Jump to content

Белый город

Белый город ( произносится [la sjuˈðað ˈblaŋka] , по-испански « Белый город ») — легендарное поселение , предположительно расположенное в регионе Москития департамента Грасиас-а-Диос на востоке Гондураса . Он также известен под Печ названием Каха Камаса («Белый город»). Эта обширная территория тропических лесов , включающая биосферный заповедник Рио-Платано , уже давно стала предметом междисциплинарных исследований. Археологи называют его частью Истмо-Колумбийской зоны Америки, в которой преобладающие языки коренных народов включают языки семей чибчан и мисумальпан . Из-за множества вариантов этой истории в регионе большинство профессиональных археологов сомневаются, что она относится к какому-либо конкретному поселению, а тем более к городу доколумбовой эпохи . Они отмечают, что в регионе есть несколько крупных археологических объектов и что упоминания о легендарном Белом городе не могут быть доказаны как относящиеся к какому-то одному месту. [1] [2]

Испанский конкистадор Эрнан Кортес сообщил, что слышал «достоверную» информацию о регионе с «городами и деревнями» чрезвычайного богатства в Гондурасе, но так и не обнаружил их. В 1927 году авиатор Чарльз Линдберг сообщил, что видел «белый город» во время полета над восточным Гондурасом. [3] Первое известное упоминание академика о руинах под названием Сьюдад-Бланка (Белый город) было сделано Эдуардом Конземиусом, этнографом из Люксембурга , в 1927 году. В своем отчете о народе печ в Гондурасе Обществу американистов он сказал: руины были найдены примерно двадцать пять лет назад кем-то, искавшим каучук, который заблудился в районе между реками Паулайя и Платано . Он сказал, что его назвали Белым городом, потому что его здания и стена вокруг него были из белого камня. [4] (Список многочисленных попыток идентифицировать Белый город см. ниже в разделе «Хронология».)

Интерес к Сьюдад-Бланке вырос в 1990-х годах, когда его искали многочисленные исследователи, а новости об археологических работах в этом районе освещались в популярных средствах массовой информации. В 2009 году автор Кристофер Стюарт попытался проследить путь Теодора Морда в 1940 году с помощью археолога Кристофера Бегли. Его книга о поисках «Страна джунглей » была опубликована в 2013 году. В мае 2012 года пресс-релизы, выпущенные командой под руководством -документалиста режиссера Стива Элкинса и правительством Гондураса об дистанционного зондирования исследованиях с использованием LiDAR, возобновили интерес к легенде. Лидарное картирование выявило не одно, а два крупных поселения, одно из которых было размером с ядро ​​Копана . [5] Об открытии Сьюдад-Бланки СМИ еще раз заявили после того, как экспедиция 2015 года исследовала одно из поселений, обнаруженных в ходе лидарной съемки 2012 года, которое, по мнению археологов экспедиции, на самом деле было городом доколумбовой эпохи. [6] Эта работа также была встречена как признанием, так и критикой. [7] [8]

В течение двадцатого века во всей Москитии было обнаружено и задокументировано всего 200 археологических памятников, начиная от крупных комплексных поселений и заканчивая разбросанными артефактами и петроглифами. Древние жители Москитии — одна из наименее известных культур Центральной Америки, самый обширный период застройки которой приходится на 800–1250 годы нашей эры. [9] Однако на данный момент лишь немногие из них были систематически нанесены на карту и научно исследованы, а большие части региона остаются недокументированными с научной точки зрения. Легенда о Сьюдад-Бланке, популярном элементе фольклора в Гондурасе, была предметом множества фильмов, телепрограмм, книг и статей, а в 2010 году правительство Гондураса открыло маршрут экотуризма, чтобы воспользоваться его популярностью, под названием «Рута». Као Камаса» (маршрут плюс название Белого города в Пече) между Санта-Мария-де-Реаль (Эскамильпа в период завоевания), Оланчо и проходит через деревни Печа и город Дульсе-Номбре-де-Кульми либо до южного входа в Рио. Биосфера Платано, национальный парк Сьерра-де-Агальта или предполагаемый заповедник дикой природы горы Малакате в муниципалитете или графстве Дульсе-Номбре-де-Кульми , департамент Оланчо .

Говорят, что Ла-Сьюдад-Бланка расположена в Ла-Москития или рядом с ним , как сообщается, в биосферном заповеднике Рио-Платано , охраняемом объекте всемирного наследия , расположенном в департаментах Грасиас-а-Дьос , Колон и Оланчо в Гондурасе, в том, что археологи называют Истмо-Колумбийской зоной. . Ла-Москития — это участок густого леса, болот, лагун и береговой линии площадью 32 000 квадратных миль, охватывающий восточный Гондурас и северную Никарагуа. Экология этого региона в первую очередь представляет собой среду обитания тропических лесов , хотя некоторые части представляют собой саванну и болота. [5] Москитию населяют несколько различных коренных народов, включая печ , мискито , мискито самбу и тавакха , а также популяции метисов и представителей европейского и восточно- или южноазиатского происхождения. Все эти группы говорят на своих языках, но в отчетах колониальной эпохи также упоминаются «мексиканцы» (предположительно науатль ) и варианты ленканских языков (коло, улуа, ленка) в районе Тагузгальпа к востоку от Трухильо. [10]

Печ . (одно время называвшийся пайя) «ведёт свою родословную от Чильмеки в истоках реки Платано, недалеко от легендарного и затерянного Сьюдад-Бланки» [11] В прошлом в этом районе также жила другая группа коренных народов, известных мискито как ра, которые были очень воинственными и ели людей. [12] Биосфера Рио-Платано, объявленная в 1980-х годах, представляет собой более крупную территорию, которая включает в себя все охраняемые территории, определенные в 1961 году Конгрессом Гондураса по предложению создателя общей карты Гондураса 1954 года д-ром Хесусом Агиларом Пасом как охраняемая территория Сьюдад-Бланка. Пограничный спор Гондураса и Никарагуа не был разрешен до 1960 года во Всемирном суде в Гааге. Агилар Пас отметил на своей карте место под названием «Сьюдад-Бланка» вопросительным знаком. [13] [14] Руины в Пече называются Као Камаса (Белый дом на английском языке, Каса Бланка на испанском языке). [15]

Популярные источники о Сьюдад-Бланке утверждают, что это был очень богатый город, связанный с городом или провинцией Тагузгальпа к востоку от Трухильо, который испанцы неоднократно пытались завоевать, но не смогли. [16] Коренные жители, такие как печ, таваки и мискито, говорят о городе, в который нельзя войти, или, если войдут обычные люди, они не смогут ничего из него вынести, и если они скажут, где он находится, они будут наказаны. По некоторым версиям, это укрытие божеств, отступивших от испанских захватчиков. [17] Некоторые рассказы о Сьюдад-Бланке включают намеки на легенду об Эльдорадо , воображаемом месте в Южной Америке . [5] [18] [19] [20] В Гондурасе испанцы колониальной эпохи имели золотой рудник, расположенный между реками Паулайя и Сико, в районе, который в колониальные времена назывался Эльдорадо. [21]

Точное происхождение легенды о Сьюдад-Бланке неясно. Испанского конкистадора Эрнана Кортеса часто называют самым ранним упоминанием этой истории, но на самом деле он никогда не упоминал «белый город», и его географические ссылки расплывчаты. Бегли предполагает, что элементы легенды, вероятно, возникли из ранее существовавших историй о Пече и Таваке и что они были объединены с испанскими баснями времен испанского завоевания . [5] [17]

Испанское завоевание

[ редактировать ]

Около 1520 года Кортес получил, по его мнению, «достоверные сообщения об очень обширных и богатых провинциях и о могущественных вождях, правящих ими». [22] Например, Кортес навел справки о месте под названием Уэйтлапатлан ​​(буквально «Старая земля Красной Земли» на языке науа). [23] также известный как Сукутако (в одном экземпляре писем Кортеса написано «Аксукутако») в течение шести лет. [17] [22] В 1526 году он написал испанскому императору Карлу V подробное описание того, что узнал. «Сведения об этой конкретной провинции настолько прекрасны, — писал он, — что, даже если допустить большую часть преувеличений, она превзойдет Мексику по богатству и сравняется с ней по размеру городов и деревень, плотности населения и численности населения». культура его жителей». [22] По словам Кортеса, это место находилось «между пятидесятью и шестьюдесятью лигами » (около 130–155 миль/210–250 км ) от Трухильо . [22] Хотя часто предполагается, что его искали Кортес и другие конкистадоры, записей о таких попытках нет, и он так и не был обнаружен. [17] [24] Испанцы Трухильо сильно повлияли на народы региона Сьюдад-Бланка из-за эпидемий, против которых у них не было защиты, таких как бубонная чума (песте) и оспа (вируэлы), [25] захватив 150 000 человек, которых они отправили из Трухильо в рабство на карибские острова Санто-Доминго и Кубу , где к 1545 году все, кроме 11, умерли, а позже отправили последних из своих 300 энкомьенд охранять форт Санто-Томас в Гватемале в 1645 году, [26] [27] и когда в 1530-х годах они на короткое время использовали принудительный труд для добычи золота в Рио-Паулайя и Рио-Платано, а также на месте Ксео (ныне Фео), Колон, прежде чем Ра, Мискито и европейские пираты вынудили их отступить в Трухильо и с 1645 по 1797 год вплоть до Сонагеры, Колон. [28] [29] [30]

