Поморская евангелическая церковь

Померанская евангелическая церковь (нем. Pommersche Evangelische Kirche ; PEK) — протестантская региональная церковь в немецкой земле Мекленбург-Передняя Померания , обслуживающая граждан, проживающих в Передней Померании . Поморская евангелическая церковь была основана на учениях, выдвинутых Мартином Лютером и другими реформаторами во время Реформации . Оно объединило лютеранские и реформатские традиции ( Прусская уния ). Местонахождением церкви был Грайфсвальд , местом проповеди епископа была бывшая коллегиальная церковь Св. Николая в Грайфсвальде.
В мае 2012 года Поморская евангелическая церковь объединилась с Северо-Эльбской евангелическо-лютеранской церковью и Евангелическо-лютеранской церковью Мекленбурга в Евангелическо-лютеранскую церковь в Северной Германии . [ 1 ] Поморская евангелическая церковь была полноправным членом протестантской церкви в Германии (Evangelische Kirche in Deutschland, EKD) с 1950 по 1969 год, а затем с 1991 по 2012 год, а также Евангелической церкви Союза с 1950 по 2003 год, а затем Союз евангелических церквей . Церковь также была членом Сообщества протестантских церквей Европы . Последним епископом с 2006 года был доктор Ханс-Юрген Абромайт.
История
[ редактировать ]Во время Реформации Померания в составе Священной Римской империи ( Герцогство Померания ) состояла из трёх отдельных государств: двух отраслевых герцогств Померания-Штеттин (столица: переименована в Щецин Штеттин, с 1945 года ) и Померания-Вольгаст (столица: Вольгаст ), а также светского княжества (столица: Кольберг, переименованного в Колобжег). с 1945 года) под управлением князей-епископов Каммина, которые - в отношении римско-католической церкви - председательствовали в освобожденной от уплаты римско-католической епархии Каммин (резиденция: Каммин, переименованной в Камень Поморский с 1945 года), включающей все княжеско-епископское государство Померания. -Штеттин, части восточного Мекленбурга , Новый марш и большая часть Померании-Вольгаста. последнего Остров Рюген входил в состав римско-католической епархии Роскилле , преобразованной в лютеранство датским королем в 1537 году, северная материковая часть Померании-Вольгаста входила в состав Шверинской епархии .
Реформация и формирование лютеранских государственных церквей
[ редактировать ]
13 декабря 1534 года Поморский общий сейм в Трептов-ан-дер-Рега проголосовал за введение лютеранства в отраслевых герцогствах, поэтому в последующие годы большинство приходов и прихожан в епархии Каммин перешли в лютеранство. Только в княжеско-епископальном государстве Каммина епископ Эразм фон Мантейфель-Арнхаузен мог защищать католическую веру. В 1535 году первый лютеранский церковный орден (Kirchenordnung; церковная конституция) для Померании был разработан знаменитым померанским реформатором Иоганном Бугенхагеном , также называемым Доктором Помераном , но был реализован только в 1563 году. В 1535 году были созданы два померанских отраслевых герцогства, Померанское-Вольгаст и Померания -Штеттин, каждый из них назначал своего духовного лидера (называемого генералом). суперинтендант с 1563 г.), заседал в Грайфсвальде для Померании-Вольгаста и в Штеттине для западной Померании-Штеттин, [ 2 ] и, однако, подчиненный Штеттину, в Столпе (переименованном в Слупск) [ 3 ] по состоянию на 1945 г.) с вспомогательной компетенцией в восточной части Померании-Штеттин.
епархиального собора Каммина В 1544 году капитул избрал Варфоломеуса Суаве преемником Мантейфеля, став первым лютеранином на Камминском престоле, однако это не было подтверждено Святым Престолом. Затем Суаве ввел лютеранство в княжеско-епископальном государстве. Однако его компетенция как духовного лютеранского лидера была ограничена княжеско-епископским государством ( Hochstift ), повсюду в бывшей Камминской епархии суперинтенданты, назначаемые соответствующими герцогскими правителями, взяли на себя лютеранское руководство. С тех пор протестантизм был преобладающей христианской конфессией во всей герцогской и епископской Померании.
