Белый город
![]() | Эта статья , возможно, содержит оригинальные исследования . ( январь 2015 г. ) |
Белый город ( произносится [la sjuˈðað ˈblaŋka] , по-испански « Белый город ») — легендарное поселение , предположительно расположенное в регионе Москития департамента Грасиас-а-Диос на востоке Гондураса . Он также известен под Печ названием Каха Камаса («Белый город»). Эта обширная территория тропических лесов , включающая биосферный заповедник Рио-Платано , уже давно стала предметом междисциплинарных исследований. Археологи называют его частью Истмо-Колумбийской зоны Америки, в которой преобладающие языки коренных народов включают языки семей чибчан и мисумальпан . Из-за множества вариантов этой истории в регионе большинство профессиональных археологов сомневаются, что она относится к какому-либо конкретному поселению, а тем более к городу доколумбовой эпохи . Они отмечают, что в регионе есть несколько крупных археологических объектов и что упоминания о легендарном Белом городе не могут быть доказаны как относящиеся к какому-то одному месту. [1] [2]
Испанский конкистадор Эрнан Кортес сообщил, что слышал «достоверную» информацию о регионе с «городами и деревнями» чрезвычайного богатства в Гондурасе, но так и не обнаружил их. В 1927 году авиатор Чарльз Линдберг сообщил, что видел «белый город» во время полета над восточным Гондурасом. [3] Первое известное упоминание академика о руинах под названием Сьюдад-Бланка (Белый город) было сделано Эдуардом Конземиусом, этнографом из Люксембурга , в 1927 году. В своем отчете о народе печ в Гондурасе Обществу американистов он сказал: руины были найдены примерно двадцать пять лет назад кем-то, искавшим каучук, который заблудился в районе между реками Паулайя и Платано . Он сказал, что его назвали Белым городом, потому что его здания и стена вокруг него были из белого камня. [4] (Список многочисленных попыток идентифицировать Белый город см. ниже в разделе «Хронология».)
Интерес к Сьюдад-Бланке вырос в 1990-х годах, когда его искали многочисленные исследователи, а новости об археологических работах в этом районе освещались в популярных средствах массовой информации. В 2009 году автор Кристофер Стюарт попытался проследить путь Теодора Морда в 1940 году с помощью археолога Кристофера Бегли. Его книга о поисках «Страна джунглей » была опубликована в 2013 году. В мае 2012 года пресс-релизы, выпущенные командой под руководством -документалиста режиссера Стива Элкинса и правительством Гондураса об дистанционного зондирования исследованиях с использованием LiDAR, возобновили интерес к легенде. Лидарное картирование выявило не одно, а два крупных поселения, одно из которых было размером с ядро Копана . [5] Об открытии Сьюдад-Бланки СМИ еще раз заявили после того, как экспедиция 2015 года исследовала одно из поселений, обнаруженных в ходе лидарной съемки 2012 года, которое, по мнению археологов экспедиции, на самом деле было городом доколумбовой эпохи. [6] Эта работа также была встречена как признанием, так и критикой. [7] [8]
В течение двадцатого века во всей Москитии было обнаружено и задокументировано всего 200 археологических памятников, начиная от крупных комплексных поселений и заканчивая разбросанными артефактами и петроглифами. Древние жители Москитии — одна из наименее известных культур Центральной Америки, самый обширный период застройки которой приходится на 800–1250 годы нашей эры. [9] Однако на данный момент лишь немногие из них были систематически нанесены на карту и научно исследованы, а большие части региона остаются недокументированными с научной точки зрения. Легенда о Сьюдад-Бланке, популярном элементе фольклора в Гондурасе, была предметом множества фильмов, телепрограмм, книг и статей, а в 2010 году правительство Гондураса открыло маршрут экотуризма, чтобы воспользоваться его популярностью, под названием «Рута». Као Камаса» (маршрут плюс название Белого города в Пече) между Санта-Мария-де-Реаль (Эскамильпа в период завоевания), Оланчо и проходит через деревни Печа и город Дульсе-Номбре-де-Кульми либо до южного входа в Рио. Биосфера Платано, национальный парк Сьерра-де-Агальта или предполагаемый заповедник дикой природы горы Малакате в муниципалитете или графстве Дульсе-Номбре-де-Кульми , департамент Оланчо .
Фон
[ редактировать ]Говорят, что Ла-Сьюдад-Бланка расположена в Ла-Москития или рядом с ним , как сообщается, в биосферном заповеднике Рио-Платано , охраняемом объекте всемирного наследия , расположенном в департаментах Грасиас-а-Дьос , Колон и Оланчо в Гондурасе, в том, что археологи называют Истмо-Колумбийской зоной. . Ла-Москития — это участок густого леса, болот, лагун и береговой линии площадью 32 000 квадратных миль, охватывающий восточный Гондурас и северную Никарагуа. Экология этого региона в первую очередь представляет собой среду обитания тропических лесов , хотя некоторые части представляют собой саванну и болота. [5] Москитию населяют несколько различных коренных народов, включая печ , мискито , мискито самбу и тавакха , а также популяции метисов и представителей европейского и восточно- или южноазиатского происхождения. Все эти группы говорят на своих языках, но в отчетах колониальной эпохи также упоминаются «мексиканцы» (предположительно науатль ) и варианты ленканских языков (коло, улуа, ленка) в районе Тагузгальпа к востоку от Трухильо. [10]
Печ . (одно время называвшийся пайя) «ведёт свою родословную от Чильмеки в истоках реки Платано, недалеко от легендарного и затерянного Сьюдад-Бланки» [11] В прошлом в этом районе также жила другая группа коренных народов, известных мискито как ра, которые были очень воинственными и ели людей. [12] Биосфера Рио-Платано, объявленная в 1980-х годах, представляет собой более крупную территорию, которая включает в себя все охраняемые территории, определенные в 1961 году Конгрессом Гондураса по предложению создателя общей карты Гондураса 1954 года д-ром Хесусом Агиларом Пасом как охраняемая территория Сьюдад-Бланка. Пограничный спор Гондураса и Никарагуа не был разрешен до 1960 года во Всемирном суде в Гааге. Агилар Пас отметил на своей карте место под названием «Сьюдад-Бланка» вопросительным знаком. [13] [14] Руины в Пече называются Као Камаса (Белый дом на английском языке, Каса Бланка на испанском языке). [15]
Популярные источники о Сьюдад-Бланке утверждают, что это был очень богатый город, связанный с городом или провинцией Тагузгальпа к востоку от Трухильо, который испанцы неоднократно пытались завоевать, но не смогли. [16] Коренные жители, такие как печ, таваки и мискито, говорят о городе, в который нельзя войти, или, если войдут обычные люди, они не смогут ничего из него вынести, и если они скажут, где он находится, они будут наказаны. По некоторым версиям, это укрытие божеств, отступивших от испанских захватчиков. [17] Некоторые рассказы о Сьюдад-Бланке включают намеки на легенду об Эльдорадо , воображаемом месте в Южной Америке . [5] [18] [19] [20] В Гондурасе испанцы колониальной эпохи имели золотой рудник, расположенный между реками Паулайя и Сико, в районе, который в колониальные времена назывался Эльдорадо. [21]
История
[ редактировать ]Точное происхождение легенды о Сьюдад-Бланке неясно. Испанского конкистадора Эрнана Кортеса часто называют самым ранним упоминанием этой истории, но на самом деле он никогда не упоминал «белый город», и его географические ссылки расплывчаты. Бегли предполагает, что элементы легенды, вероятно, возникли из ранее существовавших историй о Пече и Таваке и что они были объединены с испанскими баснями времен испанского завоевания . [5] [17]
Испанское завоевание
[ редактировать ]Около 1520 года Кортес получил, по его мнению, «достоверные сообщения об очень обширных и богатых провинциях и о могущественных вождях, правящих ими». [22] Например, Кортес навел справки о месте под названием Уэйтлапатлан (буквально «Старая земля Красной Земли» на языке науа). [23] также известный как Сукутако (в одном экземпляре писем Кортеса написано «Аксукутако») в течение шести лет. [17] [22] В 1526 году он написал испанскому императору Карлу V подробное описание того, что узнал. «Сведения об этой конкретной провинции настолько прекрасны, — писал он, — что, даже если допустить большую часть преувеличений, она превзойдет Мексику по богатству и сравняется с ней по размеру городов и деревень, плотности населения и численности населения». культура его жителей». [22] По словам Кортеса, это место находилось «между пятидесятью и шестьюдесятью лигами » (около 130–155 миль/210–250 км ) от Трухильо . [22] Хотя часто предполагается, что его искали Кортес и другие конкистадоры, записей о таких попытках нет, и он так и не был обнаружен. [17] [24] Испанцы Трухильо сильно повлияли на народы региона Сьюдад-Бланка из-за эпидемий, против которых у них не было защиты, таких как бубонная чума (песте) и оспа (вируэлы), [25] захватив 150 000 человек, которых они отправили из Трухильо в рабство на карибские острова Санто-Доминго и Кубу , где к 1545 году все, кроме 11, умерли, а позже отправили последних из своих 300 энкомьенд охранять форт Санто-Томас в Гватемале в 1645 году, [26] [27] и когда в 1530-х годах они на короткое время использовали принудительный труд для добычи золота в Рио-Паулайя и Рио-Платано, а также на месте Ксео (ныне Фео), Колон, прежде чем Ра, Мискито и европейские пираты вынудили их отступить в Трухильо и с 1645 по 1797 год вплоть до Сонагеры, Колон. [28] [29] [30]
Спекуляции девятнадцатого века
[ редактировать ]Публикация лордом Кингсборо его девятитома « Древности Мексики», начавшаяся в 1830 году, вызвала значительный интерес к культурам доколумбовой эпохи в Мексике и Центральной Америке, способствуя сохранению наследия романтических спекуляций о «затерянных городах» в Латинской Америке. по сей день. [31] [32] [33] В 1839 году, всего через год после того, как Гондурас стал независимым и суверенным государством, адвокат, исследователь и писатель-путешественник Джон Ллойд Стивенс посетил останки Копана , поселения майя в Гондурасе, а также десятки руин в Центральной Америке и Мексике. Когда он описал свои открытия в двухтомном бестселлере « Случаи путешествий в Центральной Америке, Чьяпасе и Юкатане » с иллюстрациями своего партнера Фредерика Катервуда , воображение публики вспыхнуло. Однако ранние ученые были склонны игнорировать культуры сложного региона Москития, и исследования проводились мало. Несмотря на это, слухи о потерянных городах сохранялись. [5]
В Соединенных Штатах спекуляции о «Затерянных племенах» и других связях между Библией и Америкой, особенно о которых рассказывается в Книге Мормона , а также популярность жанра фантастической литературы «Затерянный мир» воспламенили общественное воображение. Многие люди предполагали, согласно «Явной судьбе» , что руины Мексики и Центральной Америки в конечном итоге станут собственностью Соединенных Штатов. [31]
Король мискито и генерал Томас Лори подписали договор о мире, дружбе и взаимопомощи с Гондурасом в 1845 году, положив конец более чем трехвековой войне между Королевством народов мискито, которое включало территорию Сьюдад-Бланки, и гондурасцами. [34] [35] В следующем году сестра короля мискито, Ана Фредерика в качестве регента, подписала мирный договор с правительством Никарагуа. В 1860 году правительство Гондураса и Великобритания подписали договор, передающий гондурасскую Москитию правительству Гондураса «где бы ни проходила граница с Никарагуа». [36] и Великобритания также подписали аналогичный договор с никарагуанцами. Однако контроль Гондураса в этом районе оставался минимальным, и фактическое решение о том, что район Сьюдад-Бланка фактически даже принадлежал правительству Гондураса, не было принято до 1960 года, после короткой пограничной войны 1958-1959 годов, известной как «Гуэрра-де-Мокорон».
