Падение Черного Ястреба (фильм)
Падение Черного Ястреба | |
---|---|
![]() Афиша театрального релиза | |
Режиссер | Ридли Скотт |
Автор сценария | Кен Нолан |
На основе | Падение «Черного ястреба»: история современной войны Марк Боуден |
Продюсер: |
|
В главных ролях | |
Кинематография | Славомир Идзяк |
Под редакцией | Питер Скалиа |
Музыка | Ханс Циммер |
Производство компании | |
Распространено | Выпуск Sony Pictures |
Даты выпуска |
|
Время работы | 144 минуты [1] |
Страны | Соединенные Штаты Великобритания [2] |
Язык | Английский |
Бюджет | 92 миллиона долларов [3] |
Театральная касса | 173 миллиона долларов [4] |
«Падение черного ястреба» — военный фильм 2001 года , снятый и продюсером Ридли Скоттом , сопродюсером которого выступил Джерри Брукхаймер , по сценарию Кена Нолана . Он основан на одноименной научно-популярной книге журналиста Марка Боудена 1999 года об экипаже вертолета Black Hawk , сбитого во время битвы за Могадишо . В фильме задействован большой актерский ансамбль , в том числе Джош Хартнетт , Юэн МакГрегор , Эрик Бана , Том Сайзмор , Уильям Фихтнер , Джейсон Айзекс , Сэм Шепард , Джереми Пивен , Йоан Гриффит , Юэн Бремнер , Хью Дэнси и Том Харди в его первой роли в кино. . Орландо Блум , Тай Баррелл и Николай Костер-Вальдау также имеют второстепенные роли.
«Падение черного ястреба» вышел ограниченным тиражом 28 декабря 2001 года и вышел в прокат 18 января 2002 года. Фильм получил положительные отзывы кинокритиков, хотя его критиковали за неточности. Фильм показал неплохие кассовые сборы, собрав по всему миру 173 миллиона долларов при производственном бюджете в 92 миллиона долларов. «Падение Черного ястреба» получил две премии «Оскар» за лучший монтаж фильма и лучший звук на 74-й церемонии вручения премии «Оскар» . [5] В 2006 году расширенная версия фильма была выпущена на DVD. Версия содержит дополнительные восемь минут отснятого материала, что увеличивает продолжительность фильма до 152 минут. Эта расширенная версия была выпущена на Blu-ray и в формате 4K 7 мая 2019 года. [6]
Сюжет
[ редактировать ]В 1992 году, во время голода на юге Сомали, вызванного гражданской войной , Совет Безопасности ООН санкционирует военную операцию с миротворческим мандатом. Однако к 1993 году возникает конфликт между ЮНОСОМ II и базирующейся в Могадишо милицией, лояльной Мохамеду Фарре Айдиду . В ответ президент США Клинтон направляет оперативную группу рейнджеров , состоящую из 3-го батальона / 75-го полка рейнджеров , операторов отряда «Дельта» и летного экипажа 160-го полка , в Могадишо, чтобы захватить Айдида, который провозгласил себя президентом и похитил Красного Креста поставки продовольствия .
За пределами Могадишо рейнджеры и отряды «Дельта» захватывают Османа Али Атто , лидера группировки, продающего оружие ополченцам Айдида. США планируют операцию по поимке Омара Салада Эльми и Абди Хасана Авале Кейбдиида, двух главных советников Айдида.
Перед миссией штаб-сержант Мэтью Эверсманн получает свое первое командование «Рейнджер Мел- 4» после того, как у его лейтенанта случился припадок. В его состав входят свежий 18-летний рядовой первого класса Тодд Блэкберн и специалист Джон Граймс, бывший портье.
Операция начинается, и операторы отряда «Дельта» захватывают советников Айдида внутри целевого здания, в то время как рейнджеры и вертолеты, сопровождающие наземный конвой, подвергаются шквальному огню сплотившихся ополченцев. Блэкберн серьезно ранен, когда он падает с одного из вертолетов Black Hawk , поэтому три Хаммера во главе со штаб-сержантом Джеффом Струкером отделяются от конвоя, чтобы вернуть Блэкберна в удерживаемый ООН аэропорт Могадишо . Граймс отделяется от остального мела Эверсмана после того, как пережил взрыв гранатомета.
Сразу после ухода колонны Штрукера самолет Black Hawk Super Six-One , пилотируемый старшим уорент-офицером Клифтоном «Элвисом» Уолкоттом, сбит реактивной гранатой . Уолкотт и его второй пилот убиты, два командира экипажа ранены, а два снайпера Delta Force на борту сбегают на вертолете MH-6 Little Bird, хотя один позже умирает от ран.
Сухопутные войска перенаправляются к месту крушения. Ополченцы возводят блокпосты, не позволяя колонне «Хамви» подполковника Дэнни Макнайта добраться до этого района и причиняя тяжелые потери. Тем временем два мела рейнджеров, включая отряд Эверсманна, достигают места крушения и создают оборонительный периметр. Однако другой вертолет, Super Six-Four, пилотируемый старшим уорент-офицером Майклом Дюрантом , также был сбит реактивной гранатой и разбился в нескольких кварталах от него.
Поскольку основные силы рейнджеров во главе с капитаном Майком Стилом скованы и несут тяжелые потери, никакие наземные силы не могут достичь Супер Шесть-Четыре или усилить Рейнджеров, защищающих Супер Шесть-Один . Два снайпера отряда «Дельта», сержант первого класса Рэнди Шугарт и старший сержант Гэри Гордон , доставляются на вертолете для обеспечения безопасности места крушения Super Six-Four , где они находят Дюранта еще живым. Несмотря на их героические действия, это место в конечном итоге захвачено, Гордон и Шугарт убиты, а Дюрант взят в плен.
