Jump to content

Гасан-Джалалян

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
(Перенаправлено с Гасана Джалаляна )

Гасан-Джалалян
Гасан-Джалалянс
Родительский дом Араншахик
Багратуни династии
Арцруни
Династия Аршакидов
Страна Artsakh
Основан 1214
Основатель Хасан-Джалал Даула
Последний правитель Аллахверди II Гасан-Джалалян
Титулы

Гасан-Джалалян ( арм . Hasan-Jalalyanner) — средневековая армянская династия . [ 1 ] [ 2 ] которая управляла частями Южного Кавказа . С начала тринадцатого века семья правила в Хачене (Большой Арцах ) на территории нынешних регионов Нижнего Карабаха , Нагорного Карабаха и Сюника в современной Армении. [ 3 ] Род основал Гасан-Джалал Давла, армянский феодальный князь из Хачена. Хасан-джалаляны сохраняли свою автономию на протяжении нескольких столетий номинального иностранного господства турок- сельджуков , персов и монголов . Они, наряду с другими армянскими князьями и меликами Хачена, считали себя защитниками последнего бастиона независимости Армении в регионе. [ 4 ]

Благодаря их покровительству церквям и монастырям в регионе процветала армянская культура. К концу шестнадцатого века семья Хасан-Джалалян расширилась и основала княжества в близлежащих Гулистане и Джраберде . Наряду с отдельно управляемыми меликствами Варанда и Дизак , эти пять княжеств образовали Пять меликств Карабаха, также известных как меликства Хамсы . [ 5 ]

Происхождение

[ редактировать ]

Хасан-Джалал проследил свое происхождение от армянской династии Араншахиков , семьи, которая существовала до прихода парфянских Аршакидов. в регион [ 6 ] [ 7 ] происхождение Хасан-Джалала было «почти исключительно» армянским По словам Роберта Х. Хьюсена, :

По мужской линии (1) князья (впоследствии ставшие королями) Сюника . Через различных принцесс, вышедших замуж за его предков, Хасан-Джалал происходил от (2) царей Армении или династии Багратуни с центром в Ани ; (3) армянские цари Васпуракана из династии Арцруни , с центром в области Вана ; 4) принцы Гардманские ; (5) династия Сасанидов в Персии и (6) Аршакиды , второй царский дом Албании, который сам является ветвью (7) царей древней Парфии . [ 8 ]

Семейные корни Хасан-Джалала Даулы укоренились в сложной череде королевских браков с новыми и старыми армянскими семьями нахараров . Дедушкой Хасан-Джалала был Хасан I (также известный как Хасан Великий), принц, правивший северной половиной Арцаха. [ 9 ]

В 1182 году Хасан I ушел с поста правителя региона и вошел в монашество в Дадиванке , разделив свою землю на две части: южную половину (составляющую большую часть Хачена) достала его старшему сыну Вахтанку II (также известному как Тангик) и северная половина досталась младшему, Григорию Чёрному. Вахтанк II женился на Хоришах Закарян, дочери Саргиса Закаряна, прародителя княжеского рода Закаридов . [ 10 ] Женившись на дочери Мамкана, араншахикского царя Дизак-Балка, Хасан-Джалал унаследовал и земли своего тестя. [ 11 ]

В конце 1960-х и начале 1970-х годов происхождение Гасан-Джалала оказалось втянутым в дебаты вокруг истории Арцаха между советскими армянскими и азербайджанскими учеными. Азербайджанские ученые стремились сконструировать псевдоисторическое национальное прошлое, называя царства и княжества, основанные на территории современной Азербайджанской Республики в средневековый период, кавказскими албанцами. [ 12 ] Основываясь на сомнительном перечитывании и интерпретации первоисточников, ученые Зия Буньядов и Фарида Мамедова в своих первых публикациях в 1950-х и 1960-х годах утверждали, что прямыми предками были вожди и жители Кавказской Албании , государства, основанного во II веке до нашей эры. современных азербайджанцев, тем самым устанавливая связь с древним прошлым и коренной принадлежностью азербайджанцев к Нагорному Карабаху. При этом армяне, в том числе Хасан-Джалал Даула, населявшие Южный Кавказ, были полностью вычеркнуты из повествования. Мамедова утверждала, что Хасан-Джалал, исходя из благовидной интерпретации надписи, высеченной в Гандзасарском монастыре князем , был кавказским албанцем. Ее выводы, как и выводы азербайджанской школы, были категорически отвергнуты другими историками. [ 13 ]

