Юсуке Накахара
Юсуке Накахара (22 августа 1931 — 3 марта 2011) — известный японский искусствовед , куратор , учёный, преподаватель, ректор университета, организатор художественных фестивалей и администратор культуры. [ 1 ] [ 2 ]
Он, пожалуй, наиболее известен как человек, который возглавил влиятельную Токийскую биеннале 1970 года «Между человеком и материей» в Токийском Метрополитен-арт-музее . [ 3 ] Выставка стала переломным моментом в японском искусстве после 1945 года, поскольку она продвигала авангардные японские и международные художественные практики, что продемонстрировали разные художники, работавшие в разных средах в рамках тогда еще недостаточно представленных движений Arte Povera , концептуального искусства , минимализма и Моно-ха . [ 4 ] Выставка рассматривается как реакция на проведение одновременной выставки «Экспо-70» в Осаке, поскольку она воплощает в себе атрибуты экономического возрождения Японии после Второй мировой войны и ее восхождения к важнейшему мировому статусу. [ 1 ]
Накахара был плодовитым писателем в мире японского искусства, поскольку он опубликовал бесчисленные обзоры выставок, книги, научные эссе, журнальные статьи и главы. Его статьи публиковались в таких журналах, как Bijutsu Techo, Mizue и Geijutsu Shincho.
Первоначально получивший физикское образование, Накахара подход к художественной критике и кураторству был основан больше на научных методологиях, чем на педагогике истории искусства, основанной на его частом включении ссылок на человеческое восприятие, физическую пространственность и кинетику, среди других теоретических идей. [ 5 ]
После его кончины в 2011 году современные историки искусства и критики считают Накахару значимой фигурой в истории японского искусства после 1945 года и сравнивают его с другими уважаемыми критиками его поколения, включая Ичиро Харю , Ёсиаки Тоно и Шиничи Сеги . [ 1 ]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Накахара родился 22 августа 1931 года в Кобе , Хёго , Япония.
В начале 1950-х годов Накахара окончил факультет естественных наук Киотского университета , где изучал теоретическую физику. Во время и после учебы он работал в лабораториях факультета физики и астрономии Киотского университета в качестве исследователя под руководством Хидеки Юкавы , физика, ставшего первым в Японии лауреатом Нобелевской премии . [ 6 ]
Ранняя карьера
[ редактировать ]В 1955 году Накахара написал свою первую художественную критику , совпавшую с его исследованиями по теоретической физике , «Критика творчества». [ 6 ] Текст представляет собой одновременно работу по теории искусства и физическим наукам, поскольку он выражает неодобрение как развивающейся области кибернетики , так и акценту, уделяемому механизации как признаку научного и цивилизационного прогресса. Контекстно, исследования Накахара проводились во время растущего интереса японских научных кругов и политики к инвестированию большего количества денег и ресурсов в изучение атомной энергии и технологии ядерных реакторов . Коллеги Накахара в последние годы отмечали, что этот текст, по сути, определяет причины, по которым Накахара сменил свою карьеру с науки на искусство. [ 7 ]
«Критика творчества» была представлена на открытом конкурсе эссе, спонсируемом художественным журналом Bijutsu Hihyo («Критика искусства»), в котором он выиграл первый приз и получил работу в качестве писателя в журнале. Внезапное признание Накахары в художественной критике стало важным поворотным моментом, поскольку Bijutsu Hihyo была дочерней компанией уважаемого художественного издательства Bijutsu Shuppansha, которое распространяло не менее влиятельные Bijutsu Techo (Художественный блокнот) и Mizue (Акварель).
В начале своей писательской карьеры, с середины 1950-х до начала 1960-х годов, Накахара много писал об авангардных японских художниках и движениях, в том числе «Он Кавара» , «Анти-искусство» и «Сюрреализм» . [ 8 ]
Впоследствии Накахара начал курировать выставки японских и зарубежных художников. Он уделял особое внимание творческим людям, которые работали на периферии японского мира искусства и были связаны с авангардными движениями и стилями.
