Гандикап в Го
Тема этой статьи Википедии может не соответствовать общему правилу по известности . ( сентябрь 2021 г. ) |
В большинстве систем и на большинстве уровней игры в Го рангов . дается гандикап, чтобы компенсировать разницу в силе между игроками разных
Часть серии о |
Идти |
---|
Особенности игры |
|
История и культура |
Игроки и организации |
Компьютеры и математика |
Формы инвалидности
[ редактировать ]В игре Го фора дается посредством камней и компенсационных очков . В отличие от равной игры, в которой черные играют первыми, в игре с форой (после того, как черные поставили форовые камни) белые делают первый ход.
Камни для гандикапа
[ редактировать ]Разница в рангах в рамках данной любительской рейтинговой системы является одним из показателей того, сколько камней для гандикапа следует отдать, чтобы игра стала более равной. Как правило, каждый ранг представляет ценность одного камня. (В пересчете на очки один камень считается равным 13-16 очкам, но эта цифра непостоянна на протяжении уровней: чем умелее игрок, тем больше полезность каждого камня.)
Например, игрок в 3 кю дает игроку в 7 кю четыре гандикаповых камня, чтобы обеспечить интересную игру с примерно одинаковой сложностью для обоих игроков. Если используется традиционное фиксированное размещение камней гандикапа, то девять камней обычно являются максимальным гандикапом. Конечно, возможны и более серьезные препятствия; но при такой большой разнице в силах черные могут просто растеряться и не понять, насколько ходы белых связаны с его собственными.
Вышеупомянутое соотношение рангов надежно применимо к однозначным рангам кю (1-9к) и любительским данам (1-7d). Преимущество движения первым эквивалентно всего лишь половине гандикапа, поскольку тогда инициатива принадлежит противнику. Поскольку белый получает следующий ход после того, как черные выставят гандикапные камни, номинальная фора в n камней на самом деле на полкамня меньше, чем n .
В настоящее время профессиональные звания присуждаются организациями профессиональных игроков в Го; они, в отличие от любительских рангов, не являются надежным показателем текущей игровой силы, а скорее являются показателем достижений. До конца 20-го века они использовались в качестве меры силы, при этом разница в навыках составляла менее трети камня на ранг.
Маленькие гандикапы на доске
[ редактировать ]Маленькие доски часто используются начинающими игроками (двузначными игроками в кю), которые только учатся играть в го, или для быстрых игр. Поскольку меньшее количество ходов, сделанных при игре на меньших досках, дает белым меньше шансов преодолеть преимущество, предоставляемое форой, на меньших досках го используются меньшие гандикапы (чаще всего 13×13 и 9×9). [1]
Таким образом, гандикап для каждого ранга уменьшается на коэффициент масштабирования. Были даны различные оценки коэффициента, применимого к 13 × 13, в диапазоне от 2,5 до 4; а также по теоретическим и экспериментальным основаниям (турниры на маленькой доске). Факты свидетельствуют о том, что для игр с часами 2,5 более реалистично, чем 4. Соответствующий коэффициент для доски 9×9 понять непросто, и изменение для каждого добавленного камня очень велико.
Один из теоретических подходов основан на распределении количества ходов, сделанных в игре на доске заданного размера, относительно количества ходов, сделанных на доске 19×19. Используя оценки, согласно которым игра 19х19 будет длиться около 250-300 ходов, игра 13х13 - около 95-120 ходов, а игра 9х9 - около 40-50 ходов, квадратичная формула для отношения среднего числа пьесы могут применяться. Утверждая, что белые догоняют за счет «маленьких ошибок» черных, так что дефицит белых дрейфует с постоянной скоростью, имеет смысл принять соотношение продолжительностей игр в качестве масштабирующего коэффициента. [2]
Каждый полный камень гандикапа на доске 13×13 в любом случае, вероятно, эквивалентен примерно 2,5–3 рангам, а каждый полный камень на доске 9×9 эквивалентен примерно 6 рангам. Например, если соответствующий гандикап составляет 9 (т. е. 8,5) камней на доске 19×19, гандикап между этими двумя игроками уменьшается до 4 (поскольку 3,5 × 2,5 = 8,75) камней на доске 13x13 и 2 (1,5 × 6 = 9) камней на доске 9×9. Гандикап в 5 (т.е. 4,5) стоунов на доске 9х9 соответственно эквивалентен гандикапу в 27 или 28 стоунов на доске 19х19.
Эти цифры не являются консенсусом, но имеют широкую поддержку. Их можно использовать для определения рейтинга, конвертируя гандикапы 13×13 обратно в разницу в рангах.
