знают, что они могут получить доступ к легальным абортам, с большей вероятностью будут пытаться сделать небезопасный аборт. [ 1 ]
Опрос, проведенный в 2014 году в трех провинциях, показал, что только 16% женщин знали основания для легального аборта, а 40% знали, что спасение жизни женщины законно. Знания о законе об абортах были выше среди женщин с более высоким уровнем образования и среди женщин с более либеральным отношением к абортам; это не коррелировало со знанием человека, сделавшего аборт. 15% респондентов считают, что аборт должен быть в целом легален, а 39% считают, что он должен быть законным, если он угрожает жизни женщины. Хотя 90% согласились с утверждением, что «аборт аморален», 71% согласились, что «женщины должны иметь доступ к услугам безопасного аборта». [ 1 ]
Программа комплексного сексуального образования (CSE) Замбии не включает тему абортов из-за культурных и религиозных проблем. [ 32 ] Противники системы CSE в Замбии утверждают, что она пропагандирует аборты, но ее организаторы это отрицают. [ 33 ]
Дебаты и активизм
[ редактировать ]Некоторые замбийцы считают, что аборты следует запретить, поскольку они противоречат библейским учениям . [ 2 ] Католическая церковь, а также более мелкие церкви в Замбии, такие как Пятидесятническая церковь, оказывают большое влияние на дебаты об абортах. [ 9 ] Религиозные группы, выступающие против реформы абортов, обычно подчеркивают, что действующий закон основан на науке, избегая при этом ссылок на религиозные аргументы. [ 3 ]
В Замбии и других африканских странах активисты за права на аборты формулируют проблему с точки зрения общественного здравоохранения. [ 9 ] Они часто избегают термина «права», поскольку он противоречит аргументам активистов против абортов о правах. [ 3 ] Такие организации, как Общество женщин и СПИДа в Замбии и Youth Vision Zambia, стремятся бороться с нежелательной беременностью путем просвещения граждан по вопросам репродуктивного здоровья . [ 2 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Крессвелл, Дженни А.; Шредер, Розалин; Деннис, Марди; Провидец, Оникепе; Дым, Беллингтон; Шеке, Морис; Кэмпбелл, Уна; Филиппы, Вероника (6 октября 2016 г.). «Знания и отношение женщин к абортам в Замбии: перекрестное исследование в трех провинциях» . БМЖ Опен . 6 (3): e010076. doi : 10.1136/bmjopen-2015-010076 . ПМК 4809085 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Катонго, Чанда (10 сентября 2012 г.). «В Замбии растет количество небезопасных абортов, несмотря на «либеральный» закон» . Глобальный пресс-журнал .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Хааланд, Марта Э.С.; Хауканес, Халдис; англичанин, Джозеф Мумба; Моланд, Карен Мари; Микело, Чарльз; Моя подруга Маргарет Хунгри; Блистад, Астрид (28 января 2019 г.). «Формирование политики в отношении абортов – конкурирующие дискуссии о законе Замбии о прерывании беременности» . Международный журнал справедливости в здравоохранении . 18 (20):20.doi : 10.1186 /s12939-018-0908-8 . ПМК 6348644 . ПМИД 30691459 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Фриман, Эмили; Побережье, Эрнестина (январь 2019 г.). «Сознательный отказ от абортов: убеждения и практика замбийских медицинских работников» . Социальные науки и медицина . 221 : 106–114. doi : 10.1016/j.socscimed.2018.12.018 . ПМИД 30578942 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Феттерс, Тамара; Самандари, Газале; Джемо, Патрик; Вваллика, Беллингтон; Мупета, Стивен (16 февраля 2017 г.). «Переход от законности к реальности: как методы медикаментозного аборта были внедрены с применением науки в Замбии» . Репродуктивное здоровье . 14 (1): 26. дои : 10.1186/s12978-017-0289-2 . ПМЦ 5314585 . ПМИД 28209173 .
- ^ Перейти обратно: а б «Закон об абортах: глобальные сравнения» . Совет по международным отношениям . 7 марта 2024 г. Проверено 12 июля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кангоуд, Годфри; Побережье, Эрнестина; Феттерс, Тамара (30 октября 2020 г.). «Сексуальное и репродуктивное здоровье подростков и всеобщий охват услугами здравоохранения: сравнительная политика и правовой анализ Эфиопии, Малави и Замбии» . Вопросы сексуального и репродуктивного здоровья . 28 (2): 1832291. дои : 10.1080/26410397.2020.1832291 . ПМЦ 7887923 . ПМИД 33121392 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Блистад, Астрид; Хауканес, Халдис; Таделе, Гетнет; Хааланд, Марта Э.С.; Самбьяга, Ричард; англичанин, Джозеф Мумба; Моланд, Карен Мари (27 сентября 2019 г.). «Парадокс доступа: закон, политика и практика абортов в Эфиопии, Танзании и Замбии » Международный журнал справедливости в здравоохранении . 18 (126):126.doi : 10.1186 /s12939-019-1024-0 . ПМК 6764131 . ПМИД 31558147 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Моланд, Карен Мари; Хауканес, Халдис; Таделе, Гетнет; Блистад, Астрид (23 декабря 2017 г.). «Парадокс доступа – закон об абортах, политика и мизопростол» . Журнал Норвежской медицинской ассоциации . 137 . дои : 10.4045/журнал.17.0809 . ПМИД 29357663 .
