Jump to content

Этно-джаз

(Перенаправлено с Этно-джаза )

Этно-джаз , также известный как мировой джаз , представляет собой поджанр джаза , получивший международное развитие и мировой музыки в 1950-х и 60-х годах и широко характеризующийся сочетанием традиционного джаза и незападных музыкальных элементов . Хотя иногда этно-джаз иногда приравнивается к мировой музыке или считается ее преемником, независимое значение этно-джаза появилось примерно в 1990 году благодаря коммерческому успеху этнической музыки в результате глобализации , в которой особенно наблюдался акцент Запада на азиатских музыкальных интерпретациях. Происхождение этно-джаза широко приписывают саксофонисту Джону Колтрейну .

Яркие примеры этноджаза включают появление джаза в результате обмена между Новым Орлеаном и Кубой , афро-кубинский джаз 1940-х и 50-х годов, а также арабское влияние, присутствовавшее в некоторых американских джазах 1950-х и 60-х годов.

Происхождение

[ редактировать ]

Глобализация

[ редактировать ]

Глобализация способствовала возникновению этноджаза. Промышленная революция XIX века создала новые глобальные торговые сети, которые способствовали распространению межкультурных явлений. Филип Больман , этномузыколог из Чикагского университета, описал джаз как «музыку африканской диаспоры», описывая движение идей между странами Карибского бассейна, Соединенными Штатами и Западной Европой. Джаз в Америке вырос из расовой напряженности и рассматривался афроамериканцами как форма сопротивления. Эти идеи сопротивления были распространены и переопределены посредством глобализации. [ 1 ]

Глобализация привела к тому, что джаз стал доступен более широкой аудитории благодаря записям и гастрольным выступлениям. Примеры включают группу из Нового Орлеана « Оригинальный креольский оркестр », которая впервые гастролировала по Канаде осенью 1914 года, выступая в театре Pantages Playhouse в Виннипеге . [ 2 ] первое джазовое выступление за пределами США и начало джаза как международного движения. [ 3 ] Джаз-бэнд Original Dixieland Jazz Band гастролировал по Европе в 1919 году и был достаточно популярен, чтобы продолжить гастролировать по Англии в течение года. [ 4 ] Их музыка распространилась по всему миру. В таких странах, как Китай, джазовые фестивали начали проводиться при достаточной общественной поддержке, чтобы стать ежегодной традицией. [ 4 ] Музыканты за пределами США также набирали популярность. Одним из самых уважаемых неамериканских джазовых музыкантов был гитарист Джин «Джанго» Рейнхардт , который родился в цыганской семье и выступал с такими известными музыкантами, как Артур Бриггс , Билл Коулман и Билл Арнольд. Преобладающим стилем его игры был « цыганский джаз ». [ 5 ] Путешествие и изучение других культур было еще одним фактором, повлиявшим на развитие этно-джаза. Например, различные музыканты, такие как пианист Рэнди Уэстон , трубач Лестер Боуи , барабанщик Макс Роуч и мультиинструменталисты Юсеф Латиф и Орнетт Коулман, увлекались музыкой других культур. Они отправились в Африку и изучали мелодии, ритмы и гармонии разных стран и адаптировали их к своей джазовой игре и композициям. [ 4 ] Такие артисты, как Уэйн Шортер и Маркус Миллер, нашли вдохновение в магрибском джазе Северо-Западной Африки. [ 6 ] [ 7 ]

Межкультурный музыкальный обмен был хорошо принят на международном уровне, вдохновив многих музыкантов на межкультурное влияние. Многие из этих музыкантов привезли иностранных артистов и свои музыкальные стили обратно в свои страны, в результате чего ряд крупных джазовых имен наняли иммигрантов для выступления в своих этноджазовых проектах. [ 8 ]

Северная Америка

[ редактировать ]

