Соколское движение
Формирование | 16 февраля 1862 г. |
---|---|
Основатели | Мирослав Тырш и Йиндржих Фюгнер |
Тип | Спортивная и культурная федерация |
Штаб-квартира | Прага , Богемия |
Мэр | Хана Мочкова |
Веб-сайт | сокол |
Движение «Сокол» (англ. Чешский: [ˈsokol] , сокол ) — всевозрастная гимнастическая организация, впервые основанная в Праге на чешских землях Австро -Венгрии в 1862 году Мирославом Тыршем и Йиндржихом Фюгнером . В ее основу положен принцип « сильный дух в здоровом теле ». Сокол посредством лекций, дискуссий и групповых прогулок обеспечивал то, что Тырш считал физической, моральной и интеллектуальной подготовкой нации. Это обучение распространялось на мужчин всех возрастов и классов, а затем и на женщин.
Движение также распространилось по всем регионам, населенным славянскими культурами, большинство из которых входили либо в Австро-Венгрию, либо в состав Российской империи : современная Словакия , Словенские земли , Хорватия , Сербия , Болгария , Польша ( Польское движение Сокола ), Украина. и Беларусь . Во многих из этих стран эта организация также послужила предшественником скаутского движения. Хотя официально Сокол был учреждением «над политикой», он сыграл важную роль в развитии чешского национализма и патриотизма, что нашло выражение в статьях, опубликованных в журнале «Сокол», лекциях, проводимых в библиотеках «Сокола», и театральных представлениях на массовых гимнастических праздниках, называемых «слетами». .
Ранняя история
[ редактировать ]Идея создания центров физической подготовки не была новой. Движение «Сокол» сознательно ушло своими корнями в физическое воспитание к спортсменам и воинам Древней Греции . Более непосредственно, на природу Сокола повлияло немецкое Turnverein , массовые, националистически настроенные гимнастические общества, основанные Фридрихом Людвигом Яном в 1811 году. [ 1 ]
Мирослав Тырш, основатель первого «Сокола» в Праге в 1862 году, оставался самой влиятельной фигурой в движении до своей смерти в 1884 году. Родившийся Фридрих Эммануэль Тирш в 1834 году в немецкоязычной семье, Тырш вырос под влиянием Романтический национализм , породивший восстания, прокатившиеся по Европе в 1848 году. Он получил основательное образование в Пражском университете по специальности философия. Лишь в начале 1860-х годов он стал участвовать в чешском националистическом движении и сменил свое имя на славянское. После того, как ему не удалось найти работу в академических кругах, Тырш объединил свой опыт работы тренером по лечебной гимнастике с националистическими идеологиями, с которыми он столкнулся в Праге: был основан первый клуб «Сокол».
Первый Сокол работал над разработкой новой чешской терминологии для учебных упражнений, в которых основное внимание уделялось маршевым упражнениям, фехтованию и тяжелой атлетике . Они разработали униформу, которая представляла собой смесь славянских и революционных влияний: коричневые русские брюки, польская революционная куртка, черногорская кепка и Гарибальди красная рубашка . Красный флаг Сокола с белым соколом был разработан писательницей Каролиной Светлой (и нарисован чешским художником Йозефом Манесом ).
Первоначально «Пражский Сокол» привлекал своих лидеров из рядов политиков, а своих членов — из мелкой буржуазии и рабочего класса. Первым президентом был Йиндржих Фюгнер, этнический немец, который был членом чешского дела. Большинство основателей также были членами партии «Молодые чехи» , наиболее влиятельными из которых были принц Рудольф фон Турн-Таксис, Йозеф Барак, а также Юлиус и Эдуард Грегры . Власти Австро-Венгрии постоянно пристально следили за движением, но репутация и престиж «Сокола» продолжали расти; вскоре члены «Сокола» стали известны большинству как «Чешская национальная армия».
1860-е и 1870-е годы: первоначальный рост, милитаризация и внутренние проблемы.