- ^ Перейти обратно: а б Нгоса, Станслус (31 марта 2015 г.). «Женщины остаются в неведении относительно закона об абортах» . Времена Замбии . Проверено 12 июля 2024 г.
- ^ «Профиль страны Замбии» . Институт Гутмахера . 2022 . Проверено 12 июля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Леоне, Тициана; Побережье, Эрнестин; Пармар, Дивья; Ввалика, Беллингтон (14 февраля 2016 г.). «Индивидуальный уровень стоимости прерывания беременности в Замбии: сравнение безопасных и небезопасных абортов» . Политика и планирование здравоохранения . 31 (7): 825–833. дои : 10.1093/heapol/czv138 . ПМИД 26879090 .
- ^ Перейти обратно: а б с Фриман, Эмили; Побережье, Эрнестина; Мюррей, Сьюзен Ф. (июнь 2017 г.). «Роль мужчин в траекториях женских абортов в городах Замбии» . Международные перспективы сексуального и репродуктивного здоровья . 43 (2): 89–98. дои : 10.1363/43e4017 . ПМИД 29261506 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Пармар, Дивья; Леоне, Тициана; Побережье, Эрнестина; Мюррей, Сьюзан Фэрли; Хукин, Элеонора; Ввалика, Беллингтон (27 сентября 2015 г.). «Стоимость абортов в Замбии: сравнение безопасного аборта и ухода после аборта» . Глобальное общественное здравоохранение . 12 (2): 236–249. дои : 10.1080/17441692.2015.1123747 . ПМИД 26708223 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Побережье, Эрнестина; Мюррей, Сьюзен Ф. (март 2016 г.). « Эти вещи опасны»: понимание траекторий искусственных абортов в городах Замбии» . Социальные науки и медицина . 153 : 201–209. doi : 10.1016/j.socscimed.2016.02.025 . ПМИД 26921835 .
- ^ Перейти обратно: а б с Фири, Пруденс (11 апреля 2022 г.). «Горькое пиво: как пандемия спровоцировала рост абортов в Замбии» . Проволока . Проверено 12 июля 2024 г.
- ^ Мур, Энн М.; Деннис, Марди; Андерсон, Рагнар; Банколе, Акинринола; Абельсон, Анна; Греко, Джулия; Ввалика, Беллингтон (2 ноября 2018 г.). «Сравнение финансовых затрат женщин на искусственный аборт в учреждении и на лечение осложнений от небезопасного аборта в Замбии» . Репродуктивное здоровье имеет значение . 26 (52): 138–150. дои : 10.1080/09688080.2018.1522195 . ПМК 6331180 . ПМИД 30388961 .
- ^ Перейти обратно: а б Феттерс, Тамара; Райсанен, Керис; Мупета, Стивен; Малисикванда, Исиканда; Ввалика, Беллингтон; Осур, Иоахим; Дийкерман, Салли (18 февраля 2015 г.). «Использование линз снижения вреда для изучения результатов обучения медикаментозному аборту среди замбийских фармацевтов после вмешательства» . Репродуктивное здоровье имеет значение . 22 (суп44): 116–124. дои : 10.1016/S0968-8080(14)43794-7 . ПМИД 25702075 .
- ^ Брэдли, Ян; Сиказве, Нсама; Хили, Джоан (ноябрь – декабрь 1991 г.). «Улучшение ухода за абортами в Замбии». Исследования в области планирования семьи . 22 (6): 391–394. дои : 10.2307/1966453 . JSTOR 1966453 . ПМИД 1792679 .
- ^ Хендриксон, Шерил; Феттерс, Тамара; Мупета, Стивен; Вваллика, Беллингтон; Джемо, Патрик; Райсанен, Керис (23 октября 2015 г.). «Взаимодействие клиента и фармацевта по поводу медикаментозного аборта в Замбии в 2009 и 2011 годах» . Международный журнал гинекологии и акушерства . 132 (2): 214–218. дои : 10.1016/j.ijgo.2015.07.008 . ПМИД 26604158 .
- ^ «Повлияет ли решение США о безопасных абортах на Замбию?» . Времена Замбии . 21 июля 2022 г. Проверено 12 июля 2024 г.
