Симфония № 3 (Мендельсон)
Симфония № 3 ля минор | |
---|---|
шотландский | |
Феликс Мендельсон | |
![]() Рисунок композитора Эдуарда Бендеманна , 1833 год. | |
Ключ | Несовершеннолетний |
Опус | 56 |
Составленный | 1829 | –42
Выполненный | 3 марта 1842 г. |
Движения | четыре |
Симфония № 3 ля минор, соч. 56, MWV N 18, известная как « Шотландская» , — симфония Феликса Мендельсона , написанная между 1829 и 1842 годами.
История
[ редактировать ]Состав
[ редактировать ]Первоначально Мендельсон был вдохновлен на сочинение этой симфонии во время своего первого визита в Великобританию в 1829 году. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] После серии успешных выступлений в Лондоне Мендельсон вместе со своим другом Карлом Клингеманом отправился в пешеходную экскурсию по Шотландии. [ 4 ] 30 июля Мендельсон посетил руины часовни Холируд во дворце Холируд в Эдинбурге, где, как он рассказал своей семье в письме, он получил первоначальное вдохновение для создания произведения:
В глубоких сумерках мы сегодня отправились во дворец, где жила и любила королева Мария ... Часовня внизу теперь лишена крыши. Там и у разбитого алтаря, где Мария была коронована королевой Шотландии, растут трава и плющ. Все разрушено, обветшало, и льются ясные небеса. Кажется, я нашел там начало моей «Шотландской» симфонии. [ 5 ]
Наряду с этим описанием Мендельсон приложил к своему письму клочок бумаги с вступительными тактами того, что станет вступительной темой симфонии. [ 6 ] Через несколько дней Мендельсон и его спутник посетили западное побережье Шотландии и остров Стаффа, что, в свою очередь, вдохновило композитора начать Гебридские острова . [ 7 ] После завершения первой версии «Гебридских островов » Мендельсон продолжил работу над своими первоначальными набросками того, что впоследствии стало Симфонией № 3, во время гастролей по Италии. [ 3 ] Однако он изо всех сил пытался добиться прогресса и после 1831 года отложил эту работу в сторону. [ 3 ]
Точно неизвестно, когда Мендельсон возобновил работу над симфонией (эскизы предполагают, что он, возможно, вернулся к первой части в конце 1830-х годов), но он определенно серьезно работал над произведением к 1841 году и завершил симфонию в Берлине 20 января 1842 года. . [ 8 ] После первых выступлений он был немного переработан, всего было исключено 111 тактов материала. [ 9 ] а переработанная версия выполняется почти повсеместно. Хотя это была пятая и последняя из завершенных симфоний Мендельсона, она была третьей из опубликованных и впоследствии стала известна как Симфония № 3. [ 3 ] Любопытно, что, несмотря на то, что Мендельсон в 1829 году назвал это произведение своей семье своей «Шотландской симфонией», к тому времени, когда произведение было опубликовано в 1842 году, он никогда публично не обращал внимания на шотландское вдохновение симфонии, и остается спорным, намеревался ли он представить законченное произведение считается «шотландским». [ 10 ] Однако с тех пор, как после смерти композитора стало известно о шотландском происхождении, публике стало трудно не услышать, что это произведение напоминает дикие романтические пейзажи севера - даже если такие живописные ассоциации заставили публику упустить из виду многие другие музыкальные качества произведения. эта симфония.
Премьера
[ редактировать ]Премьера состоялась 3 марта 1842 года в лейпцигском Гевандхаусе .
Инструментарий
[ редактировать ]Произведение написано для оркестра, состоящего из двух флейт , двух гобоев , двух кларнетов си-бемоль и ля, двух фаготов , двух валторн до и ля, двух валторн ми, фа и ре, двух труб ре, литавр и струны .
Форма
[ редактировать ]Симфония Мендельсона состоит из четырех взаимосвязанных частей:
Необычно то, что Мендельсон отмечал части, которые нужно было исполнять без перерывов, и подчеркивал связь между частями симфонии, заставляя их расти из постоянной тематической трансформации оригинальной идеи, которую он записал в 1829 году и представленной в медленном вступлении к первой части. [ 11 ] Несмотря на эту насущную заботу о музыкальном единстве, эмоциональный размах произведения широк и состоит из мрачной и бурной первой части, радостной и довольно короткой второй части, медленной части, поддерживающей кажущуюся борьбу между любовью и судьбой, и финала, который занимает его компоненты из шотландского народного танца .
