Гасан-Джалалян
![]() | Эту статью может потребовать очистки Википедии , чтобы она соответствовала стандартам качества . Конкретная проблема: изображения в информационном окне. ( декабрь 2023 г. ) |
Гасан-Джалалян Гасан-Джалалянс | |
---|---|
![]() | |
![]() | |
Родительский дом | Араншахик Багратуни династии Арцруни Династия Аршакидов |
Страна | Artsakh |
Основан | 1214 |
Основатель | Хасан-Джалал Даула |
Последний правитель | Аллахверди II Гасан-Джалалян |
Титулы |
История Армении |
---|
![]() |
Хронология • Происхождение • Этимология |
Гасан-Джалалян ( арм . Hasan-Jalalyanner) — средневековая армянская династия . [ 1 ] [ 2 ] которая управляла частями Южного Кавказа . С начала тринадцатого века семья правила в Хачене (Большой Арцах ) на территории нынешних регионов Нижнего Карабаха , Нагорного Карабаха и Сюника в современной Армении. [ 3 ] Род основал Гасан-Джалал Давла, армянский феодальный князь из Хачена. Хасан-джалаляны сохраняли свою автономию на протяжении нескольких столетий номинального иностранного господства турок- сельджуков , персов и монголов . Они, наряду с другими армянскими князьями и меликами Хачена, считали себя защитниками последнего бастиона независимости Армении в регионе. [ 4 ]
Благодаря их покровительству церквям и монастырям в регионе процветала армянская культура. К концу шестнадцатого века семья Хасан-Джалалян расширилась и основала княжества в близлежащих Гулистане и Джраберде . Наряду с отдельно управляемыми меликствами Варанда и Дизак , эти пять княжеств образовали Пять меликств Карабаха, также известных как меликства Хамсы . [ 5 ]
Происхождение
[ редактировать ]Хасан-Джалал проследил свое происхождение от армянской династии Араншахиков , семьи, которая существовала до прихода парфянских Аршакидов. в регион [ 6 ] [ 7 ] происхождение Хасан-Джалала было «почти исключительно» армянским По словам Роберта Х. Хьюсена, :
По мужской линии (1) князья (впоследствии ставшие королями) Сюника . Через различных принцесс, вышедших замуж за его предков, Хасан-Джалал происходил от (2) царей Армении или династии Багратуни с центром в Ани ; (3) армянские цари Васпуракана из династии Арцруни , с центром в области Вана ; 4) принцы Гардманские ; (5) династия Сасанидов в Персии и (6) Аршакиды , второй царский дом Албании, который сам является ветвью (7) царей древней Парфии . [ 8 ]
Семейные корни Хасан-Джалала Даулы укоренились в сложной череде королевских браков с новыми и старыми армянскими семьями нахараров . Дедушкой Хасан-Джалала был Хасан I (также известный как Хасан Великий), принц, правивший северной половиной Арцаха. [ 9 ]
В 1182 году Хасан I ушел с поста правителя региона и вошел в монашество в Дадиванке , разделив свою землю на две части: южную половину (составляющую большую часть Хачена) достала его старшему сыну Вахтанку II (также известному как Тангик) и северная половина досталась младшему, Григорию Чёрному. Вахтанк II женился на Хоришах Закарян, дочери Саргиса Закаряна, прародителя княжеского рода Закаридов . [ 10 ] Женившись на дочери Мамкана, араншахикского царя Дизак-Балка, Хасан-Джалал унаследовал и земли своего тестя. [ 11 ]
В конце 1960-х и начале 1970-х годов происхождение Гасан-Джалала оказалось втянутым в дебаты вокруг истории Арцаха между советскими армянскими и азербайджанскими учеными. Азербайджанские ученые стремились сконструировать псевдоисторическое национальное прошлое, называя царства и княжества, основанные на территории современной Азербайджанской Республики в средневековый период, кавказскими албанцами. [ 12 ] Основываясь на сомнительном перечитывании и интерпретации первоисточников, ученые Зия Буньядов и Фарида Мамедова в своих первых публикациях в 1950-х и 1960-х годах утверждали, что прямыми предками были вожди и жители Кавказской Албании , государства, основанного во II веке до нашей эры. современных азербайджанцев, тем самым устанавливая связь с древним прошлым и коренной принадлежностью азербайджанцев к Нагорному Карабаху. При этом армяне, в том числе Хасан-Джалал Даула, населявшие Южный Кавказ, были полностью вычеркнуты из повествования. Мамедова утверждала, что Хасан-Джалал, исходя из благовидной интерпретации надписи, высеченной в Гандзасарском монастыре князем , был кавказским албанцем. Ее выводы, как и выводы азербайджанской школы, были категорически отвергнуты другими историками. [ 13 ]
