Jump to content

Образование в Советском Союзе

(Перенаправлено из советского образования )

Образование в Советском Союзе гарантировалось как конституционное право всех людей, предоставляемое через государственные школы и университеты . Система образования, возникшая после образования Советского Союза в 1922 году, стала всемирно известной благодаря своим успехам в ликвидации неграмотности и воспитании высокообразованного населения. Его преимуществами были полный доступ для всех граждан и трудоустройство после окончания образования. [ нужна ссылка ] Советский Союз признал, что основа их системы зависит от образованного населения и развития в широких областях техники , естественных наук , наук о жизни и социальных наук , а также базового образования . [ 1 ]

В Императорской России , по данным переписи населения 1897 , грамотные люди составляли 28,4% населения . Лишь 13% женщин были грамотными.

В первый год после большевистской революции 1917 года школы были предоставлены самим себе из-за продолжающейся гражданской войны 1917–1923 годов. Наркомпрос направил свое внимание исключительно на введение политической пропаганды в школах и запрет преподавания религии . Осенью 1918 Единый устав трудового училища был издан в РСФСР . [ 2 ] С 1 октября 1918 года все виды школ перешли в ведение Наркомпроса и получили наименование «Единая трудовая школа». Они были разделены на две ступени: первая для детей от 8 до 13 лет, вторая для детей от 14 до 17 лет. На м съезде партии в марте 1919 г. - 8 [ нужна ссылка ] быть главной целью Советского правительства . После этого советская школьная политика претерпела многочисленные радикальные изменения.

Период Первой мировой войны (1914–1918), Гражданской войны в России (1917–1923) и военного коммунизма (1918–1921) привел к резкому сокращению числа школ и набора учащихся. Если в 1914 г. в школах обучалось 91% детей, то в 1918 г. эта цифра упала до 62%, в 1919 г. - до 49%, в 1920 г. - до 24,9%. [ 3 ] В результате неграмотность быстро росла.

Почтовая марка СССР 1938 года с изображением детей на уроке биологии.

с Совнаркома , подписанным его председателем Лениным новая политика ликбеза введена Владимиром , декабря декретом . 26 года В соответствии 1919 от была ​​новая система всеобщего обязательного образования была установлена Для детей . Более того, миллионы неграмотных взрослых людей по всей стране, включая жителей малых городов и сел, были зачислены в специальные школы грамотности . сыграли комсомольцы и пионерские Большую роль в воспитании неграмотного населения деревни отряды . В Азербайджанской ССР кампанию по повышению грамотности женщин в основном проводили члены Клуба Али Байрамова — женской организации, основанной азербайджанскими женщинами-большевиками в Баку в 1920 году. [ 4 ] Наиболее активная фаза ликбеза продолжалась до 1939 года. В 1926 году грамотность населения составляла 56,6 процента. К 1937 году, по данным переписи населения , уровень грамотности составлял 86% среди мужчин и 65% среди женщин, при общем уровне грамотности 75%. [ 5 ]

Важным аспектом ранней кампании за грамотность и образование была политика «коренизации» ( коренизации ). Эта политика, продолжавшаяся по существу с середины 1920-х до конца 1930-х годов, способствовала развитию и использованию нерусских местных и региональных языков в правительстве, средствах массовой информации и образовании. Будучи призванным противостоять исторической практике русификации , он преследовал еще одну практическую цель — обеспечить образование на родном языке как самый быстрый способ повышения образовательного уровня будущих поколений. К 1930-м годам была создана огромная сеть так называемых «национальных школ», и набор учащихся продолжал расти на протяжении всего советского времени. Языковая политика со временем менялась, возможно, это было отмечено, прежде всего, в постановлении правительства в 1938 году о преподавании русского языка в качестве обязательного предмета в каждой нерусской школе, а затем, особенно начиная с конца 1950-х годов, в растущей конверсии нерусского языка. школы использовать русский язык в качестве основного средства обучения. [ 6 ] Однако важным наследием политики родного языка и двуязычного образования на протяжении многих лет было развитие повсеместной грамотности на десятках языков коренных народов СССР , сопровождавшееся широко распространенным и растущим двуязычием , где русский язык назывался «языком интернациональное общение» [ 7 ] [ 8 ] ( Russian : язык межнационального общения ).

