Морех, Индия
Море | |
---|---|
город, район | |
Координаты: 24 ° 14'52 "N 94 ° 18'11" E / 24,2477 ° N 94,3031 ° E | |
Страна | ![]() |
Состояние | Манипур |
Округ | Теннупальский район |
Основан | Гамбхир Сингх |
Население (2011) | |
• Общий | 16,847 |
Язык(и) | |
• Официальный | Мэйтей ( Манипури ) [ а ] [ 1 ] |
• Региональный | Таду и другие языки куки-чин |
Часовой пояс | UTC+5:30 ( IST ) |
Регистрация автомобиля | Миннесота |
Веб-сайт | манипур |
![]() |
Море ( произношение Мэйтей : /mō-rey/ [ а ] [ 1 ] — приграничный город расположенный на границе Индии и Мьянмы в округе Теннупал индийского штата Манипур , . [ 2 ] [ 3 ] Будучи быстро развивающимся центром международной торговли с интегрированным таможенным и международным иммиграционным контрольно-пропускным пунктом, Море играет важную роль в индийской политике «Взгляд на Восток» . [ 4 ] торговля и коммерция в рамках зоны свободной торговли АСЕАН-Индия , [ 5 ] Отношения Индии и Мьянмы , [ 6 ] Дорожное сообщение Индия-Мьянма-Таиланд , [ 7 ] и сообщение Трансазиатской железной дороги . [ 8 ] [ 4 ]
Таму в Мьянме, прямо через реку Менал от Море, соединен с Море двумя дорогами: Мостом индо-мьянманской дружбы и новым мостом Море ICP , который соединяет интегрированный контрольно-пропускной пункт Море (Moreh ICP). [ 9 ] Таму в Мьянме соединяет Море в Индии с Калева - Ядьи - Мандалаем в Мьянме и Мэсотом в Таиланде через трехстороннее шоссе Индия-Мьянма-Таиланд . [ 7 ]
Имя
[ редактировать ]По данным Совета горного племени Манипура, первоначальное название города было «Молленфай», с сокращенной формой «Моллен». [ 10 ] В британских документах XIX века это имя записано как «Море» и «Море». [ 11 ]
История
[ редактировать ]
1888 года Справочник Манипура описывает Море как пограничный пост ( тана ) Манипура к северо-западу от города Таму . [ 11 ] Таму — главный город долины Кабау , расположенный на берегу реки Локчао , стекающей с холмов Манипура (ныне район Тенноупал ). Долина Кабау находилась под контролем королевства Манипур с 15 века. [ 12 ] и Таму, похоже, вырос как торговый город в долине, затмевая Кхампат , предыдущую столицу княжества долины Кабау.
В 1764 году бирманский император Алаунгпая вторгся в Манипур через Таму. [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] После этого долина Кабау, похоже, несколько раз переходила из рук в руки между Манипуром и Бирмой, пока в 1813 году принц Манипура Марджит Сингх не уступил ее Бирме в обмен на бирманскую помощь в приобретении его трона. [ 16 ] Во время Первой англо-бирманской войны следующий принц Гамбхир Сингх вновь оккупировал долину Кабау. но британцы вернули его Бирме в 1834 году в рамках послевоенного урегулирования. [ 17 ]
Сообщается, что в 1829 году, незадолго до окончательной уступки долины Кабау, Гамбхир Сингх «забаррикадировал» ущелье Локчао и основал новую деревню в его окрестностях. [ 18 ] «Баррикадой», вероятно, был частокол Моретана, упомянутый в Справочнике Манипура , который располагался на возвышенности между долинами Локчао и долиной Море. Возвышенность на самом деле представляет собой плоский конец отрога, проходящего между двумя долинами. В долине Море находятся два ручья, называемые Куджиерок и Лиерок, которые объединяются в долине и впадают в реку Локчао ниже по течению. [ 11 ] Во время приграничного урегулирования 1834 года Моретанна и деревня были переданы Манипуру, а Таму - Бирме. Другая деревня под названием Намфалонг позже возникла напротив Море на бирманской стороне границы.