Принц Хасан-Джалал Даула
[ редактировать ]
Культурная жизнь
[ редактировать ]После капитуляции Ани в 1045 году и Карса в 1064 году последнее независимое армянское государство в исторической Армении , царство Багратуни , было распущено и включено в состав владений Византийской империи . Однако, несмотря на иностранное господство в регионе, которое стало более выраженным после того, как турки-сельджуки разгромили византийцев в битве при Манцикерте в 1071 году, армяне Восточной Армении смогли сохранить автономию в двух горных опорных пунктах в Сюнике и Лори , а также в княжестве. Хачена . [ 15 ] С начала до середины XII века объединенным грузинским и армянским армиям удалось вытеснить тюркские группы из Восточной Армении, тем самым установив период относительного мира и процветания до появления монголов в 1236 году. [ 16 ]
Хачен когда-то был частью Сюника, пока многочисленные тюркские нашествия не отделили его от остального королевства. Царствование рода Гасан-Джалалянов было сосредоточено вокруг рек Тертер и Хаченагет. Дата рождения Хасан-Джалала неизвестна․ Его правление началось в 1214 году и закончилось его смертью где-то между 1261 и 1262 годами в Казвине . Его владения охватывали как Арцах, так и прилегающие к нему армянские регионы. [ 10 ] Когда в 1214 году умер его отец Вахтанк, Гасан-Джалал унаследовал его земли и поселился в замке Акана в Джраберде. [ 17 ] К нему обращались с титулами тагавор (король; по-армянски : թագավոր ) или инкнакал (самодержец или абсолютный правитель; ինքնակալ), но он принял официальный титул «Король Арцаха и Балка», когда женился на дочери последнего короля Дизака - Балка. . [ 18 ] Средневековый армянский историк Киракос Гандзакеци превозносил Хасан-Джалала в своем труде «История Армении» , осыпая его похвалами за набожность и преданность христианству:
Он был... человек благочестивый и боголюбивый, кроткий и кроткий, милосердый и любящий бедных, подвизавшийся в молитвах и прошениях, как живший в пустыне. Он беспрепятственно совершал заутреню и вечерню , где бы он ни находился, как монах; а в память Воскресения Спасителя нашего он провел воскресенье без сна, в стоячем бдении. Он очень любил священников, был любителем знаний и читателем божественных Евангелий. [ 19 ]


Еще одним свидетельством этой преданности стал ввод в эксплуатацию Хасан-Джалалом монастыря Гандзасар . Строительство монастыря началось в 1216 году и продолжалось до 1238 года. 22 июля 1240 года, во время большого торжества во время празднования Вардавара (праздника Преображения Господня) и в присутствии почти 700 священников, в том числе католикоса Албании Нерсеса, церковь была освящена. . В 1261 году Гасан-Джалалян достроил жаматун рядом с церковью и оставил дарственную надпись: [ 20 ]
В 710 году (то есть 1261 году н. э.) я, Джалал Даулай, сын Вахтанга, губернатора Арк'акса, и моя жена Мамкан, внучка короля Балка, и мой сын Атабак-Иване, основал (этот) жаматун после завершения строительства церкви и завершил его после долгих трудов... И снова я, Атабак, с радостью подарил Евангелие в золотом футляре и славное святое Христово Знамение и... установленное для совершения Евхаристии Христовой в течение восьми дней во время (Праздника) Креста. [ 20 ]
