Борис Лятошинский
Борис Лятошинский | |
---|---|
Борис Лятошинский | |
Рожденный | 3 января [ OS 22 декабря 1894 г.] 1895 г. Житомир , Russian Empire |
Умер | 15 апреля 1968 г. Киев , Украинская ССР , СССР. | (73 года)
Годы активности | 1920–1968 |
Музыкальная карьера | |
Род занятий |
|
Инструменты |
|
Подпись | |
Borys Mykolaiových Lyatoshynsky , [ а ] также известный как Борис Николаевич Лятошинский , [ б ] [ 1 ] [ 2 ] (3 января 1895 — 15 апреля 1968) — украинский композитор , дирижёр и педагог. Ведущий представитель нового поколения украинских композиторов ХХ века, он был удостоен ряда наград, в том числе почетного звания Народного артиста Украинской ССР и двух Сталинских премий .
Начальное образование он получил дома, где польская литература и история пользовались большим уважением. После окончания школы в 1913 году поступил на юридический факультет Киевского университета и как выпускник был принят на работу преподавателем музыки в Киевскую консерваторию . В течение 1910-х годов Лятошинский написал 31 произведение различных музыкальных жанров. В 1930-е годы он отправился в Таджикистан, чтобы изучать народную музыку и сочинять балет о жизни местного населения. С 1935 по 1938 год и с 1941 по 1944 год преподавал оркестровку в Московской консерватории . Во время войны Лятошинский был эвакуирован и преподавал в филиале консерватории в Саратове , где работал над аранжировками украинских песен и организовывал вывоз украинских нотных рукописей в безопасное место.
Основные произведения Лятошинского — оперы «Золотое кольцо » (1929) и «Щорс» (1937), пять симфоний, увертюра на четыре украинские народные темы (1926), сюиты «Тарас Шевченко» (1952) и «Ромео и Джульетта» (1955), симфонические поэма Гражина (1955), его «Славянский» фортепианный концерт (1953), завершение и оркестровка. Рейнхольда Глиэра Скрипичного концерта (1956). Многие из его произведений редко или никогда не исполнялись при его жизни. Запись его симфоний в 1993 году впервые представила его музыку мировой публике.
Несмотря на критику его музыки со стороны советских властей, которые официально запретили такие произведения, как его Вторая симфония, Лятошинский никогда не придерживался стиля соцреализма . Его музыка написана в современном европейском стиле и умело включает украинские темы. На его ранний музыкальный стиль повлияли его семья, учителя (включая Глиера) и Маргарита Царевич. Существование польской стороны в семье Лятошинского привело к тому, что польская тема стала центральной во многих его произведениях. Он также черпал вдохновение для своих ранних произведений у Чайковского , Глазунова и Скрябина . Его музыкальный стиль позже развивался в направлении, излюбленном Шостаковичем . Среди советских и украинских композиторов, которые учились у Лятошинского и находились под его влиянием, - Мирослав Скорик и Валентин Сильвестров .
Биография
[ редактировать ]Семья и ранняя жизнь
[ редактировать ]Борис Лятошинский родился 3 января 1895 года в Житомире , Украина (тогда входившая в состав Российской империи ). [ 3 ] Его родители были музыкальными и хорошо образованными, а их сын получил начальное образование дома. Семья Лятошинских в детстве Бориса жила в городах и поселках по всей Украине. Его отец Николай Лятошинский был учителем истории, который за свою карьеру был завучем средних школ в Житомире, Немирове , Киеве и — с 1908 по 1911 год — в Златополе . [ 4 ] [ 5 ] [ примечание 1 ] Мать Лятошинского Ольга Борисовна играла на фортепиано и пела. У Бориса была старшая сестра Нина. [ 5 ]
Польская литература и история пользовались большим уважением в доме Лятошинских; В детстве Борис много читал, особенно исторические и романтические произведения Генрика Сенкевича и Стефана Жеромского . он подписывал Свои ранние музыкальные композиции псевдонимом «Борис Якса Лятошинский», используя имя польского рыцаря, сражавшегося в Грюнвальдской битве . Его ранние произведения включали мазурки, вальсы и Шопена скерцо , которые мало похожи на композиции, написанные позже. [ 6 ] Существование польской стороны в семье Лятошинского привело к тому, что польская тема стала центральной в большей части его творчества. Житомир был культурным и административным центром региона, долгое время населенного этническими поляками, и его первый учитель музыки был польского происхождения. [ 6 ]
Лятошинский окончил Житомирскую гимназию в 1913 году. Позже он вспоминал, что «по-настоящему увлекся музыкой» еще в школе; он освоил игру на скрипке и создал свои первые композиции, [ 4 ] в который входил фортепианный квартет . Произведения, хотя и наивные и неоригинальные, раскрыли его музыкальный талант и побудили его отца поощрять его усилия как школьника-композитора. В Златополе Лятошинский брал уроки игры на фортепиано у школьной учительницы, о которой потом вспоминал с большой теплотой. В 1914 году он впервые встретил свою будущую жену Маргариту-царевич. [ 5 ]
Студенческие годы
[ редактировать ]Первым произведением Лятошинского музыковеды считали мазурку, написанную 20 января 1910 года, когда ему было 15 лет. Однако в течение 1910-х годов Лятошинский написал 31 произведение различных музыкальных жанров, 20 из которых были обнаружены в 2017 году. ни один из которых не был известен его предыдущим биографам. Произведения дали исследователям представление о творческом потенциале молодого композитора. [ 7 ]