Размещение гандикапа
[ редактировать ]Фиксированное размещение
[ редактировать ]19 х 19 отмечено 9 звездочек На доске – в каждом углу по точке (4,4), в середине каждой стороны на четвертой линии (4,10); и самый центр доски (10,10). Традиционно гандикапы всегда распределяются по звездным очкам следующим образом:
Камни | Размещение | Локации |
---|---|---|
1 | Черные разыгрывают свой первый камень так, как хотят, и не дают коми. | Никто |
2 | Блэк разыгрывает звездные точки в правом верхнем и левом нижнем углу. | А, Б |
3 | Черные добавляют звездочку в правом нижнем углу (в классических китайских правилах третий гандикапный камень располагается на тенгене). | А, Б, С (или Е) |
4 | Черные забирают все четыре угловых звездных очка | А, Б, В, Г |
5 | Черный добавляет центральную звезду | А, Б, В, Г, Е |
6 | Черные забирают все три звездных очка слева и справа. | А, Б, В, Г, Ф, Г |
7 | Черный добавляет центральную звезду | А, Б, В, Г, Е, Е, Г |
8 | Черные забирают все звездные очки, кроме центра. | А,Б,В,Г,Ф,Г,Ч,И |
9 | Черные забирают все девять звездных очков | A,B,C,D,E,F,G,H,I |
Поскольку камни всегда находятся в одних и тех же точках (4,4) по углам, черные всегда разыгрывают больше дебютов (4,4) и не получают опыта игры в дебютах (3,4) или других, таких как (3). ,3), (5,4), (5,3) и т. д., кроме двух и трех камней. [3]
Бесплатное размещение
[ редактировать ]В последнее время некоторые выступают за бесплатное размещение камней для инвалидов. Свободное размещение означает, что камни с гандикапом можно размещать в любом месте доски без ограничений. Вот список стран [4] и серверы [5] которые используют свободное размещение гандикаповых камней: [6]
Фиксированное размещение | Япония, Корея, США (по умолчанию), IGS Онлайн-сервер |
---|---|
Бесплатное размещение | Китай, Инг , Новая Зеландия |
Хотя бесплатное размещение встречается реже, поскольку многие игроки привязаны к традициям, особенно в странах Восточной Азии, оно дает преимущества, которых нет при фиксированном размещении.
Преимущества
[ редактировать ]Для более слабых игроков :
- Они могут выбирать дебютные стратегии в соответствии со своим пониманием игры и, таким образом, следовать последовательной стратегии.
- Они могут думать самостоятельно и узнавать о различных дебютных стратегиях на основе реального игрового опыта.
- Обязательный гандикап указывает на стрессовое влияние, а не на прямой захват территории; некоторые более слабые игроки имеют более территориальный стиль.
- Они могут научиться гораздо большему количеству угловых игр в реальных соревнованиях с более сильными соперниками.
Для более сильных игроков :
- Больше вариантов с меньшим количеством повторений означает, что игра становится более освежающей, сложной и интересной для сильного игрока. Они могут быть более склонны играть и обучать более слабого игрока.
Недостатки
[ редактировать ]При свободном размещении более слабые игроки не могут размещать свои камни с учетом их гандикапа, сопоставимого с их противником, тем самым устраняя точку гандикапа. Стандартные фиксированные гандикаповые очки обеспечивают хороший стандарт, который позволяет новичкам иметь необходимый им гандикап, поскольку они не имеют опыта и не могут воспользоваться преимуществами свободного размещения гандикаповых камней. Таким образом, гандикап свободного размещения может лучше всего подойти более опытным игрокам или тем, кто хочет большей гибкости и разнообразия в игре.
Компенсационные баллы
[ редактировать ]При разнице в силе в один ранг форовый камень не назначается. Вместо этого более сильный игрок берет белых , но без компенсационных очков. называются Коми Компенсационные точки по -японски . По традиции первыми играют черные; Белые ходят вторыми. Игра первым считается значительным преимуществом в современном го, и чтобы игра была честной для обоих игроков, это преимущество должно быть компенсировано. Считается, что игра первым равна половине хода или более вперед на протяжении всей игры.
Другой распространенный тип компенсации — это обратные компенсационные очки , когда более слабый игрок берет черное и получает как первый ход, так и компенсационные очки. Это более выгодно, чем описанная выше ситуация.
Компенсационные очки иногда предпочтительнее камней, потому что игроки хотят играть или тренироваться так, как будто это равная игра. Им хотелось бы почувствовать «равную игру». Белые (более сильный игрок) должны играть лучше, чтобы преодолеть эти недостатки (очки, полученные за игру первыми + компенсационные очки).
