Jump to content

История Толедо, Испания

Город Толедо, изображенный в Кодексе Вигилануса в 976 году.

Толедо – хранилище более чем 2000-летней истории. Впоследствии римский муниципалитет , столица Вестготского королевства , крупный город в Аль-Андалусе и Королевстве Кастилия . Его многочисленные произведения искусства и архитектуры являются продуктом трех основных религий – иудаизма , христианства и ислама .

Античность

[ редактировать ]

Толедо ( лат . Toletum ) упоминается римским историком Ливием (ок. 59 г. до н. э. – 17 г. н. э.) как urbs parva, sed loco munita («маленький город, но укрепленный местоположением»). Римский генерал Марк Фульвий Нобилиор сражался возле города в 193 г. до н.э. против конфедерации кельтских племен, включая ваккеев , веттонов и кельтиберов , победив их и взяв в плен царя по имени Хилерм. [ 1 ] [ 2 ] В то время Толетум был городом племени Карпетани и частью области Карпетания . [ 3 ] Он был включен в состав Римской империи как civitas stipendiaria , то есть город-данник неграждан. он получил статус муниципалитета Позже ко временам Флавиев . [ 4 ] Благодаря этому статусу городские чиновники, даже карпетанского происхождения, получали римское гражданство для государственной службы, а формы римского права и политики все чаще принимались. [ 5 ] Примерно в это же время в Толетуме были построены римский цирк , городские стены, общественные бани , а также муниципальная система водоснабжения и хранения. [ 6 ]

Римский цирк в Толедо был одним из крупнейших в Испании: 423 метра (1388 футов) в длину и 100 метров (330 футов) в ширину, с длиной дорожки 408 метров (1339 футов) и шириной 86 метров (282 фута). . [ 6 ] Гонки на колесницах проводились по особым праздникам, а также по заказу частных лиц в честь карьерных достижений. Фрагментарная каменная надпись описывает цирковые игры, оплачиваемые гражданином с неизвестным именем в честь достижения им севирата, своего рода священства, дающего высокий статус. Археологи также обнаружили части специального сиденья, которое городская элита использовала для посещения цирковых игр, называемого « sella curulis» . Цирк мог вместить до 15 000 зрителей. [ 6 ]

Во времена Римской империи Толедо никогда не был ни столицей провинции, ни законодательным собранием . [ 7 ] Это начало приобретать значение в поздней античности. Есть свидетельства того, что большие частные дома ( domus ) внутри городских стен были расширены, а несколько больших вилл были построены к северу от города в третьем и четвертом веках. [ 8 ] Игры проводились в цирке в конце четвертого и начале пятого веков нашей эры, что также свидетельствует об активной городской жизни и постоянном покровительстве со стороны богатой элиты. [ 9 ] В 400 году в Толедо состоялся церковный совет для обсуждения конфликта с присциллианством . [ 10 ]

Второй совет Толедо состоялся в 527 году. вестготов Король Теудис находился в Толедо в 546 году, где обнародовал закон. Это убедительное, хотя и не бесспорное доказательство того, что Толедо был главной резиденцией Тевдис. [ 7 ] Король Атанагильд умер в Толедо, вероятно, в 568 году. Хотя Теудис и Атангильд обосновались в Толедо, Толедо еще не был столицей Пиренейского полуострова, поскольку власть Тевиса и Атангильда была ограничена в размерах, свевы правили Галицией , а местная элита доминировала в Лузитании. , Бетика и Кантабрия. [ 11 ] [ 12 ] Ситуация изменилась с появлением Лювигильда (Leovigild), который взял полуостров под свой контроль. Вестготы правили из Толедо до тех пор, пока мавры не завоевали Пиренейский полуостров в первые годы 8 века (711–719).

Сегодня исторический центр пронизан подвалами, переходами, колодцами, банями и старинными водопроводными трубами, которые еще с римских времен использовались в городе.

Вестготский Толедо

[ редактировать ]
Изображение Толедского собора 589 года в X веке.

серия церковных соборов При вестготах в Толедо прошла . В 580 году состоялся синод арианских епископов для обсуждения богословского примирения с никейским христианством. [ 13 ] Преемник Лювигильда, Реккаред , провел третий совет Толедо , на котором вестготские короли отказались от арианства и примирились с существовавшим испано-римским епископатом. [ 14 ] Синод, состоявшийся в 610 году, передал митрополию старой Карфагенской провинции из Картахены в Толедо. [ 15 ] В то время Картахена находилась под властью византийцев, и этот шаг обеспечил более тесные отношения между епископами Испании и вестготскими королями. Король Сисебут заставил евреев Вестготского королевства обратиться в христианство; этот акт подвергся критике, и были предприняты попытки отменить его на Четвертом соборе Толедо в 633 году. [ 16 ]

Пятый Шестой и соборы Толедо наложили церковные санкции на любого , кто бросит вызов вестготским королям. [ 17 ] Седьмой собор Толедо установил требование, чтобы все епископы на территории королевского города, то есть Толедо, проживали в Толедо один месяц в году. Это был этап «возвышения Толедо как первосвященника всей церкви вестготского королевства». [ 18 ] Кроме того, седьмой собор объявил, что любое духовенство, покинувшее королевство, помогающее заговорщикам против короля или помогающее заговорщикам, будет отлучено от церкви и никто не должен отменять этот приговор. Запрет на отмену приговоров об отлучении от церкви был снят на Восьмом Толедском соборе в 653 году, на котором впервые решения были подписаны дворцовыми чиновниками, а также епископами. [ 19 ]

Восьмой совет Толедо принял меры, которые повысили значение Толедо как центра королевской власти на Пиренейском полуострове. Совет объявил, что выборы нового короля после смерти старого должны происходить только в королевском городе или там, где умер старый король. [ 20 ] На практике это давало право выбирать королей только тем дворцовым чиновникам и военачальникам, которые регулярно присутствовали при короле. Это решение также лишило епископов власти по установлению королей, которые находились бы на своих кафедрах и не имели бы времени собраться вместе, чтобы присутствовать на королевских выборах. Это решение позволило епископу Толедо, единственному среди епископов, участвовать в принятии решений, касающихся королевской вестготской преемственности. Девятый . и десятый соборы состоялись одна за другой в 655 и 656 годах [ 20 ]

Когда Рекчесуинт умер в 672 году на своей вилле в Гертикосе, его преемник Вамба был избран на месте, а затем отправился в Толедо, чтобы быть помазанным королем епископом Толедо в соответствии с процедурами, изложенными на предыдущих церковных соборах. [ 21 ] В 673 году Вамба победил мятежного герцога Павла и провел парад победы в Толедо. Парад включал в себя ритуальное унижение и скальпирование поверженного Павла. [ 22 ] Вамба проводил ремонтные работы в Толедо в 674–675 годах, отметив их надписями над городскими воротами, которых больше нет, но они были записаны в восьмом веке. [ 23 ] Одиннадцатый совет Толедо состоялся в 675 году при короле Вамбе. Вамба ослабил власть епископа Толедо, создав новое епископство за пределами Толедо в церкви Святых Петра и Павла. Это была одна из главных церквей Толедо, церковь, где Вамба был помазан королем, и церковь, из которой вестготские короли отправлялись на войну после особых церемоний, на которых им преподносились реликвии Истинного Креста . Создав там новое епископство, Вамба лишил епископа Толедо власти над королевской преемственностью и передал ее новому епископу. [ 24 ]