«Комнаты в Алиби: Нежные преступники» — групповая выставка, ознаменовавшая открытие галереи Найква в Синбаши , Токио, в 1963 году. [ 9 ] На выставке, в которой приняли участие десять художников, была представлена мебель и сопутствующие предметы домашнего обихода, которые тонко критикуют силу и влияние товарных систем и потребительства на семейную жизнь японцев. Концептуалист . Генпей Акасегава и члены Центра Hi-Red были среди художников, представивших работы на выставке [ 10 ]
Признанный одним из главных сторонников последних достижений японского авангардного искусства 1960-х годов, Накахара одновременно стремился продвигать и выставлять художников со всего мира, которые также работали в нетрадиционных средах и стилях. Персональные выставки восходящих мировых художников, таких как немецкий художник Ганс Рихтер (1966) и итальянский движения ZERO художник Энрико Кастеллани (1968) в Токийской галерее познакомили японских зрителей с современными тенденциями в мировом современном искусстве . [ 11 ] [ 12 ]
В 1968 году Накахара в партнерстве с коллегой-искусствоведом Дзюнзо Исико организовал групповую выставку « Уловки и видения» , в которой приняли участие 19 художников в двух галереях (Токийская галерея и Галерея Мурамацу). [ 13 ] Как и Накахара, Исико выразил глубокое увлечение неосновными средствами массовой информации, столь же разнообразными, как гаджеты и китчевые произведения. [ 14 ] Выставка обращала внимание на недостаток внимания к малоизученному направлению «хитрое искусство», стилю и идее, изучающему природу зрения и его восприимчивость к визуальным трюкам. [ 15 ] Работы по взгляду связаны с взаимосвязью между оптическими иллюзиями и восприятием через зеркала, обманкой и визуальными искажениями. [ 16 ] Эклектичный диапазон художников принял участие, чтобы подчеркнуть частоту «хитрого искусства» в различных средах: Дзиро Такамацу , Нобуо Сэкине , Ёсинори Судзуки и другие. [ 17 ] [ 18 ]
Середина карьеры (1970–1995)
[ редактировать ]1970 год стал важным годом для японского искусства: в Осаке прошла всемирная выставка «Экспо-70», посвященная экспоненциальному экономическому восстановлению Японии после Второй мировой войны и ее восхождению к статусу крупной мировой державы. [ 19 ] Хотя ярмарка привлекла рекордную посещаемость в 64 миллиона человек, чтобы стать свидетелями современных технологических, художественных и культурных чудес 77 стран (включая Японию), организация Накахарой 10-й Токийской биеннале « Между человеком и материей » воспринимается как реакция против Экспо-70. [ 20 ] [ 1 ]
Он описал концепцию выставки как исследование того, как «человек и материя [соединены] неразрывно вместе с взаимным влиянием и контролем». [ 21 ] Применив свой опыт в области теоретической физики, Накахара сосредоточил выставку на том, как объекты и люди взаимодействуют друг с другом в физическом пространстве. Поскольку выставка проводилась в Токийском Метрополитен-арт-музее , Накахара считал необходимым, чтобы сам музей стал неотъемлемым компонентом экспозиции произведений искусства. Эти экспонаты, специфичные для сайта, целенаправленно сочетались со структурными параметрами галерейного пространства музея и поощряли взаимодействие с аудиторией. [ 22 ] [ 23 ] Например, « Тридцать шесть единств» Такамацу представляет собой скульптурную совокупность кедровых бревен, уложенных друг на друга в колонную композицию, чтобы обозначить материальность дерева. [ 24 ] В другом примере французский художник-эколог Кристо покрыл огромное пространство галереи тканью, что потребовало сотрудничества художника и его команды ассистентов. [ 24 ]