Исследования и предположения начала двадцатого века
[ редактировать ]Во время Первой мировой войны археолог Сильванус Морли собирал разведданные для Управления военно-морской разведки , а также проводил археологические исследования прибрежных рек Москитии. [37]
В 1924 году археолог Герберт Спинден совершил экспедицию, чтобы посетить места на реках Рио-Патука и Рио-Платано в восточном Гондурасе, впервые сообщив о своем опыте в статье в The New York Times. [38] и в документе, представленном в том же году на 21-м Международном конгрессе американистов в Гетеборге , Швеция. [39] В своей статье Спинден определил «чоротеганскую» культуру, материальные остатки которой были найдены в регионе, простирающемся от центрального Гондураса до восточной и северо-западной Коста-Рики. Он сообщил, сфотографировал и описал большие, тщательно продуманные каменные метаты и цилиндрические сосуды, которые были найдены в качестве наземных находок в Москитии и которые он собрал для Музея археологии и этнологии Пибоди в Гарвардском университете . Спинден сравнил этот материал с предметами, собранными Майнором Купером Китом в Коста-Рике в конце 1800-х годов, а также с предметами, о которых сообщалось в публикациях Карла Вильгельма Хартмана 1901 и 1907 годов из Мерседеса и других мест Коста-Рики .
Хотя некоторые полагают, что самое раннее упоминание о «Белом городе», по-видимому, было сделано пилотом Чарльзом Линдбергом , который, как говорят, сообщил о руинах, которые он видел во время полета над Гондурасом в 1927 году. Однако автор Джейсон Колавито отмечает: «Насколько мне известно, Многие полагают, что название Сьюдад-Бланка произошло от заявления Линдберга 1927 года, но даже в этом нет уверенности, поскольку эта легенда увидела свет только в 1950-х годах, примерно через три десятилетия после этого факта». [40] Говорят, что Линдберг описал его как «удивительный древний мегаполис». [41] Однако, по словам Колавито, «часто цитируемая фраза «удивительный древний мегаполис», приписываемая в недавней книге «Страна джунглей », на самом деле является перефразированием другим автором заявления третьего автора 1958 года». Линдбергу [40] Первое упоминание академика о руинах под названием Сьюдад-Бланка (Белый город) было сделано этнографом из Люксембурга Эдуардом Конземиусом в 1927 году в его отчете о пайе Гондураса Обществу американистов, где он сообщил, что были найдены важные руины. Примерно 25 лет назад между рекой Паулайя и рекой Подорожник кто-то искал каучук и заблудился в этом районе. Его называли Белым городом, потому что его здания и стена вокруг него были из белого камня. [4]
В 1933 году археолог Уильям Дункан Стронг исследовал Гондурас для Смитсоновского института, сосредоточив внимание на островах залива и северо-восточной части материка. [42] «знаменитый «Белый город» Пайя» находится в верхнем регионе Платано . В своем отчете об экспедиции 1935 года Стронг сообщает, что , согласно «местной традиции», [43] По словам Стронга, Спинден, посетивший этот район в 1924 году, «не описывает никаких руин, но упоминает о появлении каменных чаш с головами животных и птиц, а также огромных метатов и плит, подобных тем, что находятся в Лас-Мерседесе в Коста-Рике». [43]
Также в 1933 году президент Гондураса Тибурсио Кариас спонсировал экспедицию в этот регион. Правительство планировало открыть Москитию для колонизации и хотело провести этнологическое исследование коренных народов до того, как их образ жизни будет нарушен. [44] Они заключили контракт с Музея американских индейцев основателем Джорджем Густавом Хейем на проведение исследования. Руководителем экспедиции был нанят исследователь Р. Стюарт Мюррей. [44] Он привез с собой несколько артефактов и слух о «великих руинах, заросших густыми джунглями». [45] «Предполагается, что существует затерянный город... который индейцы называют Городом Обезьяньего Бога», - сообщил он. «Они боятся приближаться к нему, так как верят, что всякий, кто приблизится к нему, в течение месяца будет убит укусом ядовитой змеи». [44] Обратный поход для завершения исследования и поиска города состоялся в 1934 году, но не нашел его. [5] [44]
В 1941 году археолог Дорис Земюррей Стоун опубликовала «Археологию северного побережья Гондураса» (1941), крупный синтез археологии гондурасской Москитии, не содержащий упоминаний о Сьюдад-Бланке. [46]
Теодор Морд и «Затерянный город обезьяньего бога древней Америки»
[ редактировать ]
В 1940 году Джордж Густав Хей нанял американского авантюриста и будущего шпиона. [47] Теодор Морд отправится в третью экспедицию. [5] Целью экспедиции было дальнейшее изучение местного коренного населения, исследование археологических памятников, составление карты верховьев реки Вампу и поиск, по слухам, «затерянного города». [45]
Через четыре месяца Морд и его коллега Лоуренс С. Браун сообщили, что сделали замечательную находку, среди которой были древние бритвенные лезвия . [48] «Считается, что «Город Обезьяньего Бога» находится здесь: экспедиция сообщает об успехе экспедиции в Гондурас», — гласил заголовок New York Times . [49] Согласно письму, которое Морде отправил домой, «город» находился в «почти недоступной местности между реками Паулайя и Платано ». [49] Морд и Браун, следуя более ранней терминологии Спиндена, описали свою находку как столицу земледельческой цивилизации народа Чоротега . [48]
Вернувшись в Штаты, Морд описал, как прошёл несколько миль по болотам, вверх по рекам и горам, прежде чем наткнулся на руины, которые он интерпретировал как остатки города, обнесенного стеной. [5] В статье для The American Weekly , журнала, воскресного таблоида под редакцией автора фэнтези А. Мерритта , [50] он утверждал, что у него есть свидетельства существования больших разрушенных зданий. [51] Он сказал, что его гиды Пайя рассказали ему, что когда-то здесь был храм с большой лестницей, ведущей к статуе «Обезьяньего Бога». Морд предположил, что это божество было американским аналогом индуистского божества Ханумана , который, по его словам, «был эквивалентом американского Пола Баньяна в его удивительных подвигах силы и смелости». [51] По словам Морде, ему сказали, что к храму есть «длинная лестница», украшенная каменными изображениями обезьян. «Сердцем Храма был высокий каменный помост, на котором стояла статуя самого Обезьяньего Бога. Раньше это было место жертвоприношения». [51] Говорят, что ступеньки на помост были окружены огромными балюстрадами. «В начале одного было колоссальное изображение лягушки; в начале другого крокодил». [51] Он также сказал, что гиды рассказали ему, что город был населен хоротегасами «тысячу или более лет назад». [51] Морде думал, что руины, которые он нашел, с белокаменными стенами, большими фундаментами и лестницами, были построены Чоротега (люди из Чолулы в Манге, которые в Гондурасе также иногда появляются как Чолутекас - люди из Чолулы в Науате и жители Гондураса, похоже, разговорный язык науа). [52] [53] [54]
Морд также рассказал историю об обезьяне, которая украла трех женщин, с которыми она спаривалась, в результате чего на свет появились дети-полуобезьяны-получеловеки. Он заявил: «Аборигенное название обезьяны — Урус, что буквально переводится как «сыновья волосатых людей». Их отцы, или праотцы, — улаки, получеловеки-полудухи, жившие на земле, прямоходящие и имеющие вид огромных волосатых обезьянолюдей». [51] По словам журналистки Венди Гриффин , носители языка науат повторили аналогичную историю антропологу Джеймсу Таггарту много лет спустя. [55] В версии Морда на детей- гибридов охотились ради мести, а в версии науат ребенок вырос и стал Науэуэ , богом-громовержцем . [51] [55]
Морд и Браун привезли тысячи артефактов, большинство из которых стали частью коллекции Музея американских индейцев Фонда Хей в Нью-Йорке. [5] В их число входили каменные лезвия, флейта, каменные статуэтки и каменная утварь. Морд и Браун также сообщили, что нашли следы золота, серебра, платины и нефти. [48] Артефакты теперь являются частью Национального музея американских индейцев в Вашингтоне, округ Колумбия. [5]
Морде поклялся вернуться в Гондурас в январе 1941 года, чтобы провести дальнейшее исследование и раскопки «города», но этого не сделал. [48] Он умер в 1954 году от очевидного самоубийства, так и не найдя средств для возвращения в этот район. [56] Он не раскрыл точное место своего предполагаемого открытия, что заставило более поздних теоретиков заговора утверждать, что его смерть была результатом действия зловещих сил. [5] [17] Более поздние авторы, в том числе журналисты Кристофер Стюарт и Дуглас Престон , связали «Город обезьяньего бога» Морда с Сьюдад-Бланкой. [5] [57] [58]
Престон обнаружил дневники Морда и в своей книге « Затерянный город Обезьяньего бога» раскрыл , что заявление Морда о нахождении Затерянного города было полностью сфабриковано, и что поиски легендарного города им с Брауном на самом деле были прикрытием для тайной охоты за россыпями. золото, которое Морд и Браун обнаружили и добыли в больших количествах вдоль притока Рио-Бланко, вдали от того места, где Морд утверждал, что нашел руины. [59] В дневниках Морда говорится, что он поспешно приобрел артефакты недалеко от побережья, после того как экспедиция вышла из джунглей.