В 1913 году по совету отца Лятошинский поступил на юридический факультет Киевского университета . Когда его фортепианный квартет выступил публично ко дню рождения его отца, местная пресса высоко оценила это произведение, хотя тем, кто слышал произведение, было ясно, что партия фортепиано слишком доминирует. Семья Лятошинского решила попросить композитора Рейнхольда Глиера , тогдашнего директора и профессора только что открытой Киевской консерватории (ныне Украинская национальная музыкальная академия имени П.И. Чайковского), обучить юношу композиции. Мать принесла Глиру партитуру квартета, и Глиер согласился его обучать. [ 5 ] Сохранилась открытка с надписью: «Приглашаю Его Превосходительство господина Бориса Лятошинского на свой первый урок. Профессор Глиер». [ 8 ] [ примечание 2 ] На ранний музыкальный стиль Лятошинского повлияли его семья, учителя и будущая жена Маргарита-царевич — в письмах к ней, написанных между 1914 и 1916 годами, раскрываются его первые идеи о написании музыки. [ 10 ]
Лятошинский поступил в консерваторию студентом. [ 3 ] [ 4 ] Окончил университет в 1918 году. [ 11 ] После окончания консерватории в следующем году он устроился туда преподавателем музыкальной композиции. В студенческие годы он сочинил струнный квартет № 1, соч. 1 (1915) и его Симфония № 1 , соч. 2 (1918–1919, переработка 1967 г.). [ 4 ] По мнению музыковедов Игоря Савчука и Татьяны Гомон, пожалуй, самым трагическим из его ранних фортепианных произведений является «Траурная прелюдия», переходное и одно из самых сильных произведений, написанное 19 декабря 1920 года, в день, когда его отец умер от тифа. . [ 12 ]
В этот ранний период развития Лятошинского как композитора он черпал вдохновение в произведениях Петра Ильича Чайковского , Александра Глазунова и Александра Скрябина . [ 13 ] Многие молодые композиторы Российской империи также считали эксперименты Скрябина поворотным моментом в музыке. Фортепианное трио № 1 Лятошинского (1922) для скрипки, виолончели и фортепиано - произведение, стремящееся придать большее динамическое содержание и сложность; ее разделы более контрастны, чем в предыдущих работах. [ 14 ]
Карьера в Киевской консерватории
[ редактировать ]С 1922 по 1925 год Лятошинский, тогда 25-летний преподаватель и преподаватель композиции Киевской консерватории, организовал и возглавил Украинское общество современной музыки . [ 15 ] В 1935 году он был назначен профессором композиции. [ 16 ] В 1920-е годы коммунисты ввели политику коренизации («растения корней»), направленную на развитие местных культур как способ подорвать то, что воспринималось как имперское господство. Коренизация создала культурный климат, который поощрял Лятошинского и его современников к экспериментам и новаторству. [ 17 ]
В течение первой половины десятилетия Лятошинский сосредоточился в основном на сочинении камерной музыки для скрипки и фортепиано, написав такие произведения, как Струнный квартет № 2, Трио для фортепиано, скрипки и виолончели и две фортепианные сонаты . [ 18 ] Он также сочинял песни, некоторые из них были написаны на стихи древних китайских поэтов. [ 19 ] «Размышления» Цикл из семи пьес для фортепиано (1925) — одно из небольшого числа произведений для этого инструмента; Другими его фортепианными произведениями являются сонаты (написанные в 1924 и 1925 годах), Баллада (1928), сюита (1942) и семь из его серии из 10 прелюдий , написанных в 1942 и 1943 годах. [ 20 ]
В 1920-е годы Лятошинский написал серию романсов на основе произведений поэтов, среди которых были Генрих Гейне , Константин Бальмонт , Поль Верлен , Оскар Уайльд , Эдгар Аллан По , Перси Шелли , Морис Метерлинк , а также постановка стихотворения Гейне «Черные паруса на лодка» (1922–1924). [ 18 ] [ 21 ] Другие произведения включают его Сонату для скрипки и фортепиано (1924) и Струнный квартет № 3. [ 22 ] Его опера «Золотое кольцо» (написана в 1929 году) по роману украинского писателя Ивана Франко . [ 22 ] описывает борьбу украинцев против монгольских захватчиков в 13 веке. [ 19 ] Считалось, что Золотое кольцо не соответствует доктрине Коммунистической партии . [ 23 ] Его вторая опера «Щорс» (1937). [ 22 ] был основан на истории украинского коммуниста Николая Щорса во время конфликта на Украине, последовавшего за окончанием Первой мировой войны . [ 19 ] Соната для фортепиано №1 была издана в Москве в 1926 году. [ 24 ] В этом же году он сочинил увертюру на основе украинской народной музыки — « Увертюру на четыре украинские темы» , свою первую попытку объединить свой собственный музыкальный стиль с оригинальными народными мелодиями. [ 22 ] [ 25 ] В июне того же года Глиер исполнил в концертной программе премьеру Первой симфонии Лятошинского. [ 26 ] [ примечание 3 ]
В 1931–1932 годах Лятошинский написал оркестровую сюиту для оркестра. [ 27 ] С 1932 по 1939 год он был членом комитета бюро Союза композиторов Украины. [ 4 ] По заданию руководства Одесского театра оперы и балета он отправился в Таджикистан, чтобы изучать народную музыку и сочинять балет о жизни местного населения. [ 28 ] В 1932 году он сочинил « Три песни на таджикские темы» для скрипки и фортепиано на основе народной музыки региона. [ 27 ]
Вторая симфония
[ редактировать ]«Композитор, чей голос не доходит до народа, – это даже не ноль, а отрицательная ценность. Я буду стремиться сделать свою музыку близкой народу».