Джона Колтрейна обычно считают отцом этно-джаза, включившего африканские , ближневосточные и индийские музыкальные элементы во многие свои композиции. [ 9 ] Один из первых признанных примеров этого слияния можно найти в африканском ритме его трека 1961 года «Dahomey Dance», который Колтрейн обнаружил после поездки в Лос-Анджелес в начале того же года. "Amen" и "Sun Ship", записанные четыре года спустя и выпущенные посмертно на альбоме Sun Ship , представляют собой обширную импровизацию на часто используемых ритмических рисунках конги и бонго , в отличие от более распространенной аккордовой импровизации, с вокальным качеством песни Колтрейна. тенор-саксофон, намеренно напоминающий звук африканского рожка, который он слышал в кенийской записи конца 1930-х годов. [ 10 ] Его авангардный трек 1967 года « Ogunde », названный в честь нигерийского музыканта Хуберта Огунде , был записан в свободном, лирическом стиле с одноименным названием, который олицетворял движение к возвращению к традиционной африканской музыке без влияния европейских элементов. Афро-восточное звучание Колтрейна лучше всего иллюстрируется в песне "Africa" ​​из альбома Africa/Brass , который был создан на основе ритмического и тембрального вдохновения из многих африканских пластинок. [ 11 ]

Включение Колтрейном индийских и ближневосточных стилей в свою музыку было более ограниченным, но все же преобладающим. В 1961 году он заявил о своем намерении использовать «особые звуки и гаммы» Индии «для создания определенных эмоциональных значений, как в [его собственной композиции] «Индия»». [ 12 ] [ 13 ] И « Impressions », и аккорды « So What », самого популярного джазового трека всех времен, записанного с Майлзом Дэвисом , основаны на гаммах, изобретенных Колтрейном как смесь индийских раг и западных гамм. [ 12 ] В другом сотрудничестве с Майлзом Дэвисом Колтрейн заглянул на запись "Teo", где его игра звучит заметно более "ближневосточно", чем на предыдущих пластинках Дэвиса. [ 14 ] а на титульном листе своей композиции «Все или ничего» Колтрейн, как сообщается, написал от руки фразу «арабское чувство». [ 15 ]

Латинская и Южная Америка

[ редактировать ]

Одним из самых популярных жанров этноджаза является латиноамериканский джаз , характеризующийся сочетанием джазовых элементов с традиционной латиноамериканской музыкой. Кроме того, немаловажную роль играет инструментарий. В то время как стандартные джаз-бэнды имеют ритм-секцию (фортепиано, гитара, бас и барабаны) и духовые (саксофон, труба или тромбон), в латиноамериканской музыке используются гораздо больше ударных инструментов, таких как тимбалы, конги, бонго, маракасы, клавы, гуиро. и вибрации, которые впервые сыграл в латинской обстановке Тито Пуэнте . Музыканты объединяют эти два инструмента, чтобы создать звучание латиноамериканского джаза. [ 16 ] Куба и Бразилия были одними из первых стран, развивших эту музыку, и, следовательно, одними из самых влиятельных.

Афро-кубинская музыка зародилась на Кубе в Западной Африке и характеризуется использованием кубинских клав. Существует два вида клавы: румба и сын , оба из которых обычно используются в двухтактной схеме в сокращенном времени . Оба добавляют к музыке основу, настроение и поток, создавая полиритмы и асимметрию в своих традиционных условиях. В сочетании с джазом, который был более симметричным и отличался тяжелым бэк-битом , был создан новый кубинско-джазовый фьюжн, известный как афро-кубинский джаз или Кубоп.

Музыкантами, известными тем, что посеяли семена Кубопа, были Марио Бауза , кубинский трубач, и Фрэнк Грилло, кубинский игрок на маракасе , также известный как Мачито . Оба иммигрировали в США, где исполняли кубинскую музыку и находились под влиянием джаза. Одно из самых важных совместных проектов произошло, когда Бауза работал со знаменитым джазовым трубачом Диззи Гиллеспи . Бауза познакомил Диззи с Чано Позо и Чикитико, игроками на конге и бонго соответственно; вместе они создали большую группу, сочетавшую джаз и кубинскую музыку. В 1946 году они дали первый афро-кубинский джазовый концерт в Карнеги-холле . Концерт произвел фурор, потому что в нем сочетались латинские синкопированные басовые партии, перкуссия на барабанах, кросс-ритмы и язык бибоп с латиноамериканской атмосферой. Одними из самых известных записей этой группы были «Cuban Be», «Cuban Bop», «Algo Bueno» и «Manteca». [ 17 ]