Колонна Макнайта отказывается от попыток добраться до места крушения Six-One и возвращается на базу со своими пленными и ранеными. Мужчины готовятся вернуться, чтобы спасти рейнджеров и павших пилотов, а генерал-майор Гаррисон запрашивает подкрепление из 10-й горнострелковой дивизии , включая малазийские и пакистанские бронетанковые подразделения из коалиции ООН.
С наступлением ночи ополченцы Айдида начинают непрерывную атаку на американцев, оказавшихся в ловушке на Super Six-One . месте крушения Всю ночь боевики сдерживались обстрелами и ракетными атаками с боевых вертолетов AH-6J Little Bird , пока колонна помощи 10-й горнострелковой дивизии не смогла добраться до американских солдат. Раненых и раненых эвакуируют на машинах, но несколько рейнджеров и солдат отряда «Дельта» вынуждены бежать пешком от места крушения, чтобы добраться до безопасной зоны на стадионе Могадишо .
Текстовый эпилог показывает, что Дюрант был освобожден после 11 дней плена; Гордон и Шугарт стали первыми солдатами, получившими Почетную медаль посмертно после войны во Вьетнаме , а генерал Гаррисон взял на себя полную ответственность за исход миссии, уйдя в отставку на следующий день после убийства Айдида в августе 1996 года.
Бросать
[ редактировать ]- Джош Хартнетт в роли SSG Мэтта Эверсманна
- Юэн МакГрегор в роли SPC Джона «Гримси» Граймса (по мотивам SPC Джона Стеббинса)
- Том Сайзмор в роли LTC Дэнни Макнайта
- Юэн Бремнер в роли SPC Шона Нельсона
- Габриэль Кассеус в роли SPC Майка Курта
- Хью Дэнси в роли SFC Курта «Док» Шмида
- Йоан Гриффит в роли лейтенанта Джона Билза
- Том Гайри, как сержант Эд Юрек
- Чарли Хофхаймер в роли капрала Джейми Смита
- Дэнни Хох, как сержант Доминик Пилла
- Джейсон Айзекс в роли CPT Майка Стила
- Брендан Секстон III в роли PVT Ричарда «Алфавита» Ковалевски
- Брайан Ван Холт в роли SSG Джеффа Струкера
- Ян Вирго в роли PFC Джона Уодделла
- Том Харди в роли SPC Лэнса Твомбли
- Грегори Спорледер в роли сержанта Скотта Галентина
- Кармин Джовинаццо в роли сержанта Майка Гудейла
- Крис Битем в роли сержанта Кейси Джойс
- Тэк Фицджеральд в роли SPC Брэда Томаса
- Мэтью Марсден в роли SPC Дейла Сайзмора
- Орландо Блум в роли PFC Тодда Блэкберна
- Энрике Мурсиано в роли сержанта Лоренцо Руиса
- Майкл Руф в роли PVT Джона Мэддокса
- Кент Линвилл в роли PFC Клея Отика
- Норман Кэмпбелл Рис в роли лейтенанта Тома ДиТомассо
- Кори Джонсон в роли медика армии США на пакистанском стадионе
- Сэм Шепард в роли MG Уильяма Ф. Гаррисона
- Эрик Бана в роли Норма «Хута» Гибсона из SFC (по мотивам SFC Джона Маседжунаса, Норма Хутена из SFC, капрала морской пехоты США Тхань Нгуена и SFC Мэтью Риерсона)
- Уильям Фихтнер в роли SFC Джеффа Сандерсона (по мотивам SFC Пола Р. Хоу )
- Ким Коутс в роли MSG Криса Векса (по мотивам MSG Тима «Гриза» Мартина)
- Стивен Форд в роли LTC Джо Криббса (по мотивам LTC Ли Ван Арсдейла)
- Желько Иванек , как LTC Гэри Л. Харрелл
- Джонни Стронг в роли SFC Рэнди Шухарта
- Nikolaj Coster-Waldau as MSG Gary Gordon
- Ричард Тайсон в роли SSG Дэниела Буша
- Рон Элдард в роли CW4 Майкла Дюранта , пилота Super 64
- Гленн Моршауэр в роли полковника Томаса Мэтьюза , командира 1-го батальона 160-го полка
- Джереми Пивен в роли CW4 Клифтона Уолкотта, пилота Super 61
- Бойд Кестнер в роли CW3 Майка Гоффены, пилота Super 62
- Павел Вокоун в роли CW3 Донована «Быка» Брайли, второго пилота Super 61.
- Джейсон Хильдебрандт в роли CW3 Дэна Джоллоты, пилота Super 68
- Кейт Джонс в роли самого себя, второго пилота Star 41.