Монастырь стал резиденцией и усыпальницей семьи, а также резиденцией католикоса; Начиная с пятнадцатого века, семья монополизировала контроль над самой резиденцией Католикоса, которая впоследствии переходила от дяди к племяннику. Сын Хасан-Джалала Оганес VII считается первым, кто установил эту практику, когда стал католикосом, а его племянник, которого также звали Ованес, стал вторым. [ 21 ]
Несмотря на его христианскую веру, мусульманское влияние в регионе проникло и повлияло на культуру и обычаи христиан, живущих в Грузии и Армении, особенно после того, как турки-сельджуки вторглись на Кавказ. Византийский исследователь искусства Энтони Истмонд, например, отмечает, что «многие внешние проявления правления [Хасана-Джалала] были представлены через исламские обычаи и титулы, особенно в его изображении на его главном фундаменте Гандзасаре». [ 22 ] Изображение Хасана-Джалала на барабане купола Гандзасара изображает его сидящим, скрестив ноги, что, как отмечает Истмонд, было «преобладающим способом изображения власти при дворе Сельджуков». [ 23 ] Имя Гасан-Джалала также выдавало мусульманское влияние: по моде того времени многие армяне приняли арабские отчества ( куня российский востоковед Владимир Минорский . ), которые потеряли всякую «связь с исконными армянскими именами», отметил [ 24 ] Армянское имя Хасан-Джалала было Айказ, но арабские слова в его имени фактически описывали его личность: таким образом, Хасан означал красивый; Джалал, великий; Даула, богатство и управление. [ 25 ]
Армянский синаксарий
[ редактировать ]Гандзасар служил скрипторием и был местом, где был завершен первый в Армении законченный Айсмавурк ( Синаксарион ), календарный сборник кратких жизнеописаний святых и отчетов о важных религиозных событиях. Средневековые летописцы приписывали создание нового и более организованного «Айсмавурк» Хасану-Джалалу, который попросил отца Исраэля (Тер-Исраэль), ученика выдающегося армянского средневекового философа и уроженца Арцаха, известного как Ванакан Вардапет, взять на себя эту работу. Хайсмавурк был развит Киракосом Гандзакеци. С тех пор Айсмавурк, заказанный Хасан-Джалалом, стал известен как «Синаксарий Тер-Исраэля»; он был массово напечатан в Константинополе в 1834 году. [ 26 ]
Монгольское нашествие
[ редактировать ]В 1236 году монгольские войска Ильханства вторглись на Кавказ. Прежде чем они вошли в Хачен, Хасан Джалал и его люди смогли укрыться в Ишханберде (расположенном непосредственно к югу от Гандзасара; также известном под персидским названием Хоханаберд). Учитывая ее грозное расположение на вершине горы, монголы предпочли не осаждать крепость и потребовали переговоров с Хасан-Джалалом: они обменяли его лояльность и военную службу Монгольской империи в обмен на часть земель, непосредственно прилегающих к Хачену, которые они захватили. завоеван. [ 19 ] В 1240–1242 годах Хасан Джалал чеканил в Хачене монеты общемонгольского типа на монетных дворах «Карабах» (в Хоханаберде) и «Ладжин» (в Авкахахац берде). [ 27 ]
Чувствуя необходимость сохранить свою власть, Хасан-Джалал дважды предпринимал путешествие в Каракорум , столицу Монгольской империи, где смог получить от правящего хана особые права и привилегии автономии для себя и подданных под его владениями . [ 10 ] Несмотря на такую договоренность, монголы относились ко многим жителям региона с презрением и облагали их чрезмерными налогами. Аргун-хан, региональный монгольский остикан в то время, наложил столько ограничений против армян, что это побудило Хасан-Джалала в 1256 году еще раз поехать в столицу, чтобы выразить протест против посягательств на католикоса Нерсеса. В ответ Бату-хан разработал документ, «гарантирующий свободу лорду Нерсесу, Католикосу Албанскому, для всего его имущества и товаров, что он будет свободным и не облагается налогом и ему будет разрешено свободно путешествовать повсюду в епархиях, находящихся под его властью, и что никто не будет подчиняться что он сказал». [ 28 ] Хасан-Джалал также пытался укрепить свои союзы с монголами, выдав свою дочь Рузукан замуж за Бора Нояна, сына монгольского вождя. [ 29 ] Однако отношения между армянами и монголами ухудшились, и документ, изданный ханом, не смог защитить права Гасан-Джалала. [ 29 ]
