Театр Маноэль
Общественный театр (1732–1800) Королевский театр (1800–1873) | |
![]() Фасад театра Маноэль | |
![]() | |
Адрес | улица Старого Театра, 115 Валлетта Мальта |
---|---|
Обозначение | 1-го класса Памятник |
Емкость | 623 |
Строительство | |
Открыто | 1732 |
Годы активности | 1732 – настоящее время |
Архитектор | Антонио Аззопарди и Франческо Зерафа [1] |
Веб-сайт | |
teatrumanoel.com.mt |

Театр Маноэль ( по-мальтийски «Театр Маноэль»; по-итальянски : Teatro Manoel ) — театр и важная площадка исполнительского искусства на Мальте . Театр часто называют просто « Маноэль » и назван в честь Великого Магистра Ордена рыцарей-госпитальеров , Фра Антонио Маноэля де Вильена который приказал построить его в 1731 году. Театр считается третьим старейшим театром в Европе. действующий театр (старше Сан-Карло в Неаполе ) и старейший действующий театр в Содружестве Наций . [2]
Театр расположен на Старой Театральной улице (мальтийский: Triq it-Teatru l-Antik ) в Валлетте . Он считает себя национальным театром страны и домом Мальтийского филармонического оркестра ( Orkestra Filarmonika Nazzjonali ). [2] Первоначально называвшийся Teatro Pubblico , его название было изменено на Teatro Reale («Королевский театр») в 1812 году и переименовано в Teatru Manoel в 1866 году. Первой постановкой была Маффеи » «Меропа .
Театр представляет собой небольшое помещение на 623 места, с зрительным залом овальной формы , тремя ярусами лож, полностью построенными из дерева, украшенными сусальным золотом, и бледно-голубым потолком в стиле «тромплей» , напоминающим круглый купол. Это здание является памятником архитектуры 1-й степени , как отметило Управление культурного наследия Мальты, а также запланировано Управлением по охране окружающей среды и планирования Мальты (MEPA). [3]
История
[ редактировать ]
До постройки театра спектакли и любительские театральные постановки ставились в залах и фортепианных двориках Рыцарских постоялых дворов. Это были дворцы, построенные для языков Ордена. Язык Италии часто устраивал подобные развлечения, устраиваемые рыцарями в их трактире. В записях Langue даже говорится, что 2 февраля 1697 года несколько мальтийских джентльменов представили пьесу в Auberge d'Italie . Женщинам было запрещено посещать эти мероприятия после инцидентов во время карнавала 1639 года.

В 1731 году Антониу Маноэль де Вильена заказал и лично профинансировал строительство здания, которое будет служить общественным театром « для честного отдыха людей » . [n 1] Великий Магистр купил у Приората Наварры два дома с фасадом на нынешнюю улицу Старого Театра за сумму 2186 скуди . [n 2] Он имеет простой фасад , соответствующий маньеристскому стилю Валлетты, и состоит из трех этажей с мезонином над первым этажом. Фасад включает в себя дверной проем, увенчанный открытым балконом с каменной балюстрадой, который поддерживается тремя тяжелыми завитками. [3] Интерьер оформлен в стиле рококо . Театр, возможно, был спроектирован Романо Карапеккья и построен Франческо Зерафа и Антонио Аццопарди. [3]
Строительство было завершено всего за десять месяцев. Однако это может быть связано с тем, что в конструкцию трех соседних домов были внесены изменения, превратившие их в театр. Здание занимало площадь в 94½ квадратных камыша . [n 3] который позже был изменен на 93 квадратных трости и 2½ пальмы. [n 4] [7] Говорят, что театр был создан по образцу современного театра Палермо . [8] Его зрительный зал изначально имел полукруглую форму или форму подковы, с освещенным партером, служившим небольшой танцплощадкой. Первым театральным спектаклем, поставленным в Театре Публико, стала классическая трагедия Сципионе Маффеи «Меропа » 9 января 1732 года. [9] Актерами в этой постановке были сами рыцари, а декорации были спроектированы главным военным архитектором рыцарей Франсуа Мондионом. [10]

26 января 1732 года была показана сатирическая и антиклерикальная пьеса « Il bacchettiere falso Джироламо Джильи ». 18 января 1769 года по случаю великого магистра Мануэля Пинту да Фонсека была представлена пьеса Лентиско Адрастео «Трионфо ди Минерва». дня рождения [10] Аналогичная честь была оказана Фердинанду фон Гомпешу цу Больгейму в связи с его возведением в должность Великого Магистра. По этому случаю Хомпеш появился на балконе, поблагодарив толпу, осыпая пригоршнями золотых монет людей, собравшихся аплодировать. [10] В течение следующих полувека здесь был представлен обширный репертуар лирических опер в исполнении трупп приезжих профессионалов или любительских рыцарских коллективов, а также французских трагедий и итальянских комедий. Произведения Иоганна Адольфа Хассе , Никколо Пиччинни и Бальдассаре Галуппи пользовались огромной популярностью в театре в первые годы его существования.