[ редактировать ]В течение первого года Соколы расширились за пределы Праги, сначала в Моравию и словенские регионы империи Габсбургов. Первоначально большинство членов составляли студенты и специалисты, но со временем наметилась тенденция к увеличению числа представителей рабочего класса.
Обучение «Сокола» прошло через периоды более усиленной военизированной подготовки во время австро-прусской войны в 1866 году, когда члены «Сокола» нанимались в качестве охранников на публичных мероприятиях. Эта милитаристская сторона движения «Сокол» продолжала проявляться на протяжении всей его истории.
Внутренние проблемы, которые преследовали движение «Сокол» на протяжении многих лет, возникли почти сразу. Эти внутренние аргументы достигли своих целей в 1870-х годах, когда началась борьба за власть между членами партий Старых Чехов и Молодых Чехов . Теоретически «Сокол» был обществом «над политикой». Всегда ярко националистически настроенные, более консервативные члены «Сокола» утверждали, что организация должна сохранять дистанцию от политики, в то время как члены «Молодой Чехи» выступали за более прямое политическое участие. Теоретически «Сокол» также был одинаково открыт для представителей всех сословий. Неформальное «ты» ( ты ) использовалось всеми участниками, но постоянно велись споры о том, необходимо это или нет. Различные лидеры полагали, что «Сокол» был массовым учреждением, определяемым членами рабочего класса, в то время как другие рассматривали его скорее как аппарат среднего класса, с помощью которого можно воспитывать и повышать национальное самосознание рабочего класса.
1880-е: Союз Сльца и Сокола
[ редактировать ]первый слет . В 1882 году состоялся [ 2 ] «Слет» произошло от чешского слова, означающего «стая птиц» (чешское множественное число: slety ), поскольку организация носила название сокола «Сокол». То же слово «слет» существует или может быть синтезировано из общеславянских корней в других славянских языках. Это означало массовый фестиваль гимнастики (1572 г. «Соколы»), который стал великой традицией внутри движения «Сокол», распространившегося по Центральной Европе вместе с другими славянскими движениями, такими как политическое движение панславизма . Первый и последующие слеты включали в себя тщательно продуманную церемонию встречи на вокзале, массовые демонстрации, соревнования по гимнастике, выступления и театральные представления, открытые для всех членов «Соколов».
В 1887 году власти Габсбургов, после более чем двадцатилетних предложений, наконец разрешили создание союза клубов Сокола – Чешской Соколской общины ( Česká obec sokolská , ČOS). Союз централизовал всех «Соколов» на чешских землях и отправил тренеров «Соколов» в остальной славянский мир для основания учреждений «Соколов» в Кракове , Любляне , Загребе , Сараево и даже в Российской империи ( ФК «Спартак Москва» ) (в основном на украинских землях).
В 1889 году, хотя это было официально запрещено властями, члены Пражского Сокола отправились на Всемирную выставку в Париже . Там они завоевали несколько медалей и установили прочные связи с французскими гимнастами и французской публикой. [ 3 ] Соколам приписывают начало сильной французской симпатии к чехам и их последующих политических союзов во время этой поездки. [ 4 ]
1890-е годы: прогрессивная эпоха
[ редактировать ]1890-е годы были для Соколов прогрессивной эпохой. Чтобы стимулировать более широкое участие, «Соколы» реформировали свои программы, предложив учебные занятия различной интенсивности, расширив свои библиотеки, сделав упор на образовательный аспект обучения и запустив программы для подростков, молодежи и женщин. Под руководством младочехов, а именно Яна Подлипного, который также был мэром Праги в 1897–1900 годах, все большее внимание уделялось массовой идеологии и эгалитаризму рабочего класса. [ 5 ]
Второй слет состоялся в 1891 году (более 5000 соколов), а третий вскоре после этого, в 1895 году. На этом третьем слете съезд союза «Соколов» наметил свою новую прогрессивную траекторию в постановлениях Вацлавского дня (28 сентября). Лидеры решили продолжать предоставлять более доступные формы тренировок, уделяя меньше внимания соревнованиям и больше - эгалитарной идее, согласно которой народная гимнастика сочетает в себе умственное и физическое воспитание.
