Jump to content

Экологические проблемы в Бутане

Густо засаженные деревьями горы национального парка Джигме Дорджи, Бутан.

Среди сбор наиболее острых экологических проблем Бутана - традиционный дров , защита урожая и стада, а также утилизация отходов , а также современные проблемы, такие как промышленное загрязнение , охрана дикой природы и изменение климата Бутана , которые угрожают населению и биоразнообразию . Использование земли и воды также стало предметом экологической озабоченности как в сельской, так и в городской среде. Помимо этих общих проблем, в относительно урбанизированных и промышленно развитых районах Бутана особенно распространены другие, такие как наличие свалок, загрязнение воздуха и шум. Во многих случаях люди с наименьшими финансовыми и политическими возможностями оказываются наиболее затронутыми экологическими проблемами. [1]

В 2011 году в Бутане наблюдалось ускорение экономической деятельности, что привело к истощению природных ресурсов, таких как земля, воздух и вода. Деятельность в области развития способствовала урбанизации, индустриализации, горнодобывающей промышленности, сельскому хозяйству и проектам по обращению с твердыми отходами. Деградация земель , биоразнообразие и потеря среды обитания , высокий уровень потребления топливной древесины и конфликты между человеком и дикой природой — вот лишь некоторые из экологических проблем Бутана. [1] Несмотря на эти проблемы, Бутан остается в целом углеродно-нейтральным и является чистым поглотителем парниковых газов . [1] [2]

В правительстве Бутана независимая Национальная комиссия по окружающей среде (NEC) [3] и Целевой фонд Бутана, [4] [5] а также исполнительные министерства здравоохранения (по химическим и радиоактивным отходам), [6] Экономические вопросы, [7] и сельское хозяйство и леса (Департамент лесного хозяйства) [8] им поручено решать экологические проблемы. Бутана Вопросы утилизации отходов часто возлагаются на местные органы власти, дзонгкхаги и тромды . Неправительственными организациями, занимающимися решением экологических проблем в Бутане, являются Королевское общество защиты природы (RSPN), единственная отечественная экологическая неправительственная организация , и Всемирный фонд дикой природы (WWF).

Национальные вопросы

[ редактировать ]

Для решения экологических проблем правительство Бутана с переменным успехом запретило определенные практики. Сельское хозяйство Тшери , особенно распространенное среди Шарчопов и Лхотшампа , представляет собой практику, при которой земля расчищается и интенсивно обрабатывается до тех пор, пока она не становится непродуктивной, а затем ее оставляют под паром . Поскольку эта практика особенно вредна для окружающей среды, эта практика запрещена правительством с 1969 года. [9] [10] однако это продолжается и сегодня. [11] В середине 1980-х годов на его долю приходилось 32 процента сельскохозяйственных земель и около 3 процентов общего землепользования. [9] В начале 1990-х годов Бутан ввел запрет на экспорт древесины, хотя внутренняя заготовка древесины по-прежнему жестко регулируется сетью лесников и дорожных контрольно-пропускных пунктов. [11] В апреле 1999 года Бутан также запретил использование пластиковых пакетов по всей стране. [12] Однако запрет на пластиковые пакеты оказался сложной задачей в реализации и обеспечении соблюдения из-за практичности легкого герметичного хранения и отсутствия реальных альтернатив. [13] [14] [15]

Помимо сельского хозяйства шери , заботу об окружающей среде вызывают и другие традиционные практики. На всей территории Бутана зависимость от дров исторически преобладала как источника топлива. До того, как гидроэлектроэнергия и другие современные источники энергии стали доступны, источником топлива для отопления, приготовления пищи и освещения были почти исключительно дрова. Обеспечение электроэнергией, а также более эффективное регулирование деятельности сборщиков топливной древесины и более агрессивные проекты лесовосстановления рассматривались в 1980-х годах как ключевой фактор сохранения лесов. Поскольку доступная электроэнергия не была доступна по всей стране, правительство установило плантации топливной древесины возле деревень для удовлетворения повседневных потребностей и содействия сохранению лесов. [16] Заготовка дров и управление ими остается одной из главных экологических проблем Бутана; королевство является одним из мировых лидеров по потреблению дров со скоростью 2,8 кубических метров (99 куб футов) в год и составляет 80 процентов энергопотребления королевства. [11]

По всему Бутану традиционные фермеры и скотоводы продолжают сталкиваться с конфликтами между человеком и дикой природой, такими как истребление сельскохозяйственных культур и скота. [11] Эти конфликты осложняются проблемами чрезмерного выпаса скота и защиты дикой природы. Охраняемые дикие животные проникли в сельскохозяйственные районы, вытаптывая посевы и убивая домашний скот. В ответ правительство внедрило схему страхования , начало строительство сигнальных ограждений на солнечной энергии , сторожевых вышек, прожекторов, а также предоставило корм и солонцы за пределами населенных пунктов, чтобы побудить животных держаться подальше. [17] Некоторые местные фермеры начали сажать посевы патоки, пытаясь естественным образом отпугнуть приматов . [18] Бутан также обратился за помощью к Программе развития Организации Объединенных Наций в борьбе с потерями урожая и скота. [19]