Борис Лятошинский [ 8 ]
Вторая симфония си минор была заказана в 1933 году Оргбюро Союза советских композиторов для премьеры в Москве наряду с рядом других произведений украинских композиторов. Лятошинский работал над симфонией шесть месяцев в 1934 году. Произведение подверглось критике в прессе, хотя оно еще не было исполнено, причем один критик написал: «Вторая симфония своей внешней сложностью и внушительным звучанием оставляет впечатление крайне пустое, надуманное произведение». [ 29 ] Из-за национального траура по советскому политику Серго Орджоникидзе премьера была отменена. [ 26 ]
Московская консерватория и эвакуация в Саратов
[ редактировать ]С 1935 по 1938 год, а также с 1941 по 1944 год Лятошинский преподавал оркестровку в Московской консерватории . [ 3 ] В 1939 году был председателем Союза композиторов Украины. [ 11 ]
Когда угроза Киеву стала реальной во время немецкого вторжения в СССР , правительство в Москве приняло меры по защите основных художественных организаций и художников города. Театральные коллективы, оркестры и композиторы были эвакуированы в глубь СССР. Помогая развитию культуры и искусства республик, в которые их направили, украинские артисты продолжали развивать свою национальную музыку. [ 30 ]
Многие факультеты Московской консерватории, в том числе музыкальное отделение, были переведены в Саратов , город на Волге , и Лятошинский был эвакуирован туда вместе со своими коллегами. [ 4 ] В Саратове украинская радиостанция имени Тараса Шевченко транслировала политические выступления и ежедневные концерты обработок украинской музыки Лятошинского. Он создавал сольные пьесы и произведения для камерных коллективов, в частности его «Украинский квинтет» для фортепиано и струнных инструментов (1942, 2-е изд. 1945), удостоенный Государственной премии в 1943 году. [ 30 ] Среди других произведений - Струнный квартет № 4 (1943), сюита на украинские народные мелодии для струнного квартета (1944) и сюита для квартета деревянных духовых инструментов (1944). [ 4 ] Он установил контакты и сотрудничал с администрацией местного концертного зала и радиокомитета. Под его руководством украинские нотные рукописи были вывезены в безопасное место. [ 31 ]
Племянница композитора Ия Сергеевна Царевич с пяти лет воспитывалась в доме композитора. Она вспомнила, как немецкие войска использовали киевский дом Лятошинского на улице Ленина в качестве штаба. Существовала опасность, что все, что было в доме, могло быть потеряно, поэтому тесть Лятошинского на телеге отвез все бумаги композитора на семейную дачу в Ворзеле под Киевом, где они хранились до конца жизни. война. [ 8 ]
Послевоенная карьера
[ редактировать ]В сентябре 1943 года Лятошинский был приглашен Московской консерваторией для работы там в течение года, но 10 ноября 1943 года, после освобождения Киева, он первым же рейсом вернулся в родной город в составе делегации, в которую входили поэты Максим Рыльский и Николай Бажан , художник Михаил Дерегус . [ 32 ]
После войны написал ряд симфонических поэм и других оркестровых произведений: Возз'єднання ( Воссоединение , 1949); сюита Тараса Шевченко (1952); [ 19 ] его Славянский концерт для фортепиано с оркестром (1953); [ 22 ] On the Banks ( На берегах Вислы of the Vistula , 1958); [ 19 ] Третья, Четвертая и Пятая симфонии, Славянская увертюра (1961). [ 4 ] Гражина (1955), написанная к столетию со дня смерти польского поэта Адама Мицкевича , была основана на стихотворении Мицкевича Гражина о вожде, которая повела свой народ на войну против Тевтонского ордена . [ 33 ] а «Польская сюита» (1961) была посвящена его подруге, польскому композитору и скрипачке Гражине Бацевич . [ 25 ]
В 1948 году, когда формализм в музыке вновь подвергся нападкам, Вторая симфония Лятосинского была осуждена как антинациональная и формалистическая. Это было осуждено Центральным Комитетом Коммунистической партии Советского Союза , который заявил: [ 29 ]
«Антинациональная формалистическая тенденция в украинском музыкальном искусстве проявилась прежде всего в творчестве композитора Б. Лятошинского. Это дисгармоничное произведение, загроможденное неоправданно громовыми звуками оркестра, угнетающими слушателя, а в мелодическом отношении — симфония бедна и бесцветна».