Вопреки традиционным правилам фестивалей искусств, призы жюри не присуждались, а международный пул художников был выбран для участия не как представители своих стран, а за их индивидуальное мастерство. Из 40 художников 13 были коренными японцами, а остальные были родом из США и Европы. Среди участвовавших художников были признанные деятели и будущие светила: Ханс Хааке , Брюс Науман , Дзиро Такамацу , Ричард Серра , Хитоши Номура , Марио Мерц и другие. [ 25 ] [ 26 ]
Из-за эфемерности работ, в основном посвященных конкретному месту, Накахара поручил фотографу Сигэо Анзаю задокументировать всю выставку в целях сохранения фотографий. [ 24 ] [ 27 ]
После «Между человеком и материей» Накахара был приглашен курировать и управлять японскими павильонами на нескольких международных фестивалях искусства на протяжении 1970-х годов. Примечательно, что он возглавлял японские павильоны на двух Сан-Паулу (1973 и 1975 годы) и двух Венецианских биеннале (1976 и 1978 годы). [ 21 ] [ 28 ] [ 29 ]
Интерес Накахара к неяпонским художникам распространился на материковую Азию, особенно на Южную Корею . В 1972 году Накахара и его коллеги Ёсисиге Сайто и Дзиро Такамацу посетили Южную Корею, чтобы открыть для себя новые подходы к производству произведений искусства, которые были уникальными по сравнению с его предыдущими работами с японскими, европейскими и американскими художниками. [ 30 ] Он влюбился в местное движение Дансаэхва (также пишется как Тансаэхва), которое представляет собой форму монохромной живописи , стремившуюся лишить корейское искусство любых отсылок к западным и японским живописным влияниям. На холстах отсутствуют какие-либо изобразительные фигуры, и они преимущественно заняты полосами красочно-абстрактных мазков и широкими плоскостями сплошных оттенков. [ 31 ] Практикующие Дансаэхва, основанные на традиционных корейских техниках рисования тушью , интересовались темами тактильности, исполнения и духа, поскольку они связаны с телесностью окрашенной поверхности. [ 32 ] Впечатленный работами Вонг Ён-У , Пак Со-бо , Сун Сын-Вон , Хур Хван и Ли Дон-Юб , Накахара выставил свои картины в выставке « Пять корейских художников, пять видов белого» в Токийской галерее в мае 1975 года. Выставка «Пять корейских художников» сыграла решающую роль в первой выставке корейского искусства в Японии и в том, что она сосредоточила внимание на уникальной форме монохромной живописи. [ 33 ] Хотя Дансэхва был не формально организованным художественным движением, а стилистической тенденцией, он открыл миру искусство этот некогда малоизвестный художественный стиль и раскрыл творческие достижения, происходящие на Корейском полуострове. [ 34 ] [ 35 ]
Накахара некоторое время занимал административную должность в качестве президента Киотского университета Сейка с 1979 по 1981 год. [ 28 ] Основанная в 1968 году, специализация Киото Сейка как университета искусств прекрасно дополняла интерес Накахара к передовым практикам современного искусства, учитывая широту программ учреждения в области изобразительного искусства , дизайна , манги и популярной культуры . [ 36 ]
С 1982 по 1995 год Накахара руководил несколькими выставками в Гиндзе в галерее LIXIL , чья выдающаяся репутация основана на демонстрации инновационных художественных и архитектурных проектов, сочетающих японское мастерство с современной домашней эстетикой. [ 37 ]
После открытия современного музея Art Tower Mito в 1990 году Накахара руководил проведением новаторской выставки, которая предвещала появление подрастающего поколения японских художников, которое в дальнейшем переопределило искусство 1990-х годов, « Игра манер - японское искусство 1990 года» . Среди представленных художников были Ё Акияма , Мика Ёсидзава и Сигэру Нисина . [ 38 ]
Более поздняя карьера
[ редактировать ]На протяжении оставшейся части своей карьеры Накахара регулярно приглашался в качестве лектора и участника дискуссии на многочисленные выставки в музеях и галереях.