Лютеранские церкви в трех землях герцогской и княжеско-епископской Померании считались государственными церквями . Временные разделы без участия в правительствах Померании, такие как Померания-Барт (1569–1605; церковный контроль под генеральным суперинтендантом в Грайфсвальде) и Померания-Рюгенвальде (1569–1620; церковный контроль в Штольпе до 1604 года, затем в Штеттине), имели не влияет на структуру двух герцогские государственные церкви. Администраторы княжеского епископства Каммин, избранные в 1557 году и позже, не имели богословских навыков и больше не выполняли функции духовных лидеров княжеско-епископальной лютеранской государственной церкви, но суперинтенданты (Stiftssuperintendenten; т.е. суперинтендант Hochstift ) с 1558 года назначались . В том же году княжество-епископство Каммин также учредило лютеранскую консисторию собственную . В 1556 году Померания-Вольгаст учредила собственную консисторию ( Greifswald Consistory ). В его пределы входила Померания к северу от реки Рандов и к западу от рек Свинья и Одер. Между 1575 и 1815 годами Штральзунд , город в Померании-Вольгасте, содержал собственную консисторию для лютеранских общин в пределах города.
Во время Тридцатилетней войны (1618–1648) Померания попала под шведскую оккупацию. В 1625 году герцогская ветвь Вольгаста вымерла по мужской линии и была передана по наследству Штеттину. После исчезновения линии Штеттинов в 1637 году курфюрсты Бранденбурга унаследовали Померанию, однако этому препятствовали шведские оккупанты. В 1653 году, после ссор и переговоров, Швеция и Бранденбург разделили герцогскую Померанию на Шведскую Померанию (включающую бывшую Померанию-Вольгаст и запад бывшей Померании-Штеттин) и Бранденбургскую Померанию (включающую бывшее княжество-епископство Каммин, а также центральную и восточную части бывшего Померания-Штеттин).
Что касается лютеранской государственной церкви Шведской (Великой) Померании , она взяла на себя вольгаст-померанские церковные учреждения в Грайфсвальде (консисторию и генеральную суперинтендацию), тогда как консистория и генеральная суперинтендация в Штеттине были закрыты. Лютеранская государственная церковь Бранденбургской (Дальней) Померании реорганизовала Духовную консисторию Каммина в консисторию Поморья и Каммина (до 1668 года также известная как Консистория Кольберга ) и взяла на себя управление в Кольберге, возведенное в ранг генерального суперинтенданта. Духовная консистория Померании и Каммина, основанная как Консистория Каммина в 1558 году в столице Каммина Кольберге, располагалась в этом городе (1558–1668 и снова 1683–1686), в Старгарде в Померании (1668–1683 и снова 1686–1738). а затем в Штеттине. По Потсдамскому эдикту (1685 г.) гугеноты основали кальвинистские общины в Старгарде (1687 г.), Столпе и Кольберге (1699 г.). [ 4 ] Шведская Померания не допускала иммиграцию кальвинистов.
После того, как в 1713 году Шведская Померания уступила Штеттин, в 1721 году кальвинисты основали и здесь конгрегацию. С неоднократными уступками территории шведского Поморья Бранденбургской Померании в начале 18 века сфера генерального управления в Грайфсвальде сузилась в пользу западной Бранденбургской Померании. В 1738 году духовная консистория Померании и Каммина переехала в Штеттин, однако из-за удаленности от отдаленной восточной Дальней Померании (Hinterkreise; т.е. более отдаленных районов) она открыла вспомогательную консисторию для востока, Дальнюю померанскую консисторию Кёслина (также известную как Консистория Кёслина). ) в 1747 году. В 1750 году новая Высшая консистория в Берлине. (Lutherisches Oberconsistorium zu Berlin) стал высшим органом власти для всех лютеранских церковных организаций в Бранденбурге-Пруссии . Немногочисленные реформатские (или кальвинистские) общины в Померании стали подчиняться Управлению реформатской церкви в Берлине (Reformierte Kirchen-Direction).
Церковная провинция Померания в составе Прусского союза церквей
[ редактировать ]В 1815 году шведская Померания стала пешкой в руках сильных мира сего, Швеция уступила ее Дании, которая передала ее Пруссии в обмен на Саксен-Лауэнбург. Шведская Померания была переименована в Новую Переднюю Померанию (Neuvorpommern). В 1817 году верховный правитель Лютеранской государственной церкви и Реформатской государственной церкви в Пруссии Фридрих Вильгельм III инициировал слияние обеих церквей с образованием Евангелической церкви в Пруссии , избегая в своем названии терминов «лютеранская» или «реформатская». Эта новая государственная церковь, административно объединенная группа, включающая лютеранскую, реформатскую (кальвинистскую) и объединенную протестантскую общины, создала региональные подразделения, так называемые церковные провинции (Кирхенпровинцен).