Наконец, в 1260 году Хасан-Джалал решил объединиться с войсками грузинского царя Давида Нарина , возглавлявшего восстание против монгольского владычества. Он несколько раз попадал в плен к монголам, но его семье удалось освободить его, заплатив выкуп. Восстание в конечном итоге провалилось, и по приказу Аргун-хана Хасан-Джалал был снова арестован и доставлен в Казвин (ныне в Иране ). По словам Киракоса Ганзакеци, Рузукан обратился к Хулагу-хана жене Докуз-хатун с просьбой оказать давление на Аргуна, чтобы тот освободил ее отца. Однако, узнав об этом, Аргун-хан подверг Хасан-Джалала пыткам и, наконец, казнил. [ 10 ] [ 30 ] Сын Хасана Джалала Атабек отправил нескольких своих людей в Иран, чтобы забрать расчлененное тело его отца, брошенное в колодец. После возвращения тело было отпевано и захоронено в монастыре Гандзасар. [ 30 ]
Позднее семейное правление
[ редактировать ]
После его смерти семья сократила официальный титул Хасан-Джалала до просто «Князья Арцаха». [ 32 ] Хулагу приказал Атабеку занять должность своего отца и занимал этот пост до 1306 года. Его двоюродный брат Вахтанк (умер в 1347 году), чьи потомки станут семьей Мелик-Аванян, получил контроль над областью Дизак. Чтобы показать свое отношение к Хасан-Джалалу, его потомки приняли Хасан-Джалал в качестве своей фамилии и добавили в конце суффикс -ян. [ 25 ] Семья профинансировала многочисленные архитектурные и культурные проекты, которые продолжают существовать и сегодня, в том числе монастырь Гандзасар и прилегающую к нему церковь Святого Иоанна Крестителя. В конце 16 века род разветвился и основал меликства в поселениях в Джраберде , Хачене и Гулистане . [ 3 ] [ 33 ]
Османско-персидские войны
[ редактировать ]Во время тюрко - персидских войн XVII и XVIII веков мелики яростно сопротивлялись и давали отпор набегам обеих сторон. В последней четверти XVIII века они помогли вторгшимся имперским российским армиям очистить регион от турок и персов. Хасан-Джалаляне были одними из самых известных меликских семей, взявшихся за освобождение региона от иностранного контроля; выдающимся среди них был католикос Есаи Гасан-Джалалян (? - 1728). [ 34 ] В 1677 году армянский католикос Акоп Джульфинский провел тайную встречу с меликами Карабаха, предложив отправить делегацию в Европу, чтобы заручиться поддержкой освобождения региона. [ 35 ] В 1711 году Есаи, сопровождая Исраэля Ори , отправился в Россию, чтобы заручиться поддержкой для формирования армянской армии под предводительством Петра Великого . Ори, однако, умер по дороге, и вскоре Есайи стал ведущей фигурой движения. Он продолжил переговоры с Петром и в письме, отправленном ему в 1718 году, пообещал поддержку армянской армии численностью 10–12 000 человек, а также поддержку со стороны соседних грузинских войск. [ 34 ] Его уговоры продолжались до 1724 года, когда Константинопольский мирный договор (1724 г.) был подписан Петром Великим , по которому мусульманонаселенные области в восточном Закавказье отдавались России, а населенные христианами западные области - туркам. Оба только что завершили завоевание территорий Сефевидов , включая большую часть Кавказа и восточной Анатолии, в то время как царство Сефевидов распадалось в гражданской войне. [ 36 ] Интерес России к Кавказу вскоре ослаб после смерти Петра в 1725 году, когда ее лидеры отвели свои войска через реку Терек . [ 37 ] Территории, завоеванные Россией на Северном и Южном Кавказе, были возвращены Ирану (ныне возглавляемому Надир-шахом договорам ) по Рештскому и Гянджинскому 1732 и 1735 годов соответственно.
