Этно-джаз
Этно-джаз , также известный как мировой джаз , представляет собой поджанр джаза , получивший международное развитие и мировой музыки в 1950-х и 60-х годах и широко характеризующийся сочетанием традиционного джаза и незападных музыкальных элементов . Хотя иногда этно-джаз иногда приравнивается к мировой музыке или считается ее преемником, независимое значение этно-джаза появилось примерно в 1990 году благодаря коммерческому успеху этнической музыки в результате глобализации , в которой особенно наблюдался акцент Запада на азиатских музыкальных интерпретациях. Происхождение этно-джаза широко приписывают саксофонисту Джону Колтрейну .
Яркие примеры этноджаза включают появление джаза в результате обмена между Новым Орлеаном и Кубой , афро-кубинский джаз 1940-х и 50-х годов, а также арабское влияние, присутствовавшее в некоторых американских джазах 1950-х и 60-х годов.
Происхождение
[ редактировать ]Глобализация
[ редактировать ]Глобализация способствовала возникновению этноджаза. Промышленная революция XIX века создала новые глобальные торговые сети, которые способствовали распространению межкультурных явлений. Филип Больман , этномузыколог из Чикагского университета, описал джаз как «музыку африканской диаспоры», описывая движение идей между странами Карибского бассейна, Соединенными Штатами и Западной Европой. Джаз в Америке вырос из расовой напряженности и рассматривался афроамериканцами как форма сопротивления. Эти идеи сопротивления были распространены и переопределены посредством глобализации. [ 1 ]
Глобализация привела к тому, что джаз стал доступен более широкой аудитории благодаря записям и гастрольным выступлениям. Примеры включают группу из Нового Орлеана « Оригинальный креольский оркестр », которая впервые гастролировала по Канаде осенью 1914 года, выступая в театре Pantages Playhouse в Виннипеге . [ 2 ] первое джазовое выступление за пределами США и начало джаза как международного движения. [ 3 ] Джаз-бэнд Original Dixieland Jazz Band гастролировал по Европе в 1919 году и был достаточно популярен, чтобы продолжить гастролировать по Англии в течение года. [ 4 ] Их музыка распространилась по всему миру. В таких странах, как Китай, джазовые фестивали начали проводиться при достаточной общественной поддержке, чтобы стать ежегодной традицией. [ 4 ] Музыканты за пределами США также набирали популярность. Одним из самых уважаемых неамериканских джазовых музыкантов был гитарист Джин «Джанго» Рейнхардт , который родился в цыганской семье и выступал с такими известными музыкантами, как Артур Бриггс , Билл Коулман и Билл Арнольд. Преобладающим стилем его игры был « цыганский джаз ». [ 5 ] Путешествие и изучение других культур было еще одним фактором, повлиявшим на развитие этно-джаза. Например, различные музыканты, такие как пианист Рэнди Уэстон , трубач Лестер Боуи , барабанщик Макс Роуч и мультиинструменталисты Юсеф Латиф и Орнетт Коулман, увлекались музыкой других культур. Они отправились в Африку и изучали мелодии, ритмы и гармонии разных стран и адаптировали их к своей джазовой игре и композициям. [ 4 ] Такие артисты, как Уэйн Шортер и Маркус Миллер, нашли вдохновение в магрибском джазе Северо-Западной Африки. [ 6 ] [ 7 ]
Межкультурный музыкальный обмен был хорошо принят на международном уровне, вдохновив многих музыкантов на межкультурное влияние. Многие из этих музыкантов привезли иностранных артистов и свои музыкальные стили обратно в свои страны, в результате чего ряд крупных джазовых имен наняли иммигрантов для выступления в своих этноджазовых проектах. [ 8 ]