Двенадцатый собор Толедо состоялся в 681 году после отстранения Вамбы от должности. Убежденный в том, что он умирает, Вамба принял состояние покаяния , которое, согласно решению предыдущего церковного совета, лишило его права оставаться королем. Двенадцатый Собор, возглавляемый недавно назначенным епископом Юлианом, подтвердил обоснованность отстранения Вамбы от должности и его преемственности Эрвига . Двенадцатый Собор упразднил новое епископство, созданное Вамбой, и вернул полномочия по преемственности епископу Толедо. [ 25 ]

Двенадцатый собор Толедо одобрил 28 законов против евреев. Юлиан Толедский, несмотря на еврейское происхождение, был ярым антисемитом, что отражалось в его произведениях и деятельности. [ 26 ] Ведущие евреи Толедо собрались в церкви Святой Марии 27 января 681 года, где им были зачитаны новые законы.

Тринадцатый Пятнадцатый , Четырнадцатый и . соборы Толедо состоялись в 683, 684 и 688 годах. Тринадцатый собор восстановил собственность и законные права тем, кто восстал против короля Вамбы в 673 году [ 27 ] Тринадцатый совет также утвердил законы, защищающие королевскую семью после смерти короля. В 687 году перед смертью Эрвиг принял кающееся государство, и королевская власть перешла к Эгике , который был помазан королем в Толедо 24 ноября. [ 28 ] В 688 году Пятнадцатый собор снял запрет на изъятие имущества у семей бывших королей, после чего Эгика смог разграбить семейное имущество Эрвига. [ 29 ]

В конце седьмого века Толедо стал главным центром грамотности и письменности на Пиренейском полуострове. На развитие Толедо как центра обучения повлиял Исидор Севильский , писатель и защитник грамотности, который присутствовал на нескольких церковных соборах в Толедо. [ 30 ] У короля Чиндасуинта была королевская библиотека в Толедо, и по крайней мере у одного графа по имени Лаврентий была частная библиотека. [ 31 ] Где-то до 651 года Чиндасуинт отправил епископа Сарагосы Тайо в Рим за книгами, которых не было в Толедо. папы Григория Тайо получил, по крайней мере, часть Моралии . [ 32 ] В библиотеке также находился экземпляр «Гексамерона » , Драконтия который так понравился Чиндасуинту, что он поручил Евгению II переработать его, добавив новую часть, посвященную седьмому дню творения. [ 33 ] Чиндасуинт издал законы, которые были собраны в книге под названием Liber Iudiciorum его преемником Рекцессуинтом в 654 году; эта книга дважды пересматривалась, широко копировалась и оказала большое влияние на средневековую Испанское право. [ 34 ] Три епископа Толедо написали произведения, которые широко копировались и распространялись в Западной Европе и некоторые части которых сохранились до наших дней: Евгений II , Ильдефонс и Юлиан . [ 35 ] «В интеллектуальном отношении ведущие испанские церковники седьмого века не имели себе равных до появления Беды». [ 36 ]

В 693 году Шестнадцатый собор Толедо осудил Сисеберта , преемника Юлиана на посту епископа Толедо, за восстание против короля Эгики в союзе с Лювигото, вдовой короля Эрвига. [ 37 ] мятежный король по имени Сунифред Примерно в это же время ненадолго захватил власть в Толедо. Неизвестно, были ли восстания Сизеберта и Сунифреда одинаковыми или отдельными. Сунифред известен только тем, что чеканил монеты в Толедо во время правления Эгики. [ 38 ] Семнадцатый Толедский собор состоялся в 694 году. Восемнадцатый Толедский собор, последний, состоялся вскоре после смерти Эгики около 702 или 703 года. [ 39 ]

К концу седьмого века епископ Толедо стал лидером испанских епископов, что было необычно для Европы: «Епископы-митрополиты Толедо достигли к последней четверти седьмого века власти и первенства, которые были уникальными в Западная Европа даже Папа не мог рассчитывать на такую ​​поддержку со стороны соседних митрополитов». [ 36 ] Толедо «не мог сравниться ни с одним другим городом Западной Европы за пределами Италии как правительственный и символический центр могущественной монархии». [ 40 ] Толедо «вышел из относительной безвестности и стал постоянным правительственным центром вестготской монархии; настоящей столицей, единственным эквивалентом которой в Западной Европе должна была стать Ломбардская Павия». [ 41 ]

Когда Виттица умер около 710 года, Рудерик стал вестготским королем в Толедо, но королевство было разделено, поскольку Тарраконенсисом и Нарбоненсисом правил конкурирующий король Ахила . [ 42 ] Тем временем арабские и берберские войска под командованием Мусы ибн Нусайра завоевали Танжер и Сеуту между 705 и 710 годами и начали набеги на Вестготское королевство в 711 году. [ 43 ] Рудерик повел армию, чтобы противостоять налетчикам. Он потерпел поражение и был убит в бою, по-видимому, после того, как его предали вестготские дворяне, которые хотели сменить его на посту короля и не считали арабов и берберов серьезной угрозой. Командующим силами вторжения был Тарик бин Зияд , вольноотпущенник из лувата- бербера на службе губернатора Мусы. [ 44 ] король по имени Оппа . Вполне возможно, что между смертью Рудерика и падением Толедо в Толедо правил [ 45 ] Тарик, воспользовавшись возможностью, предоставленной смертью Рудерика и внутренними разногласиями вестготской знати, захватил Толедо в 711 или 712 году. [ 46 ] Губернатор Муса высадился в Кадисе и направился в Толедо, где казнил многочисленных вестготских дворян, тем самым разрушив большую часть структуры власти вестготов. [ 47 ] [ 48 ] Коллинз предполагает, что акцент вестготов на Толедо как на центре королевских церемоний стал слабостью. Поскольку король был выбран в Толедо или его окрестностях дворянами, базирующимися в Толедо, и должен был быть помазан королем епископом Толедо в церкви в Толедо, когда Тарик захватил Толедо и казнил вестготскую знать, уже убив короля, было У вестготов не было возможности выбрать законного короля. [ 49 ] [ 50 ]

Толедо под властью ислама

[ редактировать ]

Вскоре после завоевания Муса и Тарик вернулись в Дамаск. Арабский центр управления сначала разместился в Севилье, затем переехал в Кордову. Как и большая часть остальной части Пиренейского полуострова, Толедо управлялся из Кордовы губернатором Аль - Андалуса под окончательным номинальным командованием халифа Омейядов в Дамаске. Арабские завоеватели часто заменяли бывшие столицы новыми, чтобы отметить смену политической власти, и они сделали это здесь: «Толедо пережил период глубокого упадка на протяжении большей части первых столетий арабского господства на полуострове». [ 51 ] Захватчики были этнически разнообразны, и имеющиеся данные свидетельствуют о том, что в районе Толедо берберские поселения преобладали над арабскими. [ 52 ]

