Групповое общество
Часть серии о |
Политическая и юридическая антропология |
---|
Социальная и культурная антропология |


Коллективное общество , иногда называемое лагерем или, в более старом обиходе, ордой , представляет собой простейшую форму человеческого общества . Группа обычно состоит из небольшой родственной группы , не превышающей большую семью или клан . По общему мнению современной антропологии, среднее количество членов социальной группы находится на самом простом уровне собирательного общества с максимальной численностью от 30 до 50 человек. [ 1 ]
Истоки использования в антропологии
[ редактировать ]«Группа» была одним из трех терминов, используемых этнографией раннего Нового времени для анализа аспектов обществ охотников-собирателей . Эти трое были соответственно «орда», «банда» и «племя». [ 2 ] Термин «орда», образованный на основе тюрко-татарского слова úrdú (означающего «лагерь»), [ 3 ] [ 4 ] был введен из его использования в работах Дж. Ф. МакЛеннана Альфредом Уильямом Ховиттом и Лоримером Файсоном в середине 1880-х годов для описания географически или локально определенного разделения внутри более крупной племенной агрегации, причем последняя определялась в терминах социальных разделений, классифицированных с точки зрения спуск. Их идея была затем развита А. Р. Рэдклиффом-Брауном как модель для всех австралийских коренных обществ, при этом орда определялась как группа родительских семей, все женатые мужчины которых принадлежали к одному отцовскому клану. [ 5 ] «Орда» с самого начала носила стереотипные коннотации об обществах австралийских аборигенов как о примитивных, закрытых, жестких и простых, и от нее пришлось отказаться не только из-за того, что она подразумевала «кишащие дикари», но и потому, что она предполагала фиксированную племенно-территориальную единицу, которая скомпрометировала фактические полевые данные, полевые данные, позволяющие получить гораздо более гибкое представление о группе. [ 6 ]
В 1936 году Джулиан Стюард переформулировал весьма ограничительное определение Рэдклиффа Брауна, предложив идею группового общества на уровне охотников-собирателей, которое может быть по отцовской, матрилинейной линии или по обеим линиям. [ 7 ] Со временем слово «группа» стало заменять более раннее слово «орда», поскольку более обширные сравнительные исследования обществ охотников-собирателей показывают, что их нельзя классифицировать как просто закрытые патрилинейные группы, и к ним лучше подходить с точки зрения понятия гибкой, -эксклюзивная социальная группа, имеющая двусторонние отношения для заключения брака и других целей с аналогичными группами на ограниченной территории. [ 8 ]
В 1962 году Лес Хайатт опроверг теорию орды Рэдклиффа-Брауна, продемонстрировав, что эмпирические данные из обществ аборигенов противоречат обобщениям Рэдклиффа-Брауна. [ 9 ]
Слово «банда» также используется в Северной Америке, например, у коренных народов Большого Бассейна . У африканских охотников-собирателей, например, среди хадза , обычно используется термин «лагерь». [ 10 ]
Характеристики
[ редактировать ]У групп свободная организация. Они могут разделяться (весной/летом) или группироваться (в зимних лагерях), как инуиты , в зависимости от сезона, или семьи членов могут расходиться, чтобы присоединиться к другим группам. [ 11 ] Их власти структура в целом эгалитарна . [ 12 ] Способности лучших охотников признавались, но такое признание не приводило к захвату власти, поскольку претензии на контроль над другими встречали непослушание. [ 12 ] Решения, определяемые коллективным обсуждением старейшин, формулировались на основе обычаев, а не регулируемого законом и принудительного действия специализированного органа, как это произошло с возникновением более сложных обществ , возникших после возникновения сельского хозяйства. [ нужна ссылка ]
Определения и различия
[ редактировать ]А. Р. Рэдклифф-Браун определил орду как фундаментальную единицу австралийской общественной организации согласно следующим пяти критериям:
- Он обозначает людей, которые обычно разделяют один и тот же лагерь и образ жизни.
- Это основной землевладелец данной территории.
- Каждая орда была независимой и автономной, ее общественную жизнь регулировал лагерный совет, обычно под руководством старосты.
- Дети принадлежали к отцовской орде
- Единая ордынская идентичность утверждалась во всех отношениях с внешними племенами. [ 13 ]
В своем исследовании 1975 года «Понятие племени » Мортон Фрид определил банды как небольшие, мобильные и подвижные социальные образования со слабым руководством , которые не производят излишки, не платят налоги и не поддерживают постоянную армию . [ 14 ]
Банды отличаются от племен тем, что племена, как правило, крупнее и состоят из многих семей. В племенах больше социальных институтов, таких как вождь , большой человек или старейшины . Племена также более постоянны, чем группы; группа может прекратить свое существование, если отколется или умрет лишь небольшая группа. Многие племена подразделяются на банды. [ нужна ссылка ] Иногда орды или банды с общим происхождением и интересами могли объединиться в племенную совокупность, чтобы вести войну, как в случае с народом сан . [ 15 ] или они могли собираться для проведения коллективных религиозных церемоний, таких как обряды инициации, или для сезонного совместного пиршества из богатых ресурсов, как это было обычным явлением в обществах австралийских аборигенов. [ нужна ссылка ] Среди коренных американцев Соединенных Штатов и коренных народов Канады некоторые племена состоят из официальных групп, живущих в определенных местах, например, различные группы племени оджибва . [ нужна ссылка ]
Примеры
[ редактировать ]Исторически племенные общества встречались по всему миру, в самых разных климатических условиях, но, как правило, по мере возникновения цивилизаций они были ограничены малонаселенными территориями, тропическими лесами , тундрами и пустынями . [ 16 ] С распространением современных национальных государств по всему миру осталось немного настоящих групповых обществ. Некоторые исторические примеры включают шошонов Большого Бассейна в Соединенных Штатах, народ сан в Южной Африке , мбути из тропических лесов Итури в Центральной Африке и многие группы коренных австралийцев , такие как питьянтьятжара из Центральной Австралии и палава из Центральной Австралии. Тасмания .