Разнообразный
[ редактировать ]- Джордж Харрис, как Осман Атто
- Разаак Адоти в роли Юсуфа Дахира Моалима, главного командира ополчения Айдида в фильме
- Трева Этьен — Фиримби, министр пропаганды Айдида и смотритель Дюранта
- Тай Баррелл в роли ВВС США параспасателя Тимоти А. Уилкинсона
- Дэн Вудс в роли параспасателя ВВС США Скотта К. Фалеса
- Джаннина Фасио в роли Стефани Шугарта, жены Рэнди Шугарта
Производство
[ редактировать ]Разработка
[ редактировать ]Адаптация «Черного ястреба: история современной войны » (1999) Марка Боудена была идеей режиссера Саймона Уэста , который предложил Джерри Брукхаймеру купить права на фильм и позволить Уэсту стать режиссером. Уэст почувствовал себя слишком уставшим после работы над «Лара Крофт: Расхитительница гробниц» (2001), поэтому решил бросить учебу (позже Уэст сказал, что сожалеет об этом решении). [7] Ридли Скотт был нанят для постановки фильма после того, как решил не работать над «Терминатором 3: Восстание машин» (2003). [8]
Кен Нолан был указан как сценарист, а другие внесли свой вклад в титрах: Марк Боуден написал адаптацию своей собственной книги. [9] Стивена Гэгана наняли, чтобы переписать [10] Стивен Зэйллиан [11] and Ezna Sands [12] переписал большую часть работ Гэгана и Нолана, актер Сэм Шепард (генерал Гаррисон) переписал некоторые собственные диалоги, [13] а Эрик Рот написал заключительные речи Джоша Хартнетта и Эрика Баны. [11] Кен Нолан четыре месяца находился на съемочной площадке, переписывая свой сценарий и предыдущие работы Гэгана, Зайлиана и Боудена. [14] предоставил ему единоличную награду за сценарий Комитет WGA . [15]
Книга основывалась на инсценировке рассказов участников, которые легли в основу фильма. SPC Джон Стеббинс был переименован в вымышленного «Джона Граймса». Стеббинс был осужден военным трибуналом в 1999 году за изнасилование и насильственную содомию своей шестилетней дочери. [16] Марк Боуден сказал, что Пентагон, всегда чувствительный к общественному имиджу, решил изменить фактическую историю, потребовав изменения. [17] Боуден написал первые наброски сценария, прежде чем Брукхаймер передал его сценаристу Нолану. [10] Разговор военнопленного с похитителем между пилотом Майком Дюрантом и ополченцем Фиримби взят из черновика сценария Боудена.
Чтобы фильм оставался приемлемой продолжительностью, 100 ключевых фигур в книге были сокращены до 39. В фильме также нет сомалийских актеров. [18] Кроме того, по словам писателя Боудена, для обеспечения точности не были наняты сомалийские консультанты. [19] [20]
Для обеспечения военного правдоподобия актеры «Рейнджеров» прошли недельный курс ознакомления с рейнджерами в Форт-Беннинге (ныне Форт-Мур ), актеры «Дельта» прошли двухнедельный курс коммандос в 1-й группе специальной боевой подготовки в Форт-Брэгге , а Рон Элдард и Актеры, играющие пилотов вертолетов 160-го полка SOAR, читали лекции пленному летчику Майклу Дюранту в Форт-Кэмпбелле . [21]
Армия США поставила технику и вертолеты из 160-го авиационного полка специальных операций . Большинство пилотов (например, Кейт Джонс, который ведет диалог) участвовали в историческом бою 3–4 октября 1993 года. [22]
В последний день недельного ознакомительного курса армейских рейнджеров в Форт-Беннинге актеры, изображавшие рейнджеров, получили письма, проскользнувшие под их двери. Он поблагодарил их за тяжелую работу и попросил «рассказать нашу историю правдиво», подписав имена людей, погибших в перестрелке в Могадишо. [22] Взвод рейнджеров из B-3/75 снимался в сценах с быстрым передвижением по канату и появлялся в массовке; Джон Коллетт, специалист по рейнджерам, во время боя выполнял трюки. [23]
Многие актеры сблизились с солдатами, которые готовили их к исполнению этих ролей. Актер Том Сайзмор сказал: «Что действительно привлекло меня в тренировочном лагере, так это « Крид Рейнджера» . Я не думаю, что большинство из нас могут понять такую взаимную преданность. Это как иметь 200 лучших друзей, и каждый из них готов умереть за тебя. ". [22]
Съемки
[ редактировать ]Съемки начались в марте 2001 года в Сале , Марокко , и завершились в конце июня. [21]
Хотя создатели фильма рассматривали возможность съемок в Иордании , они сочли город Амман слишком застроенным и не имеющим выхода к морю. Скотт и художник-постановщик Артур Макс впоследствии обратились в Марокко , где они ранее работали над «Гладиатором» . Скотт предпочитал эту городскую обстановку из-за аутентичности. [22] Большая часть фильма была снята в городах Рабат и Сале ; сцены с базой оперативной группы рейнджеров были сняты в Кенитре. [24] и Мехдия .
Музыка
[ редактировать ]Музыкальное сопровождение к фильму «Падение черного ястреба» написал Ханс Циммер , который ранее сотрудничал с режиссером Скоттом в нескольких фильмах, включая «Тельма и Луиза» (1991) и «Гладиатор» (2000). Циммер разработал партитуру в сотрудничестве с различными музыкантами, которые смешали « восточноафриканские ритмы и звуки с более традиционным синтезаторным подходом». [25] При этом Циммер отказался от более традиционной композиции в пользу экспериментального подхода, который соответствовал бы тону фильма. «Я хотел сделать все так, как в фильме», — сказал Циммер. «Итак, я собрал себе группу, и мы просто пришли в мою студию [...] и просто работали над картиной, я имею в виду, вы знаете, с огромной энергией». [26] Альбом саундтреков был выпущен 15 января 2002 года на лейбле Decca Records . [27]
Прием
[ редактировать ]Театральная касса