Ее церковная провинция Померания , включающая общины в пределах границ провинции Померания , состояла из лютеранских общин в государственной церкви бывшей Шведской Померании, из лютеранских общин, ранее подчинявшихся генеральному суперинтенданту Штеттина при Высшей лютеранской консистории в Берлине, и реформатских (кальвинистских) общин, расположенных в Померании и ранее подчинявшихся реформатской церкви. Дирекция в Берлине.
Первоначально король намеревался объединить местные лютеранские и кальвинистские конгрегации в конгрегации объединенной протестантской конфессии, а также принять союзную конфессию всеми местными общинами без существующего местного партнера другой конфессии, с которым можно было бы слиться. Однако его намерение провалилось из-за сильного сопротивления лютеран на всей территории его монархии, особенно среди лютеран в Померании и Силезии.
Эта борьба даже вызвала раскол среди старых лютеран . Ряд лютеранских общин воздержались присоединиться к новому зонтику или вышли из него в 1820-х и 1830-х годах, образовав независимую евангелическо-лютеранскую церковь в Пруссии, признанную в 1845 году, поэтому Евангелическая церковь в Пруссии была переименована в Евангелическую государственную церковь в Пруссии (Evangelische Ландескирхе в Пройсене), что указывает на ее привилегированный статус. Таким образом, в конечном итоге слияние, не включающее все конгрегации, материализовалось в виде простого административного союза, включающего в Померании в основном лютеранские общины, традиционно преобладающую конфессию, а также несколько реформатских и объединенных протестантских общин.
Реформатские общины обычно находились в городах или недавно основанных или переселенных деревнях в бывшей Бранденбургской Померании, куда иммигранты-кальвинисты укрылись после 1685 года. Объединенные протестантские общины обычно возникали в городах, где кальвинисты и лютеране жили бок о бок и не любили конфессиональный раскол.
Церковная провинция имела свою штаб-квартиру, основанную в 1815 году Королевскую [или евангелическую (по состоянию на 1918 год)] консисторию Померанской провинции и генерального суперинтенданта, проживавшего в Штеттине, перенятого у Бранденбургской Померанской лютеранской церкви, местной консистории Кёслина. был распущен в 1815 году. Шведский померанский бывший Грайфсвальд Консистория и местная консистория Штральзунда были лишены своих полномочий и распущены в 1849 и 1815 годах соответственно, генеральное суперинтендантство в Грайфсвальде не пополнялось после 1824 года. Поскольку первоначально должность генерального суперинтенданта не была предусмотрена в качестве функции в новом Евангелической церкви в Пруссии, соответствующие офисы не были пополнены, когда их предыдущие сотрудники вышли на пенсию, в результате чего образовалась вакансия. Однако с конца 1820-х годов Евангелическая церковь в Пруссии назначила генеральных суперинтендантов во всех своих церковных провинциях.
Церковные реформы Бисмарка укрепили автономию и самоуправление государственной церкви, которая в 1875 году была переименована в Евангелическую государственную церковь старых провинций Пруссии (Evangelische Landeskirche der älteren Provinzen Preußens), поскольку в прусских провинциях с 1866 года были аннексированы их региональные протестантские церковные органы. оставался независимым от Евангелической государственной церкви Пруссии. Законы о реформе усилили участие прихожан через избранных пресвитерий и провинциальных синодов в делах Церковной провинции Померании. В 1892 году Консистория Померанской губернии переехала в новое здание на Элизабетштрассе (сегодняшняя улица Кашубская в Щецине). С окончанием монархического summepiscopacy церковь потеряла статус государственной церкви и обрела независимость. Благодаря своему новому церковному порядку и названию, Евангелическая церковь Старопрусского Союза (с 1922 года, Evangelische Kirche der altpreußischen Union; APU), она объяснила эти изменения.
