Проклятая доля
Автор | Джордж Батай |
---|---|
Оригинальное название | Проклятая часть |
Переводчик | Роберт Херли |
Язык | Французский |
Предмет | Политическая экономия |
Издатель | Les Éditions de Minuit , Zone Books |
Дата публикации | 1949 |
Место публикации | Франция |
Опубликовано на английском языке | 1988 |
Тип носителя | Печать ( в твердом переплете и в мягкой обложке ) |
Страницы | 197 (издание Зональных книг, том 1) 460 (издание Zone Books, т. 2 и 3) |
ISBN | 0-942299-11-6 (издание Zone Books, том 1) 0-942299-21-3 (издание Zone Books, т. 2 и 3) |
«Проклятая доля: эссе по общей экономике» ( фр . La Part maudite ) — книга о политической экономии французского интеллектуала Жоржа Батая 1949 года , в которой автор представляет новую экономическую теорию , которую он называет «общей экономикой». Работа включает том I: Потребление , Том II: История эротизма и Том III: Суверенитет . Впервые он был опубликован во Франции издательством Les Éditions de Minuit и в США издательством Zone Books . Она считается одной из самых важных книг Батая.
Краткое содержание
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Ноябрь 2019 г. ) |
«Проклятая доля» включает том I: Потребление , [1] Том II: История эротики , [2] и Том III: Суверенитет . [2] Тема работы – политическая экономия. [3] Батай представляет новую экономическую теорию, которую он называет «общей экономикой», в отличие от «ограниченной» экономической точки зрения большинства экономических теорий.
Согласно теории потребления Батая, проклятая доля — это та чрезмерная и невозвратимая часть всякой экономии, которая либо должна расходоваться с роскошью и сознательно на искусство, на непроизводительную сексуальность, на зрелища и роскошные памятники, либо она по забывчивости предопределена. к возмутительным и катастрофическим излияниям, в современную эпоху чаще всего в виде войны, или в прежние времена в виде разрушительных и разрушительных актов даяния или жертвоприношения, но всегда таким образом, который угрожает господствующей системе.
Понятие «избыточной» энергии занимает центральное место в мышлении Батая. Исследование Батая принимает избыток энергии, начиная с излияния солнечной энергии или излишков, производимых основными химическими реакциями жизни, как норму для организмов. Другими словами, организм в общей экономике Батая, в отличие от рациональных субъектов классической экономики, мотивированных дефицитом, обычно имеет «излишек» доступной ему энергии. Эту дополнительную энергию можно продуктивно использовать для роста организма или же щедро расходовать. Батай настаивает на том, что рост или расширение организма всегда наталкивается на пределы и становится невозможным. Трата этой энергии – это «роскошь». Форма и роль роскоши, которую принимает в обществе, характерны для этого общества. «Проклятая доля» относится к этому избытку, предназначенному для растраты.
Часть серии о |
Критика политической экономии |
---|
Решающее значение для формулировки теории имели размышления Батая о явлении потлача . На него оказали влияние « социолога Марселя Мосса ( Дар» 1925), а также « философа Фридриха Ницше ( О генеалогии морали» 1887).
В первом томе Батай представляет теорию и приводит исторические примеры функционирования общей экономики: человеческие жертвоприношения в ацтекском обществе, монашеские институты тибетского ламаизма , план Маршалла и многие другие. Во II и III томах Батай расширяет аргументы до эротизма и суверенитета соответственно.
История публикаций
[ редактировать ]«Проклятая доля» была впервые опубликована издательством Les Éditions de Minuit в феврале 1949 года. [4] Том II: История эротизма и Том III: Суверенитет были первоначально опубликованы как том 8 книги Батая « Oeuvres Complètes» издательством Éditions Gallimard в 1976 году. [5] В 1988 году Zone Books опубликовала книгу в английском переводе Роберта Херли . [6]
Прием
[ редактировать ]«Проклятая доля» оказала влияние на французских философов и интеллектуалов, таких как Жан-Поль Сартр , Жиль Делёз , Феликс Гваттари и Рене Жирар . [7] В первом томе « Критики диалектического разума» (1960) Сартр приписал Батаю интересное понимание того, как расточительность может стать «экономической функцией». [8] Делез и Гваттари использовали «Проклятую долю» в «Анти-Эдипе» (1972). [9] Идеи Батая также повлияли на книгу Жирара «Насилие и священное» (1972). [10] [11]
