Дональд Хардман
Сэр Дональд Хардман | |
---|---|
![]() Авиа маршал Хардман в качестве начальника воздушного персонала RAAF | |
Рожденный | 21 февраля 1899 года Олдхэм , Ланкашир , Англия |
Умер | 2 марта 1982 г. Эсторил , Португалия | (в возрасте 83 лет)
Верность | Великобритания |
Сервис/филиал | Королевские ВВС |
Годы обслуживания | 1916–58 |
Классифицировать | Первый маршал воздуха |
Единица | Эскадрилья № 19 (1918) № 31 эскадрилья (1922–26) № 16 Эскадрилья (1926–28) № 22 Группа (1928–31, 1940) № 216 Эскадрилья (1931–34) Группа № 23 (1936–37) |
Команды | № 232 Группа (1945–46) Колледж персонала RAF, Брэкнелл (1949–51) RAF Home Command (1951–52) Королевские ВВС Австралии (1952–54) |
Сражения/войны |
|
Награды |
Главный маршал авиации сэр Джеймс Дональд Иннес Хардман , GBE , KCB , DFC (21 февраля 1899 - 2 марта 1982 года), известный как Дональд Хардман , был старшим командиром Королевских ВВС . Он начал свою летающую карьеру в качестве пилота -истребителя в Первой мировой войне, добившись девяти побед, чтобы стать тусом . Во время Второй мировой войны Хардман занимал старшие сотрудники и оперативные должности. Он был начальником авиационных сотрудников (CAS) Королевских австралийских ВВС (RAAF) с 1952 по 1954 год, после чего он служил в качестве члена Британского воздушного совета до ухода в отставку в 1958 году.
Хардман родился в Ланкашире , присоединился к Королевскому летающему корпусу в 1917 году и был отправлен на Западный фронт в следующем году. Он летал с дельфинами с эскадрилья № 19 , заработав выдающийся летающий крест для своих боевых навыков. Между войнами он служил с эскадрой № 31 в Индии и эскадрилья № 216 в Египте. Командир крыла во время начала Второй мировой войны, Хардман был прикреплен к министерству воздуха в течение нескольких лет, а затем был опубликован в 1944 году в Юго -Восточную Азию , где он командовал № 232 (транспортной) группой во время кампании Бирмы . Он был назначен офицером Ордена Британской империи в 1940 году и спутником Ордена Банса в 1945 году, а также был упомянут в отправках .
Заканчивая войну, авиакомпании , Хардман последовательно служил помощником начальника авиакомпании, комендантом штатного колледжа RAF, Брэкнелла и главнокомандующим авиакомпании , прежде чем стать RAAF CAS в январе 1952 года. Он был назначен А Рыцарь -командир Ордена ванны в том же году. RAAF Как CAS, он отвечал за реорганизацию географически основанной системы командования и контроля в функциональную структуру. Вернувшись в Великобританию, он стал членом воздуха для снабжения и организации в мае 1954 года и был назначен главным маршалом воздуха в следующем году. Он был воспитан на Рыцарский Гранд Крест Ордена Британской империи в январе 1958 года, незадолго до его выхода на пенсию.