Принц Хасан-Джалал Даула

[ редактировать ]
Изображение Хасан-Джалала Даулы, монастырь Гандзасар , 1238 год. [ 14 ]

Культурная жизнь

[ редактировать ]

После капитуляции Ани в 1045 году и Карса в 1064 году последнее независимое армянское государство в исторической Армении , царство Багратуни , было распущено и включено в состав владений Византийской империи . Однако, несмотря на иностранное господство в регионе, которое стало более выраженным после того, как турки-сельджуки разгромили византийцев в битве при Манцикерте в 1071 году, армяне Восточной Армении смогли сохранить автономию в двух горных опорных пунктах в Сюнике и Лори , а также в княжестве. Хачена . [ 15 ] С начала до середины XII века объединенным грузинским и армянским армиям удалось вытеснить тюркские группы из Восточной Армении, тем самым установив период относительного мира и процветания до появления монголов в 1236 году. [ 16 ]

Хачен когда-то был частью Сюника, пока многочисленные тюркские нашествия не отделили его от остального королевства. Царствование рода Гасан-Джалалянов было сосредоточено вокруг рек Тертер и Хаченагет. Дата рождения Хасан-Джалала неизвестна․ Его правление началось в 1214 году и закончилось его смертью где-то между 1261 и 1262 годами в Казвине . Его владения охватывали как Арцах, так и прилегающие к нему армянские регионы. [ 10 ] Когда в 1214 году умер его отец Вахтанк, Гасан-Джалал унаследовал его земли и поселился в замке Акана в Джраберде. [ 17 ] К нему обращались с титулами тагавор (король; по-армянски : թագավոր ) или инкнакал (самодержец или абсолютный правитель; ինքնակալ), но он принял официальный титул «Король Арцаха и Балка», когда женился на дочери последнего короля Дизака - Балка. . [ 18 ] Средневековый армянский историк Киракос Гандзакеци превозносил Хасан-Джалала в своем труде «История Армении» , осыпая его похвалами за набожность и преданность христианству:

Он был... человек благочестивый и боголюбивый, кроткий и кроткий, милосердый и любящий бедных, подвизавшийся в молитвах и прошениях, как живший в пустыне. Он беспрепятственно совершал заутреню и вечерню , где бы он ни находился, как монах; а в память Воскресения Спасителя нашего он провел воскресенье без сна, в стоячем бдении. Он очень любил священников, был любителем знаний и читателем божественных Евангелий. [ 19 ]

Монастырь Гандзасар в современном Мартакерте , который впоследствии служил семейной усыпальницей и религиозной кафедрой , был завершен в 1240 году.
Гандзасар Жаматун , посвященный Гасан-Джалаланом в 1261 году. [ 20 ]

Еще одним свидетельством этой преданности стал ввод в эксплуатацию Хасан-Джалалом монастыря Гандзасар . Строительство монастыря началось в 1216 году и продолжалось до 1238 года. 22 июля 1240 года, во время большого торжества во время празднования Вардавара (праздника Преображения Господня) и в присутствии почти 700 священников, в том числе католикоса Албании Нерсеса, церковь была освящена. . В 1261 году Гасан-Джалалян достроил жаматун рядом с церковью и оставил дарственную надпись: [ 20 ]

В 710 году (то есть 1261 году н. э.) я, Джалал Даулай, сын Вахтанга, губернатора Арк'акса, и моя жена Мамкан, внучка короля Балка, и мой сын Атабак-Иване, основал (этот) жаматун после завершения строительства церкви и завершил его после долгих трудов... И снова я, Атабак, с радостью подарил Евангелие в золотом футляре и славное святое Христово Знамение и... установленное для совершения Евхаристии Христовой в течение восьми дней во время (Праздника) Креста. [ 20 ]