Прихожане конгрегаций избирали синоды своего провинциального синода – законодательного органа – который снова избирал своим руководящим советом провинциальный церковный совет (Provinzialkirchenrat), в который также входили члены, делегированные Евангелической консисторией провинции Померания. Консистория была провинциальным административным органом, члены которого назначались Высшим советом евангелической церкви в Берлине, центральным административным органом церкви Старопрусского союза. Консисторию возглавляли генеральный суперинтендант Штеттина, являвшийся духовным лицом, и президент консистории (нем. Konsistorialpräsident), являвшийся административным руководителем. В 1921 году Церковная провинция Померания была разделена на два генеральных управления (Вестшпренгель и Остшпренгель), западный округ снова разместился в Грайфсвальде, восточный округ - в Штеттине. Провинциальные синоды и провинциальные церковные советы избирали из своей среды померанских синодалов в общий синод, законодательный орган всей Евангелической церкви Старопрусского союза. В 1927 году генеральный синод церкви Старопрусского союза принял закон в пользу рукоположение женщин .
После навязанного нацистами преждевременного переизбрания пресвитерий и синодов внутри старопрусской церкви в июле 1933 года покорное нацистам протестантское движение немецких христиан получило большинство в большинстве померанских пресвитерий и поморских провинциальных синодах, как и в большинстве старопрусских церковных провинций. В июне 1933 года нацистское правительство Пруссии, игнорируя религиозную автономию, уволило тогдашнего генерального суперинтенданта Вальтера Келера (западный округ, расположенный в Грайфсвальде), а его коллега Пауль Кальмус (восточный округ, расположенный в Штеттине) ушел в отставку. в октябре того же года. Это позволило немецким христианам, доминировавшим в провинциальном синоде, назначить своего сторонника Карла Тома провинциальным епископом ( Provinzialbischof ), объединив полномочия Вестшпренгеля и Остшпренгеля, самовозвеличиваясь как епископ Каммин , претендуя на подобную фюрерпринципу власть над всеми губернское духовенство.
Особенно среди многих поморских сельских пиетистов оппозиция, образовавшая движение «Исповедующая церковь» , нашла значительную поддержку. Из-за вмешательства нацистского режима, вызвавшего нарушение и фактическую отмену церковного порядка, возникли новые органы, такие как провинциальный епископ (по состоянию на 1933 г.) и провинциальный церковный комитет (Provinzialkirchenausschuss) с 1935 г. (распущен в 1937 г., под председательством Карла фон Шевен , член Чрезвычайного завета пастырей исповедующих Церковь), снова лишив экстремистского Тома его власти в 1936 году. Провинциальный церковный комитет предусмотрел игнорирование Тома, чтобы можно было пополнить штаты двух конституционных генеральных суперинтендаций. В 1941 году, после присоединения Познани-Западной Пруссии к Померании (1938 год), церковная провинция Позен-Западная Пруссия была распущена, и ее территория стала частью Духовной провинции Померания. В 1941 году около двух миллионов поморцев, составлявших тогда 2,394 миллиона жителей, были прихожанами Поморской церковной провинции.
22 декабря 1941 года официальное новое объединение, Пангерманская евангелическая церковь , призвало все протестантские церковные организации предпринять соответствующие действия с целью удержать крещеных неарийцев во всех сферах протестантской церковной жизни. [ 5 ] Многие немецкие христианские общины последовали этому примеру, тогда как исповедующие общины в церковной провинции Померания осмелились сдать списки подписей в знак протеста против исключения стигматизированных протестантов еврейского происхождения. [ 6 ]
В результате Восточно-Померанского наступления в феврале-апреле 1945 года Красная Армия продвигалась настолько быстро, что шансов спасти беженцев, не говоря уже об архивах приходов Дальнего Померания , почти не было, о чем было зафиксировано в докладе о положении в церковных губерниях. (10 марта 1945 г.). К концу войны сотни тысяч прихожан и сотни пасторов бежали на запад. Церковная провинция Померания попыталась переместить свои базирующиеся в Штеттине учреждения, консисторию, генеральное управление и соответствующие офисы, в Грайфсвальд. В период с апреля по июль 1945 года Советы передали всю Померанию на обоих берегах Одера Польше и к востоку от нее. Таким образом, восточный округ (Остшпренгель) пришел в упадок. С одновременными зверствами против оставшихся поморцев и их изгнанием, а также систематическим подавлением любых их организаций и объединений церковная жизнь в аннексированной Польшей Померании подошла к концу. Имущество, такое как архивы и файлы церковной провинции и конгрегаций, удалось лишь частично переместить в места в западной части. В августе 1945 года три союзника Потсдама одобрили эти факты и согласились разместить и накормить обездоленных померанских шпицев, изгнанных в свои зоны оккупации.
