Мечеть Аль-Зайтуна
Мечеть Аль-Зайтуна | |
---|---|
Религия | |
Принадлежность | Суннитский ислам |
Расположение | |
Расположение | Тунис , Тунис |
Географические координаты | 36 ° 47'50 "N 10 ° 10'16" E / 36,7972 ° N 10,1711 ° E |
Архитектура | |
Архитектор(ы) | Фаталлах (Фатх аль-Банна) |
Тип | Мечеть |
Стиль | Мавританский ( Аглабидский и другие периоды) |
Дата установления | 698 г. н.э. |
Завершенный | 864 г. н.э. (с более поздними дополнениями) |
Технические характеристики | |
угрожать (а) | 1 |
Высота минарета | 43 метра (141 фут 1 дюйм) |
Мечеть Аль-Зайтуна , также известная как мечеть Эз-Зитуна и мечеть Эль-Зитуна ( араб . جامع الزيتونة , буквально означает «Оливковая мечеть »), — главная мечеть в центре Медины Туниса в Тунисе , Тунис . Мечеть является старейшей в городе и занимает площадь 5000 квадратных метров (1,2 акра) с девятью входами. [ 1 ] Он был основан в конце 7-го века или в начале 8-го века, но его нынешняя архитектурная форма возникла в результате реконструкции в 9-м веке, включая множество античных колонн, повторно использованных из Карфагена, а также в результате более поздних дополнений и реставраций на протяжении веков. [ 2 ] [ 3 ] В мечети находился один из первых и величайших университетов в истории ислама. [ 4 ] [ нужен лучший источник ] Многие мусульманские ученые окончили аль-Зайтуну более тысячи лет назад. Ибн Арафа , крупный маликитский ученый, аль-Мазири , великий традиционалист и юрист , и Абул-Касем Эчебби , известный тунисский поэт, все преподавали там, среди других. [ 1 ] [ 5 ] [ 6 ]
Этимология
[ редактировать ]Одна из легенд гласит, что ее назвали «Мечетью Оливы», потому что она была построена на месте древнего места поклонения, где росла олива . [ нужна ссылка ] Другой отчет, переданный тунисским историком 17 века Ибн Аби Динаром , [ 3 ] сообщает о наличии в этом месте византийской христианской церкви, посвященной Санта-Оливии . [ 2 ] [ 3 ] Археологические исследования и реставрационные работы 1969–1970 годов показали, что мечеть была построена на месте существующего здания византийской эпохи с колоннами, перекрывающего кладбище. [ 2 ] Возможно, это была христианская базилика, что подтверждает легенду, рассказанную Ибн Аби Динаром. [ 3 ] Более поздняя интерпретация Мухаммада аль-Баджи ибн Мами предполагает, что предыдущие сооружения могли быть частью византийского укрепления, внутри которого арабские завоеватели построили свою мечеть. [ 2 ] Эту гипотезу поддерживает и Сихем Ламин. [ 7 ]
Святого особенно почитают в Тунисе, поскольку существует суеверное мнение, что если осквернить это место и память о нем, произойдет несчастье; это включает в себя веру в то, что, когда ее реликвии будут возвращены, исламу придет конец. [ 8 ] Эта вспомогательная легенда, связанная с обретением мощей святого, широко распространена на Сицилии, однако связана и с другими святыми. [ 9 ] В 1402 году король Сицилии Мартин I потребовал возвращения мощей святой Оливии у берберского халифа Ифрикии Абу Фариса Абд аль-Азиза II , который ему отказал. [ 10 ] Даже сегодня тунисцы, которые до сих пор почитают ее, верят, что господство их религии угаснет, когда исчезнет тело Девы Оливии. [ 10 ]
История
[ редактировать ]Фундамент
[ редактировать ]Аль-Зайтуна была второй мечетью, построенной в Ифрикии и регионе Магриба после мечети Укбы в Кайруане . [ 5 ] Точная дата постройки варьируется в зависимости от источника. Ибн Халдун и Аль-Бакри писали, что он был построен в 114 году хиджры (около 731 года н. э .) Убайд Аллахом ибн аль-Хабхабом . [ 3 ] [ 5 ] [ 11 ] Аль-Бакри, однако, также упоминает мечеть, построенную Хасаном ибн ан-Нуманом , который возглавил завоевание Туниса и Карфагена, в 79 году хиджры (около 698 года нашей эры). [ 2 ] Ахмед ибн Абу Дияф и Ибн Аби Динар приписали приказ Хасану ибн ан-Нуману в 84 г. хиджры (703 г. н.э.), [ 5 ] который использовал его как место молитвы. [ 12 ] Другой источник утверждает, что Омейядов халиф Хишам ибн Абд аль-Малик . строительство заказал [ 5 ]