Ранняя жизнь и Первая мировая война
[ редактировать ]
Джеймс Дональд Иннес Хардман родился 21 февраля 1899 года в Олдахеме, в Ланкашире , был сыном мастера хлопкового прядильщика, также по имени Джеймс, и его жена Вильгельмина Иннес. Младший Джеймс, известный как Дональд, учился в колледже Малверн . [ 1 ] [ 2 ] Хардман начал свою военную карьеру в 1916 году в качестве семнадцатилетнего рядового ряда в художественных винтовках -части Лондонского полка присоединился к Королевскому летающему корпусу (RFC). -и в начале следующего года [ 3 ] [ 4 ] он был назначен временным вторым лейтенантом и подтвердил в своем звании 21 июля. 10 мая 1917 года [ 5 ] [ 6 ]
Первоначально не допустил, чтобы в феврале 1918 года в конечном итоге был отправлен в эскадрилью № 19 на Западном фронте на Западном фронте , так же, как подразделение завершило свое преобразование из Spad S.Viis в Sopwith Dolphins . [ 1 ] [ 4 ] Он достиг своей первой воздушной победы в мае 1918 года. [ 1 ] 28 сентября Хардман был назначен от лейтенанта до временного капитана и назначен одним из командиров полета эскадрильи № 19 . [ 1 ] [ 7 ] он одержал две победы в одной вылете 30 октября 1918 года , когда он привел двенадцать дельфинов, сопровождающих DH.9 бомбардировщиков эскадрильи № 98 в Монс ; В борьбе с собаками, которая привела к потере десяти британских самолетов, Хардман послал два немецких Fokker D.Viis в огне. [ 4 ] Его «прохладное суждение и мастерство в ведении» во время этого действия принесли ему выдающийся летающий крест ; Награда была обнародована 11 февраля 1919 года. [ 8 ] Последний подсчет Хардмана был девять побед. [ 2 ] [ 4 ] Продолжительность жизни даже опытного пилота RFC на Западном фронте составляла всего три недели; [ 9 ] [ 10 ] Спустя годы Хардман признался, что он все еще удивлен, что он выжил. [ 9 ]
Межвоенные годы
[ редактировать ]
Комиссия Хардмана была прекращена 8 марта 1919 года; В следующем году он начал степень экономики в Хертфордском колледже, Оксфорд . [ 1 ] [ 11 ] 18 октября 1921 года он вступил в Королевские ВВС (RAF) с комиссией по летающему офицеру с коротким обслуживанием и был отправлен на Индии северо -западную границу в 1922 году. [ 12 ] [ 13 ] Он служил с эскадрой № 31 , подразделением сотрудничества в армии , которое летало на Бристольских бойцах во время кампании Вазиристана . [ 14 ] [ 15 ] Комиссия Хардмана стала постоянной 30 сентября 1925 года. [ 16 ] Вернувшись в Британию, он присоединился к эскадрилье № 16 , которая управляла Бристольскими истребителями из Старого Сарума , в сентябре 1926 года. [ 17 ] [ 18 ] Хардман был назначен на рейс лейтенанта 1 июля 1927 года и посещал школу вооружения и стрельбы в Истчерче в 1928 году. [ 19 ] [ 20 ] Затем он был отправлен в штаб-квартиру группы № 22 (армейское сотрудничество) в Южном Фарнборо . [ 21 ] [ 22 ]
8 июля 1930 года Хардман женился на Дороти Урсуле Эшкрофт Томпсон на Сент -Джордж, Ганновер -сквер , в Лондоне; У пары было два сына и дочь. [ 1 ] В сентябре 1931 года он был отправлен в Гелиополис , Египет, чтобы служить с эскадрой № 216 . [ 13 ] [ 23 ] В 1934 году в 1934 году эскадрилья управляла Vickers Victorias и впервые выступила по воздушному маршруту из Лагоса в Хартум . [ 24 ] [ 25 ] Вернувшись в Британию, Хардман поступил в колледж штата ВВС, Андовер , в январе 1935 года. [ 1 ] [ 26 ] Он был назначен лидером эскадрильи 1 февраля 1936 года. [ 27 ] [ 28 ] Хардман служил в течение следующих двух лет в качестве сотрудника вооружения в группе № 23 (обучение) в Грантаме . [ 13 ] британской армии В январе 1938 года он поступил в колледж штатного колледжа , и был повышен до командира Wing . 1 января 1939 года [ 29 ] [ 30 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]На первой встрече тогдашний воздушный коммодор в своей штаб -квартире в Комилле первой сразу узнал об исключительно достойном подшипнике, значительном присутствии, большом юморе; Было много ног и беззаботного подшучивания, вся атмосфера была очень непринужденной. Тем не менее, один также получил удивительно сильное впечатление о «без чушь»; Было ясно, что впереди тяжелая работа.