Дорога от Ламтинга до Таму, проходящая через Палель и Море, была проложена в 1878 году. [ 19 ] Называется «Дорога Таму». [ 20 ] или «маршрут Палель-Море», дорога пересекала верхнюю часть реки Локчао (в Манипуре) возле деревни Сибонг (координаты: 24 ° 19'24 "N 94 ° 14'03" E / 24,3232 ° N 94,2341 ° E ). указано, что его население составляет 150 человек, среди которых преобладают аналы Сибонг, первоначально называвшийся «Ситпонг», является гораздо более старой деревней, чем Море, и в Справочном справочнике Манипура . [ 21 ] Совет горного племени Море - одна из родительских деревень Море. [ 10 ] Будучи переправой через реку, Сибонг также является военно-стратегическим пунктом. [ 22 ]
В 1891 году в Манипуре произошло дворцовое восстание , и британцы, которые к тому времени контролировали всю Бирму, послали войска, дислоцированные в Таму, для освобождения пленников, захваченных повстанцами. [ 23 ] После непродолжительной битвы Манипур был преобразован в княжеское государство Британской империи. [ 24 ]
Большую часть периода британского владычества Море оставался простым полицейским постом. [ 25 ] Поскольку и Индия, и Бирма находились под контролем Великобритании, индийские торговцы отправлялись в Таму и за его пределы, чтобы продавать свои товары. [ 26 ]
Возвышение Море произошло во время Второй мировой войны , когда он был преобразован в административный центр и центр снабжения союзных войск, а Сибонг был создан как тыловой штаб. [ 27 ] База удерживалась до апреля 1944 года, после чего была эвакуирована, поскольку японские войска прорвались на севере долины Кабау. [ 28 ] Согласно отчету администрации Манипура, после войны в Море был открыт базар и полицейский пост. [ 29 ]
История после обретения независимости
[ редактировать ]После ухода британцев из Индии и Бирмы многие индейцы, поселившиеся в Бирме в британский период (« бирманские индейцы »), вернулись в Индию. Некоторые из них поселились в Море. До этого говорят, что Море был не чем иным, как «пограничной заставой». С приходом бирманских индейцев Море приобрел космополитический характер с участием многих этнических групп, таких как тамилы, малайцы, пенджабцы, бенгальцы и непальцы, а также местные популяции мейтей, куки и нага. [ 30 ] [ 31 ] В 1988 году газета The Telegraph описала Море как космополитичный город с населением 15 000 человек, 80 процентов из которых были эмигрантами из Бирмы. [ 32 ] [ б ] Также актуальна «операция Хадавми» бирманского военного правительства в 1967 году, в ходе которой куки , проживавшие тогда в долине Кабау, были выселены бирманцами, поскольку считались индийскими беженцами из Манипура. [ 33 ] Они поселились в Море и прилегающих районах Теннупальского района. По словам ученого Тонгхолала Хаокипа, многие из этих куки ранее были перемещены из районов Манипура, где доминируют наги, таких как район Ухрул . [ 34 ] [ 35 ]
В 1992 году столкновения Куки-Нага . в Море начались [ 36 ] В то время Нага повстанческая группа NSCN-IM доминировала в городе Море и прилегающем к нему районе Теннупал - Чандел . НССН-ИМ собирал «домашний налог» с местных куки, и со временем требования таких налогов становились все сильнее. [ 37 ] К 1992 году у куки появилась собственная боевая организация « Национальная армия Куки» (КНА), базировавшаяся в Таму. [ 38 ] [ 39 ] Сообщается, что куки из Море пригласили КНА приехать в Море, чтобы отразить нападение NSCN-IM. [ 37 ] Племена Старых Куки , проживавшие в Море, к тому времени перешли на сторону группировки Нагов. [ 40 ] Командующий КНА попросил их прекратить поддержку NSCN-IM. Но племена почувствовали себя неспособными сделать это и покинули город. [ 41 ] Сам конфликт начался, когда NSCN-IM захватила двух студенческих лидеров Куки, которые предположительно несли послания для КНА, и убила одного из них. [ 42 ] Это привело к полномасштабной войне между двумя группами, распространившейся по всему Манипуру. Комментаторы также заявляют, что основной движущей силой конфликта стал контроль над контрабандной торговлей через Море. [ 43 ]
Демография
[ редактировать ]Языки Море (2011). [ 44 ]
Морех находится в районе Теннупал в Манипуре, где проживает значительное количество тамилов и других индийцев. Местное население включает племена Куки-Дзо и Мейтеи , а также небольшое количество Нагов и Старых Куки/Нагов . [ 2 ] [ 44 ]