Лятошинский писал в это время о своем унынии по поводу запрета властей на его музыку. После запрета исполнения произведения Лятошинский писал своему другу Глиру: «Как композитор я умер и не знаю, когда воскресну». [ 16 ] [ 26 ]
Третья симфония несколько лет не была услышана публикой. Дирижеру Натану Рахлину хватило смелости исполнить ее при переполненном концертном зале во время дневного выступления. Лятошинский писал Глиру, что «переполненный зал буквально аплодировал мне стоя». Однако власти обвинили композитора в «абстрактном понимании борьбы за мир» и заявили, что симфония «не раскрывает истинную советскую реальность». [ 26 ] [ примечание 4 ] Золотое кольцо было возрождено во времена хрущевской оттепели , когда его поставил Дмитрий Смолич во Львове . [ 23 ]
В 1960-е годы Лятошинскому, к тому времени члену Союза композиторов СССР, разрешили совершать «культурные» поездки за границу, где он знакомился с коллегами-композиторами. В сопровождении жены он посетил Австрию, Швейцарию и другие страны. Он был членом жюри международных конкурсов Международного конкурса Чайковского в Москве в 1958 и 1962 годах, конкурса бельгийских квартетов в Льеже (в 1956, 1959 и 1962 годах) и музыкального конкурса имени Николая Лысенко в Киеве в 1965 году. [ 3 ] Был художественным руководителем Украинской филармонии , работал музыкальным консультантом в Государственном комитете радио Украины. [ 4 ] Он несколько раз ездил в Польшу на Варшавская осень» фестивали современной музыки « . В 1957 году в качестве представителя Союза композиторов СССР совершил поездку в Болгарию во время празднования столетия со дня смерти Михаила Глинки . [ 32 ]
В последние годы жизни Лятошинский завершил « Торжественную увертюру» соч. 70 (1967) для оркестра. [ 19 ] Он умер 15 апреля 1968 года. [ 3 ] и похоронен на Байковом кладбище в Киеве; с тех пор к могиле был добавлен бюст. [ 4 ]
Почести, награды и памятные даты
[ редактировать ]- Две Сталинские премии (второй степени):
- Национальная премия Шевченко (1971) ( посмертно ) — за оперу «Золотое кольцо» . [ 35 ]
- Народный артист Украинской ССР (1968). [ 5 ]
- Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1945). [ 4 ]
- Орден Ленина (1960 г.) [ 4 ]
- Орден Трудового Красного Знамени
- Два ордена «Знак Почета» (1938, 1951).
- Польская государственная премия – «За укрепление русско-польской дружбы» (1963). [ 3 ]
- Национальная премия Шевченко (присуждена посмертно в 1971 г.). [ 5 ]
В Житомире в честь композитора установлен памятник Лятошинскому. , В Киеве на доме, где он жил с 1944 по 1968 год (ныне улица Б. Хмельницкого, 68), установлена памятная доска а в 1977 году в его честь была переименована улица в Киеве. [ 4 ] Лятошинскому посвящена комната в Ворзельском историко-культурном музее . [ 8 ]
В 1992 году Камерный хор «Киев» объединился с вновь сформированным камерным оркестром и стал Ансамблем классической музыки имени Б. Лятошинского. [ 36 ] Харьковская музыкальная школа также носит имя Лятошинского. [ 5 ] В 2020 году Харьковский музыкальный фестиваль открыл конкурс молодых композиторов имени Бориса Лятошинского. [ 37 ]
Работает
[ редактировать ]Лятошинский написал множество произведений, в том числе пять симфоний, симфонические поэмы, несколько коротких оркестровых и вокальных произведений, две оперы, камерную музыку и ряд произведений для фортепиано соло. [ 3 ] [ 38 ] Он написал около 50 песен. [ 16 ] Он выпустил четыре струнных квартета в 1915, 1922, 1928 и 1943 годах. [ 22 ] Его ранние композиции (такие как Первая симфония) находились под сильным влиянием экспрессионизма Скрябина и Сергея Рахманинова . [ 39 ] Лятошинский писал музыку в современном европейском стиле и технике, умело сочетая ее с украинской тематикой. [ 11 ] В 1940 году Дмитрий Шостакович посетил пленум Союза советских композиторов в Киеве. [ 40 ] Там он выделил музыку Лятошинского и Левко Ревуцкого за «высокий уровень мастерства», что его «приятно поразило». [ 41 ] После войны Лятошинского обвинили в формализме и создании дегенеративного искусства. [ 42 ]
Основные произведения Лятошинского — оперы «Золотое кольцо» и «Щорс» , «Пять симфоний», «Увертюра на четыре украинские народные темы» (1926), сюиты «Тарас Шевченко» (1952) и «Ромео и Джульетта» (1955), симфоническая поэма «Гражина» (1955), его «Славянский» концерт для фортепиано с оркестром (1953), а также завершение и оркестровка скрипичного концерта Глиера (1956). [ 16 ] He composed film scores for such films as Karmelyuk (1931), Ivan (1932, with Yuliy Meitus ), Taras Shevchenko (1951), Ivan Franko (1956, with Mykola Kolessa ), and Grigory Skovoroda (1959). [ 16 ]
Симфонии
[ редактировать ]Симфонии Лятошинского «отражают напряжения периода их создания». [ 25 ] Музыкальный писатель Грегор Тэсси предположил, что его Первая симфония (1918–1919), [ 22 ] — самая ранняя симфония, написанная в Украине после композитора XVIII века Максима Березовского . [ 31 ] Более мелодичная и скрябинская по сравнению с четырьмя другими его симфониями. [ 33 ] оно было написано как его дипломное сочинение в то время, когда на него повлияла музыка Скрябина и Рихарда Вагнера . Его провел в 1923 году Глиер. [ 43 ] Первая симфония описывается в издании The Penguin Guide to Compact Discs 1999 года как «хорошо продуманная, уверенная партитура», которая «изобилует контрапунктической проработкой и богатой оркестровой риторикой». [ 44 ] видение войны, подобное представленному в Пятой симфонии Николая Мясковского В симфонии было выражено . Задумчивая вторая часть уравновешивается финалом, который, по словам историка музыки Ферручио Таммаро, «не только динамичен, но даже героичен, что очень соответствует вкусам зарождающегося советского симфонизма». [ 45 ]