[ редактировать ]28 декабря 2001 года фильм «Падение черного ястреба» был показан ограниченным тиражом в четырех кинотеатрах, чтобы претендовать на премию «Оскар» 2001 года. [28] За первые выходные он заработал 179 823 доллара, в среднем 44 956 долларов на кинотеатр. 11 января 2002 года прокат расширился до 16 кинотеатров и продолжал преуспевать: еженедельный доход составил 1 118 003 доллара, а средний дневной доход на кинотеатр составил 9 982 доллара. 18 января 2002 года фильм вышел в широкий прокат , он открылся в 3101 кинотеатре и заработал 28 611 736 долларов за первые выходные широкого проката и занял первое место по кассовым сборам за выходные. Премьера фильма состоялась в праздник Мартина Лютера Кинга . В праздничный понедельник, 21 января 2002 года, фильм собрал 5 014 475 долларов, а общая сумма за 4 дня выходных составила 33 628 211 долларов. Только «Титаник» ранее заработал больше денег за праздничные выходные Мартина Лютера Кинга. «Падение черного ястреба» заняло первое место по кассовым сборам за первые три недели широкого проката. Когда фильм закрылся 14 апреля 2002 года, после 15-й недели, он собрал 108 638 746 долларов внутри страны и 64 350 906 долларов за рубежом, на общую сумму 172 989 651 доллар по всему миру. [4]
Критический ответ
[ редактировать ]На сайте Rotten Tomatoes фильм имеет рейтинг одобрения 77% на основе 175 рецензий со средней оценкой 7,00/10. Критический консенсус веб-сайта гласит: «Хотя в нем мало внимания уделяется развитию персонажей и культурной эмпатии, « Падение Черного ястреба» представляет собой интуитивный, пульсирующий портрет войны, усиленный превосходными техническими навыками Ридли Скотта». [29] На Metacritic фильм имеет средневзвешенную оценку 74 из 100 на основе отзывов 33 критиков, что указывает на «в целом положительные отзывы». [30] Аудитория, опрошенная CinemaScore, поставила фильму среднюю оценку «А-» по шкале от A+ до F. [31]
Роджер Эберт из Chicago Sun-Times дал фильму четыре звезды из четырех, заявив, что подобные фильмы «помогают зрителям понять и сочувствовать реальному опыту боевых войск, а не превращать его в развлечение». [32] Журнал Empire заявил, что, хотя «амбициозный, роскошно оформленный и неистовый, « Падение Черного ястреба» тем не менее является редкой находкой военного фильма, который осмеливается перевернуть жанровые условности с ног на голову». [33] Майк Кларк из USA Today написал, что фильм «превозносит чистый профессионализм американских элитных сил «Дельта» — даже во время непредвиденной катастрофы, которой стала битва за Могадишо в 1993 году», и высоко оценил руководство Скотта: «показывающего конфликт, в котором погибли 18 американцев и Более 70 человек получили ранения, стандартные ознакомительные характеристики в фильмах о войне преуменьшены. Хотя некоторые могут считать это недостатком, на самом деле это достоинство». [34]
У фильма осталось небольшое культурное наследие, которое было академически изучено медиа-аналитиками, анализирующими, как средства массовой информации отражают американское восприятие войны. Писатель Newsweek Эван Томас считал этот фильм одним из самых культурно значимых фильмов президентства Джорджа Буша . Он предположил, что, хотя фильм был представлен как антивоенный, по своей сути он был провоенным: «хотя в нем было изображено позорное поражение, солдаты были героями, готовыми умереть за своих братьев по оружию... В фильме было показано жестокие сцены убийств, но также мужество, стоицизм и честь... Общий эффект был волнующим, хотя и немного порнографическим, и, казалось, усилил желание американцев развязать жестокую войну, чтобы отомстить за 11 сентября ». [35]
Стивен А. Клиен, пишущий в журнале «Критические исследования в области медиакоммуникаций», утверждал, что сенсационная визуализация войны в фильме побудила зрителей сопереживать просолдатскому лейтмотиву фильма, «объединять личную поддержку американских солдат с поддержкой американской военной политики» и препятствовать «критическому общественному дискурсу относительно оправдания и проведения военной интервенционистской политики». [36]
В обзоре, опубликованном в The New York Times , кинокритик Элвис Митчелл выразил недовольство «отсутствием характеристик» в фильме и высказал мнение, что фильм «пахнет мрачно постановочным расизмом». [37] Оуэн Глейберман и Шон Бернс, кинокритики Entertainment Weekly и альтернативной газеты Philadelphia Weekly соответственно, разделили мнение, что изображение было расистским. [38] [39] Американский кинокритик Уиллер Уинстон Диксон также счел тревожным «отсутствие мотивации и характеристик» в фильме и написал, что, хотя американские зрители могут счесть фильм «похвалой патриотизму », другие зрители могут счесть его «намеренно враждебным предприятием». "; тем не менее, Диксон похвалил фильм за «впечатляющую демонстрацию пиротехники в сочетании с столь же искусным монтажом». [40] Джерри Брукхаймер , продюсер фильма, отверг эту критику в адрес «Фактора О'Рейли» , объяснив ее политкорректностью, отчасти из-за . либеральных взглядов Голливуда [39] [41]
Похвалы
[ редактировать ]«Падение Черного ястреба» получил четыре номинации на премию «Оскар» за лучшую режиссуру (проиграл «Играм разума» ) и лучшую операторскую работу (проиграл «Властелину колец: Братство кольца» ) и получил два «Оскара» за лучший звук и лучший монтаж фильма. Он получил три номинации на премию BAFTA за лучшую операторскую работу, лучший звук и лучший монтаж.