В то время как османы временно завоевали христианские регионы распадающегося царства Сефевидов, некоторые лидеры армянской армии обвинили Есаи в этой неудаче, поскольку они были вынуждены защищаться от турецкого вторжения. [ нужна ссылка ] [ нечеткий ]
С XVII по начало XIX века было создано несколько кадетских ветвей Хасан-Джалалянов, в том числе род Мелик-Атабекянов, ставший последними правителями княжества Джраберд. Аллахверди II Хасан-Джалалян, умерший в 1813 году, был последним меликом Хачена, когда Российская империя получила контроль над регионом в 1805 году во время русско-персидской войны 1804–1813 годов . [ 32 ] В 1828 году, после окончания второй русско-персидской войны и уступки последних территорий Персии на Южном Кавказе России согласно Туркменчайскому договору , русские распустили католикосат Албании, хотя и были членом семьи Гасан-Джалалянов. Бальтазар стал примасом Арцаха, что во всем, кроме названия, было равнозначно положению католикоса Албании. [ 38 ]
Гасан-Джалалян сегодня
[ редактировать ]
На момент публикации первой статьи Хьюсена в 1972 году в журнале Revue des Études Arméniennes автор не смог найти выживших в доме, но отметил, что два последних католикоса Албании, Оганес XII (1763–1786) и У Саргиса II (1794–1815) всего было дюжина братьев, и все они оставили «многочисленное потомство к середине XIX века». Ему также удалось опознать женщину по имени Элеонора Гасан-Джалалян, которая жила в Ереване как художница на рубеже XIX-XX веков. [ 39 ] В более поздние годы в советских источниках приводилась и биография Рубена Гасана-Джалаляна (1840–1902), армянского писателя, поэта и юриста, жившего в Российской империи . [ 40 ] Один человек, человек по имени Степан Гасан Джалалян из Дрмбона Мартакертского района Нагорного Карабаха , был депутатом Национального собрания Армении как член партии «Наследие» и участвовал в Первой Нагорно-Карабахской войне . [ 41 ] [ 42 ]
Несколько артефактов Гасан-Джалалянов сохранились до наших дней, в том числе личный кинжал Гасан-Джалала с армянской надписью, который в настоящее время экспонируется в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. [ 43 ]
См. также
[ редактировать ]История Artsakh |
---|
![]() |
Античность |
Средний возраст |
Раннее Новое время |
Современный век |
- Армянское дворянство
- Княжество Хачен
- Nagorno Karabakh Republic
- Artsakh
- Nagorno Karabakh
- Культура Нагорного Карабаха
- History of Nagorno-Karabakh
- Список армян Нагорного Карабаха
Примечания
[ редактировать ]- ^ С. Питер Коу, «Модели армяно-мусульманского обмена на Армянском нагорье в промежутке между Византийской и Османской гегемонией», в исламе и христианстве в средневековой Анатолии . ред. ACS Peacock, Бруно Де Никола, Сара Нур Йилдиз (Лондон: Routledge, 2016), стр. 82. «Под его сюзеренитетом новые кадры армянских аристократических домов (Допьян, Вачутян, Прошеан, Гасан-Джалалан) приобрели известность».
- ^ Баярсайхан Дашдондог. Монголы и армяне (1220-1335) . Лейден: Брилл, 2010, с. 34.: «Подданными рода Иване были Орбеляны, Хагбакяны, Допианы, Гасан Джалаляны и другие... Представители этих крупных армянских родов вступали в непосредственный контакт с монголами, чтобы сохранить за собой завоеванные земли, обсуждение которых следует в следующих главах».
- ^ Jump up to: а б (на армянском языке) Улубабян, Баграт . св Гасан-Джалаляннер [Гасан-Джалалянс], Армянская советская энциклопедия , вып. 6, с. 246.
- ^ Хьюсен, Роберт Х. «Королевство Арк'акс», в книге Томаса Дж. Самуэляна и Майкла Э. Стоуна, ред., Средневековая армянская культура , Армянские тексты и исследования Пенсильванского университета (Чико, Калифорния: Scholars Press, 1984) , стр. 52-53.
- ^ Хьюсен, Роберт Х. «Мелики Восточной Армении: предварительное исследование», Обзор арменоведения 9 (1972): стр. 299-301.
- ^ Улубабян, Баграт (1975). Хачени Ишханутюн, X-XVI Дарерум [Княжество Хачен в десятом-шестнадцатом веках] (на армянском языке). Ереван: Армянская академия наук. стр. 100-1 56–59.