Оживленная вторая часть мелодично и ритмично выполнена в стиле шотландской народной музыки с использованием нот пентатоники и характерного шотландского снэп- ритма, хотя прямых цитат так и не обнаружено. Новизна заключается в коде финала, где Мендельсон вводит новую величественную тему ля мажор, завершающую произведение, контрастируя с остальной частью финала ля минор. Сродни гимну победы и задуман Мендельсоном как отсылка к хору с мужским голосом, этот финал возвращается к балладическому тону вступления первой части, трансформируя материал, который послужил источником первоначального вдохновения для произведения, которое Мендельсон написал двенадцатью годами ранее. [ 12 ] Современные музыканты, такие как Роберт Шуман, находили этот эффект весьма поэтичным, хотя некоторые критики более позднего двадцатого века выразили отвращение к «счастливому концу». [ 13 ] Дирижеру Отто Клемпереру , например, не понравилась эта кода, и он написал свой финал в духе, близком к общему характеру части. [ 14 ] Доступны записи его дирижирования обоих финалов. [ 15 ] [ 16 ] Удаление maestoso coda сильно меняет циклическую структуру, которую Мендельсон создал в четырех частях симфонии, и сегодня критики более склонны признавать оригинальный и прочный вклад композитора в симфонию девятнадцатого века. [ 17 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бромбергер, Эрик. «Симфония №3 «Шотландская» » . Филармоническая ассоциация Лос-Анджелеса. Архивировано из оригинала 17 октября 2013 года . Проверено 20 января 2013 г.
- ^ Палмер, Джон. «Симфония № 3 ля минор («Шотландская»), соч. 56» . Корпорация Рови . Проверено 20 января 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Родда, Ричард Э. «Симфония № 3 ля минор, Opus 56, «Шотландская» » . Центр исполнительских искусств Джона Ф. Кеннеди . Проверено 20 января 2013 г.
- ↑ См . «Путешествие на север» на веб-сайте Мендельсона в Шотландии , по состоянию на 9 января 2015 г.
- ^ Р. Ларри Тодд, «Мендельсон», в Д. Керн Холоман (редактор), Симфония девятнадцатого века (Нью-Йорк: Ширмер, 1997), стр. 78–107
- ↑ Оригинальный эскиз был записан Риккардо Шайи и оркестром Гевандхауса на «Открытиях Мендельсона» ( Decca CD 478 1525, 2009).
- ^ См . веб-сайт [1] , по состоянию на 9 января 2015 г.
- ^ Дуглас Ситон, «Проект экспозиции первой части «Шотландской» симфонии Мендельсона», Журнал Американского музыковедческого общества , 30 (1977), 129–35.
- ^ «Открытия Мендельсона» . Классика сегодня . Проверено 23 ноября 2021 г.
- ^ Томас Шмидт-Бест, «Насколько «шотландской» является «шотландская» симфония?», В Купере и Пранди, Мендельсоны: их музыка в истории (Oxford University Press, 2002), стр. 147–65.
- ^ Рей М. Лонгйир, «Циклическая форма и тональные отношения в «шотландской» симфонии Мендельсона», Только в теории , 4 (1979), 38–48.
- ^ Питер Мерсер-Тейлор, «Шотландская симфония Мендельсона и музыка немецкой памяти», Музыка 19-го века , 19 (1995), 68-82.
- ^ Роберт Шуман, «Симфонии для оркестра», Neue Zeitschrift für Musik , 18 (1843)
- ^ Уолтон, Крис (1 января 2004 г.). «Акт веры: Клемперер и «Шотландская» симфония». Музыкальные времена . 145 (1886): 35–50. дои : 10.2307/4149093 . JSTOR 4149093 .
- ^ шостакк (7 августа 2012 г.). «Мендельсон: Симфония № 3 «Шотландская» - Клемперер и филармонический оркестр» . Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 г. – на YouTube.
- ^ «Мендельсон: Симфония № 3 «Шотландская» (БРСО и Отто Клемперер)» . Ютуб . [ мертвая ссылка на YouTube ]
- ^ Бенедикт Тейлор, Мендельсон, Время и память: романтическая концепция циклической формы (Кембридж: Cambridge University Press, 2011), стр. 263-75.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Симфония № 3 ля минор, шотландская, соч. 56, 1-я часть на YouTube
- Симфония № 3 ля минор, шотландская, соч. 56, 2-я часть на YouTube
- Симфония № 3 ля минор, шотландская, соч. 56, 3-я часть на YouTube
- Симфония № 3 ля минор, шотландская, соч. 56, 4-я часть на YouTube
- Мендельсон - Симфония № 3 («Шотландская») – Руководство для начинающих – Обзор, анализ и лучшие записи – The Classic Review
- Симфония № 3 : партитуры в рамках проекта Международной библиотеки музыкальных партитур
- Полный балл
- Мендельсон в Шотландии