Сааб Сонет
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Сааб Сонет | |
---|---|
![]() Сонет I (тип 94) | |
Обзор | |
Производитель | Может автомобильный |
Производство | 1955–1957 1966–1974 |
Кузов и шасси | |
Тип кузова | Родстер Купе |
Saab Sonett — автомобиль, производившийся шведским автопроизводителем Saab в период с 1955 по 1957 год, а затем с 1966 по 1974 год. Sonetts разделяет двигатели и другие компоненты с Saab 93 , 95 и 96 той же эпохи. Он в основном предназначался для прибыльного американского экспортного рынка и лишь время от времени предлагался на внутреннем рынке Швеции (модельные годы 1968 и 1972). [1]
Первый прототип, теперь известный как Sonett I, представляет собой двухместный легкий гоночный родстер с открытым верхом, который десять лет спустя превратился в коммерчески распространяемые модели Sonett II, V4 и III.
Сонет I
[ редактировать ]Сонет I | |
---|---|
![]() | |
Обзор | |
Также называется | Saab 94, суперспортивные прототипы |
Производство | 1955–1957 |
Дизайнер | Шестнадцатый сезон |
Кузов и шасси | |
Тип кузова | 2-дверный и 2-местный родстер , с правым рулём |
Макет | Макет МФ |
Силовой агрегат | |
Двигатель | Трехцилиндровый двухтактный двигатель Saab объемом 748 куб.см. |
Размеры | |
Снаряженная масса | 600 кг (1323 фунта) |
Хронология | |
Преемник | Сааб Сонет II |
В 1950-х годах Рольф Мелльде — разработчик двигателей Saab и любитель гонок — вместе с Ларсом Оловом Олссоном, Олле Линдквистом и Готтой Свенссоном спроектировали прототип двухместного родстера в сарае в Осаке , недалеко от Тролльхеттана (место расположения главного завода Saab). производственное помещение). Ограниченный научно-исследовательский проект с общим бюджетом всего в 75 000 шведских крон стал известен как Sonett , название, происходящее от шведской фразы Så nätt den är («какой это аккуратный») или, более буквально, «это так». аккуратно»), предположительно сказал Мелльде, столкнувшись с прототипом. [1]
Saab Sonett , также называемый Super Sport или Saab 94 , был представлен 16 марта 1956 года на стокгольмском автосалоне Bilsalong . Sonett I , оснащенный трехцилиндровым двухтактным двигателем объемом 748 куб.см и мощностью 57,5 лошадиных сил (42,9 кВт) и 70-килограммовым (150 фунтов) алюминиевым коробчатым шасси от шведского дизайнера Сикстена Сасона , представлял собой усовершенствованный легкий автомобиль массой 600 кг (1323 кг). б) гонщик, основанный на концепции конструкции самолета. [2]

При прогнозируемой максимальной скорости 120 миль в час (190 км/ч) Sonett I имел перспективу успеха на европейских гоночных трассах, а на 1957 год было запланировано производство 2000 единиц. Однако правила гоночных соревнований изменились, что позволило внести изменения. серийные автомобили были переведены в гоночные классы, которые Saab предполагал для своего специально построенного Sonett, и экономическая и маркетинговая жизнеспособность проекта исчезла.
В период с 1955 по начало 1957 года было выпущено всего шесть автомобилей Sonett I, все с правым рулём . Оригинальный прототип, известный как «№ 1» и построенный вручную с корпусом из стеклопластика (GRP, или «стекловолокно»), послужил эталонной моделью для остальных пяти автомобилей. Чрезвычайно редкий автомобиль, в США существует всего два Sonett. [3] Шасси номер 2 находилось в коллекции GM Heritage Center, но было продано компании Saab Cars North America (SCNA) после банкротства GM в 2009 году. После того, как Saab тоже обанкротился в 2012 году, он был продан Музею автомобилей Saab Heritage в США в Южной Дакоте. [4]
В сентябре 1996 года раллийный гонщик Эрик Карлссон побил шведский рекорд в классе двигателей объемом менее 750 куб.см, разогнавшись до скорости 159,4 км/ч (99,0 миль в час) на отреставрированном оригинальном прототипе Sonett I «№ 1». [5]
Сонет II
[ редактировать ]Сонет II и V4 | |
---|---|
![]() Сонет II (1966) | |
Обзор | |
Также называется | будет 97 |
Производство | 1966–1969 |
Дизайнер | Бьёрн Карлстрём |
Кузов и шасси | |
Тип кузова | купе , левый руль |
Макет | макет ФФ |
Силовой агрегат | |
Двигатель | объемом 841 куб.см Двухтактный Saab I3 объемом 1498 куб.см. Двигатель Ford Taunus V4 |
Хронология | |
Предшественник | Сааб Сонет I |
Преемник | Сааб Сонетт III |
В начале 1960-х годов Бьёрн Карлстрем, иллюстратор самолетов и автомобилей, и Вальтер Керн [6] Инженер Массачусетского технологического института независимо предложил двухместный родстер с компонентами Saab и двухтактным двигателем под названием «Шрайк». два прототипа Было разработано : Saab MFI13 компании Malmö Flygindustri и Saab Catherina компании Sixten Sason .