Исследования и предположения конца двадцатого века
[ редактировать ]Немецкий географ Карл Хельбиг в 1953 году провел обширное исследование археологических памятников в старом регионе Пайя, включая долину Агальта и район Рио-Платано, определив места и приведя примеры археологии с тремя страницами обсуждения конкретно «die Weisse Stadt». (Сьюдад-Бланка или Белый город по-немецки). [60]
В 1960 году правительство Гондураса выделило участок Москитии площадью 2000 квадратных миль и назвало его археологическим заповедником Сьюдад-Бланка. В 1980 году ЮНЕСКО назвала большую территорию, включающую более ранний заповедник, биосферным заповедником Рио-Платано . В 1982 году он был внесен в список Всемирного наследия . [5] Программа «Биосфера» была переименована в «Человек в биосфере», чтобы включить понимание того, что это не парк без людей, а, скорее, в этом районе проживают тысячи местных жителей, некоторые из которых рассказывают истории о больших камнях с петроглифами на реке Рио. Платано, такие как Вальпа Ульбан Силп (Пекенья Пьедра Таллада) и Вальпан Ульбан Тара (Гранде Пьедра Таллада), отмечают пуповину своего народа, то есть то место, где они вышли из земли на эту землю. [61] По словам доктора Криса Бегли, люди жили на территории нынешней биосферы Рио-Платано и в районе Сьюдад-Бланки по крайней мере 3000 лет. [62]
Экспедиция Дэвида Зинка и археолога Эдвина М. Шука 1976 года была снята съемочной группой телевидения. Экипаж на самолете и вертолете отправился в Москитию, где обнаружил древние курганы, над которыми местный житель построил свое жилище. Они также раскопали несколько каменных монолитов.
С 1980-х годов археологи, в том числе Бегли, Джордж Хаземанн и Глория Лара Пинто, исследовали этот район и задокументировали сотни объектов, в том числе Круцитас-дель-Рио-Анер, крупнейшее из зарегистрированных до тех пор, пока лидарная экспедиция 2012 года не задокументировала два более крупных объекта, один из которых до сих пор остается неисследованным. . [5] [63] Новости об их находках в сочетании с легкостью распространения информации в Интернете привели к беспрецедентному интересу с начала века. [17]
Британцы отправили две экспедиции «Операция Дрейк» и «Операция Роли» для поиска затерянного Белого города на реках Платано и Рио-Тинто, а также в районах реки Паулайя в начале 1980-х годов. Они обнаружили оба археологических памятника, которые были довольно простыми, как и следовало ожидать от людей, занимающихся охотой и рыбалкой в тропических лесах, таких как Печ и Тавака, но они также сообщили о крупных сложных памятниках, которые обычно отождествляются со стратифицированными обществами, такими как мезоамериканские общества, а не с более эгалитарный стиль руководства Печа и Тавака. [64] [65] [66]
В 1990-х годах исследователь Тед Масчал (он же Тед Дэнджер) предпринял различные экспедиции в поисках Сьюдад-Бланки, которые спонсировались основанной им организацией под названием «Общество исследования и сохранения Гондураса» (SEPH). Его основной интерес заключался в поиске доказательств исторической основы мифа о Кетцалькоатле и присутствия науатля в этом регионе. [67] Он пришел к выводу, что архитектурные остатки в этом регионе были построены людьми культуры Пипил, говорившими на науа. [68] Среди ученых, поддержавших вероятных строителей крупных руин в районе Сьюдад-Бланка внутри и рядом с биосферой Рио-Платано, - доктор Уильям Фаулер, ведущий этноисторик пипилей, говорящих на науа, и никарао в Центральной Америке, и Венди Гриффин, этноисторик, работающий с Тедом Масшалом, и автор нескольких книг о коренных народах северо-востока Гондураса, особенно о Пече. [69] Доктор Крис Бегли не согласился с этим определением и считал, что коренные народы Москитии переняли такие черты, как площадки для игры в мяч, храмовые курганы с каменными стенами и лестницами, достигающими 12 метров в высоту, города, окруженные стенами, мощеные дороги из белого камня, спускающиеся к рекам и между ними. части памятников, широкое использование каменных кукурузных шлифовальных камней, террасное земледелие, использование тонкой оранжевой керамики, использование вырезанных точек и точечных рисунков (таких, как были найдены на мелкой оранжевой и более грубой керамике в Чолуле в классический период) , [70] и использование пещер для церемониальных целей, таких как археологические раскопки Лас-Круситас на реке Анер недалеко от реки Гуампу, в результате контактов с мезоамериканскими соседями и торговцами. [69] Согласно веб-сайту правительства Гондураса SEDINAFROH, посвященному науас, они упоминают, что пещеры, используемые для церемониальных целей, были важной идентифицирующей частью этой культуры. [71] и репортеры El Heraldo отметили, что использование пещер, каменных точильных камней и каменных статуй в районе Рио-Платано/Сьюдад-Бланка было похоже на то, что было обнаружено в Южном Гондурасе в Чолутека (название от Чолутека, людей из Чолула в Науа) . [72]
Фрэнсис Якам-Симен, Эдмонд Незри и Джеймс Юинг использовали дистанционного зондирования метод изображений радара с синтезированной апертурой (SAR), чтобы «идентифицировать и определить местонахождение затерянного города» среди густой растительности. Они также использовали «радарграмметрические методы» для создания цифровой модели рельефа (ЦМР) исследуемой территории и объединения различных источников данных, «чтобы обеспечить визуальную интерпретацию остатков Сьюдад-Бланки путем визуальной интерпретации фотографий». Эта работа была направлена на «руководство групповой экспедицией в будущем». [73] Показанная археология включает головы Кетцалькоатля, кукурузные шлифовальные камни (манос и метатес), а также петроглифы короля с короной и головой обезьяны.
Исследования и предположения начала XXI века
[ редактировать ]Документальный фильм с участием Бегли и актера Юэна МакГрегора вышел в эфир по американскому телевидению в 2001 году. [17]
в страну джунглей Экспедиция
[ редактировать ]В 2009 году журналист Кристофер С. Стюарт в сопровождении археолога Кристофера Бегли предпринял экспедицию, легшую в основу книги, опубликованной как «Страна джунглей» (2012), в которой он стремился проследить исследования Морда. Используя дневники Морда в качестве руководства, Стюарт и Бегли посетили ряд археологических памятников в регионе. [57] [58] Однако они не могли быть уверены, что точно следовали по пути Морда, и поэтому не были уверены, что то, что они нашли, было тем, что, по утверждению Морда, он видел. [74]
В рамках проекта LiDAR (UTL)
[ редактировать ]В 1990-е годы режиссер-документалист Стив Элкинс увлекся легендой и совершил несколько поездок в тропические леса Гондураса в поисках «затерянного города», но так и не нашел его. [5] В 2009 году он узнал, что группа под руководством археологов Арлена и Дайан Чейз из Университета Центральной Флориды использовала LiDAR для картирования территории площадью 200 квадратных километров (20 000 га), охватывающей большую часть плато Вака в Белизе , включая руины Каракола , Участок майя , расположенный в густом тропическом лесу. [75] Картирование с помощью LiDAR показало, что примерно 90% останков этого места не было идентифицировано обычными наземными исследованиями, и были обнаружены крупные сооружения, дороги, водоемы и даже разграбленные гробницы. [5] Картирование финансировалось НАСА , а данные были собраны Национальным научным фондом (NSF) Национальным центром воздушного лазерного картографирования (NCALM), исследовательским центром воздушного научного картографирования LiDAR.