Современные историки разделились во мнениях относительно того, следует ли приписать основание Ибн аль-Хабхабу или Ибн ан-Нуману. [ 2 ] Большинство ученых поддерживают второе объяснение. [ 2 ] [ 5 ] и приписывают фундамент Ибн ан-Нуману в 698 году нашей эры. [ 11 ] [ 3 ] [ 7 ] [ 13 ] Это самое убедительное доказательство, поскольку маловероятно, чтобы город Тунис оставался долгое время без мечети после его завоевания в 79 году хиджры. [ 5 ] Согласно этому объяснению, предполагается, что Ибн аль-Хабхаб впоследствии расширил или перестроил мечеть и улучшил ее архитектуру. [ 2 ] [ 11 ] [ 5 ] [ 14 ]
Аглабидская реконструкция
[ редактировать ]Мечеть обязана своим нынешним видом реконструкции при Аглабидах , династии, которая правила Ифрикией от имени халифов Аббасидов в 9 веке. Работы были начаты во время правления эмира Абу Ибрагима Ахмада и завершены в 864–865 годах. [ 15 ] : 38–40 [ 7 ] [ 3 ] В результате планировка мечети очень похожа на мечеть Укба в Кайруане, которая также была перестроена Аглабидами ранее в том же веке. [ 15 ] : 38–41 Современная надпись у основания купола перед михрабом указывает дату этого строительства и называет трех человек: 1) аббасидского халифа аль-Мустаина Биллаха , названного главным покровителем; [ 7 ] 2) Нусайр, мавла халифа и, вероятно, надзиратель работ; [ 7 ] и 3) Фатхаллах или Фатх аль-Банна, архитектор и главный строитель. [ 3 ] [ 7 ] Другая надпись на одном из дворовых фасадов мечети содержит ту же информацию. [ 7 ] Сам эмир Аглабидов (Абу Ибрагим Ахмад) не упоминается в этих надписях, что позволяет предположить, что он, возможно, не принимал официального участия в строительстве и вместо этого Нусайр руководил работами непосредственно от имени халифа Аббасидов. [ 7 ]
Структура Аглабидов, в свою очередь, сегодня в основном скрыта более поздними дополнениями и реконструкциями. Лучше всего сохранились части IX века — это внутренняя часть молитвенного зала (хотя часть его позже была перестроена) и выступающие закругленные угловые бастионы в северном и восточном углах мечети. [ 15 ] : 38–40 Нет никаких свидетельств того, что к мечети в это время был пристроен минарет. Причины этого упущения неясны. Это предполагает, что минареты еще не были стандартной особенностью конгрегационалистских мечетей. [ 15 ] : 41 или что в то время они все еще считались спорной инновацией. [ 7 ]
Более поздняя история
[ редактировать ]Между 990 и 995 годами дальнейшие работы проводились под руководством Зиридов , клиентов халифов Фатимидов . Эти работы включали добавление галерей вокруг двора. [ 2 ] и Куббат аль-Баху (или Куббат аль-Бахв ), купол у входа в молитвенный зал. Сам купол датируется точнее 991 годом. [ 15 ] : 86–87 [ 7 ] Даты этих работ указаны серией надписей вокруг Куббата аль-Баху , но имена самих покровителей были стерты в более поздний период. [ 7 ] возможно, когда Зириды провозгласили независимость от Фатимидов в 11 веке. [ 15 ] : 87 Судя по контексту, произведениям можно отнести покровительство зиридского эмира Аль-Мансура ибн Булуггина . [ 15 ] : 86–87 [ 7 ] В надписях также указаны имена четырех мастеров: Ахмада аль-Бурджини, Абу аль-Тана, Абдаллаха ибн Каффаса и Бишра ибн аль-Бурджини. [ 15 ] : 87
При Хафсидах , правивших в 13-15 веках, Тунис впервые стал главной столицей Ифрикии. Это привело к увеличению важности мечети Зайтуна и позволило ей превзойти по престижу старую мечеть Укба в Кайруане. [ 2 ] Значительные реставрационные работы были проведены правителями Хафсидов при аль-Мустансире в 1250 году и при Абу Яхье Закарии в начале 14 века, добавив такие элементы, как туалеты и заменив некоторые деревянные изделия. [ 15 ] : 209 [ 13 ] В то время другие ремонты и реставрации проводились в нескольких точках. [ 2 ] Первый засвидетельствованный минарет мечети также был построен под патронажем Хафсидов в 1438–1439 годах. [ 2 ] [ 7 ] Его внешний вид известен по старым фотографиям: он имел кубовидную форму (с древком с квадратным основанием) и был увенчан аркадной галереей и многоугольной башенкой или фонарем на вершине. [ 15 ] : 225