Премия | Категория | Номинант | Результат | Ссылка. |
---|---|---|---|---|
Награды Академии | Лучший режиссер | Ридли Скотт | номинирован | [42] |
Лучшая операторская работа | Славомир Идзяк | номинирован | ||
Лучший монтаж фильма | Питер Скалиа | Выиграл | ||
Лучший звук | Майкл Минклер Майрон Неттинга Крис Манро | Выиграл | ||
Награды BAFTA | Лучшая операторская работа | Славомир Идзяк | номинирован | [43] |
Лучший монтаж | Питер Скалиа | номинирован | ||
Лучший звук | Крис Манро Пер Халльберг Майкл Минклер Майрон Неттинга Карен Бейкер Ландерс | номинирован | ||
Премия АФИ | Оператор года | Славомир Идзяк | номинирован | [44] |
Директор года | Ридли Скотт | номинирован | ||
Редактор года | Питер Скалиа | номинирован | ||
Фильм года | Джерри Брукхаймер Ридли Скотт | номинирован | ||
Художник-постановщик года | Артур Макс | номинирован | ||
Премия НБР | Десять лучших фильмов | Выиграл | [45] | |
Премия Сатурн | Лучший боевик/приключенческий фильм/триллер | номинирован | [46] | |
Лучший выпуск специального выпуска DVD | номинирован | [47] | ||
Премия Эдди | Лучший смонтированный художественный фильм – драматический | Питер Скалиа | Выиграл | [48] |
ADG Превосходство в производстве Премия за дизайн | Современный фильм | Кейт Пейн Марко Трентини Джанни Джованьони Клифф Робинсон Пьер Луиджи Базиль Иво Хусняк Артур Макс | номинирован | [49] |
Премия Гарри | Выиграл | [50] | ||
Премия «Золотая катушка» | Лучший звуковой монтаж — «Диалоги и ADR» в художественном фильме | Пер Халльберг Карен Бейкер Ландерс Крис Джарго Марк Л. Манджино Крис Хоган | Выиграл | [51] |
Лучший звуковой монтаж – Эффекты и Фоли, Отечественный художественный фильм | Пер Халльберг Карен Бейкер Ландерс Крейг С. Джагер Джон Титул Кристофер Эсселлс Дино Димуро Тогда Гегеман Майкл А. Рейган Грегори Хайнер Перри Робертсон Питер Стаубли Брюс Танис Майкл Хертлейн Соланж С. Швальбе | Выиграл | ||
Плюс Камеримадж | Золотая лягушка | Славомир Идзяк | номинирован | [52] |
Премия Общества киноаудио | Выдающееся микширование звука для кино | Майкл Минклер Майрон Неттинга Крис Манро | номинирован | [53] |
Премия Гильдии режиссеров Америки | Выдающиеся режиссерские достижения в кино | Ридли Скотт | номинирован | [54] |
Золотой трейлер | Лучшая драма | Трейлер Парк, Инк. | номинирован | [55] |
Кинопремия MTV | Лучший фильм | номинирован | [56] | |
Лучшая последовательность действий | Первая катастрофа вертолета | номинирован | ||
Премия Общества кинокритиков Феникса | Лучший актерский ансамбль | Эрик Бана Юэн Бремнер Уильям Фихтнер Джош Хартнетт Джейсон Айзекс Юэн МакГрегор Сэм Шепард Том Сайзмор | номинирован | [57] |
Лучшая операторская работа | Славомир Идзяк | номинирован | ||
Лучший монтаж фильма | Питер Скалиа | номинирован | ||
Премия «Выбор подростков» | Лучший киноактер: боевик/драма | Джош Хартнетт | номинирован | [58] |
Лучший фильм: боевик/драма | номинирован | |||
Мировая премия за саундтрек | Лучший оригинальный саундтрек года | Ханс Циммер | номинирован | [59] |
Композитор года по саундтрекам | номинирован | |||
Премия Гильдии писателей Америки | Лучший сценарий по материалу Ранее созданные или опубликованные | Кен Нолан | номинирован | [60] |
Премия АСКАП | Лучшие кассовые фильмы | Ханс Циммер (также для The Ring ) | Выиграл | [61] |
Эксклюзивная награда DVD | Лучший DVD, новый фильм (включая все дополнительные функции) | Шарль де Лаузирика (Роскошное издание) | номинирован | [62] |
Споры и неточности
[ редактировать ]В радиоинтервью Брендан Секстон , сыгравший Рейнджера PVT. Ричард «Алфавит» Ковалевски сказал, что версия фильма, вышедшая на экраны кинотеатров, значительно отличалась от той, которая была изложена в оригинальном сценарии. По его словам, были вырезаны многие сцены, в которых американцам задавались непростые вопросы относительно жестоких реалий войны и истинной цели их миссии в Сомали. [63]
Вскоре после выхода в свет книги «Падение черного ястреба » Сомалийский центр защиты правосудия (SJAC) в Калифорнии осудил то, что, по их мнению, было жестоким и бесчеловечным изображением сомалийцев, и призвал к его бойкоту. [20] SJAC в Миннесоте призвал бойкотировать фильм из-за того, что в нем сомалийцы изображены как «дикие звери, стреляющие друг в друга». [64] В фильме не использовались сомалийские актеры. [18] Сомалийцы, присутствовавшие на показе пиратской копии фильма в кинотеатре в Могадишо, заявили, что фильм игнорирует гибель сотен, если не тысяч, гражданских взрослых и детей по вине американцев. [64] [65]
В интервью BBC лидер фракции Осман Али Атто заявил, что многие аспекты фильма фактически неверны. Возражая против показного изображения своего персонажа, Али Атто заявил, что он совсем не похож на актера, который его изобразил, и что он не курил сигары и не носил серьги. [66] Эти подробности позже были подтверждены снайпером SEAL Team Six Говардом Уэсдином в его мемуарах 2012 года. Васдин также отметил, что, хотя персонаж фильма высмеивал своих похитителей, на самом деле Атто, похоже, был обеспокоен тем, что Васдина и его людей послали убить, а не задержать его. [67] Атто дополнительно заявил, что с ним не консультировались по поводу проекта и к нему не обращались за разрешением использовать его изображение, и что эпизод фильма, воспроизводящий его арест, содержит несколько неточностей: [66]
Во-первых, когда меня поймали 21 сентября, я ехал только на одном Fiat 124 , а не на трёх машинах, как показано в фильме[...] И когда напал вертолёт, люди пострадали, люди погибли[.. .] Машина, в которой мы ехали, (и) у меня есть доказательства, что ее ударили как минимум 50 раз. А мой коллега Ахмед Али получил травму обеих ног[...] Я думаю, это было неправильно, то, как они изобразили и личность, и действие. Это было неправильно. [66]