В первые дни своего существования управление театром и цензура его представлений были поручены старшему рыцарю, известному как Протетторе. [12] Первым зарегистрированным импресарио был Мельчиорре Преввост Ланарелли в 1736 году, а последним Джованни Лебрен в 1866 году. С 1768 по 1770 год импресарио была женщина, Натала Фарруджа. [12] При устройстве театра великий магистр де Вильена установил арендную плату, выплачиваемую импресарио, в размере 320 скуди в год, из которых 80 скуди приходились на арендную плату с Пасхи по август, 120 — на осень и еще 120 скуди — с Рождества до карнавала . Когда в театре проводились танцы или вельони ( бал-маскарад ), яму поднимали с помощью строительных лесов до уровня сцены. 22 августа 1778 г. были изданы правила освещения театра и коридоров в таких случаях, при этом любое затенение огней было запрещено. [7] В 1778 году, во избежание скандала, театральным труппам было запрещено ночевать в ложах театра. Такая практика была распространена в то время. [7] Несколько лет спустя, в 1783 году, Публичный театр претерпел значительные изменения и украшения по проекту римского архитектора Натале Марини. [3] Модель была представлена инквизитору и множеству рыцарей, и модель вызвала такое восхищение, что члены Фонда театра решили добавить еще два луидора в качестве бонуса к счету Марини в 49 скуди. [13]

Николя Изуара Первая известная опера , Casaciello perseguitato da un mago, была исполнена здесь в 1792 году, а Изуар стал директором этого театра в 1798 году, после того как французы захватили Мальту , и продолжал ставить там другие оперы. [5] [14] несколько собственных произведений Изуара, в том числе Avviso ai Maritati и Artaserse В это время в Маноэле исполнялись . Французское правление Мальтой было недолгим, и через два года острова перешли в руки Великобритании . Английский джентльмен, сопровождавший экспедицию Аберкромби в Египет в 1801 году, писал:
«В Ла Валетте есть опера, правда, маленькая, но опрятная, хотя и сильно не отремонтированная. Италия и Сицилия снабжают ее очень сносными вокалистами, и это очень приятное развлечение для гарнизона. Каждую ночь офицеры переполнены. об экспедиции, для которого это было большим развлечением. Входной билет стоит один шиллинг». [15]

В раннюю британскую эпоху « Театро Публико » был переименован в «Театро Реале» , претерпев ряд расширений и реконструкций на протяжении 19 века, особенно в 1812 году, когда сэр Джордж Уитмор добавил сегодняшнюю галерею и авансцену . поднял потолок на один этаж и добавил еще восемь лож, в результате чего их общее количество достигло 67. Уитмор также преобразовал аудиторию в овальную форму, которую она имеет сегодня. [7] Дальнейшие изменения были внесены в 1844 году, когда художник-постановщик «Маноэля» Эрколани перекрасил панели деревянных ящиков и позолотил их. Еще один слой сусального серебра был добавлен к панелям и потолку в 1906 году. Все это время Королевский театр сдавался в аренду профессиональным импресарио, которые проводили девятимесячные оперные сезоны. [7] Его посетили многие иностранные высокопоставленные лица, в том числе сэр Вальтер Скотт и Ее Величество королева Аделаида, вдовствующая королева , вдова Вильгельма IV Соединенного Королевства, которые присутствовали на спектаклях «Элизир д'Амор» и «Джемма ди Вержи» в театре во время ее выздоровления. на Мальте. [7] Люсия ди Ламмермур устроила торжественный вечер в честь вдовствующей королевы с участием сопрано Камиллы Дарбуа. [16] Английские и итальянские оперы и оперетты были самыми популярными постановками Королевского театра на протяжении XIX века; однако мальтийская публика особенно благосклонно относилась к операм Россини , Беллини , Доницетти и Верди .