Северная Америка
[ редактировать ]Джона Колтрейна обычно считают отцом этно-джаза, включившего африканские , ближневосточные и индийские музыкальные элементы во многие свои композиции. [ 9 ] Один из первых признанных примеров этого слияния можно найти в африканском ритме его трека 1961 года «Dahomey Dance», который Колтрейн обнаружил после поездки в Лос-Анджелес в начале того же года. "Amen" и "Sun Ship", записанные четыре года спустя и выпущенные посмертно на альбоме Sun Ship , представляют собой обширную импровизацию на часто используемых ритмических рисунках конги и бонго , в отличие от более распространенной аккордовой импровизации, с вокальным качеством песни Колтрейна. тенор-саксофон, намеренно напоминающий звук африканского рожка, который он слышал в кенийской записи конца 1930-х годов. [ 10 ] Его авангардный трек 1967 года « Ogunde », названный в честь нигерийского музыканта Хуберта Огунде , был записан в свободном, лирическом стиле с одноименным названием, который олицетворял движение к возвращению к традиционной африканской музыке без влияния европейских элементов. Афро-восточное звучание Колтрейна лучше всего иллюстрируется в песне "Africa" из альбома Africa/Brass , который был создан на основе ритмического и тембрального вдохновения из многих африканских пластинок. [ 11 ]
Включение Колтрейном индийских и ближневосточных стилей в свою музыку было более ограниченным, но все же преобладающим. В 1961 году он заявил о своем намерении использовать «особые звуки и гаммы» Индии «для создания определенных эмоциональных значений, как в [его собственной композиции] «Индия»». [ 12 ] [ 13 ] И « Impressions », и аккорды « So What », самого популярного джазового трека всех времен, записанного с Майлзом Дэвисом , основаны на гаммах, изобретенных Колтрейном как смесь индийских раг и западных гамм. [ 12 ] В другом сотрудничестве с Майлзом Дэвисом Колтрейн заглянул на запись "Teo", где его игра звучит заметно более "ближневосточно", чем на предыдущих пластинках Дэвиса. [ 14 ] а на титульном листе своей композиции «Все или ничего» Колтрейн, как сообщается, написал от руки фразу «арабское чувство». [ 15 ]
Латинская и Южная Америка
[ редактировать ]Одним из самых популярных жанров этноджаза является латиноамериканский джаз , характеризующийся сочетанием джазовых элементов с традиционной латиноамериканской музыкой. Кроме того, немаловажную роль играет инструментарий. В то время как стандартные джаз-бэнды имеют ритм-секцию (фортепиано, гитара, бас и барабаны) и духовые (саксофон, труба или тромбон), в латиноамериканской музыке используются гораздо больше ударных инструментов, таких как тимбалы, конги, бонго, маракасы, клавы, гуиро. и вибрации, которые впервые сыграл в латинской обстановке Тито Пуэнте . Музыканты объединяют эти два инструмента, чтобы создать звучание латиноамериканского джаза. [ 16 ] Куба и Бразилия были одними из первых стран, развивших эту музыку, и, следовательно, одними из самых влиятельных.
Куба
[ редактировать ]Афро-кубинская музыка зародилась на Кубе в Западной Африке и характеризуется использованием кубинских клав. Существует два вида клавы: румба и сын , оба из которых обычно используются в двухтактной схеме в сокращенном времени . Оба добавляют к музыке основу, настроение и поток, создавая полиритмы и асимметрию в своих традиционных условиях. В сочетании с джазом, который был более симметричным и отличался тяжелым бэк-битом , был создан новый кубинско-джазовый фьюжн, известный как афро-кубинский джаз или Кубоп.