—Маршал Королевских ВВС, сэр Джон Гранди , на службу под руководством Хардмана в Целевой группе Combat Cargo, 1944–45 [ 31 ]
В начале Второй мировой войны Хардман был отправлен во Францию с элементом RAF британских экспедиционных сил . [ 1 ] После падения Франции в 1940 году он служил в штаб-квартире группы № 22 и был офицером связи с восточным командованием британской армии, прежде чем взять на себя ответственность за Управление военного сотрудничества,-зарегистрируйте Управление операций (тактическое) - В воздухе министерство . [ 1 ] [ 32 ] Он был назначен офицером Ордена Британской империи 11 июля 1940 года за «выдающиеся службы, оказанные в недавних операциях», [ 33 ] и упоминается в отправках 1 января 1941 года. [ 34 ] 1 марта 1941 года он был назначен капитаном временной группы . [ 35 ]
Хардман был назначен временным воздушным коммодором 1 октября 1944 года, [ 36 ] и капитан существенной группы 1 декабря. [ 37 ] Он был назначен в Air Command South East Asia (ACSEA) в качестве заместителя командира - и командира компонента RAF - в целевой группе боевых грузов (CCTF). Составляя RAF, Королевские канадские ВВС и элементы ВВС США , CCTF отвечал за поставку четырнадцатой армии в Бирме . [ 31 ] [ 38 ] Финальная публикация Хардмана военного времени, начиная с февраля 1945 года, была в роли воздушного офицера № 232 (транспорта) группы в Комилле , Индия (ныне Бангладеш). [ 1 ] [ 39 ] Группа состояла в состав эскадрильи, которые ранее составляли компонент RAF CCTF. [ 40 ] Хардман описал Бирмускую кампанию как «поразительную иллюстрацию нового нового в войне, а именно, что воздушная власть может использоваться для транспортировки, снабжения и поддержки наземных войск, полностью независимых от наземных каналов. Это был вклад в Юго-Восточную Азию в искусство война." [ 41 ] Он был назначен компаньоном Ордена Бата 5 июля 1945 года за «Галантные и выдающиеся службы в связи с операциями в Бирме». [ 42 ] Правительство США присудило ему бронзовую звезду ; Разрешение на ношение украшения было объявлено 15 марта 1946 года. [ 43 ]
Послевоенная карьера
[ редактировать ]
Хардман был повышен в исполняющем обязанности вице-маршала Air 1 октября 1945 года. [ 44 ] Он оставался в Юго-Восточной Азии после прекращения военных действий, заняв должность авиации, отвечающего за администрацию Acsea (более позднее Air Command Far) в январе 1946 года. [ 13 ] [ 39 ] После его возвращения в Великобританию он был назначен на несколько старших должностей в ВВС, в том числе последовательно, помощника начальника авиакомпании (операции) в мае 1947 года, комендант штатного колледжа RAF, Брэкнелла , в январе 1949 года и командования авиакомпанией и командованием авиационного сотрудника и офицера авиаций. -Киф домашнего командования в сентябре 1951 года. [ 39 ] [ 45 ] Хардман военный звание Air Commodore стал существенным 1 октября 1946 года, [ 46 ] И за этим последовали существенное повышение в Air-Marshal 1 июля 1948 года. [ 47 ] Он был поднят на актерский авиационный маршал 1 октября 1951 года. [ 48 ]
14 января 1952 года Хардман был назначен начальником воздушного персонала (CAS) Королевских австралийских ВВС (RAAF), сменив авиа маршала Джорджа Джонса , который занимал десять лет на этой должности. [ 49 ] Решение премьер -министра Австралии Роберта Мензиса назначить сотрудника ВВС вызвало обиду на Рааф. Это было усугублено, когда Мензис заявил о своей причине в том, что «не было офицера RAAF достаточного возраста или оперативного опыта, чтобы занять должность вождя воздушных сотрудников», который, по -видимому, игнорировал записи о военном времени, как Джон МакКоули и Фредерик Шергер . [ 50 ] Ежедневное зеркало в Сиднее было одним из нескольких СМИ, которые озвучивали «суровый протест» по этому поводу. Мензис также чувствовал, что он может оправдать назначение постороннего на том основании, что географически базирующаяся командовая и контрольная система RAAF нуждается в реорганизации по функциональным линиям, системе, с которой старший член RAF был бы знаком. Британский CAS, маршал Королевских ВВС сэра Джона Слессора , несколько неохотно отвечал за выполнение просьбы правительства Австралии о подходящем офицере. Выдвигая Хардман в качестве «выдающегося кандидата» на австралийский пост, Слсор попытался избежать того, что он назвал «Фоллис несколько лет назад», имея в виду . противоречивое пребывание в качестве CAS в RAF, имея в виду второго раф В начале Второй мировой войны. [ 51 ]