В 1534 году испанские войска оккупировали Тунис и ворвались в мечеть, совершив набег на ее библиотеки и уничтожив или разбросав многие рукописи. [ 16 ] [ 2 ] В период Османской империи династии Мурадидов . и Хусейнидов восстановили и расширили мечеть и связанные с ней учреждения [ 16 ] Это помогло восстановить известность мечети и ее престиж как центра обучения. [ 16 ] аркадная лоджия В 1637 году к внешнему восточному фасаду мечети была добавлена покровителем по имени Мухаммад аль-Андалус ибн Галиб, чье имя предполагает, что он был одним из морисков, изгнанных из Испании в 1609 году. [ 15 ] : 220 С 1624 по 1812 год местная семья Бакри взяла на себя заботу о мечети и занимала должность имама мечети. [ 16 ] Современный минарет был полностью перестроен в 1894 году и имитирует Альмохадов стиль минарета мечети Касба, расположенного дальше на запад. [ 3 ] [ 15 ] : 225 Президенты Туниса Бургиба и Бен Али провели масштабные реставрационные работы и реабилитацию, особенно в 1960-е и 1990-е годы. [ 12 ]
Стипендия и университет
[ редактировать ]Информации об обучении в мечети Зайтуна до 14 века мало. (исламские ученые-правоведы) предлагали курсы добровольно В это время, скорее всего, улемы , но не организованно. [ 2 ] На протяжении веков Кайруан был первым центром обучения и интеллектуальных занятий в Тунисе и Северной Африке в целом. Начиная с 13 века Тунис стал столицей Ифрикии под властью Альмохадов и Хафсидов . [ 16 ] Эта смена власти помогла аз-Зайтуне процветать и стать одним из главных центров исламского образования, а Ибн Халдун, первый социальный историк в истории, был одним из его продуктов. [ 17 ] Процветающий университет привлекал студентов и ученых со всех уголков известного в то время мира. Наряду с дисциплинами ( тафсир ) – теологии – такими как толкование Корана в университете преподавали фикх (исламское правоведение ), арабскую грамматику , историю , естественные науки и медицину . [ 16 ] [ 2 ] Здесь также был куттаб или начальная школа, в которой молодежь учили читать, писать и запоминать религиозные тексты. [ 16 ] Система преподавания не была жесткой: посещение не было обязательным, и студенты могли посещать курсы по своему выбору. Студенты, которые прошли курс и приобрели достаточно знаний, чтобы преподавать предмет самостоятельно, получали сертификат, называемый иджаза . от своего преподавателя [ 2 ]
К университету были присоединены и богатые библиотеки. Рукописи охватывали почти все предметы и науки, включая грамматику, логику , документацию , этикет исследований, космологию , арифметику , геометрию , минералы , профессиональную подготовку и т. д. [ 18 ] [ 19 ] Одна из его знаменитых библиотек, аль-Абдалия, содержала большую коллекцию редких рукописей, привлекавших ученых из-за границы. [ 16 ] Большая часть первоначальной коллекции библиотеки была рассеяна или уничтожена, когда испанцы оккупировали Тунис и ворвались в мечеть Зайтуна в 1534 году. [ 2 ] [ 16 ] После того, как Тунис обрел независимость от Франции в 1950-х годах, библиотека университета была интегрирована в Национальные библиотеки Туниса. [ 2 ]