Спекуляции девятнадцатого века

[ редактировать ]

Публикация лордом Кингсборо его девятитома « Древности Мексики», начавшаяся в 1830 году, вызвала значительный интерес к культурам доколумбовой эпохи в Мексике и Центральной Америке, способствуя сохранению наследия романтических спекуляций о «затерянных городах» в Латинской Америке. по сей день. [31] [32] [33] В 1839 году, всего через год после того, как Гондурас стал независимым и суверенным государством, адвокат, исследователь и писатель-путешественник Джон Ллойд Стивенс посетил останки Копана , поселения майя в Гондурасе, а также десятки руин в Центральной Америке и Мексике. Когда он описал свои открытия в двухтомном бестселлере « Случаи путешествий в Центральной Америке, Чьяпасе и Юкатане » с иллюстрациями своего партнера Фредерика Катервуда , воображение публики вспыхнуло. Однако ранние ученые были склонны игнорировать культуры сложного региона Москития, и исследования проводились мало. Несмотря на это, слухи о потерянных городах сохранялись. [5]

В Соединенных Штатах спекуляции о «Затерянных племенах» и других связях между Библией и Америкой, особенно о которых рассказывается в Книге Мормона , а также популярность жанра фантастической литературы «Затерянный мир» воспламенили общественное воображение. Многие люди предполагали, согласно «Явной судьбе» , что руины Мексики и Центральной Америки в конечном итоге станут собственностью Соединенных Штатов. [31]

Король мискито и генерал Томас Лори подписали договор о мире, дружбе и взаимопомощи с Гондурасом в 1845 году, положив конец более чем трехвековой войне между Королевством народов мискито, которое включало территорию Сьюдад-Бланки, и гондурасцами. [34] [35] В следующем году сестра короля мискито, Ана Фредерика в качестве регента, подписала мирный договор с правительством Никарагуа. В 1860 году правительство Гондураса и Великобритания подписали договор, передающий гондурасскую Москитию правительству Гондураса «где бы ни проходила граница с Никарагуа». [36] и Великобритания также подписали аналогичный договор с никарагуанцами. Однако контроль Гондураса в этом районе оставался минимальным, и фактическое решение о том, что район Сьюдад-Бланка фактически даже принадлежал правительству Гондураса, не было принято до 1960 года, после короткой пограничной войны 1958-1959 годов, известной как «Гуэрра-де-Мокорон».

Исследования и предположения начала двадцатого века

[ редактировать ]

Во время Первой мировой войны археолог Сильванус Морли собирал разведданные для Управления военно-морской разведки , а также проводил археологические исследования прибрежных рек Москитии. [37]

В 1924 году археолог Герберт Спинден совершил экспедицию, чтобы посетить места на реках Рио-Патука и Рио-Платано в восточном Гондурасе, впервые сообщив о своем опыте в статье в The New York Times. [38] и в документе, представленном в том же году на 21-м Международном конгрессе американистов в Гетеборге , Швеция. [39] В своей статье Спинден определил «чоротеганскую» культуру, материальные остатки которой были найдены в регионе, простирающемся от центрального Гондураса до восточной и северо-западной Коста-Рики. Он сообщил, сфотографировал и описал большие, тщательно продуманные каменные метаты и цилиндрические сосуды, которые были найдены в качестве наземных находок в Москитии и которые он собрал для Музея археологии и этнологии Пибоди в Гарвардском университете . Спинден сравнил этот материал с предметами, собранными Майнором Купером Китом в Коста-Рике в конце 1800-х годов, а также с предметами, о которых сообщалось в публикациях Карла Вильгельма Хартмана 1901 и 1907 годов из Мерседеса и других мест Коста-Рики .

Хотя некоторые полагают, что самое раннее упоминание о «Белом городе», по-видимому, было сделано пилотом Чарльзом Линдбергом , который, как говорят, сообщил о руинах, которые он видел во время полета над Гондурасом в 1927 году. Однако автор Джейсон Колавито отмечает: «Насколько мне известно, Многие полагают, что название Сьюдад-Бланка произошло от заявления Линдберга 1927 года, но даже в этом нет уверенности, поскольку эта легенда увидела свет только в 1950-х годах, примерно через три десятилетия после этого факта». [40] Говорят, что Линдберг описал его как «удивительный древний мегаполис». [41] Однако, по словам Колавито, «часто цитируемая фраза «удивительный древний мегаполис», приписываемая в недавней книге «Страна джунглей », на самом деле является перефразированием другим автором заявления третьего автора 1958 года». Линдбергу [40] Первое упоминание академика о руинах под названием Сьюдад-Бланка (Белый город) было сделано этнографом из Люксембурга Эдуардом Конземиусом в 1927 году в его отчете о пайе Гондураса Обществу американистов, где он сообщил, что были найдены важные руины. Примерно 25 лет назад между рекой Паулайя и рекой Подорожник кто-то искал каучук и заблудился в этом районе. Его называли Белым городом, потому что его здания и стена вокруг него были из белого камня. [4]

В 1933 году археолог Уильям Дункан Стронг исследовал Гондурас для Смитсоновского института, сосредоточив внимание на островах залива и северо-восточной части материка. [42] «знаменитый «Белый город» Пайя» находится в верхнем регионе Платано . В своем отчете об экспедиции 1935 года Стронг сообщает, что , согласно «местной традиции», [43] По словам Стронга, Спинден, посетивший этот район в 1924 году, «не описывает никаких руин, но упоминает о появлении каменных чаш с головами животных и птиц, а также огромных метатов и плит, подобных тем, что находятся в Лас-Мерседесе в Коста-Рике». [43]

Также в 1933 году президент Гондураса Тибурсио Кариас спонсировал экспедицию в этот регион. Правительство планировало открыть Москитию для колонизации и хотело провести этнологическое исследование коренных народов до того, как их образ жизни будет нарушен. [44] Они заключили контракт с Музея американских индейцев основателем Джорджем Густавом Хейем на проведение исследования. Руководителем экспедиции был нанят исследователь Р. Стюарт Мюррей. [44] Он привез с собой несколько артефактов и слух о «великих руинах, заросших густыми джунглями». [45] «Предполагается, что существует затерянный город... который индейцы называют Городом Обезьяньего Бога», - сообщил он. «Они боятся приближаться к нему, так как верят, что всякий, кто приблизится к нему, в течение месяца будет убит укусом ядовитой змеи». [44] Обратный поход для завершения исследования и поиска города состоялся в 1934 году, но не нашел его. [5] [44]

В 1941 году археолог Дорис Земюррей Стоун опубликовала «Археологию северного побережья Гондураса» (1941), крупный синтез археологии гондурасской Москитии, не содержащий упоминаний о Сьюдад-Бланке. [46]

Теодор Морд и «Затерянный город обезьяньего бога древней Америки»

[ редактировать ]
Иллюстрация Вирджила Финли для The American Weekly, изображающая Храм из «Затерянного города обезьяньего бога» Морда.

В 1940 году Джордж Густав Хей нанял американского авантюриста и будущего шпиона. [47] Теодор Морд отправится в третью экспедицию. [5] Целью экспедиции было дальнейшее изучение местного коренного населения, исследование археологических памятников, составление карты верховьев реки Вампу и поиск, по слухам, «затерянного города». [45]

Через четыре месяца Морд и его коллега Лоуренс С. Браун сообщили, что сделали замечательную находку, среди которой были древние бритвенные лезвия . [48] «Считается, что «Город Обезьяньего Бога» находится здесь: экспедиция сообщает об успехе экспедиции в Гондурас», — гласил заголовок New York Times . [49] Согласно письму, которое Морде отправил домой, «город» находился в «почти недоступной местности между реками Паулайя и Платано ». [49] Морд и Браун, следуя более ранней терминологии Спиндена, описали свою находку как столицу земледельческой цивилизации народа Чоротега . [48]

Вернувшись в Штаты, Морд описал, как прошёл несколько миль по болотам, вверх по рекам и горам, прежде чем наткнулся на руины, которые он интерпретировал как остатки города, обнесенного стеной. [5] В статье для The American Weekly , журнала, воскресного таблоида под редакцией автора фэнтези А. Мерритта , [50] он утверждал, что у него есть свидетельства существования больших разрушенных зданий. [51] Он сказал, что его гиды Пайя рассказали ему, что когда-то здесь был храм с большой лестницей, ведущей к статуе «Обезьяньего Бога». Морд предположил, что это божество было американским аналогом индуистского божества Ханумана , который, по его словам, «был эквивалентом американского Пола Баньяна в его удивительных подвигах силы и смелости». [51] По словам Морде, ему сказали, что к храму есть «длинная лестница», украшенная каменными изображениями обезьян. «Сердцем Храма был высокий каменный помост, на котором стояла статуя самого Обезьяньего Бога. Раньше это было место жертвоприношения». [51] Говорят, что ступеньки на помост были окружены огромными балюстрадами. «В начале одного было колоссальное изображение лягушки; в начале другого крокодил». [51] Он также сказал, что гиды рассказали ему, что город был населен хоротегасами «тысячу или более лет назад». [51] Морде думал, что руины, которые он нашел, с белокаменными стенами, большими фундаментами и лестницами, были построены Чоротега (люди из Чолулы в Манге, которые в Гондурасе также иногда появляются как Чолутекас - люди из Чолулы в Науате и жители Гондураса, похоже, разговорный язык науа). [52] [53] [54]