Бразилия

[ редактировать ]

Бразильский джаз уходит корнями в самбу , которая представляет собой сочетание африканских танцев и ритмов марша 19 века. Для ритма самбы характерен акцент на второй доле каждого такта. В отличие от кубинской музыки, в этом стиле нет клаве, что приводит к более расслабленному ощущению и меньшему напряжению. Бразильская музыка была представлена ​​​​Соединенным Штатам примерно в 1930-х годах Голливудом с такими песнями, как « Tico-Tico no Fubá » и «Brazil», но потеряла популярность в последующие годы до своего возрождения в 1962 году, когда саксофонист Стэн Гетц и гитарист Чарли Берд записал альбом Jazz Samba на Verve Records после того, как Берд был вдохновлен поездкой в ​​Бразилию; Трек « Desafinado » достиг статуса №1 в поп-чартах и ​​получил премию «Грэмми» за лучшее сольное исполнение. [ 17 ]

В 1950-х годах пианист Антонио Карлос Жобим , гитарист Жоао Жилберту и поэт Винисиус де Мораес представили стиль, похожий на самбу, под названием босса-нова , что переводится как «новое чутье» или «новый ритм». Эта музыка медленная, текстовая, меланхоличная и мягкая. Боссанова не использовала в самбе тяжелые ударные инструменты и была гораздо мягче. [ 18 ] Песня Жилберту «Bim-Bom», которую часто называют первой песней босса-новы, была вдохновлена ​​модернизационным движением Бразилии после Второй мировой войны в 1950-х годах. В 1958 году Жобим и де Мораес записали «Chege de Saudede», но именно версия Жилберто положила начало движению босса-нова. После выхода Jazz Samba Стэн Гетц предложил Жилберто записать совместный альбом. В 1964 году они выпустили Getz/Gilberto , в котором также участвовала жена Жилберто, Аструд Жилберто , чей мягкий вокал стал определяющим для босса-новы. [ 18 ]

За эпохой Босса -Нова последовали различные тенденции, называемые бразильской популярной музыкой , в том числе Tropicália, зародившаяся в Баии .

Милчо Леваев был первым композитором, который окончательно соединил болгарскую народную музыку и джаз, синтез которых очевиден в треках начала 1960-х годов, таких как «Блюз в 9» и «Блюз в 10» соответственно в 9
8
и 10
8
метров характерны для болгарских народных танцев . [ 19 ] Первый из двух использует провикване ( болгарский народный элемент, характеризующийся восходящим прыжком к ведущему тону гаммы) и взаимодействие между двумя жанрами посредством вызова и ответа . На протяжении всего «Блюза в 9» призыв обычно представляет собой модальную часть болгарской народной мелодии, на которую отвечает ответ в стиле пентатонического блюза .

Восточная Европа

[ редактировать ]

Джаз был представлен в Москве Валентином Парнахом в 1922 году. За этим событием последовали аресты, тюремное заключение и депортация многих джазовых музыкантов по всему Советскому Союзу за их западное влияние по приказу Иосифа Сталина . [ 20 ] Это только сделало этот жанр более привлекательным для молодых музыкантов, что привело к появлению множества «подпольных» джаз-бэндов и оркестров , среди первых из которых была горстка азербайджанских ансамблей под управлением с 1926 года А. Ионанесяни и Михаила Рольникова.

Этно-джаз совсем недавно был представлен Грузией на песни «Евровидение конкурсе » такими песнями, как « Three Minutes to Earth » The Shin и Марико Эбралидзе на конкурсе 2014 года и « For You » Ириао на конкурсе 2018 года .

