Образование в Советском Союзе
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Политика Советского Союза |
---|
Портал Советского Союза |
Образование в Советском Союзе гарантировалось как конституционное право всех людей, предоставляемое через государственные школы и университеты . Система образования, возникшая после образования Советского Союза в 1922 году, стала всемирно известной благодаря своим успехам в ликвидации неграмотности и воспитании высокообразованного населения. Его преимуществами были полный доступ для всех граждан и трудоустройство после окончания образования. [ нужна ссылка ] Советский Союз признал, что основа их системы зависит от образованного населения и развития в широких областях техники , естественных наук , наук о жизни и социальных наук , а также базового образования . [ 1 ]
История
[ редактировать ]В Императорской России , по данным переписи населения 1897 , грамотные люди составляли 28,4% населения . Лишь 13% женщин были грамотными.
В первый год после большевистской революции 1917 года школы были предоставлены самим себе из-за продолжающейся гражданской войны 1917–1923 годов. Наркомпрос направил свое внимание исключительно на введение политической пропаганды в школах и запрет преподавания религии . Осенью 1918 Единый устав трудового училища был издан в РСФСР . [ 2 ] С 1 октября 1918 года все виды школ перешли в ведение Наркомпроса и получили наименование «Единая трудовая школа». Они были разделены на две ступени: первая для детей от 8 до 13 лет, вторая для детей от 14 до 17 лет. На м съезде партии в марте 1919 г. - 8 [ нужна ссылка ] быть главной целью Советского правительства . После этого советская школьная политика претерпела многочисленные радикальные изменения.
Период Первой мировой войны (1914–1918), Гражданской войны в России (1917–1923) и военного коммунизма (1918–1921) привел к резкому сокращению числа школ и набора учащихся. Если в 1914 г. в школах обучалось 91% детей, то в 1918 г. эта цифра упала до 62%, в 1919 г. - до 49%, в 1920 г. - до 24,9%. [ 3 ] В результате неграмотность быстро росла.
с Совнаркома , подписанным его председателем Лениным новая политика ликбеза введена Владимиром , декабря декретом . 26 года В соответствии 1919 от была новая система всеобщего обязательного образования была установлена Для детей . Более того, миллионы неграмотных взрослых людей по всей стране, включая жителей малых городов и сел, были зачислены в специальные школы грамотности . сыграли комсомольцы и пионерские Большую роль в воспитании неграмотного населения деревни отряды . В Азербайджанской ССР кампанию по повышению грамотности женщин в основном проводили члены Клуба Али Байрамова — женской организации, основанной азербайджанскими женщинами-большевиками в Баку в 1920 году. [ 4 ] Наиболее активная фаза ликбеза продолжалась до 1939 года. В 1926 году грамотность населения составляла 56,6 процента. К 1937 году, по данным переписи населения , уровень грамотности составлял 86% среди мужчин и 65% среди женщин, при общем уровне грамотности 75%. [ 5 ]
Важным аспектом ранней кампании за грамотность и образование была политика «коренизации» ( коренизации ). Эта политика, продолжавшаяся по существу с середины 1920-х до конца 1930-х годов, способствовала развитию и использованию нерусских местных и региональных языков в правительстве, средствах массовой информации и образовании. Будучи призванным противостоять исторической практике русификации , он преследовал еще одну практическую цель — обеспечить образование на родном языке как самый быстрый способ повышения образовательного уровня будущих поколений. К 1930-м годам была создана огромная сеть так называемых «национальных школ», и набор учащихся продолжал расти на протяжении всего советского времени. Языковая политика со временем менялась, возможно, это было отмечено, прежде всего, в постановлении правительства в 1938 году о преподавании русского языка в качестве обязательного предмета в каждой нерусской школе, а затем, особенно начиная с конца 1950-х годов, в растущей конверсии нерусского языка. школы использовать русский язык в качестве основного средства обучения. [ 6 ] Однако важным наследием политики родного языка и двуязычного образования на протяжении многих лет было развитие повсеместной грамотности на десятках языков коренных народов СССР , сопровождавшееся широко распространенным и растущим двуязычием , где русский язык назывался «языком интернациональное общение» [ 7 ] [ 8 ] ( Russian : язык межнационального общения ).
