Jump to content

Мечеть Аль-Зайтуна

Координаты : 36 ° 47'50 "N 10 ° 10'16" E  /  36,7972 ° N 10,1711 ° E  / 36,7972; 10.1711
(Перенаправлено из мечети Зитуна )
Мечеть Аль-Зайтуна
Религия
Принадлежность Суннитский ислам
Расположение
Расположение Тунис , Тунис
Мечеть Аль-Зайтуна находится в Тунисе.
Мечеть Аль-Зайтуна
Показано в Тунисе
Географические координаты 36 ° 47'50 "N 10 ° 10'16" E  /  36,7972 ° N 10,1711 ° E  / 36,7972; 10.1711
Архитектура
Архитектор(ы) Фаталлах (Фатх аль-Банна)
Тип Мечеть
Стиль Мавританский ( Аглабидский и другие периоды)
Дата установления 698 г. н.э.
Завершенный 864 г. н.э. (с более поздними дополнениями)
Технические характеристики
угрожать (а) 1
Высота минарета 43 метра (141 фут 1 дюйм)

Мечеть Аль-Зайтуна , также известная как мечеть Эз-Зитуна и мечеть Эль-Зитуна ( араб . جامع الزيتونة , буквально означает «Оливковая мечеть »), — главная мечеть в центре Медины Туниса в Тунисе , Тунис . Мечеть является старейшей в городе и занимает площадь 5000 квадратных метров (1,2 акра) с девятью входами. [ 1 ] Он был основан в конце 7-го века или в начале 8-го века, но его нынешняя архитектурная форма возникла в результате реконструкции в 9-м веке, включая множество античных колонн, повторно использованных из Карфагена, а также в результате более поздних дополнений и реставраций на протяжении веков. [ 2 ] [ 3 ] В мечети находился один из первых и величайших университетов в истории ислама. [ 4 ] [ нужен лучший источник ] Многие мусульманские ученые окончили аль-Зайтуну более тысячи лет назад. Ибн Арафа , крупный маликитский ученый, аль-Мазири , великий традиционалист и юрист , и Абул-Касем Эчебби , известный тунисский поэт, все преподавали там, среди других. [ 1 ] [ 5 ] [ 6 ]

Этимология

[ редактировать ]

Одна из легенд гласит, что ее назвали «Мечетью Оливы», потому что она была построена на месте древнего места поклонения, где росла олива . [ нужна ссылка ] Другой отчет, переданный тунисским историком 17 века Ибн Аби Динаром , [ 3 ] сообщает о наличии в этом месте византийской христианской церкви, посвященной Санта-Оливии . [ 2 ] [ 3 ] Археологические исследования и реставрационные работы 1969–1970 годов показали, что мечеть была построена на месте существующего здания византийской эпохи с колоннами, перекрывающего кладбище. [ 2 ] Возможно, это была христианская базилика, что подтверждает легенду, рассказанную Ибн Аби Динаром. [ 3 ] Более поздняя интерпретация Мухаммада аль-Баджи ибн Мами предполагает, что предыдущие сооружения могли быть частью византийского укрепления, внутри которого арабские завоеватели построили свою мечеть. [ 2 ] Эту гипотезу поддерживает и Сихем Ламин. [ 7 ]

Святого особенно почитают в Тунисе, поскольку существует суеверное мнение, что если осквернить это место и память о нем, произойдет несчастье; это включает в себя веру в то, что, когда ее реликвии будут возвращены, исламу придет конец. [ 8 ] Эта вспомогательная легенда, связанная с обретением мощей святого, широко распространена на Сицилии, однако связана и с другими святыми. [ 9 ] В 1402 году король Сицилии Мартин I потребовал возвращения мощей святой Оливии у берберского халифа Ифрикии Абу Фариса Абд аль-Азиза II , который ему отказал. [ 10 ] Даже сегодня тунисцы, которые до сих пор почитают ее, верят, что господство их религии угаснет, когда исчезнет тело Девы Оливии. [ 10 ]

Фундамент

[ редактировать ]