В 1861 году Королевский театр был передан правительством в бессрочную аренду доктору Сальваторе Мифсуду и Анаклето Конти за годовую арендную плату за землю в размере 236,15 фунтов стерлингов, а в 1862 году прямое доминиум было продано Эммануэле Шиклуна за 7833,6 фунта стерлингов. .8. [5] [7] Последующими владельцами были Кармело Арпа, химик (1889 г.) и семья Гольчер (1906–1907 гг.). [17] Театр вышел из употребления в 1866 году в результате строительства нового Королевского оперного театра Мальты по проекту Эдварда Миддлтона Барри на Страда Реале, у въезда в Валлетту. Театр стал служить ночлежкой для бездомных и малоимущих граждан. [5] которые сдавали киоски в аренду за несколько пенни за ночь. [7] Однако в 1873 году Королевский театр был официально переименован в « Театр Маноэль ». [5] и он на короткое время обрел новую жизнь, когда сгорел Королевский оперный театр. Но к 1877 году Королевский оперный театр был перестроен, и Театр Маноэль снова затмился и снова вышел из употребления. 27 декабря 1922 года, 6 января 1923 года и 3 февраля 1923 года Театр Маноэль стал местом первой публичной трансляции государственного гимна Мальты « L-Innu Malti . » [7] Во время Второй мировой войны Театр Маноэль служил временным приютом для жертв постоянных бомбардировок Люфтваффе и Regia Aeronautica . [5] В начале 20 века он также периодически использовался как место проведения карнавальных балов и в течение примерно двадцати лет действовал как кинотеатр .
В 1925 году театр был внесен в Список древностей. [18]
Сегодняшний день
[ редактировать ]Несмотря на многочисленные изменения, произошедшие за прошедшие годы, он сохранил многие свои старые архитектурные особенности, такие как лестница из белого каррарского мрамора , ниши в форме ракушек и венские люстры. Два резервуара с водой под полом создают настолько точную акустическую среду, что тихое перелистывание страниц дирижера оркестра отчетливо слышно во всем зале. [19]
После разрушения Королевского оперного театра в результате бомбардировки Оси 7 апреля 1942 года Театр Маноэль был экспроприирован правительством Мальты в 1956 году и быстро восстановлен в своей былой славе. Он вновь открылся в декабре 1960 года исполнением «Коппелии» балета Рамбера . [20] театра В последующие годы фойе было расширено за счет присоединения соседнего Палаццо Боничи, величественного дворца 18 века, бывшего домом семьи Тестаферрата Бонничи; однако 9 января 2007 года Конституционный суд Мальты отменил порядок владения и пользования этой собственностью 1958 года и постановил вернуть собственность ее первоначальному владельцу. [21] В этой пристройке в настоящее время находятся бар и ресторан театра. [21]

Театр восстанавливает Комитет по реставрации театра Маноэль. [22] Предыдущие попытки реставрации, предпринятые в 1970-х годах, подверглись резкой критике с удалением балкона и усилением старого камня новой каменной кладкой. [23] Первый этап новой реставрации состоялся в 2003 году и включал реставрацию росписей на фасадах лож зрительного зала. [24] В 2004 году зрительный зал был отреставрирован командой Sante Guido Restauro e Conservazione di Opere d'Arte, которая обнаружила картины, которые позволят понять развитие театра. [3] [25] Второй этап включал очистку позолоты. [24] Третий этап включал реставрацию арки авансцены и входящих в нее лож, а четвертым этапом проекта реставрации была реставрация потолка, открытие которой состоялось 3 октября 2006 года. [24] Хоть и спорный, [5] [26] Заявка на восстановление фасада театра была одобрена мальтийскими органами планирования и надзора за наследием. [23] и был восстановлен в 2017 году. [27]
