Суд над поэзией на террасе ворон
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2022 г. ) |
Суд над поэзией на террасе ворон (или дело о поэзии на террасе ворон , 烏臺詩案) представлял собой судебный процесс по обвинениям, включая государственную измену и оскорбление величества , который произошел в 1079 году эпохи династии Сун в истории Китая . Судебный иск, возбужденный против Су Ши государственными прокурорами, имеет постоянный интерес в деле о противопоставлении государственной цензуры свободе творчества. «Воронья терраса» обозначает прозвище Императорской канцелярии цензората ( 御史臺), ведомства, которое вело дело, со ссылкой на статью 122 Уголовного кодекса Сун: «Осуждение императорской колесницы». Имперский цензор обвинил десятки подсудимых. Самым известным из десятков обвиняемых был чиновник, художник и поэт Су Ши (1037–1101), чьи поэтические произведения были представлены в суде в качестве доказательства против него.
Суд стал важной вехой в борьбе за свободу слова в средневековом Китае. Судебный процесс привел к осуждению и изгнанию Су Ши, а также к осуждению более тридцати других лиц, которым были применены различные наказания, включая штрафы и официальные выговоры. Суд над поэзией на Вороньей террасе оказал существенное влияние на подавление последующего творческого самовыражения и создал серьезный негативный прецедент для свободы слова, по крайней мере, для остальной части Китая во времена династии Сун. Помимо значения Суда над Су Ши и поэзией на Вороньей террасе, это также довольно хорошо задокументированный пример средневекового китайского литературного преследования, с сохранившимися копиями обвинительных заключений, аргументов, решений по делу, а также многочисленными стихами Су Ши. которые были внесены в качестве доказательства.
Общая информация
[ редактировать ]Суд над поэзией на Вороньей террасе состоялся в 1079 году, на 2-м году эры Юаньфэн (Юань Фэн元豐; «Первичное изобилие») 1078–1085 годов династии Сун . Разрозненные государства периода Пяти династий и Десяти королевств были объединены первым предком Сун, Чжао Куангинь (император Тайцзу Сун); и столица основана в Кайфэне .Дело «Вороньей террасы» произошло во время правления императора Шэньцзуна Сун , который был тогда императором: он родился в 1048 году и правил с 1067 по 1085 год.
Поэтический фон
[ редактировать ]Как выразилась Альфреда Мерк: «Поэзия пронизывала жизнь образованных ученых династии Сун». [1] Поэтическое наследие во многом было заимствовано из поэзии династической эпохи Тан . Особенно важным было творчество танского поэта Ду Фу . [2] Ду Фу (712–770) вызвал возрождение интереса к поэзии в эпоху династии Сун. Одним из стихотворений Ду Фу был « Осенний день в префектуре Куй »: написанное в префектуре Куй и об опыте ссылки в префектуре Куй .
Ранняя жизнь Су Ши
[ редактировать ]Су Ши был выдающимся и популярным поэтом, а также активно участвовал в фракционной политике того времени. Карьера Су Ши началась многообещающе. Его отец, Су Сюнь , был известным учёным-чиновником, а его брат Су Чжэ последовал его примеру. В 1057 году братья выдержали экзамены на императорскую государственную службу с отличием (за которыми в 1061 году последовали специально установленные экзамены). Таким образом, Су Ши привлек внимание императора Жэньцзуна , который правил с 1022 по 1063 год. Мало того, Су Ши получил покровительство видного государственного чиновника и известного поэта Оуян Сю . Когда Жэньцзун умер в 1063 году, его сменил Инцзун , который правил 4 года до своей смерти. Новым императором стал 19-летний Шэньцзун, который жаждал полной казны для финансирования своих амбиций по повторному завоеванию северных территорий бывшей империи Тан, которые были включены в состав соседних, некитайских империй. [3]
Новая политика Ван Аньши: первоначальная реализация
[ редактировать ]Хотя теоретически император был последней и абсолютной властью в китайской политике во время династии Сун , на самом деле на события существенно влияли многие факторы: в их число входили другие политически влиятельные люди, такие как родственники императора и другие родственники, а также партийная политика. Политическое разделение партии в то время было серьезным: Ван Аньши возглавлял группу «реформистов», также известную как «Партия новой политики», идеи которой, возможно, опережали свое время. Су Ши был частью политически оппозиционной «консервативной» группы, позже известной как «партия Юанью», по названию эпохи, в течение которой они пользовались наибольшей властью. Ван Аньши Новая политика имела свои взлеты и падения в пользу империи, но первоначально ему удалось охватить политическое поле оппозиционных голосов. Сыма Гуан, главный оппозиционный лидер, удалился в Лоян , как и другие члены его фракции. Покровитель Су Ши Оуян Сю (1007–1072) был понижен в должности, сослан, и в конце концов ему разрешили уйти в отставку. Су Ши не был назван главным лидером оппозиционной партии и был сослан с поста губернатора Ханчжоу , который сам по себе не был худшим местом для отправки или худшим положением для человека, делающего карьеру в политике, но запрещал его появление при дворе и, как следствие, лишал его прямого влияния или взаимодействия с имперским правительством, на национальном уровне. уровень.