Административные и учебные реформы этого учреждения были начаты Ахмадом Беем в 1842 году. Они продолжились в 1875 году при премьер-министре Хайр ад-Дине аль-Туниси , который также расширил библиотеку аль-Абдалии и открыл ее для публики. В 1896 году были введены новые курсы, такие как физика , политическая экономия и французский язык , а в 1912 году эти реформы были распространены на другие филиалы университета в Кайруане, Суссе , Тозере и Гафсе . [ 16 ] До 20 века студентов набирали в основном из самых богатых семей Туниса, но впоследствии набор студентов расширился. Под французским колониальным господством он превратился в бастион арабской и исламской культуры, сопротивляющийся французскому влиянию. Здесь учились некоторые видные представители алжирского националистического движения, такие как Абд аль-Хамид ибн Бадис , Тауфик Мадани и Хуари Бумедиен . [ 16 ]
После обретения независимости от Франции реформы системы образования в 1958 году и создание Тунисского университета в 1960 году снизили значение Зайтуны. [ 16 ] В 1964–1965 годах его статус независимого университета был отменен президентом Хабибом Бургибой , и ему был присвоен статус теологического колледжа Тунисского университета. [ 16 ] [ 20 ] В течение многих лет после правления Бургибы и его преемника Бен Али образовательное учреждение Зайтуна официально и физически отличалось от самой мечети Зайтуна. [ 21 ] : 42 В 2012 году, после тунисской революции и в ответ на судебное ходатайство группы граждан Туниса, бывшие учебные помещения мечети были вновь открыты, и она снова была объявлена независимым учебным заведением. [ 21 ] : 49 [ 20 ] [ 22 ]
Архитектура
[ редактировать ]Мечеть аль-Зайтуна повторяла дизайн и архитектуру предыдущих мечетей, в частности мечети Укбы в Кайруане, которая была построена в своем нынешнем виде несколькими десятилетиями ранее. [ 15 ] : 41 Планировка здания и его интерьер неравномерны, многие линии не совсем параллельны или перпендикулярны, но это незаметно для посетителя. [ 15 ] : 38–39 Здание состоит в основном из трапециевидного двора ( сана ) и гипостильного молитвенного зала. Основное различие между этой мечетью и мечетью Кайруан заключается в положении минарета, который в данном случае был добавлен гораздо позже. [ 15 ] : 41 Мечеть тесно интегрирована в городскую структуру, и большая часть внешнего вида здания скрыта другими соседними постройками. Только на восточной стороне мечети имеется внешний фасад, на который выходит аркадная лоджия 1637 года. [ 15 ] : 39–40, 220 Соседние помещения и постройки по остальному периметру мечети включают магазины, библиотеки и максуры (места , предназначенные для отдельных лиц или групп во время молитвы). [ 15 ] : 39–40 [ 7 ]
Во двор можно попасть снаружи через семь дверных проемов, он окружен галереями, поддерживаемыми аркадами из арок и колонн. [ 3 ] Галерея на южной стороне, предшествующая молитвенному залу, датируется реставрацией Зирида X века и поддерживается разделенными античными колоннами и капителями. [ 3 ] в то время как три другие галереи в настоящее время датируются 17 и 19 веками, [ 7 ] с колоннами, импортированными из Италии премьер-министром Мустафой Хазнадаром в середине 19 века. [ 3 ] Мощение самого двора состоит из античных мраморных досок, тоже сполий. [ 7 ] Квадратный минарет возвышается в северо-западном углу двора. Минарет, построенный в 1894 году, имеет высоту 43 метра (141 фут). [ 11 ] и имитирует украшение минарета Альмохадов мечети Касба с его известняковыми ремнями в виде себки на фоне охристого песчаника. [ 3 ]
Центральный вход в молитвенный зал перекрыт куполом Куббат аль-Баху , добавленным Зиридами около 991 года. [ 15 ] : 86–87 Имея размеры около 12 метров в высоту и 4 метра в ширину, [ нужна ссылка ] Купол имеет сложную конструкцию, и Джонатан Блум описывает его как одно из лучших архитектурных произведений этого периода западной исламской архитектуры . [ 15 ] : 86–87 Купол ребристый и опирается на восьмиугольное основание, которое, в свою очередь, опирается на квадратную опорную конструкцию. Орнамент включает резную лепнину , декоративные глухие арки и ниши, пилястры , а также полихромную мозаику или каменную кладку аблак из красного, белого и черного камня. Арки и окна имеют подковообразные арки и вуссуары из чередующегося белого и красного камня. [ 15 ] : 87 [ 7 ] Арабские надписи фатимидским куфическим орнаментом находятся вокруг основания купола и над капителями некоторых колонн. [ 7 ]