1900–1914: конкуренты и неославянство.
[ редактировать ]Подъем социал-демократов и аграрных партий на политической арене отразился как на политике Сокола, так и на национальной. Социал-демократы сформировали конкурирующее гимнастическое общество, Рабочий гимнастический союз ( Dělnická tělovýchovná jednota , DTJ). Вацлав Кукарж, влиятельный деятель ČOS, разработал политику «чистки» ( očištění ) и стремился ограничить членство теми, кто, по его мнению, демонстрировал приверженность чисто чешским делам. Большинство прогрессивных членов «Соколов» были репрессированы или добровольно ушли в ДТЖ. Другое конкурирующее общество гимнастов было основано Христианско-социалистической партией под названием «Орел» («Орел»). Перед лицом такой конкуренции «Соколы» приступили к подтверждению своей традиционной миссии под руководством Йозефа Шайнера.
Четвертый слет, состоявшийся в 1901 году (11 000 соколов), имел большое международное участие, включая галицких поляков , украинцев , словенцев , хорватов , русских , болгар , сербов , а также французов и американцев . Этот слет также ознаменовал первое появление женщин, которые в последующие десятилетия стали основной частью членов «Сокола».
Пятый слет, состоявшийся в 1907 году (более 12 000 соколов), имел все более славянскую направленность и отошел от более эгалитарной идеи народной гимнастики с усилением соревновательных аспектов. Это ознаменовало создание Федерации славянских соколов в рамках неославянской идеи чехов как сильнейшей славянской нации, уступающей только России.
На заседании съезда ЧОС в 1910 году соколы подтвердили свое намерение оставаться «над политикой» и ослабили строгие правила членства, чтобы допустить в соколы социал-демократов, хотя все еще не клерикалов.
В 1912 году первый «Всеславянский слет» ( Všeslovanský slet , более 30 000 соколов) прошел в преимущественно военной атмосфере, из-за чего Августин Оченашек (член «Сокола») заметил: «Когда грянет гром и народы поднимутся на защитите свое существование, пусть из клубов «Сокол» раздастся боевой клич...». [ 6 ] Клич к битве действительно прозвучал два года спустя, когда первые слухи об убийстве Франца Фердинанда дошли до членов «Сокола», большинство из которых присутствовали на региональном мероприятии в Брно .
Первая мировая война — коммунизму: продолжение борьбы чешского национализма
[ редактировать ]С началом Первой мировой войны в 1915 году «Соколы» были официально расформированы. Многие члены активно убеждали чехов перейти из австро-венгерской армии на сторону России. Члены «Сокола» также помогли создать Чехословацкие легионы и местные патрули, которые следили за порядком после распада власти Габсбургов и во время создания Чехословакии в октябре 1918 года. [ 7 ] Они также выполнили свой титул «Чешской национальной армии», помогая защитить Словакию от вторжения Белы Куна и венгров.
«Сокол» процветал в начале межвоенного периода и к 1930 году насчитывал 630 000 членов. Последний слет (350 000 соколов) «Соколы» провели накануне Мюнхенского соглашения 1938 года, а позже были жестоко подавлены и запрещены во время нацистской оккупации Богемии и Моравии .