По случаю первой встречи представителей сохранившихся протестантских церковных организаций Германии в Трейсе (часть сегодняшнего Швальмштадта ) 31 августа 1945 года представители шести сохранившихся старопрусских церковных провинций (Марша Бранденбург, Померания, Рейнланд, Саксония , Силезия и Вестфалия) и центральный Совет Евангелической Высшей Церкви приняли принципиальные решения о будущем Евангелическая церковь Старопрусского союза. Они решили признать независимое существование каждой церковной провинции как Landeskirche (протестантской региональной церковной организации) и преобразовать Евангелическую церковь Старопрусского Союза в простую головную организацию («Neuordnung der Evangelischen Kirche der altpreußischen Union»). В Трейсе представители всех протестантских церковных организаций Германии основали новое объединение — Протестантскую церковь в Германии (EKD).
Большинство прихожан, оставшихся в аннексированной Польшей Померании, были изгнаны Польшей в послевоенный период изгнания немцев между 1945 и 1948 годами. Большая часть территории, ранее входившей в восточную зону (Остшпренгель) Церковной провинции Поморье, переданное Польше, оно экспроприировало там все церковное имущество, как приходское, так и провинциальное, без компенсации, церковные здания в основном перешли в руки Римско-католической церкви, а большинство протестантских кладбищ осквернено и опустошено. Провинциальные церковные учреждения были заново построены в Грайфсвальде, а в июле 1945 года Советский Союз передал Польше бывшую резиденцию Штеттин.
Большинство из 1,5 миллиона бежавших и изгнанных поморских прихожан нашли убежище за пределами оставшейся территории Церковной провинции Померания и, таким образом, присоединились к общинам других протестантских региональных церковных организаций; около 70 000 прихожан погибли в результате войны, бегства и изгнания. Но многие оказались в затруднительном положении и в западной части (Вестшпренгель), где первоначально проживало 500 000 человек. Ситуация стала серьезной из-за массовой нехватки еды и жилья. Однако, поскольку Советы решили сохранить большую часть Передней Померании, включая Вестшпренгель, как часть оккупационной зоны, беженцы из Передней Померании, бежавшие оттуда с марта по май 1945 года, могли впоследствии вернуться, а приходские и провинциальные церковные структуры были восстановлены. . Однако после 1945 года должность генерального суперинтенданта оставалась вакантной. В октябре 1946 года 20-й Поморский провинциальный синод избрал Схевена генеральным суперинтендантом и разрешил ему принять новый титул епископа. [ 7 ]
Поморская евангелическая церковь
[ редактировать ]20-й Поморский провинциальный синод, 9–11 октября 1946 г., также решил разработать новый церковный порядок, чтобы воссоздать Церковную провинцию Померания как независимую региональную протестантскую церковную организацию . [ 7 ] 2 июня 1950 года Поморский провинциальный синод принял подготовленный новый церковный порядок и таким образом учредил Померанскую евангелическую церковь, территориально включающую части бывшей церковной провинции, расположенные на территории тогдашней Восточной Германии (Германская Демократическая Республика, ГДР). Согласно новой конституции, ее духовный лидер, получивший с конца 1946 года титул епископа, продолжит использовать этот титул. Поморская евангелическая церковь стала полноправным членом протестантской церкви в Германии, а в период с 1950 по 2003 год была полноправным членом евангелической церкви Старопрусского союза, ныне являющейся всего лишь зонтиком. Под давлением коммунистов Евангелическая церковь Старопрусского Союза была вынуждена исключить термин «Прусская» из своего названия и на своем генеральном синоде в декабре 1953 года была переименована в Евангелическую церковь Союза (Evangelische Kirche der Union; EKU). В 1956 году Померанская церковь насчитало 720 000 прихожан, около трети из них были беженцами.