После некоторых модификаций MFI13 был запущен в ограниченное производство (28 единиц) в 1966 году как Sonett II , выпускавшийся на заводе Aktiebolaget Svenska Järnvägsverkstäderna (ASJ) в Арлёве . Внутри Saab он получил обозначение Model 97. Еще 230 единиц было собрано в 1967 году, но поскольку двухтактный двигатель становился все более неконкурентоспособным на рынке США, переход на двигатель Ford Taunus V4. в середине производства 1967 года был произведен году, и модель была переименована в Sonett V4. Помимо двигателя и связанной с ним трансмиссии, Sonett II и Sonett V4 имеют общие компоненты. [7] Дополнительный вес потребовал некоторого усиления шасси и элементов подвески, а колеса были на полдюйма шире, чем четырехдюймовые, используемые на Sonett II. [8] Примерно 50 процентов продукции Sonett II сохранилось, сохранилось или поддерживается музеями, коллекционерами и энтузиастами гонок. [7] [ не удалось пройти проверку ] 1967 год стал последним легковым автомобилем с двухтактным двигателем, проданным новым в Соединенных Штатах. [9]
Как и прототип Sonett I, кузов Sonett II из стекловолокна был прикреплен болтами к шасси коробчатого типа с добавленной дугой безопасности для поддержки жесткой крыши. Вся передняя часть капота откидывалась вперед, обеспечивая легкий доступ к двигателю, трансмиссии и передней подвеске. Оснащенный трехцилиндровым двухтактным двигателем мощностью 60 л.с. (44 кВт; 59 л.с.), Sonett II достиг скорости от 0 до 100 км/ч (0–62 миль в час) за 12,5 секунды, а максимальная скорость - 150 км. / ч (93 миль в час). Все Sonett II имели левый руль (LHD).

Разработанный как гоночный автомобиль, Sonett II успешно конкурировал с другими небольшими европейскими спортивными автомобилями, включая Austin-Healey Sprite и Triumph Spitfire , в гонках Клуба спортивных автомобилей Америки (SCCA) того периода. [ нужна ссылка ] Из-за низкого объема производства Sonett II были дисквалифицированы из некоторых соревнований. К 1967 году двухтактный двигатель не соответствовал стандартам США по контролю выбросов. [10] В 2011 году двухтактный Sonett II развил скорость 109 миль в час (175 км/ч) на солончаках Бонневиль . [11] Из 28 Sonett II, выпущенных в 1966 году, все были оснащены трехцилиндровыми двухтактными двигателями объемом 841 куб.см. SAAB производил серийные номера с 29 по 258 с двухтактным двигателем, серийный номер 259 был первым автомобилем Sonett с двигателем V4.
Все трансмиссии Sonett II имели механизм свободного хода , который можно было включать и выключать во время движения с помощью рукоятки, расположенной рядом с педалью газа. Обгонная муфта требовалась в обычных (двигателях без масляного насоса) двухтактных двигателях SAAB, но не в гоночных двигателях с системой впрыска масла, питаемой из расходного бака, а также в Sonett V4, поскольку у него был четырехтактный двигатель с обычная рециркуляционная смазка под давлением.
с двигателем Škoda ÚVMV 1100 GT был основан на Sonett II.
Сонет V4
[ редактировать ]
Когда компания Saab начала использовать двигатель Ford Taunus V4 в своих моделях 95, 96 и Monte Carlo , модернизация малосерийного Sonett II стала экономически целесообразной. Sonett V4 был представлен с двигателем Ford V4 объемом 1500 куб.см в середине 1967 модельного года, начиная с серийного номера 259. Новый «выпуклый» капот , разработанный Гуннаром А. Шегреном , потребовался для очистки более крупного двигателя V4 с небольшое смещение вправо, чтобы не загораживать обзор водителю. Эта асимметричная форма капота, критикуемая как автомобильной прессой, так и внутри самого Saab, послужила мотивацией для редизайна Sonett III 1970 года.