По данным переписи населения Индии 2011 года , население Мореха составляло 16 847 человек. Зарегистрированные племена насчитывали 9 475 человек, что составляло 56,92% населения. [ 46 ] Зарегистрированные касты составляли 0,2% населения. [ 47 ] Мужчин было 8670, а женщин - 8177. 14,58% населения были в возрасте до 6 лет. Соотношение полов среди женщин составляло 943 по сравнению со средним показателем по штату 985. Соотношение полов среди детей составляло около 985 по сравнению со средним показателем по штату Манипур 930. [ 47 ]
Языки
[ редактировать ]Преобладающими языками в Море являются таду ( язык куки-чин ) и мейтей (также называемый манипури). Город является многонациональным, и в нем есть другие известные языки, такие как хинди , тамильский , зоу , мизо и т. д. и другие. В стране проживает значительная часть тамилов , которые мигрировали из Мьянмы ( Бирмы ), когда они были вынуждены покинуть страну во время бирманского государственного переворота 1962 года . [ 48 ]
Среди племенных языков носители языка куки-дзо составляют 56,73%, нага носители языка - 0,25%, носители языка старых куки/нага - 0,4%, а носители других племенных языков - 0,4%. [ с ] Среди лиц, не принадлежащих к племени, носители языка мейтей составляют 25,15%, а говорящие на других индийских языках - 17,35%. [ 44 ]
Религия
[ редактировать ]Согласно переписи населения Индии 2011 года, город Морех является многоконфессиональным городом, и христиане составляют явное большинство. 4403 индуиста , 2354 мусульманина , 9547 христиан , 57 сикхов , 109 буддистов , 17 джайнов , 33 не указали какую-либо религию, 327 других. [ 45 ]
Грамотность
[ редактировать ]Средний уровень грамотности Мореха составлял 71,47%, что ниже, чем средний уровень грамотности в Манипуре, составляющий 76,94%: грамотность мужчин составляла около 79,52%, что также было ниже, чем в среднем по штату (76,94%). а грамотность женщин составила 62,88%, что снова было ниже, чем в среднем по штату (70,26%).
Экономика
[ редактировать ]
Будучи приграничным торговым и транзитным городом, Море играет ключевую роль в развитии экономики приграничного государства, а также международной торговли. Значительная часть экономики Море зависит от контрабанды, в том числе нелегального тика , ввозимого контрабандой из Мьянмы. [ 50 ]
Пограничная ненависть
[ редактировать ]Море ведет местную торговлю на границе Хаат в рамках механизма бартерной торговли между Индией и Мьянмой, в которой перечислено более 40 предметов торговли. Основные статьи экспорта включают цемент, продукцию машиностроения, транспортное оборудование, мотоциклы, железо и сталь, лекарства, химикаты и сопутствующие товары, хлопчатобумажную пряжу и т. д. Основными товарами, импортируемыми в настоящее время из Мьянмы по бартерному механизму, являются орехи бетеля, куркума, красная фасоль ( Раджма), корни кута, грамм, живица, сухой имбирь и т. д.
Международная торговля
[ редактировать ]Индии Министерство финансов также запустило «нормальную международную торговлю» через интегрированный контрольно-пропускной пункт Море (Moreh ICP). [ 51 ]
Транспорт
[ редактировать ]Индия является частью BIMSTEC , Восточноазиатского саммита , Сотрудничества Меконг-Ганга , Экономической и социальной комиссии Организации Объединенных Наций для Азии и Тихого океана , Сети азиатских автомобильных дорог и сети Трансазиатских железных дорог , а Индия приступила к реализации нескольких проектов по соединению Look- East . [ 52 ] [ 53 ]
Интегрированный контрольно-пропускной пункт (ICP)
[ редактировать ]Море ICP, стоимость рупий. 136 крор земли на 18,41 га (45,50 акра) земли возле ворот № 1 в зоне уведомления таможни способствуют быстрому перемещению экспортно-импортных партий в соответствии с индийской политикой «Взгляд на Восток». [ 54 ] В состав ICP входят иммиграционный департамент, департамент по контролю над наркотиками и наркотиками, земельный таможенный департамент, таможенно-профилактический департамент, карантин животных, карантин растений, местная полиция, включая женщин-констеблей, агентства по проверке сертификации качества и советы по продвижению экспорта, счетчик упрощения процедур торговли и государственные органы, связанные с торговлей, продовольственные товары. Испытательная лаборатория, почтовый отдел, лесной департамент, банковская стойка, телекоммуникационная связь, парковка для грузовиков, помещения для персонала, основные удобства, такие как столовая, дом отдыха водителей грузовиков, и т. д.