Музыка ко Второй симфонии (1935–1936). [ 22 ] можно интерпретировать как изображение образов действительности советской жизни, часто с использованием атональности. Написанная в традиционной трехчастной форме, симфония полна контрастных настроений и драматических контрастов. [ 42 ] Эта обширная романтическая симфония была подвергнута цензуре властей и не звучала до 1964 года. [ 25 ]
Воинственная Третья симфония (1951–1954), [ 22 ] с ее боевой первой частью сравнивают с более известной Симфонией № 7 Шостаковича , но другие части, такие как начало второй части, имеют личный и оригинальный лиризм и творческую оркестровку, как, например, в конце произведения. , когда возвращается народная песня (впервые услышанная во вступительной части) в сопровождении духовых инструментов и колоколов. [ 46 ] Самая длинная и, возможно, самая популярная его симфония, она звучит так же лирично, как и Первая, но менее производная и более уверенная. [ 33 ] Согласно «Путеводителю по компакт-дискам Penguin» , Третья симфония «старается быть хорошей советской симфонией»; [ 44 ] уверенный финал произведения был призван помочь произведению обрести политическую приемлемость. [ 25 ]
Две последние симфонии Лятошинского совершенно не похожи на своих предшественников — композитор Валентин Сильвестров , учившийся у Лятошинского, вспоминал, что при написании двух последних симфоний Лятошинский «казался человеком с другой планеты». [ 33 ] [ 47 ] По словам музыковеда Марианны Копица , они стали восприниматься украинцами как вершина современной украинской музыкальной культуры. [ 47 ] Четвертая симфония (1963) имеет выразительный современный характер, бросающий вызов слушателю своими атональными аспектами. [ 33 ] и больше напоминает Шостаковича, чем его предшественники. [ 44 ] Медленная вторая часть начинается мрачно, но за ней следует хорал, окруженный мерцающими колокольчиками, и челеста, изображающая бельгийский город Брюгге , «краткое, но действительно захватывающее изобретение». [ 48 ] Кода симфонии содержит лирические струнные соло и приглушенный звон колоколов. [ 44 ] [ 48 ]
В своей Пятой симфонии («Славянская» до мажор (1965–1966)), [ 22 ] включающий литургические мелодии Православной Церкви , музыка носит более постнационалистический характер , чем другие произведения, написанные в этот период карьеры композитора, Лятошинский включил русскую народную песню в качестве основной темы и песню из Югославии в качестве второстепенной темы. [ 44 ] Как и Третья симфония Глиера, она отсылает к Илье Муромцу , легендарному русскому воину. [ 33 ]
Оперы и хоровые произведения
[ редактировать ]Лятошинский написал оперу «Щорс» (1937–1938, в редакции «Командор» в 1948 году) и «Торжественную кантату» (1939). [ 4 ] В 1927 году он отредактировал и аранжировал партитуру к Николая Лысенко 1910 года комической опере «Энеида Лысенко (1927) и к «Тарасу Бульбе» (1936–1937). [ 16 ]
Опера Лятошинского «Золотое кольцо» , впервые поставленная в 1930 году, является наиболее ярким образцом украинской исторической оперы первой половины ХХ века. В музыке и либретто сочетаются исторические, мифологические и социальные темы, а партитура Лятошинского органично сочетает современные музыкальные выражения (например, лейтмотивы ) с украинскими народными мелодиями. Золотое кольцо стало первым примером оркестрового «симфонического» произведения в истории украинской оперы. Оно появилось на закате эпохи творческого экспериментализма, завершившейся с приходом сталинизма . [ 3 ] [ 49 ] В течение следующих трёх десятилетий опера не смогла закрепиться в репертуаре. [ 23 ]
Другие работы
[ редактировать ]Критики высоко оценили работы Лятошинского меньшего масштаба. В их число входят «Интермеццо» из Второго струнного квартета, ор.4 (1922), оркестрованное в начале 1960-х годов, и « Лирическая поэма» (1964), элегия, написанная в память о Глиере. [ 25 ] Оркестровая версия Интермеццо, которая, по словам британского музыкального журналиста Майкла Оливера , состоит из «нежных мелодий, плывущих по мягкому покачивающемуся пульсу», он хвалит его как «волшебную». [ 48 ] Импрессионистические штрихи в произведениях меньшего масштаба Лятошинского можно увидеть во втором и пятом его «Размышлениях» , где он использует тональность инструментов, переходные слои гармоний и переменные ритмы. [ 50 ]
Репутация и наследие
[ редактировать ]Лятошинский – один из самых уважаемых и влиятельных украинских композиторов ХХ века. [ 33 ] и ключевая фигура современной школы украинской музыки, чьи произведения неизменно демонстрируют его композиторское и оркестровочное мастерство. [ 16 ] Согласно словарю музыки и музыкантов New Grove , он является одним из трех украинских художников первой половины 20-го века, получивших международное признание, и наиболее опытным украинским композитором, появившимся после смерти Дмитрия Бортнянского в 1825 году. [ 3 ]