В 1923 году были приняты новый устав и учебные программы школы. Школы делились на три отдельных типа, обозначавшихся по количеству лет обучения: «четырехлетние», «семилетние» и «девятилетние». Семи- и девятилетних (средних) школ было мало по сравнению с «четырехлетними» (начальными) школами, что затрудняло завершение среднего образования учащимися. Окончившие семилетку имели право поступать в техникумы . Только девятилетнее обучение привело непосредственно к университетскому образованию. [ нужна ссылка ]
Учебная программа была изменена [ нужна ссылка ] радикально. Самостоятельные предметы, такие как чтение, письмо, арифметика, родной язык, иностранные языки, история, география, литература или естествознание, были отменены. Вместо этого школьные программы подразделялись на «сложные темы», такие как «Жизнь и труд семьи в деревне и городе» для первого года обучения или «Научная организация труда» для 7-го года обучения. Однако эта система потерпела полный провал, и в 1928 году новая программа полностью отказалась от сложных тем и возобновила обучение по отдельным предметам.
Все студенты должны были посещать одни и те же стандартизированные занятия. Так продолжалось до 1970-х годов, когда старшеклассникам стало предоставляться время для прохождения факультативных курсов по их собственному выбору в дополнение к стандартным курсам. [ 9 ]
С 1918 года все советские школы были совместного обучения . В 1943 году городские школы были разделены. [ нужна ссылка ] в школы для мальчиков и девочек. В 1954 году смешанная система образования была восстановлена.
Советское образование в 1930–1950-е годы было негибким и подавляющим. [ нужна ссылка ] Исследования и образование по всем предметам [ 10 ] но особенно в общественных науках , где доминировала марксистско-ленинская идеология и контролировалась КПСС . Такое доминирование привело к упразднению целых академических дисциплин, таких как генетика . [ 11 ] Некоторые ученые были подвергнуты чистке, поскольку они были объявлены буржуазными в тот период . Большинство упраздненных отраслей науки были реабилитированы позднее в советской истории , в 1960–1990-е годы (например, генетика в октябре 1964 г.), хотя многие репрессированные ученые были реабилитированы только в постсоветское время. Кроме того, многие учебники - например, по истории - были насыщены идеологией и пропагандой, содержали фактически недостоверную информацию (см. Советская историография ). [ 12 ] Идеологическое давление на систему образования продолжалось, но в 1980-х годах более открытая политика правительства повлияла на изменения, которые сделали систему более гибкой. [ 13 ] . Незадолго до распада Советского Союза в 1991 году в школах вообще больше не было необходимости преподавать предметы с марксистско-ленинской точки зрения. [ 14 ]
Еще одним аспектом негибкости было то, что учеников задерживали и заставляли повторять год обучения. В начале 1950-х годов обычно 8–10% учеников начальных классов задерживались на год. Частично это было связано с педагогическим стилем учителей, а частично с тем фактом, что многие из этих детей имели инвалидность , которая мешала их успеваемости. Однако во второй половине 1950-х годов Министерство образования начало способствовать созданию широкого спектра специальных школ (или «вспомогательных школ») для детей с физическими или умственными недостатками. [ 15 ] Как только этих детей забрали из обычных (общеобразовательных) школ и как только учителя начали нести ответственность за повторные курсы своих учеников, этот показатель резко упал. К середине 1960-х годов доля второгодников в общеобразовательных начальных школах снизилась примерно до 2%, а к концу 1970-х годов - до менее 1%. [ 16 ]
За период с 1960 по 1980 год количество школьников, обучающихся в специальных школах, выросло в пять раз. Однако наличие таких специальных школ сильно различалось от одной республики к другой. В расчете на душу населения такие спецшколы были наиболее доступны в прибалтийских республиках и наименее — в среднеазиатских . Эта разница, вероятно, была больше связана с наличием ресурсов, чем с относительной потребностью в услугах детей в двух регионах. [ 17 ] [ нужна цитата для проверки ]
В 1970-е и 1980-е годы примерно 99,7% советских людей были грамотными . [ 18 ]
Классификация и термины
[ редактировать ]Советская система образования была организована на трех уровнях. Названия этих уровней использовались и до сих пор используются для оценки образовательных стандартов людей или конкретных школ, несмотря на различия в точной терминологии, используемой каждой профессией или школой. военные, милицейские , КГБ и партийные школы. По этим уровням также оценивались [ нужна ссылка ] Это отличает советскую систему от остального мира, где образовательный уровень школ может различаться, несмотря на схожие названия.