Аэропорт
[ редактировать ]Аэропорт Импхал (110 км к северо-западу от Мореха) — ближайший аэропорт в Индии. Аэропорт Хомалин (120 км к северу) и аэропорт Калаймио (133 км к югу) — ближайшие аэропорты Мьянмы. [ 55 ]

AH1 и шоссе Индия-Таиланд
[ редактировать ]Море находится на Азиатском шоссе 1 (AH1), [ 56 ] Это самый длинный маршрут Азиатской сети автомобильных дорог , протянувшийся на 20 557 км (12 774 миль) от Токио, Япония, через Корею, Китай, Юго-Восточную Азию, Бангладеш, Индию, Пакистан, Афганистан и Иран до границы между Турцией и Болгарией к западу от Стамбула, где он соединяется с европейским маршрутом E80, идущим до Лиссабона, Португалия.
Трехстороннее шоссе Индия-Мьянма-Таиланд , участок AH1 длиной 1408 км (875 миль), соединяет Импхал -Море в Индии с Мэсот в Таиланде через Мандалай - Калева - Яги в Мьянме . [ 7 ] Это будет способствовать развитию торговли Индии и АСЕАН в рамках зоны свободной торговли АСЕАН-Индия . [ 5 ] [ 57 ] [ 58 ] [ 59 ] Маршрут Импхал-Море. Его модернизация уже была завершена к 2017 году, однако в дальнейшем он модернизируется до стандарта азиатских автомобильных дорог в трех пакетах, один из которых был завершен, а остальные два планируется завершить к 2023 году. [ 60 ] В ноябре 2020 года Бангладеш выразила заинтересованность в присоединении к этой автомагистрали. [ 61 ] Индия планирует модернизировать маршрут от Зохавтара в Мизораме до Тедима в штате Чин, Мьянма, в качестве дополнительного соединения с трехсторонней автомагистралью IMT. [ 62 ]
Трансазиатская железная дорога
[ редактировать ]Трансазиатской железной дороги (TAR) Южный коридор (также называемый ITI-DKD-Y), после завершения, соединит Юньнань в Китае и Таиланде с Европой через Индию и Турцию . По состоянию на 2021 год все грузовые перевозки из Азии в Европу будут осуществляться морским транспортом. TAR позволит контейнерам из Сингапура, Китая, Вьетнама, Камбоджи, Индии, Бангладеш, Мьянмы, Таиланда и Кореи путешествовать по суше на поезде в Европу. Предлагаемый маршрут войдет в Индию в Море из Таму в Мьянме, затем войдет в Бангладеш через Махисасан и Шахбаджпур и снова войдет в Индию из Бангладеш в Геде . На западной стороне линия войдет в Пакистан в Аттари . [ 8 ]
Чтобы устранить недостающий пробел в маршруте ITI-DKD-Y ТАР, Индия и Мьянма планируют соединить свои железнодорожные сети с помощью линии длиной 346 км (215 миль), которая продлит строящуюся линию Джирибам-Импхал до Морех- Таму границы , а затем до существующей железнодорожной станции Калай в Мьянме. [ 63 ] 180 километров (110 миль) недостающего звена, от Джирибама до Море-Таму на границе с Мьянмой, находятся в Индии. [ 64 ] [ 65 ] [ 66 ] [ 67 ] из них 110 километров (68 миль) линии Джирибам – Импхал находится в стадии строительства, [ 68 ] а оставшиеся 70 километров (43 мили) линии Импхал-Море находятся в стадии планирования. [ 8 ] [ 69 ] Япония проводила технико-экономическое обоснование 166-километровой (103 мили) линии Море-Таму-Калай в Мьянме. [ 70 ]
Линия Джирибам – Импхал
[ редактировать ]Согласно обновлению статуса за август 2021 года, линия Джирибам-Импхал длиной 111 км, скорее всего, будет завершена в декабре 2023 года. [ 68 ] [ 4 ]
Линия Импхал – Море-Калай
[ редактировать ]Линия Джирибам-Импхал будет продлена почти на 70 км до Мореха на границе Индии и Мьянмы . В соответствии с индийской политикой «Взгляд на Восток» линия будет продлена от Море до существующей железнодорожной станции Мьянмы в Калае (также называемой Кале и Калемьо), чтобы стать частью амбициозной Трансазиатской железной дороги . [ 4 ] Индия планирует продлить железнодорожное сообщение Импхал до Мореха и, в конечном итоге, до железнодорожной системы Мьянмы, что обеспечит дальнейшее сообщение с Таиландом и Китаем . В 2007 году план Импхал-Море был озвучен Индией. [ 69 ] [ 8 ] В январе 2018 года Индия инициировала предварительное исследование для определения возможности создания железнодорожного сообщения, параллельного трехстороннему шоссе Индия-Мьянма-Таиланд . Япония выразила заинтересованность в сотрудничестве с Индией и финансировании предлагаемого железнодорожного сообщения. [ 70 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Язык мейтей (официально известный как язык манипури ) является официальным языком Манипура . На других региональных языках в разных местах Манипура либо преимущественно говорят, либо нет, но «мейтей» всегда официально используется.