Монастырь стал резиденцией и усыпальницей семьи, а также резиденцией католикоса; Начиная с пятнадцатого века, семья монополизировала контроль над самой резиденцией Католикоса, которая впоследствии переходила от дяди к племяннику. Сын Хасан-Джалала Оганес VII считается первым, кто установил эту практику, когда стал католикосом, а его племянник, которого также звали Ованес, стал вторым. [ 21 ]

Несмотря на его христианскую веру, мусульманское влияние в регионе проникло и повлияло на культуру и обычаи христиан, живущих в Грузии и Армении, особенно после того, как турки-сельджуки вторглись на Кавказ. Византийский исследователь искусства Энтони Истмонд, например, отмечает, что «многие внешние проявления правления [Хасана-Джалала] были представлены через исламские обычаи и титулы, особенно в его изображении на его главном фундаменте Гандзасаре». [ 22 ] Изображение Хасана-Джалала на барабане купола Гандзасара изображает его сидящим, скрестив ноги, что, как отмечает Истмонд, было «преобладающим способом изображения власти при дворе Сельджуков». [ 23 ] Имя Гасан-Джалала также выдавало мусульманское влияние: по моде того времени многие армяне приняли арабские отчества ( куня российский востоковед Владимир Минорский . ), которые потеряли всякую «связь с исконными армянскими именами», отметил [ 24 ] Армянское имя Хасан-Джалала было Айказ, но арабские слова в его имени фактически описывали его личность: таким образом, Хасан означал красивый; Джалал, великий; Даула, богатство и управление. [ 25 ]

Армянский синаксарий

[ редактировать ]

Гандзасар служил скрипторием и был местом, где был завершен первый в Армении законченный Айсмавурк ( Синаксарион ), календарный сборник кратких жизнеописаний святых и отчетов о важных религиозных событиях. Средневековые летописцы приписывали создание нового и более организованного «Айсмавурк» Хасану-Джалалу, который попросил отца Исраэля (Тер-Исраэль), ученика выдающегося армянского средневекового философа и уроженца Арцаха, известного как Ванакан Вардапет, взять на себя эту работу. Хайсмавурк был развит Киракосом Гандзакеци. С тех пор Айсмавурк, заказанный Хасан-Джалалом, стал известен как «Синаксарий Тер-Исраэля»; он был массово напечатан в Константинополе в 1834 году. [ 26 ]

Монгольское нашествие

[ редактировать ]
Остатки крепости Хасан-Джалала Хоханаберд , вид со стороны Гандзасара, находятся на горе слева.

В 1236 году монгольские войска Ильханства вторглись на Кавказ. Прежде чем они вошли в Хачен, Хасан Джалал и его люди смогли укрыться в Ишханберде (расположенном непосредственно к югу от Гандзасара; также известном под персидским названием Хоханаберд). Учитывая ее грозное расположение на вершине горы, монголы предпочли не осаждать крепость и потребовали переговоров с Хасан-Джалалом: они обменяли его лояльность и военную службу Монгольской империи в обмен на часть земель, непосредственно прилегающих к Хачену, которые они захватили. завоеван. [ 19 ] В 1240–1242 годах Хасан Джалал чеканил в Хачене монеты общемонгольского типа на монетных дворах «Карабах» (в Хоханаберде) и «Ладжин» (в Авкахахац берде). [ 27 ]

Чувствуя необходимость сохранить свою власть, Хасан-Джалал дважды предпринимал путешествие в Каракорум , столицу Монгольской империи, где смог получить от правящего хана особые права и привилегии автономии для себя и подданных под его владениями . [ 10 ] Несмотря на такую ​​договоренность, монголы относились ко многим жителям региона с презрением и облагали их чрезмерными налогами. Аргун-хан, региональный монгольский остикан в то время, наложил столько ограничений против армян, что это побудило Хасан-Джалала в 1256 году еще раз поехать в столицу, чтобы выразить протест против посягательств на католикоса Нерсеса. В ответ Бату-хан разработал документ, «гарантирующий свободу лорду Нерсесу, Католикосу Албанскому, для всего его имущества и товаров, что он будет свободным и не облагается налогом и ему будет разрешено свободно путешествовать повсюду в епархиях, находящихся под его властью, и что никто не будет подчиняться что он сказал». [ 28 ] Хасан-Джалал также пытался укрепить свои союзы с монголами, выдав свою дочь Рузукан замуж за Бора Нояна, сына монгольского вождя. [ 29 ] Однако отношения между армянами и монголами ухудшились, и документ, изданный ханом, не смог защитить права Гасан-Джалала. [ 29 ]