Сокольское общество у южных славян
[ редактировать ]1 октября 1863 года словенцы организовали собственное гимнастическое общество и назвали его «Южный сокол». Общества «Сокол» были созданы в Словении Виктором Мурником в последнем десятилетии XIX века. В. Мурник был хорошим гимнастом. Он был вдохновлен чешским движением «Сокол» и изучал гимнастику Тырша. базы. [ 8 ] В 1903 году в Любляне (Словения) прошел Всесокольский слет. Официальное название словенского «Сокола» — Люблянский Сокол, старостой — Кайзель, а тренером — Мурник. [ 9 ]
В Хорватии движение «Сокол» пользовалось полной поддержкой Штроссмайера, тогдашнего епископа Джаковского. После распада Австро-Венгрии и создания Королевства сербов, хорватов и словенцев в 1918 году под руководством Лазаря Чара хорватские общества «Сокол» были объединены с сербским и словенским клубами «Сокол» в большой Соколский союз. 15 июня 1919 г.
Хорватское духовенство вынудило хорватских Соколов выйти из Югославского Союза Соколов в 1919–20, разжигая внутренние конфликты внутри Альянса на политической почве. В то же время высшее католическое духовенство создало клерикальную организацию «Орловы» с целью отобрать молодежь из Альянса. Хорватская католическая церковь отвергла панславянскую идею объединения верующих католиков, православных и мусульман под лозунгом «брат дорог независимо от его веры». Две католические организации, Орлови («Орлы») и «Католичка Акция» («Католическое действие»), были основной базой сопротивления идее югославизма, братства и религиозной толерантности. Сопротивление католической церкви этой идее панславизма привело к тому, что польские соколы воздержались от участия в международном митинге всех соколов, состоявшемся в Праге в 1926 году. [ 10 ]
В Королевстве Югославия все общества Соколов были объединены в Союз Соколов Королевства Югославия по состоянию на декабрь 1929 года. «Орлам» было приказано распуститься, но они переименовались в религиозные братства. Таким образом, движение «Сокол» было главным проводником культурного синтеза югославского общества. Почетным мэром югославского Сокола был князь Петр II . [ 11 ]
В Сербии спортивный клуб «Соко» теперь известен как FK BASK .
В эмиграции
[ редактировать ]Члены «Сокола», эмигрировавшие из Чехословакии, создали за рубежом небольшие группы «Сокола». Эта миграция соколов по ряду причин началась еще до того, как Чехословакия стала нацией в 1918 году, усилилась в результате мировых войн и коммунистического подавления и продолжается по сей день. Иммигранты из Богемии, Моравии и Словакии, а также граждане США чешского происхождения основали Американскую организацию «Сокол» в Сент-Луисе, штат Миссури, в 1865 году , всего через три года после первого пражского «Сокола». Подразделения быстро сформировались, и к 1878 году в Соединенных Штатах было 13 отделений Сокола.
Большое мероприятие (с более чем тысячей участников) было проведено на только что открывшейся Чикагской Всемирной выставке ( «Век прогресса ») на Чикаго в Солдатском поле 25 июня 1933 года.
К 1937 году список членов американского Сокола насчитывал почти 20 000 взрослых в таких отдаленных районах, как Балтимор , [ 12 ] Нью-Йорк , Найак, Нью-Йорк , Нью-Джерси , Питтсбург , Чикаго , Детройт , Кливленд , Окленд , Айова , Миннесота , Небраска , Оклахома , Сент-Луис , Техас и некоторые части Канады . Сенатор Роман Грушка от Небраски, имевший чешское происхождение, на протяжении всей жизни был членом Сокол Омаха .
Последствия
[ редактировать ]После Второй мировой войны «Соколы» провели еще один слет в 1948 году, прежде чем они были снова подавлены, на этот раз коммунистами. Коммунистическая партия пыталась заменить традицию слетов массовыми упражнениями, используемыми в пропагандистских целях: Спартакиада ( spartakiády ) и ее организация Чехословацкий союз физического воспитания . Многие члены «Сокола» были заключены в тюрьму или сосланы, но некоторые принимали участие в подготовке Спартакиады. [ 13 ]
«Соколы» ненадолго появились во время Пражской весны 1968 года. После многих лет спячки движение «Сокол» возродилось в четвертый раз в 1990 году. Слет был проведен в 1994 году (в нем приняли участие 23 000 «Соколов»), после падения коммунизма .