Ханчжоу: жизнь и поэзия в изгнании
[ редактировать ]Политическая уязвимость Су Ши усилилась из-за предыдущего осуждения, в результате которого он был впервые приговорен к ссылке еще до инцидента на Вороньей террасе. Его первое изгнание было относительно мягким: это было в качестве губернатора Ханчжоу , на красивом Западном озере , где ранее правил поэт Бай Цзюйи , города, который позже стал столицей династии Сун после падения Кайфэна в результате вторжения (много позже при жизни Су Ши). Су Ши получил здесь небольшую ферму, на которой он работал, выполняя свою службу в качестве местного чиновника. Будучи губернатором Ханчжоу, Су Ши нанял более 200 000 рабочих на экологические работы по выкапыванию грязи и отложений из Западного озера, тем самым предохранив его от заиления и превращения его в озеро, поскольку оно было в опасности. Извлеченный материал был использован для строительства дамбы (точно так же, как поэт Бай Цзюйи сделал то же самое в аналогичных обстоятельствах еще в эпоху династии Тан ). Работы Су Ши помогли полюбить его местному населению. Прозвище Су Ши «Дунпо» происходит от этого периода ссылки на «Восточный склон», имея в виду расположение его фермы. В обращение вышла антология стихов Су Ши эпохи Ханчжоу, собранная и опубликованная его друзьями. [4] Дэвид Хинтон описывает это первое изгнание в Ханчжоу как время, когда он «укрепил свою зрелую поэтику». [5]
Новая политика: продолжение без Ван Аньши
[ редактировать ]В то время как Су Ши сосредоточился на улучшении жизни местных жителей, находящихся в его ведении, и занимался своей поэзией, на что его положение позволяло время, политика Ван Аньши пошла наперекосяк. Была ли это плохая политика, или она была плохо реализована, или виноваты климатические изменения, приведшие к засухе и неурожаям? Все это серьезные вопросы, важные для историков того времени, и на них далеко не дано однозначного ответа; но они скорее являются предметом больших научных дискуссий. Несомненно то, что Су Ши был сослан до тех пор, пока император Шэньцзун не разочаровался в Ван Аньши (могущественная вдовствующая императрица никогда не была его большой поклонницей). Купцы Кайфэна были недовольны ростом цен на оптовые товары, а также дополнительным повышением налогов и введением пошлин; а на севере страны в 1074 году произошла сильная засуха, за которой последовал ужасный голод, что привело к перемещению тысяч беженцев. [6] В конце 1075 года за этим последовала эффектная комета, традиционно рассматриваемая как знак великих перемен на земле, если не предвещающая падение династий. [4] Эти события помогли привести Ван Аньши в относительно мягкое изгнание и привести к восстановлению Су Ши и других изгнанных чиновников на руководящие и уважаемые позиции при помощи вдовствующей императрицы Цао. Однако это была всего лишь разминка ожесточенной и смертельной политической борьбы между двумя фракциями в последующие годы: теперь ряды обеих группировок были опустошены, и нам предстояло предъявить всевозможные обвинения в преступных нарушениях. Оуян Сю даже уже предъявили обвинение в инцесте и досрочно отправили в отставку: линия фронта прочерчена, и Су Ши вскоре будет обвинен в измене государству.
Конец изгнания
[ редактировать ]Су Ши больше не находился в официальной ссылке, но избегал возвращения ко двору в Кайфэне. Его преследователь Ван Аньши был удален оттуда. А Су Ши заручился поддержкой вдовы Жэньцзуна, которая вспомнила его блестящие результаты на экзаменах. Однако, несмотря на отзыв и продвижение по службе, в области ожесточенной фракционной политики Су Ши стал мишенью для любых обвинений, которые могли быть выдуманы или обнаружены. Однако избежание жесткого контроля в Кайфэне не гарантирует безопасность.
