Личные отношения Александра Македонского
![]() | этой статьи Фактическая точность оспаривается . ( Апрель 2020 г. ) |

| ||
---|---|---|
Раннее правление Завоевание Персидской империи Экспедиция в Индию Смерть и наследие Культурное влияние ![]() | ||
Историческая и литературная традиция описывает некоторые отношения Александра , некоторые из которых являются предметом сомнений среди современных историков.
Отношения
[ редактировать ]
Курций сообщает: «Он презирал чувственные удовольствия до такой степени, что его мать беспокоилась, как бы он не смог произвести потомство». Говорят , что для поощрения отношений с женщиной король Филипп и Олимпиада пригласили дорогую фессалийскую куртизанку по имени Калликсена. По словам Афинея , Калликсена была нанята Олимпиадой из-за страха, что Александр был «женоподобным» (γύvνις), и его мать умоляла его переспать с куртизанкой, по-видимому, безуспешно. [1] [2] [3] Некоторые современные историки, такие как Джеймс Дэвидсон , видят в этом свидетельство гомосексуализма Александра. [2] Два древних историка, Сицилий и Курций, рассказывают о том, что он провел тринадцать дней с вождём племени женщин-воинов, родом с Кавказских гор , однако это появляется наряду со многими другими гиперболизированными аспектами его характера и достижений, и древние историки не делали различия между миф и история точно так же, как мы делаем это сегодня. [4]
Античные авторы рассматривают этот и другие анекдоты как доказательство самообладания Александра в отношении чувственных удовольствий, известны также сведения о строгом отказе Александра принимать нескромные предложения от мужчин, пытавшихся его сутенерствовать, проституток-мужчин, среди которых, по мнению Эсхина и Гиперид — известный афинский оратор Демосфен . Согласно Каристию (цитата по Афинею), когда Александр на собрании восхвалял красоту мальчика, вероятно, раба, принадлежавшего некоему Харону из Халкиды, последний попросил мальчика поцеловать Александра, но Александр отказался, чтобы избавить Харона от смущения. необходимости разделить привязанность своего мальчика. [5]
По словам Плутарха, единственной женщиной, с которой Александр занимался сексом до первого брака, была Барсина , дочь Артабаза II Фригийского, но получившая греческое образование. Есть предположение, что он мог родить от нее ребенка Геракла в 327 г. до н. э. Мэри Рено , однако, отнеслась к такой истории скептически:
Никаких записей о такой женщине, сопровождавшей его марш, не существует; ни со стороны нее, ни ее могущественных родственников не было никаких заявлений о том, что она родила ему потомство. Однако через двенадцать лет после его смерти на свет появился семнадцатилетний мальчик... претендент и недолговечная пешка в войне за наследство... ни один источник не сообщает о каких-либо упоминаниях им о ребенке, который, поскольку Роксана была посмертной, был бы при жизни его единственный сын от почти королевской матери. Это вызывает доверие у человека, который назвал города в честь своей лошади и собаки. [6]
Тем не менее, в древних сообщениях говорится, что Александр и Барсина стали любовниками, поскольку Александр был очарован ее красотой и знанием греческой литературы . [4]
трижды: на Роксане Бактрийской Александр женился , Статире и Парисатиде , дочери Оха . Он стал отцом по крайней мере одного ребенка, Александра IV Македонского, родившегося Роксаной вскоре после его смерти в 323 г. до н.э. Есть предположение, что Статейра могла быть беременна, когда умерла; если так, то она и ее ребенок не играли никакой роли в битвах за престол , последовавших после его смерти.