В 742 году берберы в Аль-Андалусе восстали против арабских правителей Омейядов. Они взяли под свой контроль север и двинулись на юг, осадив Толедо. После месячной осады берберские войска были разбиты под Толедо войсками, посланными из Кордовы губернатором Абд аль-Маликом ибн Катаном под командованием сына губернатора. [ 53 ] Однако, пока войска Ибн Катана сражались с берберами, его арабские союзники предали, убили его и захватили Кордову. первого лидера арабов Талабы ибн Саламы После смерти Юсуф аль-Фихри правителем Аль-Андалуса стал . Династия Омейядов в Дамаске рухнула, и Юсуф правил независимо при поддержке своих сирийских арабских сил. Арабский полководец Кайса . Ас-Сумайл был назначен губернатором Толедо при Юсуфе около 753 года [ 54 ]

Есть свидетельства того, что Толедо сохранял свое значение как литературный и церковный центр до середины 700-х годов, в Хрониках 754 года , житии святого Ильдефонса Киксилы и церковных письмах, отправленных из Толедо. [ 55 ] Епископ Толедо восьмого века, Сиксила , написал житие святого Ильдефонса Толедского , вероятно, до 737 года. [ 56 ] Эта жизнь Ильдефонса подчеркнула два эпизода из жизни епископа Толедо. В первом эпизоде ​​покрытие гробницы святой Леокадии левитировало, пока Ильдефонс служил мессу в присутствии короля Рекесуинта . Во втором эпизоде ​​Мария появляется перед Ильдефонсом и Рекцессуинтом. Говорят, что эти эпизоды возникли из-за преданности Ильдефонса святой Леокадии , покровительнице Толедо. [ 57 ] Коллинз предполагает, что жизнь Сиксилы в Ильдефонсе помогла сохранить привлекательность Ильдефонса и помогла церкви в Толедо сохранить часть своего авторитета среди христианских церквей на Пиренейском полуострове. [ 58 ]

Архидьякон из Толедо по имени Эванций, действовавший около 720 г. и умерший в 737 г., написал письмо, в котором обращался к существованию иудаистских тенденций среди христиан Сарагосы, в частности, к вере в существование нечистых видов мяса и к буквальному толкованию Второзаконного закона. . [ 59 ] Дьякон и кантор из Толедо по имени Петр примерно в 750 году написал второе письмо в Севилью, объясняя, что они неправильно празднуют Пасху и сентябрьский литургический пост, снова путая их с еврейскими праздниками, отмечаемыми в то же время. [ 60 ] Эти письма показывают, что некоторое первенство церкви Толедо на Пиренейском полуострове все еще существовало в 700-х годах: «Мало того, что ее священнослужители все еще были достаточно хорошо оснащены в интеллектуальном плане, чтобы обеспечить авторитетное руководство по широкому спектру церковных дисциплин и доктрин, но этого тоже активно добивались». [ 61 ]

Существует большая вероятность того, что Хроники 754 года были написаны в Толедо (хотя ученые также предполагают Кордову и Гуадикс) на основе информации, доступной летописцу. [ 62 ] Летописец продемонстрировал знание Historia Gothorum , Etymologiae и хроник Исидора Севильского , труда Браулио Сарагосского , актов Толедских соборов , De Perpetua Virginitate Ильдефонса , De Comprobatione Sextae Aetatis и Historia Wambae Юлиана Толедского , все произведения, которые могли существовать в вестготских библиотеках Толедо седьмого века и чье совместное существование «имеет больше смысла в контексте Толеды, чем в любом другом». [ 63 ]

В 756 году Абд ар-Рахман , потомок павших халифов Омейядов, прибыл в Аль-Андалус и организовал восстание против Юсуфа. Он победил Юсуфа и заставил его жить в Кордове, но Юсуф нарушил соглашение и собрал берберскую армию для борьбы с Абд ар-Рахманом. В этом конфликте Толедо противостоял Абд ар-Рахману двоюродный брат Юсуфа Хишам ибн Урва. Юсуф попытался двинуться на Севилью, но потерпел поражение и вместо этого попытался добраться до своего кузена в Толедо. Его либо убили по пути в Толедо, либо он добрался до Толедо и продержался там два или три года, прежде чем был предан и убит собственным народом. Независимо от того, удержался ли сам Юсуф в Толедо, Хишам ибн Урва действительно удерживал власть в Толедо в течение нескольких лет, сопротивляясь власти Абд ар-Рахмана. Сообщается, что в 761 году Хишам снова поднял восстание в Толедо против Абд ар-Рахмана. Абд ар-Рахману не удалось взять Толедо силой, и вместо этого он подписал договор, позволяющий Хишаму сохранять контроль над Толедо, но отдав одного из своих сыновей в заложники Абд ар-Рахману. Хишам продолжал бросать вызов Абд ар-Рахману, который приказал казнить сына Хишама, а голову катапультировать через городские стены в Толедо. Абд ар-Рахман напал на Толедо в 764 году и победил только тогда, когда некоторые из людей Хишама предали его и передали Абд ар-Рахману и его вольноотпущеннику Бадру. [ 64 ] Ибн аль-Асир утверждает, что ближе к концу правления Абд ар-Рахмана губернатор Толедо совершил набег на Королевство Астурия во время правления Маурегатуса . [ 65 ] хотя астурийские хроники не упоминают об этом событии. [ 66 ]

При Омейядов Кордовском эмирате Толедо был центром многочисленных восстаний, датируемых с 761 по 857 год. [ 67 ] Через двадцать лет после восстания Хишама ибн Урва последний из сыновей Юсуфа , Абу аль-Асвад ибн Юсуф, восстал в Толедо в 785 году. [ 68 ] [ 69 ] После подавления восстания ибн Юсуфа старший сын Абд ар-Рахмана Сулейман стал губернатором Толедо. Однако Абд ар-Рахман назначил своим преемником младшего сына Хишама . После присоединения Хишама к эмирату в 788 году Сулейман отказался принести присягу на верность в мечети, как того требовали традиции наследования, и таким образом объявил себя восставшим. В Толедо к нему присоединился его брат Абдалла. Хишам осадил Толедо. Пока Абдалла удерживал Толедо против Хишама, Сулейман сбежал и попытался найти поддержку в другом месте, но безуспешно. В 789 году Абдалла подчинился, и Хишам взял под свой контроль Толедо. В следующем году Сулейман отказался от борьбы и отправился в изгнание. [ 70 ] Сын Хишама Аль-Хакам был губернатором Толедо с 792 по 796 год, когда он сменил своего отца на посту эмира в Кордове.

