История исследовательских кораблей

возник Исследовательский корабль во время первых исследовательских путешествий. [ 1 ] Ко времени создания Джеймса Кука основы «Индевора» того, что сегодня мы бы назвали исследовательским кораблем, стали ясно очевидны. В 1766 году Королевское общество наняло Кука для поездки в Тихий океан, чтобы наблюдать и фиксировать прохождение Венеры через Солнце . [ 2 ] « Индевор» представлял собой прочную лодку, хорошо спроектированную и оборудованную для тех испытаний, с которыми ей предстояло столкнуться, и оснащенную оборудованием для ее научного персонала Джозефа Бэнкса . И, как это обычно бывает с современными исследовательскими судами, «Индевор» проводил более одного вида исследований, включая комплексные гидрографические исследования .
Некоторые другие известные ранние исследовательские суда были HMS Beagle , RV Calypso , HMS Challenger , а также Endurance и Terra Nova .
Гонка к полюсам
[ редактировать ]19 век
[ редактировать ]


В конце XIX века в мире возник большой интерес к исследованию Северного и Южного полюсов. Операции по поиску пропавшей экспедиции Франклина едва были забыты, поскольку Россия, Великобритания , Германия и Швеция поставили перед Северным Ледовитым океаном новые научные задачи. В 1868 году шведский корабль «София» проводил измерения температуры и океанографические наблюдения в морской акватории вокруг Шпицбергена . В течение этого года построенный в Норвегии корабль «Гренландия» действовал в том же районе под немецким командованием Карла Колдевея. В 1868—1869 годах судовладелец А. Розенталь предоставил учёным возможность подниматься на борт в его китобойных походах и к 1869 году судно «Германия» , которое сопровождало « Ганзу» и возглавляло Вторую немецкую Северную полярную экспедицию было построено . « Германия » благополучно вернулась из экспедиции и позже использовалась для дальнейших исследований. « Ганза» , напротив, была раздавлена льдами и затонула. В 1874 году та же участь постигла австро-венгерский «Тегеттофф», а также американскую шхуну «Поларис» под командованием капитана Халла.
Более успешными были корабли Королевского флота «Алерт» и «Дискавери» Британской арктической экспедиции 1875-76 годов . В 1875 году они покинули Портсмут , чтобы пересечь Северный Ледовитый океан и подойти как можно ближе к полюсу. Хотя они и не достигли самого полюса, они привезли с собой множество ценных наблюдений. В эти годы Адольфом Эриком Норденшельдом открытие Северо-Восточного прохода и первое кругосветное плавание по Евразии во время экспедиции «Вега» превзошло все другие экспедиции. Фритьофа Нансена Знаменитый «Фрам» проводил глубоководные зондирования и проводил гидрографические , метеорологические и магнитные исследования по всему полярному бассейну. В 1884 году Фритьофа Нансена вдохновила публикация в прессе о том, что американка «Жанетта» затонула у сибирского побережья тремя годами ранее. Капитан этого корабля лейтенант Джордж Вашингтон де Лонг предполагал, что существуют течения, плывущие корабли глубоко в полярные льды.
Через три года после гибели « Жанетты» были найдены некоторые предметы снаряжения и несколько юго-западных штанов и смерти де Лонга на юго-западном побережье Гренландии . Когда Нансен узнал об этом, у него было только одно возможное объяснение: эти куски дрейфовали, окруженные льдом, через полярный бассейн и вдоль восточного побережья Гренландии, пока не оказались в Юлианехабе . Коряги, которыми пользовались инуиты, оказались для Нансена еще более поучительными. Оно могло происходить только из районов сибирских рек, впадающих в Северный Ледовитый океан. Это позволило предположить, что существовало течение, которое плыло откуда-то между полюсом и Землей Франца-Иосифа через Северный Ледовитый океан к восточному побережью Гренландии. После этого Нансен планировал заморозить корабль во льду и оставить его плавать. В отличие от других исследователей, Нансен полагал, что хорошо построенный корабль благополучно доставит его на Северный полюс. Как учёный, он хотел достичь полюса, а также провести разведку морской акватории.
Успех экспедиции зависел от конструкции корабля, особенно от его устойчивости к давлению льда. Действительно, ни «Фрам» , ни Нансен, нетерпеливо покинувшие свой корабль и отправившиеся пешком к полюсу, не достигли своей цели, но теория Нансена о течениях оказалась верной.