Диодор Сицилийский пишет: «Затем он надел персидскую диадему, оделся в белую одежду, персидский пояс и все остальное, кроме брюк и верхней одежды с длинными рукавами. Он раздал своим товарищам плащи с пурпурной каймой и нарядил лошадей. в персидской упряжи, кроме всего этого, он добавил к своей свите наложниц, по типу Дария, числом не менее дней в году и выдающихся по красоте, выбранных из всех женщин Азии. Каждую ночь они шествовали. на ложе царя, чтобы выбрать того, с кем он ляжет в эту ночь. Александр, впрочем, пользовался этими обычаями довольно умеренно и большей частью придерживался своего обычного распорядка, не желая обидеть македонян. ." [7]
По словам Плутарха, Александр однажды искал сексуального контакта с музыкальной девушкой Теодора , сказав ему, что «если ты не испытываешь вожделения к своей музыкальной девушке, пришли ее ко мне за десять талантов». [8]
Аристотель
[ редактировать ]
Аристотель был главой царской академии Македонии , и в 343 г. до н. э. Филипп II Македонский пригласил его стать наставником принца Александра. [9] Александр получил вдохновение для своих завоеваний на востоке, поскольку Аристотелю было предложено стать «вождем для греков и деспотом для варваров, заботиться о первых, как о друзьях и родственниках, и обращаться со вторыми, как со зверями или растениями». ". Аристотель придерживался этноцентрических взглядов против Персии , что отдалило его от Александра, поскольку последний перенял некоторые персидские царские обычаи и одежду. Эта напряженность привела к появлению древних слухов, в которых Аристотель изображался подозреваемым в смерти Александра, но этот слух распространился на основе единственного заявления, сделанного через шесть лет после кончины Александра. [10]
Александр также получил начальное образование по персидским обычаям и традициям через Аристотеля. Опека Аристотеля также считается причиной того, что Александр привел в свои экспедиции на глубокий Восток свиту зоологов, ботаников, философов и других исследователей. Благодаря этим экспедициям Александр обнаружил, что большая часть географии, которую он узнал от Аристотеля, была явно неверной. После публикации Аристотелем своего географического труда Александр посетовал: [11]
Гефестион
[ редактировать ]
Александр имел тесную эмоциональную привязанность к своему товарищу, кавалерии командиру ( гиппарху ) и другу детства Гефестиону . , как и несколько других детей древнемакедонской аристократии , под опекой Аристотеля Он учился у Александра . Гефестион появляется в истории в тот момент, когда Александр достигает Трои . Там они приносили жертвы у святынь двух героев Ахилла и Патрокла ; Александр чтит Ахилла, а Гефестион чтит Патрокла.
По словам Робина Лейна Фокса , Александр и Гефестион были возможными любовниками. После смерти Гефестиона в октябре 324 г. до н. э. Александр сильно оплакивал его и несколько дней не ел. [12] Александр устроил пышные похороны Гефестиона в Вавилоне и отправил записку в храм Аммона, который ранее признавал Александра богом , с просьбой оказать Гефестиону божественные почести. Жрецы отказались, но предложили ему статус божественного героя . Александр умер вскоре после получения этого письма; Мэри Рено предполагает, что горе из-за смерти Гефестиона заставило его небрежно относиться к своему здоровью.Александр был настолько подавлен горем по Гефестиону, что Арриан пишет, что Александр «бросился на тело своего друга и пролежал там почти весь день в слезах, и отказывался расставаться с ним до тех пор, пока его силой не утащили его сподвижники». [13]
Крайне правый греческий политик Адонис Георгиадис , чью деятельность критиковали за попытку приравнять античность к его гомофобным взглядам, [14] заявил, что Гефестион был всего лишь «другом» Александра. [15] Историк Пол Картледж опроверг эту точку зрения, написав, что любые попытки «стереть все следы или пятна гомосексуализма» из отношений Александра и Гефестиона «серьезно ошибочны». [16] Более того, он отмечает, что в Древней Греции гомоэротические привязанности не подвергались стигме, и «почти наверняка» любовь Александра и Гефестиона физически выражалась на одном или нескольких этапах их жизни. [16] » Александра Но, отмечает он, если бы Гефестион был « катамитом , клеймо пассивного сексуального партнера — это не то, чем Гефестион хотел бы похвастаться. [16]
Кампаспе
[ редактировать ]Кампаспа , также известная как Панкаста , считается видным гражданином Ларисы в Фессалии и, возможно, была любовницей Александра. Если это правда, то она была одной из первых женщин, с которыми Александр был близок; Элиан даже предполагает, что именно из-за нее молодой Александр лишился девственности .
Одна история гласит, что Кампаспу написал Апеллес , пользовавшийся в античности репутацией величайшего из художников. Этот эпизод стал причиной апокрифического обмена мнениями, о котором сообщается в источниках о жизни Александра в « Естественной истории» Плиния . Робин Лейн Фокс возводит свою легенду к римским авторам Плинию Старшему , Лукиану Элиана Самосатскому и «Varia Historia» .
Кампаспа стала общим поэтическим псевдонимом любовницы мужчины.