Морд также рассказал историю об обезьяне, которая украла трех женщин, с которыми она спаривалась, в результате чего на свет появились дети-полуобезьяны-получеловеки. Он заявил: «Аборигенное название обезьяны — Урус, что буквально переводится как «сыновья волосатых людей». Их отцы, или праотцы, — улаки, получеловеки-полудухи, жившие на земле, прямоходящие и имеющие вид огромных волосатых обезьянолюдей». [51] По словам журналистки Венди Гриффин , носители языка науат повторили аналогичную историю антропологу Джеймсу Таггарту много лет спустя. [55] В версии Морда на детей- гибридов охотились ради мести, а в версии науат ребенок вырос и стал Науэуэ , богом-громовержцем . [51] [55]

Морд и Браун привезли тысячи артефактов, большинство из которых стали частью коллекции Музея американских индейцев Фонда Хей в Нью-Йорке. [5] В их число входили каменные лезвия, флейта, каменные статуэтки и каменная утварь. Морд и Браун также сообщили, что нашли следы золота, серебра, платины и нефти. [48] Артефакты теперь являются частью Национального музея американских индейцев в Вашингтоне, округ Колумбия. [5]

Морде поклялся вернуться в Гондурас в январе 1941 года, чтобы провести дальнейшее исследование и раскопки «города», но этого не сделал. [48] Он умер в 1954 году от очевидного самоубийства, так и не найдя средств для возвращения в этот район. [56] Он не раскрыл точное место своего предполагаемого открытия, что заставило более поздних теоретиков заговора утверждать, что его смерть была результатом действия зловещих сил. [5] [17] Более поздние авторы, в том числе журналисты Кристофер Стюарт и Дуглас Престон , связали «Город обезьяньего бога» Морда с Сьюдад-Бланкой. [5] [57] [58]

Престон обнаружил дневники Морда и в своей книге « Затерянный город Обезьяньего бога» раскрыл , что заявление Морда о нахождении Затерянного города было полностью сфабриковано, и что поиски легендарного города им с Брауном на самом деле были прикрытием для тайной охоты за россыпями. золото, которое Морд и Браун обнаружили и добыли в больших количествах вдоль притока Рио-Бланко, вдали от того места, где Морд утверждал, что нашел руины. [59] В дневниках Морда говорится, что он поспешно приобрел артефакты недалеко от побережья, после того как экспедиция вышла из джунглей.

Исследования и предположения конца двадцатого века

[ редактировать ]

Немецкий географ Карл Хельбиг в 1953 году провел обширное исследование археологических памятников в старом регионе Пайя, включая долину Агальта и район Рио-Платано, определив места и приведя примеры археологии с тремя страницами обсуждения конкретно «die Weisse Stadt». (Сьюдад-Бланка или Белый город по-немецки). [60]

В 1960 году правительство Гондураса выделило участок Москитии площадью 2000 квадратных миль и назвало его археологическим заповедником Сьюдад-Бланка. В 1980 году ЮНЕСКО назвала большую территорию, включающую более ранний заповедник, биосферным заповедником Рио-Платано . В 1982 году он был внесен в список Всемирного наследия . [5] Программа «Биосфера» была переименована в «Человек в биосфере», чтобы включить понимание того, что это не парк без людей, а, скорее, в этом районе проживают тысячи местных жителей, некоторые из которых рассказывают истории о больших камнях с петроглифами на реке Рио. Платано, такие как Вальпа Ульбан Силп (Пекенья Пьедра Таллада) и Вальпан Ульбан Тара (Гранде Пьедра Таллада), отмечают пуповину своего народа, то есть то место, где они вышли из земли на эту землю. [61] По словам доктора Криса Бегли, люди жили на территории нынешней биосферы Рио-Платано и в районе Сьюдад-Бланки по крайней мере 3000 лет. [62]

Экспедиция Дэвида Зинка и археолога Эдвина М. Шука 1976 года была снята съемочной группой телевидения. Экипаж на самолете и вертолете отправился в Москитию, где обнаружил древние курганы, над которыми местный житель построил свое жилище. Они также раскопали несколько каменных монолитов.

С 1980-х годов археологи, в том числе Бегли, Джордж Хаземанн и Глория Лара Пинто, исследовали этот район и задокументировали сотни объектов, в том числе Круцитас-дель-Рио-Анер, крупнейшее из зарегистрированных до тех пор, пока лидарная экспедиция 2012 года не задокументировала два более крупных объекта, один из которых до сих пор остается неисследованным. . [5] [63] Новости об их находках в сочетании с легкостью распространения информации в Интернете привели к беспрецедентному интересу с начала века. [17]

Британцы отправили две экспедиции «Операция Дрейк» и «Операция Роли» для поиска затерянного Белого города на реках Платано и Рио-Тинто, а также в районах реки Паулайя в начале 1980-х годов. Они обнаружили оба археологических памятника, которые были довольно простыми, как и следовало ожидать от людей, занимающихся охотой и рыбалкой в ​​тропических лесах, таких как Печ и Тавака, но они также сообщили о крупных сложных памятниках, которые обычно отождествляются со стратифицированными обществами, такими как мезоамериканские общества, а не с более эгалитарный стиль руководства Печа и Тавака. [64] [65] [66]

В 1990-х годах исследователь Тед Масчал (он же Тед Дэнджер) предпринял различные экспедиции в поисках Сьюдад-Бланки, которые спонсировались основанной им организацией под названием «Общество исследования и сохранения Гондураса» (SEPH). Его основной интерес заключался в поиске доказательств исторической основы мифа о Кетцалькоатле и присутствия науатля в этом регионе. [67] Он пришел к выводу, что архитектурные остатки в этом регионе были построены людьми культуры Пипил, говорившими на науа. [68] Среди ученых, поддержавших вероятных строителей крупных руин в районе Сьюдад-Бланка внутри и рядом с биосферой Рио-Платано, - доктор Уильям Фаулер, ведущий этноисторик пипилей, говорящих на науа, и никарао в Центральной Америке, и Венди Гриффин, этноисторик, работающий с Тедом Масшалом, и автор нескольких книг о коренных народах северо-востока Гондураса, особенно о Пече. [69] Доктор Крис Бегли не согласился с этим определением и считал, что коренные народы Москитии переняли такие черты, как площадки для игры в мяч, храмовые курганы с каменными стенами и лестницами, достигающими 12 метров в высоту, города, окруженные стенами, мощеные дороги из белого камня, спускающиеся к рекам и между ними. части памятников, широкое использование каменных кукурузных шлифовальных камней, террасное земледелие, использование тонкой оранжевой керамики, использование вырезанных точек и точечных рисунков (таких, как были найдены на мелкой оранжевой и более грубой керамике в Чолуле в классический период) , [70] и использование пещер для церемониальных целей, таких как археологические раскопки Лас-Круситас на реке Анер недалеко от реки Гуампу, в результате контактов с мезоамериканскими соседями и торговцами. [69] Согласно веб-сайту правительства Гондураса SEDINAFROH, посвященному науас, они упоминают, что пещеры, используемые для церемониальных целей, были важной идентифицирующей частью этой культуры. [71] и репортеры El Heraldo отметили, что использование пещер, каменных точильных камней и каменных статуй в районе Рио-Платано/Сьюдад-Бланка было похоже на то, что было обнаружено в Южном Гондурасе в Чолутека (название от Чолутека, людей из Чолула в Науа) . [72]

Фрэнсис Якам-Симен, Эдмонд Незри и Джеймс Юинг использовали дистанционного зондирования метод изображений радара с синтезированной апертурой (SAR), чтобы «идентифицировать и определить местонахождение затерянного города» среди густой растительности. Они также использовали «радарграмметрические методы» для создания цифровой модели рельефа (ЦМР) исследуемой территории и объединения различных источников данных, «чтобы обеспечить визуальную интерпретацию остатков Сьюдад-Бланки путем визуальной интерпретации фотографий». Эта работа была направлена ​​​​на «руководство групповой экспедицией в будущем». [73] Показанная археология включает головы Кетцалькоатля, кукурузные шлифовальные камни (манос и метатес), а также петроглифы короля с короной и головой обезьяны.

Исследования и предположения начала XXI века

[ редактировать ]

Документальный фильм с участием Бегли и актера Юэна МакГрегора вышел в эфир по американскому телевидению в 2001 году. [17]

в страну джунглей Экспедиция

[ редактировать ]

В 2009 году журналист Кристофер С. Стюарт в сопровождении археолога Кристофера Бегли предпринял экспедицию, легшую в основу книги, опубликованной как «Страна джунглей» (2012), в которой он стремился проследить исследования Морда. Используя дневники Морда в качестве руководства, Стюарт и Бегли посетили ряд археологических памятников в регионе. [57] [58] Однако они не могли быть уверены, что точно следовали по пути Морда, и поэтому не были уверены, что то, что они нашли, было тем, что, по утверждению Морда, он видел. [74]

В рамках проекта LiDAR (UTL)

[ редактировать ]

В 1990-е годы режиссер-документалист Стив Элкинс увлекся легендой и совершил несколько поездок в тропические леса Гондураса в поисках «затерянного города», но так и не нашел его. [5] В 2009 году он узнал, что группа под руководством археологов Арлена и Дайан Чейз из Университета Центральной Флориды использовала LiDAR для картирования территории площадью 200 квадратных километров (20 000 га), охватывающей большую часть плато Вака в Белизе , включая руины Каракола , Участок майя , расположенный в густом тропическом лесу. [75] Картирование с помощью LiDAR показало, что примерно 90% останков этого места не было идентифицировано обычными наземными исследованиями, и были обнаружены крупные сооружения, дороги, водоемы и даже разграбленные гробницы. [5] Картирование финансировалось НАСА , а данные были собраны Национальным научным фондом (NSF) Национальным центром воздушного лазерного картографирования (NCALM), исследовательским центром воздушного научного картографирования LiDAR.