1 апреля 2006 года Накахара был назначен директором Художественного музея префектуры Хёго ; он занимал эту должность до выхода на пенсию 31 марта 2010 года. Сразу после окончания срока его полномочий Накахара был назначен почетным директором. [ 39 ]
Начиная с 2000 года Накахара был одним из учредителей международного художественного фестиваля Этиго-Цумари Арт Триеннале (ETAT). Фестиваль, проводимый каждые три года в японском регионе Ниигата , привлекает сотни японских и зарубежных художников для демонстрации работ, отражающих концепцию сатояма (сближение людей и природы) посредством экологически сознательного искусства и дизайна. [ 40 ] [ 41 ]
Смерть
[ редактировать ]Накахара умер 3 марта 2011 года в возрасте 79 лет от осложнений, связанных с раком желчного пузыря. До своей кончины он занимал звание почетного директора Художественного музея префектуры Хёго. [ 42 ]
Наследие
[ редактировать ]В знак признания его роли консультанта Триеннале искусств Этиго-Цумари фестиваль организовал выставку, посвященную вкладу Накахара в историю японского искусства и художественное творчество после 1945 года. Представленная в 2012 году «Космология Накахара Юсуке» представляет собой скульптурную инсталляцию, ориентированную на конкретное место и отражающую обширные академические и художественные интересы покойного критика. Его коллекция из более чем 30 000 книг собрана на сотнях полок, образующих башнеобразную конструкцию, которую можно рассматривать и перемещать как снаружи, так и внутри построенной конструкции. [ 43 ]
Хотя в 1970 году выставка «Между человеком и материей» получила неоднозначные отзывы критиков, сегодняшние ученые и критики вновь посетили выставку и признали ее историческое значение в решении проблемы распространения разрозненных видов искусства в Японии, Европе и Соединенных Штатах. [ 22 ] С 2016 года галерея Tate Modern владеет несколькими работами с Токийской биеннале 1970 года и выставляет их на выставке « Материалы и объекты» в своей постоянной коллекции. [ 44 ]
Из-за широты творческого представительства в «Между человеком и материей » одним из наиболее важных долгосрочных вкладов Накахара в историю современного искусства стала легитимация множества художественных движений и стилей: Моно-ха , Концептуализм , Арте Повера , Минимализм . & Пост-минимализм , Искусство инсталляции . [ 22 ]
Выберите выставки, курируемые
[ редактировать ]- 1961: Современное видение - Галерея Сато
- 1966: Ганс Рихтер - Токийская галерея, Токио, Япония
- 1968: Уловки и видения - Галерея Мурамацу и Токийская галерея, Токио, Япония.
- 1970: Между человеком и материей - Токийская биеннале 1970 года, Токио, Япония.
- 1973: Биеннале в Сан-Паулу - Сан-Паулу, Бразилия.
- 1975: Биеннале в Сан-Паулу - Сан-Паулу, Бразилия.
- 1975: Пять корейских художников, пять видов белого - Токийская галерея, Токо, Япония.
- 1976: Венецианская биеннале – Венеция, Италия.
- 1977: Корея: грань современного искусства - Токийский центральный художественный музей, Токио, Япония.
- 1978: Венецианская биеннале – Венеция, Италия.
- 1980: Современная корейская живопись
- 1984: Пикабиа - Художественный музей Сейбу, Токио, Япония.
Выберите публикации
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- 1962: Эстетика чепухи
- 1966: Ганс Рихтер
- 1970: Токийская биеннале '70: Между человеком и материей
- 1976: Кишио Суга
- 1977: Современная скульптура
- 1981: Введение в современное искусство
- 1982: Искусство и революция 1910–1932 гг.
- 1983: Курт Швиттерс
- 1984: Пикабиа
- 1984: Христо : Работы 1958–83 гг.