- ^ Это составит 12 000 человек. Возможно, это завышенная оценка, поскольку в 2011 году число носителей индийского языка, не говорящего на манипури, составляло менее 3000 человек.
- ^ К племенам Куки-Зо относятся Гангте , Хмар , Пайте , Симте , Сукте , Тадо , Вайпхей , Дзо , а также некоторые более мелкие племена, обозначенные как «Любые Куки» и «Любые Лушаи ( Мизо )». племенам нагов относятся ангами , кабуи , кача-нага , мао , марам , пумаи , сема и тангкхул. К К племенам Старых Куки, сохраняющим классификацию Куки, относятся: Аймол, Чиру, Ком, Койренг, Харам и Ральте. В состав племен, находящихся под эгидой нагов, входят: Анал, Чоте, Койрао, Ламканг, Маринг, Мойон, Монсанг, Пурум и Тарао. [ 49 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Отчет комиссара по делам языковых меньшинств: 47-й отчет (июль 2008 г. - июнь 2010 г.)» (PDF) . Комиссар по делам языковых меньшинств Министерства по делам меньшинств правительства Индии . п. 78. Архивировано из оригинала (PDF) 13 мая 2012 года.
- ^ Перейти обратно: а б «Пограничный город под названием Море» . Индийский экспресс . 29 июля 2012 г.
- ^ Лаитангбам, Ибоайма (19 февраля 2014 г.). «Приграничная торговля вдоль Море в Манипуре прекращается» . Индус . Проверено 3 декабря 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Импхал, четвертая столица на северо-востоке, появится на карте железных дорог в течение 27 месяцев , Assam Tribune, 13 сентября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Рининг Люнгдо (10 августа 2016 г.). «Дорожный пакт после автопробега» . Телеграф (Калькутта) .
- ^ Хелен Токчом (11 сентября 2017 г.). «Бдение в Манипуре по поводу притока» . Телеграф (Калькутта) . Архивировано из оригинала 14 сентября 2017 года.
- ^ Перейти обратно: а б с «Все, что вы хотите знать о поездке из Дели в Бангкок — мифы и реальность» . Трипото . 11 сентября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Трансазиатское железнодорожное сообщение: перспективы Южной Азии , Daily Pioneer, 14 сентября 2021 г.
- ↑ Будет ли контрольно-пропускной пункт на границе Индии и Мьянмы способствовать развитию организованной торговли , The Hindu, 12 сентября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Разъяснения по приграничному городу Море; Ответ на выдуманные претензии и путаницу: HTC , Ukhrul Times, 29 декабря 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Дун, географический справочник Манипура (1886 г.) , стр. 166.
- ^ Парратт, Судебная хроника, Том. 1 (2005) , с. 41–42.
- ^ Харви, История Бирмы (1925) , стр. 238–239.
- ^ Тарапот, Кровоточащий Манипур (2003) , стр. 115–116.
- ^ Парратт, Судебная хроника, Том. 2 (2009) , с. 3. «В месяце Вакчинг (декабрь/январь) [1764 года] Йипунгси Харичаран Сенапати ушел, чтобы атаковать Ааву. Они сражались на рынке Туму, но не одержали победу и отступили».
- ^ Тарапот, Кровоточащий Манипур (2003) , с. 119.
- ^
Холл, DGE (1974), Генри Берни – Биография , Oxford University Press, стр. 245 – через archive.org.
По четвертому пункту [Генри Берни, британский резидент в Аве] сказал, что бирманцы бесспорно владели долиной в течение двенадцати лет до англо-бирманской войны, и хотя во время войны она была завоеван Манипури, положение Яндабоского договора о том, что раджа Манипура должен вернуть свои территории, применялось только к тем, которыми он владел до войны.
- ^ Парратт, Судебная хроника, Том. 2 (2009) , с. 100.
- ^ Парратт, Судебная хроника, Том. 3 (2013) , с. 200: «Эта дорога, ведущая в Туму, должна была разветвляться на плато Чалутен в Марингкампанге у подножия горы Намту и идти в Мангсу, которая находится на дороге в Панлен [Паллель]».