Индустриализация, в частности, упоминается как экологическое препятствие и препятствие на пути к валовому национальному счастью , руководящему принципу правительства и Конституции Бутана . По мере индустриализации Бутана рядовые граждане столкнулись с растущей конкуренцией за основные ресурсы и удобства – от воды до дорог – с отраслями промышленности, которые получают выгоду от близлежащих проектов развития Бутана. В то время как жители выражают разочарование по поводу ухудшения здоровья и образа жизни, промышленные операторы отмечают, что в Бутане предоставление медицинских услуг является ролью правительства. [20]

Пасакха в Пхуэнчолинге является крупным промышленным центром и находится в центре внимания многих экологических проблем, связанных с промышленностью, возникших с тех пор, как Бутан начал свои программы развития в 1960-х годах. [20] [21] [22] [23] Бутан запланировал хранилище промышленных отходов в Пасакхе, Пхуэнтхолинг , для приема шлака , порошка микрокремнезема и газов, выделяющихся сталелитейной , ферросплавной и карбидной промышленностью. Первоначально строительство хранилища на крупнейшей промышленной площадке Бутана планировалось завершить в июле 2011 года. [22]

Загрязнение воздуха

[ редактировать ]

С 2006 года значительное загрязнение воздуха , в основном связанное с внешними источниками в Индии , проявилось в коричневой дымке в атмосфере над Бутаном. Загрязнение воздуха привело к снижению урожайности сельскохозяйственных культур и усилению обеспокоенности по поводу здоровья населения. [24] Бутана Четыре цементных завода были названы одними из наиболее распространенных причин загрязнения воздуха в жилых помещениях, причем три из четырех работают без современных средств контроля выбросов. Полугодовые посещения объектов NEC проверяют соблюдение существующих правил и могут налагать относительно незначительные штрафы, однако условия жизни остаются плохими из-за пыли. [25] Бутанские СМИ охарактеризовали правоприменение как слабое, а жалобы некоторых жителей промышленного центра Пасакха остались без внимания. [21]

В течение 2011 года во многих тромдесах и небольших деревнях Бутана были ямы или площадки для сжигания мусора из-за отсутствия специально отведенных свалок или мест захоронения отходов. Эта практика увеличивает загрязнение окружающего воздуха, а также токсичность воздуха и почвы. [26] [27]

В 2011 году NEC начал установку станций для мониторинга качества воздуха в Тхимпху , Канглунге, Пасакхе и Ринчендинге. [28]

Биоразнообразие

[ редактировать ]

Биоразнообразие , отличительная черта Бутана, находится под угрозой из-за деятельности человека и изменения климата. Чтобы решить эти проблемы, в 1960-х годах королевское правительство начало выделять охраняемые территории . С 1992 года охраняемые территории Бутана находятся в ведении Целевого фонда Бутана по охране окружающей среды при Министерстве сельского хозяйства, Отдел лесного хозяйства. [11] [29] В 1993 году Фонд пересмотрел и сократил свою обширную систему парков для лучшего экологического представительства и управления. Однако в 2008 году охраняемые территории значительно расширились с созданием парка Столетия Вангчука , охватывающего полосу площадью 4914 квадратных километров (1897 квадратных миль) на севере Бутана. Все парки и заповедники связаны либо напрямую, либо « биологическими коридорами ». Некоторые считают Бутан лучшим в мире примером выделения значительной части территории страны для поддержания экологии охраняемых территорий – путем строительства коридоров – без финансовых последствий, как это было рассмотрено Вангчуком в 2007 году и отражено в исследовании Лхама. и др. 2019. [30] По состоянию на 2011 год Фонд нанял 189 полевых сотрудников, подготовил 24 аспиранта и провел более 300 краткосрочных научных курсов. Один только Фонд управляет общей охраняемой территорией площадью 16 396,43 квадратных километров (6 330,70 квадратных миль) – почти размером с Эсватини и более 42 процентов от общей площади Бутана в 38 394 квадратных километров (14 824 квадратных миль). За исключением заповедника дикой природы Фибсу и строгого природного заповедника Торса , эти охраняемые территории населены или расположены в пределах населенных пунктов. [4] [5] К 2011 году человеческое развитие и незаконная деятельность, такая как разрушение среды обитания и браконьерство, угрожают уничтожить исчезающие виды, в том числе белобрюхую цаплю, одну из самых редких птиц страны. [31]

Браконьерство в Бутане является экологической проблемой как внутри королевства, так и на его границах. Многие виды подвергаются браконьерству из-за их предполагаемых лечебных свойств. , находятся под защитой на территории Бутана, Хотя продукты дикой природы, включая рог носорога , тигра кости , мускус и кордицепс китайский за пределами королевства они продаются по высоким ценам. [11] Хотя пористые границы обвиняют в незаконной торговле дикими животными, добытыми браконьерством, [11] некоторые охраняемые виды, такие как кордицепс, имеют свои собственные рынки в Бутане. [32] [33] [34] [35]

Изменение климата

[ редактировать ]

Бутан столкнулся с постоянным и немедленным изменением климата с конца двадцатого века. Ощутимое изменение климата привело к потеплению и отступлению многих ледников Бутана , что привело к увеличению частоты и серьезности наводнений, вызванных прорывами ледниковых озер (GLOF). В Бутане также произошли изменения в моделях сельского хозяйства из-за изменения климата, что вызвало обеспокоенность по поводу стабильности сельского хозяйства в Бутане .