которые строились за литосинским, и были влиятельны на Боельза , Шама , Романа , Александра , Таранова Леков Глеба него Леховича украинские сотрудники , , Игоря включая Грабовский , Иван Карабитс , и Сильвестров, [ 11 ] [ 16 ] посвятивший симфонию своему учителю. Метод преподавания Лятошинского отличался стремлением научить учеников мыслить самостоятельно. [ 51 ] [ примечание 5 ]
Его переписка со своим старым другом и учителем Глиером (под редакцией Копицы) была опубликована в 2002 году. [ 16 ] 28 октября 2018 года в лютеранской церкви Святой Екатерины в Киеве состоялся концерт хоровых произведений Лятошинского «Под осенними звездами» — первый сборник хорового наследия композитора, созданный с момента обретения Украиной независимости. [ 52 ]
в Ворзеле есть постоянная выставка о Лятошинском В Уваровом доме . [ 53 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ В 1909 году, за два года до выхода на пенсию, Николай Лятошинский отметил 25-летие педагогической деятельности, и многие его коллеги, бывшие ученики, их родители и друзья прислали ему поздравительные телеграммы. После выхода на пенсию он читал лекции по местной истории, публиковал статьи в местной прессе. В марте 1911 года он был избран действительным членом Общества исследователей Волыни. Он работал над учебником истории, который позже был опубликован. [ 5 ]
- ↑ После смерти Глиера Лятошинский закончил и оркестровал скрипичный концерт своего друга , а в 1964 году посвятил «Лирическую поэму» . его памяти [ 9 ]
- ↑ Симфония № 1 при жизни Лятошинского больше не исполнялась. В следующий раз она была исполнена Государственным симфоническим оркестром Украины под руководством Владимира Кожухаря в сентябре 1970 года. [ 26 ]
- ↑ Когда-то ошибочно считали, что Лятошинский счёл свою Третью симфонию неудачной и уничтожил её. [ 26 ]
- ↑ Стили Лятошинского и Сильвестрова имели общие черты: оба композитора были склонны к сочинению небольших фортепианных произведений, и в начале своей карьеры оба композитора выбирали приемы и элементы, которые позволяли им формировать музыкальный словарь, к которому они прибегали в более поздних произведениях. [ 51 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Б. Н. Лятошинский, украинский [sic] композитор» . Домашние новости Центрального Нью-Джерси . Ассошиэйтед Пресс . 16 апреля 1968 года. Архивировано из оригинала 21 мая 2022 года . Проверено 20 мая 2022 г. - через Newspapers.com .
- ^ «Украинский композитор скончался в 76 лет» . Солт-Стар . Рейтер . 16 апреля 1968 года. Архивировано из оригинала 21 мая 2022 года . Проверено 20 мая 2022 г. - через Newspapers.com .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Бэйли 2001 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Gruzin 2009 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час " Народный артист УССР Лятошинский Борис Николаевич" [People's Artist of the USSR Lyatoshynsky Borys Mykolayovych]. Освита (в Russian). 30 октября 2010 . Retrieved 26 апреля 2022 .
- ^ Перейти обратно: а б Savchuk & Gomon 2019 , p. 172.
- ^ Savchuk & Gomon 2019 , p. 170.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Zinchenko, Natalia (13 April 2011). "Вспомним Лятошинского" [Let's Remember Lyatoshinsky]. The Day (Kyiv) (in Russian) . Retrieved 3 May 2022 .
- ^ Samokhvalov 1973 , p. 7.
- ^ Savchuk & Gomon 2019 , p. 171.
- ^ Перейти обратно: а б с д Dytyniak 1986 , pp. 92–93.
- ^ Savchuk & Gomon 2019 , p. 173.
- ^ Samokhvalov 1973 , p. 11.
- ^ Samokhvalov 1973 , p. 17.
- ^ Samokhvalov 1973 , p. 15.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Витвицкий, Василь. «Лятошинский, Борис» . Интернет-энциклопедия Украины . Канадский институт украинских исследований . Проверено 2 мая 2022 г.
- ^ Филлипс, Энтони. «Песни Бориса Лятошинского» (PDF) . Классика токкаты. стр. 2–6 . Проверено 29 апреля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бельгия 1947 , стр. 43-48.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Пархоменко, ЛО (2017). «Лятошинский Борис Николаевич» . Энциклопедия современной Украины (на украинском языке). Киев: Институт энциклопедических исследований Национальной академии наук Украины. ISBN 978-966-02-2074-4 .
- ^ Oliynyk 2012 .
- ↑ Savchuk 2015 , p.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Dytyniak 1986 , p. 93.
- ^ Перейти обратно: а б с Cherkashina-Gubarenko, Marina Cherkashina-Gubarenko (12 February 2020). " "Золотий обруч" для опери" ["Golden Ring" for the opera]. The Day (Kyiv) (in Ukrainian) . Retrieved 3 May 2022 .
- ^ «Соната для фортепиано №1, Op.13 (Лятошинский, Борис)» . Международный проект библиотеки музыкальных партитур . Проверено 29 апреля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Андерсон 1994 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Копытия, Марианна (2 марта 2012). "Симфонии под... арестом" [Symphonies under...arrest]. День (Киев) (в Украину) . Retrieved 4 мая 2022 года .
- ^ Перейти обратно: а б Бельгия 1947 , с. 49.
- ^ Лятошинский и др. 1986 , с. 6.
- ^ Перейти обратно: а б Любовь, Морозова. Запрещенная музыка [Forbidden Music ] . День (Киев) (в Украину) . Retrieved 4 мая 2022 года .
- ^ Перейти обратно: а б Тронько 1968 , с.437.