Ближний Восток

[ редактировать ]

Большая часть западной музыки, привезенной в Иран (а впоследствии и в соседние страны Ближнего Востока) после Второй мировой войны в результате политики модернизации шаха Мохаммеда Резы Пехлеви, была встречена цензурой, аналогичной той, что произошла в Советском Союзе десятилетия назад. Джаз стал популярной контрабандой после революции 1979 года . В 1994 году саксофонист и капельмейстер Питер Сулейманипур получил первое после революции музыкальное разрешение, что привело к публичным выступлениям его группы Atin, которая играла джазовые стандарты наряду с оригинальными композициями, сочетающими иранские музыкальные элементы с джазом. [ 21 ] Сулейманипур описал свою музыку как талфики (в переводе «фьюжн»), явно избегая ярлыка «джазовый исполнитель», но при этом включал африканские и латинские ритмы , иранские инструменты и элементы джаза в свои недавние работы, такие как его альбом Egosystem 2003 года .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Карниг, Дженнифер (11 мая 2006 г.). «Весь этот джаз можно было услышать во всех уголках нашего мира» . Хроники Чикагского университета . Том. 25, нет. 16 . Проверено 22 июля 2020 г.
  2. ^ «Такой мелодичный рэкет» . Квилл и Квайр. 3 марта 2004 г. Проверено 3 января 2021 г.
  3. ^ «Креольский оркестр: большой хит на Pantages» («Креольский оркестр и группа рэгтайма»), Edmonton Bulletin, 30 сентября 1914 г., стр. 3
  4. ^ Jump up to: а б с Уайтхед, Кевин. «Джаз во всем мире». Журнал преподавателей джаза XXXIII/1 (июль 2000 г.), 39–50.
  5. ^ Гиван, Бенджамин. Музыка Джанго Рейнхардта. Арбор, Мичиган: Издательство Мичиганского университета, 2013.
  6. ^ "Маалем Койю с участием квартета Уэйна Шортера (марокканский фьюжн-джаз Gnawa)" . Ютуб .
  7. ^ "Маркус МИЛЛЕР с участием Мустафы БАКБУ на фестивале Гнава в Марокко" . Ютуб .
  8. ^ Николсон, Стюарт. Джаз и культура в глобальную эпоху. Ливан, Нью-Хэмпшир: Университетское издательство Новой Англии, 2014.
  9. ^ Симпкинс, Катберт Ормонд (1975). Колтрейн: биография . Нью-Йорк: Издательство Herndon House. ISBN  0915542838 . OCLC   1582506 .
  10. ^ Симпкинс, с. 168.
  11. ^ Симпкинс, с. 130.
  12. ^ Jump up to: а б Симпкинс, с. 137.
  13. ^ Примечания к альбому Live at the Village Vanguard , Джон Колтрейн, Impulse Records, компакт-диск, 1962.
  14. ^ Симпкинс, с. 128.
  15. ^ Симпкинс, с. 163.
  16. ^ Робертс, Джон Сторм. Латинский джаз: первый из фьюжн, с 1880-х годов до наших дней. Нью-Йорк: Книги Ширмера, 1999.
  17. ^ Jump up to: а б Гиддинс, Гэри и Скотт ДеВо. Джаз. Нью-Йорк: WW Norton & Company, 2015.
  18. ^ Jump up to: а б «Стэн Гетц: «Гетц/Гилберто» » . NPR.org . Проверено 23 июля 2020 г.
  19. ^ Леви, Клэр (2016). Миры джаза/Мир джаза . ред. Филип В. Болман и Гоффредо Пластино. Чикаго и Лондон: Издательство Чикагского университета. стр. 79–87. ISBN  9780226236032 . OCLC   907147475 .
  20. ^ Народицкая, Инна (2016). Миры джаза/Мир джаза . ред. Филип В. Болман и Гоффредо Пластино. Чикаго и Лондон: Издательство Чикагского университета. стр. 100–103. ISBN  9780226236032 . OCLC   907147475 .
  21. ^ Нушин, Лаудан (2016). Миры джаза/Мир джаза . ред. Филип В. Болман и Гоффредо Пластино. Чикаго и Лондон: Издательство Чикагского университета. стр. 126–133. ISBN  9780226236032 . OCLC   907147475 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 84cfad4e0be7c52304a71b57a891cfa9__1717459560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/84/a9/84cfad4e0be7c52304a71b57a891cfa9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ethno jazz - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)