- ^ Фунга Ньенга, Мукоша (20 июля 2017 г.). «Не криминализуйте аборты, доктор» . Новости Диггеры! . Проверено 12 июля 2024 г.
- ^ Зулу, Исаак (16 сентября 2021 г.). «Китве регистрирует 200 случаев небезопасных абортов в месяц, - говорит доктор Нг'андве» . Ежедневное откровение . Проверено 18 июля 2024 г.
- ^ Оволаби, Оникепе О.; Крессвелл, Дженни А.; Ввалика, Беллингтон; Осрин, Дэвид; Филиппи, Вероника (1 сентября 2016 г.). «Частота опасных осложнений, связанных с абортами, в Замбии: перекрестное исследование в Центральной провинциях, провинциях Коппербелт и Лусака» . Контрацепция . 5 (2): 167–174. doi : 10.1016/j.contraception.2016.08.014 . ПМИД 27593334 .
- ^ Перейти обратно: а б Дальбек, Элизабет; Маймболва, Маргарет; Ямба, К. Бава; Касонка, Лаксон; Бергстрем, Стаффан; Рансьё-Арвидсон, Анна-Берит (10 ноября 2009 г.). «Потеря беременности: самопроизвольные и искусственные аборты среди молодых женщин в Лусаке, Замбия». Культура, здоровье и сексуальность . 12 (3): 247–262. дои : 10.1080/13691050903353383 . JSTOR 27784539 . ПМИД 19904649 .
- ^ Хонкавуо, Лина (3 мая 2021 г.). «Женский опыт культурных и традиционных представлений о здоровье в отношении беременности и родов в Замбии: этнографическое исследование» . Международное здравоохранение для женщин . 42 (4–6): 4–6. дои : 10.1080/07399332.2021.1898613 . ПМИД 33939594 .
- ^ Хааланд, Марте Э.С.; Хауканес, Халдис; Зулу, Джозеф Мумба; Моланд, Карен Мари; Блистад, Астрид (апрель 2020 г.). «Тихая политика и неизвестные цифры: сельские бюрократы здравоохранения и политика Замбии в отношении абортов» . Социальные науки и медицина . 251 : 112909. doi : 10.1016/j.socscimed.2020.112909 . HDL : 11250/2727320 . ПМИД 32179365 .
- ^ Хааланд, Марте Э.С.; Зулу, Джозеф Мумба; Моланд, Карен Мари; Хауканес, Халдис; Блистад, Астрид (ноябрь 2020 г.). «Когда аборты становятся достоянием общественности: повседневная политика воспроизводства в сельской Замбии» . Социальные науки и медицина . 265 : 113502. doi : 10.1016/j.socscimed.2020.113502 . hdl : 11250/2731584 . ПМИД 33183861 .
- ^ Банколе, Акинринола; Кио, Сара; Акиниеми, Одунайо; Дзекедзеке, Кумбуцо; Аволюде, Олутосин; Адеволе, Исаак Ф. (март 2014 г.). «Различия в нежелательной беременности, использовании противозачаточных средств и абортах в зависимости от ВИЧ-статуса среди женщин в Нигерии и Замбии» . Международные перспективы сексуального и репродуктивного здоровья . 40 (1): 28–38. дои : 10.1363/4002814 . ПМИД 24733059 .
- ^ Кавано, Меган Л.; Мур, Энн М.; Акиниеми, Одунайо; Адеволе, Исаак; Дзекедзеке, Кумбуцо; Аволюде, Олутосин; Арулогун, Оедунни (23 ноября 2012 г.). «Отношение сообщества к деторождению и абортам среди ВИЧ-положительных женщин в Нигерии и Замбии» . Культура, здоровье и сексуальность . 15 (2): 160–174. дои : 10.1080/13691058.2012.745271 . ПМЦ 3545282 . ПМИД 23173695 .
- ^ Кляйн, Алиса (20 ноября 2011 г.). «Женщины и девушки дезинформированы об абортах в Замбии» . Хранитель . Проверено 12 июля 2024 г.
- ^ Чавула, Мализгани Пол; Зулу, Джозеф Мумба; Гойколеа, Изабель; Хуртиг, Анна-Карин (14 сентября 2023 г.). «Раскрытие политического взаимодействия, проблем и противоречий, влияющих на реализацию Комплексной системы сексуального образования в Замбии: анализ политики» . Политика и системы медицинских исследований . 21 (97): 97. дои : 10.1186/s12961-023-01037-y . ПМК 10500755 . ПМИД 37710251 .
- ^ Мбеве, Зондиве (28 сентября 2020 г.). «Утверждения о том, что CSE пропагандирует аборты и гомосексуализм, необоснованны – ОГО» . Новости Диггеры! . Проверено 12 июля 2024 г.