Морской котик Васдин также заметил, что, хотя в фильме для обозначения крыши автомобиля, о котором идет речь, использовалась оливково-зеленая лента военного такелажника, на самом деле его команде удалось отследить местонахождение Атто, используя гораздо более сложную технику, включающую имплантацию устройства самонаведения. . Это было спрятано в трости, подаренной Атто от контакта, который регулярно встречался с ним, что в конечном итоге привело команду прямо к лидеру фракции. [67]
в отставке малайзийской армии Бригадный генерал Абдул Латиф Ахмад, который в то время командовал малазийскими войсками в Могадишо, сообщил информационному агентству AFP , что у малазийских кинозрителей создастся ошибочное впечатление, что настоящая битва велась только американцами, а малазийские войска были переведены в выступая в роли «простых водителей автобусов, которые их переправляют». [68]
Генерал Первез Мушарраф , который позже стал президентом Пакистана после переворота, аналогичным образом обвинил создателей фильма в том, что они не отдают должное работе, проделанной пакистанскими солдатами. В своей автобиографии «На линии огня: мемуары» Мушарраф писал:
Выдающиеся действия пакистанских войск в неблагоприятных условиях хорошо известны в ООН . К сожалению, фильм « Падение Черного ястреба» игнорирует роль Малайзии и Пакистана в Сомали. Когда американские войска оказались в ловушке в густонаселенном районе Мадина-Базар в Могадишо, именно седьмой полк пограничных войск пакистанской армии протянул руку и освободил их. Несмотря на храбрость американских войск, мы заслуживали такой же, если не большей, похвалы; но создатели фильма изобразили, что в инциденте участвовали только американцы. [69]
Могадишо Миля
[ редактировать ]Часто считается, что солдатам, участвовавшим в « Миле Могадишо», пришлось бежать до стадиона Могадишо , как показано в фильме. Однако в этой сцене создатели фильма взяли на себя художественную вольность и драматизировали событие, отойдя от книги. В фильме «Миля Могадишо» заканчивается тем, что около дюжины солдат входят на стадион Могадишо, пробежав весь город. В книге все заканчивается тем, что солдаты достигают места встречи на Национальной улице (в противоположном от стадиона направлении):
«Когда он приблизился к пересечению улиц Хаулвадиг-роуд и Нэшнл-стрит, примерно в пяти кварталах к югу от отеля «Олимпик», он увидел танк, шеренгу БТР и «Хаммеров» и массу людей в боевой форме пустыни. Он бежал, пока не потерял сознание, с радость" [70]
«Эти БТР направились примерно на 800 метров назад к опорному пункту, где остался резерв с танками, и план состоял в том, чтобы перевезти раненых на машинах, а здоровых пешком обратно на опорный пункт. Именно это и произошло. во всей своей недраматической форме это так называемая «миля Могадишо»…» [71]
Цитата «Только мертвые видели конец войны»
[ редактировать ]цитаты «Только мертвые видели конец войны», которую ошибочно приписывают Платону Фильм начинается с . Исследования показывают, что эта цитата впервые появилась в работах Джорджа Сантаяны . [72] [73] [74]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «ЧЁРНЫЙ ЯСКОВ ВНИЗ» . bbfc.co.uk. Британский совет классификации фильмов . 9 января 2002 года . Проверено 24 января 2019 г.
- ^ «Падение Черного ястреба (2002)» . Британский институт кино . Архивировано из оригинала 27 мая 2016 года . Проверено 23 июня 2017 г.
- ^ Ланг, Брент (1 сентября 2011 г.). « Внутри революционной библиотеки: где Джо Рот ошибся» . TheWrap.com . Архивировано из оригинала 7 декабря 2015 года . Проверено 28 июня 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Падение Черного ястреба (2001)» . Касса Моджо . Amazon.com . Проверено 10 июня 2024 г.
- ^ «74-я церемония вручения премии Оскар (2002), номинанты и победители» . Оскар.орг . Проверено 19 ноября 2011 г.
- ^ Хант, Билл (9 мая 2019 г.). «Падение Черного ястреба (обзор 4K UHD)» . Цифровые биты . Проверено 14 октября 2021 г.
- ^ Смит, Патрик (6 июня 2017 г.). « Для нашего фильма мы бы хотели врезаться в ваш отель»: режиссер Саймон Уэст о том, как он снимал «Воздух» . Телеграф . Архивировано из оригинала 7 июня 2017 года.
- ^ «5 режиссеров, которые чуть не сняли фильм о Терминаторе (и 5, которым следовало бы)» . Экранная ругань . 28 октября 2020 г.
- ^ Коэн 2008 , с. 82.
- ^ Jump up to: а б Коэн 2008 , с. 84.
- ^ Jump up to: а б Коэн 2008 , с. 85.
- ^ Ниеми, Роберт Дж. (2018). 100 фильмов о Великой войне: реальная история, стоящая за фильмами . АВС-КЛИО. п. 34. ISBN 978-1-4408-3385-4 .
- ^ «Падение Черного ястреба» (2001) — Мелочи . IMDB .
- ^ Коэн 2008 , с. 85-87.
- ^ Коэн 2008 , с. 79.
- ^ «Текст решения с сайта USCourts.gov» . Проверено 21 февраля 2011 г.
- ^ Тернер, Меган (18 ноября 2001 г.). «Военный фильм «Герой» — насильник» . Нью-Йорк Пост . Проверено 14 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Сомалийцы стекаются в контрафактный «Черный ястреб» » . Ассошиэйтед Пресс . 24 января 2002 года. Архивировано из оригинала 22 января 2011 года . Проверено 21 февраля 2011 г.
- ^ «Институт социальных и культурных коммуникаций». Журнал З. 15 (1–6): 6. 2002.
- ^ Jump up to: а б Болдуин, Рики (1 апреля 2002 г.). «Восстание Черного Ястреба» . ZMag.org . Архивировано из оригинала 11 марта 2014 года . Проверено 15 сентября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Падение Черного ястреба: Производственные заметки» . Кино.com . Архивировано из оригинала 31 мая 2021 года.