Пока Нансен возвращался со льдов Северного Ледовитого океана, его земляк Руаль Амундсен отправился в Антарктику . На борту « Бельжики» Амундсен сопровождал Бельгийскую антарктическую экспедицию в качестве рулевого. Для этого приключения Адриан де Жерлаш приобрел за 70 000 франков китобойный ловец «Патрия» , отремонтировал двигатель, устроил дополнительные каюты, установил лабораторию и переименовал корабль в «Бельгику» . В 1887—1899 годах биологические и физические наблюдения проводились западнее Антарктического полуострова и южнее острова Петра I. « Бельжика» была первым кораблем, перезимовавшим в Антарктике. На борту находилась международная исследовательская группа; позже в оценке приняли участие более 80 ученых. В 1895 году Георг Ноймайер , директор Гамбургской военно-морской обсерватории, на шестом международном географическом конгрессе выдвинул лозунг «На Южный полюс». И последнее, но не менее важное: мотивированный докладами норвежца Карстена Борхгревинка , ставшего первым человеком на новом континенте, конгресс объявил исследование Антарктиды неотложной задачей на ближайшие годы.
20 век
[ редактировать ]

Пока Борхгревинк, направляясь к Южному Кресту , направлялся к Антарктиде, немецкая , шведская и британская экспедиция готовилась к Южному океану . Германия построила экспедиционное судно «Гаусс» за 1,5 миллиона марок на верфи «Ховальдсверке» в Киле . По модели « Фрама » «Гаусс» , который весил 1442 тонны (1419 длинных тонн) и имел длину 46 метров (151 фут), имел круглый корпус, чтобы выдерживать давление льда. « Гаусс » имел три мачты и один вспомогательный двигатель мощностью 275 лошадиных сил (205 кВт). Имея экипаж из 60 человек, он мог работать без посторонней помощи почти три года. С 1901 по 1903 год Эрих фон Дригальский возглавлял немецкую антарктическую экспедицию и проводил обширные исследования преимущественно в южной части Индийского океана . Шведская экспедиция под командованием Отто Норденшельда использовала старую Антарктику весом всего 353 тонны, которую уже использовал Борхгревинк в 1895 году. Экспедиция, собиравшаяся перезимовать на Антарктическом полуострове, с самого начала потерпела неудачу. В 1902 году Антарктика затонула. К счастью, аргентинская канонерская лодка «Уругвай» спасла всех членов экипажа. Также Великобритания побудила Dundee Shipbuilders построить корабль для экспедиции Роберта Фалькона Скотта . Discovery весил 1620 тонн , имел длину 52 метра (171 фут) и имел вспомогательный двигатель мощностью 450 лошадиных сил. Тем не менее, во время исследований корабль замерз. Только корабль помощи « Морнинг» , отправленный британским Адмиралтейством , смог освободить « Дискавери» и вместе с «Терра Нова» сопроводил «Дискавери» обратно домой. Воссоединение с антарктическими льдами предприняла шотландская экспедиция под руководством натуралиста Уильяма Спирса Брюса . Брюс работал с китоловами Balaena и Active в Южном океане с 1892 по 1893 год. Он надеялся, что сможет приобрести испытанную в полевых условиях Balaena , но счел корабль слишком дорогим, купив вместо этого норвежский китобойный ловец Hekla за 2620 фунтов стерлингов, корабль который плавал под датским флагом вдоль побережья Гренландии в 1891 и 1892 годах. Еще за 8000 фунтов он отремонтировал корабль и оснастил его новым двигателем. Под новым названием Scotia , этот корабль завершил свой путь в Южный океан и добился больших успехов благодаря дноуглубительным и траловым уловам на большой глубине в море Уэдделла и у побережья.
В этот момент французское судно Français трехмачтовое длиной 32 метра (105 футов) достигло горизонта Антарктики. На борту находился французский врач и натуралист Жан-Батист Шарко . После возвращения со льдов он продал « Франсэ» , но забыть Антарктику не смог. В 1908 году он приобрел еще одно трехмачтовое судно Pourquoi Pas , на котором успешно работал в Южном океане. Позже северные полярные воды заинтересовали француза, и в 1928 году он участвовал в спасательной операции Амундсена.