Двигатель Ford V4 производил 65 л.с. (48 кВт) и в сочетании с легким шасси автомобиля и конструкцией из стекловолокна позволял модели V4 разгоняться от 0 до 100 км/ч (от 0 до 62 миль в час) за 12,5 секунды с максимальной скоростью. скорость 160 км/ч (99 миль в час). Приборная панель V4 была черной с морщинистой отделкой, в отличие от деревянной панели, используемой в Sonett II. [8]
Вслед за малосерийными Sonett II 1966–67 годов компания Saab увеличила производство Sonett V4, чтобы удовлетворить минимальные требования SCCA, собрав 70 единиц в переходный 1967 год, 900 единиц в 1968 году и 640 единиц в последний 1969 производственный год - всего 1610 автомобилей Sonett V4. Модели 1969 года можно узнать по более высоким спинкам сидений и наличию крышки бардачка, а также стал несколько более эффективным обогреватель. [1]
Хотя Sonett V4 собирался в Швеции, почти вся продукция была экспортирована в Соединенные Штаты, рекомендованная розничная цена составляла от 3200 до 3800 долларов США (от 26 587 до 31 572 долларов США в сегодняшних долларах). В дополнение к необычному корпусу из стекловолокна Sonett V4 отличался передовыми для своего времени функциями безопасности, в том числе дугой безопасности , трехточечными ремнями безопасности и ковшеобразными сиденьями с высокой спинкой для защиты от хлыстовой травмы. Sonett V4 также имел несколько странностей по сравнению со стандартными американскими спортивными автомобилями, такими как, например, Corvette , например, передний привод; муфта свободного хода, которая автоматически отключается, когда педаль акселератора больше не нажимается, и переключатель, установленный на колонке , а не типичный переключатель, установленный на полу.
Несмотря на слабый маркетинг Saab, необычные характеристики и необычный дизайн, Sonett V4 нашел свою нишу на рынке в США, чему способствовали успешные гоночные выступления SCCA Sonett II. Его основными конкурентами были британские родстеры, в том числе MG Midget и MG MGB , Triumph TR5 , TVR Grantura и Austin-Healey Sprite Mark IV .
Закон о чистом воздухе 1970 года вызвал технические изменения в системе контроля выбросов Ford V4, которые было трудно согласовать с типом кузова Sonett II / V4, что затем привело к редизайну Sonett III.
Сонет III
[ редактировать ]Сааб Сонетт III | |
---|---|
![]() | |
Обзор | |
Также называется | будет 97 |
Производство | 1970–1974 |
Дизайнер | Серджио Коджиола , Гуннар А. Шегрен |
Кузов и шасси | |
Тип кузова | купе , левый руль |
Макет | макет ФФ |
Связанный | Сааб Сонет II |
Силовой агрегат | |
Двигатель | Двигатель Форд Таунус V4. |
Размеры | |
Колесная база | 2150 мм (84,6 дюйма) |
Длина | 3900 мм (153,5 дюйма) |
Ширина | 1500 мм (59,1 дюйма) |
Снаряженная масса | 880 кг (1940 фунтов) |
Хронология | |
Предшественник | Saab Sonett V4 (кузов Sonett II с двигателем Ford V4) |
Модернизация Sonett V4, названная Sonett III , в 1970 году была первоначально предпринята Серджио Коджиолой , но Гуннар А. Шегрен изменил ее, чтобы она соответствовала существующему шасси Sonett II без дорогостоящих изменений производственной линии. Откидное заднее стекло заменило люк заднего отсека Sonett II / V4. Благодаря требованию сделать капот «без выпуклостей» проем моторного отсека превратился в небольшую переднюю всплывающую панель, что привело к более ограниченному доступу, чем в Sonett V4. Обширные работы двигателя потребовали снятия всей передней части капота.

Чтобы помочь адаптировать автомобиль к вкусам рынка США, Sonett III имел напольный переключатель передач (вместо переключателя Sonett V4, установленного на колонке) и дополнительный кондиционер, устанавливаемый дилером . Sonett III Скрытые фары управлялись вручную с помощью рычага. После 1972 года правила безопасности США потребовали новых ударостойких бамперов на низких скоростях , что значительно умаляло его дизайн в итальянском стиле. Все Sonett III были с левым рулем.