После прихода на престол и ухода Аль-Хакама поэт, живший в Толедо, по имени Гирбиб ибн-Абдаллах написал стихи против Омейядов, помогая спровоцировать восстание в Толедо против нового эмира в 797 году. Летописцы расходятся во мнениях относительно лидера этого восстания, хотя Ибн Хайян утверждает, что его возглавлял Ибн Хамир. Аль-Хакам послал Амруса ибн Юсуфа бороться с восстанием. Амрус взял под свой контроль берберские войска в Талавере . Оттуда Амрус вел переговоры с фракцией внутри Толедо под названием Бану Махса, обещая сделать их губернаторами, если они предадут Ибн Хамира. Бану Махса принесли голову Ибн Хамира Амрусу в Талавере, но вместо того, чтобы сделать их губернаторами, Амрус казнил их. Теперь Амрус убедил оставшиеся фракции в Толедо подчиниться ему. Войдя в Толедо, он пригласил вождей на праздничный пир. При входе в крепость Амруса гостей одного за другим обезглавливали, а их тела бросали в специально вырытый ров. Таким образом, резню назвали «Днем рва». В тот день солдаты Амруса убили около 700 человек. Амрус был губернатором Толедо до 802 года. [ 71 ] [ 72 ]

«В 785 году епископ Толедский Элипанд написал письмо, осуждающее учение некоего Мигеция ». [ 73 ] В своем письме Элипанд утверждал, что Христос принял свою человечность, и эта позиция стала известна как адопционизм . [ 74 ] Два астурийских епископа, Беат и Этериус, епископ Осмы, написали трактат, осуждающий взгляды Элипанда. [ 75 ] Папа Адриан написал письмо между 785 и 791 годами, в котором осудил Мигеция, а также терминологию, использованную Элипандом. [ 76 ] Франкский двор Карла Великого также осудил адопционизм на Франкфуртском Синоде в 794 году. [ 77 ] Хотя Рамон Абадалс-и-де Виньялс утверждал, что этот спор представляет собой идеологическое утверждение независимости Астурийской церкви от управляемой мусульманами церкви Толедо, [ 78 ] Коллинз считает, что этот аргумент применяет идеологию одиннадцатого века к веку восьмому и является анахронизмом. [ 79 ] Однако Коллинз отмечает, что споры и образовавшиеся во время них союзы между Астурией и франками нарушили старое единство испанской церкви. [ 80 ] Влияние епископов Толедо было гораздо более ограниченным до одиннадцатого века. [ 81 ]

К концу 700-х годов Омейяды создали три приграничных округа, простирающихся от южного ядра своих иберийских территорий. Они назывались Нижний марш ( ат-Тагр аль-Адна ), Центральный марш ( ат-Тагр аль-Авсат ) и Верхний марш ( ат-Тагр аль-А'ла ). Толедо стал административным центром Центрального марша, Мерида стала центром Нижнего марша, а Сарагоса - Верхнего марша. [ 82 ]

После смерти Абд ар-Рахмана II в Толедо вспыхнуло новое восстание. Губернатор Омейядов был взят в заложники, чтобы обеспечить возвращение заложников Толеда, удерживаемых в Кордове. Толедо сейчас вовлечен в межгородскую вражду с соседним городом Калатрава-ла-Вьеха . Солдаты Толеды напали на Калатраву, разрушили стены и убили или изгнали многих жителей Калатравы в 853 году. Солдаты из Кордовы прибыли, чтобы восстановить стены и защитить Калатраву от Толедо. Новый эмир Мухаммед I послал вторую армию для нападения на толедцев, но потерпел поражение. Толедо заключил союз с королем Ордоньо I. Астурии Толеданцы и астурийцы потерпели поражение в битве при Гуадаселете, при этом источники утверждают, что 8000 толедских и астурийских солдат были убиты, а их головы отправлены обратно в Кордову для демонстрации по всему Аль-Андалусу. Несмотря на это поражение, Толедо не сдался Кордове. Омейяды усилили близлежащие крепости кавалерией, чтобы попытаться сдержать толеданцев. Толеданцы атаковали Талаверу в 857 г., но снова потерпели поражение. В 858 году эмир Мухаммед I лично возглавил экспедицию против Толедо и разрушил мост, но не смог взять город. В 859 году Мухаммед I заключил перемирие с Толедо. Толедо стал практически независимым на двадцать лет, хотя и находился в конфликте с соседними городами. Мухаммед I восстановил контроль над Толедо в 873 году, когда он успешно осадил город и заставил его подчиниться. [ 83 ]

Севилье, Азулехо на площади Испании в изображающий завоевание Толедо в 1085 году.

Бану Каси получал номинальный контроль над городом до 920 года, а в 932 году Абд-ар-Рахман III захватил город после обширной осады. [ 84 ] Согласно « Хроникам Альфонсо III» , Муса ибн Муса из Бану Каси , частично посредством войны, частично благодаря стратегии, стал хозяином Сарагосы, Туделы, Уэски и Толедо. Он назначил своего сына Люпуса (Лабба) губернатором Толедо. Король Астурии Ордоньо I провел серию сражений с Мусой ибн Мусой. Согласно Хроникам, Муса ибн Муса вступил в союз со своим зятем Гарсией, которого звали Гарсиа Иньикес, король Памплоны. Ордоньо разбил силы Мусы в битве при Монте-Латурсе . Муса умер от ран, а его сын Лабб подчинился власти Ордоньо в 862 или 863 году, на время правления Ордоньо (до 866 года). Таким образом, согласно «Хронике Альфонсо III», Толедо управлялось астурийскими королями. Однако арабские источники не подтверждают эти кампании, вместо этого заявляя, что Муса ибн Муса был убит в результате неудавшегося нападения на Гвадалахару и что силы Андалусии неоднократно наносили поражение астурийским войскам в районе Алавы с 862 по 866 годы. [ 85 ]

К 870-м годам Омейяды восстановили контроль над Толедо. В 878 году Аль-Мундхир возглавил экспедицию против Астурии, одним из основных компонентов которой были войска из Толедо. Один источник описывает этот рейд как нападение «короля Толедо», но другие источники описывают его как рейд Омейядов с участием значительных сил Толедо. Войска Толедо потерпели поражение от Альфонсо III Астурийского в битве при Полворарии . Испанские хроники сообщают, что в битве погибло от двенадцати до тринадцати тысяч человек в армии Толедо. Коллинз заявляет, что эти цифры «совершенно ненадежны», но демонстрируют, что астурийские летописцы считали это важной и решающей битвой. [ 86 ]

В 920-х и 930-х годах губернаторы Толедо восстали против режима Омейядов в Кордове, возглавляемого Абд ар-Рахманом III . В 930 году Абд ар-Рахман III, принявший теперь титул халифа , напал на Толедо. [ 87 ] Губернатор Толедо обратился за помощью к королю Леона Рамиро II , но Рамиро был занят гражданской войной против своего брата Альфонсо IV и не смог помочь. [ 88 ] В 932 году Абд аль-Рахман III завоевал Толедо, восстановив контроль над ат-Тагр аль-Аусат, центральной границей государства Омейядов. [ 89 ]

В 1009 году один из последних халифов Омейядов, Мухаммад II аль-Махди , бежал в Толедо после того, как был изгнан из Кордовы берберскими войсками, поддержавшими конкурирующего претендента Сулеймана . Аль-Махди и его -сиклаби генерал Вадих заключили союз с графом Барселоны и его братом, графом Уржельским. Эти каталонцы присоединились к Вадиху и аль-Махди в Толедо в 1010 году и двинулись на Кордову. Объединение армии Вадиха и каталонцев разгромило берберов в битве под Кордовой в 1010 году. [ 90 ]