Евангелическая церковь в Грайфсвальде
[ редактировать ]После второй конституции ГДР, принятой 9 апреля 1968 года, и учитывая ее фактическую трансформацию в коммунистическую диктатуру, Совет министров ГДР понизил все церковные органы до уровня уставных «публично-правовых корпораций» (нем. Körperschaft ). des öffentlichen Rechts ) до просто «Гражданских объединений». Таким образом, совет мог бы заставить Поморскую евангелическую церковь удалить термин «Померания» из ее названия, поскольку восточногерманская пропаганда умолчала обо всех терминах, напоминающих бывшую немецкую территорию, аннексированную Польшей или Советским Союзом. Затем церковный орган выбрал новое название «Евангелическая церковь в Грайфсвальде» .
Наряду со статусом «Государственно-правовой корпорации» новая конституция ГДР отменила церковный налог , автоматически собирая взносы прихожан в качестве надбавки к подоходному налогу. Теперь прихожанам приходилось устанавливать размер своих пожертвований и перечислять их снова и снова самостоятельно. Это вместе с продолжающейся дискриминацией членов церкви, которая позволила многим выйти из церкви, эффективно подорвало приверженность прихожан и финансовое положение Евангелической церкви в Грайфсвальде. В 1969 году церковная организация, как и все ее восточногерманские собратья, вышла из зонтичной протестантской церкви в Германии и присоединилась к Федерации протестантских церквей в ГДР .
Поморская евангелическая церковь с 1990 по 2012 год.
[ редактировать ]В 1990 году, после падения диктатуры ГДР, церковному органу вернули прежнее название. После роспуска Федерации протестантских церквей ГДР в 1991 году Поморская евангелическая церковь вновь вошла в EKD и оставалась ее членом до слияния в 2012 году. Было разрешено благословение однополых союзов . Число прихожан продолжало сокращаться и в 1997 году достигло 140 000, что составляет чуть более 20% населения Переднего Поморья. 28 марта 2009 года синод проголосовал за слияние с двумя лютеранскими церковными организациями Мекленбурга и Северной Эльбии 44 из 58 синодов. Слияние вступило в силу в Пятидесятницу , 27 мая 2012 года.
Количество прихожан
[ редактировать ]Год | Поп. | ±% |
---|---|---|
1905 | 1,616,550 | — |
1925 | 1,787,691 | +10.6% |
1941 | 2,014,536 | +12.7% |
1956 | 720,000 | −64.3% |
1985 | 400,000 | −44.4% |
1994 | 160,000 | −60.0% |
1997 | 140,000 | −12.5% |
2010 | 94,119 | −32.8% |
Примечание: в 1939 г. Позен-Западная Пруссия церковный провинция была поглощена. Примечание: По состоянию на 1945 г. c. 1,5 миллиона прихожан были сослан, многие за пределами Померании, ок. 70 000 погибли Источник: см. сноску. [ 8 ] |
Губернаторы, руководящие органы и председатели церкви
[ редактировать ]Исторически церковь была разделена на районы (позже названные по-немецки Шпренгель), частично из-за разных светских правителей, правивших в разных частях Померании, или частично из-за простого расширения территории. Таким образом, первоначально эти округа территориально напоминали политические подразделения Померании того времени. В каждом церковном округе была консистория и духовный лидер (обычно называемый генеральным суперинтендантом). Иногда существовали дополнительные подчиненные консистории и духовные лидеры с региональной компетенцией.
Верховные губернаторы (1534–1918)
[ редактировать ]Между 1534 и 1918 годами представители различных померанских престолов одновременно были верховными губернаторами (summus episcopus) государственной церкви, подобно английскому монарху в качестве верховного губернатора англиканской церкви . С 1532 года герцогский Дом Грифонов был разделен на две линии, управлявшие разделенными частями герцогства (Померания-Штеттин 1532–1637; Померания-Вольгаст 1532–1620). Кроме того, третьей политической единицей было княжество-епископство Каммин (1248–1650), княжество-епископство в некоторых частях Дальней Померании , которым управляли католические, а затем лютеранские епископы Каммина или администраторы, избранные его руководящим органом, коллегиальным собором. капитул Каммина, поскольку во времена Реформации в основном комплектовался лютеранскими капитулярными канониками.
Два зависимых отраслевых герцогства, Померания-Барт (1569–1605) и Померания-Рюгенвальде (1569–1620), не имели доли в правительстве, а значит, также не имели компетенции в отношении лютеранских государственных церквей . После исчезновения грифонов в 1637 году Померания была разделена на шведскую и бранденбургскую части, где тогда монархи Швеции и берлинские правители Гогенцоллернов соответственно владели верховным епископством.