Отступление ледника и GLOF

[ редактировать ]

Там, где движение ледников временно блокирует речные потоки, территории ниже по течению могут оказаться под угрозой со стороны ГЛОФ . [36] [37] Хотя ГЛОФы не являются новым явлением в Бутане, за последние три десятилетия их частота возросла. [38] [39] Значительные ГЛОФ произошли в 1957, 1960, 1968 и 1994 годах, опустошая жизни и имущество ниже по течению. [40] Однако, по данным Министерства энергетики Бутана, большинство рек в Бутане более подвержены колебаниям в зависимости от изменения характера осадков, чем наводнениям, непосредственно связанным с таянием ледников или снега. [41]

Поскольку состояние ледников в Бутане затрагивает вопросы изменения климата , эта тема несколько противоречива. за 2008 год В докладе Организации Объединенных Наций говорится, что из-за повышения температуры ледники в Бутане отступают со скоростью 30–40 метров в год, что может привести к тому, что многие озера выйдут из берегов и отправят миллионы галлонов паводковых вод вниз по течению. Эта, среди многих других проблем, связанных с климатом, выявленных в отчете, побудила региональную ассоциацию министров правительства учредить в сентябре 2007 года в Тхимпху Региональный чрезвычайный фонд здравоохранения Юго-Восточной Азии . [38] Аналогичным образом, страны-члены Ассоциации регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК) на своем саммите в апреле 2010 года приняли двусторонние соглашения, включая меры по изменению климата и ледникам. [42]

В докладе ООН за 2008 год также указывалось, что гималайские ледники растают в течение 25 лет. [43] однако премьер-министр Джигме Тинли выразил более мрачный прогноз на пресс-конференции в конце марта 2010 года, заявив: «Наши ледники тают очень быстро, и у нас есть причины беспокоиться, что они могут фактически исчезнуть не в 2035 году, а даже раньше». [41] Дальнейшие исследования, проведенные в 2009 году, показали, что скорость таяния ледников в Бутане в три раза превышает средний мировой показатель, и что за предыдущие три десятилетия региональные температуры выросли на 2,7 ° C (36,9 ° F). Спутниковые изображения также подтвердили изменения в ледниках и снежных вершинах, что указывает на увеличение стока и уменьшение площади покрытия. Однако мнения о влиянии глобального потепления на Гималаи разошлись. [44] Согласно отчету геологических исследований США, 66 ледников в Бутане сократились на 8,1 процента за последние 30 лет. [45] С другой стороны, исследование, результаты которого были опубликованы в 2011 году, показало, что таяние ледников зависит от нескольких факторов, включая покрытие обломков, и что более половины ледников в Гималаях были стабильными или фактически росли. Обломочный покров, такой как камни и грязь, отделяет относительно стабильные ледники Гималаев от нетронутых ледников Тибетского нагорья , которые в настоящее время быстро отступают. Исследование, проведенное Университетами Калифорнии и Потсдама и опубликованное в журнале Nature Geoscience , было основано на 286 ледниках вдоль Гималаев и Гиндукуша от Бутана до границы Афганистана и Пакистана. [43] Другое предварительное исследование, проведенное группой японских и бутанских ученых, в том числе гляциомикробиологом, гляциоэкологом и геологом, показало, что присутствие своеобразного микроорганизма на поверхности ледников может ускорить таяние ледников и в конечном итоге привести к ледниковому извержению. [46]

Сельское хозяйство

[ редактировать ]

В начале 21 века бутанские фермеры впервые столкнулись с колебаниями в сельском хозяйстве из-за изменения климата , включая более высокие температуры, продолжительные сезоны и усиление эрозии из-за отступления ледников в Бутане . Двойной урожай поздней осенью препятствует получению одного зрелого урожая и повышает вероятность снижения урожайности следующим летом. Аналогичные тенденции в соседних индийских регионах прогнозируют потери урожайности от 10 до 40 процентов из-за этих изменений. Некоторые бутанцы сменили культуры в результате этих изменений окружающей среды. [47]

Лесное хозяйство

[ редактировать ]

В конце 20-го века низкая численность населения Бутана и общее отсутствие чрезмерной застройки способствовали сохранению его лесов. Из-за особенностей рельефа более доступные леса были вырублены, тогда как отдаленные леса оставались в основном в своем естественном состоянии до начала 1990-х годов. Прогрессивная политика сохранения лесного хозяйства, спонсируемая правительством, была направлена ​​на то, чтобы сбалансировать потребности в доходах с экологическими соображениями, управлением водными ресурсами и сохранением почвы. Успех в управлении лесными ресурсами уже давно имеет решающее значение для местной окружающей среды и экономики, а также затрагивает поймы рек ниже по течению в Индии и Бангладеш . Департамент лесного хозяйства был создан в 1952 году для надзора за сохранением и эксплуатацией значительных лесных ресурсов страны. [16]

