Jump to content

Сааб Сонет

(Перенаправлено с Saab 94 )

Сааб Сонет
Сонет I (тип 94)
Обзор
Производитель Может автомобильный
Производство 1955–1957
1966–1974
Кузов и шасси
Тип кузова Родстер
Купе

Saab Sonett автомобиль, производившийся шведским автопроизводителем Saab в период с 1955 по 1957 год, а затем с 1966 по 1974 год. Sonetts разделяет двигатели и другие компоненты с Saab 93 , 95 и 96 той же эпохи. Он в основном предназначался для прибыльного американского экспортного рынка и лишь время от времени предлагался на внутреннем рынке Швеции (модельные годы 1968 и 1972). [1]

Первый прототип, теперь известный как Sonett I, представляет собой двухместный легкий гоночный родстер с открытым верхом, который десять лет спустя превратился в коммерчески распространяемые модели Sonett II, V4 и III.

Сонет I
Обзор
Также называется Saab 94, суперспортивные прототипы
Производство 1955–1957
Дизайнер Шестнадцатый сезон
Кузов и шасси
Тип кузова 2-дверный и 2-местный родстер , с правым рулём
Макет Макет МФ
Силовой агрегат
Двигатель Трехцилиндровый двухтактный двигатель Saab объемом 748 куб.см.
Размеры
Снаряженная масса 600 кг (1323 фунта)
Хронология
Преемник Сааб Сонет II

В 1950-х годах Рольф Мелльде — разработчик двигателей Saab и любитель гонок — вместе с Ларсом Оловом Олссоном, Олле Линдквистом и Готтой Свенссоном спроектировали прототип двухместного родстера в сарае в Осаке , недалеко от Тролльхеттана (место расположения главного завода Saab). производственное помещение). Ограниченный научно-исследовательский проект с общим бюджетом всего в 75 000 шведских крон стал известен как Sonett , название, происходящее от шведской фразы Så nätt den är («какой это аккуратный») или, более буквально, «это так». аккуратно»), предположительно сказал Мелльде, столкнувшись с прототипом. [1]

Saab Sonett , также называемый Super Sport или Saab 94 , был представлен 16 марта 1956 года на стокгольмском автосалоне Bilsalong . Sonett I , оснащенный трехцилиндровым двухтактным двигателем объемом 748 куб.см и мощностью 57,5 ​​лошадиных сил (42,9 кВт) и 70-килограммовым (150 фунтов) алюминиевым коробчатым шасси от шведского дизайнера Сикстена Сасона , представлял собой усовершенствованный легкий автомобиль массой 600 кг (1323 кг). б) гонщик, основанный на концепции конструкции самолета. [2]

Saab Sonett I, вид сзади

При прогнозируемой максимальной скорости 120 миль в час (190 км/ч) Sonett I имел перспективу успеха на европейских гоночных трассах, а на 1957 год было запланировано производство 2000 единиц. Однако правила гоночных соревнований изменились, что позволило внести изменения. серийные автомобили были переведены в гоночные классы, которые Saab предполагал для своего специально построенного Sonett, и экономическая и маркетинговая жизнеспособность проекта исчезла.

В период с 1955 по начало 1957 года было выпущено всего шесть автомобилей Sonett I, все с правым рулём . Оригинальный прототип, известный как «№ 1» и построенный вручную с корпусом из стеклопластика (GRP, или «стекловолокно»), послужил эталонной моделью для остальных пяти автомобилей. Чрезвычайно редкий автомобиль, в США существует всего два Sonett. [3] Шасси номер 2 находилось в коллекции GM Heritage Center, но было продано компании Saab Cars North America (SCNA) после банкротства GM в 2009 году. После того, как Saab тоже обанкротился в 2012 году, он был продан Музею автомобилей Saab Heritage в США в Южной Дакоте. [4]

В сентябре 1996 года раллийный гонщик Эрик Карлссон побил шведский рекорд в классе двигателей объемом менее 750 куб.см, разогнавшись до скорости 159,4 км/ч (99,0 миль в час) на отреставрированном оригинальном прототипе Sonett I «№ 1». [5]

Сонет II и V4
Сонет II (1966)
Обзор
Также называется будет 97
Производство 1966–1969
Дизайнер Бьёрн Карлстрём
Кузов и шасси
Тип кузова купе , левый руль
Макет макет ФФ
Силовой агрегат
Двигатель объемом 841 куб.см Двухтактный Saab I3
объемом 1498 куб.см. Двигатель Ford Taunus V4
Хронология
Предшественник Сааб Сонет I
Преемник Сааб Сонетт III

В начале 1960-х годов Бьёрн Карлстрем, иллюстратор самолетов и автомобилей, и Вальтер Керн [6] Инженер Массачусетского технологического института независимо предложил двухместный родстер с компонентами Saab и двухтактным двигателем под названием «Шрайк». два прототипа Было разработано : Saab MFI13 компании Malmö Flygindustri и Saab Catherina компании Sixten Sason .