Государственная церковь в Померании-Вольгасте (1534–1648)[ редактировать ]
|
Государственная церковь в Померании-Штеттине (1534–1648 гг.)[ редактировать ]
|
Государственная церковь в княжеском епископстве Каммин (1544–1650)[ редактировать ]
|
Государственная церковь Шведской Померании (1648–1815)[ редактировать ]
|
Государственная церковь в Бранденбургской Померании (1648–1817)[ редактировать ]
|
Церковная провинция Померания (1826–1918)
[ редактировать ]В 1817 году лютеранские общины, ранее подчинявшиеся генеральному суперинтенданту Штеттина при Высшей лютеранской консистории в Берлине, лютеранские общины, ранее подчинявшиеся генеральному суперинтенданту Грайфсвальда, и реформатские (кальвинистские) общины, расположенные в Померании и подчинявшиеся Директорату реформатской церкви в Берлине, стал частью новой Церковной провинции Померания , расположенной в Штеттине, церковный округ Евангелической церкви в Пруссии. | ||
Срок |
Изображение |
Имя |
---|---|---|
1797–1840 | Фридрих Вильгельм III | |
1840–1861 | ![]() |
Фридрих Вильгельм IV |
1861–1888 | ![]() |
Вильгельм I |
1888 | ![]() |
Фридрих III |
1888–1918 | ![]() |
Вильгельм II |
Свержение Гогенцоллернов в 1918 году и разделение церкви и государства , как это было предусмотрено Веймарской конституцией в 1919 году, покончили с суммепископством монархов. Евангелическая государственная церковь старых провинций Пруссии (это название по состоянию на 1875 год) превратилась в самостоятельную региональную церковную организацию, переименованную в Евангелическую церковь Старопрусского союза . Его новый церковный порядок в целом предусматривал более сильное участие пресвитериальной и синодальной церкви, особенно в церковных провинциях, таких как Померания. |
Духовные лидеры (1535–2012)
[ редактировать ]
В Грайфсвальде (1535–1653 гг.)[ редактировать ]
|
В Померании-Штеттине (1535–1653 гг.)[ редактировать ]
|
В Кольберге (1544–1650)[ редактировать ]
|
В Грайфсвальде (1658–1810)[ редактировать ]
|
В Кольберге (1653–1668), Штаргарде (1668–1738) и Штеттине (1738–1826).[ редактировать ]
|
В Штеттине (1826–1921)
[ редактировать ]Церковная провинция Померания восстановила одно генеральное управление, расположенное в Штеттине. | ||
Срок |
Изображение |
Имя |
---|---|---|
1826 | Фридрих Людвиг Энгелькен получил почетный титул епископа. | |
1827–1854 | Карл Ритчль получил почетный титул епископа. | |
1855–1885 | ![]() |
Альберт Сигизмунд Яспис |
1885–1904 | Генрих Поэттер | |
1904–1919 | Йоханнес Бюхзель | |
1919–1921 | вакансия | |
После прекращения верховного епископства в результате свержения Гогенцоллернов в 1918 году и разделения церкви и государства , как это было предусмотрено Веймарской конституцией в 1919 году, Евангелическая государственная церковь старых провинций Пруссии (это название по состоянию на 1875 год) реформировала свою конституцию в пользу более пресвитериального и синодального участия. |
В Грайфсвальде (1921–2012 гг.) и Штеттине (1921–1945 гг.)