Эксплуатация лесных ресурсов увеличилась с началом реализации Первого плана развития в 1961 году. Неконтролируемая вырубка деревьев в 1970-х годах частными компаниями на лесозаготовках и сельским населением вдоль дорог и в основных долинах оголила склоны холмов и вызвала серьезную эрозию. Возделывание шери , лесные пожары и чрезмерный выпас также способствовали деградации лесных ресурсов Бутана. В 1981 году около 3,3 миллиона гектаров, или от 70 до 74 процентов земли, были покрыты лесами, но в 1991 году, по зарубежным оценкам, лесные площади сократились лишь на 60-64 процентах земель. Еще более консервативные оценки показали, что в конце 1980-х годов около 50 процентов территории Бутана все еще было покрыто лесами, и около 15 процентов ВВП производилось за счет важной лесной промышленности страны. [16]

Признавая потенциальную ценность своих лесных ресурсов, Бутан в 1970-х годах стал более добросовестно относиться к управлению лесным хозяйством. Начиная с 1977 года, Всемирный фонд дикой природы начал поддерживать управление лесами Бутана путем организации программ обучения лесников, предоставления средств для демаркации границ леса, строительства охранных постов и строительства патрульной дороги для того, что позже будет называться Королевским национальным парком Манас. Бутан отказался от помощи Всемирного банка в строительстве крупной плотины на реке Манас Чху в 1986 году, которая могла бы затопить этот крупный заповедник на южной границе Бутана и Индии. К 1989 году в Бутане было создано еще девять лесов и заповедников дикой природы, также в основном вдоль южной границы с Индией. Ввиду увеличения количества оголенных склонов холмов частные лесозаготовки были запрещены, а в 1979 году были установлены строгие стандарты для лесозаготовок в государственном секторе. Фермеров предостерегали от сжигания лесов для расчистки земель для возделывания шери , а все большее число лесных охранников обучалось методам лесозаготовок. помочь сохранить ценные ресурсы. Планы обследования, демаркации, сохранения и управления заготовкой лесной продукции были частью Пятого плана развития, направленного на сохранение лесного хозяйства. Также были созданы заказники дикой природы. Однако одним из непосредственных результатов регулирования лесного сектора стало резкое снижение доходов с конца 1970-х годов. В 1991 году правительство при содействии ПРООН и Всемирного фонда дикой природы учредило трастовый фонд по охране окружающей среды. Первоначально в размере 20 миллионов долларов США фонд, управляемый ПРООН, был нацелен на получение до 1 миллиона долларов США в год на обучение в области лесного хозяйства и экологии, обследование лесов, рассмотрение и реализацию планов управления охраняемыми территориями, а также поддержку государственных природоохранных ведомств. программы информирования общественности и комплексные программы сохранения и развития. [16] В настоящее время заготовка древесины внутри страны остается законной, хотя и подлежит строгому регулированию и контролю. [11]

Бутан имел средний балл Индекса целостности лесных ландшафтов в 2018 году 8,85 из 10, что поставило его на 16-е место в мире из 172 стран. [48]

Городская среда

[ редактировать ]

Бутан сталкивается с проблемами городской среды из-за растущей урбанизации , индустриализации и экономического развития . В течение 2011 года во многих относительно городских районах не было выделенных свалок и эффективных систем утилизации отходов, что побуждало жителей сжигать мусор, сбрасывать его или просто сбрасывать со скалы. [26] [49] В 2012 году нерациональная утилизация отходов достигла 52% образовавшихся отходов. [50]

Хотя положения в соответствии с Законом о предотвращении и управлении отходами были приняты в 2009 году, они были окончательно доработаны в 2011 году. Эти правила были направлены на разделение мусора, включая промышленные, химические, радиоактивные и электронные отходы , которые до этого смешивались с обычным мусором. Постановление 2011 года также запретило свалки и захоронение отходов на территории национальных парков, охраняемых территорий, биологических коридоров и населенных пунктов. [6] Благодаря относительно высокой численности населения и мощному местному правительству городской часто оказывался район Тхимпху в авангарде городских экологических проблем в Бутане.