Элкинс объединился с кинорежиссером Биллом Бененсоном, чтобы основать UTL («Under the LiDAR») Productions LLC для финансирования картографирования, последующих наземных поисков и производства фильмов, направленных на обнаружение поселений в регионе, где предположительно расположен Сьюдад-Бланка на востоке Гондураса. [5] В течение семи дней в 2012 году они летали на самолете Cessna 337 Skymaster с оборудованием LiDAR над четырьмя целевыми районами. Данные LiDAR, объединенные с данными GPS, первоначально были интерпретированы Картером, который сказал: «Я не думаю, что мне потребовалось больше пяти минут, чтобы увидеть что-то похожее на пирамиду». [5] Он считал, что на изображениях изображены колонны, множество геометрических курганов, связанные между собой площади и обширные участки местности, измененной человеком. [5]
Узнав о находке, министр внутренних дел Африкано Мадрид сообщил президенту Гондураса Порфирио Лобо Сосе , что, по его мнению, Сьюдад-Бланка была обнаружена. По словам Престона, они оба «приписали руку Бога», при этом Мадрид заметил: «Совпадений не бывает... Я думаю, что у Бога есть необычайные планы для нашей страны, и Сьюдад-Бланка может быть одним из них». [5] 15 мая 2012 года Элкинс и Хуан Карлос Фернандес Диас, гондурасский оператор LiDAR, представили свои результаты в прямом эфире по гондурасскому телевидению. Они уточнили свое заявление, описав свою находку как «что, по-видимому, является свидетельством археологических руин в районе, где, по слухам, долгое время находился затерянный Сьюдад-Бланка», но в сообщениях основных средств массовой информации сообщалось, что город был найден. [5]
Как и в случае с предыдущими находками, некоторые археологи сразу раскритиковали это заявление. Розмари Джойс , мезоамериканский специалист и эксперт по гондурасской археологии из Калифорнийского университета в Беркли , назвала это «большой шумихой» и «плохой археологией». [76] Она сказала: «Это как минимум пятый раз, когда кто-то объявляет, что нашел Белый город… Белого города не существует. Белый город — это миф. Я весьма предвзято отношусь к этой группе людей, потому что они авантюристы, а не археологи. Им нужны зрелища». [5] Тем не менее, она подтвердила, что на изображениях действительно видны археологические особенности , и отметила, что там было то, что казалось: «...три крупных кластера более крупных построек, площадь, преимущественно общественное пространство и, возможно, площадка для игры в мяч, и множество курганов». [5] Престон отметила: «Она предположила, что это место датируется поздним или постклассическим периодом , между 500 и 1000 годами нашей эры». [5]
В мае 2013 года археологическая группа Элкинса объявила дополнительные подробности, основанные на дальнейшем анализе данных LiDAR, а средства массовой информации снова распространили легенду о «затерянном городе». [5]
В феврале 2015 года совместная гондурасско-американская экспедиция, организованная UTL и правительством Гондураса, исследовала один из двух крупных объектов, обнаруженных в ходе лидарной съемки 2012 года. В мероприятии приняли участие десять ученых-докторов наук, в том числе гондурасские и американские археологи, антропологи, инженеры, а также кинематографисты, писатель, вспомогательный персонал и солдаты гондурасского спецназа. Команда обследовала и нанесла на карту обширные площади, земляные валы, земляную пирамиду, оросительные каналы и возможное водохранилище. Они также обнаружили нетронутый тайник с искусно вырезанными каменными подношениями у основания центральной пирамиды, помещенный там, когда город был заброшен 500 лет назад. [77]
В августе 2016 года команда UTL опубликовала отчет о своих выводах в рецензируемом онлайн-журнале. [78] Популярный отчет об экспедиции опубликован в книге Дугласа Престона 2017 года . [79]
Археологические интерпретации
[ редактировать ]Археологические интерпретации Сьюдад-Бланки практически отсутствуют. Сьюдад-Бланка не упоминается в академических обзорах археологии Гондураса или в диссертации Бегли 1999 года по археологии региона. [46] [80] [81] [82] [83] [84] Истории о том, как можно было увидеть Сьюдад-Бланку на расстоянии, сегодня распространены в Гондурасе. Археолог Гордон Уилли предположил, что люди ошибочно принимали белые известняковые скалы за архитектуру. [5] Тем не менее, печ, мискито и ладино в Москитии также сообщают, что видели Сьюдад-Бланку и даже ночевали там, когда отправлялись на охоту, и, в частности, ладино сопровождали кинематографистов и археологов на места археологических раскопок в регионе. [20] [67] [85]
В 1994 году Джордж Хаземанн , бывший руководитель отдела археологии Гондурейского института антропологии и истории (IHAH), заявил, что около 200 известных археологических памятников в Москитии, возможно, были частью единой политической системы, в которой доминировал «огромный центр приматов». «», что означает одно поселение, на много порядков превышающее другие, которое еще не идентифицировано. [5] [86] Хаземан, ссылаясь на археологические остатки поселений, а также рассказанные о них легенды, сообщил журналисту, что может быть несколько « белых городов» . в Москитии [87]
Было много заявлений об открытии Сьюдад-Бланки. «Примерно каждые десять лет кто-нибудь его находит», — говорит Бегли. [5] который задокументировал эту историю претензий в статье 2016 года для книги « Затерянный город, найденная пирамида» . [88] Большинство профессиональных археологов по-прежнему скептически относятся к тому, что различные легенды, окружающие Сьюдад-Бланку, относятся к конкретному месту. [89] По словам Бегли, различные версии легенды не содержат «каких-либо характеристик, черт или идентифицирующих атрибутов», что делает невозможным сказать, что какой-либо конкретный археологический объект является Сьюдад-Бланка. [17] Джейсон Колавито, автор и блоггер, посвященный псевдоархеологии , считает продвижение мифа о «Белом городе» частью неолиберальной стратегии по привлечению туризма в Гондурас. [90]
UTL-интерпретация данных LiDAR
[ редактировать ]В середине июня 2012 года археолог Кристофер Фишер из Университета штата Колорадо , мезоамериканский специалист, имеющий опыт работы в Западной Мексике, [91] присоединился к проекту УТЛ. Фишер, который ранее использовал LiDAR на Пурепеча археологических раскопках в Ангамуко в Мичоакане , Мексика, потратил шесть месяцев на анализ данных Элкинса. [5] [92] В декабре он представил свои выводы команде. «Там [в Т3] большой город», - сказал он. «По географическому охвату он сравним с центром Копана» (около двух квадратных миль). [5] Он также определил большой город в Т1 , множество небольших объектов и, возможно, небольшой город в Т2. По словам Фишера, стоянки Т1 и Т3 такие же большие или даже больше, чем самые крупные предыдущие находки в Москитии. «Каждая из этих областей когда-то была полностью измененной средой обитания человека», — сказал он. [5] Фишер сказал, что каждый из участков имел четкое разделение пространства, социальную стратификацию и имел дороги, ведущие к фермам и окраинным поселениям, но, в отличие от Копана и Каракола, которые были построены вокруг центрального ядра, поселения Москитии были более рассредоточенными. [5]
Фишер и географ Стивен Лейс из Университета штата Колорадо представили свои выводы на ежегодной конференции Американского геофизического союза в мае 2013 года. [93] [94] Когда его спросили, была ли найдена Сьюдад-Бланка, Фишер засмеялся и сказал: «Я не думаю, что существует один-единственный Сьюдад-Бланка. Я думаю, что их много». [5] По его словам, легенда может иметь культурное значение, но для археологов она в основном отвлекает. [5]
О дополнительных исследованиях в этой области сообщил Дуглас Престон в статье для National Geographic от 2 марта 2015 года . [6] Престон отмечает, что «археологи обследовали и нанесли на карту обширные площади, земляные валы, курганы и глиняную пирамиду...» и «также обнаружили замечательный тайник каменных скульптур», включая метаты или каменные сиденья и «тонко вырезанные сосуды, украшенные змеями, зооморфными фигуры и стервятники».