- ^ Хьюсен, Роберт (2001). Армения: Исторический атлас . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 162.
- ^ Де Ваал, Томас (2003). Черный сад: Армения и Азербайджан через мир и войну . Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета. стр. 156–157.
- ^ Хьюсен. «Королевство Арк'акс», с. 47.
- ^ Jump up to: а б с д (на армянском языке) Улубабян, Баграт. св, Гасан-Джалал Давла, Армянская советская энциклопедия, вып. 6, с. 246.
- ^ Хьюсен. «Королевство Арк'акс», с. 49.
- ^ V.A. Shnirelman, Voiny pamiati: Mify, identinost, i politika v Zakvakaze (Moscow: ITsK Akademkniga, 2003).
- ^ Выборы. Черный сад , с. 152-156.
- ^ РУКОПИСНОЕ НАСЛЕДИЕ АРЦАХА И УТИКА (PDF) . Сейчас. 2022. с. 142.
- ^ Бурнотьян, Джордж А. (2006). Краткая история армянского народа . Коста Меса, Калифорния: Мазда. стр. 100-1 87–88 . ISBN 1-56859-141-1 .
- ^ Бурнутиан. Армянский народ , стр. 109-111.
- ^ Хьюсен. «Королевство Арк'акс», с. 50.
- ↑ Хьюсен отмечает, что из-за происхождения Хасан-Джалала он мог «в одно и то же время... законно называть себя королем Сивника [Сюника], королем Балка, королем Арк'акса [Арцки] и королем Албания, не говоря уже о принце Гардмане, Дизаке и Хац'ене [Хачене], а также о правящем принце Албании - по его выбору.»: «Королевство Арк'акс», стр. 49-50.
- ^ Jump up to: а б Киракос Гандзакеци . История армян. Архивировано 19 июня 2013 г. в Wayback Machine . Перевод Роберта Бедросяна.
- ^ Jump up to: а б с Варданян, Эдда (1 января 2015 г.). «Жаматун Хоромоса и структуры Жаматуна/Гавита в армянской архитектуре» . Монастырь Хоромос: Искусство и история, под редакцией Эдды Варданян, Париж: ACHCByz : 213.
- ^ Хьюсен (1972). «Мелики Восточной Армении», с. 317.
- ^ Истмонд, Энтони (2004). Искусство и идентичность в Византии тринадцатого века: Собор Святой Софии и Трапезундская империя . Берлингтон, Вирджиния: Эшгейт. п. 92.
- ^ Истмонд, Искусство и идентичность , с. 144.
- ^ Минорский, Владимир . «Кавказика IV», Бюллетень Школы восточных и африканских исследований 3 (1953): стр. 504–505.
- ^ Jump up to: а б (на армянском языке) Хасан-Джалалян. Архивировано 23 декабря 2009 года в Wayback Machine . Хасан-Джалаляны, Благотворительный культурный фонд развития страны. По состоянию на 24 декабря 2007 г.
- ^ (на армянском языке) Авдалбекян, М. св, «Айсмавурк», Армянская советская энциклопедия, том. 6, стр. 202-203.
- ^ Акопян, А.В. « О самых ранних монетах Хачена (Карабах) », Журнал Восточного нумизматического общества 222 (весна 2015 г.): 6-11.
- ^ Лейн, Джордж Э. (2003). Раннемонгольское правление в Иране тринадцатого века: персидский ренессанс . Лондон: Рутледж. п. 63.
- ^ Jump up to: а б Переулок. Раннемонгольское правление , с. 259.
- ^ Jump up to: а б Киракос Гандзакеци. История Армении, Глава 63: Смерть благочестивого князя Джалала. Архивировано 14 октября 2007 г., в Wayback Machine , [g389-392]
- ^ РУКОПИСНОЕ НАСЛЕДИЕ АРЦАХА И УТИКА (PDF) . Сейчас. 2022. с. 162-163, 216.
- ^ Jump up to: а б Хьюсен. «Королевство Арк'акс», с. 53.