Сэр Эрнест Шеклтон , участник «Экспедиции-Дискавери» 1901 года, вернулся с сорокалетним Нимродом обратно в Антарктику, чтобы совершить марш к Южному полюсу, но был вынужден сдаться всего за 180 км до своей цели. Шеклтон сначала пытался купить китобойное судно «Бьёрн», построенное на верфи Рисёр в Линдстоле . Поскольку он не мог поднять ветер, он уступил этот корабль Вильгельма Фильхнера второй немецкой антарктической экспедиции . Фильхнер отремонтировал корабль на верфи Blohm & Voss и переименовал его в Deutschland . Там было достаточно места для тридцати четырех членов экипажа, а для ученых и помощников были доступны отдельные каюты. Кроме того, геолог , метеоролог, океанограф и зоолог в одной лаборатории работали . Экспедиция, посетившая Южный океан в 1911—1912 гг., внесла существенный вклад в изучение физических и химических условий западной части южной части Атлантического океана и моря Уэдделла. Японцы впервые прибыли в Южный океан в 1911 году. Прапорщик Нобу Ширасе исследовал вместе с « Кайнан Мару» восточную часть шельфового ледника Росса . Годы между 1910 и 1912 годами характеризовались «великой гонкой» Амундсена и Скотта. Пока Скотт путешествовал на двадцатишестилетнем корабле «Терра Нова» , который сопровождал его изо льда в 1903 году, Руаль Амундсен одолжил надежный «Фрам» для своей экспедиции на Южный полюс. В ходе драматической гонки Австралия ненавязчиво отправила свой первый экспедиционный корабль « Аврора в Антарктику » под командованием Дугласа Моусона . На борту находился авиатрактор , первый самолет в регионе, но он оказался бесполезным. Неудачная попытка пересечь Антарктиду, для которой Шеклтон использовал « Эндьюранс» » Моусона и «Аврору , была одной из последних антарктических экспедиций перед началом Первой мировой войны .
Между мировыми войнами
[ редактировать ]После войны Шеклтон одним из первых возобновил полярные исследования. Для новой арктической экспедиции он купил Foca I , разработанный в Норвегии и предназначенный для полярных регионов. Возникли организационные трудности, и Шеклтону пришлось изменить свои планы и взять курс на Южный океан. Он не завершил путешествие, но умер в поисках в начале своего путешествия. Его давний соратник Фрэнк Уайлд взял на себя руководство и продвинулся до Южных Сандвичевых островов , пока паковый лед не заставил его развернуться и направиться домой. Позже корабль возобновил свою первоначальную роль охотника на тюленей. В 1930–1931 годах Х. Г. Уоткинс развернул экспедицию «В поисках британского воздушного маршрута», обследовал восточное побережье Гренландии в поисках места для авиабазы. Победитель гонки Руаль Амундсен направился к Северному Ледовитому океану, своей настоящей сфере интересов. В последующие годы, с 1918 по 1922 год, он безуспешно пытался повторить предприятие Нансена.
После того как Первая мировая приобрело изобретение в 1912 г. эхолота война прервала океанографические исследования, в 1920 г. возобновилась международная научная деятельность. Новое значение для международных морских исследований . Отныне расстояние до морского дна можно было измерять, посылая акустические сигналы вместо использования проводов и гирь. Военные корабли использовали эхолоты во время Первой мировой войны. В 1922 году американский эсминец «Стюарт» сделал первый эхо-профиль над Северной Атлантикой , а год спустя были опубликованы данные акустического каротажа между Сан-Франциско и Сан-Диего . Между 1929 и 1934 годами военный корабль США «Рамапо» сделал около тридцати профилей северной части Тихого океана . В 1927 году немецкому крейсеру «Эмден» удалось провести серию зондирований океанской впадины к востоку от Филиппин .