- ^ Аллен, Нага-Хиллз и Манипур (1905) , стр. 127.
- ^ Дун, Справочник Манипура (1886) , стр. 152, 203–204.
- ^ Дун, географический справочник Манипура (1886) , 152, 203–204: Ситпонг упоминается как анальная деревня с населением 150 человек.
- ^ «№26192» . Лондонская газета . 14 августа 1891 г. с. 4372.
- ^ Тарапот, Кровоточащий Манипур (2003) , стр. 133–135.
- ^ Аллен, Нага-Хиллз и Манипур (1905) , стр. 140.
- ^ Справочник округа Верхнего Чиндвина (1913) , стр. 66: «Очень мало можно увидеть [в Таму] торговли, которую можно было бы ожидать с Манипуру. Такие торговцы, какие есть, приходят из-за границы и привозят свои товары на своих спинах к Ю [реке] или Чиндвин [река].».
- ^ Прасад, Бхаргава и Кхера, Завоевание Бирмы, Том. 1 (1958) , стр. 162–163.
- ^ Прасад, Бхаргава и Кхера, Завоевание Бирмы, Том. 1 (1958) , стр. 201–202.
- ^ Приябрата Сингх, депутат Кнессета (1948), Отчет администрации штата Манипур за 1946–47 год , State Press, Imphal, стр. 7 – через archive.org
- ^ Эша Рой, приграничный город Море , Индийский экспресс, 29 июля 2012 г.
- ^ В. Маилваганан: «Мятежники пытались проникнуть в мой дом. Когда они не смогли, они сожгли его» , The Times of India, 11 августа 2023 г.
- ^ Васбир Хусейн (6 октября 1988 г.), «Бирманские студенты просят безопасного убежища в Индии» , The Telegraph (Калькутта) , стр. 39 - через Объединенную службу исследований публикаций США и archive.org.
- ^ Хаокип, Территориальность, конфликт и гражданство (2023) , стр. 16–17: «В этой операции, которую возглавил У. Муанги, любого подозреваемого допрашивали по месту его или ее рождения, включая место проживания их отца и деда. Если какое-либо место рождения окажется на территории Индии, оно будет занесено в список иностранцев и выселено».
- ^ Хаокип, Территориальность, конфликт и гражданство (2023) , стр. 10, 12, 16–17.
- ^ Хаокип, Конфликт Куки-Нага (2007) , стр. 156–157.
- ^ Перейти обратно: а б Хаокип, Конфликт Куки-Нага (2007) , с. 157: «Мисс. Тереза Хойлам добавляет: «С куки взимались различные виды налогов, особенно в районе Море. Они разделили людей на разные категории. Некоторым из них пришлось заплатить более рупий. 3000. Тех, кто не заплатил, либо убили, либо подвергли пыткам, а грузовики некоторых бизнесменов сожгли. Также была запрещена вырубка и продажа деревьев. Даже если деревья будут вырублены, нам придется сообщить об этом боевикам и заплатить за это деньги. Боевики уведомили сроки уплаты налогов. Поскольку лидеры Куки сочли это неконституционным и не смогли выплатить деньги, они попросили КНА (Национальную армию Куки) приехать в Морех».
- ^ Торинг, Насилие и идентичность в Северо-Восточной Индии (2010) , стр. 129–130: «Согласно одному сообщению новостей, в 1988 году NSCN раскололся на Капланг (NSCN-K) и Иссак-Муива (NSCN-IM) фракции, это дало Куки шанс вырваться из тисков тисков, подобных воинственным формированиям, таким как Национальная армия Куки. (KNA), родились Национальный фронт Куки (KNF) и Фронт освобождения Куки (KLF).».
- ^ EN Раммохан, Манипур: План действий по борьбе с повстанцами , Линии разлома , май 2002 г., через террористический портал Южной Азии.
- ^
Хаокип, Тонгкхолал (2023), «Дом и принадлежность в Северо-Восточной Индии», в Амите Ранджане; Диотима Чатторадж (ред.), Миграция, региональная автономия и конфликты в восточной части Южной Азии: в поисках дома (земли) , Springer Nature, ISBN 9783031287640 В связи с этим
Гангте (2011, стр. 63) пишет: «большая часть мелких племен, принадлежащих к Старым Кукисам, таких как Анал, Аймол, Хойбу, Ламканг, Маринг (и это лишь некоторые из них), решили последовать за своими лидерами, которые их личный интерес в присоединении к постоянно растущему и расширяющемуся зданию Нагов.