Аль-Зайтуна была второй мечетью, построенной в Ифрикии и регионе Магриба после мечети Укбы в Кайруане . [ 5 ] Точная дата постройки варьируется в зависимости от источника. Ибн Халдун и Аль-Бакри писали, что он был построен в 114 году хиджры (около 731 года н. э .) Убайд Аллахом ибн аль-Хабхабом . [ 3 ] [ 5 ] [ 11 ] Аль-Бакри, однако, также упоминает мечеть, построенную Хасаном ибн ан-Нуманом , который возглавил завоевание Туниса и Карфагена, в 79 году хиджры (около 698 года нашей эры). [ 2 ] Ахмед ибн Абу Дияф и Ибн Аби Динар приписали приказ Хасану ибн ан-Нуману в 84 г. хиджры (703 г. н.э.), [ 5 ] который использовал его как место молитвы. [ 12 ] Другой источник утверждает, что Омейядов халиф Хишам ибн Абд аль-Малик . строительство заказал [ 5 ]

Современные историки разделились во мнениях относительно того, следует ли приписать основание Ибн аль-Хабхабу или Ибн ан-Нуману. [ 2 ] Большинство ученых поддерживают второе объяснение. [ 2 ] [ 5 ] и приписывают фундамент Ибн ан-Нуману в 698 году нашей эры. [ 11 ] [ 3 ] [ 7 ] [ 13 ] Это самое убедительное доказательство, поскольку маловероятно, чтобы город Тунис оставался долгое время без мечети после его завоевания в 79 году хиджры. [ 5 ] Согласно этому объяснению, предполагается, что Ибн аль-Хабхаб впоследствии расширил или перестроил мечеть и улучшил ее архитектуру. [ 2 ] [ 11 ] [ 5 ] [ 14 ]

Аглабидская реконструкция

[ редактировать ]

Мечеть обязана своим нынешним видом реконструкции при Аглабидах , династии, которая правила Ифрикией от имени халифов Аббасидов в 9 веке. Работы были начаты во время правления эмира Абу Ибрагима Ахмада и завершены в 864–865 годах. [ 15 ] : 38–40  [ 7 ] [ 3 ] В результате планировка мечети очень похожа на мечеть Укба в Кайруане, которая также была перестроена Аглабидами ранее в том же веке. [ 15 ] : 38–41  Современная надпись у основания купола перед михрабом указывает дату этого строительства и называет трех человек: 1) аббасидского халифа аль-Мустаина Биллаха , названного главным покровителем; [ 7 ] 2) Нусайр, мавла халифа и, вероятно, надзиратель работ; [ 7 ] и 3) Фатхаллах или Фатх аль-Банна, архитектор и главный строитель. [ 3 ] [ 7 ] Другая надпись на одном из дворовых фасадов мечети содержит ту же информацию. [ 7 ] Сам эмир Аглабидов (Абу Ибрагим Ахмад) не упоминается в этих надписях, что позволяет предположить, что он, возможно, не принимал официального участия в строительстве и вместо этого Нусайр руководил работами непосредственно от имени халифа Аббасидов. [ 7 ]

Структура Аглабидов, в свою очередь, сегодня в основном скрыта более поздними дополнениями и реконструкциями. Лучше всего сохранились части IX века — это внутренняя часть молитвенного зала (хотя часть его позже была перестроена) и выступающие закругленные угловые бастионы в северном и восточном углах мечети. [ 15 ] : 38–40  Нет никаких свидетельств того, что к мечети в это время был пристроен минарет. Причины этого упущения неясны. Это предполагает, что минареты еще не были стандартной особенностью конгрегационалистских мечетей. [ 15 ] : 41  или что в то время они все еще считались спорной инновацией. [ 7 ]

Более поздняя история

[ редактировать ]
XV века. Хафсид Мечеть 1880 года, виден минарет

Между 990 и 995 годами дальнейшие работы проводились под руководством Зиридов , клиентов халифов Фатимидов . Эти работы включали добавление галерей вокруг двора. [ 2 ] и Куббат аль-Баху (или Куббат аль-Бахв ), купол у входа в молитвенный зал. Сам купол датируется точнее 991 годом. [ 15 ] : 86–87  [ 7 ] Даты этих работ указаны серией надписей вокруг Куббата аль-Баху , но имена самих покровителей были стерты в более поздний период. [ 7 ] возможно, когда Зириды провозгласили независимость от Фатимидов в 11 веке. [ 15 ] : 87  Судя по контексту, произведениям можно отнести покровительство зиридского эмира Аль-Мансура ибн Булуггина . [ 15 ] : 86–87  [ 7 ] В надписях также указаны имена четырех мастеров: Ахмада аль-Бурджини, Абу аль-Тана, Абдаллаха ибн Каффаса и Бишра ибн аль-Бурджини. [ 15 ] : 87 

Фотохромная печать главного входа 1890 года.