В 1923 году были приняты новый устав и учебные программы школы. Школы делились на три отдельных типа, обозначавшихся по количеству лет обучения: «четырехлетние», «семилетние» и «девятилетние». Семи- и девятилетних (средних) школ было мало по сравнению с «четырехлетними» (начальными) школами, что затрудняло завершение среднего образования учащимися. Окончившие семилетку имели право поступать в техникумы . Только девятилетнее обучение привело непосредственно к университетскому образованию. [ нужна ссылка ]

Учебная программа была изменена [ нужна ссылка ] радикально. Самостоятельные предметы, такие как чтение, письмо, арифметика, родной язык, иностранные языки, история, география, литература или естествознание, были отменены. Вместо этого школьные программы подразделялись на «сложные темы», такие как «Жизнь и труд семьи в деревне и городе» для первого года обучения или «Научная организация труда» для 7-го года обучения. Однако эта система потерпела полный провал, и в 1928 году новая программа полностью отказалась от сложных тем и возобновила обучение по отдельным предметам.

Все студенты должны были посещать одни и те же стандартизированные занятия. Так продолжалось до 1970-х годов, когда старшеклассникам стало предоставляться время для прохождения факультативных курсов по их собственному выбору в дополнение к стандартным курсам. [ 9 ]

С 1918 года все советские школы были совместного обучения . В 1943 году городские школы были разделены. [ нужна ссылка ] в школы для мальчиков и девочек. В 1954 году смешанная система образования была восстановлена.

Советское образование в 1930–1950-е годы было негибким и подавляющим. [ нужна ссылка ] Исследования и образование по всем предметам [ 10 ] но особенно в общественных науках , где доминировала марксистско-ленинская идеология и контролировалась КПСС . Такое доминирование привело к упразднению целых академических дисциплин, таких как генетика . [ 11 ] Некоторые ученые были подвергнуты чистке, поскольку они были объявлены буржуазными в тот период . Большинство упраздненных отраслей науки были реабилитированы позднее в советской истории , в 1960–1990-е годы (например, генетика в октябре 1964 г.), хотя многие репрессированные ученые были реабилитированы только в постсоветское время. Кроме того, многие учебники - например, по истории - были насыщены идеологией и пропагандой, содержали фактически недостоверную информацию (см. Советская историография ). [ 12 ] Идеологическое давление на систему образования продолжалось, но в 1980-х годах более открытая политика правительства повлияла на изменения, которые сделали систему более гибкой. [ 13 ] . Незадолго до распада Советского Союза в 1991 году в школах вообще больше не было необходимости преподавать предметы с марксистско-ленинской точки зрения. [ 14 ]

Еще одним аспектом негибкости было то, что учеников задерживали и заставляли повторять год обучения. В начале 1950-х годов обычно 8–10% учеников начальных классов задерживались на год. Частично это было связано с педагогическим стилем учителей, а частично с тем фактом, что многие из этих детей имели инвалидность , которая мешала их успеваемости. Однако во второй половине 1950-х годов Министерство образования начало способствовать созданию широкого спектра специальных школ (или «вспомогательных школ») для детей с физическими или умственными недостатками. [ 15 ] Как только этих детей забрали из обычных (общеобразовательных) школ и как только учителя начали нести ответственность за повторные курсы своих учеников, этот показатель резко упал. К середине 1960-х годов доля второгодников в общеобразовательных начальных школах снизилась примерно до 2%, а к концу 1970-х годов - до менее 1%. [ 16 ]

За период с 1960 по 1980 год количество школьников, обучающихся в специальных школах, выросло в пять раз. Однако наличие таких специальных школ сильно различалось от одной республики к другой. В расчете на душу населения такие спецшколы были наиболее доступны в прибалтийских республиках и наименее — в среднеазиатских . Эта разница, вероятно, была больше связана с наличием ресурсов, чем с относительной потребностью в услугах детей в двух регионах. [ 17 ] [ нужна цитата для проверки ]

В 1970-е и 1980-е годы примерно 99,7% советских людей были грамотными . [ 18 ]

Классификация и термины

[ редактировать ]

Советская система образования была организована на трех уровнях. Названия этих уровней использовались и до сих пор используются для оценки образовательных стандартов людей или конкретных школ, несмотря на различия в точной терминологии, используемой каждой профессией или школой. военные, милицейские , КГБ и партийные школы. По этим уровням также оценивались [ нужна ссылка ] Это отличает советскую систему от остального мира, где образовательный уровень школ может различаться, несмотря на схожие названия.