Наконец, в 1260 году Хасан-Джалал решил объединиться с войсками грузинского царя Давида Нарина , возглавлявшего восстание против монгольского владычества. Он несколько раз попадал в плен к монголам, но его семье удалось освободить его, заплатив выкуп. Восстание в конечном итоге провалилось, и по приказу Аргун-хана Хасан-Джалал был снова арестован и доставлен в Казвин (ныне в Иране ). По словам Киракоса Ганзакеци, Рузукан обратился к Хулагу-хана жене Докуз-хатун с просьбой оказать давление на Аргуна, чтобы тот освободил ее отца. Однако, узнав об этом, Аргун-хан подверг Хасан-Джалала пыткам и, наконец, казнил. [ 10 ] [ 30 ] Сын Хасана Джалала Атабек отправил нескольких своих людей в Иран, чтобы забрать расчлененное тело его отца, брошенное в колодец. После возвращения тело было отпевано и захоронено в монастыре Гандзасар. [ 30 ]

Позднее семейное правление

[ редактировать ]
Князь Вахтанк (внук Хасан-Джалала) Реликвия Нового Завета, 13 век, Мс 155, ф. 106в. [ 31 ]

После его смерти семья сократила официальный титул Хасан-Джалала до просто «Князья Арцаха». [ 32 ] Хулагу приказал Атабеку занять должность своего отца и занимал этот пост до 1306 года. Его двоюродный брат Вахтанк (умер в 1347 году), чьи потомки станут семьей Мелик-Аванян, получил контроль над областью Дизак. Чтобы показать свое отношение к Хасан-Джалалу, его потомки приняли Хасан-Джалал в качестве своей фамилии и добавили в конце суффикс -ян. [ 25 ] Семья профинансировала многочисленные архитектурные и культурные проекты, которые продолжают существовать и сегодня, в том числе монастырь Гандзасар и прилегающую к нему церковь Святого Иоанна Крестителя. В конце 16 века род разветвился и основал меликства в поселениях в Джраберде , Хачене и Гулистане . [ 3 ] [ 33 ]

Османско-персидские войны

[ редактировать ]

Во время тюрко - персидских войн XVII и XVIII веков мелики яростно сопротивлялись и давали отпор набегам обеих сторон. В последней четверти XVIII века они помогли вторгшимся имперским российским армиям очистить регион от турок и персов. Хасан-Джалаляне были одними из самых известных меликских семей, взявшихся за освобождение региона от иностранного контроля; выдающимся среди них был католикос Есаи Гасан-Джалалян (? - 1728). [ 34 ] В 1677 году армянский католикос Акоп Джульфинский провел тайную встречу с меликами Карабаха, предложив отправить делегацию в Европу, чтобы заручиться поддержкой освобождения региона. [ 35 ] В 1711 году Есаи, сопровождая Исраэля Ори , отправился в Россию, чтобы заручиться поддержкой для формирования армянской армии под предводительством Петра Великого . Ори, однако, умер по дороге, и вскоре Есайи стал ведущей фигурой движения. Он продолжил переговоры с Петром и в письме, отправленном ему в 1718 году, пообещал поддержку армянской армии численностью 10–12 000 человек, а также поддержку со стороны соседних грузинских войск. [ 34 ] Его уговоры продолжались до 1724 года, когда Константинопольский мирный договор (1724 г.) был подписан Петром Великим , по которому мусульманонаселенные области в восточном Закавказье отдавались России, а населенные христианами западные области - туркам. Оба только что завершили завоевание территорий Сефевидов , включая большую часть Кавказа и восточной Анатолии, в то время как царство Сефевидов распадалось в гражданской войне. [ 36 ] Интерес России к Кавказу вскоре ослаб после смерти Петра в 1725 году, когда ее лидеры отвели свои войска через реку Терек . [ 37 ] Территории, завоеванные Россией на Северном и Южном Кавказе, были возвращены Ирану (ныне возглавляемому Надир-шахом договорам ) по Рештскому и Гянджинскому 1732 и 1735 годов соответственно.