Элкинс объединился с кинорежиссером Биллом Бененсоном, чтобы основать UTL («Under the LiDAR») Productions LLC для финансирования картографирования, последующих наземных поисков и производства фильмов, направленных на обнаружение поселений в регионе, где предположительно расположен Сьюдад-Бланка на востоке Гондураса. [5] В течение семи дней в 2012 году они летали на самолете Cessna 337 Skymaster с оборудованием LiDAR над четырьмя целевыми районами. Данные LiDAR, объединенные с данными GPS, первоначально были интерпретированы Картером, который сказал: «Я не думаю, что мне потребовалось больше пяти минут, чтобы увидеть что-то похожее на пирамиду». [5] Он считал, что на изображениях изображены колонны, множество геометрических курганов, связанные между собой площади и обширные участки местности, измененной человеком. [5]

Узнав о находке, министр внутренних дел Африкано Мадрид сообщил президенту Гондураса Порфирио Лобо Сосе , что, по его мнению, Сьюдад-Бланка была обнаружена. По словам Престона, они оба «приписали руку Бога», при этом Мадрид заметил: «Совпадений не бывает... Я думаю, что у Бога есть необычайные планы для нашей страны, и Сьюдад-Бланка может быть одним из них». [5] 15 мая 2012 года Элкинс и Хуан Карлос Фернандес Диас, гондурасский оператор LiDAR, представили свои результаты в прямом эфире по гондурасскому телевидению. Они уточнили свое заявление, описав свою находку как «что, по-видимому, является свидетельством археологических руин в районе, где, по слухам, долгое время находился затерянный Сьюдад-Бланка», но в сообщениях основных средств массовой информации сообщалось, что город был найден. [5]

Как и в случае с предыдущими находками, некоторые археологи сразу раскритиковали это заявление. Розмари Джойс , мезоамериканский специалист и эксперт по гондурасской археологии из Калифорнийского университета в Беркли , назвала это «большой шумихой» и «плохой археологией». [76] Она сказала: «Это как минимум пятый раз, когда кто-то объявляет, что нашел Белый город… Белого города не существует. Белый город — это миф. Я весьма предвзято отношусь к этой группе людей, потому что они авантюристы, а не археологи. Им нужны зрелища». [5] Тем не менее, она подтвердила, что на изображениях действительно видны археологические особенности , и отметила, что там было то, что казалось: «...три крупных кластера более крупных построек, площадь, преимущественно общественное пространство и, возможно, площадка для игры в мяч, и множество курганов». [5] Престон отметила: «Она предположила, что это место датируется поздним или постклассическим периодом , между 500 и 1000 годами нашей эры». [5]

В мае 2013 года археологическая группа Элкинса объявила дополнительные подробности, основанные на дальнейшем анализе данных LiDAR, а средства массовой информации снова распространили легенду о «затерянном городе». [5]

В феврале 2015 года совместная гондурасско-американская экспедиция, организованная UTL и правительством Гондураса, исследовала один из двух крупных объектов, обнаруженных в ходе лидарной съемки 2012 года. В мероприятии приняли участие десять ученых-докторов наук, в том числе гондурасские и американские археологи, антропологи, инженеры, а также кинематографисты, писатель, вспомогательный персонал и солдаты гондурасского спецназа. Команда обследовала и нанесла на карту обширные площади, земляные валы, земляную пирамиду, оросительные каналы и возможное водохранилище. Они также обнаружили нетронутый тайник с искусно вырезанными каменными подношениями у основания центральной пирамиды, помещенный там, когда город был заброшен 500 лет назад. [77]

В августе 2016 года команда UTL опубликовала отчет о своих выводах в рецензируемом онлайн-журнале. [78] Популярный отчет об экспедиции опубликован в книге Дугласа Престона 2017 года . [79]

Археологические интерпретации

[ редактировать ]

Археологические интерпретации Сьюдад-Бланки практически отсутствуют. Сьюдад-Бланка не упоминается в академических обзорах археологии Гондураса или в диссертации Бегли 1999 года по археологии региона. [46] [80] [81] [82] [83] [84] Истории о том, как можно было увидеть Сьюдад-Бланку на расстоянии, сегодня распространены в Гондурасе. Археолог Гордон Уилли предположил, что люди ошибочно принимали белые известняковые скалы за архитектуру. [5] Тем не менее, печ, мискито и ладино в Москитии также сообщают, что видели Сьюдад-Бланку и даже ночевали там, когда отправлялись на охоту, и, в частности, ладино сопровождали кинематографистов и археологов на места археологических раскопок в регионе. [20] [67] [85]

В 1994 году Джордж Хаземанн , бывший руководитель отдела археологии Гондурейского института антропологии и истории (IHAH), заявил, что около 200 известных археологических памятников в Москитии, возможно, были частью единой политической системы, в которой доминировал «огромный центр приматов». «», что означает одно поселение, на много порядков превышающее другие, которое еще не идентифицировано. [5] [86] Хаземан, ссылаясь на археологические остатки поселений, а также рассказанные о них легенды, сообщил журналисту, что может быть несколько « белых городов» . в Москитии [87]

Было много заявлений об открытии Сьюдад-Бланки. «Примерно каждые десять лет кто-нибудь его находит», — говорит Бегли. [5] который задокументировал эту историю претензий в статье 2016 года для книги « Затерянный город, найденная пирамида» . [88] Большинство профессиональных археологов по-прежнему скептически относятся к тому, что различные легенды, окружающие Сьюдад-Бланку, относятся к конкретному месту. [89] По словам Бегли, различные версии легенды не содержат «каких-либо характеристик, черт или идентифицирующих атрибутов», что делает невозможным сказать, что какой-либо конкретный археологический объект является Сьюдад-Бланка. [17] Джейсон Колавито, автор и блоггер, посвященный псевдоархеологии , считает продвижение мифа о «Белом городе» частью неолиберальной стратегии по привлечению туризма в Гондурас. [90]

UTL-интерпретация данных LiDAR

[ редактировать ]

В середине июня 2012 года археолог Кристофер Фишер из Университета штата Колорадо , мезоамериканский специалист, имеющий опыт работы в Западной Мексике, [91] присоединился к проекту УТЛ. Фишер, который ранее использовал LiDAR на Пурепеча археологических раскопках в Ангамуко в Мичоакане , Мексика, потратил шесть месяцев на анализ данных Элкинса. [5] [92] В декабре он представил свои выводы команде. «Там [в Т3] большой город», - сказал он. «По географическому охвату он сравним с центром Копана» (около двух квадратных миль). [5] Он также определил большой город в Т1 , множество небольших объектов и, возможно, небольшой город в Т2. По словам Фишера, стоянки Т1 и Т3 такие же большие или даже больше, чем самые крупные предыдущие находки в Москитии. «Каждая из этих областей когда-то была полностью измененной средой обитания человека», — сказал он. [5] Фишер сказал, что каждый из участков имел четкое разделение пространства, социальную стратификацию и имел дороги, ведущие к фермам и окраинным поселениям, но, в отличие от Копана и Каракола, которые были построены вокруг центрального ядра, поселения Москитии были более рассредоточенными. [5]

Фишер и географ Стивен Лейс из Университета штата Колорадо представили свои выводы на ежегодной конференции Американского геофизического союза в мае 2013 года. [93] [94] Когда его спросили, была ли найдена Сьюдад-Бланка, Фишер засмеялся и сказал: «Я не думаю, что существует один-единственный Сьюдад-Бланка. Я думаю, что их много». [5] По его словам, легенда может иметь культурное значение, но для археологов она в основном отвлекает. [5]

О дополнительных исследованиях в этой области сообщил Дуглас Престон в статье для National Geographic от 2 марта 2015 года . [6] Престон отмечает, что «археологи обследовали и нанесли на карту обширные площади, земляные валы, курганы и глиняную пирамиду...» и «также обнаружили замечательный тайник каменных скульптур», включая метаты или каменные сиденья и «тонко вырезанные сосуды, украшенные змеями, зооморфными фигуры и стервятники».