Система фиксированных компенсационных баллов (коми)
[ редактировать ]Когда ранги равны, черные получают преимущество, играя первыми. Преимущество первого хода компенсируется компенсационными очками . Однако до сих пор не существует абсолютных стандартов количества компенсационных баллов из-за сложности определения справедливой стоимости. 6,5 баллов используются в Японии и Корее. В Китае и США используется 7,5 баллов (см. правила AGA ). 0,5 очка используется для предотвращения ничьей.
Система компенсационных баллов аукциона
[ редактировать ]Поскольку никто не может быть абсолютно уверен в том, какое количество компенсационных очков является справедливым, некоторые выступают за другую систему, которая часто используется в некоторых любительских матчах и турнирах. Фиксированных компенсационных баллов нет. Решение остается за обоими игроками. Они достигают стоимости путем переговоров и торгов. Это называется системой компенсационных баллов на аукционе.
Примеры аукционных систем Коми включают:
- один игрок выбирает, какой размер коми будет отдан белым, а другой игрок затем выбирает, играть черными или белыми.
- игра без коми; один игрок делает первый ход черными (не слишком слабыми и не слишком сильными), а другой выбирает ход черными или белыми. Это применение правила пирога .
- игроки проводят «аукцион», говоря: «Я готов сыграть черными против XXX коми», и игрок, выигравший аукцион, играет черными.
Стратегия гандикапа
[ редактировать ]Го с гандикапом — традиционная форма обучения игроков го. Размещение с фиксированным гандикапом, по сути, представляет собой форму дифференцированного обучения: если вы не можете победить своего учителя с гандикапом в девять камней, некоторые фундаментальные моменты еще предстоит усвоить.
Педагогическая ценность фиксированных гандикапов – давняя дискуссия среди западных игроков. «Теория» го с ограниченными возможностями, как и большая часть остальной японской педагогической литературы по го, имеет менее явный подход, основанный не только на анализе, но и на восприятии. Вопрос о том, облегчает или усложняет или облегчает более слабому игроку изучение этих фундаментальных положений фиксированное размещение гандикапа, остается спорным. Характер этих «обучающих» шагов, безусловно, может быть неправильно понят и оспорен западными игроками, плохо знакомыми с игрой. Гандикапы также непопулярны среди китайских игроков, у которых больше традиция равенства за доской, чем уважения к учителю.
Есть несколько книг о людях с низкими физическими возможностями, написанных сильными профессионалами ( в частности, Кобаяси Коичи и Кадзивара Такео ); и примеры профессиональных игр для подражания. При традиционных расстановках с гандикапом единственная последовательная стратегия, которой могут следовать черные, зависит от использования влияния . Это особенно актуально на ранних стадиях боя в середине игры. [7]
Хотя черные часто полагают, что консолидации территории на начальных стадиях должно быть достаточно для победы, это не тот случай, когда гандикапные камни размещаются на звездных точках, где они более эффективны для получения влияния, чем территория. Если черные не понимают и не используют ценность гандикапных камней «звезда» для атаки, белые постепенно создадут более выгодную позицию и постепенно сокращают разрыв.
См. также
[ редактировать ]Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ↑ См . страницу в библиотеке сэнсэя для более полного обсуждения.
- ^ С психологической точки зрения Блэк (ученик), вероятно, считает ошибки более важными при проигрыше; но белые (учитель) лучше осведомлены о том, как вступить в игру посредством неэффективности черных.
- ^ Исторически сложилось так, что в Китае черные и белые были вынуждены играть на диагонально противоположных звездных очках в своих первых двух ходах в равных играх. В Японии, возможно, с какого-то момента шестнадцатого века, доска была пуста в равных играх. Следствием этого стало более глубокое изучение дзёсэки , которые в китайской системе использовались только при гандикапе в три камня. Эти дзёсэки доминировали в дебютной теории в Японии вплоть до периода синфусэки 1930-х годов. В современном го фундаментальными являются дебюты в 4-4 очка.
- ^ Соглашение о размещении гандикапа и его эффект на самом деле зависят от разных наборов правил, таких как правила Японии или Китая, а не от разных стран. Не во всех странах есть свои собственные правила.
- ^ Некоторые серверы предлагают выбор между различными наборами правил.
- ^ Сравнение некоторых правил Го
- ^ См., например, книгу « Тайные хроники Каге» . В нем делается более явное, чем обычно, упоминание о необходимости упорно бороться, а не играть вяло, чтобы правильно использовать гандикаповые камни. Этот урок влияния лежит в основе традиционной системы.