[ редактировать ]В 1921 году в Церковной провинции Померания, тогдашней по территории и числу прихожан крупнейшей церковной провинции Евангелической церкви Старопрусского Союза (новое название в 1922 году), образовались два округа, восточный и западный (Остшпренгель и Вестшпренгель). Каждый из них имел генерального суперинтенданта: один в Грайфсвальде, другой в Штеттине. Центральные учреждения всей церковной провинции также располагались в Штеттине. | |||||
Срок | В Грайфсвальде Имя |
Срок | В Штеттине Имя | ||
---|---|---|---|---|---|
1921–1922 | Вильгельм Рейнхард | 1921–1933 | Пол Калмус | ||
1923–1934 | Вальтер Келер | ||||
1933–1936 | вакансия, создана новая параллельная структура: | Карл Том , самовозвеличивающийся на посту епископа Каммина , 1933–1935 гг. | 1934–1945 | Генрих Лааг , только для профессионалов | |
1936–1945 | Генрих Эрнст Бетерс | ||||
1945–1946 | вакансии, реорганизация после окончания нацистской тирании и военных беспорядков | 1945–1948 | вакансия, бегство и изгнание прихожан, экспроприация церкви, пресечение любых попыток реорганизации | ||
После аннексии Штеттина Польшей в 1945 году штаб-квартира церкви переехала в Грайфсвальд, новый духовный лидер принял титул епископа, а в 1950 году церковная провинция обрела независимость как региональная протестантская церковная организация под названием Поморская евангелическая церковь. | |||||
1946–1954 | Карл фон Шевен , перед презисами провинциального синода | ||||
1955–1972 | - | ||||
1972–1989 | ![]() |
Хорст Гинке подал в отставку, когда был разоблачен как Штази шпион | |||
1990–2001 | Эдуард Бергер | ||||
2001–2012 | ![]() |
Ханс-Юрген Абромейт | |||
В Пятидесятницу 2012 года Поморская евангелическая церковь объединилась с двумя лютеранскими церковными организациями в Евангелическо-лютеранской церкви в Северной Германии . |
Примечания
[ редактировать ]- ^ Nordkirche.de (немецкий)
- ^ Область действия генеральных суперинтендантов Штеттина, также называемых верховными суперинтендантами ( Obersuperintendenten ), в отличие от суперинтендантов Штеттина, была ограничена реками Одер и Свин на западе и рекой Грабов на востоке, не считая территории Княжества- Собственно епископство Каммин.
- ^ Он существовал между 1535 и 1604 годами и включал Померанию-Штеттин к востоку от реки Грабов, без территории княжества-епископства Каммин.
- ^ Радослав Газинский, Павел Гут и Мацей Шукала, Государственный архив Штеттина - Путеводитель по фондам до 1945 года [Przewodnik po zasobie archivelnym. Акта до 1945 года. Archiwum Państwowe w Szczecinie, 2002; Немецкий], Главное управление Государственного архива Польши / Generalna dyrekcja Archiwów państwowe (ред.), Ольденбург в Ольденбурге: Федеральный институт культуры и истории немцев в Восточной Европе, 2004 г. (= Сочинения Федерального института культуры и История немцев в Восточной Европе; т. 24), с. 496. ISBN 3-486-57641-0 .
- ↑ Циркуляр (Циркуляр) церковной канцелярии Немецкой евангелической церкви всем руководящим органам протестантских церковных органов (22 декабря 1941 г.), опубликованный в Курте Мейере, «Церковь и иудаизм: отношение протестантской церкви к еврейской политике Третий Рейх , Галле-на-Заале: Нимейер, 1968, стр. 116след. Нет ISBN.
- ^ См. Центральный евангелический архив, Берлин: I/C3/172, том. 3.
- ^ Jump up to: а б Протоколы конференции Восточной церкви 1945–1949 гг ., Карстен Николаисен (составлен), Геттинген: Vandenhoeck & Ruprecht, 2005, (= работа по современной церковной истории; том A 9), сноска 5 на стр. 138. ISBN 3-525-55759-0 .
- ^ Норберт Буске, История Померанской церкви в данных , Рабочая группа по истории Померании (ред.), Шверин: Томас Хелмс, 2000. ISBN 3-931185-83-4 (за 1941, 1956, 1997 гг.); Lutheranworld.org. Архивировано 26 сентября 2011 г. в Wayback Machine (за 2010 г.); Лексикон Мейерса (за 1905 г.), Брокгауза (за 1925, 1985, 1994 гг.).
- ^ Т.е. управляющий княжеством-епископством.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- https://web.archive.org/web/20110518075042/http://www.pevk.de/ Поморская евангелическая церковь
- http://www.ekd.de Протестантская церковь в Германии
- Объединенные и объединяющиеся церкви
- Организации, базирующиеся в земле Мекленбург-Передняя Померания
- Бывшие церкви-члены протестантской церкви в Германии
- Христианские организации ликвидированы в 2012 году.
- Прекращение деятельности в 2012 году в Германии
- 1534 заведения в Священной Римской империи.
- История лютеранства в Германии
- История протестантизма в Польше
- История Померании