В рамках проекта проводились раскопки в 2016 и 2017 годах, в результате которых были обнаружены сотни каменных подношений, оставленных у основания центральной глиняной пирамиды, первого такого неповрежденного тайника, когда-либо раскопанного в Гондурасе. Работу проводила совместная гондурасско-американская археологическая группа под руководством Вирхилио Паредеса, директора Гондурасского института антропологии и истории. [95] [6] Однако археологические открытия вызвали критику со стороны нескольких гондурасских археологов, которые утверждали, что Сьюдад-Бланка был и остается мифом, а не «открытием». [8] [96] Гондурасский археолог Рикардо Агурсия заметил: «То, что мне удалось увидеть, имеет очень мало научной ценности. Что мне также кажется странным, так это то, что новости такого типа впервые публикуются за пределами Гондураса». [96]
Некоторые археологи в США также критически отнеслись к проекту, при этом Розмари Джойс заявила: «Читая эти отчеты, кажется, что 1915 год наступил снова, и все, что настоящие археологи изучали за последнее столетие, было сметено. Для современных археологов, которые не пытаются возвеличить себя или жить фантазиями о расхитителях гробниц, образы «открытия» и «потерянных цивилизаций» делают эту историю трагичной: вместо знаний эта история является посланием невежества». [97] В интервью The Guardian археолог проекта Крис Фишер заявил: «Мы никогда не говорили, что это Сьюдад-Бланка или город потерянного бога-обезьяны», и отверг обвинения как «смехотворные» и исходящие от археологов, которые не участвовали в экспедиции. понятия не имел, где находится это место, и не знал об археологических находках, поскольку они еще не были опубликованы. [98] Правительство Гондураса также защитило совместный гондурасско-американский исследовательский проект от критиков. «Они критиковали, потому что не были вовлечены», — сказал Вирхилио Паредес, директор Гондурасского института антропологии и истории. «Да ладно! Они должны были бы спросить: «Как мы можем принять участие и помочь?» Это проект для моей страны, Гондураса, для детей моих детей». [99]
Более глубокое понимание региона
[ редактировать ]Археологи пришли к выводу, что общества того, что сейчас называется Истмо-Колумбийской территорией, вероятно, расчищали огромные площади земли и занимались сельским хозяйством. Фишер полагает, что предполагаемые «негостеприимные джунгли», вероятно, больше походили на «ухоженный сад» с многочисленными культурами, смешанными вокруг плотных жилых поселений. [5] Точка зрения Фишера согласуется с другими недавними интерпретациями местного сельского хозяйства на юге Центральной Америки. [100]
Коренные народы региона построили монументальную архитектуру, площади и даже площадки для игры в мяч с параллельными сторонами для игры в нечто похожее на мезоамериканскую игру с мячом . [9] [5] Эти общества, вероятно, строили свои дома и большие надстройки из скоропортящихся материалов, таких как плетень, мазня и солома с , фундаментом из округлого речного булыжника, а не из тесаного камня и щебня, которые использовались в больших зданиях цивилизации майя . [5] Подобные строительные методы, используемые в районе Сьюдад-Бланки, также были описаны испанцами для говорящих на науа общин Никарао в Никарагуа. [101] На сегодняшний день самое обширное археологическое исследование департамента Грасиас-а-Дьос было проведено Бегли, который задокументировал десятки мест со значительными архитектурными остатками. По словам Бегли, этот регион находился под культурным влиянием как со стороны майя, так и со стороны науа, но основное доколумбовое население, по-видимому, было предками печ , народа , говорящего на языке чибчан . [9]
Культурное влияние
[ редактировать ]Легенда о Сьюдад-Бланке широко известна в Гондурасе. [5] В июне 2012 года ежедневная газета Гондураса El Heraldo опубликовала серию из нескольких частей, посвященную легенде Сьюдад-Бланки и археологическим находкам в биосферном заповеднике Рио-Платано . [102]
Для народа Печ в Гондурасе «то, что «потеряно» в этом затерянном городе, — это не сам город», — объясняет Бегли. «Это представляет собой своего рода золотой век, их утраченную автономию, надежду или возможность». [5] В рассказе Печа под названием «Пататауа», собранном антропологом Лазаро Флоресом, жители Сьюдад-Бланки были «в союзе с духами великих штормов», такими как Громовержцы. [55]
Ксендра
[ редактировать ]В 2012 году гондурасский режиссер Хуан Луис Франкони снял Эль Ксендра» полнометражный научно-фантастический фильм « , снятый в Гондурасе. В фильме четверо ученых переживают серию паранормальных явлений, которые приводят их в место под названием Сьюдад-Бланка. В актерский состав вошли Хуан Пабло Олислагер (Карлос), Борис Барраса (Док), Росио Карранса (Марсела) и Фабиан Сейлс (Диего). [103] В маркетинге фильма упоминался феномен 2012 года , действие которого происходит в январе 2013 года, после предполагаемого «апокалипсиса майя» 21 декабря 2012 года. [104] [105]
Страна Джунглей
[ редактировать ]В своей научно-популярной книге «Страна джунглей» 2013 года журналист Кристофер С. Стюарт рассказывает о своем исследовании тропических лесов Грасиас-а-Дьос в поисках Сьюдад-Бланки. Археолог Кристофер Бегли помог возглавить поездку, в ходе которой Стюарт посетил ранее задокументированный археологический объект с монументальной архитектурой. [57] История достигает кульминации, когда Стюарт и Бегли достигают больших руин, которые могли быть, а могли и не быть тем, что нашел Морд. Заканчивается на философской ноте. Это место не может быть Сьюдад-Бланка, объясняет Бегли, «потому что Белый город всегда должен быть потерян» по определению. [5]
Легенда об обезьяньем боге
[ редактировать ]4 октября 2015 года на канале National Geographic состоялась премьера документального фильма «Легенда об обезьяньем боге » о поисках Стива Элкинса по поиску Белого города. В нем представлены интервью с Элкинсом и писателем Дугласом Престоном , который сопровождал экспедицию в Гондурас в 2015 году, а также со Стюартом. [106]
Затерянный город обезьяньего бога (книга)
[ редактировать ]3 января 2017 года книга «Затерянный город обезьяньего бога: Правдивая история» автора Дугласа Престона вышла в свет . В нем рассказывается история поисков Сьюдад-Бланки, или Затерянного города Обезьяньего Бога, а также представлена история поисков Сьюдад-Бланки Стивом Элкинсом, а также описание экспедиции «Под LiDAR» (UTL) и ее результатов. [99] [79]
В погоне за затерянным городом
[ редактировать ]После выхода книги Дугласа Престона « Затерянный город обезьяньего бога: правдивая история» режиссер Том Вайнберг опубликовал хорошо иллюстрированную книгу под названием « В погоне за затерянным городом: хроники открытий в Гондурасе» , в которой он лично рассказал о своем опыте с оператор Стив Элкинс и режиссер/продюсер Билл Бененсон в поисках Белого города. Он был задуман как иллюстрированный дополнительный том к книге Престона, содержащий дополнительную документацию об экспедициях UTL Productions в 2012 и 2015 годах. Большая часть контента была написана в форме «хроник», записанных во время экспедиций. В этой книге также приведены дополнительные первичные документы экспедиции. [107]
Затерянный город обезьяньего бога (фильм)
[ редактировать ]Документальный фильм « Затерянный город обезьяньего бога» . [108] продюсером и режиссером выступил Билл Бененсон, в нем участвуют Стив Элкинс и Дуглас Престон, а также такие критики проекта, как археолог Розмари Джойс . Премьера состоялась на канале Science Channel , принадлежащем Discovery, Inc. [109] 31 октября 2021 г.
Хронология
[ редактировать ]- 1526 г. - Эрнан Кортес пишет об Уэйтапалане, провинции, которая «превысит Мексику по богатству». [22]
- 1544 г. - епископ Кристобаль де Педраса описывает город, жители которого, по словам местных информаторов, «едят с золотых тарелок». [17]
- 1924 – Археолог Герберт Спинден из Музея археологии и этнологии Пибоди при Гарвардском университете исследует археологические памятники на реке Платано . [38]
- 1927 - Этнограф Эдуард Конземиус упоминает «белый город» в отчете о народе печ в Гондурасе Международному конгрессу американистов. [4]
- 1933 - Археолог Уильям Дункан Стронг исследует Москитию для Смитсоновского института. [110]
- 1934 - Исследователь Р. Стюарт Мюррей из Клуба исследователей предпринимает экспедицию к рекам Вампу и Патука, возвращаясь с коллекцией артефактов из восточного Гондураса. [111]
- 1940 – Исследователь Теодор Морд утверждает, что обнаружил «Затерянный город Обезьяньего Бога». [112]
- 1952 - Экспедиция исследователя Тибора Секеля, финансируемая Министерством культуры Гондураса. [ нужна ссылка ]
- 1960 — Горный инженер Сэм Глассмайр вместе с писателем-призраком Хэнком Чепменом пишет об открытиях на реке Вампу в статье под названием «Я нашел затерянный город» для « Империи ».