Обвинение и арест
[ редактировать ]Поэзия Су Ши была популярна не только среди грамотной среды: его стихи даже пели на улицах. [7] Это привлекло внимание официальных лиц. Летом 1079 года Су Ши был арестован и следующие 4 месяца провел в тюрьме в Кайфэне во время суда. Его также избили. [5] Когда его семья собрала свои вещи и последовала за ним в Кайфэн, их жестоко схватили и обыскали солдаты, посланные остановить их лодку и найти компрометирующие рукописи: в результате женщины семьи сожгли большую часть сочинений Су Ши, которые сделали солдаты. не отнять. [8] Опасаясь, что любые его записи могут быть использованы против него, жена Су Ши сожгла его бумаги на палубе. [5] Несмотря на это, до сих пор сохранилось около 2400 его стихов. [9]
Другие заговорщики
[ редактировать ]Другой важной фигурой, обвиняемой по этому делу, был Ван Шен , богатый дворянин и зять императора, который также был художником, поэтом и другом Су Ши. Вана особенно обвиняли в том, что он заставил напечатать и опубликовать сборник якобы подрывных стихов Су Ши. Другим фигурантом этого дела был Хуан Тинцзянь . [10] Хуан и его дядя были оштрафованы на крупный штраф, а Хуан был сослан. Другим человеком, замешанным в этих событиях, был брат Су Ши Су Чжэ . Всего по делу было предъявлено более 30 обвинительных заключений.
Обвинение
[ редактировать ]Преследование велось Управлением цензора (цензората или «Вороньей террасы»). Этому офису под руководством главного чиновника было поручено расследование и судебное преследование других чиновников имперской бюрократии. Ведущими прокурорами по этому делу (не пиньинь) были Ли Тин и Шу Тан, первые сторонники Ван Аньши и члены партии «Новая политика»: Ли Тин был назначен главой цензората в 1078 году. [11] Дело Су Ши включало первоначальное обвинительное заключение из четырех отдельных обвинительных заключений.
Доказательство
[ редактировать ]Основными доказательствами, использованными обвинением в суде, были стихи и проза, написанные Су Ши более чем за тридцать лет. Они были собраны у многих его соратников, а также учитывались печатные издания с рынка. Анализ значений и последствий сочинений Су Ши не был однозначным с точки зрения того, были ли они на самом деле предательскими или находились в пределах допустимого выражения. Большая часть показаний Су Ши вращалась вокруг этих моментов, а не того, что было сказано, в отличие от того, что Су Ши намеревался подразумевать: различные вопросы, широко открытые для интерпретации, носят ученый характер, включают в себя научные намеки, часто неясные и датированные более чем тысячелетием и более постоянная литературная традиция.
Оборона
[ редактировать ]Судя по всему, Су Ши представлял себя в соответствии с правовой традицией Китая того времени, как и в случае с другими обвиняемыми. Его защита основывалась на признании того, что он критиковал в суде закон о новой политике и его сторонников. Эта критика была законной, и его стихи не были бы необходимы, чтобы продемонстрировать, что он критиковал эту политику. Су Ши фактически увековечил память императора, подробно изложив его мысли и чувства по этому поводу в яркой прозе. [а] Чтобы избежать осуждения, Су Ши было необходимо, чтобы обвинение не смогло доказать, что он критиковал или унижал императора или его династию: использование поэзии для дачи косвенных советов императору, которые включали критику его подчиненных и предложения по улучшению политики, могло быть истолковано как служение государству, и действительно, существовала освященная веками традиция делать это, восходящая к самым ранним этапам китайской поэтической традиции. Главный вопрос заключался в следующем: перешли ли стихи Су Ши грань с критикой императорских подчинённых и их действий, или же его критика простиралась до фактической клеветы на самого императора? Пересек ли Су Ши эту черту, это также имело ключевое значение в деле других обвиняемых, поскольку их обвинения были сосредоточены на публикации или распространении стихов Су Ши, которые, если они были незаконно признаны порочащими императора, автоматически делали их виновными в преступном сговоре, если было установлено, что Су Ши перешел эту черту. что они даже просто знали о стихах и не сообщили о них властям.