Гипостильный молитвенный зал разделен на 15 нефов рядами колонн длиной в 6 пролетов , поддерживающих подковообразные арки, идущие перпендикулярно юго-восточной стене киблы . [ 15 ] : 40–41 [ 3 ] Каждый проход имеет ширину около 3 метров, но центральный проход, ведущий к михрабу (нише, символизирующей киблу), шире остальных и составляет 4,8 метра. [ 3 ] Еще один поперечный проход проходит перед стеной киблы. Здесь около 160 колонн, большинство из них — античные сполии, скорее всего, взятые с места Карфагена . [ 15 ] : 40–41 [ 3 ] Пространство перед михрабом перекрыто хорошо сохранившимся куполом периода Аглабидов (9 век) с куфическими надписями того же периода. [ 15 ] : 41 Сам михраб был отремонтирован в более поздние периоды, и большая часть украшений молитвенного зала, за исключением античных колонн, датируется 13 веком. [ 15 ] : 41 [ 7 ] Лепной декор вокруг михраба датируется в основном 1638 годом, а лепнина на импостах колонн – 1820 годом. [ 7 ] Несколько резных лепных панелей вдоль верхних стен центрального нефа, вероятно, бывших окон, все еще датируются периодом Аглабидов. [ 14 ] Внутри михраба находится мраморная доска, покрытая сусальным золотом и украшенная аглабидской куфической надписью с религиозными формулами, такими как шахада . [ 7 ] [ 14 ] Минбар . (кафедра) рядом с михрабом является одним из старейших существующих минбаров после минбара Кайруана, хотя только некоторые из его боковых панелей все еще являются оригиналами периода Аглабидов, а другие датируются более поздними реконструкциями Последние произведения датируются 1583 годом, в ранний османский период. Минбар меньше минбара Кайруана и имеет размеры 2,53 на 3,30 метра. Деревянные панели украшены резьбой разнообразных геометрических и стилизованных растительных мотивов. [ 14 ]
-
Внешний восточный фасад мечети с лоджией 17 века.
-
Двор мечети, вид на восток, вход в молитвенный зал справа.
-
Солнечные часы и колодцы во дворе
-
Современный минарет (построен в 1894 году).
-
Баб аль-Баху , центральный вход в молитвенный зал и его купол ( Куббат аль-Баху ) [ 7 ]
-
Интерьер молитвенного зала
-
Вид на территорию вокруг михраба
-
Михраб мечети
-
Внешний вид купола перед михрабом
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Бен Ачур, Массачусетс (1991). Масджид аль-Зайтуна: аль-риджалу ва'ль малем [ Мечеть Зайтуна: люди и памятник ] (на арабском языке). Тунис: Cérès Production.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Чатер, Халифа (2002). «Олива». В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том. XI. Брилл. стр. 488–490. ISBN 9789004161214 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Бен Мами, Мохамед Беджи. «Великая мечеть Зайтуна» . Откройте для себя Музей исламского искусства без границ . Архивировано из оригинала 12 июня 2020 г. Проверено 31 октября 2022 г.
- ^ «Об институте Зайтуна» . Калифорнийский институт Зайтуна. Архивировано из оригинала 27 февраля 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Мечеть Аль-Зайтуна в истории» . Мечеть Аль-Зайтуна. Архивировано из оригинала 27 января 2010 г. Проверено 6 февраля 2009 г.
- ^ «Теологическое и научное влияние Аль-Зайтуны на исламский мир» . Мечеть Аль-Зайтуна. Архивировано из оригинала 12 мая 2010 г. Проверено 6 февраля 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Ламин, Сихем (2018). «Зайтуна: мечеть мятежного города». В Андерсоне, Глэр Д.; Фенвик, Коризанда; Россер-Оуэн, Мариам (ред.). Аглабиды и их соседи: искусство и материальная культура в Северной Африке девятого века . Брилл. стр. 269–293. ISBN 978-90-04-35566-8 .