- 1985: Миф о зрении
- 1986: Бранкузи
- 1987: Жерар Титус-Кармель
- 1991: Шингу: Ритм природы
- 1992: Хироши Тешигахара
Главы книги
[ редактировать ]- 1968: «Восьмая выставка современного искусства Японии», на 8-й выставке современного искусства Японии (Токио: Mainichi Newspapers )
- 1974: «Вперед издателя», в журнале «Искусство в Японии сегодня» (Токио: Книжный магазин Кинокуния для Японского фонда )
- 1975: «Пять корейских художников, пять [видов] белого», в книге «Пять видов белого» (Токио: Токийская галерея)
- 1978: «Картины Пак Собо», в Пак Собо (Токио: Токийская галерея).
- 1984: «Японское современное искусство и его среда: в центре внимания семидесятые», в журнале Art in Japan Today II: 1970–1983 (Токио: Японский фонд)
- 1990: «К вопросу о позиции в современном искусстве», в «Игре манер: японское искусство 1990 года» (Мито: The Art Tower Mito)
- 2000: «Предзнаменования реставрации в искусстве», Триеннале искусств Этиго-Цумари, каталог выставки (Токио: Галерея Art Front): 11–13.
Научные статьи
[ редактировать ]- 1955: «Современный миф» - Бидзюцу Хихё (октябрь 1955 г.)
- 1956: «Картины запертых комнат» - Бидзюцу Течо (июнь 1956 г.)
- 1957: «Плакат десяти лет искусства» - Мизуэ 626 (сентябрь 1957 г.)
- 1964: «Две серии Кавары Он» - Bijutsu Techo 240 (август 1964 г.)
- 1966: «На выставке современного искусства Японии отмечена имитация» - Гейдзюцу Синчо (июль 1966 г.)
- 1967: «Окружающая среда искусства и окружающей среды, превращающаяся в искусство» - Бидзюцу Течо (июль 1967 г.)
- 1970: «Контакт человека и материи: избежание концентрации тенденций» - Bijutsu Techo 328 (июнь 1970 г.)
- 1977: «Группа, обращающаяся к современному искусству - на выставке «Корея: грань современного искусства»» - Бидзюцу Течо (сентябрь 1977 г.)
- 1981: «Ранние две серии Кавары» - Генди-но Ме (Глаз современности) (июль 1981 г.)
- 1982: «Вверху в воздухе и внизу на земле: грандиозное зрелище профилей людей в средствах массовой информации» - Бидзюцу Течо (в соавторстве с Кацухиро Ямагути) (январь 1982 г.)
- 1983: «В поисках настоящего образа целого» - Space 195 (сентябрь 1983 г.)
- 1990: «Рамки международных выставок» - Бидзюцу Течо (в соавторстве с Кунио Ягучи и Тадаясу Сакаи) (июль 1990 г.)
Выбрать лекции
[ редактировать ]- 1991: «Искусство в будущем» - N and A Inc.
- 1999: « Илья Кабаков : Жизнь и творчество Шарля Розенталя» - Арт-Тауэр Мито
- 2003: «Симпозиум: Деятельность ЕАТ » - Межкоммуникационный центр НТТ.
- 2010: «Форма художественного музея будущего» - Дом Бенессе, Наосима.
- 2010: «Искусство и технологии в послевоенной Японии» - Музей современного искусства, Камакура и Хаяма.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д «Вспоминая Юсуке Накахара (1931–2011) — ART iT» . Проверено 4 августа 2023 г. .
- ^ Гарднер, Энтони и Чарльз Грин. Биеннале, триеннале и Документа: выставки, создавшие современное искусство. 1-е изд. Уайли-Блэквелл, 2016.
- ^ «Разговор об искусстве: точка зрения Юсуке Накахара». Time Out Токио, 5 февраля 2016 г. https://www.timeout.com/tokyo/art/talking-about-art-the-viewpoint-of-yusuke-nakahara.
- ^ «Коджи Энокура | ХУДОЖНИКИ | 東京画廊 + BTAP TOKYO GALLERY + BEIJING TOKYO ART PROJECTS» . www.tokyo-gallery.com (на японском языке) . Проверено 4 августа 2023 г.