Городские отходы

[ редактировать ]

По состоянию на 2011 год только в Тхимпху ежедневно производилось около 51 тонны (8000 тонн) отходов при средней производительности домохозяйств 0,96 кг (2,1 фунта); [51] это представляет собой почти трехкратное увеличение по сравнению с тремя предыдущими годами. [52] По оценкам властей Тхимпху -Тромде, 49 процентов общего объема мусора Тхимпху представляют собой биоразлагаемые органические отходы; 25,3 процента составляли бумаги; 13,7 процента составили пластмассы; и 3,6 процента — стекло. [51] [53] Единственная в столице свалка — свалка Мемелаха. [27] достигла своей мощности в 2002 году, что привело к переполнению [22] и незаконные свалки здесь и в других местах вокруг Тхимпху. В течение 2009 года реакцией правительства была политика «загрязнитель платит», которая не привела к желаемым результатам. [52] Чтобы более эффективно подходить к проблемам мусора и решать проблемы различных видов отходов, Тхимпху начал субсидируемый пилотный проект по сортировке биоразлагаемых и небиоразлагаемых отходов. [53] [54] Муниципальные власти Тхимпху также решили проблему повсеместного пластика в своих отходах, установив измельчитель для ПЭТ-бутылок, чтобы облегчить транспортировку на переработку в Индии. [51] Тем не менее, соблюдение правил надлежащей утилизации отходов оставалось проблемой во всех сегментах, включая уличных торговцев. [55] простым гражданам. [15]

В конце 2000-х годов Тхимпху стабильно рос, несмотря на нехватку воды. [56] Районы ниже по течению от Тхимпху вдоль реки Вангчу значительно ухудшились из-за человеческих отходов и мусора. В ноябре 2011 года в целях борьбы с деградацией ниже по течению выпуски отходов были преобразованы в камеры для сбора мусора, и в этом районе были введены программы по сбору мусора. [57]

В некоторых районах, где есть специально отведенные места для свалок, расстояние до свалок делает их менее практичными, чем незаконные свалки на обочинах или в реках. В результате сообщества за пределами городских территорий страдают от последствий сброса мусора в систему общего водоснабжения, что увеличивает спрос на альтернативные источники воды. [49] Деревни, расположенные вблизи специально отведенных открытых свалок и мест сжигания мусора, также сообщают о загрязнении и токсичности стоков, а также о чрезмерной активности мусорщиков , представляющей опасность для здоровья. [58]

Шумовое загрязнение

[ редактировать ]

С появлением громкоговорителей, наушников и грохота двигателей шумовое загрязнение было названо в средствах массовой информации Бутана экологической проблемой, ссылаясь на негативные последствия, варьирующиеся от отвлечения внимания до глухоты. [59] [60]

Использование воды

[ редактировать ]

Конкуренция за водопользование между населением и промышленностью, [20] а также высыхающие водные источники, [2] являются актуальными и неизбежными экологическими проблемами, с которыми сталкиваются жители Бутана. Дефицит воды стал распространенным явлением в сельских населенных пунктах. [61] [62] [63] [64] а поскольку в результате внутреннего переселения возникают новые деревни, многие из них также сталкиваются с нехваткой воды. [65] Кроме того, урбанизация и изменения в землевладении, включая объединение земель, усложнили вопросы доступа к воде в Тхимпху . [56] [66]