После падения халифата Омейядов в начале 11 века Толедо стал независимым королевством таифов . Население Толедо в это время составляло около 28 тысяч человек, в том числе еврейское население оценивалось в 4 тысячи человек. [ 91 ] У общины мосарабов был свой собственный христианский епископ, и после христианского завоевания Толедо город стал местом иммиграции мосарабов с мусульманского юга. [ 92 ] Тайфа Толедо была сосредоточена на реке Тахо . Граница с тайфой Бадахоса проходила на реке Тахо между Талавера-де-ла-Рейна и Кориа. На севере границей была Сьерра-де-Гуадаррама . На северо-востоке земли Толедо простирались от Гвадалахары до Мединасели . Юго-восток был границей с тайфой Валенсии, в Ла-Манче, между Куэнкой и Альбасете. На юге проходила граница с Бадахосом вокруг гор Толедо . [ 93 ]

В 1062 году Фернандо I Леон и Кастилии напал на таифу Толедо. Он завоевал Таламанку-де-Хараму и осадил Алькалу-де-Энарес . Чтобы обеспечить уход Фернандо, король Толедо аль-Мамун согласился платить ежегодную дань, или парию . Фернандо [ 94 ] Три года спустя, в 1065 году, аль-Мамун вторгся в тайфу Валенсии через Ла-Манчу и успешно ее завоевал. Толедо контролировал тайфу Валенсии до смерти аль-Мамуна в 1075 году. [ 95 ]

После смерти Фернандо I в 1065 году королевство Леон и Кастилия было разделено на три: королевства Галисия, Леон и Кастилия. Парии, выплаченные Толедо Фернандо I, были переданы Королевству Леон, которое унаследовал Альфонсо VI. [ 96 ] Однако в 1071 году старший брат Альфонсо Санчо II вторгся в Леон и победил своего младшего брата. Альфонсо VI было разрешено отправиться в изгнание вместе с аль-Мамуном в Толедо. [ 97 ] Альфонсо VI находился в изгнании в Толедо примерно с июня по октябрь 1071 года, но после того, как Санчо II был убит позже в том же году, Альфонсо покинул Толедо и вернулся в Леон. Некоторые источники утверждают, что аль-Мамун заставил Альфонсо поклясться в поддержке аль-Мамуна и его наследников, прежде чем позволить ему уйти. [ 98 ]

В 1074 году Альфонсо VI выступил в поход против таифы Гранады при помощи аль-Мамуна Толедского . Альфонсо получил войска от аль-Мамуна в дополнение к гонорару парий, что облегчило его военные кампании. Кампания оказалась успешной, и Гранада была вынуждена начать выплаты парий Альфонсо VI. После этого аль-Мамун приступил к нападению на Кордову, находившуюся тогда под контролем его врага аль-Мутамида , таифского короля Севильи. Он завоевал Кордову в январе 1075 года. [ 99 ]

Парии Толедо Альфонсо VI в 1070 - х годах составляли примерно 12 тысяч золотых динаров. Эти деньги во многом способствовали способности Альфонсо VI проецировать военную мощь по всему Пиренейскому полуострову. [ 100 ]

В 1076 году аль-Мамун Толедский был убит в городе Кордова, который он завоевал лишь годом ранее. Король таифов Севильи воспользовался возможностью, чтобы отвоевать Кордову и захватить другие территории на границе между таифами Севильи и Толедо. Аль-Мамуну наследовал его сын аль-Кадир, последний король таифов Толедо. Возможно, сдерживая данное аль-Мамуну ранее обещание, Альфонсо VI сначала поддержал преемственность аль-Кадира. Таифа Валенсии, завоеванная аль-Мамуном, восстала против аль-Кадира и прекратила выплаты парий Толедо. [ 101 ]

Воспользовавшись слабостью аль-Кадира, аль-Мутамид Севильский отобрал земли в Ла-Манче у таифы Толедо, а оттуда в 1078 году завоевал таифы Валенсии и Дении. После этого аль-Кадир потерял популярность в Толедо. Против него поднялось восстание, и он был вынужден бежать из города и обратиться за помощью к Альфонсо VI. Повстанцы пригласили короля Бадахоса аль-Мутаваккиля править Толедо. Король Бадахоса оккупировал Толедо в 1079 году, но Альфонсо VI послал войска, чтобы помочь аль-Кадиру вернуть Толедо. Альфонсо захватил город-крепость Кориа, контролировавший проход из кастильских земель в земли таифы Бадахос. Поскольку Альфонсо теперь угрожал ему через Кориа, аль-Мутаваккиль ушел из Толедо, и аль-Кадир смог вернуться в Толедо. В качестве платы за свою помощь Альфонсо получил право разместить два гарнизона своих солдат на землях Толедо за счет аль-Кадира. [ 102 ]

Второе восстание против аль-Кадира произошло в 1082 году. На этот раз аль-Кадир разгромил повстанцев в Толедо, преследовал их до Мадрида и там разгромил. [ 103 ] Примерно в это же время Альфонсо VI решил захватить Толедо для себя, хотя некоторые авторы утверждают, что план завоевания Толедо существовал к 1078 году. [ 104 ] В 1083 году Альфонсо VI выступил против аль-Мутамида, направив свои войска прямо против Севильи и достигнув города Тарифа, с намерением отговорить аль-Мутамида от любого сопротивления предстоящему захвату Толедо. [ 105 ] В 1084 году Альфонсо осадил Толедо, препятствовав снабжению города, а также препятствовав сельскохозяйственным работам в этом районе. Зимой 1084–1085 годов осада продолжалась, а король провел зиму на севере, в Леоне и Саагуне. Весной 1085 года Альфонсо лично присоединился к осаде с новыми силами. Вскоре город пал, и 24 мая 1085 года Альфонсо триумфально вошел в город.

Толедо пережил период, известный как La Convivencia , то есть сосуществование евреев , христиан и мусульман . Под властью исламских арабов Толедо назывался Тулайтула . После падения халифата Толедо был столицей одного из самых богатых таифов Аль -Андалуса . Его население в подавляющем большинстве составляли муваллады , и из-за своего центрального расположения на Пиренейском полуострове Толедо занимал центральную позицию в борьбе между мусульманскими и христианскими правителями северной Испании. Завоевание Толедо Альфонсо VI Кастильским в 1085 году стало первым случаем, когда крупный город Аль-Андалуса был захвачен христианскими войсками; оно послужило обострению религиозного аспекта христианского завоевания.

Толедо под властью Кастилии

[ редактировать ]
Толедо в 16 веке
Вид на Толедо, сделанный жителем Эль Греко ок. 1608.