В то время как османы временно завоевали христианские регионы распадающегося царства Сефевидов, некоторые лидеры армянской армии обвинили Есаи в этой неудаче, поскольку они были вынуждены защищаться от турецкого вторжения. [ нужна ссылка ] [ нечеткий ]

С XVII по начало XIX века было создано несколько кадетских ветвей Хасан-Джалалянов, в том числе род Мелик-Атабекянов, ставший последними правителями княжества Джраберд. Аллахверди II Хасан-Джалалян, умерший в 1813 году, был последним меликом Хачена, когда Российская империя получила контроль над регионом в 1805 году во время русско-персидской войны 1804–1813 годов . [ 32 ] В 1828 году, после окончания второй русско-персидской войны и уступки последних территорий Персии на Южном Кавказе России согласно Туркменчайскому договору , русские распустили католикосат Албании, хотя и были членом семьи Гасан-Джалалянов. Бальтазар стал примасом Арцаха, что во всем, кроме названия, было равнозначно положению католикоса Албании. [ 38 ]

Гасан-Джалалян сегодня

[ редактировать ]
Флаг семьи Гасан-Джалалянов сегодня.

На момент публикации первой статьи Хьюсена в 1972 году в журнале Revue des Études Arméniennes автор не смог найти выживших в доме, но отметил, что два последних католикоса Албании, Оганес XII (1763–1786) и У Саргиса II (1794–1815) всего было дюжина братьев, и все они оставили «многочисленное потомство к середине XIX века». Ему также удалось опознать женщину по имени Элеонора Гасан-Джалалян, которая жила в Ереване как художница на рубеже XIX-XX веков. [ 39 ] В более поздние годы в советских источниках приводилась и биография Рубена Гасана-Джалаляна (1840–1902), армянского писателя, поэта и юриста, жившего в Российской империи . [ 40 ] Один человек, человек по имени Степан Гасан Джалалян из Дрмбона Мартакертского района Нагорного Карабаха , был депутатом Национального собрания Армении как член партии «Наследие» и участвовал в Первой Нагорно-Карабахской войне . [ 41 ] [ 42 ]