Пробный
[ редактировать ]Суд над Су Ши длился 4 месяца, начиная с лета 1079 года: его обвинили в написании или допущении к распространению сочинений, которые правительство могло счесть предательски унижающими личность императора или государства, которые считались в принципе эквивалент. Обвинения заключались в «осуждении императорской колесницы». [7] и о «великом непочтении к императору»: [7] В соответствии с Уголовным кодексом Сун приговор предусматривал обязательную смертную казнь через обезглавливание, хотя это еще никогда не применялось. [7] Среди доказательств были стихи Су Ши. Су Ши защищался, отвергая обвинения или объясняя, что строки его стихов на самом деле относятся к результатам действий коррумпированных министров, на которые, согласно древней традиции, было обязанностью лояльного чиновника указать. На суде Су Ши признался в таких вещах, как сравнение привязанности недобросовестных чиновников к своей зарплате с привязанностью совы к поеданию гнилой крысы. [12] По словам Альфреды Мурк, в дальнейшем признании, на этот раз относительно интерпретации стихотворения, которое он написал по случаю изгнания Цзэн Гуна на отдаленную правительственную должность, Су Ши признал: «Это косвенно критикует то, что многие бесчувственные недавно были приняты на работу при дворе люди, что их мнения ограничены и производят хриплый шум, подобный звуку цикад, и что они не заслуживают того, чтобы их услышали». [13] Однако он не проинформировал суд об использовании в этом стихотворении совпадающих рифм из « Осеннего дня в префектуре Куй » Ду Фу или дополнительных значений, которые затем можно было извлечь из его стихотворения. [13] В конце концов Су Ши был осужден. Неспособность суда заметить расширенные значения, вытекающие из сравнения его рифм с рифмами Ду Фу, была очевидна (для тех, кто в курсе), и Су Ши и другие, такие как Ван Шен , научились способу избежать цензурного преследования, еще будучи возможность выражать себя друг другу будет продолжать использовать и расширять это сопоставление рифм в сочетании с аналогично закодированным рисованием.
Приговор
[ редактировать ]По делу о поэзии на Crow Terrace было вынесено множество обвинительных приговоров. Приговоры варьировались от штрафов до ссылки. Некоторые штрафы были довольно большими, а некоторые места ссылки направлялись в отдаленные и опасные места с низкой литературной культурой и распространенностью малярии и других заболеваний. Однако Су Ши и остальные избежали смертной казни.
Су Ши: замена смертного приговора
[ редактировать ]Су Ши избежал смертного приговора, отчасти из-за конфуза, с которым столкнулось правительство из-за обезглавливания популярного деятеля за несколько стихов, которые им потребовалось 4 месяца, чтобы объяснить как унизительные по отношению к себе, а отчасти из-за влияния вдовствующей императрицы. Цао . Цао была вдовой Жэньцзуна и бывшим регентом в течение нескольких лет правления болезненного и немощного императора Инцзуна . [14] Она вспомнила радость Жэньцзуна, обнаружившую таланты братьев Су в ходе императорских экзаменов . Кроме того, смертная казнь в виде публичного отсечения головы Су Ши была бы явным нарушением заповедей основателя династии Сун Тайцзу , который высекал на камне для всех своих преемников следующее: «Чиновников и ученых нельзя казнить». ", как второе из трех его наставлений, перед которыми каждый из его преемников должен был встать на колени и прочитать их в рамках церемонии вступления в должность императора. [15] В начале 1080 года Су Ши был приговорен к ссылке и помещен под 2 года домашнего ареста в очень отдаленное и трудное место, тогда еще сравнительно небольшую деревню округа Хуанчжоу , на реке Янцзы . Формально приговор предусматривал лишение свободы на срок 2 года. [16] По истечении двух лет ему по закону было разрешено обратиться к императорской власти с просьбой об отзыве из ссылки, но не было юридического механизма, с помощью которого это помилование было бы автоматически предоставлено, и к этому времени сторонница Су, вдовствующая императрица Цао была мертва. ; таким образом, Су Ши оставался в изгнании еще несколько лет. [7]
Другие
[ редактировать ]Среди других осужденных был брат Су Ши, Су Чжэ, который был сослан. Хуан Тинцзянь и его дядя Ли были оштрафованы на крупный штраф, а Хуан был сослан. Всего было вынесено более 30 обвинительных приговоров.