Немецкий корабль «Метеор» первым применил эхолот в научных целях в 1920-е годы в составе немецкой экспедиции «Метеор» . Впервые был систематически нанесен на карту океан Атлантический. « Метеор » пересек Южную Атлантику от линии льда до 20° с.ш. по четырнадцати картографическим маршрутам. С помощью 67 000 эхолотов картографы смогли составить современную карту глубин. За другими геомагнитными и океанографическими картографическими экспедициями последовали, например, американское исследовательское судно «Карнеги» в Тихом океане с 1928 по 1929 год, детальная разведка в Индонезии голландским «Виллебрордом Снеллиусом» , исследование вод вокруг Антарктики британским Уильямом Скорсби и «Дискавери II» и экспедиция американской шхуны «Атлантис» , проходившая из Западной Атлантики в Мексиканский залив в 1932–1938 годах. и скандинавские страны В конце 1920-х годов свою деятельность продолжали . Датские учёные посвятили себя исследованиям в области морской биологии . Океанографическая экспедиция Дана , возглавляемая Йоханнесом Шмидтом и финансируемая Фондом Карлсберга , была самой важной датской морской экспедицией. Заветные виды рыб и планктона принадлежали к крупнейшей коллекции того времени. Покойный Джон Мюррей составил завещание, в котором говорилось, что его вложенное наследство будет использовано для экспедиции, как только будет накоплен достаточный капитал. В 1931 году именно это и произошло, и Джон Челленджер Мюррей приступил к осуществлению желания своего отца. Поскольку предусмотренные исследовательские корабли «Уильям Скорсби» , «Дана» и «Джордж Блай» оказались неприменимы или недоступны соответственно, предложение египетского правительства взять «Мабахисс» было принято. « Мабахисс » покинул Александрию 3 сентября 1933 года и вернулся 25 мая 1934 года. За этот период он покрыл Красное море , Бискайский залив , Индийский океан и Оманский залив — более 22 000 морских миль (41 000 км), в то время как химические физические и биологические анализы были проведены . Научным руководством руководил Сеймур Сьюэлл. Всего в этом путешествии участвовали трое британских и два египетских ученых.
В 1923 году Япония отправила « Маньчиу Мару» корабли «Сюнпо Мару» и «Сойо Мару» в Индийский и Тихий океан, а с 1927 года в пути находились . С 1930 года «Синтоку Мару» ежегодно совершал поездки в Тихий океан для анализа морской воды.
Восемь лет спустя начался новый этап морских исследований. До сих пор морские исследования продолжались, но теперь разные страны работали вместе в одной экспедиции. Немецкий «Альтаир» и норвежский «Армауэр Хансен» выполнили совместную программу измерений в рамках международной экспедиции «Гольфстрим» , которая пролила свет на колебания Гольфстрима. Данные для этого международного эксперимента предоставили немецкий «Метеор» , датский «Дана» и французский корабль авиабазы «Каримаре» . В том же году начались морские исследования нетрадиционных кораблей.
Две летающие лодки « Борей» и « Пассат» , оснащенные аппаратурой аэрофотосъемки, находились на борту катапультного корабля «Швабенланд» во время Третьей немецкой антарктической экспедиции . Применение этой технологии над Антарктидой было революционным. стереофотография Использовалась . На обратном пути в Европу корабль проводил океанографические, биологические и метеорологические наблюдения, каждые пятнадцать-тридцать минут производились эхолоты.
Океанографические исследования во время Второй мировой войны были в основном связаны с военными вопросами. В морских исследованиях доминировали изучение подводной акустики, что имело важное значение для позиционирования подводных лодок, а также изучение волн и прибоя, что было важно для десантной оперативной группы.
Послевоенный период
[ редактировать ]Хотя крупные морские державы расширили послевоенные морские исследования, особенно активно возобновили их участие Соединенные Штаты, другие экспедиции двух меньших стран имели жизненно важное значение. Шведская экспедиция «Альбатрос» 1947/48 года восемнадцать раз пересекла экватор и преодолела 45 000 морских миль (83 000 км). Более 200 кернов, закрепленных на перпендикуляре, протащили по морскому дну на расстояние 1,5 км. Вторая датская экспедиция « Галатея » с 1950 по 1951 год, возглавляемая Антоном Брюуном, сосредоточилась на изучении глубоководной жизни и сумела поймать живых животных со дна Филиппинской впадины на глубине 10 190 м (33 430 футов), доказав что жизнь может существовать в самых глубоких частях океана. Еще одной значительной находкой экспедиции стало открытие « живого ископаемого » — моноплакофора Neopilina galathea , выкопанного со дна Мексиканского залива . [ 3 ]
Уже в 1930-х годах американские учёные начали использовать методы сейсмических измерений на равнинной воде, а во время войны физик Морис Юинг провел первые измерения сейсмической рефракции . Внедрение этого геофизического метода, а также палеомагнитные исследования (изучение магнитного поля Земли, сохранившегося в магнитных железосодержащих минералах) привели к возрождению Альфреда Вегенера и теории дрейфа континентов последующему развитию тектоники плит .