В настоящее время
[ редактировать ]В настоящее время организация занимается физической подготовкой в гимнастике и других видах легкой атлетики. Однако его популярность значительно ниже довоенного уровня, и большой процент членов составляют пожилые люди, помнящие о движении «Сокол» до 1948 года. Остальные члены — это в основном родители, которые записывают своих детей на занятия спортом. Следующий слет состоялся в 2000 году (25 000 соколов); еще один состоялся в июле 2006 года. В июле 2012 года отмечалось 150-летие движения «Сокол», а в июле 2018 года исполнилось 100 лет со дня создания Чехословакии, когда 13 000 «Соколов» собрались в Праге. [ 14 ] Ожидается, что Slets будут проводиться каждые шесть лет.
Соединенные Штаты
[ редактировать ]Слеты также проводятся в Соединенных Штатах организациями чешского (Американская организация Сокол) и словацкого (Сокол США и словацкий католический Сокол) происхождения. Американская организация «Сокол» и «Сокол США» поочередно проводят национальные соревнования в США с интервалом в 4 года. [ 15 ]
Американская организация «Сокол» совсем недавно провела XXIV ASO Slet с 22 по 25 июня 2017 года в Сидар-Рапидс, штат Айова. [ 16 ] Американская организация «Сокол» проведет XXV ASO Slet летом 2021 года в пригороде Чикаго, штат Иллинойс. [ 17 ] Совсем недавно «Сокол США» принимал XXVI национальный турнир с 29 июня по 2 июля 2011 года в Кливленде, штат Огайо. [ 18 ] Словацкий католик «Сокол» отложил проведение Слетов из-за пандемии COVID 19 и возобновил их снова 13 июля 2023 года. [ 19 ]
С 29 июня по 2 июля 2016 года в Питтсбурге, штат Пенсильвания, компания «Сокол США» провела XXVII слет , посвященный 120-летию компании «Сокол США». [ 20 ]
Региональные округа Американской организации «Сокол» и «Сокол США» также ежегодно принимают более мелкие региональные магазины. [ 21 ]
Каталония
[ редактировать ]В начале двадцатого века движение «Сокол» появилось в Каталонии и вскоре стало считаться новой традицией. Он носил имя falco ( сокол по -каталонски ) и находился под влиянием древней традиции кастельеров .
Символы
[ редактировать ]-
Сокол праздничная кокарда
-
Флаг Сокола (1938–2019)
-
Флаг Сокола с 2019 г.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рипли, Джордж; Дана, Чарльз А., ред. (1879). Американская Циклопедия . .
- ^ Маргарет К. Браун, Бетти К. Соммер: Движение образования: его эволюция и современный подход, Аддисон-Уэсли, 1969, стр. 23:
В честь двадцатилетия со дня основания организации «Сокол» в 1882 году был проведен первый фестиваль «Слет». - ^ Музей, тома 43-44, том 187 публикации ЮНЕСКО, ЮНЕСКО., 1991, стр. 68
- ^ Дж. Ричард Полидоро: Спорт и физическая активность в современном мире, Аллин и Бэкон, 2000 г. ISBN 9780205271580 стр. 33
- ^ «ЮД-р Ян Подлипный (Портал Праги)» . Прага.eu. 19 марта 1914 г. Архивировано из оригинала 8 мая 2014 г. Проверено 10 мая 2014 г.
- ^ Нольте, с. 78.
- ^ ПРЕКЛИК, Вроцлав. Масарик и легионы (Масарик и легионы), ваза. книга, 219 страниц, издано издательством Paris Karviná, Жижкова 2379 (734 01 Karviná) в сотрудничестве с Масариковым демократическим движением (Masaryk Демократическое движение, Прага), 2019, ISBN 978-80-87173-47-3 , стр. 124–128,140–148,184–190, 192–199.