- ^ Jump up to: а б с д Рубин, Стивен Джей (2011). «Падение Чёрного Ястреба». Боевые фильмы: американский реализм, 1945–2010 (2-е изд.). МакФарланд. стр. 257–262. ISBN 978-0-7864-5892-9 .
- ^ Лоуренс, Джон Шелтон; МакГаррахан, Джон Г. (2008). «Операция «Восстановление чести в Падении Черного ястреба»» . У Питера К. Роллинза; Джон Э. О'Коннор (ред.). Почему мы воевали: войны Америки в кино и истории . Университетское издательство Кентукки. п. 431 . ISBN 978-0-8131-9191-1 .
- ^ Сырой, Лоуренс (2009). Энциклопедия Ридли Скотта . Лэнхэм, Мэриленд. п. 209. ИСБН 978-0-8108-6951-6 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помощь ) CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Кларк, Джеймс (2002). Ридли Скотт . Лондон: Virgin Books. ISBN 0753507315 .
- ^ Аппело, Тим (3 ноября 2014 г.). «Композитор Ханс Циммер рассказывает о происхождении «Интерстеллара» и влиянии панка на «Темного рыцаря» (эксклюзивное видео)» . Голливудский репортер . Проверено 29 мая 2018 г.
- ^ Саундтрек к фильму «Падение Черного ястреба» . Саундтрек.Нет . Автотеликс, ООО . Проверено 29 мая 2018 г.
- ^ Коэн 2008 , с. 80.
- ^ «Падение Чёрного Ястреба» . Гнилые помидоры . Фанданго Медиа . Проверено 12 ноября 2023 г.
- ^ «Падение Черного Ястреба». Архивировано 20 мая 2010 года в Wayback Machine . Метакритик . CBS Интерактив . Проверено 5 ноября 2020 г.
- ^ «ЧЁРНЫЙ ЯСОК ВНИЗ (2001) А-» . CinemaScore . Архивировано из оригинала 20 декабря 2018 года.
- ^ Эберт, Роджер (18 января 2002 г.). «Рецензия на фильм «Падение Черного ястреба» и краткое содержание фильма (2002)» . Чикаго Сан-Таймс .
- ^ Диннинг, Марк (январь 2000 г.). «Рецензия на фильм «Падение Черного ястреба» от Empire» . Империя . Проверено 20 октября 2020 г.
- ^ Кларк, Майк (28 декабря 2001 г.). «Черный ястреб» превращает кошмар в великолепное кино . США сегодня . Проверено 20 октября 2020 г.
- ^ Томас, Эван (12 декабря 2008 г.). « Падение Черного ястреба» Искусство и культура в эпоху Буша» . Newsweek . Архивировано из оригинала 27 января 2012 года.
- ^ Клиен, Стивен А. (декабрь 2005 г.). «Публичный персонаж и симулякр: создание солдата-патриота и гражданского агентства в «Падении Черного ястреба»» . Критические исследования в области медиакоммуникаций . 22 (5): 427–449. дои : 10.1080/07393180500342993 . S2CID 145086146 . Архивировано из оригинала 19 марта 2012 г. – через блог UncurledFist.
- ^ Митчелл, Элвис (28 декабря 2001 г.). «Миссия милосердия в Африке терпит неудачу» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 26 апреля 2010 г.
- ^ Хорнблоу, Дебора (3 февраля 2002 г.). « ЧЕРНЫЙ ЯСКОВ» ДАУНЕР» . Хартфорд Курант . Архивировано из оригинала 8 июля 2021 года . Проверено 16 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Шон Бёрнс: «Последние работы Ридли Скотта и Джерри Брукхаймера — это расистская чушь» » . Филадельфийский еженедельник . Июль 2017. Архивировано из оригинала 12 октября 2018 года . Проверено 21 февраля 2011 г.
- ^ Диксон, Уилер, Уинстон (2003). Видения апокалипсиса: зрелища разрушения в американском кино (изд. в мягкой обложке). Лондон и Нью-Йорк: Wallflower Press. ISBN 1-903364-74-4 .
{{cite book}}
: CS1 maint: multiple names: authors list (link) ISBN 1-903364-38-8 (твердый переплет), см. стр. 76, строки 11–15. - ^ «Защита падения Черного ястреба» . Фокс Ньюс . 15 января 2002 года. Архивировано из оригинала 21 октября 2009 года . Проверено 21 февраля 2011 г.
- ^ «74-я церемония вручения премии Оскар | 2002» . Оскар.орг . 4 декабря 2015 года . Проверено 14 декабря 2021 г.
- ^ «Кино 2002 | Премия BAFTA» . Награды.bafta.org . Проверено 14 декабря 2021 г.
- ^ «AFI AWARDS 2001» . Американский институт кино . Проверено 14 декабря 2021 г.
- ^ «Архив 2001 года» . Национальный наблюдательный совет . Проверено 14 декабря 2021 г.
- ^ «Премия Сатурн 2001» . КиноВеб . 13 июня 2002 года . Проверено 14 декабря 2021 г.
- ^ «Академия научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов, США (2004)» . IMDB . Проверено 14 декабря 2021 г.
- ^ «Прецедент военного времени» . КиноМонтаж . 1 ноября 2012 года . Проверено 14 декабря 2021 г.
- ^ «6-я ежегодная премия за выдающиеся достижения в области производственного дизайна» . Гильдия арт-директоров . Архивировано из оригинала 8 сентября 2015 года.
- ^ «Премия Гарри (2002)» . IMDB . Проверено 14 декабря 2021 г.
- ^ «ЧЕРНЫЙ ЯСКОВ СРЕДИ ПОБЕДИТЕЛЕЙ MPSE» . Миксонлайн . 1 июня 2002 года . Проверено 14 декабря 2021 г.