Несколько артефактов Гасан-Джалалянов сохранились до наших дней, в том числе личный кинжал Гасан-Джалала с армянской надписью, который в настоящее время экспонируется в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. [ 43 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ С. Питер Коу, «Модели армяно-мусульманского обмена на Армянском нагорье в промежутке между Византийской и Османской гегемонией», в исламе и христианстве в средневековой Анатолии . ред. ACS Peacock, Бруно Де Никола, Сара Нур Йилдиз (Лондон: Routledge, 2016), стр. 82. «Под его сюзеренитетом новые кадры армянских аристократических домов (Допьян, Вачутян, Прошеан, Гасан-Джалалан) приобрели известность».
  2. ^ Баярсайхан Дашдондог. Монголы и армяне (1220-1335) . Лейден: Брилл, 2010, с. 34.: «Подданными рода Иване были Орбеляны, Хагбакяны, Допианы, Гасан Джалаляны и другие... Представители этих крупных армянских родов вступали в непосредственный контакт с монголами, чтобы сохранить за собой завоеванные земли, обсуждение которых следует в следующих главах».
  3. ^ Jump up to: а б (на армянском языке) Улубабян, Баграт . св Гасан-Джалаляннер [Гасан-Джалалянс], Армянская советская энциклопедия , вып. 6, с. 246.
  4. ^ Хьюсен, Роберт Х. «Королевство Арк'акс», в книге Томаса Дж. Самуэляна и Майкла Э. Стоуна, ред., Средневековая армянская культура , Армянские тексты и исследования Пенсильванского университета (Чико, Калифорния: Scholars Press, 1984) , стр. 52-53.
  5. ^ Хьюсен, Роберт Х. «Мелики Восточной Армении: предварительное исследование», Обзор арменоведения 9 (1972): стр. 299-301.
  6. ^ Улубабян, Баграт (1975). Хачени Ишханутюн, X-XVI Дарерум [Княжество Хачен в десятом-шестнадцатом веках] (на армянском языке). Ереван: Армянская академия наук. стр. 100-1 56–59.
  7. ^ Хьюсен, Роберт (2001). Армения: Исторический атлас . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 162.
  8. ^ Де Ваал, Томас (2003). Черный сад: Армения и Азербайджан через мир и войну . Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета. стр. 156–157.
  9. ^ Хьюсен. «Королевство Арк'акс», с. 47.
  10. ^ Jump up to: а б с д (на армянском языке) Улубабян, Баграт. св, Гасан-Джалал Давла, Армянская советская энциклопедия, вып. 6, с. 246.
  11. ^ Хьюсен. «Королевство Арк'акс», с. 49.
  12. ^ V.A. Shnirelman, Voiny pamiati: Mify, identinost, i politika v Zakvakaze (Moscow: ITsK Akademkniga, 2003).
  13. ^ Выборы. Черный сад , с. 152-156.
  14. ^ РУКОПИСНОЕ НАСЛЕДИЕ АРЦАХА И УТИКА (PDF) . Сейчас. 2022. с. 142.
  15. ^ Бурнотьян, Джордж А. (2006). Краткая история армянского народа . Коста Меса, Калифорния: Мазда. стр. 100-1 87–88 . ISBN  1-56859-141-1 .
  16. ^ Бурнутиан. Армянский народ , стр. 109-111.
  17. ^ Хьюсен. «Королевство Арк'акс», с. 50.
  18. Хьюсен отмечает, что из-за происхождения Хасан-Джалала он мог «в одно и то же время... законно называть себя королем Сивника [Сюника], королем Балка, королем Арк'акса [Арцки] и королем Албания, не говоря уже о принце Гардмане, Дизаке и Хац'ене [Хачене], а также о правящем принце Албании - по его выбору.»: «Королевство Арк'акс», стр. 49-50.
  19. ^ Jump up to: а б Киракос Гандзакеци . История армян. Архивировано 19 июня 2013 г. в Wayback Machine . Перевод Роберта Бедросяна.
  20. ^ Jump up to: а б с Варданян, Эдда (1 января 2015 г.). «Жаматун Хоромоса и структуры Жаматуна/Гавита в армянской архитектуре» . Монастырь Хоромос: Искусство и история, под редакцией Эдды Варданян, Париж: ACHCByz : 213.
  21. ^ Хьюсен (1972). «Мелики Восточной Армении», с. 317.
  22. ^ Истмонд, Энтони (2004). Искусство и идентичность в Византии тринадцатого века: Собор Святой Софии и Трапезундская империя . Берлингтон, Вирджиния: Эшгейт. п. 92.
  23. ^ Истмонд, Искусство и идентичность , с. 144.
  24. ^ Минорский, Владимир . «Кавказика IV», Бюллетень Школы восточных и африканских исследований 3 (1953): стр. 504–505.
  25. ^ Jump up to: а б (на армянском языке) Хасан-Джалалян. Архивировано 23 декабря 2009 года в Wayback Machine . Хасан-Джалаляны, Благотворительный культурный фонд развития страны. По состоянию на 24 декабря 2007 г.