В рамках проекта проводились раскопки в 2016 и 2017 годах, в результате которых были обнаружены сотни каменных подношений, оставленных у основания центральной глиняной пирамиды, первого такого неповрежденного тайника, когда-либо раскопанного в Гондурасе. Работу проводила совместная гондурасско-американская археологическая группа под руководством Вирхилио Паредеса, директора Гондурасского института антропологии и истории. [95] [6] Однако археологические открытия вызвали критику со стороны нескольких гондурасских археологов, которые утверждали, что Сьюдад-Бланка был и остается мифом, а не «открытием». [8] [96] Гондурасский археолог Рикардо Агурсия заметил: «То, что мне удалось увидеть, имеет очень мало научной ценности. Что мне также кажется странным, так это то, что новости такого типа впервые публикуются за пределами Гондураса». [96]

Некоторые археологи в США также критически отнеслись к проекту, при этом Розмари Джойс заявила: «Читая эти отчеты, кажется, что 1915 год наступил снова, и все, что настоящие археологи изучали за последнее столетие, было сметено. Для современных археологов, которые не пытаются возвеличить себя или жить фантазиями о расхитителях гробниц, образы «открытия» и «потерянных цивилизаций» делают эту историю трагичной: вместо знаний эта история является посланием невежества». [97] В интервью The Guardian археолог проекта Крис Фишер заявил: «Мы никогда не говорили, что это Сьюдад-Бланка или город потерянного бога-обезьяны», и отверг обвинения как «смехотворные» и исходящие от археологов, которые не участвовали в экспедиции. понятия не имел, где находится это место, и не знал об археологических находках, поскольку они еще не были опубликованы. [98] Правительство Гондураса также защитило совместный гондурасско-американский исследовательский проект от критиков. «Они критиковали, потому что не были вовлечены», — сказал Вирхилио Паредес, директор Гондурасского института антропологии и истории. «Да ладно! Они должны были бы спросить: «Как мы можем принять участие и помочь?» Это проект для моей страны, Гондураса, для детей моих детей». [99]

Более глубокое понимание региона

[ редактировать ]

Археологи пришли к выводу, что общества того, что сейчас называется Истмо-Колумбийской территорией, вероятно, расчищали огромные площади земли и занимались сельским хозяйством. Фишер полагает, что предполагаемые «негостеприимные джунгли», вероятно, больше походили на «ухоженный сад» с многочисленными культурами, смешанными вокруг плотных жилых поселений. [5] Точка зрения Фишера согласуется с другими недавними интерпретациями местного сельского хозяйства на юге Центральной Америки. [100]

Коренные народы региона построили монументальную архитектуру, площади и даже площадки для игры в мяч с параллельными сторонами для игры в нечто похожее на мезоамериканскую игру с мячом . [9] [5] Эти общества, вероятно, строили свои дома и большие надстройки из скоропортящихся материалов, таких как плетень, мазня и солома с , фундаментом из округлого речного булыжника, а не из тесаного камня и щебня, которые использовались в больших зданиях цивилизации майя . [5] Подобные строительные методы, используемые в районе Сьюдад-Бланки, также были описаны испанцами для говорящих на науа общин Никарао в Никарагуа. [101] На сегодняшний день самое обширное археологическое исследование департамента Грасиас-а-Дьос было проведено Бегли, который задокументировал десятки мест со значительными архитектурными остатками. По словам Бегли, этот регион находился под культурным влиянием как со стороны майя, так и со стороны науа, но основное доколумбовое население, по-видимому, было предками печ , народа , говорящего на языке чибчан . [9]

Культурное влияние

[ редактировать ]

Легенда о Сьюдад-Бланке широко известна в Гондурасе. [5] В июне 2012 года ежедневная газета Гондураса El Heraldo опубликовала серию из нескольких частей, посвященную легенде Сьюдад-Бланки и археологическим находкам в биосферном заповеднике Рио-Платано . [102]

Для народа Печ в Гондурасе «то, что «потеряно» в этом затерянном городе, — это не сам город», — объясняет Бегли. «Это представляет собой своего рода золотой век, их утраченную автономию, надежду или возможность». [5] В рассказе Печа под названием «Пататауа», собранном антропологом Лазаро Флоресом, жители Сьюдад-Бланки были «в союзе с духами великих штормов», такими как Громовержцы. [55]

В 2012 году гондурасский режиссер Хуан Луис Франкони снял Эль Ксендра» полнометражный научно-фантастический фильм « , снятый в Гондурасе. В фильме четверо ученых переживают серию паранормальных явлений, которые приводят их в место под названием Сьюдад-Бланка. В актерский состав вошли Хуан Пабло Олислагер (Карлос), Борис Барраса (Док), Росио Карранса (Марсела) и Фабиан Сейлс (Диего). [103] В маркетинге фильма упоминался феномен 2012 года , действие которого происходит в январе 2013 года, после предполагаемого «апокалипсиса майя» 21 декабря 2012 года. [104] [105]

Страна Джунглей

[ редактировать ]

В своей научно-популярной книге «Страна джунглей» 2013 года журналист Кристофер С. Стюарт рассказывает о своем исследовании тропических лесов Грасиас-а-Дьос в поисках Сьюдад-Бланки. Археолог Кристофер Бегли помог возглавить поездку, в ходе которой Стюарт посетил ранее задокументированный археологический объект с монументальной архитектурой. [57] История достигает кульминации, когда Стюарт и Бегли достигают больших руин, которые могли быть, а могли и не быть тем, что нашел Морд. Заканчивается на философской ноте. Это место не может быть Сьюдад-Бланка, объясняет Бегли, «потому что Белый город всегда должен быть потерян» по определению. [5]

Легенда об обезьяньем боге

[ редактировать ]

4 октября 2015 года на канале National Geographic состоялась премьера документального фильма «Легенда об обезьяньем боге » о поисках Стива Элкинса по поиску Белого города. В нем представлены интервью с Элкинсом и писателем Дугласом Престоном , который сопровождал экспедицию в Гондурас в 2015 году, а также со Стюартом. [106]

Затерянный город обезьяньего бога (книга)

[ редактировать ]

3 января 2017 года книга «Затерянный город обезьяньего бога: Правдивая история» автора Дугласа Престона вышла в свет . В нем рассказывается история поисков Сьюдад-Бланки, или Затерянного города Обезьяньего Бога, а также представлена ​​история поисков Сьюдад-Бланки Стивом Элкинсом, а также описание экспедиции «Под LiDAR» (UTL) и ее результатов. [99] [79]

В погоне за затерянным городом

[ редактировать ]

После выхода книги Дугласа Престона « Затерянный город обезьяньего бога: правдивая история» режиссер Том Вайнберг опубликовал хорошо иллюстрированную книгу под названием « В погоне за затерянным городом: хроники открытий в Гондурасе» , в которой он лично рассказал о своем опыте с оператор Стив Элкинс и режиссер/продюсер Билл Бененсон в поисках Белого города. Он был задуман как иллюстрированный дополнительный том к книге Престона, содержащий дополнительную документацию об экспедициях UTL Productions в 2012 и 2015 годах. Большая часть контента была написана в форме «хроник», записанных во время экспедиций. В этой книге также приведены дополнительные первичные документы экспедиции. [107]

Затерянный город обезьяньего бога (фильм)

[ редактировать ]

Документальный фильм « Затерянный город обезьяньего бога» . [108] продюсером и режиссером выступил Билл Бененсон, в нем участвуют Стив Элкинс и Дуглас Престон, а также такие критики проекта, как археолог Розмари Джойс . Премьера состоялась на канале Science Channel , принадлежащем Discovery, Inc. [109] 31 октября 2021 г.

