Сафи ад-Дин аль-Урмави
Сафи ад-Дин аль-Урмави | |
---|---|
![]() Сафи ад-Дин аль-Урмави, рисунок Хосейна Бехзада | |
Рожденный | 1216 |
Умер | 28 января 1294 г. |
Национальность | персидский |
Род занятий | Музыкант, Писатель по теории музыки |
Заметная работа | Китаб аль-Адвар, Рисала аш-Шарафия фи 'л-нисаб ат-талифийя |
Сафи ад-Дин аль-Урмави аль-Багдади ( персидский : Сафи ад-Дин Урмави ) или Сафи ад-Дин Абд аль-Мумин ибн Юсуф ибн аль-Фахир аль-Урмави аль-Багдади (родился около 1216 г. н.э. в Урмии) умер в 1294 году в Багдаде ) он был известным музыкантом и писателем по теории музыки . [ 1 ] [ 2 ]
Предыстория и жизнь
[ редактировать ]Сафи ад-Дин Абд аль-Мумин ибн Юсоф ибн Фахир аль-Ормави аль-Багдади (суфий ад-Дин в некоторых османских источниках), известный музыкант и писатель по теории музыки , родился ок. 613 г. хиджры (1216 г. н. э.), вероятно, в Урмии (Иран). Он умер в Багдаде 28 сафара 693 года хиджры (28 января 1294 года нашей эры), в возрасте около 80 лет. Согласно Энциклопедии ислама. [ 3 ] «Источники умалчивают об этническом происхождении его семьи. Возможно, он был персидского происхождения . Кутб ад-Дин аль-Ширази мудрец называет его афдал-и Иран ( иранский )». Основываясь на своей терминологии Аль-Урмави , «международная» модальная система была призвана отражать преобладающие арабские и персидские местные традиции. [ 4 ]
В юности он отправился в Багдад и получил образование в области арабского языка , литературы, истории и письма . Он сделал себе имя как превосходный каллиграф и был назначен переписчиком в новой библиотеке, построенной аббасидским халифом аль-Мусташимом .
Он также изучал Шафии. право [ 3 ] и сравнительное право (Хилаф Фикх ) в медресе Мустансирия, открывшемся в 631 году хиджры (1234 году нашей эры). Это позволило ему занять пост в юридической администрации аль-Мустасима и после 656 г. хиджры (1258 г.) возглавить надзор за фондами (назарийят аль-вакф) в Ираке до 665 г. хиджры (1267 г.), когда Насир ад-Дин Туси взял верх.
аль-Урмави стал известен как музыкант и превосходный игрок на лютне (« уд халифа ») и был принят в члены частного круга хороших товарищей благодаря одной из своих учениц музыки, любимой певице Лухах. Его музыкальный талант помог ему пережить падение Багдада , щедро предоставив одному из офицеров Хулагу. Хулагу, монгольский правитель, был впечатлен аль-Урмави и удвоил свой доход по сравнению с эпохой Аббасидов .
Однако его музыкальная карьера, похоже, поддерживалась в основном семьей Джувайни , особенно Шамсом ад-Дином Джувейни и его сыном Шараф ад-Дином Харуном Джувайни, который был казнен в 685 году хиджры (1285 г.). После кончины своих покровителей он впал в забвение и нищету. Его поместили под арест в связи с долгом в 300 динаров . Он умер в шафиитском медресе аль-Халил в Багдаде.
Музыка и теория музыки
[ редактировать ]Как композитор , аль-Урмави культивировал вокальные формы савта , кавла и навбы . В анонимном персидском «Канз ат-тухаф» VIII века хиджры (14 век нашей эры) ему также приписывают изобретение двух струнных музыкальных инструментов: нужа и мугни. [ 5 ]
Самая важная работа Аль-Урмави - две книги на арабском языке по теории музыки, Китаб аль-Адвар. [ 6 ] и Рисала аш-Шарафия фи 'ль-нисаб ат-талифийя. Первая книга была написана, когда он еще работал в библиотеке аль-Мустасима . Халиф Аббасидов был хорошо известен своим пристрастием к музыке. Вторая книга была посвящена Шарафу ад-Дину Харуну Джувайни, который поручил ему ее составить.

«Китаб аль-Адвар» — первая сохранившаяся работа по научной теории музыки после сочинений о музыке Авиценны . [ 3 ] Он содержит ценную информацию о практике и теории музыки в персидско-иракском языке. [ 3 ] области, такие как фактическое создание пятиструнной лютни (еще исключение во времена Авиценны ), заключительный этап разделения октавы на 17 ступеней, полная номенклатура и определение гамм , составляющих систему двенадцать макамов (называемых шудуд) и шесть ладов Аваза. [ 3 ] Он также содержит точные изображения современных музыкальных размеров и использование букв и цифр для обозначения мелодий. Подобное происходит впервые в истории, что делает его уникальным произведением величайшей ценности. [ 3 ] «Интернациональная» модальная система Аль-Урмави была призвана отразить преобладающие арабские и персидские местные музыкальные традиции. [ 7 ]
Благодаря своей краткости она стала самой популярной и влиятельной книгой о музыке на протяжении веков. Ни один другой музыкальный трактат на арабском (персидском или османском) языке не копировался, не комментировался и не переводился на восточные (и западные) языки так часто. [ 3 ] Китаб аль-Адвар был задуман как сборник (мухтасар) стандартных музыкальных знаний своего времени.