При Хафсидах , правивших в 13-15 веках, Тунис впервые стал главной столицей Ифрикии. Это привело к увеличению важности мечети Зайтуна и позволило ей превзойти по престижу старую мечеть Укба в Кайруане. [ 2 ] Значительные реставрационные работы были проведены правителями Хафсидов при аль-Мустансире в 1250 году и при Абу Яхье Закарии в начале 14 века, добавив такие элементы, как туалеты и заменив некоторые деревянные изделия. [ 15 ] : 209  [ 13 ] В то время другие ремонты и реставрации проводились в нескольких точках. [ 2 ] Первый засвидетельствованный минарет мечети также был построен под патронажем Хафсидов в 1438–1439 годах. [ 2 ] [ 7 ] Его внешний вид известен по старым фотографиям: он имел кубовидную форму (с древком с квадратным основанием) и был увенчан аркадной галереей и многоугольной башенкой или фонарем на вершине. [ 15 ] : 225 

В 1534 году испанские войска оккупировали Тунис и ворвались в мечеть, совершив набег на ее библиотеки и уничтожив или разбросав многие рукописи. [ 16 ] [ 2 ] В период Османской империи династии Мурадидов . и Хусейнидов восстановили и расширили мечеть и связанные с ней учреждения [ 16 ] Это помогло восстановить известность мечети и ее престиж как центра обучения. [ 16 ] ​​аркадная лоджия В 1637 году к внешнему восточному фасаду мечети была добавлена покровителем по имени Мухаммад аль-Андалус ибн Галиб, чье имя предполагает, что он был одним из морисков, изгнанных из Испании в 1609 году. [ 15 ] : 220  С 1624 по 1812 год местная семья Бакри взяла на себя заботу о мечети и занимала должность имама мечети. [ 16 ] Современный минарет был полностью перестроен в 1894 году и имитирует Альмохадов стиль минарета мечети Касба, расположенного дальше на запад. [ 3 ] [ 15 ] : 225  Президенты Туниса Бургиба и Бен Али провели масштабные реставрационные работы и реабилитацию, особенно в 1960-е и 1990-е годы. [ 12 ]

Вид с крыши на мечеть
Rooftop view towards the mosque

Стипендия и университет

[ редактировать ]

Информации об обучении в мечети Зайтуна до 14 века мало. (исламские ученые-правоведы) предлагали курсы добровольно В это время, скорее всего, улемы , но не организованно. [ 2 ] На протяжении веков Кайруан был первым центром обучения и интеллектуальных занятий в Тунисе и Северной Африке в целом. Начиная с 13 века Тунис стал столицей Ифрикии под властью Альмохадов и Хафсидов . [ 16 ] Эта смена власти помогла аз-Зайтуне процветать и стать одним из главных центров исламского образования, а Ибн Халдун, первый социальный историк в истории, был одним из его продуктов. [ 17 ] Процветающий университет привлекал студентов и ученых со всех уголков известного в то время мира. Наряду с дисциплинами ( тафсир ) теологии – такими как толкование Корана в университете преподавали фикх (исламское правоведение ), арабскую грамматику , историю , естественные науки и медицину . [ 16 ] [ 2 ] Здесь также был куттаб или начальная школа, в которой молодежь учили читать, писать и запоминать религиозные тексты. [ 16 ] Система преподавания не была жесткой: посещение не было обязательным, и студенты могли посещать курсы по своему выбору. Студенты, которые прошли курс и приобрели достаточно знаний, чтобы преподавать предмет самостоятельно, получали сертификат, называемый иджаза . от своего преподавателя [ 2 ]