Хронология

[ редактировать ]
  • 1526 г. - Эрнан Кортес пишет об Уэйтапалане, провинции, которая «превысит Мексику по богатству». [22]
  • 1544 г. - епископ Кристобаль де Педраса описывает город, жители которого, по словам местных информаторов, «едят с золотых тарелок». [17]
  • 1924 – Археолог Герберт Спинден из Музея археологии и этнологии Пибоди при Гарвардском университете исследует археологические памятники на реке Платано . [38]
  • 1927 - Этнограф Эдуард Конземиус упоминает «белый город» в отчете о народе печ в Гондурасе Международному конгрессу американистов. [4]
  • 1933 - Археолог Уильям Дункан Стронг исследует Москитию для Смитсоновского института. [110]
  • 1934 - Исследователь Р. Стюарт Мюррей из Клуба исследователей предпринимает экспедицию к рекам Вампу и Патука, возвращаясь с коллекцией артефактов из восточного Гондураса. [111]
  • 1940 – Исследователь Теодор Морд утверждает, что обнаружил «Затерянный город Обезьяньего Бога». [112]
  • 1952 - Экспедиция исследователя Тибора Секеля, финансируемая Министерством культуры Гондураса. [ нужна ссылка ]
  • 1960 — Горный инженер Сэм Глассмайр вместе с писателем-призраком Хэнком Чепменом пишет об открытиях на реке Вампу в статье под названием «Я нашел затерянный город» для « Империи ».
  • 1976 – Дэвид Зинк и археолог Эдвин М. Шук снимают экспедицию в тропические леса Москитии. [ нужна ссылка ] Джим Вудман, Билл Шпорер и Фаусто Падилло искали Сьюдад-Бланку на реке Вампу, как сообщается в Sports Illustrated. [113]
  • 1985 – Операция «Роли». [114]
  • 1990 - Географ Питер Херлихи , картография коренных народов в биосферном заповеднике Рио-Платано. [115]
  • 1993 – Исследователи Джим Юинг и Тед Масчал (он же Тед Дэнджер) [67]
  • 1990-е годы - археолог Кристофер Бегли проводит региональное исследование в Дульсе Номбре де Кульми, которое становится основой для его докторской диссертации по антропологии в Чикагском университете в 1999 году. [84]
  • 1997 — Дуглас Престон описывает планы Стива Элкинса об экспедиции в поисках «затерянного города» в статье в The New Yorker . [116]
  • 1998 - Фрэнсис Якам-Симен, Эдмонд Незри и Джеймс Юинг утверждают, что нашли Сьюдад-Бланку с помощью радара с синтезированной апертурой (SAR). [73] [117]
  • 2001 - Актер Юэн МакГрегор вместе с Бегли и экспертом по выживанию Рэем Мирсом снимают документальный фильм о регионе. [118]
  • 2004 г. - открыто грунтовое шоссе, которое соединяет биосферный заповедник Рио-Платано между Сико на реке Сико и шоссе Северного побережья, что способствует незаконным вырубкам леса, контрабанде наркотиков и краже археологических артефактов через департамент Колон. [119]
  • 2008 - Журналист Кристофер С. Стюарт и археолог Кристофер Бегли пытаются проследить путешествие Морда, описанное в книге Стюарта « Страна джунглей: загадочный затерянный город, шпион Второй мировой войны и правдивая история смертоносных приключений». [57]
  • 2010 - Правительство Гондураса открывает EcoRuta Kao Kamasa (Эко-маршрут Белого города) между городом Санта-Мария-дель-Реаль (ранее Эскамильпа), Оланчо, через общины Печ в Дульсе-Номбре-де-Кульми, Оланчо и до входа в Рио. Биосферный заповедник Платано в муниципалитете Дульсе-Номбре-де-Кульми, Оланчо, по данным газеты El Heraldo, Министерства туризма Гондураса (ITH) и Национальной палаты туризма (CANATURH). [120] [121] Поскольку дороги в этот район улучшаются и расширяются, это способствует незаконным вырубкам леса, контрабанде наркотиков, незаконному убийству находящихся под угрозой исчезновения видов в биосфере и краже археологических артефактов в районе Сьюдад-Бланка через Оланчо, которые уже существуют, как показано на видео 2011 года «Рай». в опасности» [122] и видео 2000 года «Откройте для себя биосферу Рио-Платано в поисках Сьюдад-Бланки». [123] Насколько хватает глаз, разница между походом через густые джунгли в 2000 году и скотоводческими ранчо в 2011 году вызывает тревогу.
  • 2012 - Многопрофильная группа UTL Productions во главе с режиссерами Стивом Элкинсом и Биллом Бененсоном обследует территорию с помощью LiDAR. [5] [89]
  • 2015 – Многопрофильная группа UTL Productions при участии археолога Кристофера Фишера сообщает об археологических находках в этом районе, включая руины построек и фрагменты зооморфной каменной скульптуры. [6] Канал National Geographic представляет «Легенда об обезьяньем боге» . документальный фильм об экспедиции
  • 2016 – Кристофер Бегли публикует историю заявлений об открытии Сьюдад-Бланки. [88] Кристофер Фишер и другие авторы публикуют статью « Определение моделей древних поселений с помощью LiDAR в регионе Москития в Гондурасе » в PLOS One 25 августа. рецензируемом научном журнале с открытым доступом [78]
  • 2017 — Дуглас Престон , американский писатель и журналист, издаёт книгу « Затерянный город обезьяньего бога: Правдивая история» об истории поисков Сьюдад-Бланки и открытиях, сделанных экспедициями UTL Productions. [99] [79] и кинорежиссер Том Вайнберг публикует « В погоне за затерянным городом: хроники открытий» в Гондурасе с дополнительной первичной документацией, включая множество фотографий. [124]
  • документального фильма « Затерянный город обезьяньего бога» , продюсера и режиссёра Билла Бененсона с участием Стива Элкинса 2021 — Премьера , на канале Science Channel , принадлежащем Discovery, Inc. , в качестве «Жуткого специального выпуска» в на Хэллоуин . ночь [125]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Бегли, Кристофер (2016). «Затерянный белый город Гондураса: открыт снова (и снова)». Ин Кард, Джеб; Андерсон, Дэвид (ред.). Затерянный город, найденная пирамида: понимание альтернативной археологии и псевдонаучных практик . Университет Алабамы Пресс. стр. 35–45. ISBN  978-0817319113 .
  2. ^ Бегли, Кристофер (13 апреля 2017 г.). «Затерянный город, который не затерян, не город и его не нужно открывать» . Сапиенс .
  3. ^ Колавито, Джейсон «О развитии мифа о Сьюдад-Бланке» http://www.jasoncolavito.com/blog/on-the-development-of-the-ciudad-blanca-myth
  4. ^ Jump up to: а б с Конземиус, Эдуард (1927) «Los Indios Payas de Honduras, Estudio geografico, Historical, etnografico y Liningo» в Journal de la Societé des Americanistes. Том 19, с. 302
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к Престон, Дуглас (6 мая 2013 г.). «Машина Эльдорадо» . Житель Нью-Йорка . стр. 34–40.
  6. ^ Jump up to: а б с д Престон, Дуглас (2 марта 2014 г.). «Эксклюзив: в тропических лесах Гондураса обнаружен затерянный город» . Нэшнл Географик . Архивировано из оригинала 3 марта 2015 года . Проверено 2 марта 2015 г.
  7. ^ Джойс, Розмари. В Гондурасе настоящий археологический сюрприз…» http://blogs.berkeley.edu/2015/03/03/theres-a-real-archaeological-surprise-in-honduras/
  8. ^ Jump up to: а б Паз, Татьяна (4 марта 2015 г.). «Белый город — миф для гондурасских археологов» . Пресса . Проверено 4 марта 2015 г.
  9. ^ Jump up to: а б с Бегли, Кристофер Тейлор (1999). «Стратегии элитной власти и внешние связи в Древнем Восточном Гондурасе (докторская диссертация)». Диссертации УМИ . Ссылка. № 9934024.
  10. ^ Херранц, Атанасио (2000) Государство, общество и языковая лингвистическая политика в Гондурасе, Тегусигальпа: редакция Гуаймураса
  11. ^ Стивенс, Стэнли (1997) Сохранение посредством культурного выживания: коренные народы и охраняемые территории. Island Press, Вашингтон, округ Колумбия. п. 106.
  12. ^ Вуд, Скотт (2103) Москития изнутри. Тегусигальпа: министр культуры, искусства и спорта.
  13. ^ «В поисках Сьюдад-Бланки» . Ютуб (видео). СЕФ. 2000.
  14. ^ (Акилар Пас, Хесус (1954) Общая карта Республики Гондурас)
  15. ^ Флорес, Лазаро Х. и Венди Гриффин (1991) Боги, герои и люди в мифической вселенной Печ, Сан-Сальвадор: Центроамериканский университет Хосе Симеона Каньяса
  16. ^ Конземиус, Эдуард (1927) «Los Indios Payas de Honduras, Estudio geografico, Historical, etnografico y лингвистика» в Journal de la Societé des Americanistes, том 19, 1927, стр. 245-302
  17. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Легенда Сьюдад-Бланки» . Археология Москитного берега Гондураса . Фонд исследований . Проверено 26 мая 2013 г.
  18. ^ Вуд, Скотт (2013) Ла Москития изнутри: исторические, антропологические и культурные аспекты, Тегусигальпа: министр культуры, искусства и спорта