- 1976 – Дэвид Зинк и археолог Эдвин М. Шук снимают экспедицию в тропические леса Москитии. [ нужна ссылка ] Джим Вудман, Билл Шпорер и Фаусто Падилло искали Сьюдад-Бланку на реке Вампу, как сообщается в Sports Illustrated. [113]
- 1985 – Операция «Роли». [114]
- 1990 - Географ Питер Херлихи , картография коренных народов в биосферном заповеднике Рио-Платано. [115]
- 1993 – Исследователи Джим Юинг и Тед Масчал (он же Тед Дэнджер) [67]
- 1990-е годы - археолог Кристофер Бегли проводит региональное исследование в Дульсе Номбре де Кульми, которое становится основой для его докторской диссертации по антропологии в Чикагском университете в 1999 году. [84]
- 1997 — Дуглас Престон описывает планы Стива Элкинса об экспедиции в поисках «затерянного города» в статье в The New Yorker . [116]
- 1998 - Фрэнсис Якам-Симен, Эдмонд Незри и Джеймс Юинг утверждают, что нашли Сьюдад-Бланку с помощью радара с синтезированной апертурой (SAR). [73] [117]
- 2001 - Актер Юэн МакГрегор вместе с Бегли и экспертом по выживанию Рэем Мирсом снимают документальный фильм о регионе. [118]
- 2004 г. - открыто грунтовое шоссе, которое соединяет биосферный заповедник Рио-Платано между Сико на реке Сико и шоссе Северного побережья, что способствует незаконным вырубкам леса, контрабанде наркотиков и краже археологических артефактов через департамент Колон. [119]
- 2008 - Журналист Кристофер С. Стюарт и археолог Кристофер Бегли пытаются проследить путешествие Морда, описанное в книге Стюарта « Страна джунглей: загадочный затерянный город, шпион Второй мировой войны и правдивая история смертоносных приключений». [57]
- 2010 - Правительство Гондураса открывает EcoRuta Kao Kamasa (Эко-маршрут Белого города) между городом Санта-Мария-дель-Реаль (ранее Эскамильпа), Оланчо, через общины Печ в Дульсе-Номбре-де-Кульми, Оланчо и до входа в Рио. Биосферный заповедник Платано в муниципалитете Дульсе-Номбре-де-Кульми, Оланчо, по данным газеты El Heraldo, Министерства туризма Гондураса (ITH) и Национальной палаты туризма (CANATURH). [120] [121] Поскольку дороги в этот район улучшаются и расширяются, это способствует незаконным вырубкам леса, контрабанде наркотиков, незаконному убийству находящихся под угрозой исчезновения видов в биосфере и краже археологических артефактов в районе Сьюдад-Бланка через Оланчо, которые уже существуют, как показано на видео 2011 года «Рай». в опасности» [122] и видео 2000 года «Откройте для себя биосферу Рио-Платано в поисках Сьюдад-Бланки». [123] Насколько хватает глаз, разница между походом через густые джунгли в 2000 году и скотоводческими ранчо в 2011 году вызывает тревогу.
- 2012 - Многопрофильная группа UTL Productions во главе с режиссерами Стивом Элкинсом и Биллом Бененсоном обследует территорию с помощью LiDAR. [5] [89]
- 2015 – Многопрофильная группа UTL Productions при участии археолога Кристофера Фишера сообщает об археологических находках в этом районе, включая руины построек и фрагменты зооморфной каменной скульптуры. [6] Канал National Geographic представляет «Легенда об обезьяньем боге» . документальный фильм об экспедиции
- 2016 – Кристофер Бегли публикует историю заявлений об открытии Сьюдад-Бланки. [88] Кристофер Фишер и другие авторы публикуют статью « Определение моделей древних поселений с помощью LiDAR в регионе Москития в Гондурасе » в PLOS One 25 августа. рецензируемом научном журнале с открытым доступом [78]
- 2017 — Дуглас Престон , американский писатель и журналист, издаёт книгу « Затерянный город обезьяньего бога: Правдивая история» об истории поисков Сьюдад-Бланки и открытиях, сделанных экспедициями UTL Productions. [99] [79] и кинорежиссер Том Вайнберг публикует « В погоне за затерянным городом: хроники открытий» в Гондурасе с дополнительной первичной документацией, включая множество фотографий. [124]
- документального фильма « Затерянный город обезьяньего бога» , продюсера и режиссёра Билла Бененсона с участием Стива Элкинса 2021 — Премьера , на канале Science Channel , принадлежащем Discovery, Inc. , в качестве «Жуткого специального выпуска» в на Хэллоуин . ночь [125]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бегли, Кристофер (2016). «Затерянный белый город Гондураса: открыт снова (и снова)». Ин Кард, Джеб; Андерсон, Дэвид (ред.). Затерянный город, найденная пирамида: понимание альтернативной археологии и псевдонаучных практик . Университет Алабамы Пресс. стр. 35–45. ISBN 978-0817319113 .
- ^ Бегли, Кристофер (13 апреля 2017 г.). «Затерянный город, который не затерян, не город и его не нужно открывать» . Сапиенс .
- ^ Колавито, Джейсон «О развитии мифа о Сьюдад-Бланке» http://www.jasoncolavito.com/blog/on-the-development-of-the-ciudad-blanca-myth
- ^ Jump up to: а б с Конземиус, Эдуард (1927) «Los Indios Payas de Honduras, Estudio geografico, Historical, etnografico y Liningo» в Journal de la Societé des Americanistes. Том 19, с. 302
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к Престон, Дуглас (6 мая 2013 г.). «Машина Эльдорадо» . Житель Нью-Йорка . стр. 34–40.
- ^ Jump up to: а б с д Престон, Дуглас (2 марта 2014 г.). «Эксклюзив: в тропических лесах Гондураса обнаружен затерянный город» . Нэшнл Географик . Архивировано из оригинала 3 марта 2015 года . Проверено 2 марта 2015 г.
- ^ Джойс, Розмари. В Гондурасе настоящий археологический сюрприз…» http://blogs.berkeley.edu/2015/03/03/theres-a-real-archaeological-surprise-in-honduras/
- ^ Jump up to: а б Паз, Татьяна (4 марта 2015 г.). «Белый город — миф для гондурасских археологов» . Пресса . Проверено 4 марта 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Бегли, Кристофер Тейлор (1999). «Стратегии элитной власти и внешние связи в Древнем Восточном Гондурасе (докторская диссертация)». Диссертации УМИ . Ссылка. № 9934024.
- ^ Херранц, Атанасио (2000) Государство, общество и языковая лингвистическая политика в Гондурасе, Тегусигальпа: редакция Гуаймураса
- ^ Стивенс, Стэнли (1997) Сохранение посредством культурного выживания: коренные народы и охраняемые территории. Island Press, Вашингтон, округ Колумбия. п. 106.
- ^ Вуд, Скотт (2103) Москития изнутри. Тегусигальпа: министр культуры, искусства и спорта.
- ^ «В поисках Сьюдад-Бланки» . Ютуб (видео). СЕФ. 2000.
- ^ (Акилар Пас, Хесус (1954) Общая карта Республики Гондурас)
- ^ Флорес, Лазаро Х. и Венди Гриффин (1991) Боги, герои и люди в мифической вселенной Печ, Сан-Сальвадор: Центроамериканский университет Хосе Симеона Каньяса
- ^ Конземиус, Эдуард (1927) «Los Indios Payas de Honduras, Estudio geografico, Historical, etnografico y лингвистика» в Journal de la Societé des Americanistes, том 19, 1927, стр. 245-302
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Легенда Сьюдад-Бланки» . Археология Москитного берега Гондураса . Фонд исследований . Проверено 26 мая 2013 г.
- ^ Вуд, Скотт (2013) Ла Москития изнутри: исторические, антропологические и культурные аспекты, Тегусигальпа: министр культуры, искусства и спорта
- ^ Конземиус, Эдуард (1927) Los Indios Payas de Honduras, Estudio geografico, Historical, ethnografico y лингвистика, в Journal de la Societe des Americanistes, том 19, 1927, стр.302
- ^ Jump up to: а б Гриффин, Венди (2013) « Страна джунглей »
- ^ Конземиус, Эдуард (1927) «Los Indios Payas de Honduras, Estudio geografico, Historical, etnografico y Liningo» в Journal de la Societé des Americanistes, том 19, 1927, стр.245-302
- ^ Jump up to: а б с д и Кортес, Эрнан (1868) [1526]. Пятое письмо Эрнана Кортеса императору Карлу V. Гаванго, Дон Паскуаль перевод. п. 118 . Проверено 24 мая 2013 г.
- ^ «Легенда Сьюдад-Бланки» . mosquitia.tripod.com .
- ^ Уокер, Тим (14 мая 2013 г.). «Археологи обнаружили загадочный затерянный город Сьюдад-Бланка?» . Независимый . Лондон . Проверено 15 мая 2013 г.
- ^ Маклауд, Мердо (1973) Испанская Центральная Америка: социально-экономическая история 1520-1720 гг., Беркли: Калифорнийский университет
- ^ Ньюсон, Линда (1986) Цена завоевания: упадок Индии под властью Испании в Гондурасе. Лондон: Вествью Пресс
- ^ Лейва, Гектор (1991) Колониальные документы Гондураса Тегусигальпа: Centro de Publicaciones Obispado de Choluteca, Гондурас
- ^ Лейва Вивас, Рафаэль (1982)Торговля черными рабами в Гондурас. Тегусигальпа: редакционная статья Гуаймураса
- ^ Гомес, пастор (2012) Горное дело Aurifera, черные рабы и межэтнические отношения 16 века. Тегусигальпа: IHAH
- ^ Вуд Ронас, Скотт (2013) Москития изнутри: аспекты, антропологические и культурные. Тегусигальпа: Министерство культуры, искусства и спорта.
- ^ Jump up to: а б Эванс, Р. Трипп (2004), Роман о майя: мексиканская древность в американском воображении, 1820–1915 , Остин: University of Texas Press, стр. 89, 102.