После некоторых модификаций MFI13 был запущен в ограниченное производство (28 единиц) в 1966 году как Sonett II , выпускавшийся на заводе Aktiebolaget Svenska Järnvägsverkstäderna (ASJ) в Арлёве . Внутри Saab он получил обозначение Model 97. Еще 230 единиц было собрано в 1967 году, но поскольку двухтактный двигатель становился все более неконкурентоспособным на рынке США, переход на двигатель Ford Taunus V4. в середине производства 1967 года был произведен году, и модель была переименована в Sonett V4. Помимо двигателя и связанной с ним трансмиссии, Sonett II и Sonett V4 имеют общие компоненты. [7] Дополнительный вес потребовал некоторого усиления шасси и элементов подвески, а колеса были на полдюйма шире, чем четырехдюймовые, используемые на Sonett II. [8] Примерно 50 процентов продукции Sonett II сохранилось, сохранилось или поддерживается музеями, коллекционерами и энтузиастами гонок. [7] [ не удалось пройти проверку ] 1967 год стал последним легковым автомобилем с двухтактным двигателем, проданным новым в Соединенных Штатах. [9]

Как и прототип Sonett I, кузов Sonett II из стекловолокна был прикреплен болтами к шасси коробчатого типа с добавленной дугой безопасности для поддержки жесткой крыши. Вся передняя часть капота откидывалась вперед, обеспечивая легкий доступ к двигателю, трансмиссии и передней подвеске. Оснащенный трехцилиндровым двухтактным двигателем мощностью 60 л.с. (44 кВт; 59 л.с.), Sonett II достиг скорости от 0 до 100 км/ч (0–62 миль в час) за 12,5 секунды, а максимальная скорость - 150 км. / ч (93 миль в час). Все Sonett II имели левый руль (LHD).

Задняя часть двухтактного Sonett II 1966 года выпуска.

Разработанный как гоночный автомобиль, Sonett II успешно конкурировал с другими небольшими европейскими спортивными автомобилями, включая Austin-Healey Sprite и Triumph Spitfire , в гонках Клуба спортивных автомобилей Америки (SCCA) того периода. [ нужна ссылка ] Из-за низкого объема производства Sonett II были дисквалифицированы из некоторых соревнований. К 1967 году двухтактный двигатель не соответствовал стандартам США по контролю выбросов. [10] В 2011 году двухтактный Sonett II развил скорость 109 миль в час (175 км/ч) на солончаках Бонневиль . [11] Из 28 Sonett II, выпущенных в 1966 году, все были оснащены трехцилиндровыми двухтактными двигателями объемом 841 куб.см. SAAB производил серийные номера с 29 по 258 с двухтактным двигателем, серийный номер 259 был первым автомобилем Sonett с двигателем V4.

Все трансмиссии Sonett II имели механизм свободного хода , который можно было включать и выключать во время движения с помощью рукоятки, расположенной рядом с педалью газа. Обгонная муфта требовалась в обычных (двигателях без масляного насоса) двухтактных двигателях SAAB, но не в гоночных двигателях с системой впрыска масла, питаемой из расходного бака, а также в Sonett V4, поскольку у него был четырехтактный двигатель с обычная рециркуляционная смазка под давлением.

с двигателем Škoda ÚVMV 1100 GT был основан на Sonett II.

СААБ Сонет V4 1968 года

Когда компания Saab начала использовать двигатель Ford Taunus V4 в своих моделях 95, 96 и Monte Carlo , модернизация малосерийного Sonett II стала экономически целесообразной. Sonett V4 был представлен с двигателем Ford V4 объемом 1500 куб.см в середине 1967 модельного года, начиная с серийного номера 259. Новый «выпуклый» капот , разработанный Гуннаром А. Шегреном , потребовался для очистки более крупного двигателя V4 с небольшое смещение вправо, чтобы не загораживать обзор водителю. Эта асимметричная форма капота, критикуемая как автомобильной прессой, так и внутри самого Saab, послужила мотивацией для редизайна Sonett III 1970 года.