Начальные школы назывались «начальным» уровнем ( русские : начальное , начальное ), 4 и позднее 3 класса. необходимо окончить начальную школу) и назывались « » Средние школы были 7-ми и позже 8-ми классами ( образование . среднее неполное Этот уровень был обязательным для всех детей (с 1958–1963 гг.) и необязательным для малообразованных взрослых (которые могли учиться в так называемых «вечерних школах»). стало «полное среднее образование» (10, а в некоторых республиках — 11 лет) С 1981 года обязательным . [ нужна ссылка ]

школы называли «средним образованием обычной 10 классов (11 классов в прибалтийских республиках ) » . [ нужна ссылка ]

ПТУ, техникумы объекты образовали систему так называемого «среднего специального военные образования . и некоторые » ПТУ представляли собой профессионально-технические училища и обучали студентов самым разным специальностям - от механика до парикмахера. Окончание PTU после начальной школы не давало полного среднего аттестата или пути к такому диплому. Однако поступление в техникум или другую среднюю специальную школу можно было начать после 8 или 10 классов смешанного обучения в начальной и средней школе. Окончание этого уровня требовалось для должностей квалифицированных рабочих, техников и низших бюрократов (см. также профессиональное образование , профессии , обучение ).

«Высшие» заведения учебные : университеты учреждения включали в себя ученой степени уровня , «институты» и военные академии. « Институт » в смысле школы относится к специализированному «микроуниверситету» (в основном техническому), обычно подчиняющемуся министерству, связанному с их областью обучения. Крупнейшими сетевыми «институтами» были медицинские, педагогические (для подготовки учителей), строительные и различные транспортные (автомобильные и дорожные, железные дороги, гражданская авиация) институты. Некоторые из этих институтов присутствовали во всех областных центрах, тогда как другие были уникальными и располагались в крупных городах (например, Литературный институт и Московский физико-технический институт). В просторечии эти университеты и институты назывались аббревиатурой «ВУЗ» ( ВУЗ – высшее учебное заведение , «высшее учебное заведение»). [ нужна ссылка ]

Студенты, желающие поступить в вуз, должны были окончить либо общую среднюю школу (10 или 11 лет), либо среднюю специальную школу или техникум. Те, кто окончил только профессионально-техническое училище (ПТУ) или «неполную среднюю школу», не были сертифицированы как имеющие законченное среднее образование (у них не было аттестата зрелости – аттестата зрелости – или эквивалентного диплома средней специальной школы) и, таким образом, не имели права посещать ВУЗ. [ нужна ссылка ]

многочисленные военные и милицейские ) школы ( ( полицейские ) . училище высшее /школа На таком же более высоком уровне находились Обратите внимание, что советские военные и милицейские учреждения под названием «Академия» ( по-русски : Академия , Академия ) были не учебным заведением с высшим образованием (как западные военные академии, такие как Вест-Пойнт ), а аспирантурой для опытных офицеров. претендующих на звание полковника Такие школы были обязательными для офицеров , . (см. советские военные академии )

Высшие учебные заведения КГБ назывались либо «школами» (типа «Высшая школа КГБ»), либо «институтами» (типа « Краснознаменный институт КГБ » - подготовки именно разведчиков ). [ нужна ссылка ]

CPSU's higher education institutions were called "Higher Party Schools" ( Russian : Высшая партийная школа , vysshaya partiynaya shkola ). [ нужна ссылка ]