См. также
[ редактировать ]- Вождество , иерархические политические организации в неиндустриальных обществах.
- Племя — термин, имеющий различные значения, включая группу, совокупность связанных групп или более иерархическое вождество.
- Общества, связанные родословной , ацефальные общества, основанные на утверждениях об общем предке .
- Правительства племен в Канаде - основная единица правления для народов, на которых распространяется действие Закона об индейцах.
Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Затрев 2014 , с. 260.
- ^ Хелм 2000 , с. 2.
- ^ Рэдклифф-Браун 1918 , с. 222.
- ^ Юл и Бернелл, 2013 , стр. 382–383.
- ^ Хелм 2000 , стр. 3–4.
- ^ Денхэм 2014 , стр. 115–116.
- ^ Келли 2013 , стр. 7–8.
- ^ Келли 2013 , стр. 2 и далее..
- ^ Петерсон 2006 , с. 16.
- ^ Марлоу, ФР (2010). Хадза: охотники-собиратели Танзании . Беркли: Univ. Калифорния Пресс. ISBN 978-0-520-25342-1 .
- ^ Бриггс 1982 , с. 111.
- ^ Jump up to: а б Эрдал и др. 1994 , стр. 176–177.
- ^ Рэдклифф-Браун 1918 , стр. 222–223.
- ^ Фрид 1975 , стр. 8–9.
- ^ Шапер 1963 , с. 23.
- ^ Бердичевский 1979 , с. 5.
Источники
[ редактировать ]- Бердичевский, Бернардо (1979). «Антропология и крестьянский способ производства» . В Бердичевском, Бернардо (ред.). Антропология и социальные изменения в сельской местности . Вальтер де Грюйтер . стр. 5–39 . ISBN 978-3-110-80773-8 .
- Бриггс, Джин Л. (1982). «Жить опасно: противоречивые основы ценностей в канадском обществе инуитов» . В Ликоке, Элеонора; Ли, Ричард Б. (ред.). Политика и история в оркестровых обществах . Издательство Кембриджского университета . стр. 109–132. ISBN 978-0-521-28412-7 .
- Денхэм, Вудро В. (май 2014 г.). «Композиции жилых групп среди Альяварры» . Математическая антропология и теория культуры . 6 (1): 1–132.
- Эрдал, Дэвид; Уайтен, Эндрю; Бём, Кристофер; Кнауфт, Брюс (апрель 1994 г.). «О человеческом эгалитаризме: эволюционный продукт макиавеллистской эскалации статуса?» (PDF) . Современная антропология . 35 (2): 175–183. дои : 10.1086/204255 . S2CID 53652577 .
- Фрид, Мортон Герберт (1975). Понятие племени . Паб Каммингс. компании ISBN 978-0-846-51548-7 .
- Хелм, июнь (2000 г.). Народ Дененде: Этноистория индейцев Северо-Западных территорий Канады . Издательство Университета Айовы . ISBN 978-0-877-45735-0 .
- Келли, Роберт Л. (2013). Образ жизни охотников-собирателей: спектр собирательства . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-1-107-02487-8 .
- Петерсон, Николас (март 2006 г.). « Я вообще не могу следовать за вами в этом деле между Ордой и кланом»: Дональд Томсон, Рэдклифф-Браун и последнее замечание об Орде». Океания . 76 (1): 16–26. дои : 10.1002/j.1834-4461.2006.tb03030.x . JSTOR 40332006 .
- Рэдклифф-Браун, Арканзас (июль – декабрь 1918 г.). «Заметки о социальной организации австралийских племен». Журнал Королевского антропологического института Великобритании и Ирландии . 48 : 222–253. дои : 10.2307/2843422 . JSTOR 2843422 .
- Шапера, I (1963). «Коренные жители» . В Уокере, Эрик Андерсон (ред.). Кембриджская история Британской империи: Южная Африка, Родезия и территории Высокой комиссии . Том. 8. Издательство Кембриджского университета . стр. 21–49.
- Юл, Генри ; Бернелл, AC (2013). Тельчер, Кейт (ред.). Хобсон-Джобсон: Полный глоссарий Британской Индии . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-199-60113-4 .
- Затрев, Джордан (2014). «Коэволюция человеческой интерсубъективности, морали и языка» . Ин Дор, Даниэль; Найт, Крис; Льюис, Джером (ред.). Социальные истоки языка . Издательство Оксфордского университета . стр. 249–266. ISBN 978-0-191-64312-5 .