Музыкантами, известными тем, что посеяли семена Кубопа, были Марио Бауза , кубинский трубач, и Фрэнк Грилло, кубинский игрок на маракасе , также известный как Мачито . Оба иммигрировали в США, где исполняли кубинскую музыку и находились под влиянием джаза. Одно из самых важных совместных проектов произошло, когда Бауза работал со знаменитым джазовым трубачом Диззи Гиллеспи . Бауза познакомил Диззи с Чано Позо и Чикитико, игроками на конге и бонго соответственно; вместе они создали большую группу, сочетавшую джаз и кубинскую музыку. В 1946 году они дали первый афро-кубинский джазовый концерт в Карнеги-холле . Концерт произвел фурор, потому что в нем сочетались латинские синкопированные басовые партии, перкуссия на барабанах, кросс-ритмы и язык бибоп с латиноамериканской атмосферой. Одними из самых известных записей этой группы были «Cuban Be», «Cuban Bop», «Algo Bueno» и «Manteca». [ 17 ]
Бразилия
[ редактировать ]Бразильский джаз уходит корнями в самбу , которая представляет собой сочетание африканских танцев и ритмов марша 19 века. Для ритма самбы характерен акцент на второй доле каждого такта. В отличие от кубинской музыки, в этом стиле нет клаве, что приводит к более расслабленному ощущению и меньшему напряжению. Бразильская музыка была представлена Соединенным Штатам примерно в 1930-х годах Голливудом с такими песнями, как « Tico-Tico no Fubá » и «Brazil», но потеряла популярность в последующие годы до своего возрождения в 1962 году, когда саксофонист Стэн Гетц и гитарист Чарли Берд записал альбом Jazz Samba на Verve Records после того, как Берд был вдохновлен поездкой в Бразилию; Трек « Desafinado » достиг статуса №1 в поп-чартах и получил премию «Грэмми» за лучшее сольное исполнение. [ 17 ]
В 1950-х годах пианист Антонио Карлос Жобим , гитарист Жоао Жилберту и поэт Винисиус де Мораес представили стиль, похожий на самбу, под названием босса-нова , что переводится как «новое чутье» или «новый ритм». Эта музыка медленная, текстовая, меланхоличная и мягкая. Боссанова не использовала в самбе тяжелые ударные инструменты и была гораздо мягче. [ 18 ] Песня Жилберту «Bim-Bom», которую часто называют первой песней босса-новы, была вдохновлена модернизационным движением Бразилии после Второй мировой войны в 1950-х годах. В 1958 году Жобим и де Мораес записали «Chege de Saudede», но именно версия Жилберто положила начало движению босса-нова. После выхода Jazz Samba Стэн Гетц предложил Жилберто записать совместный альбом. В 1964 году они выпустили Getz/Gilberto , в котором также участвовала жена Жилберто, Аструд Жилберто , чей мягкий вокал стал определяющим для босса-новы. [ 18 ]
За эпохой Босса -Нова последовали различные тенденции, называемые бразильской популярной музыкой , в том числе Tropicália, зародившаяся в Баии .
Балканы
[ редактировать ]Милчо Леваев был первым композитором, который окончательно соединил болгарскую народную музыку и джаз, синтез которых очевиден в треках начала 1960-х годов, таких как «Блюз в 9» и «Блюз в 10» соответственно в 9
8 и 10
8 метров характерны для болгарских народных танцев . [ 19 ] Первый из двух использует провикване ( болгарский народный элемент, характеризующийся восходящим прыжком к ведущему тону гаммы) и взаимодействие между двумя жанрами посредством вызова и ответа . На протяжении всего «Блюза в 9» призыв обычно представляет собой модальную часть болгарской народной мелодии, на которую отвечает ответ в стиле пентатонического блюза .
Восточная Европа
[ редактировать ]Джаз был представлен в Москве Валентином Парнахом в 1922 году. За этим событием последовали аресты, тюремное заключение и депортация многих джазовых музыкантов по всему Советскому Союзу за их западное влияние по приказу Иосифа Сталина . [ 20 ] Это только сделало этот жанр более привлекательным для молодых музыкантов, что привело к появлению множества «подпольных» джаз-бэндов и оркестров , среди первых из которых была горстка азербайджанских ансамблей под управлением с 1926 года А. Ионанесяни и Михаила Рольникова.
Этно-джаз совсем недавно был представлен Грузией на песни «Евровидение конкурсе » такими песнями, как « Three Minutes to Earth » The Shin и Марико Эбралидзе на конкурсе 2014 года и « For You » Ириао на конкурсе 2018 года .