25 мая 1085 года Альфонсо VI Кастильский взял Толедо и установил прямой личный контроль над мавританским городом, с которого он взимал дань, положив конец средневековому в Королевству Толедо Тайфе . Это был первый конкретный шаг, предпринятый объединенным королевством Леон-Кастилия в ходе Реконкисты христианскими силами. После кастильского завоевания Толедо продолжал оставаться крупным культурным центром; его арабские библиотеки не были разграблены, и был создан центр переводов , в котором книги на арабском или иврите переводились на кастильский язык мусульманскими и еврейскими учеными, а с кастильского языка на латынь - кастильскими учеными, что позволило давно утерянным знаниям распространиться по христианской Европе. снова. Толедо периодически служил столицей Кастилии (Кастилия не имела постоянной столицы) с 1085 года, и город процветал. Двор Карла I Испанского находился в Толедо, служившем столицей империи. [ 106 ] Однако в 1561 году, в первые годы правления его сына Филиппа II Испанского , испанский двор был перенесен в Мадрид , в результате чего значение города уменьшилось до конца 20 века, когда он стал столицей автономного сообщества Кастилия. Ла Манча . Тем не менее, экономический упадок города помог сохранить его культурное и архитектурное наследие. Сегодня, благодаря этому богатому наследию, Толедо является одним из крупнейших городов Испании, ежегодно принимающим тысячи посетителей.

Во время преследований евреев в конце 15 - начале 16 веков члены еврейской общины Толедо подготовили тексты о своей долгой истории в Толедо. Именно в это время дон Исаак Абрабанель , видный еврейский деятель в Испании XV века и один из доверенных лиц короля, ставший свидетелем изгнания евреев из Испании в 1492 году, писал, что Толедо было названо Тулайтулой его первыми еврейскими жителями, которые , как он заявил, поселились там в V веке до нашей эры, и это имя - в порядке предположения - могло быть связано с его еврейским родственным словом טלטול (= странствующие) из-за их странствования из Иерусалима. Кроме того, он говорит, что первоначальное название города было Пирисвалле, так называли его первые языческие жители. [ 107 ] Однако нет никаких археологических или исторических свидетельств присутствия евреев в этом регионе до времен Римской империи; когда римляне впервые написали о Толедо, это был кельтский город. [ 108 ] [ 109 ]

Современная эпоха

[ редактировать ]

Толедо Алькасар (латинизированное арабское слово, обозначающее дворец-замок, от арабского القصر, аль-каср) стал известен в 19 и 20 веках как военная академия . Когда в 1936 году началась гражданская война в Испании , его гарнизон, как известно, был осаждён войсками республиканскими .

Всеобщие выборы в Испании 1977 года в Толедо, первые после диктатуры.