К университету были присоединены и богатые библиотеки. Рукописи охватывали почти все предметы и науки, включая грамматику, логику , документацию , этикет исследований, космологию , арифметику , геометрию , минералы , профессиональную подготовку и т. д. [ 18 ] [ 19 ] Одна из его знаменитых библиотек, аль-Абдалия, содержала большую коллекцию редких рукописей, привлекавших ученых из-за границы. [ 16 ] Большая часть первоначальной коллекции библиотеки была рассеяна или уничтожена, когда испанцы оккупировали Тунис и ворвались в мечеть Зайтуна в 1534 году. [ 2 ] [ 16 ] После того, как Тунис обрел независимость от Франции в 1950-х годах, библиотека университета была интегрирована в Национальные библиотеки Туниса. [ 2 ]

Административные и учебные реформы этого учреждения были начаты Ахмадом Беем в 1842 году. Они продолжились в 1875 году при премьер-министре Хайр ад-Дине аль-Туниси , который также расширил библиотеку аль-Абдалии и открыл ее для публики. В 1896 году были введены новые курсы, такие как физика , политическая экономия и французский язык , а в 1912 году эти реформы были распространены на другие филиалы университета в Кайруане, Суссе , Тозере и Гафсе . [ 16 ] До 20 века студентов набирали в основном из самых богатых семей Туниса, но впоследствии набор студентов расширился. Под французским колониальным господством он превратился в бастион арабской и исламской культуры, сопротивляющийся французскому влиянию. Здесь учились некоторые видные представители алжирского националистического движения, такие как Абд аль-Хамид ибн Бадис , Тауфик Мадани и Хуари Бумедиен . [ 16 ]

После обретения независимости от Франции реформы системы образования в 1958 году и создание Тунисского университета в 1960 году снизили значение Зайтуны. [ 16 ] В 1964–1965 годах его статус независимого университета был отменен президентом Хабибом Бургибой , и ему был присвоен статус теологического колледжа Тунисского университета. [ 16 ] [ 20 ] В течение многих лет после правления Бургибы и его преемника Бен Али образовательное учреждение Зайтуна официально и физически отличалось от самой мечети Зайтуна. [ 21 ] : 42  В 2012 году, после тунисской революции и в ответ на судебное ходатайство группы граждан Туниса, бывшие учебные помещения мечети были вновь открыты, и она снова была объявлена ​​независимым учебным заведением. [ 21 ] : 49  [ 20 ] [ 22 ]

Архитектура

[ редактировать ]
Современный план мечети

Мечеть аль-Зайтуна повторяла дизайн и архитектуру предыдущих мечетей, в частности мечети Укбы в Кайруане, которая была построена в своем нынешнем виде несколькими десятилетиями ранее. [ 15 ] : 41  Планировка здания и его интерьер неравномерны, многие линии не совсем параллельны или перпендикулярны, но это незаметно для посетителя. [ 15 ] : 38–39  Здание состоит в основном из трапециевидного двора ( сана ) и гипостильного молитвенного зала. Основное различие между этой мечетью и мечетью Кайруан заключается в положении минарета, который в данном случае был добавлен гораздо позже. [ 15 ] : 41  Мечеть тесно интегрирована в городскую структуру, и большая часть внешнего вида здания скрыта другими соседними постройками. Только на восточной стороне мечети имеется внешний фасад, на который выходит аркадная лоджия 1637 года. [ 15 ] : 39–40, 220  Соседние помещения и постройки по остальному периметру мечети включают магазины, библиотеки и максуры (места , предназначенные для отдельных лиц или групп во время молитвы). [ 15 ] : 39–40  [ 7 ]

Во двор можно попасть снаружи через семь дверных проемов, он окружен галереями, поддерживаемыми аркадами из арок и колонн. [ 3 ] Галерея на южной стороне, предшествующая молитвенному залу, датируется реставрацией Зирида X века и поддерживается разделенными античными колоннами и капителями. [ 3 ] в то время как три другие галереи в настоящее время датируются 17 и 19 веками, [ 7 ] с колоннами, импортированными из Италии премьер-министром Мустафой Хазнадаром в середине 19 века. [ 3 ] Мощение самого двора состоит из античных мраморных досок, тоже сполий. [ 7 ] Квадратный минарет возвышается в северо-западном углу двора. Минарет, построенный в 1894 году, имеет высоту 43 метра (141 фут). [ 11 ] и имитирует украшение минарета Альмохадов мечети Касба с его известняковыми ремнями в виде себки на фоне охристого песчаника. [ 3 ]