  19. ^ Конземиус, Эдуард (1927) Los Indios Payas de Honduras, Estudio geografico, Historical, ethnografico y лингвистика, в Journal de la Societe des Americanistes, том 19, 1927, стр.302
  20. ^ Jump up to: а б Гриффин, Венди (2013) « Страна джунглей »
  21. ^ Конземиус, Эдуард (1927) «Los Indios Payas de Honduras, Estudio geografico, Historical, etnografico y Liningo» в Journal de la Societé des Americanistes, том 19, 1927, стр.245-302
  22. ^ Jump up to: а б с д и Кортес, Эрнан (1868) [1526]. Пятое письмо Эрнана Кортеса императору Карлу V. Гаванго, Дон Паскуаль перевод. п. 118 . Проверено 24 мая 2013 г.
  23. ^ «Легенда Сьюдад-Бланки» . mosquitia.tripod.com .
  24. ^ Уокер, Тим (14 мая 2013 г.). «Археологи обнаружили загадочный затерянный город Сьюдад-Бланка?» . Независимый . Лондон . Проверено 15 мая 2013 г.
  25. ^ Маклауд, Мердо (1973) Испанская Центральная Америка: социально-экономическая история 1520-1720 гг., Беркли: Калифорнийский университет
  26. ^ Ньюсон, Линда (1986) Цена завоевания: упадок Индии под властью Испании в Гондурасе. Лондон: Вествью Пресс
  27. ^ Лейва, Гектор (1991) Колониальные документы Гондураса Тегусигальпа: Centro de Publicaciones Obispado de Choluteca, Гондурас
  28. ^ Лейва Вивас, Рафаэль (1982)Торговля черными рабами в Гондурас. Тегусигальпа: редакционная статья Гуаймураса
  29. ^ Гомес, пастор (2012) Горное дело Aurifera, черные рабы и межэтнические отношения 16 века. Тегусигальпа: IHAH
  30. ^ Вуд Ронас, Скотт (2013) Москития изнутри: аспекты, антропологические и культурные. Тегусигальпа: Министерство культуры, искусства и спорта.
  31. ^ Jump up to: а б Эванс, Р. Трипп (2004), Роман о майя: мексиканская древность в американском воображении, 1820–1915 , Остин: University of Texas Press, стр. 89, 102.
  32. ^ Уильямс, Стивен (1991) Фантастическая археология: дикая сторона предыстории Северной Америки. Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета.
  33. ^ Вошоп, Роберт (1962) Затерянные племена и затонувшие континенты: миф и метод в изучении американских индейцев. Чикаго: Издательство Чикагского университета.
  34. ^ Дюран, Ромуло Э. (1936) «Эфемериды Гондураса» Revista del Archivo y Biblioteca Nacional, T. XV, No. 1, стр. 15-19.
  35. ^ Вуд Ронас, Скотт (2013) La Moskitia изнутри: исторические, антропологические и культурные аспекты, Тегусигальпа: Секретариат культуры, искусства и спорта
  36. ^ Гриффин, Венди и CEGAH (2005) Гарифунас Гондураса, Сан-Педро-Сула: Центральный принтер
  37. ^ Харрис, Чарльз Х. (2009) Археолог был шпионом: Сильванус Г. Морли и Управление военно-морской разведки Альбукерке: University of New Mexico Press
  38. ^ Jump up to: а б Спинден, Герберт (25 мая 1924 г.). «Приключения в археологии, или бойскаут под руководством вверх по реке и через джунгли в Центральной Америке». Нью-Йорк Таймс .
  39. ^ Спинден, Герберт Дж. (1925) «Культурная зона Чоротеган», 21-й Международный конгресс американистов, Гетеборг, Швеция 2: 529-545
  40. ^ Jump up to: а б Колавито, Джейсон (2013) О развитии мифа о Сьюдад-Бланке , JasonColavito.com.
  41. ^ Стюарт, Кристофер С. (2013) Прощай, iPhone. Прощай, Бруклин. Давайте перенесемся в Гондурас и разобьем лагерь с ягуарами. Салон.com, 5 января 2013 г.
  42. ^ «Выдержки из полевого журнала Уильяма Дункана Стронга (Гондурас, 1933)» . Национальный антропологический архив Смитсоновского института. Архивировано из оригинала 3 марта 2013 года . Проверено 9 марта 2013 г.
  43. ^ Jump up to: а б Стронг, Уильям Дункан (12 февраля 1935 г.). «Археология острова Бэй, Гондурас» . Разные коллекции Смитсоновского института . 92 (14): 161 . Проверено 9 июня 2013 г.
  44. ^ Jump up to: а б с д Рафаэль, Леона (16 июня 1934 г.). «Исследователь ищет легендарный затерянный город; отвергает более слабое сексуальное общение» . Калгари Дейли Геральд . п. 34 . Проверено 26 мая 2013 г.
  45. ^ Jump up to: а б «Ищите давно затерянный город обезьяньего бога» . Воскресная утренняя звезда . Юнайтед Пресс. 7 апреля 1940 г. с. 7 . Проверено 26 мая 2013 г.
  46. ^ Jump up to: а б Стоун, Дорис (1941), Археология северного побережья Гондураса , Мемуары Музея археологии и этнологии Пибоди, т. 9, № 1, Кембридж, Массачусетс: Музей археологии и этнологии Пибоди, Гарвардский университет
  47. ^ Райсман, Арнольд; Вольф, Джордж (октябрь 2010 г.). «Стамбульская интрига: маловероятный квинтет» . Еврейский журнал . Проверено 10 июня 2012 г.
  48. ^ Jump up to: а б с д «Лезвия бритвы, которыми пользовались туземцы Латинской Америки 1500 лет назад» . Читающий орел . Нью-Йорк. 2 августа 1940 г. с. 11 . Проверено 10 июня 2012 г.
  49. ^ Jump up to: а б « Считается, что здесь находится« Город Обезьяньего Бога »». Нью-Йорк Таймс . 12 июля 1940. л. 17, столбец 1.
  50. ^ Малишевски, Джеймс (2011) Мерритт и память , Грогнардия .
  51. ^ Jump up to: а б с д и ж г Морде, Теодор (22 сентября 1940 г.). «В затерянном городе обезьяньего бога древней Америки» . Милуоки Сентинел . стр. 28–29 . Проверено 10 июня 2012 г.
  52. ^ Морд, Теодор (1939) Тайны гондурасской Москитии, города обезьяньего бога. Отчет в Министерство культуры, туризма и информации. Тегусигальпа
  53. ^ Чепмен, Энн (1974) Никароа и Хоротеги согласно историческим источникам. Сан-Хосе: Университет Коста-Рики
  54. ^ Гриффин, Венди, Эрнан Мартинес Эскобер, Хуана Каролина Эрнандес Торрес (2009) Печ Гондураса: живая этническая группа, Тегусигальпа: Институт антропологии и истории Гондураса
  55. ^ Jump up to: а б с Гриффин, Венди (19 октября 1998 г.). «Легендарный Бог Города Обезьян рассказывает важные истории» . Гондурас на этой неделе Получено июня , 9
  56. ^ «Телепродюсер-самоубийца». Нью-Йорк Таймс . Ассошиэйтед Пресс. 28 июня 1954. стр. 28, столбец 3.
  57. ^ Jump up to: а б с д « Страна Джунглей»: В поисках затерянного города» , Салон , 31 декабря 2012 г.
  58. ^ Jump up to: а б Навотка, Эдвард (2013) Рецензия на книгу: «Страна джунглей», Кристофер С. Стюарт , GuideLive Books, The Dallas Morning News, 18 января 2013 г.
  59. ^ Престон, Дуглас (5 сентября 2017 г.). Затерянный город обезьяньего бога: правдивая история . ISBN  978-1455540013 .
  60. ^ Хельбиг, Карл (1956) Антигуалес (Древности) региона Пайя и индейцы Пайя на северо-востоке Гондураса. Гамбург: самостоятельно опубликовано Гамбургским музеем фольклора и предыстории.
  61. ^ Вуд Ронас, Скотт (2013) La Moskitia изнутри исторических, антропологических и культурных аспектов. Тегусигальпа: Министерство культуры, искусства и спорта.
  62. ^ «Археология Москитного побережья Гондураса» . Архивировано из оригинала 23 декабря 2014 г. Проверено 21 февраля 2020 г.
  63. ^ Лара Пинто, Глория. «Археологические исследования в Гондурасе: извлеченные уроки для прогнозов на будущее » . Журнал Pueblos y Fronteras в цифровом формате (на испанском языке). МХ: УНАМ . Проверено 9 марта 2013 г.
  64. ^ «Текущие исследования» . mosquitia.tripod.com .
  65. ^ Кларк, Кэтрин и др. Археология на побережье Москитии: разведка доколумбовых и исторических поселений вдоль реки Рио-Тинто. Издательство Кембриджского университета
  66. ^ Гриффин, Венди, Эрнан Мартинес Эскобар, Хуана Каролина Эрнандес Торрес (2009) Печ Гондураса: живая этническая группа. Тегусигальпа: Гондурасский институт антропологии и истории
  67. ^ Jump up to: а б с В поисках легендарного города Сьюдад-Бланка , Общество исследования и сохранения Гондураса (SEPH), заархивировано из оригинала 8 января 2014 г. , получено 21 мая 2013 г.
  68. ^ Гриффин, Венди, Гипотеза Сьюдад-Бланки , Общество исследования и сохранения Гондураса (SEPH), заархивировано из оригинала 9 января 2014 г. , получено 21 мая 2013 г.
  69. ^ Jump up to: а б Пенья, Густаво (2012) «Белый город, легенда, пережившая века» http://www.elheraldo.hn/csp/mediapool/sites/ElHeraldo/AlFrente/story.csp?cid=565265&sid= 300&fid=209 Проконсультируйтесь 14 января 2015 г.
  70. ^ Коу, Майкл (1984) Мексика, Лондон: Темза и Гудзон
  71. ^ Нахоас, www.sedinafroh.gob.hn, консультация 14 января 2014 г.
  72. ^ Пенья, Густаво (2012) «Фрагменты тысячелетия, объединяющие восток и юг Гондураса» в http://www.elheraldo.hn/alfrente/565231-213/fragmentos-milenarios-que-unen-el-este-y - Эль-сюр-де-Гондурас Опубликовано 14 января 2015 г.