- ^ Перейти обратно: а б Тэсси, Грегор (2 апреля 2022 г.). «Грегор Тэсси отмечает значительный вклад украинцев в классическую музыку» . Виденное и услышанное Интернешнл . Проверено 30 апреля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Samokhvalov 1973 , p. 9.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Каммингс, Роберт (2014). «Борис Лятошинский: Симфонии» . Классический сетевой обзор . Классическая сеть . Проверено 1 мая 2022 г.
- ^ Frolova-Walker 2016 , Appendices.
- ^ "Лятосинский Борыс Mykolayovych" (в Украину). Киев: Taras Shevchenko National Prize Committee of Ukraine. 2011 год . Retrieved 29 апреля 2022 .
- ^ Орон, Арье. «Ансамбль Лятошинский (камерный хор и оркестр)» . Кантаты Баха . Проверено 27 апреля 2022 г.
- ^ «Конкурс юных композиторов» . Харьковский музыкальный фестиваль . Проверено 3 мая 2022 г.
- ^ Samokhvalov 1973 , p. 5.
- ^ Карр, Виктор. «Артистизм Олега Крысы» . Классика сегодня . Проверено 26 апреля 2022 г.
- ^ Khentova, Sofia (1986). Шостакович на Украине (in Russian). Kiev, Ukrainian SSR: Музична Украiна. p. 39.
- ^ Хентова 1986 , с. 42.
- ^ Перейти обратно: а б Кучар, Теодор (1993). «Борис Лятошинский (1895–1968): Симфония № 2, соч. 26; Симфония № 3 си минор, соч. 50» (PDF) . Чандос. стр. 3–4 . Проверено 26 апреля 2022 г.
- ^ Рожок, Владимир. «Борис Лтатошинский (1895–1968): Симфония № 1, Опус 2» (PDF) . Чандос . Проверено 30 апреля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Гринфилд, Марч и Лейтон 1999 , с. 802.
- ^ Таммаро 2017 , с. 39.
- ^ Муди, Иван. «Лятошнский: Симфония № 3 «Мир победит войну» » . Граммофон . Проверено 30 апреля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Kopytsia, Marianna (21 December 2011). " Возрождение шедевра" [Revival of a masterpiece]. День (Киев) (в Украину) . Retrieved 4 мая 2022 года .
- ^ Перейти обратно: а б с Оливер, Майкл (2022). «Лятошинский оркестровый ансамбль» . Граммофон . MA Бизнес и отдых . Проверено 1 мая 2022 г.
- ^ Serdyuk, Umanets & Slyusarenko 2002 , part ІІ, section 3, 3.3.
- ^ Zhaleyko 2015 , p. 116.
- ^ Перейти обратно: а б Zhaleyko 2015 , p. 114.
- ^ ) " произведений Бориса Лятошинского " Golynska, Olga (26 October В Киеве презентуют 2018 CD - антологию хоровых
- ^ Kostura, Danuta (22 февраля 2018). "Борис Лятошинский и Ворзель" [Borys Lyatoshynsky and Vorzel] (in Russian). Ukrainian People's Council of Priirpinia . Retrieved 10 ноября 2023 .
Источники
[ редактировать ]- Андерсон, Мартин (1994). "Обзор" . Темп (190): 47–53. JSTOR 945487 .
- Baley, Virko (2001). "Лятосинские, Борыс Mykolayovych" . Grove Music Online (8th ed.). Oxford University Press . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- Белза, Игорь (1947). Б.Н. BN Lyatoshynsky: Honoured Art Worker of the USSR ( Лятошинский: заслуженный деятель искусств УССР ) (in Russian). Киев: Art Publications. OCLC 13936532 .
- Dytyniak, Maria (1986). Українські Композитори [ Ukrainian Composers ] (in Ukrainian). Edmonton, Alberta: Canadian Institute of Ukrainian Studies.
- Гринфилд, Эдвард; Марш, Иван; Лейтон, Роберт (1999). Руководство Penguin по компакт-дискам . Лондон; Нью-Йорк: Книги Пингвина. ISBN 978-01404-6-887-8 – через Интернет-архив .
- Фролова-Уокер, Марина (2016). Сталинская музыкальная премия: советская культура и политика (Приложения) (PDF) . Издательство Йельского университета . ISBN 978-03002-0-884-9 . Архивировано из оригинала (PDF) 3 августа 2016 года . Проверено 29 апреля 2022 г.
- Gruzin, DV (2009). "Лятосинский Борыс Mykolayovych" . В Smoliy, VA (ed.). Encyclopedia of History of Ukraine (в Russian). Vol. 6 La-Mi. Institute of History of Ukraine.
- Lyatoshynsky, Boris; Grisenko, L.; Matusevych, N. I.; Belza, Igor (1986). Воспоминания, письма, материалы в 2-х частях: Письма, материалы [ Memoirs, Letters, Materials (2 volumes) ] (in Russian). Kyiv: Musical Ukraine. OCLC 15473433 .
- Олейник, Светлана (2012). «Пять прелюдий для фортепиано Б. Лятошинского: образно-тематическая концепция цикла». Современная музыка в современном мире: Сборник научных трудов . Житомир: Библиотека Житомирского государственного университета: 29–31.
- Самохвалов, Виктор Яковлевич (1973). Мокритская, ЛМ (ed.). Borys Lyatoshynsky (в Украину) (2nd ed.). Kyiv: Musical Ukraine.