- ^ «Тацуо Кавагути: Отношения - Юсуке Накахара, или Критика как творение». Галерея Арт Фронт, 2019. https://artfrontgallery.com/en/exhibition/archive/2018_12/3763.html.
- ^ Jump up to: а б Савараги, Ной (14 сентября 2012 г.). «Ной Савараги: Заметки об искусстве и текущих событиях 26 - ART iT(アートイット)» . Проверено 4 августа 2023 г.
- ^ «Ной Савараги: Заметки об искусстве и текущих событиях 25 - ART iT» 2023 г. Проверено 4 августа .
- ^ Кан, Ынхи. «О кочевом сознании Кавары: автобиография «гражданина мира», Диссертация, Городской университет Нью-Йорка, 2004 г.
- ^ «Событие TAB: Разговоры об искусстве: точка зрения Юсуке Накахара». Tokyo Art Beat, 2016. https://www.tokyoartbeat.com/event/2016/A898.en.
- ^ Фарис, Джейми Гамильтон (2015). «Комнаты в Алиби: как смеющийся Генпэй создал капиталистическую реальность» . ARTMargins . 4 (3): 40–6 ISSN 2162-2574 .
- ^ «Разговор об искусстве» . Проверено 4 августа 2023 г.
- ^ «Энрико Кастеллани» . Фонд Энрико Кастеллани . Проверено 4 августа 2023 г.
- ^ Хаяши, Мичио и Мирьям Сас. Токио 1955–1970: Новый авангард. Под редакцией Дорьюна Чонга. Музей современного искусства, Нью-Йорк, 2012.
- ^ « Мир ИСИКО Дзюнзо: от искусства через мангу к китчу » . Джапан Таймс . 09.12.2011 . Проверено 4 августа 2023 г.
- ^ «Уловки и видение Моно-ха, TOKYO GALLERY + BTAP — artinasia.com» . www.artinasia.com . Проверено 4 августа 2023 г.
- ^ Фрогер, Лилиан (25 мая 2018 г.). «Японское искусство около 1970-х годов: технологии, окружающая среда, материя» . Искусствовед. Международные новости критической литературы о современном искусстве (50): 139–159. doi : 10.4000/critiquedart.29352 . ISSN 1246-8258 .
- ^ Оно, Масахару. «О« Уловках и видении »». Бюллетень 2 Университета искусства и культуры Сидзуока (2001): 70–70.
- ^ Накахара, Юске. «Дзиро Такамацу и мир двусмысленности». XXE Siecle (Франция) 38, вып. 46 (сентябрь 1976 г.): 121–27.
- ^ Китамура, Кэти (30 марта 2013 г.). «Токио 1955–1970» . Фриз .
- ^ «Об ЭКСПО-70 в Осаке» . Официальный сайт Музея Башни Солнца . Проверено 4 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Марио Гарсиа Торрес «Пространство, которое у нас есть (предложение для 10-й Токийской биеннале между человеком и материей)» » . Галерея Така Исии / Галерея Така Исии (на японском языке) . Проверено 4 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Томии, Рэйко (2011). «На пути к Токийской биеннале 1970 года: формы Интернационала в эпоху «международной современности» » . Обзор японской культуры и общества . 23 : 191–210. ISSN 0913-4700 . JSTOR 42801098 .
- ^ Мелвин, Джо. «Сет Сигелауб и Studio International: концептуальное искусство и производство». Эссе. В книге Сета Зигелауба: За пределами концептуального искусства, 466–77. Амстердам: Стеделикский музей, 2016.
- ^ Jump up to: а б с Гаттилья, Амбра. «Сигэо Анзай и 10-я Токийская биеннале». В конце концов, 21 июня 2016 г. https://www.afterall.org/article/shigeo-anza-and-the-10th-tokyo-biennale.
