О Вьет
Âu Việt или Ouyue ( китайский : 甌 越 ) были древним конгломератом племен Байюэ , живших на территории современных горных районов самого северного Вьетнама , западного Гуандуна и северного Гуанси , Китай, по крайней мере, с третьего века до нашей эры. Считалось, что они принадлежали к языковой группе тай-кадай . В восточном Китае Оуюэ основали Дунъоу или Восточное королевство Оу. Западные Оу ( 西 甌 ; пиньинь: Си Оу ; Тай означает «западный») были другими племенами Байюэ , с короткими волосами и татуировками , которые чернили зубы. [1] и являются предками современных на горном тайском языке , говорящих групп меньшинств во Вьетнаме, таких как Нунг и Тай , [2] [3] а также близкородственный народ Чжуан из Гуанси .
Ау Вьет торговали с Лак Вьетом , жителями штата Ван Ланг , расположенного на низменных равнинах к югу от Ау Вьота, на территории современной дельты Красной реки на севере Вьетнама, до 258 г. до н. э. или 257 г. до н. э., когда Ток Фан , лидер союза племен Ау Вьет, вторгся в Ван Ланг и победил последнего короля Хун . Он назвал новую нацию « Ау Лок », провозгласив себя « Ан Дыонг Вонг » (буквально «Мирный мужественный король»). [1] Происхождение Ток Фана неизвестно. Согласно традиционной вьетнамской историографии, он был принцем или королем Королевства Шу (в современной провинции Сычуань ). Однако королевство Шу было завоевано Цинь в 316 г. до н. э., что делает хронологически маловероятным, что Ток Фан был королевской семьей Шу сто лет спустя. В этой истории могут быть некоторые достоинства из-за археологических свидетельств культурных связей между Юньнанью и прото-вьетнамцами, но, возможно, из-за разрыва во времени между происхождением истории и моментом ее записи, место могло быть изменено. изменено на Шу или просто ошиблось из-за ошибочных географических знаний. [4] Согласно переведенному устному рассказу легенды Тай , западная часть земель Ау Вьота стала Королевством Нам Конг, [5] чья столица находилась на территории нынешней провинции Као Бонг на северо-востоке Вьетнама . Именно оттуда был родом Ток Фан. [1] [6] [7] Подлинность этого рассказа некоторые историки считают сомнительной. Он был опубликован в 1963 году в виде перевода, хотя копии оригинального текста Тай не существует. В названии рассказа содержится много вьетнамских слов с небольшими тональными и орфографическими различиями, а не тайских слов . Неизвестно, из какого текста был сделан перевод. [8]
По мнению китайских историков:
- Династия Цинь завоевала государство Чу , объединив Китай. Цинь отменил благородный статус царских потомков государства Юэ. Через несколько лет Цинь Шихуан послал 500-тысячную армию для завоевания Западного Оу. Через три года силы Цинь убили вождя Западного Оу Июсона (譯籲宋). Несмотря на это, Запад Оу вел партизанскую войну против Цинь и в отместку убил циньского командира Ту Суя (屠睢). [9]
- До династии Хань Восток и Запад вновь обрели независимость. Восточная Оу подверглась нападению со стороны Королевства Миньюэ , и император Хань У позволил им переместиться между Янцзы и рекой Хуай . [10] Западная Оу платила дань Наньюэ , пока она не была завоевана Хань. [11] Потомки этих королей позже утратили свой королевский статус. Оу (區), Оу (歐) и Оуян (歐陽) остаются фамилиями.
По мнению вьетнамских историков:
- 257 г. до н. э. Ан Дуонг Выонг 安陽王 объединил племя Лак Вьет (австроазиатское) (вождество) королей Хунг 雄王 (Хунг Выонг) со своим племенем Аувиет (Тай-Кадай) (вождество) в единое племя (Вождество Аулак). [12]
- В 208 г. до н. э. Чжао То захватил Оулак и включил его в состав своего ханьского королевства Наньюэ, которым правила династия Хань. [12]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Шапюи, Оскар (1995). История Вьетнама: от Хонг Банга до Ту Дыка . Издательская группа Гринвуд. стр. 13–14. ISBN 0-313-29622-7 .
- ^ Стерлинг, Элеонора Дж.; Херли, Марта Мод; Минь, Ле Дюк; Ле, Мин Дык; Повзик, Джойс А. (2006). Вьетнам: естественная история . Издательство Йельского университета. п. 28. ISBN 0-300-10608-4 .
- ^ Стивенсон, Джон; Гай, Джон; Корт, Луиза Эллисон (1997). Вьетнамская керамика: отдельная традиция . Ресурсы художественных медиа с Avery Press. п. 109.
- ^ О'Харроу 1979 , с. 148.
- ^ «Цао Банг и тайна древней цитадели Бан Фу» . Проверено 17 декабря 2012 г.
- ^ Винь Фук Нгуен Исторические и культурные объекты вокруг Ханоя Thé Gioi Publishers, 2000, стр. 24, 25 «стал королем как О Вьета, так и О Лака»
- ^ Ань Туан Хоанг Шелк за серебро: голландско-вьетнамские отношения, 1637-1700 гг. Страница 12 2007 г. «Жители Лак-Вьет ».
- ^ Келли 2013 , с. 67-68.
- ^ Хуайнаньцзы , том 18.
- ^ zh:s:Исторические записи/Том 114
- ^ zh:s:Исторические записи/Том 113
- ^ Перейти обратно: а б Тейлор 2013 , с. 14-16.
Библиография
[ редактировать ]- Келли, Лиам К. (2014). «Построение местных повествований: духи, сны и пророчества в средневековой дельте Красной реки». В Андерсоне, Джеймс А.; Уитмор, Джон К. (ред.). Встречи Китая на юге и юго-западе: переформирование огненной границы за два тысячелетия . США: Бриллс. стр. 78–106.
- Келли, Лиам К. (2013). «Слова Тай и место Тай во вьетнамском прошлом» . Журнал Сиамского общества . 101 – через ResearchGate.
- О'Харроу, Стивен (1979). «От Ко-лоа до восстания сестер Чунг: ВЬЕТНАМ, КАК КИТАЙЦЫ НАШЛИ ЕГО» . Азиатские перспективы . 22 (2): 140–164. JSTOR 42928006 – через JSTOR.
- Тейлор, KW (2013), История вьетнамцев , Cambridge University Press