- ^ Хаокип, Конфликт Куки-Нага (2007) , с. 161: «Поэтому они созвали экстренное совещание с лидерами нагов и сказали им больше не помогать и не развлекать группу ИМ. Они выразили свою неспособность подчиняться этому приказу, потому что, хотя они и не хотели этого делать, группа ИМ заставила им действовать, хотя формального предупреждения покинуть Море не было, в ту же ночь наги начали бежать».
- ^ Хаокип, Конфликт Куки-Нага (2007) , стр. 160–161.
- ^ Хэмиш Макдональд, Индия: оплот повстанцев, Far Eastern Economici Review, 9 июня 1994 г. ProQuest 208211419 «Из Бирмы привозят тик, ароматное агаровое дерево, нефрит, драгоценные камни и, все чаще, героин. Из Индии текут такие товары, как велосипеды, бензин, керосин, текстиль и скобяные изделия... Каждый грузовик или автобус, движущийся из Море, бесплатный -колесный индийский город напротив Таму в Бирме, где осуществляется приграничная торговля, платит NSCN 4000 рупий (128 долларов США) перед оно достигает Импхала».
- ^ Перейти обратно: а б с «Город C-16: Население по родному языку (на уровне города), Манипур – 2011 г.» . censusindia.gov.in . Архивировано из оригинала 14 июля 2023 года.
- ^ Перейти обратно: а б «Перепись населения города Море 2011–2023 гг.» . census2011.co.in . Проверено 30 сентября 2023 г.
- ^ PCA (ST): первичные реферативные данные переписи зарегистрированных племен, Манипур - округ Чандел - 2011 г. , Управление генерального регистратора и комиссара по переписи населения, правительство Индии, 2011 г., PC11_PCA-SCST-ST-1409
- ^ Перейти обратно: а б «Перепись населения Море 2011» . census2011.co.in . 2011 . Проверено 3 декабря 2015 г.
- ^ «Мини-Тамил Наду в Манипуре: как бирманские тамилы оказались в Море» . доморощенный.co.in . 8 июня 2021 г.
- ^ Ком, Ч. Сехолал (июнь 2015 г.). «Этнонационализм: конкурирующие микронационалистические инакомыслия в Манипуре». Социальные изменения . 45 (2): 289–307. дои : 10.1177/0049085715574192 . ISSN 0049-0857 .
- ↑ Внутри индийского города контрабандистов на YouTube.
- ↑ Индия открывает два пункта пересечения границы с Мьянмой и Бангладеш , Times of India , 1 октября 2017 г.
- ^ Султан Шахин (11 октября 2003 г.). «Политика Индии «Взгляд на Восток» окупается» . Азия Таймс . Архивировано из оригинала 9 августа 2014 г. – на сайте globalpolicy.org.
- ^ Кьетиги Баджпаи (31 октября 2007 г.), «Индия заново открывает Восточную Азию» , Asia Times , заархивировано из оригинала 8 июля 2008 г.
- ^ «Торговля с Мьянмой» . Инвестируйте в Манипур, Восточная Швейцария . Управление промышленности правительства Манипура. 8 июня 2013 г.
- ^ Какой аэропорт ближе всего к Море , gomapper.com, по состоянию на 14 сентября 2021 г.
- ^ Новая дорога и железнодорожное сообщение сделают Манипур воротами в Юго-Восточную Азию: CM , The Hindu, 8 ноября 2018 г.
- ^ «Проект дороги в Мьянме привлек из Таиланда 1,8 миллиарда бат» . Иравади . 2 февраля 2017 г.
- ↑ Мьянма надеется стать катализатором речного транспорта как драйвера роста , Миззима, 11 ноября 2017 г.
- ^ PTI и Asean ведут переговоры о строительстве шоссе IMT до Вьетнама , Financial Express, 12 декабря 2017 г.
- ^ Трехстороннее шоссе из Индии в Таиланд, проходившее по медленной полосе , Business Standard, 18 ноября 2020 г.
- ^ Дипанджан Рой Чаудхури, «Бангладеш хочет присоединиться к трехсторонней автомагистрали Индия-Мьянма-Таиланд (IMT)» , The Economic Times, 18 декабря 2020 г.
- ^ Срипарна Банерджи, Сохини Наяк, Роль BIMSTEC в возрождении северо-востока Индии , Фонд исследований наблюдателей, 23 июня 2021 г.