Население

[ редактировать ]
Дата Население [ 110 ] [ 111 ] [ 112 ]
в. 1200 37,000 37000
 
1503 25,000 25000
 
1528 31,120 31120
 
в. 15:30 38,000 38000
 
1561 59,405 59405
 
1569 53,770 53770
 
1571 54,488 54488
 
1574 53,961 53961
 
1587 55,766 55766
 
1591 52,680 52680
 
1597 47,065 47065
 

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Джон С. Ричардсон (1996). Римляне в Испании . Блэквелл. п. 54.
  2. ^ Ливий , История Рима , 35, 22.
  3. ^ Рубио Ривера, Ребека. «Преемственность и изменения в процессе романизации южной кельтиберийской и карпетанской территорий» . академия.edu . Проверено 7 ноября 2015 г.
  4. ^ Циолис, Василис. «Первая ограда Толедо» . academia.edu . Проверено 7 ноября 2015 г.
  5. ^ Куликовский, Майкл (2004). Позднеримская Испания и ее города . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса.
  6. ^ Jump up to: а б с Рубио Ривера, Ребека. «Римский цирк Толедо и Вега-Баха во времена Римской империи» . scribd.com . Проверено 24 ноября 2015 г.
  7. ^ Jump up to: а б Куликовский, Майкл (2004). Позднеримская Испания и ее города . Издательство Университета Джонса Хопкинса. п. 265 .
  8. ^ Рубио Ривера, Ребека (2001). Римский цирк Толедо и Вега-Баха во времена Римской империи . п. 51 . Проверено 25 ноября 2015 г.
  9. ^ Рубио Ривера, Ребека (2001). Римский цирк Толедо и Вега-Баха во времена Римской империи . стр. 38–39 . Проверено 25 ноября 2015 г.
  10. ^ Ричардсон, Джон (1996). Римляне в Испании . Блэквелл.
  11. ^ Куликовский, Майкл (2004). Позднеримская Испания и ее города . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса. стр. 282–284 .
  12. ^ Коллинз, Роджер (2004). Вестготская Испания, 409-711 гг . Блэквелл. п. 54 .
  13. ^ Коллинз, Роджер (2004). Вестготская Испания, 409-711 гг . Блэквелл. п. 57 .
  14. ^ Куликовси, Майкл (2004). Позднеримская Испания и ее города . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса. п. 285.
  15. ^ Коллинз, Роджер (2004). Вестготская Испания, 409-711 гг . Блэквелл. п. 74 .
  16. ^ Коллинз, Роджер (2004). Вестготская Испания, 409-711 гг . Блэквелл. п. 76 .
  17. ^ Коллинз, Роджер (2004). Вестготская Испания, 409-711 гг . Блэквелл. п. 82 .
  18. ^ Коллинз, Роджер (2004). Вестготская Испания, 409-711 гг . Блэквелл. п. 83 .
  19. ^ Коллинз, Роджер (2004). Вестготская Испания, 409-711 гг . Блэквелл. п. 88 .
  20. ^ Jump up to: а б Коллинз, Роджер (2004). Вестготская Испания, 409-711 гг . Блэквелл. п. 89 .
  21. ^ Коллинз, Роджер (2004). Вестготская Испания, 409-711 гг . Блэквелл. п. 93 .
  22. ^ Коллинз, Роджер (2004). Вестготская Испания, 409-711 гг . Блэквелл. п. 95 .
  23. ^ Коллинз, Роджер (2004). Вестготская Испания, 409-711 гг . Блэквелл. стр. 197–198 .
  24. ^ Коллинз, Роджер (2004). Вестготская Испания, 409-711 гг . Блэквелл. п. 100 .
  25. ^ Коллинз, Роджер (2004). Вестготская Испания, 409-711 гг . Блэквелл. п. 101 .
  26. ^ Коллинз, Роджер (2004). Вестготская Испания, 409-711 гг . Блэквелл. п. 103 .
  27. ^ Коллинз, Роджер (2004). Вестготская Испания, 409-711 гг . Блэквелл. стр. 95 , 104.
  28. ^ Коллинз, Роджер (2004). Вестготская Испания, 409-711 гг . Блэквелл. п. 105 .
  29. ^ Коллинз, Роджер (2004). Вестготская Испания, 409-711 гг . Блэквелл. п. 106 .
  30. ^ Коллинз, Роджер (2004). Вестготская Испания, 409-711 гг . Блэквелл.
  31. ^ Коллинз, Роджер (2004). Вестготская Испания, 409-711 гг . Блэквелл. п. 170 .
  32. ^ Коллинз, Роджер (2004). Вестготская Испания, 409-711 гг . Блэквелл. п. 165 .
  33. ^ Коллинз, Роджер (2004). Вестготская Испания, 409-711 гг . Блэквелл. п. 155 .
  34. ^ Коллинз, Роджер (2004). Вестготская Испания, 409-711 гг . Блэквелл. стр. 235–238 .
  35. ^ Коллинз, Роджер (2004). Вестготская Испания, 409-711 гг . Блэквелл. стр. 166–170 .
  36. ^ Jump up to: а б Коллинз, Роджер (1989). Арабское завоевание Испании . Блэквелл. п. 9.
  37. ^ Коллинз, Роджер (2004). Вестготская Испания, 409-711 гг . Блэквелл. С. 106–107 .
  38. ^ Коллинз, Роджер (2004). Вестготская Испания, 409-711 гг . Блэквелл. С. 107–108 .
  39. ^ Коллинз, Роджер (2004). Вестготская Испания, 409-711 гг . Блэквелл. п. 110 .
  40. ^ Коллинз, Роджер (1989). Арабское завоевание Испании . Блэквелл. п. 43.
  41. ^ Коллинз, Роджер (1989). Арабское завоевание Испании, 710–797 (издание в мягкой обложке, 1994 г.). Блэквелл. п. 78.
  42. ^ Коллинз, Роджер (2004). Вестготская Испания, 409-711 гг . Блэквелл. п. 131 .
  43. ^ Коллинз, Роджер (2004). Вестготская Испания, 409-711 гг . Блэквелл. стр. 129 , 133, 138.
  44. ^ Коллинз, Роджер (2004). Вестготская Испания, 409-711 гг . Блэквелл. п. 130 .
  45. ^ Коллинз, Роджер (2004). Вестготская Испания, 409-711 гг . Блэквелл. п. 139 .
  46. ^ Коллинз, Роджер (2004). Вестготская Испания, 409-711 гг . Блэквелл. п. 134 .
  47. ^ Коллинз, Роджер (2004). Вестготская Испания, 409-711 гг . Блэквелл. п. 133 .
  48. ^ Коллинз, Роджер (1989). Арабское завоевание Испании . Блэквелл. п. 30.
  49. ^ Коллинз, Роджер (1989). Арабское завоевание Испании . Блэквелл. п. 42.
  50. ^ Коллинз, Роджер (2004). Вестготская Испания, 409-711 гг . Блэквелл. стр. 142–143 .
  51. ^ Коллинз, Роджер (1989). Арабское завоевание Испании, 710–797 гг . Блэквелл. п. 44.
  52. ^ Коллинз, Роджер (1989). Арабское завоевание Испании, 710-797 гг . Блэквелл. п. 195.
  53. ^ Коллинз, Роджер (1989). Арабское завоевание Испании, 710–797 гг. (изд. В мягкой обложке, 1994 г.). Блэквелл. стр. 108–110.
  54. ^ Коллинз, Роджер (1989). Арабское завоевание Испании, 710–797 (издание в мягкой обложке, 1994 г.). Блэквелл. п. 119.
  55. ^ Коллинз, Роджер (1989). Арабское завоевание Испании, 710–797 гг. (изд. В мягкой обложке, 1994 г.). Блэквелл. стр. 57–80.
  56. ^ Коллинз, Роджер (1989). Арабское завоевание Испании, 710–797 гг. (изд. В мягкой обложке, 1994 г.). Блэквелл. п. 59.
  57. ^ Коллинз, Роджер (1989). Арабское завоевание Испании, 710–797 гг. (изд. В мягкой обложке, 1994 г.). Блэквелл. стр. 75–77.
  58. ^ Коллинз, Роджер (1989). Арабское завоевание Испании, 710–797 (издание в мягкой обложке, 1994 г.). Блэквелл. стр. 79–80.
  59. ^ Коллинз, Роджер (1989). Арабское завоевание Испании, 710–797 гг. (изд. В мягкой обложке, 1994 г.). Блэквелл. стр. 67–70.
  60. ^ Коллинз, Роджер (1989). Арабское завоевание Испании, 710–797 (издание в мягкой обложке, 1994 г.). Блэквелл. стр. 70–71.
  61. ^ Коллинз, Роджер (1989). Арабское завоевание Испании, 710–797 гг. (изд. В мягкой обложке, 1994 г.). Блэквелл. п. 72.
  62. ^ Коллинз, Роджер (1989). Арабское завоевание Испании, 710–797 (издание в мягкой обложке, 1994 г.). Блэквелл. стр. 57–58.
  63. ^ Коллинз, Роджер (1989). Арабское завоевание Испании, 710–797 (издание в мягкой обложке, 1994 г.). Блэквелл. п. 75.
  64. ^ Коллинз, Роджер (1989). Арабское завоевание Испании, 710–797 (издание в мягкой обложке, 1994 г.). Блэквелл. стр. 132–134.
  65. ^ Коллинз, Роджер (1989). Арабское завоевание Испании, 710–797 (издание в мягкой обложке, 1994 г.). Блэквелл. п. 206.