Ближний Восток
[ редактировать ]Большая часть западной музыки, привезенной в Иран (а впоследствии и в соседние страны Ближнего Востока) после Второй мировой войны в результате политики модернизации шаха Мохаммеда Резы Пехлеви, была встречена цензурой, аналогичной той, что произошла в Советском Союзе десятилетия назад. Джаз стал популярной контрабандой после революции 1979 года . В 1994 году саксофонист и капельмейстер Питер Сулейманипур получил первое после революции музыкальное разрешение, что привело к публичным выступлениям его группы Atin, которая играла джазовые стандарты наряду с оригинальными композициями, сочетающими иранские музыкальные элементы с джазом. [ 21 ] Сулейманипур описал свою музыку как талфики (в переводе «фьюжн»), явно избегая ярлыка «джазовый исполнитель», но при этом включал африканские и латинские ритмы , иранские инструменты и элементы джаза в свои недавние работы, такие как его альбом Egosystem 2003 года .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Карниг, Дженнифер (11 мая 2006 г.). «Весь этот джаз можно было услышать во всех уголках нашего мира» . Хроники Чикагского университета . Том. 25, нет. 16 . Проверено 22 июля 2020 г.
- ^ «Такой мелодичный рэкет» . Квилл и Квайр. 3 марта 2004 г. Проверено 3 января 2021 г.
- ^ «Креольский оркестр: большой хит на Pantages» («Креольский оркестр и группа рэгтайма»), Edmonton Bulletin, 30 сентября 1914 г., стр. 3
- ^ Jump up to: а б с Уайтхед, Кевин. «Джаз во всем мире». Журнал преподавателей джаза XXXIII/1 (июль 2000 г.), 39–50.
- ^ Гиван, Бенджамин. Музыка Джанго Рейнхардта. Арбор, Мичиган: Издательство Мичиганского университета, 2013.
- ^ "Маалем Койю с участием квартета Уэйна Шортера (марокканский фьюжн-джаз Gnawa)" . Ютуб .
- ^ "Маркус МИЛЛЕР с участием Мустафы БАКБУ на фестивале Гнава в Марокко" . Ютуб .
- ^ Николсон, Стюарт. Джаз и культура в глобальную эпоху. Ливан, Нью-Хэмпшир: Университетское издательство Новой Англии, 2014.
- ^ Симпкинс, Катберт Ормонд (1975). Колтрейн: биография . Нью-Йорк: Издательство Herndon House. ISBN 0915542838 . OCLC 1582506 .
- ^ Симпкинс, с. 168.
- ^ Симпкинс, с. 130.
- ^ Jump up to: а б Симпкинс, с. 137.
- ^ Примечания к альбому Live at the Village Vanguard , Джон Колтрейн, Impulse Records, компакт-диск, 1962.
- ^ Симпкинс, с. 128.
- ^ Симпкинс, с. 163.
- ^ Робертс, Джон Сторм. Латинский джаз: первый из фьюжн, с 1880-х годов до наших дней. Нью-Йорк: Книги Ширмера, 1999.
- ^ Jump up to: а б Гиддинс, Гэри и Скотт ДеВо. Джаз. Нью-Йорк: WW Norton & Company, 2015.
- ^ Jump up to: а б «Стэн Гетц: «Гетц/Гилберто» » . NPR.org . Проверено 23 июля 2020 г.
- ^ Леви, Клэр (2016). Миры джаза/Мир джаза . ред. Филип В. Болман и Гоффредо Пластино. Чикаго и Лондон: Издательство Чикагского университета. стр. 79–87. ISBN 9780226236032 . OCLC 907147475 .
- ^ Народицкая, Инна (2016). Миры джаза/Мир джаза . ред. Филип В. Болман и Гоффредо Пластино. Чикаго и Лондон: Издательство Чикагского университета. стр. 100–103. ISBN 9780226236032 . OCLC 907147475 .
- ^ Нушин, Лаудан (2016). Миры джаза/Мир джаза . ред. Филип В. Болман и Гоффредо Пластино. Чикаго и Лондон: Издательство Чикагского университета. стр. 126–133. ISBN 9780226236032 . OCLC 907147475 .