- ^ Уильямс, Стивен (1991) Фантастическая археология: дикая сторона предыстории Северной Америки. Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета.
- ^ Вошоп, Роберт (1962) Затерянные племена и затонувшие континенты: миф и метод в изучении американских индейцев. Чикаго: Издательство Чикагского университета.
- ^ Дюран, Ромуло Э. (1936) «Эфемериды Гондураса» Revista del Archivo y Biblioteca Nacional, T. XV, No. 1, стр. 15-19.
- ^ Вуд Ронас, Скотт (2013) La Moskitia изнутри: исторические, антропологические и культурные аспекты, Тегусигальпа: Секретариат культуры, искусства и спорта
- ^ Гриффин, Венди и CEGAH (2005) Гарифунас Гондураса, Сан-Педро-Сула: Центральный принтер
- ^ Харрис, Чарльз Х. (2009) Археолог был шпионом: Сильванус Г. Морли и Управление военно-морской разведки Альбукерке: University of New Mexico Press
- ^ Jump up to: а б Спинден, Герберт (25 мая 1924 г.). «Приключения в археологии, или бойскаут под руководством вверх по реке и через джунгли в Центральной Америке». Нью-Йорк Таймс .
- ^ Спинден, Герберт Дж. (1925) «Культурная зона Чоротеган», 21-й Международный конгресс американистов, Гетеборг, Швеция 2: 529-545
- ^ Jump up to: а б Колавито, Джейсон (2013) О развитии мифа о Сьюдад-Бланке , JasonColavito.com.
- ^ Стюарт, Кристофер С. (2013) Прощай, iPhone. Прощай, Бруклин. Давайте перенесемся в Гондурас и разобьем лагерь с ягуарами. Салон.com, 5 января 2013 г.
- ^ «Выдержки из полевого журнала Уильяма Дункана Стронга (Гондурас, 1933)» . Национальный антропологический архив Смитсоновского института. Архивировано из оригинала 3 марта 2013 года . Проверено 9 марта 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Стронг, Уильям Дункан (12 февраля 1935 г.). «Археология острова Бэй, Гондурас» . Разные коллекции Смитсоновского института . 92 (14): 161 . Проверено 9 июня 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д Рафаэль, Леона (16 июня 1934 г.). «Исследователь ищет легендарный затерянный город; отвергает более слабое сексуальное общение» . Калгари Дейли Геральд . п. 34 . Проверено 26 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Ищите давно затерянный город обезьяньего бога» . Воскресная утренняя звезда . Юнайтед Пресс. 7 апреля 1940 г. с. 7 . Проверено 26 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Стоун, Дорис (1941), Археология северного побережья Гондураса , Мемуары Музея археологии и этнологии Пибоди, т. 9, № 1, Кембридж, Массачусетс: Музей археологии и этнологии Пибоди, Гарвардский университет
- ^ Райсман, Арнольд; Вольф, Джордж (октябрь 2010 г.). «Стамбульская интрига: маловероятный квинтет» . Еврейский журнал . Проверено 10 июня 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Лезвия бритвы, которыми пользовались туземцы Латинской Америки 1500 лет назад» . Читающий орел . Нью-Йорк. 2 августа 1940 г. с. 11 . Проверено 10 июня 2012 г.
- ^ Jump up to: а б « Считается, что здесь находится« Город Обезьяньего Бога »». Нью-Йорк Таймс . 12 июля 1940. л. 17, столбец 1.
- ^ Малишевски, Джеймс (2011) Мерритт и память , Грогнардия .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Морде, Теодор (22 сентября 1940 г.). «В затерянном городе обезьяньего бога древней Америки» . Милуоки Сентинел . стр. 28–29 . Проверено 10 июня 2012 г.
- ^ Морд, Теодор (1939) Тайны гондурасской Москитии, города обезьяньего бога. Отчет в Министерство культуры, туризма и информации. Тегусигальпа
- ^ Чепмен, Энн (1974) Никароа и Хоротеги согласно историческим источникам. Сан-Хосе: Университет Коста-Рики
- ^ Гриффин, Венди, Эрнан Мартинес Эскобер, Хуана Каролина Эрнандес Торрес (2009) Печ Гондураса: живая этническая группа, Тегусигальпа: Институт антропологии и истории Гондураса
- ^ Jump up to: а б с Гриффин, Венди (19 октября 1998 г.). «Легендарный Бог Города Обезьян рассказывает важные истории» . Гондурас на этой неделе Получено июня , 9
- ^ «Телепродюсер-самоубийца». Нью-Йорк Таймс . Ассошиэйтед Пресс. 28 июня 1954. стр. 28, столбец 3.
- ^ Jump up to: а б с д « Страна Джунглей»: В поисках затерянного города» , Салон , 31 декабря 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Навотка, Эдвард (2013) Рецензия на книгу: «Страна джунглей», Кристофер С. Стюарт , GuideLive Books, The Dallas Morning News, 18 января 2013 г.
- ^ Престон, Дуглас (5 сентября 2017 г.). Затерянный город обезьяньего бога: правдивая история . ISBN 978-1455540013 .
- ^ Хельбиг, Карл (1956) Антигуалес (Древности) региона Пайя и индейцы Пайя на северо-востоке Гондураса. Гамбург: самостоятельно опубликовано Гамбургским музеем фольклора и предыстории.
- ^ Вуд Ронас, Скотт (2013) La Moskitia изнутри исторических, антропологических и культурных аспектов. Тегусигальпа: Министерство культуры, искусства и спорта.
- ^ «Археология Москитного побережья Гондураса» . Архивировано из оригинала 23 декабря 2014 г. Проверено 21 февраля 2020 г.
- ^ Лара Пинто, Глория. «Археологические исследования в Гондурасе: извлеченные уроки для прогнозов на будущее » . Журнал Pueblos y Fronteras в цифровом формате (на испанском языке). МХ: УНАМ . Проверено 9 марта 2013 г.
- ^ «Текущие исследования» . mosquitia.tripod.com .
- ^ Кларк, Кэтрин и др. Археология на побережье Москитии: разведка доколумбовых и исторических поселений вдоль реки Рио-Тинто. Издательство Кембриджского университета
- ^ Гриффин, Венди, Эрнан Мартинес Эскобар, Хуана Каролина Эрнандес Торрес (2009) Печ Гондураса: живая этническая группа. Тегусигальпа: Гондурасский институт антропологии и истории
- ^ Jump up to: а б с В поисках легендарного города Сьюдад-Бланка , Общество исследования и сохранения Гондураса (SEPH), заархивировано из оригинала 8 января 2014 г. , получено 21 мая 2013 г.
- ^ Гриффин, Венди, Гипотеза Сьюдад-Бланки , Общество исследования и сохранения Гондураса (SEPH), заархивировано из оригинала 9 января 2014 г. , получено 21 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Пенья, Густаво (2012) «Белый город, легенда, пережившая века» http://www.elheraldo.hn/csp/mediapool/sites/ElHeraldo/AlFrente/story.csp?cid=565265&sid= 300&fid=209 Проконсультируйтесь 14 января 2015 г.
- ^ Коу, Майкл (1984) Мексика, Лондон: Темза и Гудзон
- ^ Нахоас, www.sedinafroh.gob.hn, консультация 14 января 2014 г.
- ^ Пенья, Густаво (2012) «Фрагменты тысячелетия, объединяющие восток и юг Гондураса» в http://www.elheraldo.hn/alfrente/565231-213/fragmentos-milenarios-que-unen-el-este-y - Эль-сюр-де-Гондурас Опубликовано 14 января 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Фрэнсис Якам-Симен; Эдмонд Незри; и Джеймс Х. Юинг«Легендарный затерянный город Сьюдад-Бланка, обнаруженный под тропическим лесом в Гондурасе с использованием изображений SAR ERS-2 и JERS-1», SPIE Proceedings 3496, Earth Surface Remote Sensing II, 21 (9 октября 1998 г.).
- ^ Страна джунглей: загадочный затерянный город, шпион времен Второй мировой войны и правдивая история смертоносных приключений , Кристофер С. Стюарт , Kirkus Review.
- ^ Фернандес-Диас, Хуан Карлос (весна 2011 г.). «Поднимая завесу полога: бортовой LiDAR для археологии лесных массивов» . Примечания к изображениям . 26 (2) . Проверено 23 мая 2013 г.
- ^ «Хорошая наука, большая шумиха, плохая археология», The Berkeley Blog , 7 июня 2012 г.
- ^ Юхас, Алан (5 марта 2015 г.). «Археологи нашли два «затерянных города» глубоко в джунглях Гондураса» . Хранитель .
- ^ Jump up to: а б Фишер, Кристофер; Хуан Карлос Фернандес-Диас; Анна С. Коэн; Оскар Нил Круз; Алисия М. Гонсалес; Стивен Дж. Лейс; Форенсия Пеццутти; Рамеш Шреста; Уильям Картер (2016). «Определение моделей древних поселений с помощью LiDAR в регионе Москития в Гондурасе» . ПЛОС ОДИН . 11 (8): e0159890. Бибкод : 2016PLoSO..1159890F . дои : 10.1371/journal.pone.0159890 . ПМЦ 4999160 . ПМИД 27560962 .