- ^ (на итальянском языке) С. РОМАНО. «Святой из Палермо, почитаемый мусульманами в Тунисе». Сицилийский исторический архив , XXVI (1901), стр. 11–21.
- видеть также Ф. СКОРЦА БАРСЕЛОНА. «Африканские святые на Сицилии (и сицилийцы в Африке) по мнению Франческо Ланцони». Динс: История Сицилии и агиографическая традиция в поздней античности. Материалы исследовательской конференции (Катания, 20–22 мая 1986 г.). Архивировано 9 февраля 2015 г. на archive.today , под редакцией Сальваторе Прикоко. Катандзаро 1988, стр. 37–55.
- ^ (на итальянском языке) Даниэле Ронко (2001). Май Санта-Оливы: происхождение формы, развитие традиции. Архивировано 7 февраля 2015 г. в Wayback Machine . ETS, Пизанский университет, IT. 325 страниц. стр. 18–19.
- ^ Jump up to: а б (на итальянском языке) Святая Олива Палермская, Дева и мученица. Архивировано 4 июня 2023 г. в Wayback Machine . СВЯТЫЕ, БЛАГОДАРНЫЕ И СВИДЕТЕЛИ. 10 июня. Дата обращения: 2 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Джемаа Эззитуна» . Муниципалитет Туниса. Архивировано из оригинала 26 мая 2009 г. Проверено 6 февраля 2009 г.
- ^ Jump up to: а б «Культовые места муниципалитета Туниса» (на французском языке). Правительство Туниса. Архивировано из оригинала 11 августа 2009 года . Проверено 23 июля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Биноус, Джамиля; Баклути, Насер; Бен Танфус, Азиза; Бутераа, Кадри; Рамма, Мурад; Зуари, Али (2002). Ифрикия: Тринадцать веков искусства и архитектуры в Тунисе (2-е изд.). Музей без границ, MWNF. ISBN 9783902782199 .
- ^ Jump up to: а б с д Даулатли, Абдельазиз (2018). «Великая мечеть Зитуна: подлинный памятник Аглабидов (середина 9 века)». В Андерсоне, Глэр Д.; Фенвик, Коризанда; Россер-Оуэн, Мариам (ред.). Аглабиды и их соседи: искусство и материальная культура в Северной Африке девятого века (на французском языке). Светить. стр. 248–268. ISBN 978-90-04-35566-8 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х Блум, Джонатан М. (2020). Архитектура исламского Запада: Северная Африка и Пиренейский полуостров, 700–1800 гг . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300218701 . Архивировано из оригинала 8 июня 2024 г. Проверено 31 октября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Диб, Мэри-Джейн (1995). «Зайтуна» . В Эспозито, Джон Л. (ред.). Оксфордская энциклопедия современного исламского мира . Издательство Оксфордского университета. стр. 374–375.
- ^ Шарне, Жан-Поль (январь – февраль 1979 г.). «Экономика и религия в трудах Ибн Халдуна». Обзор Магриба . 4 № 1 : 1–25.
- ^ Абд эль-Хафиз, Мансур (1969). Фихрис Махтутат эль-Мактаба аль-Ахмадия в Тунисе . Бейрут: Дар эль-Фатх. стр. 8–9.
- ^ Сибай, М. (1987). Библиотеки мечетей: историческое исследование . Лондон и Нью-Йорк: Mansell Publishing Limited. п. 98.
- ^ Jump up to: а б «Тунис вновь открывает древний исламский колледж для борьбы с радикалами» . Рейтер . 04 апреля 2012 г. Архивировано из оригинала 3 ноября 2022 г. Проверено 3 ноября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Фойер, Сара (2016). Государственный ислам в борьбе с экстремизмом: новые тенденции в Марокко и Тунисе . Вашингтонский институт ближневосточной политики. Архивировано из оригинала 3 ноября 2022 г. Проверено 3 ноября 2022 г.
- ^ «Спор вокруг мечети Аль-Зайтуна в Тунисе: двойственное возрождение исламских традиций - Qantara.de» . Qantara.de - Диалог с исламским миром . Архивировано из оригинала 3 ноября 2022 г. Проверено 3 ноября 2022 г.