Социальный и политический смысл
[ редактировать ]Дело о поэзии на Вороньей террасе оказало важное и продолжительное влияние на общество и культуру династии Сун. Тот факт, что популярный поэт и популярный государственный чиновник могли подвергнуться цензуре и быть отправленными в крайнюю ссылку, оказал сдерживающее воздействие на свободу слова: [7]
- «Суд 1079 года и осуждение выдающегося деятеля, одного из самых уважаемых ученых королевства, знаменуют собой дальнейшее изменение в политической культуре. Гражданские бюрократы теряли безопасность вместе с уважением. Приговор Су вызвал ужас…. в своих комментариях и стихах антиреформаторы редактировали или сжигали стихи, которые можно было истолковать как подстрекательские». [7]
Поэзия критика
[ редактировать ]Сохранившиеся рукописи процесса над поэзией на Вороньей террасе представляют собой редкий пример самокритики со стороны поэта. Су Ши был вынужден защищаться от обвинений, главным доказательством которых были его стихи. Сохранившиеся записи по этому делу включают подробные комментарии Су Ши к его собственным стихам. Контекст, в котором сделан его самокомментарий, имеет тенденцию подчеркивать политическую и социальную критику, подразумеваемую во многих его стихах, которая в противном случае, возможно, не была бы столь очевидной сегодня. [17] Кроме того, защита Су Ши опиралась на доводы в пользу того, что его социально-политическая критика была направлена против сторонников новой политики как суда, а не против самого императора или самого государства, а скорее, что он выполнял проверенную временем и юридически приемлемую функцию (если не сказать действительно долг), в котором его поэзия была задумана как служение императору и государству («императорская колесница»), призвана давать советы, а не незаконно критиковать императора или династию (критика Ван Аньши и других чиновников была законной). допустимо как таковое до тех пор, пока на императора не будет возложена вина за сохранение службы).
Новая поэзия
[ редактировать ]Су Ши и его друзья продолжали писать стихи, несмотря на (или, возможно, поощряемые) их частые изгнания. Су Ши собрал некоторые из своих дошедших до нас работ у друзей, позаботившись о том, чтобы все оскорбительные строки были удалены. [8] В некоторых его стихах все чаще использовался такой глубокий и тонкий аллюзивный процесс, что людям, не входящим в его группу, было бы трудно уловить истинный смысл, не говоря уже о том, чтобы снова привлечь его к суду. Одним из таких приемов было использование рифм из других стихотворений; таким образом, ссылаясь на строки из этого стихотворения, а также ссылаясь на другие стихи, которые распространял Су Ши и его друзья, которые также соответствовали этим рифмам. Тогда тонкие сложности глубокого политического инакомыслия могли быть замаскированы под прикрытием, казалось бы, безобидных строк о сценах природы в регионе Сяосян: действительно, образовался набор из 8 обычных сцен. [18] Они известны как « Восемь видов Сяосяна» .
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Пример перевода см. de Bary 1960 , стр. 425–431.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Мерк 2000 , с. 51.
- ^ Мерк 2000 , стр. 52–59.
- ^ Мерк 2000 , с. 32.
- ^ Jump up to: а б Мерк 2000 , с. 48.
- ^ Jump up to: а б с Хинтон 2008 , с. 364.
- ^ Мерк 2000 , стр. 37–38.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Мерк 2000 , с. 49.
- ^ Jump up to: а б Мерк 2000 , с. 50.
- ^ Хинтон 2008 , с. 365.
- ^ Хартман 1990 , с. 20.
- ^ Хартман 1990 , с. 1.
- ^ Мерк 2000 , с. 76.
- ^ Jump up to: а б Мерк 2000 , с. 92.
- ^ Палудан 1998 , стр. 129–130.
- ^ Палудан 1998 , стр. 122.
- ^ Murck 2000 , стр. 49, 304, примечание 75.
- ^ Хартман 1990 , с. 24.
- ^ Мерк 2000 , пасс .
Источники
[ редактировать ]- де Бари, Уильям Теодор , изд. (1960). Источники китайской традиции . Том. 1. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета . ISBN 978-0-231-10939-0 .
- Хартман, Чарльз (декабрь 1990 г.). «Поэзия и политика в 1079 году: Поэзия Су Ши на Вороньей террасе». Китайская литература: очерки, статьи, обзоры . 12 :15–44. JSTOR 495222 .
- Хинтон, Дэвид (2008). Классическая китайская поэзия: Антология . Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру. ISBN 978-0-374-10536-5 .
- Мурк, Альфреда (2000). Поэзия и живопись в Китае Сун: тонкое искусство инакомыслия . Кембридж и Лондон: Азиатский центр Гарвардского университета Гарвардского института Йенчинга. ISBN 0-674-00782-4 .
- Палудан, Энн (1998). Хроника китайских императоров: история правления правителей императорского Китая . Лондон: Темза и Гудзон . ISBN 978-0-500-05090-3 .