- ^ Хаджикян, Агоп Джек; Габриэль Басмаджян; Эдвард С. Франчук (2005). Наследие армянской литературы: от восемнадцатого века до наших дней, том. 3 . Детройт: Государственный университет Уэйна. п. 470.
- ^ Jump up to: а б (на армянском языке) Свазян, Х., св, «Есаи Гасан-Джалалян», Армянская советская энциклопедия, вып. 3, с. 523-524.
- ^ Бурнутиан. Армянский народ , стр. 236-237.
- ^ Мартин, Сэмюэл Элмо (1997). Уральско-алтайская серия . Рутледж. п. 47. ИСБН 9780700703807 . Архивировано из оригинала 6 мая 2021 года . Проверено 24 марта 2021 г.
- ^ Бурнутиан. Армянский народ , стр. 237-238.
- ^ Хьюсен (1972). «Мелики Восточной Армении», с. 318.
- ^ Хьюсен (1972). «Мелики Восточной Армении», стр. 328-329.
- ^ (на армянском языке) Сагян, М. св «Рубен Хасан-Джалалян», Армянская советская энциклопедия, том. 7, с. 246.
- ^ «Степан Гасан-Джалалян» . Архивировано из оригинала 27 августа 2016 года . Проверено 30 июля 2016 г.
- ^ «Ованнисян переизбран лидером партии «Наследие»» . 28 июня 2014. Архивировано из оригинала 29 марта 2015 года . Проверено 12 августа 2018 г.
- ^ Выборы. Черный сад , с. 151-152.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Gandzasar.com: Gandzasar Monastery, Nagorno Karabakh Republic
- (на армянском языке) Хасан-Джалалян, Благотворительный культурный фонд развития страны .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Первичные источники
- Исайя Хасан Джалалеанц. Краткая история региона Агуанк , пер. Борнутян Джордж . Коста Меса, Калифорния: Mazda Publishers, 2009.
- Киракос Гандзакеци . История Армении. Архивировано 1 августа 2013 года в Wayback Machine . Пер. Роберт Бедросян.
- Вторичные и третичные источники
- (на русском языке) Орбели, Иосиф . Асан Жалал дола, Княз Хаченский [Хасан-Джалал Давла, принц Хачена]. Известия Императорской Академии Наук 3 (1909). Перепечатано в его «Избранных трудах» . Ереван, 1963 год.
- (на русском языке) Раффи . Меликства Хамсы. Архивировано 19 декабря 2007 года в Wayback Machine . Ереван: Наири, 1991.
- (на французском языке) Туманов, Кирилл . Руководство по генеалогии и хронологии по истории христианского Кавказа (Армения-Грузия-Албания) . Издание Aquila, Рим, 1976 г.
- Хьюсен, Роберт Х. «Королевство Арк'акс», в книге Томаса Дж. Самуэляна и Майкла Э. Стоуна, ред., Средневековая армянская культура , Армянские тексты и исследования Пенсильванского университета. Чико, Калифорния: Scholars Press, 1984.
- Хьюсен, Роберт Х. «Мелики Восточной Армении: предварительное исследование». Обзор арменоведения 9 (1972): стр. 255–329.
- Хьюсен, Роберт Х. «Мелики Восточной Армении: II». Revue des Études Arméniennes 10 (1973–1974): стр. 281–303.
- Хьюсен, Роберт Х. «Мелики Восточной Армении: III». Revue des Études Arméniennes 11 (1975–1976): стр. 219–243.
- (на армянском языке) Улубабян, Баграт Хачени Ишханутюн, X-XVI Дарерум [Княжество Хачен в десятом-шестнадцатом веках] Ереван: Армянская академия наук, 1975.
- (на армянском языке) Улубабян, Баграт. «Гасан-Джалал Даула» и «Семья Гасан-Джалалянов» в Армянской советской энциклопедии . том. 6. Ереван: Академия наук Армении, 1980.
- (на армянском языке) Ц. Под ред. П. Агаяна и др., «Hay zoghovurde feodalizmi vayrejki zhamanakashrjanum, XVI-XVIII дд». [Армянский народ и период упадка феодализма с четырнадцатого по восемнадцатый век] в книге « Ай жогховрди патмутюн » . том. 5. Ереван: Академия наук Армении, 1976.