- ^ Тан, Элиза. «Токийская биеннале 1970 года как точка соприкосновения». Тейт Модерн, 2016. https://www.tate.org.uk/research/research-centres/tate-research-centre-asia/tokyo-biennale-1970-as-contact-point.
- ^ Зерник, Клелия. «Японское искусство после Фукусимы сквозь призму фестивалей». Критика искусства, нет. 49 (2017). https://journals.openedition.org/critiquedart/27197.
- ^ Торп, Харриет. «Сигэо Анзай: Индекс». Studio International, 29 декабря 2015 г. https://www.studiointernational.com/index.php/shigeo-anzai-index-i-review-white-rainbow-gallery-london.
- ^ Jump up to: а б Томии, Рэйко. Искусство, антиискусство, неискусство: эксперименты в общественной сфере в послевоенной Японии, 1950–1970. Лос-Анджелес, Калифорния: Исследовательский институт Гетти, 2007.
- ^ Адриасола, Игнасио. «Японская Венеция: Японский павильон на Венецианской биеннале и «псевдообъективность» Международного». Архив азиатского искусства 67, вып. 2 (2017): 209–36.
- ^ «Корея: пять художников, пять хинсеков «белых» | ВЫСТАВКИ | Токийская галерея + BTAP TOKYO GALLERY + BEIJING TOKYO ART PROJECTS» . www.tokyo-gallery.com (на японском языке) Проверено 4 августа 2023 г.
- ^ «Дансэхва: корейская монохромная живопись: все, что вам нужно знать» . publicdelivery.org . Проверено 4 августа 2023 г.
- ^ Лайлз, Роберт. «За пределами белого». АртАзиатско-Тихоокеанский регион, 2014, 76–83.
- ^ Попа, Роксана Флорина. «Чувство универсального монохрома». Customers4Fashion, 14 ноября 2017 г. https://customers4fashion.com/2017/11/14/a-sense-for-unvisual-monochrome/.
- ^ Суп, Юн Джин, Джоан Ки, Сэм Бардауил и Тилль Феллрат. «Кожа и поверхность». Frieze, 20 февраля 2015 г. https://www.frieze.com/article/skin-surface.
- ^ «Сайт поиска научных статей KISS» . Сайт поиска академических статей KISS (на корейском языке) . Проверено 4 августа 2023 г.
- ^ "Киотский университет Сейка". РИСД Глобал. По состоянию на 14 декабря 2021 г. https://global.risd.edu/exchange-partners/kyoto-seika-university.
- ^ «Выставки искусства и архитектуры | LIXIL GALLERY | ЖИВАЯ КУЛЬТУРА» . www.livingcultural.lixil . Проверено 4 августа 2023 г.
- ^ «Игра манер - японское искусство 1990 года». Арт-Тауэр Мито, 1990. https://www.arttowermito.or.jp/english/gallery/lineup/article_238.html.
- ^ «Художественный музей префектуры Хёго» . www.artm.pref.hyogo.jp . Проверено 4 августа 2023 г.
- ^ «О триеннале искусств Этиго-Цумари». Художественное поле Этиго-Цумари. По состоянию на 3 декабря 2021 г. https://www.echigo-tsumari.jp/en/about/.
- ^ Кумико, Сато. «Сатояма – место встречи людей и природы». Выделение Японии. Управление по связям с общественностью правительства Японии, февраль 2021 г. https://www.gov-online.go.jp/eng/publicity/book/hlj/html/202102/202102_11_en.html.
- ^ Роулингс, Эшли. «Новая местность». ArtAsiaPacific, нет. 73 (2011): 43–44.
- ^ Тадаси, Кавамата «Космология Накахара Юсуке», 2012. https://www.echigo-tsumari.jp/en/art/artwork/nakahara_yusuke_cosmology/.
- ^ Тейт. «Взгляд из Токио: между человеком и материей - выставка в галерее Тейт Модерн». Тейт. Проверено 08 августа 2021 г.