«Проклятая доля» получила положительный отзыв от Кита Томпсона в «Utne Reader» и неоднозначные отзывы от Дэвида Гордона в «Library Journal» и философа Александра Нехамаса в «The New Republic» . [12] Гордон писал, что Батай предложил «новую теорию цивилизации», но такую, которая «кажется более ценной как основа для его блестящих литературных способностей, чем как вклад в знания». Гордон пришел к выводу, что «Проклятая доля», вероятно, «представляет больший интерес для изучающих французскую литературу, чем для экономистов или историков». [13] Неамас нашел большую часть книги «глубокой и блестящей» и охарактеризовал прозу Батая как «всегда элегантную, даже в ее самой абстрактной и теоретической форме», но, тем не менее, пришел к выводу, что взгляды Батая «слишком неясны и умозрительны» и что произведение стоит прочитать. «только если чтение настроено скептически». [14] Классик Норман О. Браун приписал Батаю «первый набросок» необходимой « постмарксистской науки политической экономии » и показал, что рост не является «самоочевидной судьбой всей экономической деятельности». Он обнаружил, что идеи Батая об экономике имеют особую актуальность после краха коммунизма в 1989 году. [15]
Биолог Брюс Багемил назвал «Проклятую долю» блестящей. [16] Автор Пол Хегарти утверждал, что в книге Батай стал «апологетом сталинизма », несмотря на то, что Батай осознавал жестокость Советского Союза . [17] Философ Мишель Сурья описал «Проклятую долю » как «одну из самых важных книг Батая», утверждая, что ее идеи соответствуют идеям, выраженным Батаем в «Внутреннем опыте » (1943), несмотря на явно мистический характер последней работы. По словам Сурьи, Батай хотел глубоко изменить или даже переписать книгу. Сурья утверждал, что это свидетельствует о «чрезвычайном интересе и значении, которое Батай на протяжении всей своей жизни придавал критическому размышлению о социологии и экономике, настолько существенному и центральному, что можно без риска ошибки назвать это размышление политическим». [18]
Философ Джу Хын Ли отметил, что Батай считал «Проклятую долю» своим самым важным произведением; Ли охарактеризовал книгу как «наиболее систематический отчет Батая о социальных и экономических последствиях расходов». [19]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Битва 1991 , с. 3.
- ^ Jump up to: а б Битва 1993 , с. 3.
- ^ Битва 1991 , с. 9.
- ^ Сурья 2002 , с. 381.
- ^ Битва 1993 , стр. 3–4.
- ^ Битва 1991 , с. 4.
- ^ Сартр 1991 , с. 106; Делёз и Гваттари 2019 , с. 14; Браун 1991 , стр. 188–192; Жирар 2005 , стр. 233–234.
- ^ Сартр 1991 , с. 106.
- ^ Делёз и Гваттари 2019 , с. 14.
- ^ Браун 1991 , стр. 188–192.
- ^ Жирар 2005 , стр. 233–234.
- ^ Томпсон 1990 , стр. 106–107; Гордон 1988 , с. 161; Нехамас 1989 , с. 31.
- ^ Гордон 1988 , с. 161.
- ^ Нехам 1989 , с. 31.
- ^ Браун 1991 , стр. 185, 188–192.
- ^ Bagemihl 1999 , с. 254.
- ^ Хегарти 2000 , с. 79.
- ^ Сурья 2002 , стр. 381–382.
- ^ Ли 2017 , с. 88.
Библиография
[ редактировать ]- Книги
- Багемил, Брюс (1999). Биологическое изобилие: гомосексуализм животных и естественное разнообразие . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина . ISBN 0-312-19239-8 .
- Батай, Жорж (1991). Проклятая доля, Том I: Потребление . Нью-Йорк: Зональные книги . ISBN 0-942299-11-6 .
- Батай, Жорж (1993). Проклятая доля, Том II: История эротизма, Том III: Суверенитет . Нью-Йорк: Зональные книги . ISBN 0-942299-21-3 .
- Браун, Норман О. (1991). Апокалипсис и/или Метаморфоза . Беркли: Издательство Калифорнийского университета . ISBN 0-520-07298-7 .
- Делёз, Жиль; Гваттари, Феликс (2019). Анти-Эдип . Лондон: Блумсбери . ISBN 978-1-78093-661-1 .
- Жирар, Рене (2005). Насилие и священное . Лондон: Континуум . ISBN 0-8264-7718-6 .
- Хегарти, Пол (2000). Жорж Батай: основной теоретик культуры . Гилфорд, Суррей: Публикации Sage . ISBN 0761960783 .
- Ли, Джу Хын (2017). «Батай, Жорж». В Audi, Роберт (ред.). Кембриджский философский словарь, третье издание . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-1-107-64379-6 .
- Сартр, Жан-Поль (1991). Критика диалектического разума. Том 1: Теория практических ансамблей . Лондон: Версо . ISBN 0-86091-757-6 .
- Сурья, Мишель (2002). Жорж Батай: интеллектуальная биография . Лондон: Версо . ISBN 1-85984-822-2 .
- Журналы
- Гордон, Дэвид (1988). «Проклятая доля (Рецензия на книгу)». Библиотечный журнал . 113 (11). – через EBSCO академический поиск Complete (требуется подписка)
- Нехамас, Александр (1989). «Проклятая доля (Рецензия на книгу)». Новая Республика . Том. 201, нет. 23 октября 1989 г. - через ( Academic Search Complete EBSCO требуется подписка).
- Томпсон, Кейт (1990). «Философия». Утне Читатель (37).
Для этой статьи необходимы дополнительные или более конкретные категории . ( август 2021 г. ) |