- ^ «Архив – EnergaCAMERIMAGE 2002» . www.camerimage.pl . Проверено 14 декабря 2021 г.
- ^ «Сообщество Киноаудио – 2001» . Награды ежедневно . 29 сентября 2009 года . Проверено 16 июня 2022 г.
- ^ «Награды/История/2001» . www.dga.org . Проверено 14 декабря 2021 г.
- ^ «Золотой трейлер (2002)» . Фильм Угроза . 22 февраля 2002 г. Архивировано из оригинала 29 сентября 2020 г. . Проверено 16 июня 2022 г.
- ^ «Вот номинации на премию MTV Movie Awards» . Развлекательный еженедельник . 24 апреля 2002 года . Проверено 16 июня 2022 г.
- ^ «Прошлые награды Общества кинокритиков Феникса» . Общество кинокритиков Феникса . Проверено 16 июня 2022 г.
- ^ «ПРЕМИЯ ТИН ВЫБОР 2002» . НовостиОК . 18 августа 2002 года. Архивировано из оригинала 27 октября 2014 года . Проверено 14 декабря 2021 г.
- ^ «World Soundtrack Awards — 2002 Awards» . IMDB . Проверено 14 декабря 2021 г.
- ^ «WGA рекламирует новичков» . Разнообразие . 7 февраля 2002 года . Проверено 16 июня 2022 г.
- ^ Уитмир, Марго (10 мая 2003 г.). «Циммер, Ландау, Дебни, Shore Scoop Top ASCAP Film And TV Awards Music Awards» . Рекламный щит . Том. 115, нет. 19. с. 66 . Проверено 14 декабря 2021 г.
- ^ «DVD Exclusive Awards — 2003-2» . IMDB . Проверено 14 декабря 2021 г.
- ^ «Поскольку режиссер фильма «Падение черного ястреба» Ридли Скотт номинирован на «Оскар», актер в фильме выступает против его провоенного послания» . DemocracyNow.org . 19 февраля 2002 г. Архивировано из оригинала 1 июня 2022 г. Проверено 21 февраля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Макнил, Дональд Г. младший (22 января 2002 г.). «Журнал Могадишо; Для сомалийцев: фильм об охоте на людей, над которым стоит задуматься» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 24 января 2021 г.
- ^ «Сомалийцы наблюдают за падением Черного ястреба | В СМИ» . WNYC Studios . 25 января 2002 г. Архивировано из оригинала 25 ноября 2020 г. . Проверено 24 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с «Полевой командир против фильма о Сомали» . Новости Би-би-си . 29 января 2002 г. Архивировано из оригинала 7 мая 2022 г. Проверено 3 февраля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Васдин, Ховард (2011). SEAL Team Six – Мемуары снайпера ВМС США . стр. 225–226.
- ^ «Шовинизм насмешки над падением Черного ястреба» . Новости Би-би-си . 21 января 2002 г. Архивировано из оригинала 7 мая 2022 г. Проверено 1 января 2010 г.
- ^ Мушарраф, Первез (2006). На линии огня: Мемуары . Свободная пресса. п. 76 . ISBN 9780743283441 .
- ^ Боуден, Марк (2001). Падение Черного ястреба: история современной войны . Печатка. п. 350 .
- ^ Полковник Ли А. Ван Арсдейл. «Аудиокомментарий рейнджеров оперативной группы». Падение Черного Ястреба, 3-дисковое подарочное издание
- ^ СЮЗАННА, Бернар Ф. «Часто задаваемые вопросы по Платону: Платон писал: «Только мертвые видели конец войны»?» . plato-dialogues.org . Проверено 29 апреля 2018 г.
- ^ "Кто на самом деле это сказал?" . Хроника высшего образования . 16 сентября 2013 года . Проверено 29 апреля 2018 г.
- ^ « Только мертвые видели конец войны». Кто это сказал?» . Ванна Милларда Филлмора . 25 февраля 2011 года . Проверено 29 апреля 2018 г.
Библиография
[ редактировать ]- Коэн, Дэвид С. (2008). Экранные пьесы: как 25 сценариев попали в ближайший к вам театр — к лучшему или к худшему . Нью-Йорк: ХарперКоллинз. ISBN 978-0-0611-8919-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- фильмы 2001 года
- фильмы 2002 года
- Американские фильмы, основанные на реальных событиях
- Американские боевики о войне
- Битва при Могадишо (1993)
- Британские фильмы, основанные на реальных событиях
- Британские боевики о войне
- Фильмы «Колумбии Пикчерз»
- Фильмы о отряде Дельта
- Фильмы о сбитых авиаторах
- Фильмы по мотивам научно-популярных книг
- Фильмы режиссера Ридли Скотта
- Фильмы продюсера Джерри Брукхаймера
- Фильмы продюсера Ридли Скотта
- Фильмы, действие которых происходит в 1993 году.
- Фильмы, действие которых происходит в Сомали
- Действие фильмов происходит в Могадишо.
- Фильмы, снятые в Марокко.
- Фильмы, получившие премию Академии за лучшее сведение звука
- Фильмы, редактор которых получил премию Американской киноакадемии за лучший монтаж
- Фильмы студии Revolution Studios
- Фильмы Скотта Фри Продакшнс
- Фильмы Джерри Брукхаймера
- Фильмы о гражданской войне в Сомали
- Фильмы на сомалийском языке
- Фильмы о рейнджерах армии США
- Военные фильмы, основанные на реальных событиях
- Фильмы, написанные Хансом Циммером
- Боевики 2000-х годов о войне
- Фильмы по сценариям Кена Нолана
- Влияние терактов 11 сентября на кино
- Политические споры в кино
- Споры, связанные с расой, в кино
- Англоязычные фильмы 2000-х годов
- Американские фильмы 2000-х годов
- Британские фильмы 2000-х годов