- Savchuk, Igor Borisovich, ed. (2015). Борис Лятошинський: Романси [ Boris Lyatoshynsky: Romances of the 1920s ] (PDF) (in Ukrainian). Kyiv: National Academy of Arts of Ukraine . ISBN 9-786-17640-176-6 .
- Савчук Игорь; Гомон, Татьяна (2019). «Раннее творчество Бориса Лятошинского: смысловой аспект» . История искусств Украины (на украинском и английском языках) (19): 169–182. дои : 10.31500/2309-8155.19.2019.185990 . ISSN 2309-8155 . S2CID 242333813 .
- Serdyuk, O.V.; Umanets, O.V.; Slyusarenko, T.O. (2002). Українська музична культура: від джерел до сьогодення [ Ukrainian Musical Culture: from the beginning to the present ] (in Ukrainian). Kharkiv: Osnova. ISBN 978-5-7768-0708-4 .
- Таммаро, Ферручио (2017). «Симфонии войны и симфонии мира: Пятая Сибелиуса». В Кроне, Анна; Хауэлл, Тим; Муртомяки, Вейо (ред.). Исследование наследия Яна Сибелиуса: к его 150-летию . Издательство Кембриджских ученых. ISBN 978-15275-0-087-7 .
- Тронько, Петр , изд. (1968). «Музыка в годы Великой Отечественной войны» . История городов и сел Украинской ССР (на украинском языке). Том. 11.
- Zhaleyko, D. (2015). "Творчество Бориса Лятошинского и Валентина Сильвестрова: параллели и метаморфозы" [Creativity of Boris Lyatoshynsky and Valentin Silvestrov: parallels and metamorphoses]. Scientific Notes (in Russian). 1 (33). Vladimir Hnatiuk Ternopil National Pedagogical University: 112–122.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Lunina, AE (2014). Евгений Станкович: "Борис Лятошинский - Уникальный Украинский Композитор" [Yevhen Stankovych: "Borys Lyatoshynsky - Unique Ukrainian Composer" ] . Журнал национальной музыкальной академии Украини (в Russian). 24 (3). Киев: 102-115. ISSN 2414-052X .
- Nikitina, L. D. (1991). Советская музыка. История и современность [ Soviet music: history and modernity ] (in Russian). Moscow: Tutorial. ISBN 978-5-7140-0244-1 . Архивировано из оригинала 18 июля 2022 года . Проверено 3 мая 2022 г.
- Олийник, Свитлана (2012). " Пять прелюдий для фортепиано Б. Лятошинского: образно-тематическая концепция цикла" [5]. Современная музыка в современном мире: Collection of Scientific Papers (in Russian). Житомир State University Library: 29–31.
- Пастеляк (2004). " Трансформация поемности в фортепианном творчестве Бориса Лятошинского". Сногсшибательные заметки о Volodymyr Hnatyuk Тернопил национальной педагогической интеллигенции и Петра тайковского национальной музыкальной академии Украины : 30–37.
- Пияровская, Александра, изд. (2021). Музыка - культурный мост: суть, контекст, ссылки (PDF) . Вроцлав: Музыкальная академия Кароля Липинского. ISBN 978-836547-323-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бесплатные партитуры Бориса Лятошинского в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Партитуры Лятошинского из Музыкального архива Бориса Тараканова (на русском языке)
- " История рода" [Family History]. Биоgraphical site of Lyatoshynsky-Miyakovsky family . Retrieved 24 апреля 2022 .
- Фотографии Лятошинского. Архивировано 21 апреля 2022 года в Wayback Machine из Центрального государственного кинофотоархива Украины имени Г.С. Пшеничного (текст на украинском языке)
- Международная студенческая научно-практическая конференция: «Европейское измерение культурного наследия Бориса Лятошинского»
- На официальном сайте Кариссы Клопушак есть ссылка на ее докторскую диссертацию «Краеугольные камни украинского скрипичного репертуара: 1870 – наши дни» , в которой содержится обсуждение музыки Лятошинского для скрипки.
- Письма музыкантов как зеркало надрегиональных культурных связей в Центральной и Восточной Европе от Лейпцигского университета
- Борис Лятошинский
- 1895 рождений
- 1968 смертей
- Композиторы-классики XX века
- Музыканты-мужчины 20-го века
- Украинские музыканты ХХ века
- Музыканты из Житомира
- Академический состав Киевской консерватории
- Академический состав Московской консерватории
- Выпускники Киевской консерватории
- Киевский университет, выпускники юридического факультета
- Члены Коммунистической партии Советского Союза
- Обладатели звания Народных артистов Украины.
- Кавалеры ордена «Знак Почета».
- Кавалеры ордена Ленина
- Кавалеры ордена Трудового Красного Знамени.
- Лауреаты Национальной премии Шевченко.
- Лауреаты Сталинской премии
- Композиторы музыки к фильмам-мужчины
- Украинские классические пианисты-мужчины
- Мужчины-дирижеры (музыка)
- Оперные композиторы-мужчины
- советские оперные композиторы
- Советские дирижеры (музыка)
- Советские классические пианисты
- Советские композиторы музыки к фильмам
- Советские композиторы-мужчины-классики
- Советские музыкальные педагоги
- Украинские композиторы-классики
- Украинские классические пианисты
- Украинские композиторы к фильмам
- Украинские музыкальные преподаватели
- Украинские оперные композиторы
- Народ Украинской Советской Социалистической Республики
- Захоронения на Байковом кладбище.