После Второй мировой войны количество миссий по всему миру возросло, о чем можно прочитать в «Информационных бюллетенях совместных исследований Средиземноморья» из Монако. За период с 1950 по 1960 годы отображено 110 экспедиций по Средиземноморскому району.
Расширение сотрудничества
[ редактировать ]В начале 1950-х годов произошло переосмысление морских исследований и международное тесное сотрудничество между несколькими судами. В соответствии с предприятием NOPAC, канадские, американские корабли ( «Хью М. Смит» , «Бурн Беар» , «Сент-Техерс» , «Горизонт» , «Блэк Дуглас» , «Стрейнджер» , «Спенсер Ф. Бэйрд» ) и японские суда ( «Ошоро Мару» , «Теньо Мару» , «Кагошима Мару» , Сацума , Умитака Мару ) приняли участие в этом начинании.
В большом масштабе совместные международные исследовательские программы получили распространение во время Международного геофизического года (МГГ) 1957/58 года. Для исследования глубоководной циркуляции и сильных морских течений было задействовано шестьдесят исследовательских кораблей сорока стран. В сотрудничестве исследовательских кораблей «Кроуфорд» , «Атлантис» , «Дискавери II» , «Чейн» и аргентинского зондового судна «Капитан Канепа» было снято пятнадцать профилей с интервалом в восемь широт между 48° северной широты и 48° южной широты.
Кроме того, двадцать кораблей двенадцати стран приняли участие в проекте «Холодная стена», который был еще одной программой МГГ. Исследования были сосредоточены на Холодной стене, которая разделяет теплое высокосоленое Гольфстрим и холодные малосоленые водные массы полярного происхождения и тянется на северо-запад от берегов Ньюфаундленда до Норвежского моря . Позже Германия также участвовала в программе с « Анторном Дорном» и «Гауссом» . Это было первое участие Германии после Второй мировой войны. Впервые Советский Союз в международном проекте во время МГГ принял участие , имевший флот из двадцати исследовательских кораблей и одной исследовательской водолазной станции. Кроме того, СССР ввел в строй научно-исследовательские корабли «Витязь» (5700 т) и «Михаил Ломоносов» (6000 т) и ледокол « Обь» . МГГ ознаменовал начало нового этапа морских исследований, характеризующегося международным сотрудничеством и синоптическим исследованием.
С помощью программы «Перелив» ученые попытались разведать место перелива холодных арктических грунтовых вод через подводный хребет между Исландией и Фарерскими островами . В проекте приняли участие девять научно-исследовательских судов пяти европейских стран. Эту программу повторили в более широком масштабе: в пути шли тринадцать научно-исследовательских судов семи стран. Дания назначила « Дана» и «Йенс Кристиан Свабо» , Исландия — « Бьярни Самундсон» , Канада — « Гудзон» , Норвегия — « Хелланд Хансен» , СССР — « Борис Давыдов и профессор Зубов» , Великобритания — «Челленджер » , «Шеклтон» и « Исследователь» , Западная Германия — « Метеор» , Вальтер Хервиг и Сурикатце II .
Тропическая метеорология
[ редактировать ]В период с 1959 по 1965 год сорок исследовательских судов из 23 стран вместе исследовали Индийский океан. Этот океан, занимавший исключительное положение из-за муссонов и окруженный развивающимися странами , был наименее изученным морским районом. Баттеры должны были получить возможность начать свои собственные программы морских и рыболовных исследований. В 1958 году прелюдию сформировал американский корабль «Вема» , в период с 1959 по 1960 годы к нему присоединились другие корабли: «Диамантина» (Австралия), «Комендант Робер Жиро» (Франция), «Витязь» (СССР), «Арго » , «Реквизит» (США) и « Умитака Мару» . За ней последовала Западная Германия со своим «Метеором» в 1964/64 году.
В ходе долгосрочной программы исследований глобальной атмосферы (GARP) Всемирная метеорологическая организация (ВМО) призвала к проведению глобального погодного эксперимента, в ходе которого предполагается впервые наблюдать за всей атмосферой и поверхностью океана. Более пятидесяти кораблей работали в экваториальных районах по всему миру и собирали океанографические и метеорологические данные для «инвентаризации мировой погоды». Тем более продолжение работ и вопросов стало важнейшей задачей на ближайшие годы и десятилетия.