Барсин
[ редактировать ]Барсина была знатной греко - персидской дочерью Артабаза и женой Мемнона . После смерти Мемнона несколько древних историков писали о любовной связи между ней и Александром. Плутарх пишет: «Во всяком случае, Александр, по-видимому, считал более достойным царя подавлять свои страсти, чем побеждать своих врагов, и поэтому он никогда не приближался к этим женщинам и не общался ни с кем другим до своей женитьбы». , за исключением только Барсины. Эта женщина, вдова Мемнона, греческого командира наемников , была взята в плен в Дамаске . Она получила греческое образование, имела мягкий характер и могла претендовать на царское происхождение, так как ее отцом был Артабаз. который женился на одной из дочерей персидского царя, эти качества сделали Александра более склонным к поддержке Парменио , поэтому Аристобул советует нам сформировать привязанность к женщине такой красоты и благородного происхождения». [17] Вдобавок Юстин пишет: «Когда он впоследствии созерцал богатство и зрелища Дария, его охватило восхищение таким великолепием. Именно поэтому он впервые начал предаваться роскошным и великолепным банкетам и влюбился в свою пленницу Барсину за ее красота, от которой у него впоследствии родился сын, которого он назвал Гераклом». [18]
Возможно, эта история и правдива, но если это так, то она поднимает некоторые трудные вопросы. Мальчик был бы единственным ребенком Александра, родившимся при его жизни (сын Роксаны родился посмертно). Даже если бы Александр проигнорировал его, что кажется крайне маловероятным, македонская армия и преемники наверняка знали бы о нем и почти наверняка втянули бы его в борьбу за престолонаследие, которая последовала после смерти Александра. Однако мы впервые слышим о мальчике через двенадцать лет после смерти Александра, когда мальчик появился на свет как претендент на престол. Тем более, что родной сводный брат Александра Филипп III Арридей ( Филиппа II , незаконнорожденный физически и умственно неполноценный) сын [19] ) был первоначальным преемником Александра. [20] Внебрачный сын Александра имел бы больше прав на престол, чем его внебрачный сын. [21] сводный брат. Геракл сыграл непродолжительную роль в битвах за престол, а затем исчез. Кажется более вероятным, что роман с Барсиной был придуман сторонниками мальчика, чтобы подтвердить его отцовство. [22]
Роксана
[ редактировать ]
Древние историки, как и современные, также писали о женитьбе Александра на Роксане красивой [персидской] женщине . Робин Лейн Фокс пишет: «Современники называли Роксану самой красивой женщиной во всей Азии . Она заслужила свое имя Рошанак , что означает «маленькая звезда» (вероятно, рохшана или рошана , что означает свет и озарение ) на персидском языке. Брак с Семья местного дворянина имела политический смысл, но современники предполагали, что 28-летний Александр тоже потерял сердце. Свадебный пир для них обоих был устроен высоко на одной из персидских скал . Александр и его невеста делили каравай. хлеб - обычай, который до сих пор сохраняется в Туркестане . Характерно, что Александр разрезал его своим мечом. [23] Ульрих Вилькен пишет: «Самой прекрасной наградой, выпавшей ему, была Роксана, дочь Оксиарта , в самом расцвете юности, и, по мнению спутников Александра, рядом со Статирой , женой Дария , самой красивой женщиной, какая у них была. Александр, которого видели в Азии, страстно влюбился в нее и решил возвысить ее до положения своей супруги». [24]
Как только Александр умер в 323 г. до н.э., Роксана убила двух других жен Александра. Роксана хотела укрепить свое собственное положение и положение своего сына, еще не родившегося в то время, избавившись от соперницы, которая могла быть (или заявлять, что беременна) беременна. Согласно сообщению Плутарха, Дрипетис сестра Статиры, , была убита в то же время; Карни считает, что Плутарх ошибся, и на самом деле именно Парисатис погибла вместе со Статирой. [25]
Роксана родила Александру посмертного ребенка, также названного Александром ( Александр IV ), через 2 месяца после смерти Александра Великого .
багос
[ редактировать ]Древние источники рассказывают о другом любимце, Багоасе ; евнух . «в самом расцвете детства, с которым Дарий был близок и с которым позже будет близок Александр» [26] Плутарх вспоминает эпизод (также упомянутый Дикеархом ) во время каких-то празднеств на обратном пути из Индии , когда его люди требовали от него поцеловать молодого человека: «Нам также говорят, что он однажды наблюдал за какими-то состязаниями в пении и танцах. , будучи хорошо разгоряченным вином, и что любимец македонцев Багоас получил приз за песни и танцы, а затем, весь в своем праздничном наряде, прошел через театр и сел рядом с Александром, при виде которого Александр; Македоняне захлопали в ладоши и громко предложили царю поцеловать победителя, пока, наконец, он не обнял его и нежно поцеловал». Афиней рассказывает несколько иную версию истории: Александр поцеловал Багоаса в театре и под одобрительные крики его людей повторил это действие. [27]
Римский историк Квинт Курций Руф резко критиковал отношения между Александром и Багоасом, говоря, что Александр был охвачен таким желанием евнуха, что Багоас стал фактическим правителем Персии , используя привязанность Александра, чтобы заставить его преследовать личных врагов Багоаса. например, персидский правитель Орксинес . [28]
Роман Мэри Рено . «Персидский мальчик » описывает эту историю с Багоасом в качестве рассказчика [29]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Афиней «Дейпнософисты, книга 10 »
- ^ Jump up to: а б Константинос Каппарис (2018). Проституция в древнегреческом мире . Де Грютер. п. 115. ИСБН 978-3110556759 .