Хотя модели 1970 и 1971 годов изначально имели тот же двигатель Ford Taunus V4 объемом 1500 куб.см, что и Sonett V4, требования к контролю выбросов снизили доступную мощность. В моделях Sonett III с 1972 по 1974 годы использовался Ford V4 объемом 1700 куб.см, но в соответствии со все более строгими федеральными нормами полезная выходная мощность оставалась такой же, как у двигателя объемом 1500 куб.см, и составляла 65 лошадиных сил (48 кВт). [12] Тем не менее, Sonett III разгонялся до 0–100 км/ч (0–62 миль в час) за 13 секунд, и — из-за более высокого дифференциала передаточного числа (42 зубца на коронной шестерне и 9 зубьев на ведущей шестерне), чем стандартный. Трансмиссия 95/96 (39:8) — максимальная скорость составила 165 км/ч (103 мили в час), чему способствовал коэффициент лобового сопротивления 0,31 кд.

Неутешительные продажи, особенно во время нефтяного кризиса 1973 года, вынудили Saab прекратить производство в конце 1974 года. Всего с 1970 по 1974 год было произведено 8368 автомобилей Sonett III.
К тому времени общий объем производства моделей Sonett II, Sonett V4 и Sonett III достиг 10 236 единиц. [13]
В это время президент Saab USA Йонас Чельберг был заинтересован в создании нового поколения Sonett в сотрудничестве с Reliant и стилем Тома Карена из Ogle Design в рамках сделки, по которой последний будет проектировать, проектировать и собирать автомобиль для рынка США. Однако проект был прекращен, когда правление Saab отклонило эти предложения, когда Чельберг представил бизнес-план Reliant для нового Sonett. [14]
SAAB также использовала Sonett III для тестовых сборок, оснащенных паровым двигателем с циклом Ренкина . Один из тестовых автомобилей уцелел и был выставлен на аукционе в Стокгольме в июле 2019 года. [15]
Отменен новый Сонетт
[ редактировать ]Название Sonett планировалось возродить как серийную версию концепта Saab PhoeniX . Разработанный Джейсоном Кастриотой как доступный автомобиль-ореол для Saab, это должен был быть спортивный автомобиль 2+2 мощностью до 400 л.с. в максимальной форме и использовать новую платформу Phoenix, которая легла бы в основу следующего поколения 9-3 и 9. -1 компактный. Эти проекты были отменены после роспуска Saab в 2012 году. [16] [17] [18]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Ниблад, Фредрик (май 2018 г.). «Поиграй со мной!» [Играй со мной!]. Классика (на шведском языке). Том. 15, нет. 5. Стокгольм, Швеция: OK Förlaget AB. стр. 35.
- ^ «Спортбилен: Saab Sonett Filler 50» . Sportbilen.se. 13 октября 2006 г. Архивировано из оригинала 25 июля 2011 г. Проверено 29 июля 2011 г.
- ^ «Фотографии USA Sonett I, 1985 год» . Webmiscellany.net. 9 апреля 2011 года . Проверено 29 июля 2011 г.
- ^ Донни, Том (26 октября 2018 г.). «Выбор дилера: модель Saab 94 Sonett Super Sport #2» . Музей автомобилей Saab Heritage, США. Архивировано из оригинала 28 июня 2022 года.
- ^ «Изображения, информация и история Saab Sonett Super Sport 1956 года (модель 94)» . Концепткарз . Conceptcarz.com . Проверено 9 мая 2009 г.
- ^ «Начало Saab Sonett» . Как все работает . Проверено 9 мая 2009 г.
- ^ Jump up to: а б SaabSonett.org. «СаабСонетт.орг» . SaabSonett.org . Проверено 9 мая 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Ниблад , с. 34
- ^ https://www.motortrend.com/news/two-stroke-engines-expected-revival/
- ^ «Информация и история Saab Sonett II 1967 года» . Концепткарз . Conceptcarz.com . Проверено 9 мая 2009 г.
- ^ Inside.saab.com. Архивировано 3 ноября 2011 г. на Wayback Machine.
- ^ «Все модели 95, 96 и 97 для США по состоянию на осень 1970 года были оснащены 1,7-литровым двигателем V4. Мощность осталась такой же, как и раньше: 65 л.с.», Гуннар А. Шегрен , « SAAB Способ '.
- ^ « Путь Saab », Гуннар А. Шегрен
- ^ Пейн, Элвис (2016). Компания «Релайант Мотор» . п. 90. ИСБН 978-1908347367 .
- ^ Аукционный дом КОЛОНН
- ^ Кондон, Джош (21 октября 2013 г.). «Впервые обнаружены утраченные конструкции Saab» . Дорога и трек . Проверено 24 июля 2021 г.
- ^ Винкер, Тим (20 февраля 2013 г.). «История Феникса 9-3» . Саабс Юнайтед . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года.
- ^ Холлоуэй, Хилтон (14 апреля 2013 г.). «Впечатляющее купе Sonett 9-3 погибло в результате крушения Saab» . Автокар . Проверено 24 июля 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]