Помимо этих крупных международных программ, увеличилось количество проектов, реализуемых двумя-тремя странами. С ростом политического и экономического давления, вызванного увеличением поставок сырья, все больше и больше стран участвовали в морских исследованиях.
Китайские исследовательские корабли
[ редактировать ]В период с 1964 по 1975 год Китай построил сорок исследовательских кораблей, в том числе « Практику » (1965 г.) водоизмещением 3167 тонн (3117 длинных тонн) и « Сян Ян Хун 5 » (1972 г.) (10 000 тонн или 9,840 тонны), которые был первым многоцелевым исследовательским кораблем Китая. После 1976 года ситуация с китайскими морскими исследователями улучшилась, и в 1984 году Лю Чжэнган из Национального бюро океанографии сообщил на научном конгрессе, что сначала исследовательские корабли создавались путем переделки рыболовных судов, грузовых судов или списанных кораблей ВМФ. Типичным кораблем того времени, в 1969 году, был « Цзинсин». В 1970-х годах Китай начал строить новые корабли, такие как многоцелевой корабль водоизмещением 10 000 тонн « Сян Ян Хун» 10 . Для удовлетворения потребностей в открытиях нефти в Китае и за рубежом было построено несколько геофизических судов. Поскольку разработка продолжалась, большое значение придавалось поддержанию хорошо оснащенного и технического уровня кораблей.
По заявлению Чжэнгана, исследовательский флот состоял из 165 единиц общим водоизмещением 150 000 тонн. Под ним находилось более пятидесяти кораблей водоизмещением 5000, двадцать два корабля водоизмещением от 1000 до 5000, двадцать кораблей водоизмещением от 500 до 1000 и только пятьдесят кораблей имели водоизмещение менее 50. В первую очередь, эти корабли были управляется национальным бюро океанографии, департаментом нефти, департаментом сельского хозяйства и университетами. Южным летом 1984/1985 года « Сян Ян Хун 10» и «J 121» были первыми китайскими исследовательскими кораблями, отправившимися в Антарктику для строительства исследовательской станции «Великая стена». Китай догнал морские исследования 1970-х и 1980-х годов и попытался получить право голоса в будущем Антарктиды.
Автономные суда
[ редактировать ]
Механически и гидродинамически автономные исследовательские платформы аналогичны буксируемым гидроакустическим «рыбам» и ROV . Однако с эксплуатационной точки зрения известные автономные транспортные средства изначально были ограничены движением по рекам, озерам и заливам из-за проблем с навигацией и предотвращением столкновений. [ 4 ] [ 5 ] Таким образом, прогресс надводных кораблей отставал как от беспилотных летательных аппаратов , так и от подводных лодок из -за более простых условий их эксплуатации. Тем не менее, достижения в области навигации, машинного зрения и других датчиков, а также обработки позволили распространить ASV от самых продвинутых моделей до уровня бакалавриата. [ 6 ]
См. также
[ редактировать ]- Исследовательское судно
- Героический век исследования Антарктики
- Список арктических экспедиций
- Список антарктических экспедиций
Ссылки
[ редактировать ]Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2010 г. ) |
- ^ Адлер, Энтони (2014). «Корабль как лаборатория: освобождаем место для полевых исследований на море». Журнал истории биологии . 47 (3): 333–362. дои : 10.1007/s10739-013-9367-7 . ПМИД 24122291 . S2CID 23583607 .
- ^ Бизли, Чарльз Рэймонд (1911). Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 7 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 71–72. . В
- ^ Лемче, Х; Вингстранд, КГ (1959). «Анатомия Neopilina galatheae Lemche, 1957 (Mollusca, Tryblidiacea)» . Галатея Респ . 3 : 9–73. Архивировано из оригинала (ссылка на индексную страницу архива со ссылками на бесплатный полный текст + таблички) 22 июля 2019 г.
- ^ Корк П., Данбабин М., Гринхэм А., Автономные надводные транспортные средства и сети водных датчиков
- ^ Мэнли, Дж. (2008). «Беспилотные надводные аппараты, 15 лет развития». Океаны 2008 . Квебек, Квебек: IEEE.
- ^ Холлер, Дж.; и др. (2008). «Беспилотные надводные транспортные средства для довузовского образования». Океаны 2008 . Квебек, Квебек: IEEE. стр. 1–8.
- Рейнке-Кунце, Кристина. (1994) Мир исследовательских судов. DSV-Verlag GmbH, Гамбург.