Центральный вход в молитвенный зал перекрыт куполом Куббат аль-Баху , добавленным Зиридами около 991 года. [ 15 ] : 86–87  Имея размеры около 12 метров в высоту и 4 метра в ширину, [ нужна ссылка ] Купол имеет сложную конструкцию, и Джонатан Блум описывает его как одно из лучших архитектурных произведений этого периода западной исламской архитектуры . [ 15 ] : 86–87  Купол ребристый и опирается на восьмиугольное основание, которое, в свою очередь, опирается на квадратную опорную конструкцию. Орнамент включает резную лепнину , декоративные глухие арки и ниши, пилястры , а также полихромную мозаику или каменную кладку аблак из красного, белого и черного камня. Арки и окна имеют подковообразные арки и вуссуары из чередующегося белого и красного камня. [ 15 ] : 87  [ 7 ] Арабские надписи фатимидским куфическим орнаментом находятся вокруг основания купола и над капителями некоторых колонн. [ 7 ]

Гипостильный молитвенный зал разделен на 15 нефов рядами колонн длиной в 6 пролетов , поддерживающих подковообразные арки, идущие перпендикулярно юго-восточной стене киблы . [ 15 ] : 40–41  [ 3 ] Каждый проход имеет ширину около 3 метров, но центральный проход, ведущий к михрабу (нише, символизирующей киблу), шире остальных и составляет 4,8 метра. [ 3 ] Еще один поперечный проход проходит перед стеной киблы. Здесь около 160 колонн, большинство из них — античные сполии, скорее всего, взятые с места Карфагена . [ 15 ] : 40–41  [ 3 ] Пространство перед михрабом перекрыто хорошо сохранившимся куполом периода Аглабидов (9 век) с куфическими надписями того же периода. [ 15 ] : 41  Сам михраб был отремонтирован в более поздние периоды, и большая часть украшений молитвенного зала, за исключением античных колонн, датируется 13 веком. [ 15 ] : 41  [ 7 ] Лепной декор вокруг михраба датируется в основном 1638 годом, а лепнина на импостах колонн – 1820 годом. [ 7 ] Несколько резных лепных панелей вдоль верхних стен центрального нефа, вероятно, бывших окон, все еще датируются периодом Аглабидов. [ 14 ] Внутри михраба находится мраморная доска, покрытая сусальным золотом и украшенная аглабидской куфической надписью с религиозными формулами, такими как шахада . [ 7 ] [ 14 ] Минбар . (кафедра) рядом с михрабом является одним из старейших существующих минбаров после минбара Кайруана, хотя только некоторые из его боковых панелей все еще являются оригиналами периода Аглабидов, а другие датируются более поздними реконструкциями Последние произведения датируются 1583 годом, в ранний османский период. Минбар меньше минбара Кайруана и имеет размеры 2,53 на 3,30 метра. Деревянные панели украшены резьбой разнообразных геометрических и стилизованных растительных мотивов. [ 14 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Бен Ачур, Массачусетс (1991). Масджид аль-Зайтуна: аль-риджалу ва'ль малем [ Мечеть Зайтуна: люди и памятник ] (на арабском языке). Тунис: Cérès Production.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Чатер, Халифа (2002). «Олива». В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том. XI. Брилл. стр. 488–490. ISBN  9789004161214 .
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Бен Мами, Мохамед Беджи. «Великая мечеть Зайтуна» . Откройте для себя Музей исламского искусства без границ . Архивировано из оригинала 12 июня 2020 г. Проверено 31 октября 2022 г.
  4. ^ «Об институте Зайтуна» . Калифорнийский институт Зайтуна. Архивировано из оригинала 27 февраля 2009 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Мечеть Аль-Зайтуна в истории» . Мечеть Аль-Зайтуна. Архивировано из оригинала 27 января 2010 г. Проверено 6 февраля 2009 г.