Двигатель Ford V4 производил 65 л.с. (48 кВт) и в сочетании с легким шасси автомобиля и конструкцией из стекловолокна позволял модели V4 разгоняться от 0 до 100 км/ч (от 0 до 62 миль в час) за 12,5 секунды с максимальной скоростью. скорость 160 км/ч (99 миль в час). Приборная панель V4 была черной с морщинистой отделкой, в отличие от деревянной панели, используемой в Sonett II. [8]

Вслед за малосерийными Sonett II 1966–67 годов компания Saab увеличила производство Sonett V4, чтобы удовлетворить минимальные требования SCCA, собрав 70 единиц в переходный 1967 год, 900 единиц в 1968 году и 640 единиц в последний 1969 производственный год - всего 1610 автомобилей Sonett V4. Модели 1969 года можно узнать по более высоким спинкам сидений и наличию крышки бардачка, а также стал несколько более эффективным обогреватель. [1]

Хотя Sonett V4 собирался в Швеции, почти вся продукция была экспортирована в Соединенные Штаты, рекомендованная розничная цена составляла от 3200 до 3800 долларов США (от 26 587 до 31 572 долларов США в сегодняшних долларах). В дополнение к необычному корпусу из стекловолокна Sonett V4 отличался передовыми для своего времени функциями безопасности, в том числе дугой безопасности , трехточечными ремнями безопасности и ковшеобразными сиденьями с высокой спинкой для защиты от хлыстовой травмы. Sonett V4 также имел несколько странностей по сравнению со стандартными американскими спортивными автомобилями, такими как, например, Corvette , например, передний привод; муфта свободного хода, которая автоматически отключается, когда педаль акселератора больше не нажимается, и переключатель, установленный на колонке , а не типичный переключатель, установленный на полу.

Несмотря на слабый маркетинг Saab, необычные характеристики и необычный дизайн, Sonett V4 нашел свою нишу на рынке в США, чему способствовали успешные гоночные выступления SCCA Sonett II. Его основными конкурентами были британские родстеры, в том числе MG Midget и MG MGB , Triumph TR5 , TVR Grantura и Austin-Healey Sprite Mark IV .

Закон о чистом воздухе 1970 года вызвал технические изменения в системе контроля выбросов Ford V4, которые было трудно согласовать с типом кузова Sonett II / V4, что затем привело к редизайну Sonett III.

Сааб Сонетт III
Обзор
Также называется будет 97
Производство 1970–1974
Дизайнер Серджио Коджиола , Гуннар А. Шегрен
Кузов и шасси
Тип кузова купе , левый руль
Макет макет ФФ
Связанный Сааб Сонет II
Силовой агрегат
Двигатель Двигатель Форд Таунус V4.
Размеры
Колесная база 2150 мм (84,6 дюйма)
Длина 3900 мм (153,5 дюйма)
Ширина 1500 мм (59,1 дюйма)
Снаряженная масса 880 кг (1940 фунтов)
Хронология
Предшественник Saab Sonett V4 (кузов Sonett II с двигателем Ford V4)

Модернизация Sonett V4, названная Sonett III , в 1970 году была первоначально предпринята Серджио Коджиолой , но Гуннар А. Шегрен изменил ее, чтобы она соответствовала существующему шасси Sonett II без дорогостоящих изменений производственной линии. Откидное заднее стекло заменило люк заднего отсека Sonett II / V4. Благодаря требованию сделать капот «без выпуклостей» проем моторного отсека превратился в небольшую переднюю всплывающую панель, что привело к более ограниченному доступу, чем в Sonett V4. Обширные работы двигателя потребовали снятия всей передней части капота.

Приборная панель Saab Sonett III 1972 года выпуска

Чтобы помочь адаптировать автомобиль к вкусам рынка США, Sonett III имел напольный переключатель передач (вместо переключателя Sonett V4, установленного на колонке) и дополнительный кондиционер, устанавливаемый дилером . Sonett III Скрытые фары управлялись вручную с помощью рычага. После 1972 года правила безопасности США потребовали новых ударостойких бамперов на низких скоростях , что значительно умаляло его дизайн в итальянском стиле. Все Sonett III были с левым рулем.

Хотя модели 1970 и 1971 годов изначально имели тот же двигатель Ford Taunus V4 объемом 1500 куб.см, что и Sonett V4, требования к контролю выбросов снизили доступную мощность. В моделях Sonett III с 1972 по 1974 годы использовался Ford V4 объемом 1700 куб.см, но в соответствии со все более строгими федеральными нормами полезная выходная мощность оставалась такой же, как у двигателя объемом 1500 куб.см, и составляла 65 лошадиных сил (48 кВт). [12] Тем не менее, Sonett III разгонялся до 0–100 км/ч (0–62 миль в час) за 13 секунд, и — из-за более высокого дифференциала передаточного числа (42 зубца на коронной шестерне и 9 зубьев на ведущей шестерне), чем стандартный. Трансмиссия 95/96 (39:8) — максимальная скорость составила 165 км/ч (103 мили в час), чему способствовал коэффициент лобового сопротивления 0,31 кд.