Дух и структура советского образования во многом унаследованы многими постсоветскими странами, несмотря на формальные изменения и социальные переходы. [ нужна ссылка ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ М.Л. Спирман, «Научная и техническая подготовка в Советском Союзе», НАСА, Исследовательский центр Лэнгли, Хэмптон, Вирджиния, AIAA-1983-2520, Американский институт аэронавтики и астронавтики, Совещание по проектированию самолетов, системам и технологиям, Форт-Уэрт, Техас , 17-19 октября 1983 г.
  2. ^ Russian S.F.S.R. (1918). Единая трудовая школа: положение о единой трудовой школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (in Russian). Изд-во Всероссийского центр. исполнительного комитета . Retrieved 6 May 2023 .
  3. ^ Россия СССР: Полный справочник. Нью-Йорк: Уильям Фаркуар Пейсон. 1933. с. 665.
  4. ^ Хеят, Ф. 2002. Азербайджанские женщины в переходный период. Лондон: Рутледж. 89-94.
  5. ^ Фитцпатрик, С. (1994). Сталинские крестьяне: сопротивление и выживание в русской деревне после коллективизации . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 225-6 и сн. 78 с. 363. ОСЛК   28293091 .
  6. ^ Литературу, посвященную изменению политики с течением времени, см. в статье о русификации . Анализ изменений с течением времени в масштабах обучения на родном языке см. в Barbara A. Anderson и Brian D. Silver, «Equality, Efficiency, and Politics in Council Bilingual Education Policy, 1934-1980», American Political Science Review, 78. (декабрь 1984 г.): 1019–1039.
  7. ^ Уокер, Эдвард В. (4 мая 2006 г.). «Долгая дорога от империи: наследие национального строительства в государствах-преемниках СССР». В Эшерике, Джозеф В .; Каяли, Хасан; Ван Янг, Эрик (ред.). Империя нации: исторические перспективы создания современного мира . Мировые социальные изменения. Лэнхэм, Мэриленд: Издательство Rowman & Littlefield. п. 321. ИСБН  9780742578159 . Проверено 6 мая 2023 г. Русский был языком государственного бизнеса, официальным языком «международного общения».
  8. ^ См. очерк о русификации .
  9. ^ Грант, Найджел (1979). Советское образование . Хармондсворт: Пингвин. стр. 39–40.
  10. ^ Грант, Найджел (1979). Советское образование . Хармондсворт: Пингвин. п. 27.
  11. ^ См. статьи о Трофиме Лысенко и лысенковщине .
  12. ^ Ферро, Марк (2003). Использование истории и злоупотребление ею: или как детям преподают прошлое. Лондон; Нью-Йорк: Рутледж. ISBN   978-0-415-28592-6 . См. главу 8 «Аспекты и варианты советской истории» .
  13. ^ Семецкий И., Гавров С. Ценности, эдукемиотика и межкультурный диалог: Из России с вопросами // Семиотика. Журнал Международной ассоциации семиотических исследований / Revue de l'Association Internationale de Sémiotique . Де Грюйтер Мутон, Берлин, 2016. № 212, стр. 111-127.DOI: https://doi.org/10.1515/sem-2016-0127
  14. ^ Бродинский, Бен (1992). «Влияние перестройки на советское образование». Фи Дельта Каппа . 73 (5): 379. JSTOR   20404646 .
  15. ^ В родовую категорию (школы для детей с дефектами [недостатками] физического и умственного развития — школы для детей с дефектами (недостатками) физического и умственного развития) вошли школы для детей глухих, слабослышащих, слабовидящих, слабовидящих. , ортопедические инвалиды или умственно отсталые, но способные к обучению. В сборниках статистики образования будет указано количество таких учеников в категории «вспомогательных школ» отдельно от детей в общеобразовательных школах.
  16. ^ Барбара А. Андерсон, Брайан Д. Сильвер, Виктория А. Велкофф, «Образование инвалидов в СССР: исследование статистической картины». Советские исследования 39 (июль 1987 г.): 468-488.
  17. ^ Андерсон, Сильвер, Велкофф (1987).
  18. ^ Семецкий И., Гавров С. «Ценности, эдукемиотика и межкультурный диалог: Из России с вопросами» // Семиотика. Журнал Международной ассоциации семиотических исследований / Revue de l'Association Internationale de Sémiotique . Де Грюйтер Мутон, Берлин, 2016. № 212, стр. 111-127.DOI: https://doi.org/10.1515/sem-2016-0127

Библиография

[ редактировать ]
  • Бронфенбреннер, Ури. Два мира детства: США и СССР Нью-Йорк: Фонд Рассела Сейджа, 1970.
  • Шейла Фицпатрик . 1978. Культурная революция в России, 1928-1931 гг. Издательство Университета Индианы.
  • Шейла Фицпатрик. Образование и социальная мобильность в Советском Союзе, 1921-1934 гг. Издательство Кембриджского университета. 1979 год
  • Э. Глин Льюис. Многоязычие в Советском Союзе: аспекты языковой политики и ее реализации. Гаага: Мутон, 1971.
  • Спирмен, М.Л. Научно-техническая стажировка в Советском Союзе , ( НАСА , Исследовательский центр Лэнгли , Хэмптон, Вирджиния ), 1983.
  • Майкл Дэвид-Фокс и Дьёрдь Петери. Академические круги в период потрясений: истоки, переносы и трансформации коммунистического академического режима в России и Центрально-Восточной Европе. 2000 г.
  • Эбон, Мартин. Советская пропагандистская машина. Нью-Йорк: МакГроу, 1987. Печать.
  • Грант, Найджел. Советское образование. 4-е изд. Хармондсворт: Пингвин, 1979. Печать
  • Полански, Патрисия. «Новейшие исследования сибирской книги и чтения: обзорный очерк». Журнал истории библиотеки. 22, нет. 1 (1987): 58–69.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 81db1403eb7aee3efb500172fcc7a635__1715460540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/81/35/81db1403eb7aee3efb500172fcc7a635.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Education in the Soviet Union - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)