Начальные школы назывались «начальным» уровнем ( русские : начальное , начальное ), 4 и позднее 3 класса. необходимо окончить начальную школу) и назывались « » Средние школы были 7-ми и позже 8-ми классами ( образование . среднее неполное Этот уровень был обязательным для всех детей (с 1958–1963 гг.) и необязательным для малообразованных взрослых (которые могли учиться в так называемых «вечерних школах»). стало «полное среднее образование» (10, а в некоторых республиках — 11 лет) С 1981 года обязательным . [ нужна ссылка ]
школы называли «средним образованием обычной 10 классов (11 классов в прибалтийских республиках ) » . [ нужна ссылка ]
ПТУ, техникумы объекты образовали систему так называемого «среднего специального военные образования . и некоторые » ПТУ представляли собой профессионально-технические училища и обучали студентов самым разным специальностям - от механика до парикмахера. Окончание PTU после начальной школы не давало полного среднего аттестата или пути к такому диплому. Однако поступление в техникум или другую среднюю специальную школу можно было начать после 8 или 10 классов смешанного обучения в начальной и средней школе. Окончание этого уровня требовалось для должностей квалифицированных рабочих, техников и низших бюрократов (см. также профессиональное образование , профессии , обучение ).
«Высшие» заведения учебные : университеты учреждения включали в себя ученой степени уровня , «институты» и военные академии. « Институт » в смысле школы относится к специализированному «микроуниверситету» (в основном техническому), обычно подчиняющемуся министерству, связанному с их областью обучения. Крупнейшими сетевыми «институтами» были медицинские, педагогические (для подготовки учителей), строительные и различные транспортные (автомобильные и дорожные, железные дороги, гражданская авиация) институты. Некоторые из этих институтов присутствовали во всех областных центрах, тогда как другие были уникальными и располагались в крупных городах (например, Литературный институт и Московский физико-технический институт). В просторечии эти университеты и институты назывались аббревиатурой «ВУЗ» ( ВУЗ – высшее учебное заведение , «высшее учебное заведение»). [ нужна ссылка ]
Студенты, желающие поступить в вуз, должны были окончить либо общую среднюю школу (10 или 11 лет), либо среднюю специальную школу или техникум. Те, кто окончил только профессионально-техническое училище (ПТУ) или «неполную среднюю школу», не были сертифицированы как имеющие законченное среднее образование (у них не было аттестата зрелости – аттестата зрелости – или эквивалентного диплома средней специальной школы) и, таким образом, не имели права посещать ВУЗ. [ нужна ссылка ]
многочисленные военные и милицейские ) школы ( ( полицейские ) . училище высшее /школа На таком же более высоком уровне находились Обратите внимание, что советские военные и милицейские учреждения под названием «Академия» ( по-русски : Академия , Академия ) были не учебным заведением с высшим образованием (как западные военные академии, такие как Вест-Пойнт ), а аспирантурой для опытных офицеров. претендующих на звание полковника Такие школы были обязательными для офицеров , . (см. советские военные академии )
Высшие учебные заведения КГБ назывались либо «школами» (типа «Высшая школа КГБ»), либо «институтами» (типа « Краснознаменный институт КГБ » - подготовки именно разведчиков ). [ нужна ссылка ]
CPSU's higher education institutions were called "Higher Party Schools" ( Russian : Высшая партийная школа , vysshaya partiynaya shkola ). [ нужна ссылка ]
Дух и структура советского образования во многом унаследованы многими постсоветскими странами, несмотря на формальные изменения и социальные переходы. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]- Министерство образования (Советский Союз)
- Образование в Казахстане
- Образование в России
- Образование в Сибири
- Korenizatsiya
- Ликбез
- Профессиональная техническая школа
- русификация
- Исследования в Советском Союзе
- Советские студенческие олимпиады
- Список российских ученых
Цитаты
[ редактировать ]- ^ М.Л. Спирман, «Научная и техническая подготовка в Советском Союзе», НАСА, Исследовательский центр Лэнгли, Хэмптон, Вирджиния, AIAA-1983-2520, Американский институт аэронавтики и астронавтики, Совещание по проектированию самолетов, системам и технологиям, Форт-Уэрт, Техас , 17-19 октября 1983 г.
- ^ Russian S.F.S.R. (1918). Единая трудовая школа: положение о единой трудовой школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (in Russian). Изд-во Всероссийского центр. исполнительного комитета . Retrieved 6 May 2023 .
- ^ Россия СССР: Полный справочник. Нью-Йорк: Уильям Фаркуар Пейсон. 1933. с. 665.
- ^ Хеят, Ф. 2002. Азербайджанские женщины в переходный период. Лондон: Рутледж. 89-94.
- ^ Фитцпатрик, С. (1994). Сталинские крестьяне: сопротивление и выживание в русской деревне после коллективизации . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 225-6 и сн. 78 с. 363. ОСЛК 28293091 .