- ^ Томаж Павлин: Движение Сокол в Словении - 150-летие Южного Сокола, Журнал Science of Gymnastics Journal 5 (3): 5–18, Любляна, 2013 г.
- ^ Владислав Бевч: Либеральные силы в Югославии двадцатого века: Мемуары Ладислава Бевца, Том 58 исследований по современной европейской истории, Питер Ланг, 2007, ISBN 9781433100086 стр. 83–88.
- ^ Виктор Новак: Боевики Magnum Crimen Ecclesia воюют с идеологией Тырша, Гамбита, Ягодины Сербия, 2005 г. ISBN 86-7624-030-2
- ^ Кристиан Аксбо Нильсен: Создание югославов: идентичность в Югославии короля Александра, University of Toronto Press, 2014, стр. 113 ISBN 9781442627505
- ^ «История Сокола Балтимора» . Архивировано из оригинала 06 августа 2020 г. Проверено 18 января 2020 г.
- ^ Рубаль, Петр (2018). Спартакиады: политика физической культуры в коммунистической Чехословакии (Первое английское изд.). Чешская Республика. ISBN 978-80-246-4366-3 . OCLC 1140640610 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Тысячи соколов собрались в Праге на 16-й слет» . Июль 2018 г. Архивировано из оригинала 01 июля 2018 г. Проверено 16 декабря 2018 г.
- ^ Чарльз Бендар и Пол Сивак. «Что такое Сокол Слет ?» (PDF) . sokolusachicago.com. Архивировано (PDF) из оригинала 8 мая 2016 г. Проверено 1 июня 2016 г.
- ^ Л. Филипелло, секретарь американского Сокола.
- ^ Л. Филипелло. Американский секретарь Сокол
- ^ «XXVI СОКОЛЬФЕСТ 2011» . czechevents.net. Архивировано из оригинала 5 августа 2016 г. Проверено 1 июня 2016 г.
- ^ «Словацкие католические события Сокола» . Архивировано из оригинала 25 мая 2023 г. Проверено 25 мая 2023 г.
- ^ СОКОЛ США. «Расписание мероприятий Соколфеста XXVII» . sokolusa.org. Архивировано из оригинала 30 июня 2016 г. Проверено 1 июня 2016 г.
- ^ Чарльз Бендар и Пол Сивак. «Что такое Сокол Слет ?» (PDF) . sokolusachicago.com. Архивировано (PDF) из оригинала 8 мая 2016 г. Проверено 1 июня 2016 г.
Источники
[ редактировать ]- Крэмптон, Р. Дж. Восточная Европа в двадцатом веке и после . Лондон: Рутледж, 1997.
- Яндасек, Ладислав. «Основатель Соколов: Мирослав Тырш». Славянское и восточноевропейское обозрение , 10 (1931/1932).
- Крюгер, Арнд и Мюррей, Уильям (ред.). Нацистские Олимпийские игры: спорт, политика и умиротворение в 1930-е годы . Университет Иллинойса: 2003. с. 9.
- Нолте, Клэр Э. «Наши братья за океаном: чешский Сокол в Америке до 1914 года», Международный журнал истории спорта 26 (№ 13, 2009 г.), 1963–82.
- Нольте, Клэр Э. Сокол на чешских землях до 1914 года: подготовка нации . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан, 2002.
- Рубаль, Петр. Спартакиады: политика физической культуры в коммунистической Чехословакии (первое издание на английском языке). Чешская Республика. ISBN 978-80-246-4366-3 . ОСЛК 1140640610.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Соколом, на Викискладе?
- Сообщество Чешского Сокола - официальная веб-страница Сообщества Чешского Сокола (на чешском и английском языках).
- Библиотека Сокола - Библиотека Сокола (сербский / югославский) на странице проекта Растко (на сербском языке)
- Исторические фотографии Сокола от студий Шехтля и Восечека.