- ^ Jump up to: а б с Престон, Дуглас (2017). Затерянный город обезьяньего бога: правдивая история . Нью-Йорк: Издательство Grand Central Publishing. ISBN 978-1-4555-4000-6 .
- ^ Уилли, Гордон (1966), Введение в американскую археологию, Vol. 1 (Северная и Средняя Америка) , Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл
- ^ Уилли, Гордон (1971), Введение в американскую археологию, Том. 2 (Южная Америка) , Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл
- ^ Стоун, Дорис (1975), Человек доколумбовой эпохи находит Центральную Америку: археологический мост , Кембридж, Массачусетс: издательство Peabody Museum Press
- ^ Ланге, Фредерик В. и Дорис З. Стоун, ред. (1984) Археология Нижней Центральной Америки. Университет Нью-Мексико Пресс, Альбукерке.
- ^ Jump up to: а б Бегли, Кристофер Тейлор (1999), Стратегии власти элиты и внешние связи в Древнем Восточном Гондурасе (докторская диссертация), Ref. № 9934024
- ^ Вуд Ронас, Скотт (2013) Ла Москития: исторические, антропологические и культурные аспекты, Тегусигальпа: Министерство культуры, искусств и спорта
- ^ Диксон, Бойд. «Джордж Эрнест Хаземанн» . Проверено 23 мая 2013 г.
- ^ Лара-Пинто, Глория; Хаземанн, Джордж (1991). «Легенды и археология: сколько белых городов в Москитии?» [Легенды и археология: сколько белых городов в Москитии?] (на испанском языке).
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Jump up to: а б Бегли, Кристофер (2016). «Затерянный белый город Гондураса: открыт снова (и снова)». В Карде, Джеб. Дж.; Андерсон, Дэвид С. (ред.). Затерянный город, найденная пирамида: понимание альтернативной археологии и псевдонаучных практик . Издательство Университета Алабамы. стр. 35–45. ISBN 978-0-8173-1911-3 .
- ^ Jump up to: а б Дьеп, Фрэнси (8 июня 2012 г.). «Как лазеры помогли обнаружить затерянный город Гондураса» . Ежедневные новости инноваций .
- ^ Колавито, Джейсон (9 января 2016 г.). «Президент Гондураса поддерживает миф о «белом городе» в борьбе за туристические деньги» .
- ^ Хопкинс, Курт « Индиана Джонс становится фанатом: лазерное картографирование LiDAR производит революцию в археологии ». Арстеника , 10 марта 2012 г.
- ^ Мо II, Томас Х. (13 апреля 2010 г.), «Древний город, дающий новые подсказки в Мичоакане, Мексика» , The Los Angeles Times
- ^ Паппас, Стефани (15 мая 2013 г.). «Руины затерянного города могут скрываться глубоко в тропических лесах Гондураса» . Живая наука . Проверено 15 мая 2013 г.
- ^ «Ученые Университета штата Колорадо помогают искать затерянные города в Центральной Америке» (пресс-релиз). Штат Колорадо. 30 апреля 2013 года . Проверено 24 мая 2013 г.
- ^ «Археологи начинают раскопки гондурасского «затерянного города» » . Национальные географические новости . 12 января 2016 г. Архивировано из оригинала 15 января 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Археологи Гондураса критикуют заявление США об археологическом «открытии»» http://hondurasculturalpolitics.blogspot.com/2015/03/honduran-archaeologies-criticize-us.html
- ^ Джойс, Розмари «В Гондурасе настоящий археологический сюрприз…» http://blogs.berkeley.edu/2015/03/03/theres-a-real-archaeological-surprise-in-honduras/
- ^ Юхас, Алан (11 марта 2015 г.). «Археологи осуждают National Geographic за заявления о «затерянных городах» Гондураса » . Хранитель . Проверено 11 марта 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Стабенов, Дана (11 февраля 2017 г.). «Затерянный город обезьяньего бога» . Лос-Анджелесский обзор книг . Проверено 21 мая 2019 г.
- ^ Хупс, Джон В. (2011). Чакон, Ричард Дж; Мендоса, Рубен Дж. (ред.). «Представление изменения человеком древних ландшафтов в Центральной и Южной Америке». Этика антропологии и исследований индейцев . Нью-Йорк: 235–37.
- ^ Фаулер, Уильям (1989) Культурная эволюция древних цивилизаций: Пипил-Никароа в Центральной Америке. Норман: Университет Оклахомы Пресс
- ^ Сьюдад-Бланка [ Белый город ] (на испанском языке), Эль-Эральдо
- ^ Эль Ксендра , IMDb, 2012.
- ^ Сивер, Джей, Эль Ксендра , eFilmCritic
- ^ «Апокалипсис майя приходит с «Эль Ксендрой». « [Апокалипсис майя приходит с «Эль Ксендрой»], El Diario (на испанском языке)
- ^ «Легенда об обезьяньем боге» . Канал National Geographic . Архивировано из оригинала 29 сентября 2015 года.
- ^ Вайнберг, Том (2017). В погоне за затерянным городом: хроники открытий Гондураса . Портленд, Орегон: Eckhartz Press. ISBN 978-0-9985171-0-0 .
- ^ «Затерянный город обезьяньего бога» . Бененсон Продакшнс .
- ^ «Затерянный город обезьяньего бога» . Открытие .
- ^ "Уильям Дункан Стронг - Журнал Гондураса, 1933 год" . Национальный антропологический архив Смитсоновского института. Архивировано из оригинала 3 марта 2013 года . Проверено 9 марта 2013 г.
- ^ «Исследователь возвращается с индийскими реликвиями, редким камнем, найденным в Гондурасе. Надпись медведей, по его мнению, неопознана». Нью-Йорк Таймс . 14 июля 1934 года.
- ^ Морде, Теодор (22 сентября 1940 г.). «В затерянном городе обезьяньего бога древней Америки» . Милуоки Сентинел . стр. 28–29 . Проверено 10 июня 2012 г.
- ^ Андервуд, Джон (1978). «Квест в джунглях» . Иллюстрированный спорт .
- ^ Лара Пинто, Глория ; Джордж Хаземанн (1992). Винсент Мерфи (ред.). Наследие нашего прошлого. Биосферный заповедник Рио Платано . Гондурас: Литопресс. стр. 16–19.
- ^ Херлихи, Питер, «Людская страница», география , географический факультет Университетского университета, заархивировано из оригинала 16 сентября 2012 г.
- ^ Престон, Дуглас (1997). «Затерянный город» . Житель Нью-Йорка . Том. 20 октября 1997 г., стр. 79–.
- ^ Якам-Симен, Фрэнсис; Эдмонд Незри; Джеймс Юинг (1999). «Легендарный затерянный город найден в тропическом лесу Гондураса с помощью изображений SAR ERS-2 и JERS-1». Международный симпозиум по геонаукам и дистанционному зондированию IEEE 1999 г. IGARSS'99 (Кат. номер 99CH36293) (PDF) . Том. 5. С. 2578–80. дои : 10.1109/IGARSS.1999.771582 . ISBN 978-0-7803-5207-0 . S2CID 17274679 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Поездки, которые не купишь за деньги» . IMDB (запись).
- ^ CEGAH и Witness.org (2004) Видео "Площадка Гарифуна Холдинг"
- ^ "ЭкоТура Као Камаса" и [1]
- ^ "Ruta Turistica Kao Kamasa открывается в Оланчо. Noti Tur, 08.11.2010, http://www.iht.hn/=node/139.
- ^ « Рай в опасности » на www.Vimeo.com
- ^ «Откройте для себя биосферу Рио-Платано в поисках Сьюдад-Бланки» на www.youtube.com
- ^ Вайнберг, Том (2017). В погоне за затерянным городом: хроники открытий Гондураса . Портленд, Орегон: Eckhartz Press. ISBN 978-0-9985171-0-0 .
- ^ «Затерянный город обезьяньего бога» . Открытие .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Якам-Симен, Фрэнсис; Незри, Эдмонд; Юинг, Джеймс (1998). Чекки, Джованна; Зилиоли, Эухенио (ред.). «Легендарный затерянный город Сьюдад-Бланка, обнаруженный под тропическим лесом в Гондурасе с использованием изображений SAR ERS-2 и JERS-1» (PDF) . Труды SPIE . Дистанционное зондирование поверхности Земли II. 3496 : 21–28. Бибкод : 1998SPIE.3496...21Y . дои : 10.1117/12.332730 . S2CID 129811308 .
- Использование LiDAR в археологии (статья), Заметки по визуализации .
- Бегли, Кристофер, Москития , Археология Москитного побережья Гондураса.
- Опасность, Тед, исследователь, В поисках легендарного города Сьюдад-Бланка , заархивировано из оригинала 8 января 2014 г.
{{citation}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) . - Биосферный заповедник Рио-Платано, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО .
- Фишер, Кристофер, археолог; Лейс, Стивен, географ, «Наследие устойчивости»
{{citation}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) . - Ксендра (официальный сайт)
- Аэрофотоснимок северной части археологического памятника «Курситас-де-Анер».
- Аэрофотоснимок южной части археологического памятника «Курситас-де-Анер».
- Аэрофотоснимок археологического памятника вдоль реки Пао с архитектурным образцом других памятников в регионе Москита в Гондурасе.