В небольших поселениях инфраструктура, включая водоснабжение и управление отходами, оставалась недостаточно развитой до 2011 года. [67]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Пелден, Сонам ​​(5 сентября 2011 г.). «Отчет подчеркивает климатические угрозы» . Бутан Наблюдатель онлайн. Архивировано из оригинала 26 ноября 2011 г. Проверено 27 ноября 2011 г.
  2. ^ Jump up to: а б Пелден, Сонам ​​(11 октября 2011 г.). «Бутан представит свои климатические проблемы на рассмотрение РКИК ООН в Дурбане» . Бутан Наблюдатель онлайн. Архивировано из оригинала 27 ноября 2011 г. Проверено 27 ноября 2011 г.
  3. ^ «О Национальной комиссии по охране окружающей среды» . Правительство Бутана . Архивировано из оригинала 23 января 2012 г. Проверено 27 ноября 2011 г.
  4. ^ Jump up to: а б «Парки Бутана» . Целевой фонд Бутана по охране окружающей среды онлайн . Целевой фонд Бутана. Архивировано из оригинала 2 июля 2011 г. Проверено 26 марта 2011 г.
  5. ^ Jump up to: а б «Организация» . Целевой фонд Бутана по охране окружающей среды онлайн . Целевой фонд Бутана. Архивировано из оригинала 29 марта 2010 г. Проверено 26 марта 2011 г.
  6. ^ Jump up to: а б Пелден, Сонам ​​(22 июля 2011 г.). «Регулирование обращения с отходами в трубопроводах» . Бутан Наблюдатель онлайн. Архивировано из оригинала 24 октября 2011 г. Проверено 27 ноября 2011 г.
  7. ^ «Департамент промышленности (DOI)» . Министерство экономики . Правительство Бутана . Архивировано из оригинала 3 ноября 2011 г. Проверено 27 ноября 2011 г.
  8. ^ «Министерство» . Министерство сельского хозяйства и лесов . Правительство Бутана . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г. Проверено 27 ноября 2011 г.
  9. ^ Jump up to: а б Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Роберт Л. Уорден (сентябрь 1991 г.). Андреа Матлес Савада (ред.). Бутан: страновое исследование . Федеральный исследовательский отдел . Сельское хозяйство.
  10. ^ «Сменное земледелие в Бутане: постепенный подход к изменению моделей землепользования» . Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций онлайн . ФАО . 1987 год . Проверено 13 марта 2011 г.
  11. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Браун, Линдси; Армингтон, Стэн (2007). Бутан (3-е изд.). Одинокая планета . стр. 92–93. ISBN  978-1-74059-529-2 . Проверено 25 ноября 2011 г.
  12. ^ Вангчук, Дорджи (9 ноября 2009 г.). «Другая сторона запрета» . Бутан Наблюдатель онлайн. Архивировано из оригинала 14 июня 2012 г. Проверено 27 ноября 2011 г.
  13. ^ Дахал, Раби С. (22 августа 2009 г.). «Распространение запрещенных сумок» . Бутан Наблюдатель онлайн. Архивировано из оригинала 14 июня 2012 г. Проверено 27 ноября 2011 г.
  14. ^ «Судьба запрета пластика?» . Бутан Наблюдатель онлайн. 14 августа 2009 г. Архивировано из оригинала 14 июня 2012 г. Проверено 27 ноября 2011 г.
  15. ^ Jump up to: а б Пелден, Сонам ​​(27 июня 2010 г.). «Не могли бы мы извлечь максимальную пользу из наших отходов?» . Бутан Наблюдатель онлайн. Архивировано из оригинала 26 ноября 2011 г. Проверено 27 ноября 2011 г.
  16. ^ Jump up to: а б с д Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Уорден, Роберт Л. (1991). Андреа Матлес Савада (ред.). Бутан: страновое исследование . Федеральный исследовательский отдел . Лесное хозяйство.
  17. ^ Вангчук, Джигме (8 июля 2011 г.). «Решение конфликта между человеком и дикой природой» . Бутан Наблюдатель онлайн. Архивировано из оригинала 1 сентября 2011 г. Проверено 13 июля 2011 г.
  18. ^ Намгьял, Гьембо (15 ноября 2011 г.). «Фермеры обнаружили траву, отпугивающую обезьян» . Бутан Наблюдатель онлайн. Архивировано из оригинала 26 ноября 2011 г. Проверено 27 ноября 2011 г.
  19. ^ «Реализация Бутанской стратегии управления конфликтами между человеком и дикой природой» . Программа развития ООН . Архивировано из оригинала 15 июня 2013 г. Проверено 27 ноября 2011 г.
  20. ^ Jump up to: а б с Вангчук, Сангай (5 декабря 2008 г.). «Индустриализация в Пасахе – препятствие ВНС» . Бутан Наблюдатель онлайн. Архивировано из оригинала 14 июня 2012 г. Проверено 27 ноября 2011 г.
  21. ^ Jump up to: а б Вангчук, Сангай (16 мая 2008 г.). «Выбросы цементного завода досаждают сельским жителям» . Бутан Наблюдатель онлайн. Архивировано из оригинала 14 июня 2012 г. Проверено 27 ноября 2011 г.
  22. ^ Jump up to: а б с Пелден, Сонам ​​(23 ноября 2010 г.). «Полигон промышленных отходов» . Бутан Наблюдатель онлайн. Архивировано из оригинала 14 июня 2012 г. Проверено 27 ноября 2011 г.