Китаб аль-Адвар несколько раз переводился на персидский язык , существует также перевод на османский турецкий язык . [ 3 ]
Вторая книга аль-Урмави, «Рисала аш-Шарафийя», была написана около 665 года хиджры (1267 года нашей эры). [ 3 ] Он посвящен его ученику, а затем покровителю Шарафу ад-Дину Харуну Джувейни (Джувайн — город в Хорасане ). Он входил в научный, литературный и художественный круг семьи Джувайни. Благодаря этим собраниям аль-Урмави контактировал с персидским ученым Насиром ад-Дином Туси . Насир ад-Дин Туси, оставивший небольшой трактат о пропорциях музыкальных интервалов, воспринимаемых в пульсе, возможно, стимулировал интерес аль-Урмави к греческой науке и теории музыки. [ 3 ]
Эти две основные книги стали основой академического дискурса об арабской музыке, особенно современных произведений британца Оуэна Райта. [ 8 ] [ 9 ] Комментарии к этим теоретическим трудам были написаны еще в 1370-х годах. [ 10 ] [ 11 ]
Музыкальные лады Урмави
[ редактировать ]Список ладов и ладов аваз (пения) взят из (Э. Нойбаер, «Музыка в исламской среде» у Клиффорда Эдмунда Босворта, М.С.Асимов, «История цивилизаций Центральной Азии, Том 4, Часть 2», Илал Банарсидасс Публикация, 2003 – 745 с., 597.). [ 12 ] Большинство режимов имеют иранские/персидские названия, а остальные — арабские (некоторые с персидским суффиксом «i»).
шторы
[ редактировать ]- 'Ушшак (арабское имя)
- нава (иранское имя)
- Бусалик (также называемый АбуСалик)
- Раст (иранское имя)
- 'Ирак (арабское имя)
- Исфахан (иранское имя)
- зирафканд (иранское имя)
- бузурк (бузург) (иранское имя)
- Зангула (иранское имя)
- Рахави (иранское имя)
- Хусайни (арабское имя с иранским суффиксом i)
- хиджази (арабское имя с иранским суффиксом i)
Режим Аваз
[ редактировать ]- кардание (gardāniye) (иранское имя)
- кавашт (гавашт) (иранское имя)
- Навруз (иранское имя)
- майя (иранское имя)
- шахназ (иранское имя)
- освободить (иранское имя)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Босворт, CE, изд. (1995). Шана - Шавтия (Новая ред.). Лейден [ua]: Брилл [ua] с. 805. ИСБН 978-9004098343 .
Возможно, он имел персидское происхождение (Кутб ад-Дин Ширази [см.] называет его афдал-и Иран)
- ^ ван Гелдер, Герт Ян (1 января 2012 г.). «ПОЙ МЕНЯ СПАТЬ: САФЕ АЛЬ-ДЕН АЛЬ-УРМАВИ, ХЮЛЕГЮ И СИЛА МУЗЫКИ». Quaderni di Studi Arabi . 7 : 1–9.
Его этническое происхождение неизвестно; возможно, он имел персидское происхождение.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Э., Нойбауэр. «ШАФИ аль-ДИН аль-УРМАВИ». Брилл. дои : 10.1163/1573-3912_islam_sim_6447 .
- ^ Э. Нойбаер, «Музыка в исламском мире», в Клиффорде Эдмунде Босворте, М.С.Асимов, «История цивилизаций Центральной Азии, Том 4, Часть 2», стр. 596. [1] . отрывок: «Судя по терминологии, международная модальная система аль-Урмави была предназначена для представления преобладающих арабских и персидских местных традиций.
- ^ См. Г. Г. Фармера, Исследования восточных музыкальных инструментов , Первая серия, Лондон, 1931.
- ^ «Китаб аль-Адвар фи аль-мусика.; Адвар фи аль-мусика - Цифровой репозиторий Colenda» . colenda.library.upenn.edu . Проверено 11 августа 2023 г.
- ^ «История цивилизаций Центральной Азии», автор Клиффорд Эдмунд Босворт, М.С. Азимов, Motilal Banarsidass Publ, 2002. стр. 596.
- ^ Райт, О. (1 января 1995 г.). « Абд аль-Кадир аль-Мараги и Али б. Мухаммад Бинаи: два примера обозначений пятнадцатого века, часть 2: комментарий». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета . 58 (1): 17–39. дои : 10.1017/s0041977x00011836 . JSTOR 619996 .
- ^ Райт, О. (1 января 1995 г.). «Предварительная версия «Китаб аль-Адвар» ». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета . 58 (3): 455–478. дои : 10.1017/s0041977x00012908 . JSTOR 620103 .
- ^ «Анонимный комментарий к Китаб аль-адвар: критическое издание, перевод и представление арабских чтений произведения Сафи ад-Дина аль-Урмави » Анас ГРАБ , 2009 г., докторская диссертация, Университет Париж-Сорбонна. http://anas.ghrab.tn/static/web/fichiers/2009_these.pdf
- ^ Фельдман, Уолтер (1 января 1990 г.). «Культурный авторитет и аутентичность в турецком репертуаре». Азиатская музыка . 22 (1): 73–111. дои : 10.2307/834291 . JSTOR 834291 .
- ^ Э. Нойбаер, «Музыка в исламской среде» в книге Клиффорда Эдмунда Босворта, М.С.Асимов, «История цивилизаций Центральной Азии, Том 4, Часть 2», ilal Banarsidass Publ., 2003 - 745 страниц. стр. 597)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- musicologie.org - Полная партитура (на французском языке)
- Рукопись аль-Урмави, Коллекция Адилнора