Сегодня Театр Маноэль продолжает ставить самые разнообразные театральные постановки на английском и мальтийском языках , оперу, музыкальные концерты (включая сольные концерты во время обеда в Sala Isouard ), [28] поэтические концерты, драматические чтения и ежегодная рождественская пантомима , проводимая Мальтийским любительским драматическим клубом . В настоящее время управление театром возложено на исполняющего обязанности генерального директора Эдварда Заммита, пока не будет выбран новый художественный руководитель.Совет возглавляет доктор Майкл Греч. [29] Многие постановки регулярно представляются как местными талантами, так и международными звездами, а театр стал источником культурного признания искусства на Мальте. [20] С 1960 года здесь действует официальный управляющий комитет, и он больше не сдается на целые сезоны в аренду импресарио, как раньше. Музыкальные программы театра сохраняют некоторое разнообразие, но основной упор в последние десятилетия делается на инструментальную музыку. [20]
Театр внесен в Национальный реестр культурных ценностей Мальтийских островов . [3]
Мировые премьеры в Театре Маноэль (неполные)
[ редактировать ]- 8 апреля 2016 г.: Цена одного . Игра Эдварда Бонда . Режиссер Крис Купер . [30] [31]
- 26 января 2017: Концертино для гитары, клавесина и оркестра Рубена Пейса . Мальтийский филармонический оркестр , Мишель Кастеллетти (дирижер), Йоханна Байштайнер (гитара), Джоан Камиллери (клавесин). [32]
Известные посетители
[ редактировать ]На его сцене выступали многие оперные певцы, музыканты и труппы. В их число входят Борис Кристофф , Мирелла Френи , Розанна Картери, Сесилия Гасдия, Луис Кентнер, Флавиано Лабо, дама Мура Лимпани , сэр Иегуди Менухин , Джон Невилл , Магда Оливеро , Майкл Понти , Катя Риччарелли , Мстислав Ростропович , дама Маргарет Резерфорд , Стив Хэкетт , Дама Кири Те Канава и сэр Дональд Вулфит . [33] Среди приглашенных трупп в Театре Маноэль были Nottingham Playhouse , Comedie-Française и Staatsballett Berlin (Балет Берлинской государственной оперы). [33]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Эта фраза была написана над главным входом в театр. [5] который и по сей день читается: « Для почетного развлечения народа » (на латыни).
- ↑ Вилена также заплатила еще 2000 скуди за реконструкцию двух оставшихся домов наваррских рыцарей, которые затем стали известны как Новый монастырь Наварры. [6]
- ^ 496,31 квадратных ярдов (415 м 2 )
- ^ 488,64 квадратных ярда (409 м 2 )
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Информация» (PDF) . melitensiawth.com . Проверено 08.11.2019 .
- ^ Перейти обратно: а б «Театр Маноэль» . Валлетта – живая история. Архивировано из оригинала 17 декабря 2014 года . Проверено 1 марта 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Национальный реестр культурных ценностей Мальтийских островов» (PDF) . Управление культурного наследия. 28 декабря 2012 г. Архивировано из оригинала (PDF) 6 марта 2014 г. . Проверено 28 февраля 2014 г.
- ^ «Данные» (PDF) . melitensiawth.com . Проверено 08.11.2019 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Фасад театра Маноэль подлежит реставрации» . Мальта Индепендент . 26 сентября 2013 года . Проверено 1 марта 2014 г.
- ^ Репертуар Фонда Маноэля, RMK Treas. А. 25 фо. 65.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Денаро, Виктор (1960). «Театр Маноэль». Мелита Историка . 3 (1): 1–4.
- ^ Шиклуна, сэр Ганнибал П., «Здания и укрепления Валлетты», на Мальте и Гибралтаре ; Лондон, WH & L. Коллингридж, с. 215
- ^ Сборник журнала Sac Journal. Между. Ребут Гаэтано. РМЛ , г-жа 20.