- ^ Литературу, посвященную изменению политики с течением времени, см. в статье о русификации . Анализ изменений с течением времени в масштабах обучения на родном языке см. в Barbara A. Anderson и Brian D. Silver, «Equality, Efficiency, and Politics in Council Bilingual Education Policy, 1934-1980», American Political Science Review, 78. (декабрь 1984 г.): 1019–1039.
- ^
Уокер, Эдвард В. (4 мая 2006 г.). «Долгая дорога от империи: наследие национального строительства в государствах-преемниках СССР». В Эшерике, Джозеф В .; Каяли, Хасан; Ван Янг, Эрик (ред.). Империя нации: исторические перспективы создания современного мира . Мировые социальные изменения. Лэнхэм, Мэриленд: Издательство Rowman & Littlefield. п. 321. ИСБН 9780742578159 . Проверено 6 мая 2023 г.
Русский был языком государственного бизнеса, официальным языком «международного общения».
- ^ См. очерк о русификации .
- ^ Грант, Найджел (1979). Советское образование . Хармондсворт: Пингвин. стр. 39–40.
- ^ Грант, Найджел (1979). Советское образование . Хармондсворт: Пингвин. п. 27.
- ^ См. статьи о Трофиме Лысенко и лысенковщине .
- ^ Ферро, Марк (2003). Использование истории и злоупотребление ею: или как детям преподают прошлое. Лондон; Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-415-28592-6 . См. главу 8 «Аспекты и варианты советской истории» .
- ^ Семецкий И., Гавров С. Ценности, эдукемиотика и межкультурный диалог: Из России с вопросами // Семиотика. Журнал Международной ассоциации семиотических исследований / Revue de l'Association Internationale de Sémiotique . Де Грюйтер Мутон, Берлин, 2016. № 212, стр. 111-127.DOI: https://doi.org/10.1515/sem-2016-0127
- ^ Бродинский, Бен (1992). «Влияние перестройки на советское образование». Фи Дельта Каппа . 73 (5): 379. JSTOR 20404646 .
- ^ В родовую категорию (школы для детей с дефектами [недостатками] физического и умственного развития — школы для детей с дефектами (недостатками) физического и умственного развития) вошли школы для детей глухих, слабослышащих, слабовидящих, слабовидящих. , ортопедические инвалиды или умственно отсталые, но способные к обучению. В сборниках статистики образования будет указано количество таких учеников в категории «вспомогательных школ» отдельно от детей в общеобразовательных школах.
- ^ Барбара А. Андерсон, Брайан Д. Сильвер, Виктория А. Велкофф, «Образование инвалидов в СССР: исследование статистической картины». Советские исследования 39 (июль 1987 г.): 468-488.
- ^ Андерсон, Сильвер, Велкофф (1987).
- ^ Семецкий И., Гавров С. «Ценности, эдукемиотика и межкультурный диалог: Из России с вопросами» // Семиотика. Журнал Международной ассоциации семиотических исследований / Revue de l'Association Internationale de Sémiotique . Де Грюйтер Мутон, Берлин, 2016. № 212, стр. 111-127.DOI: https://doi.org/10.1515/sem-2016-0127
Библиография
[ редактировать ]- Бронфенбреннер, Ури. Два мира детства: США и СССР Нью-Йорк: Фонд Рассела Сейджа, 1970.
- Шейла Фицпатрик . 1978. Культурная революция в России, 1928-1931 гг. Издательство Университета Индианы.
- Шейла Фицпатрик. Образование и социальная мобильность в Советском Союзе, 1921-1934 гг. Издательство Кембриджского университета. 1979 год
- Э. Глин Льюис. Многоязычие в Советском Союзе: аспекты языковой политики и ее реализации. Гаага: Мутон, 1971.
- Спирмен, М.Л. Научно-техническая стажировка в Советском Союзе , ( НАСА , Исследовательский центр Лэнгли , Хэмптон, Вирджиния ), 1983.
- Майкл Дэвид-Фокс и Дьёрдь Петери. Академические круги в период потрясений: истоки, переносы и трансформации коммунистического академического режима в России и Центрально-Восточной Европе. 2000 г.
- Эбон, Мартин. Советская пропагандистская машина. Нью-Йорк: МакГроу, 1987. Печать.
- Грант, Найджел. Советское образование. 4-е изд. Хармондсворт: Пингвин, 1979. Печать
- Полански, Патрисия. «Новейшие исследования сибирской книги и чтения: обзорный очерк». Журнал истории библиотеки. 22, нет. 1 (1987): 58–69.