  23. ^ Еши, Самтен. «Неудивительно – воздух загрязнен!» . Куэнзель онлайн . Проверено 27 ноября 2011 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  24. ^ Панноццо, Линда (2 мая 2011 г.). « Коричневое облако проникло в Бутан» . Бутан Наблюдатель онлайн. Архивировано из оригинала 11 октября 2011 г. Проверено 27 ноября 2011 г.
  25. ^ Гурунг, Эшори (4 июля 2008 г.). «Цементные заводы и их загрязнение» . Бутан Наблюдатель онлайн. Архивировано из оригинала 14 июня 2012 г. Проверено 27 ноября 2011 г.
  26. ^ Jump up to: а б Намгьял, Гьембо (19 ноября 2011 г.). «Добавление (отходов) в огонь» . Пемагатшель : Bhutan Observer онлайн. Архивировано из оригинала 26 ноября 2011 г. Проверено 27 ноября 2011 г.
  27. ^ Jump up to: а б Вангчук, Джигме (3 сентября 2010 г.). «Сжечь или выбросить» . Бутан Наблюдатель онлайн. Архивировано из оригинала 9 апреля 2012 г. Проверено 27 ноября 2011 г.
  28. ^ Ом, Чими (16 января 2011 г.). «Отслеживание воздуха, которым мы дышим» . Куэнзель онлайн . Проверено 27 ноября 2011 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  29. ^ «Парки» (PDF) . Программа охраняемых территорий. 9 (3). МСОП – Всемирный союз охраны природы . Октябрь 1999 г.: 43. Архивировано из оригинала (PDF) 18 июля 2011 г. Проверено 26 марта 2011 г. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  30. ^ Балди, Герман (2020). «Охрана природы в разных странах: имеют ли значение размер и мощность?». Журнал охраны природы . 56 . Европейский центр охраны природы ( Elsevier ): 125860. doi : 10.1016/j.jnc.2020.125860 . hdl : 11336/143172 . ISSN   1617-1381 . S2CID   225461879 .
  31. ^ Четри, Пушкарь (19 сентября 2011 г.). «Ареал белобрюхой цапли под угрозой» . Бутан Наблюдатель онлайн. Архивировано из оригинала 26 ноября 2011 г. Проверено 27 ноября 2011 г.
  32. ^ Пем, Тандин (28 января 2011 г.). «Такинский фестиваль для привлечения туристов» . Бутан Наблюдатель онлайн. Архивировано из оригинала 27 ноября 2011 г. Проверено 27 ноября 2011 г.
  33. ^ «Цена на кордицепс резко выросла» . Бутан Наблюдатель онлайн. 25 июля 2011 г. Архивировано из оригинала 27 ноября 2011 г. Проверено 27 ноября 2011 г.
  34. ^ Четри, Пушкарь (27 апреля 2011 г.). «Облегчение бизнеса с кордицепсом» . Бутан Наблюдатель онлайн. Архивировано из оригинала 27 ноября 2011 г. Проверено 27 ноября 2011 г.
  35. ^ «Кордицепс в этом году заработает меньше» . Бутан Наблюдатель онлайн. 14 августа 2009 г. Архивировано из оригинала 16 июня 2012 г. Проверено 27 ноября 2011 г.
  36. ^ «Борьба с разливами ледниковых озер» . Бутан Наблюдатель онлайн. 22 мая 2009 г. Архивировано из оригинала 19 января 2011 г. Проверено 27 марта 2011 г.
  37. ^ Дахал, Раби С. (31 октября 2008 г.). «Прорыв ледникового озера представляет реальную угрозу» . Бутан Наблюдатель онлайн. Архивировано из оригинала 19 января 2011 г. Проверено 27 марта 2011 г.
  38. ^ Jump up to: а б Тирва, Бадан (19 января 2008 г.). «Управление катастрофой в области здравоохранения» . Тхимпху : Bhutan Observer онлайн. Архивировано из оригинала 20 января 2011 г. Проверено 27 марта 2011 г.
  39. ^ «Отдел геологии и горного дела» . Правительство Бутана . 25 августа 2009 г. Проверено 27 марта 2011 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  40. ^ Ринчен, Сонам ​​(16 сентября 2008 г.). «Мониторинг изменения климата» . Бутан Наблюдатель онлайн. Архивировано из оригинала 19 января 2011 г. Проверено 27 марта 2011 г.
  41. ^ Jump up to: а б Пелден, Сонам ​​(2 апреля 2010 г.). «За пределами гидроэнергетики» . Бутан Наблюдатель онлайн. Архивировано из оригинала 3 октября 2011 г. Проверено 27 марта 2011 г.
  42. ^ Пелден, Сонам ​​(10 апреля 2010 г.). «Декларация саммита готова к принятию» . Бутан Наблюдатель онлайн. Архивировано из оригинала 20 января 2011 г. Проверено 27 марта 2011 г.
  43. ^ Jump up to: а б Церинг, Намгай (29 января 2011 г.). «Гималайские ледники не отступают, говорится в новом докладе» . Бутан Наблюдатель онлайн. Архивировано из оригинала 7 февраля 2011 г. Проверено 27 марта 2011 г.
  44. ^ Бхандари, Ачут (5 декабря 2010 г.). «Канкунские переговоры по климату» . Бутан Наблюдатель онлайн. Архивировано из оригинала 19 января 2011 г. Проверено 27 марта 2011 г.
  45. ^ Пелден, Сонам ​​(3 сентября 2010 г.). «Уровень воды в Торторми упал на 43 см» . Бутан Наблюдатель онлайн. Архивировано из оригинала 19 января 2011 г. Проверено 27 марта 2011 г.
  46. ^ «Ледники Лунаны тают» . РАО онлайн. 05.12.2010 . Проверено 24 апреля 2011 г.
  47. ^ Пенджоре, Угьен (19 ноября 2011 г.). «Сельское хозяйство примет на себя основной удар» . Куэнзель онлайн. Архивировано из оригинала 4 сентября 2012 г. Проверено 27 ноября 2011 г.