- ^ Ричард А. Габриэль (2010). Филипп II Македонский: больше Александра . Издательство Университета Небраски. п. 30. ISBN 978-1597975193 .
- ^ Jump up to: а б Мартин, Томас Р. (2012). Александр Македонский: история древней жизни . Издательство Кембриджского университета. стр. 99–100. ISBN 978-0521148443 .
- ^ Томас К. Хаббард, изд. (2003). Гомосексуализм в Греции и Риме: Справочник основных документов . Издательство Калифорнийского университета. п. 79. ИСБН 978-0520234307 .
- ^ Рено, стр. 110.
- ^ Диодор XVII.77.5
- ^ Рист, Джон М. (декабрь 2001 г.). «Любовь Плутарха: комментарий к теориям любви Платона?». Классический ежеквартальный журнал . 51 (2): 557–575. дои : 10.1093/cq/51.2.557 . ISSN 1471-6844 .
- ^ Шилдс, Кристофер (2016). «Психология Аристотеля». В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии (изд. Зима 2016 г.).
- ^ Грин, Питер (1991). Александр Македонский . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-27586-7 .
- ^ «Плутарх – Жизнь Александра (Часть 1 из 7)» . penelope.uchicago.edu . Классическая библиотека Леба. 1919 год . Проверено 31 января 2019 г.
- ^ Фокс (1980) с. 67.
- ^ Арриан 7.14.13
- ^ «Белые националисты называют древнегреческий гомосексуализм «мифом» » . Фарос. 13 июля 2018 года . Проверено 2 февраля 2024 г.
- ^ Георгиадес, Адонис (2004). Гомосексуализм в Древней Греции: миф рушится . п. 187.
- ^ Jump up to: а б с Картледж 2004, стр.205
- ^ "Каратини, стр. 170.
- ^ Джастин 9.10.
- ^ «Филипп Арридей — Ливий» . www.livius.org . Проверено 6 октября 2017 г.
- ^ Курций Руф, Квинт (1946). История Александра Македонского (на латыни и английском языке). Перевод Рольфа, Джона Кэрью. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. 543.
- ^ «Избрание Арридея — Ливия» . www.livius.org . Проверено 6 октября 2017 г.
- ^ Рено, стр. 110–11.
- ^ Фокс (1980), с. 298.
- ^ Вилкен.
- ^ Карни (2000), с. 110.
- ^ Руфус, VI.5.23.
- ^ Деипнософисты , 13г.
- ^ Джозеф Ройсман (2014). «Глава 24: Греческая и римская этносексуальность». В Хаббарде, Томасе (ред.). Компаньон греческой и римской сексуальности . Блэквелл Паблишинг Лтд. с. 407. ИСБН 978-1-4051-9572-0 .
- ^ Рено, Мэри (2003). Персидский мальчик . Книги Стрелы. ISBN 9780099463481 . .
Ссылки
[ редактировать ]- Первичные источники:
- Юстин, Юниан , Краткое изложение филиппийской истории Помпея Трога
- Руф, Квинт Курций , История Александра Македонского .
- Вторичные источники:
- Картледж, Пол . «Александр Македонский: охота за новым прошлым?» История сегодня , 54 (2004).
- Картледж, Пол. Александр Македонский: Охота за новым прошлым . Вудсток, штат Нью-Йорк; Нью-Йорк: The Overlook Press, 2004 (твердый переплет, ISBN 1-58567-565-2 ); Лондон: PanMacmillan, 2004 (твердый переплет, ISBN 1-4050-3292-8 ); Нью-Йорк: Винтаж, 2005 г. (мягкая обложка, ISBN 1-4000-7919-5 ).
- Фокс, Робин Лейн , В поисках Александра , Литтл Браун и компания Бостон, 1-е издание (октябрь 1980 г.). ISBN 0-316-29108-0 .
- Фокс, Робин Лейн, « Поездка с Александром » Археология , 14 сентября 2004 г.
- Дэниел Огден, Александр Великий: миф, бытие и сексуальность . Университет Эксетера Пресс, 2011.
- Рено, Мэри . Природа Александра , 1-е американское издание (12 ноября 1979 г.), Pantheon Books ISBN 0-394-73825-X .
- Вилкен, Ульрих, Александр Великий , WW Norton & Company; Переиздание (март 1997 г.). ISBN 0-393-00381-7 .