- ^ Перейти обратно: а б с «Оперная страница» . Wix.com . Проверено 28 февраля 2014 г.
- ^ "Таль-Маноэль хочет покинуть Палаццо Боничи к лету - TVM" . Архивировано из оригинала 26 декабря 2015 г. Проверено 25 декабря 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Начало» . Театр Маноэль . Проверено 1 марта 2014 г.
- ^ Различные сочинения, касающиеся Фонда Маноэля , RML, Treas. А. 32, цитируется Денаро (1960) , с. 2.
- ^ Пол Сюреб, Театр Маноэль, краткая история, Валлетта, Друзья театра Маноэль
- ^ Уолш, Томас (1803). Журнал поздней кампании в Египте: включая описания этой страны, а также Гибралтара, Менорки, Мальты, Мармориса и Макри; с Приложением; Содержащие официальные бумаги и документы . Египет: Т. Каделл и У. Дэвис. п. 3.
- ^ Роланди, Ульдерико, «Musica e Musicisti на Мальте», в Историческом архиве Мальты , Том I, Fasc. I, стр. 20, цитируется Денаро (1960) , с. 3.
- ^ Записи нотариуса Луиджи Велла от 5 мая 1861 г. и от 9 сентября 1802 г., цитируются Денаро (1960) , стр. 4.
- ^ «Положения о защите древностей от 21 ноября 1932 г., правительственное уведомление № 402 от 1932 г., с поправками, внесенными правительственными уведомлениями № 127 от 1935 г. и № 338 от 1939 г.» . Управление окружающей среды и планирования Мальты . Архивировано из оригинала 19 апреля 2016 года.
- ^ Стивен Иссерлис, изд. (2009). Путеводитель по гимнам оперы, концертных залов и площадок классической музыки Европы . Гимн Пресс. п. 323. ИСБН 978-0857286833 .
- ^ Перейти обратно: а б с «20 век» . Театр Маноэль . Проверено 1 марта 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кук, Патрик (4 сентября 2013 г.). «Правительство нарушило права собственности дворян» . Времена Мальты . Проверено 1 марта 2014 г.
- ^ «Третий этап реставрации театра Маноэль» . The Malta Independent в воскресенье . 12 июня 2005 г. Проверено 1 марта 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Грима, Ноэль (12 октября 2012 г.). «Реставрация фасада театра Маноэль привела к столкновению заявителя и Мепы из-за облицовки» . Мальта Индепендент . Проверено 1 марта 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Паркет, Карине (24 сентября 2006 г.). «Реставрация театра Маноэль» . The Malta Independent в воскресенье . Проверено 1 марта 2014 г.
- ^ «Реставрация» . Театр Маноэль . Проверено 1 марта 2014 г.
- ^ Грима, Ноэль (15 ноября 2012 г.). «Мепа одобряет реставрацию театра Маноэль, за исключением фасада» . Мальта Индепендент . Проверено 1 марта 2014 г.
- ^ Шиклуна, Эдвард (17 октября 2016 г.). «Здоровье, спорт и культура». Бюджетная речь на 2017 год (PDF) . Валлетта: Министерство финансов. стр. 139, 140. ISBN. 978-99957-58-15-8 .
- ^ «Сала Изуард» . Театр Маноэль . Проверено 1 марта 2014 г.
- ^ «Новый совет директоров театра Маноэль» . Мальта Индепендент . 29 марта 2013 года . Проверено 1 марта 2014 г.
- ^ Мировая премьера «Цены одного» в театре Маноэль . Статья в Times of Malta , 31 марта 2016 г. (на английском языке)
- ^ Мощный Бонд. статья Вероники Стивалы в Times of Malta , 3 апреля 2016 г.
- ^ Мировая премьера в стиле барокко. Статья Игги Фенека, Times of Malta, 22 января 2017 г. (на английском языке)
- ^ Перейти обратно: а б «Театр» . Театр Маноэль. Архивировано из оригинала 21 ноября 2012 года . Проверено 1 марта 2014 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Театр Маноэль – Официальный сайт
- Национальный филармонический оркестр – Официальный сайт
- Театральная труппа «Новый свет»