  26. ^ (на армянском языке) Авдалбекян, М. св, «Айсмавурк», Армянская советская энциклопедия, том. 6, стр. 202-203.
  27. ^ Акопян, А.В. « О самых ранних монетах Хачена (Карабах) », Журнал Восточного нумизматического общества 222 (весна 2015 г.): 6-11.
  28. ^ Лейн, Джордж Э. (2003). Раннемонгольское правление в Иране тринадцатого века: персидский ренессанс . Лондон: Рутледж. п. 63.
  29. ^ Jump up to: а б Переулок. Раннемонгольское правление , с. 259.
  30. ^ Jump up to: а б Киракос Гандзакеци. История Армении, Глава 63: Смерть благочестивого князя Джалала. Архивировано 14 октября 2007 г., в Wayback Machine , [g389-392]
  31. ^ РУКОПИСНОЕ НАСЛЕДИЕ АРЦАХА И УТИКА (PDF) . Сейчас. 2022. с. 162-163, 216.
  32. ^ Jump up to: а б Хьюсен. «Королевство Арк'акс», с. 53.
  33. ^ Хаджикян, Агоп Джек; Габриэль Басмаджян; Эдвард С. Франчук (2005). Наследие армянской литературы: от восемнадцатого века до наших дней, том. 3 . Детройт: Государственный университет Уэйна. п. 470.
  34. ^ Jump up to: а б (на армянском языке) Свазян, Х., св, «Есаи Гасан-Джалалян», Армянская советская энциклопедия, вып. 3, с. 523-524.
  35. ^ Бурнутиан. Армянский народ , стр. 236-237.
  36. ^ Мартин, Сэмюэл Элмо (1997). Уральско-алтайская серия . Рутледж. п. 47. ИСБН  9780700703807 . Архивировано из оригинала 6 мая 2021 года . Проверено 24 марта 2021 г.
  37. ^ Бурнутиан. Армянский народ , стр. 237-238.
  38. ^ Хьюсен (1972). «Мелики Восточной Армении», с. 318.
  39. ^ Хьюсен (1972). «Мелики Восточной Армении», стр. 328-329.
  40. ^ (на армянском языке) Сагян, М. св «Рубен Хасан-Джалалян», Армянская советская энциклопедия, том. 7, с. 246.
  41. ^ «Степан Гасан-Джалалян» . Архивировано из оригинала 27 августа 2016 года . Проверено 30 июля 2016 г.
  42. ^ «Ованнисян переизбран лидером партии «Наследие»» . 28 июня 2014. Архивировано из оригинала 29 марта 2015 года . Проверено 12 августа 2018 г.
  43. ^ Выборы. Черный сад , с. 151-152.
[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Первичные источники
Вторичные и третичные источники
  • (на русском языке) Орбели, Иосиф . Асан Жалал дола, Княз Хаченский [Хасан-Джалал Давла, принц Хачена]. Известия Императорской Академии Наук 3 (1909). Перепечатано в его «Избранных трудах» . Ереван, 1963 год.
  • (на русском языке) Раффи . Меликства Хамсы. Архивировано 19 декабря 2007 года в Wayback Machine . Ереван: Наири, 1991.
  • (на французском языке) Туманов, Кирилл . Руководство по генеалогии и хронологии по истории христианского Кавказа (Армения-Грузия-Албания) . Издание Aquila, Рим, 1976 г.
  • Хьюсен, Роберт Х. «Королевство Арк'акс», в книге Томаса Дж. Самуэляна и Майкла Э. Стоуна, ред., Средневековая армянская культура , Армянские тексты и исследования Пенсильванского университета. Чико, Калифорния: Scholars Press, 1984.
  • Хьюсен, Роберт Х. «Мелики Восточной Армении: предварительное исследование». Обзор арменоведения 9 (1972): стр. 255–329.
  • Хьюсен, Роберт Х. «Мелики Восточной Армении: II». Revue des Études Arméniennes 10 (1973–1974): стр. 281–303.
  • Хьюсен, Роберт Х. «Мелики Восточной Армении: III». Revue des Études Arméniennes 11 (1975–1976): стр. 219–243.
  • (на армянском языке) Улубабян, Баграт Хачени Ишханутюн, X-XVI Дарерум [Княжество Хачен в десятом-шестнадцатом веках] Ереван: Армянская академия наук, 1975.
  • (на армянском языке) Улубабян, Баграт. «Гасан-Джалал Даула» и «Семья Гасан-Джалалянов» в Армянской советской энциклопедии . том. 6. Ереван: Академия наук Армении, 1980.
  • (на армянском языке) Ц. Под ред. П. Агаяна и др., «Hay zoghovurde feodalizmi vayrejki zhamanakashrjanum, XVI-XVIII дд». [Армянский народ и период упадка феодализма с четырнадцатого по восемнадцатый век] в книге « Ай жогховрди патмутюн » . том. 5. Ереван: Академия наук Армении, 1976.

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6ed84ccd552cb3be89a38d789de127d1__1725428460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6e/d1/6ed84ccd552cb3be89a38d789de127d1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hasan-Jalalyan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)