  6. ^ «Теологическое и научное влияние Аль-Зайтуны на исламский мир» . Мечеть Аль-Зайтуна. Архивировано из оригинала 12 мая 2010 г. Проверено 6 февраля 2009 г.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Ламин, Сихем (2018). «Зайтуна: мечеть мятежного города». В Андерсоне, Глэр Д.; Фенвик, Коризанда; Россер-Оуэн, Мариам (ред.). Аглабиды и их соседи: искусство и материальная культура в Северной Африке девятого века . Брилл. стр. 269–293. ISBN  978-90-04-35566-8 .
  8. ^ (на итальянском языке) С. РОМАНО. «Святой из Палермо, почитаемый мусульманами в Тунисе». Сицилийский исторический архив , XXVI (1901), стр. 11–21.
  9. ^ (на итальянском языке) Даниэле Ронко (2001). Май Санта-Оливы: происхождение формы, развитие традиции. Архивировано 7 февраля 2015 г. в Wayback Machine . ETS, Пизанский университет, IT. 325 страниц. стр. 18–19.
  10. ^ Jump up to: а б (на итальянском языке) Святая Олива Палермская, Дева и мученица. Архивировано 4 июня 2023 г. в Wayback Machine . СВЯТЫЕ, БЛАГОДАРНЫЕ И СВИДЕТЕЛИ. 10 июня. Дата обращения: 2 февраля 2015 г.
  11. ^ Jump up to: а б с д «Джемаа Эззитуна» . Муниципалитет Туниса. Архивировано из оригинала 26 мая 2009 г. Проверено 6 февраля 2009 г.
  12. ^ Jump up to: а б «Культовые места муниципалитета Туниса» (на французском языке). Правительство Туниса. Архивировано из оригинала 11 августа 2009 года . Проверено 23 июля 2010 г.
  13. ^ Jump up to: а б Биноус, Джамиля; Баклути, Насер; Бен Танфус, Азиза; Бутераа, Кадри; Рамма, Мурад; Зуари, Али (2002). Ифрикия: Тринадцать веков искусства и архитектуры в Тунисе (2-е изд.). Музей без границ, MWNF. ISBN  9783902782199 .
  14. ^ Jump up to: а б с д Даулатли, Абдельазиз (2018). «Великая мечеть Зитуна: подлинный памятник Аглабидов (середина 9 века)». В Андерсоне, Глэр Д.; Фенвик, Коризанда; Россер-Оуэн, Мариам (ред.). Аглабиды и их соседи: искусство и материальная культура в Северной Африке девятого века (на французском языке). Светить. стр. 248–268. ISBN  978-90-04-35566-8 .
  15. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х Блум, Джонатан М. (2020). Архитектура исламского Запада: Северная Африка и Пиренейский полуостров, 700–1800 гг . Издательство Йельского университета. ISBN  9780300218701 . Архивировано из оригинала 8 июня 2024 г. Проверено 31 октября 2022 г.
  16. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Диб, Мэри-Джейн (1995). «Зайтуна» . В Эспозито, Джон Л. (ред.). Оксфордская энциклопедия современного исламского мира . Издательство Оксфордского университета. стр. 374–375.
  17. ^ Шарне, Жан-Поль (январь – февраль 1979 г.). «Экономика и религия в трудах Ибн Халдуна». Обзор Магриба . 4 № 1 : 1–25.
  18. ^ Абд эль-Хафиз, Мансур (1969). Фихрис Махтутат эль-Мактаба аль-Ахмадия в Тунисе . Бейрут: Дар эль-Фатх. стр. 8–9.
  19. ^ Сибай, М. (1987). Библиотеки мечетей: историческое исследование . Лондон и Нью-Йорк: Mansell Publishing Limited. п. 98.
  20. ^ Jump up to: а б «Тунис вновь открывает древний исламский колледж для борьбы с радикалами» . Рейтер . 04 апреля 2012 г. Архивировано из оригинала 3 ноября 2022 г. Проверено 3 ноября 2022 г.
  21. ^ Jump up to: а б Фойер, Сара (2016). Государственный ислам в борьбе с экстремизмом: новые тенденции в Марокко и Тунисе . Вашингтонский институт ближневосточной политики. Архивировано из оригинала 3 ноября 2022 г. Проверено 3 ноября 2022 г.
  22. ^ «Спор вокруг мечети Аль-Зайтуна в Тунисе: двойственное возрождение исламских традиций - Qantara.de» . Qantara.de - Диалог с исламским миром . Архивировано из оригинала 3 ноября 2022 г. Проверено 3 ноября 2022 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 36a1d3917afab547f68367c7c525c49e__1721922120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/36/9e/36a1d3917afab547f68367c7c525c49e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Al-Zaytuna Mosque - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)