Вид сзади на Saab Sonett III 1972 года выпуска зеленого цвета.

Неутешительные продажи, особенно во время нефтяного кризиса 1973 года, вынудили Saab прекратить производство в конце 1974 года. Всего с 1970 по 1974 год было произведено 8368 автомобилей Sonett III.

К тому времени общий объем производства моделей Sonett II, Sonett V4 и Sonett III достиг 10 236 единиц. [13]

В это время президент Saab USA Йонас Чельберг был заинтересован в создании нового поколения Sonett в сотрудничестве с Reliant и стилем Тома Карена из Ogle Design в рамках сделки, по которой последний будет проектировать, проектировать и собирать автомобиль для рынка США. Однако проект был прекращен, когда правление Saab отклонило эти предложения, когда Чельберг представил бизнес-план Reliant для нового Sonett. [14]

SAAB также использовала Sonett III для тестовых сборок, оснащенных паровым двигателем с циклом Ренкина . Один из тестовых автомобилей уцелел и был выставлен на аукционе в Стокгольме в июле 2019 года. [15]

Отменен новый Сонетт

[ редактировать ]

Название Sonett планировалось возродить как серийную версию концепта Saab PhoeniX . Разработанный Джейсоном Кастриотой как доступный автомобиль-ореол для Saab, это должен был быть спортивный автомобиль 2+2 мощностью до 400 л.с. в максимальной форме и использовать новую платформу Phoenix, которая легла бы в основу следующего поколения 9-3 и 9. -1 компактный. Эти проекты были отменены после роспуска Saab в 2012 году. [16] [17] [18]

  1. ^ Jump up to: а б с Ниблад, Фредрик (май 2018 г.). «Поиграй со мной!» [Играй со мной!]. Классика (на шведском языке). Том. 15, нет. 5. Стокгольм, Швеция: OK Förlaget AB. стр. 35.
  2. ^ «Спортбилен: Saab Sonett Filler 50» . Sportbilen.se. 13 октября 2006 г. Архивировано из оригинала 25 июля 2011 г. Проверено 29 июля 2011 г.
  3. ^ «Фотографии USA Sonett I, 1985 год» . Webmiscellany.net. 9 апреля 2011 года . Проверено 29 июля 2011 г.
  4. ^ Донни, Том (26 октября 2018 г.). «Выбор дилера: модель Saab 94 Sonett Super Sport #2» . Музей автомобилей Saab Heritage, США. Архивировано из оригинала 28 июня 2022 года.
  5. ^ «Изображения, информация и история Saab Sonett Super Sport 1956 года (модель 94)» . Концепткарз . Conceptcarz.com . Проверено 9 мая 2009 г.
  6. ^ «Начало Saab Sonett» . Как все работает . Проверено 9 мая 2009 г.
  7. ^ Jump up to: а б SaabSonett.org. «СаабСонетт.орг» . SaabSonett.org . Проверено 9 мая 2009 г.
  8. ^ Jump up to: а б Ниблад , с. 34
  9. ^ https://www.motortrend.com/news/two-stroke-engines-expected-revival/
  10. ^ «Информация и история Saab Sonett II 1967 года» . Концепткарз . Conceptcarz.com . Проверено 9 мая 2009 г.
  11. ^ Inside.saab.com. Архивировано 3 ноября 2011 г. на Wayback Machine.
  12. ^ «Все модели 95, 96 и 97 для США по состоянию на осень 1970 года были оснащены 1,7-литровым двигателем V4. Мощность осталась такой же, как и раньше: 65 л.с.», Гуннар А. Шегрен , « SAAB Способ '.
  13. ^ « Путь Saab », Гуннар А. Шегрен
  14. ^ Пейн, Элвис (2016). Компания «Релайант Мотор» . п. 90. ИСБН  978-1908347367 .
  15. ^ Аукционный дом КОЛОНН
  16. ^ Кондон, Джош (21 октября 2013 г.). «Впервые обнаружены утраченные конструкции Saab» . Дорога и трек . Проверено 24 июля 2021 г.
  17. ^ Винкер, Тим (20 февраля 2013 г.). «История Феникса 9-3» . Саабс Юнайтед . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года.
  18. ^ Холлоуэй, Хилтон (14 апреля 2013 г.). «Впечатляющее купе Sonett 9-3 погибло в результате крушения Saab» . Автокар . Проверено 24 июля 2021 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2ea9a4576f1af66386f97c11e2b53593__1717161720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2e/93/2ea9a4576f1af66386f97c11e2b53593.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Saab Sonett - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)