  48. ^ Грэнтэм, HS; Дункан, А.; Эванс, Т.Д.; Джонс, КР; Бейер, Х.Л.; Шустер, Р.; Уолстон, Дж.; Рэй, Джей Си; Робинсон, Дж.Г.; Кэллоу, М.; Клементс, Т.; Коста, HM; ДеДжеммис, А.; Элсен, PR; Эрвин, Дж.; Франко, П.; Гольдман, Э.; Гетц, С.; Хансен, А.; Хофсванг, Э.; Янц, П.; Юпитер, С.; Канг, А.; Лангхаммер, П.; Лоуренс, ВФ; Либерман, С.; Линки, М.; Малхи, Ю.; Максвелл, С.; Мендес, М.; Миттермайер, Р.; Мюррей, Нью-Джерси; Поссингем, Х.; Радаховский Дж.; Саатчи, С.; Сампер, К.; Сильверман, Дж.; Шапиро, А.; Страсбург, Б.; Стивенс, Т.; Стоукс, Э.; Тейлор, Р.; Слеза, Т.; Тизард, Р.; Вентер, О.; Висконти, П.; Ван, С.; Уотсон, JEM (2020). «Антропогенная модификация лесов означает, что только 40% оставшихся лесов имеют высокую целостность экосистемы — дополнительный материал» . Природные коммуникации . 11 (1): 5978. doi : 10.1038/s41467-020-19493-3 . ISSN   2041-1723 . ПМЦ   7723057 . ПМИД   33293507 .
  49. ^ Jump up to: а б Пем, Тандин (8 августа 2011 г.). «В городе Дуксум все еще растет мусор» . Район Трашиянгце : Bhutan Observer онлайн. Архивировано из оригинала 26 ноября 2011 г. Проверено 27 ноября 2011 г.
  50. ^ Атлас отходов (2012) Данные по стране: БУТАН
  51. ^ Jump up to: а б с Вангчук, Джигме (7 января 2011 г.). «Измельчитель для сокращения отходов ПЭТ» . Бутан Наблюдатель онлайн. Архивировано из оригинала 27 сентября 2011 г. Проверено 27 ноября 2011 г.
  52. ^ Jump up to: а б Вангчук, Джигме (16 июня 2011 г.). «Когда мы уничтожим мусор?» . Бутан Наблюдатель онлайн. Архивировано из оригинала 30 ноября 2011 г. Проверено 27 ноября 2011 г.
  53. ^ Jump up to: а б Пелден, Сонам ​​(1 октября 2011 г.). «Пилотный проект города Тхимпху направлен на сортировку отходов» . Бутан Наблюдатель онлайн. Архивировано из оригинала 27 ноября 2011 г. Проверено 27 ноября 2011 г.
  54. ^ «Пилотное внедрение ГЧП по комплексному управлению твердыми отходами в муниципалитете Тхимпху» . Программа развития ООН . Проверено 27 ноября 2011 г.
  55. ^ Вангчук, Лаки (01 октября 2011 г.). «Уличные торговцы овощами выигрывают» . Бутан Наблюдатель онлайн. Архивировано из оригинала 27 ноября 2011 г. Проверено 27 ноября 2011 г.
  56. ^ Jump up to: а б Пелден, Сонам ​​(7 августа 2010 г.). «Урбанизированный с заброшенностью» . Куэнзель онлайн . Проверено 27 ноября 2011 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  57. ^ Еши, Самтен (14 ноября 2011 г.). «Ядовитая река Тхимпху» . Куэнзель онлайн . Проверено 27 ноября 2011 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  58. ^ Ванди, Темпа (29 января 2010 г.). «Свалка представляет опасность для здоровья» . Район Монгар : Bhutan Observer онлайн. Архивировано из оригинала 16 июня 2012 г. Проверено 27 ноября 2011 г.
  59. ^ «Ритуалы и шумовое загрязнение» . Бутан Наблюдатель онлайн. 05.08.2011. Архивировано из оригинала 25 ноября 2011 г. Проверено 27 ноября 2011 г.
  60. ^ Ринчен, Кесанг (12 мая 2010 г.). «Шумовое загрязнение вызывает глухоту» . Бутан Наблюдатель онлайн. Архивировано из оригинала 16 июня 2012 г. Проверено 27 ноября 2011 г.
  61. ^ Гьелмо, Дава (18 мая 2011 г.). «Годовая нехватка города Дампху» . Куэнзель онлайн. Архивировано из оригинала 30 августа 2011 г. Проверено 27 ноября 2011 г.
  62. ^ Дема, Таши (10 июня 2010 г.). «В ожидании воды» . Куэнзель онлайн . Проверено 27 ноября 2011 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  63. ^ Церинг, Дечен (17 февраля 2011 г.). «Недостаток воды – острая проблема» . Район Монгар : Куэнсель онлайн. Архивировано из оригинала 12 сентября 2012 г. Проверено 27 ноября 2011 г.
  64. ^ Дема, Таши (13 января 2010 г.). «Нехватка воды ударила по Цирантоэ» . Куэнзель онлайн. Архивировано из оригинала 4 сентября 2012 г. Проверено 27 ноября 2011 г.
  65. ^ Дема, Таши (21 декабря 2009 г.). «Нехватка воды в поселениях Сарпанга» . Куэнзель онлайн. Архивировано из оригинала 5 сентября 2012 г. Проверено 27 ноября 2011 г.
  66. ^ Пенджоре, Угьен (26 июля 2010 г.). «Обзор незавершенных работ» . Куэнзель онлайн. Архивировано из оригинала 6 сентября 2012 г. Проверено 27 ноября 2011 г.
  67. ^ Дугай, Карма (22 июля 2011 г.). «Лучшее планирование населенных пунктов» . Бутан Наблюдатель онлайн. Архивировано из оригинала 30 ноября 2011 г. Проверено 27 ноября 2011 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3238bd8e4d2dc3b39359644599779b76__1720939380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/32/76/3238bd8e4d2dc3b39359644599779b76.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Environmental issues in Bhutan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)