  66. ^ Коллинз, Роджер (1989). Арабское завоевание Испании, 710–797 (издание в мягкой обложке, 1994 г.). Блэквелл. стр. 165–166.
  67. ^ Роджер Коллинз, Раннесредневековая Испания: единство в разнообразии, 400–1000 , (St. Martin's Press, 1995), 187.
  68. ^ Коллинз, Роджер (1989). Арабское завоевание Испании, 710–797 (издание в мягкой обложке, 1994 г.). Блэквелл. п. 172.
  69. ^ Коллинз, Роджер (1989). Арабское завоевание Испании, 710–797 гг. (изд. В мягкой обложке, 1994 г.). Блэквелл. п. 202.
  70. ^ Коллинз, Роджер (1989). Арабское завоевание Испании, 710–797 гг. (изд. В мягкой обложке, 1994 г.). Блэквелл. стр. 201–203.
  71. ^ Коллинз, Роджер (1989). Арабское завоевание Испании, 710–797 (издание в мягкой обложке, 1994 г.). Блэквелл. стр. 209–210.
  72. ^ Коллинз, Роджер (2014). Халифы и короли: Испания, 796–1031 (изд. В мягкой обложке, 2014 г.). Уайли Блэквелл. стр. 32–33.
  73. ^ Коллинз, Роджер (1989). Арабское завоевание Испании, 710–797 гг. (изд. В мягкой обложке, 1994 г.). Блэквелл. п. 220.
  74. ^ Коллинз, Роджер (1989). Арабское завоевание Испании, 710–797 (издание в мягкой обложке, 1994 г.). Блэквелл. стр. 222–223.
  75. ^ Коллинз, Роджер (1989). Арабское завоевание Испании, 710–797 (издание в мягкой обложке, 1994 г.). Блэквелл. п. 225.
  76. ^ Коллинз, Роджер (1989). Арабское завоевание Испании, 710–797 гг. (изд. В мягкой обложке, 1994 г.). Блэквелл. п. 227.
  77. ^ Коллинз, Роджер (1989). Арабское завоевание Испании, 710–797 (издание в мягкой обложке, 1994 г.). Блэквелл. п. 228.
  78. ^ Абадаль и де Виньялс, Рамон (1949). Битва адопционизма при распаде вестготской церкви (PDF) . Барселона. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  79. ^ Коллинз, Роджер (1989). Арабское завоевание Испании, 710–797 (издание в мягкой обложке, 1994 г.). Блэквелл. стр. 228–229.
  80. ^ Коллинз, Роджер (1989). Арабское завоевание Испании, 710–797 (издание в мягкой обложке, 1994 г.). Блэквелл. п. 229.
  81. ^ Коллинз, Роджер (1989). Арабское завоевание Испании, 710–797 (издание в мягкой обложке, 1994 г.). Блэквелл. стр. 229–230.
  82. ^ Коллинз, Роджер (2014). Халифы и короли: Испания, 796–1031 (изд. В мягкой обложке, 2014 г.). Уайли Блэквелл. стр. 27–28.
  83. ^ Коллинз, Роджер (2014). Халифы и короли: Испания, 796–1031 (изд. В мягкой обложке, 2014 г.). Уайли Блэквелл. стр. 43–44, 47.
  84. ^ Энн Кристис, Христиане в Аль-Андалусе 711–1000 , (Curzon Press, 2002), 20.
  85. ^ Коллинз, Роджер (2014). Халифы и короли: Испания, 796–1031 (изд. В мягкой обложке, 2014 г.). Уайли Блэквелл. стр. 74–76.
  86. ^ Коллинз, Роджер (2014). Халифы и короли: Испания, 796–1031 (изд. В мягкой обложке, 2014 г.). Уайли Блэквелл. стр. 79–81.
  87. ^ Коллинз, Роджер (2014). Халифы и короли: Испания, 796–1031 (изд. В мягкой обложке, 2014 г.). Уайли Блэквелл. п. 171.
  88. ^ Коллинз, Роджер (2014). Халифы и короли: Испания, 796–1031 (изд. В мягкой обложке, 2014 г.). Уайли Блэквелл. п. 145.
  89. ^ Коллинз, Роджер (2014). Халифы и короли: Испания, 796–1031 (изд. В мягкой обложке, 2014 г.). Уайли Блэквелл. п. 171.
  90. ^ Коллинз, Роджер (2014). Халифы и короли: Испания, 796–1031 (изд. в мягкой обложке). Уайли Блэквелл. стр. 198–199.
  91. ^ Рейли, Бернард Ф. (1992). Соревнование христианской и мусульманской Испании 1031–1157 (изд. в мягкой обложке 1995 г.). Блэквелл. стр. 5, 9, 15.
  92. ^ Рейли, Бернард Ф. (1992). Соревнование христианской и мусульманской Испании 1031–1157 (изд. в мягкой обложке 1995 г.). Блэквелл. п. 20.
  93. ^ Рейли, Бернард Ф. (1992). Соревнование христианской и мусульманской Испании 1031–1157 (изд. в мягкой обложке 1995 г.). Блэквелл. стр. 6–7.
  94. ^ Рейли, Бернард Ф. (1992). Соревнование христианской и мусульманской Испании 1031–1157 (изд. в мягкой обложке 1995 г.). Блэквелл. стр. 36–37.
  95. ^ Рейли, Бернард Ф. (1992). Соревнование христианской и мусульманской Испании 1031–1157 (изд. в мягкой обложке 1995 г.). Блэквелл. стр. 5, 7.
  96. ^ Рейли, Бернард Ф. (1992). Соревнование христианской и мусульманской Испании 1031–1157 (изд. в мягкой обложке 1995 г.). Блэквелл. п. 40.
  97. ^ Рейли, Бернард Ф. (1992). Соревнование христианской и мусульманской Испании 1031–1157 (изд. в мягкой обложке 1995 г.). Блэквелл. п. 41.
  98. ^ Рейли, Бернард Ф. (1988). Королевство Леон-Кастилия при короле Альфонсо VI (онлайн-изд. 1999 г.). Издательство Принстонского университета. п. 68 . Проверено 6 декабря 2016 г.
  99. ^ Рейли, Бернард Ф. (1992). Соревнование христианской и мусульманской Испании 1031–1157 (изд. в мягкой обложке 1995 г.). Блэквелл. п. 75.
  100. ^ Рейли, Бернард Ф. (1992). Соревнование христианской и мусульманской Испании 1031–1157 (изд. в мягкой обложке 1995 г.). Блэквелл. стр. 58, 76.
  101. ^ Рейли, Бернард Ф. (1992). Соревнование христианской и мусульманской Испании 1031–1157 (изд. в мягкой обложке 1995 г.). Блэквелл. стр. 76, 80.
  102. ^ Рейли, Бернард Ф. (1992). Соревнование христианской и мусульманской Испании 1031–1157 (изд. в мягкой обложке 1995 г.). Блэквелл. стр. 80–81.
  103. ^ Рейли, Бернард Ф. (1992). Соревнование христианской и мусульманской Испании 1031–1157 (изд. в мягкой обложке 1995 г.). Блэквелл. п. 81.
  104. ^ Рейли, Бернард Ф. (1992). Соревнование христианской и мусульманской Испании 1031–1157 (изд. в мягкой обложке 1995 г.). Блэквелл. стр. 81–84.
  105. ^ Рейли, Бернард Ф. (1992). Соревнование христианской и мусульманской Испании 1031–1157 (изд. в мягкой обложке 1995 г.). Блэквелл. п. 84.
  106. ^ Исторический город Толедо - Всемирного наследия ЮНЕСКО.
  107. ^ Комментарий Абрабанеля к первым пророкам ( Пируш Аль Невиим Ришоним ), конец II Царств, стр. 680, Иерусалим, 1955 г. (иврит). См. также Шеломо ибн Верга в «Шевет Иегуда» , стр.6b-7a, Лемберг, 1846 г. (иврит).
  108. ^ Мария Крус Фернандес Кастро (1995). Предыстория Пиренейского полуострова . Критика.
  109. ^ Джон С. Ричардсон (1996). Римляне в Испании . Блэквелл.
  110. ^ Ладеро Кесада, Мигель Анхель (2013). «Población de las ciudades en la baja Edad Media (Кастилия, Арагон, Наварра)» (PDF) . I Международный исторический конгресс. Исторические города: население. 24-26 октября 2012 г. МИНУТЫ . Том. I. Городской совет Гимарайнша. п. 167. ИСБН  978-989-8474-11-7 .
  111. ^ Торрес Бальбас, Леопольдо (1955). «Расширение и демография испано-мусульманских городов» . Студия Исламика (3): 55. doi : 10.2307/1595101 . ISSN   0585-5292 . JSTOR   1595101 .
  112. ^ Номбела Рико, Хосе Мария (2003). Взлет и упадок австрийской Испании: текстильное производство Толедо в 16 веке . Толедо: Городской совет Толедо. п. 53. ИСБН  84-87515-57-6 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1b17847edbcfc9e962baa8ef7e9a9269__1709512800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1b/69/1b17847edbcfc9e962baa8ef7e9a9269.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of Toledo, Spain - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)