- ^ «Приоритетные инвестиционные потребности для развития Трансазиатской железнодорожной сети» (PDF) . Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана. Архивировано из оригинала (PDF) 20 января 2012 года.
- ^ «Подписано соглашение о Трансазиатской железной дороге, проходящей через Манипур» . Ларкхоум. Архивировано из оригинала 26 апреля 2012 года . Проверено 22 декабря 2011 г.
- ^ «Индия подписывает соглашение о трансазиатской железнодорожной сети» . Индус . Ченнаи, Индия. 1 июля 2007 года. Архивировано из оригинала 12 августа 2007 года . Проверено 22 декабря 2011 г.
- ^ «Подготовка маршрута ТАР на участке Б'деш показывает прогресс» . Financial Express, 18 марта 2011 г. Архивировано из оригинала 19 февраля 2014 г. . Проверено 22 декабря 2011 г.
- ^ «Манипур получил железнодорожный подарок за победу в опросе в Тринамуле - Высокие обещания соединить все столицы региона не впечатляют капитанов северо-восточной промышленности» . Телеграф . 26 февраля 2011 г. Архивировано из оригинала 1 марта 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Железнодорожная линия Джирибам-Импхал скоро будет завершена , Financial Express, 24 февраля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Погром в Манипуре», The Economist , 1 мая 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б «NHAI заключает EPC-контракт на проект автомагистрали, соединяющей Индию, Мьянму и Таиланд» . Индуистское бизнес-направление .
Библиография
[ редактировать ]- Аллен, Британская Колумбия (1905 г.), Справочники округа Ассам: Нага-Хиллз и Манипур - через archive.org
- Арамбам, Локендра (2018), «Земля и этническая принадлежность: исследование Манипура и его окрестностей», в Бхагат Ойнам; Дхирен А. Садокпам (ред.), Северо-Восточная Индия: читатель , Тейлор и Фрэнсис, ISBN 9780429953200
- Дун, EW (1992) [1886], Справочник Манипура , Публикации Манаса - через archive.org
- Грант Браун, Германия (1913), Справочник Бирмы: округ Верхний Чиндвин, том A , Рангун: суперинтендант государственной типографии - через archive.org
- Банерджи, Химадри (2023), За пределами Пенджаба: сикхи в Восточной и Северо-Восточной Индии , Routledge, ISBN 978-1-032-35663-1
- Хаокип, Д. Майкл (2007). «Конфликт куки-нага с особым упором на район Чандел в Манипуре». В Лазаре Джеясилане (ред.). Картирование конфликтов и мирные процессы в Северо-Восточной Индии (PDF) . Северо-восточный центр социальных исследований. стр. 145–184.
- Хаокип, Тонгкхолал (январь 2023 г.), «Территориальность, конфликт и гражданство на границе Индии и Мьянмы», Журнал индийских и азиатских исследований , 4 (1), doi : 10.1142/S2717541323500018
- Хаокип, Сейлиенманг (2023), «Память и родство через границу Индо-Мьянмы: исследование жизненного опыта перемещенных семей Куки», Исследования памяти : 1–17, doi : 10.1177/17506980231188484
- Харви, GE (1925). История Бирмы: с древнейших времен до 10 марта 1824 года . Лондон: Frank Cass & Co. Ltd – через archive.org.
- Парратт, Сародж Налини Арамбам (2005). Чейтарон Кумпапа, том Придворные хроники королей Манипура : Лондон: Рутледж. ISBN 9780415344302 .
- Парратт, Сародж Налини Арамбам (2009). Чейтарон Кумпапа, том Придворные хроники королей Манипура : Foundation Books / Издательство Кембриджского университета, Индия. ISBN 978-81-7596-854-7 .
- Парратт, Сародж Налини Арамбам (2013). Чейтарон Кумпапа, том Придворные хроники королей Манипура : Foundation Books / Издательство Кембриджского университета, Индия. ISBN 978-93-8226-498-9 .
- Прасад, СН; Бхаргава, К.Д.; Кера, ПН (1958), Завоевание Бирмы, Том. 1 , Официальная история индийских вооруженных сил во Второй мировой войне, 1939-45 гг., Объединенный межведомственный исторический отдел (Индия и Пакистан)
- Тарапот, Пханджубам (2003), Кровоточащий Манипур , Публикации Хар-Ананда, ISBN 978-81-241-0902-1
- Торинг, С.Р. (2010), Насилие и идентичность в Северо-Восточной Индии: конфликт Нага-Куки , Mittal Publications, ISBN 9788183243445