  73. ^ Jump up to: а б Фрэнсис Якам-Симен; Эдмонд Незри; и Джеймс Х. Юинг«Легендарный затерянный город Сьюдад-Бланка, обнаруженный под тропическим лесом в Гондурасе с использованием изображений SAR ERS-2 и JERS-1», SPIE Proceedings 3496, Earth Surface Remote Sensing II, 21 (9 октября 1998 г.).
  74. ^ Страна джунглей: загадочный затерянный город, шпион времен Второй мировой войны и правдивая история смертоносных приключений , Кристофер С. Стюарт , Kirkus Review.
  75. ^ Фернандес-Диас, Хуан Карлос (весна 2011 г.). «Поднимая завесу полога: бортовой LiDAR для археологии лесных массивов» . Примечания к изображениям . 26 (2) . Проверено 23 мая 2013 г.
  76. ^ «Хорошая наука, большая шумиха, плохая археология», The Berkeley Blog , 7 июня 2012 г.
  77. ^ Юхас, Алан (5 марта 2015 г.). «Археологи нашли два «затерянных города» глубоко в джунглях Гондураса» . Хранитель .
  78. ^ Jump up to: а б Фишер, Кристофер; Хуан Карлос Фернандес-Диас; Анна С. Коэн; Оскар Нил Круз; Алисия М. Гонсалес; Стивен Дж. Лейс; Форенсия Пеццутти; Рамеш Шреста; Уильям Картер (2016). «Определение моделей древних поселений с помощью LiDAR в регионе Москития в Гондурасе» . ПЛОС ОДИН . 11 (8): e0159890. Бибкод : 2016PLoSO..1159890F . дои : 10.1371/journal.pone.0159890 . ПМЦ   4999160 . ПМИД   27560962 .
  79. ^ Jump up to: а б с Престон, Дуглас (2017). Затерянный город обезьяньего бога: правдивая история . Нью-Йорк: Издательство Grand Central Publishing. ISBN  978-1-4555-4000-6 .
  80. ^ Уилли, Гордон (1966), Введение в американскую археологию, Vol. 1 (Северная и Средняя Америка) , Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл
  81. ^ Уилли, Гордон (1971), Введение в американскую археологию, Том. 2 (Южная Америка) , Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл
  82. ^ Стоун, Дорис (1975), Человек доколумбовой эпохи находит Центральную Америку: археологический мост , Кембридж, Массачусетс: издательство Peabody Museum Press
  83. ^ Ланге, Фредерик В. и Дорис З. Стоун, ред. (1984) Археология Нижней Центральной Америки. Университет Нью-Мексико Пресс, Альбукерке.
  84. ^ Jump up to: а б Бегли, Кристофер Тейлор (1999), Стратегии власти элиты и внешние связи в Древнем Восточном Гондурасе (докторская диссертация), Ref. № 9934024
  85. ^ Вуд Ронас, Скотт (2013) Ла Москития: исторические, антропологические и культурные аспекты, Тегусигальпа: Министерство культуры, искусств и спорта
  86. ^ Диксон, Бойд. «Джордж Эрнест Хаземанн» . Проверено 23 мая 2013 г.
  87. ^ Лара-Пинто, Глория; Хаземанн, Джордж (1991). «Легенды и археология: сколько белых городов в Москитии?» [Легенды и археология: сколько белых городов в Москитии?] (на испанском языке). {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  88. ^ Jump up to: а б Бегли, Кристофер (2016). «Затерянный белый город Гондураса: открыт снова (и снова)». В Карде, Джеб. Дж.; Андерсон, Дэвид С. (ред.). Затерянный город, найденная пирамида: понимание альтернативной археологии и псевдонаучных практик . Издательство Университета Алабамы. стр. 35–45. ISBN  978-0-8173-1911-3 .
  89. ^ Jump up to: а б Дьеп, Фрэнси (8 июня 2012 г.). «Как лазеры помогли обнаружить затерянный город Гондураса» . Ежедневные новости инноваций .
  90. ^ Колавито, Джейсон (9 января 2016 г.). «Президент Гондураса поддерживает миф о «белом городе» в борьбе за туристические деньги» .
  91. ^ Хопкинс, Курт « Индиана Джонс становится фанатом: лазерное картографирование LiDAR производит революцию в археологии ». Арстеника , 10 марта 2012 г.
  92. ^ Мо II, Томас Х. (13 апреля 2010 г.), «Древний город, дающий новые подсказки в Мичоакане, Мексика» , The Los Angeles Times
  93. ^ Паппас, Стефани (15 мая 2013 г.). «Руины затерянного города могут скрываться глубоко в тропических лесах Гондураса» . Живая наука . Проверено 15 мая 2013 г.
  94. ^ «Ученые Университета штата Колорадо помогают искать затерянные города в Центральной Америке» (пресс-релиз). Штат Колорадо. 30 апреля 2013 года . Проверено 24 мая 2013 г.
  95. ^ «Археологи начинают раскопки гондурасского «затерянного города» » . Национальные географические новости . 12 января 2016 г. Архивировано из оригинала 15 января 2016 г.
  96. ^ Jump up to: а б «Археологи Гондураса критикуют заявление США об археологическом «открытии»» http://hondurasculturalpolitics.blogspot.com/2015/03/honduran-archaeologies-criticize-us.html
  97. ^ Джойс, Розмари «В Гондурасе настоящий археологический сюрприз…» http://blogs.berkeley.edu/2015/03/03/theres-a-real-archaeological-surprise-in-honduras/
  98. ^ Юхас, Алан (11 марта 2015 г.). «Археологи осуждают National Geographic за заявления о «затерянных городах» Гондураса » . Хранитель . Проверено 11 марта 2015 г.
  99. ^ Jump up to: а б с Стабенов, Дана (11 февраля 2017 г.). «Затерянный город обезьяньего бога» . Лос-Анджелесский обзор книг . Проверено 21 мая 2019 г.
  100. ^ Хупс, Джон В. (2011). Чакон, Ричард Дж; Мендоса, Рубен Дж. (ред.). «Представление изменения человеком древних ландшафтов в Центральной и Южной Америке». Этика антропологии и исследований индейцев . Нью-Йорк: 235–37.
  101. ^ Фаулер, Уильям (1989) Культурная эволюция древних цивилизаций: Пипил-Никароа в Центральной Америке. Норман: Университет Оклахомы Пресс
  102. ^ Сьюдад-Бланка [ Белый город ] (на испанском языке), Эль-Эральдо
  103. ^ Эль Ксендра , IMDb, 2012.
  104. ^ Сивер, Джей, Эль Ксендра , eFilmCritic
  105. ^ «Апокалипсис майя приходит с «Эль Ксендрой». « [Апокалипсис майя приходит с «Эль Ксендрой»], El Diario (на испанском языке)
  106. ^ «Легенда об обезьяньем боге» . Канал National Geographic . Архивировано из оригинала 29 сентября 2015 года.
  107. ^ Вайнберг, Том (2017). В погоне за затерянным городом: хроники открытий Гондураса . Портленд, Орегон: Eckhartz Press. ISBN  978-0-9985171-0-0 .
  108. ^ «Затерянный город обезьяньего бога» . Бененсон Продакшнс .
  109. ^ «Затерянный город обезьяньего бога» . Открытие .
  110. ^ "Уильям Дункан Стронг - Журнал Гондураса, 1933 год" . Национальный антропологический архив Смитсоновского института. Архивировано из оригинала 3 марта 2013 года . Проверено 9 марта 2013 г.
  111. ^ «Исследователь возвращается с индийскими реликвиями, редким камнем, найденным в Гондурасе. Надпись медведей, по его мнению, неопознана». Нью-Йорк Таймс . 14 июля 1934 года.
  112. ^ Морде, Теодор (22 сентября 1940 г.). «В затерянном городе обезьяньего бога древней Америки» . Милуоки Сентинел . стр. 28–29 . Проверено 10 июня 2012 г.
  113. ^ Андервуд, Джон (1978). «Квест в джунглях» . Иллюстрированный спорт .
  114. ^ Лара Пинто, Глория ; Джордж Хаземанн (1992). Винсент Мерфи (ред.). Наследие нашего прошлого. Биосферный заповедник Рио Платано . Гондурас: Литопресс. стр. 16–19.
  115. ^ Херлихи, Питер, «Людская страница», география , географический факультет Университетского университета, заархивировано из оригинала 16 сентября 2012 г.
  116. ^ Престон, Дуглас (1997). «Затерянный город» . Житель Нью-Йорка . Том. 20 октября 1997 г., стр. 79–.
  117. ^ Якам-Симен, Фрэнсис; Эдмонд Незри; Джеймс Юинг (1999). «Легендарный затерянный город найден в тропическом лесу Гондураса с помощью изображений SAR ERS-2 и JERS-1». Международный симпозиум по геонаукам и дистанционному зондированию IEEE 1999 г. IGARSS'99 (Кат. номер 99CH36293) (PDF) . Том. 5. С. 2578–80. дои : 10.1109/IGARSS.1999.771582 . ISBN  978-0-7803-5207-0 . S2CID   17274679 . [ постоянная мертвая ссылка ]
  118. ^ «Поездки, которые не купишь за деньги» . IMDB (запись).
  119. ^ CEGAH и Witness.org (2004) Видео "Площадка Гарифуна Холдинг"
  120. ^ "ЭкоТура Као Камаса" и [1]
  121. ^ "Ruta Turistica Kao Kamasa открывается в Оланчо. Noti Tur, 08.11.2010, http://www.iht.hn/=node/139.
  122. ^ « Рай в опасности » на www.Vimeo.com
  123. ^ «Откройте для себя биосферу Рио-Платано в поисках Сьюдад-Бланки» на www.youtube.com
  124. ^ Вайнберг, Том (2017). В погоне за затерянным городом: хроники открытий Гондураса . Портленд, Орегон: Eckhartz Press. ISBN  978-0-9985171-0-0 .
  125. ^ «Затерянный город обезьяньего бога» . Открытие .
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 89616d74f019abe5d2fea0266e5f49da__1722020100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/89/da/89616d74f019abe5d2fea0266e5f49da.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
La Ciudad Blanca - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)