Хардман внес два основных изменения в структуре ВВС для оптимизации командования и контроля: интеграция штаб -квартиры RAAF, Мельбурн , с Министерством воздуха , и вытеснение географических команд с тремя функциональными организациями, а также домом (операционно), обучением и обучением и обучением и обучением и обучением Команды обслуживания . [ 52 ] [ 53 ] Функциональная система командования была описана историком Аланом Стивенсом как «главное наследие Хардмана для RAAF». [ 51 ] Отстаивая структуру командования района, которая была предпочтена Джонс, Хардман придерживался поддержки своего предшественника местной авиационной промышленности. [ 54 ] Он также сформировал политическое соглашение с начальником военно -морского персонала , вице -адмиралом сэром Джоном Коллинзом , охватывающего совместную ответственность и сотрудничество за морскую войну. [ 55 ] В течение срока срока хардмена в качестве CAS, крыло № 78 (истребитель) было повторно оборудовано с помощью RAF De Havilland Jet Fighters для гарнизона Мальты и поддерживать британские операции в Средиземноморье. [ 56 ] Он был назначен рыцарским командиром Ордена ванны в наградах за день рождения королевы, обнародованные 5 июня 1952 года, [ 57 ] и поднялся на существенный маршал воздуха 1 июля. [ 58 ]

Как протеже Слессора, Хардман заявил: «ВВС без бомбардировщиков - это не воздушные силы». Он утверждал, что единственным способом достижения «истинного и устойчивого воздушного превосходства» было нападение на жизненно важные центры противника, что включало средства для производства бойцов. [ 59 ] Он рекомендовал приобрести RAAF одного из британских « V -бомбардировщиков » -Vickers Valiant , Handley Page Victor или Avro Vulcan бомбар не входило, и австралийский реактивный -хотя это никогда Общая динамика F-111C в 1973 году. [ 1 ] [ 60 ] К концу своего пребывания в качестве Каса Хардман дал интервью, в котором он критиковал операции армии и военно -морского флота на фоне продолжающегося соперничества межсервиса за оборонный бюджет. [ 61 ] Его цитируют: «Военно -воздушные силы в этой стране, для обороны или преступления, является единственной силой, которая может быть отправлена в любом месте мира до такой степени, что она может принести наиболее хорошо и быстро переключаться на любое Другой момент. " [ 62 ] В отличие от первоначального беспокойства при его назначении, после его отъезда из Австралии Хардман был описан в этом возрасте как «выдающийся CAS в истории RAAF», «блестящий организатор» и «мастер теории воздушной власти». [ 51 ] Его сменил МакКоли 18 января 1954 года. [ 49 ]
Хардман вернулся в Великобританию в СС Гималаи и присоединился к Британскому воздушному совету в качестве члена воздуха для снабжения и организации 1 мая 1954 года, сменив главного маршала воздуха сэра Джона Уитварта-Джонса . [ 63 ] [ 64 ] В декабре он представлял воздушный совет на прощальном параде № 78 на Мальте, напомнив, что персонал собрал, что он присутствовал на марше крыла через Сидней в июле 1952 года, до его отъезда в Средиземное море. [ 65 ] Он был повышен до главного маршала воздуха 1 апреля 1955 года. [ 66 ] В июле 1956 года он представил стандарт эскадрильи своему старому подразделению, эскадрильи № 19. [ 67 ] В октябре в октябре он председательствовал в результате расследования смертельной аварии Vulcan XA897 в аэропорту Хитроу после его первого полета круглосуточного мира, единственными выжившими из шести членов экипажа были пилот и маршал воздуха сэром Гарри Бродхерстом . [ 68 ] Хардман был сменен в качестве члена воздуха по снабжению и организации главного маршала сэра Уолтера Доусона 1 января 1958 года, и в тот же день был вырос на Knight Grand Cross Орден Британской империи . [ 69 ] Он ушел из ВВС 29 января. [ 70 ]
Позже жизнь
[ редактировать ]Хардман присоединился к совету New Electronic Products Ltd в мае 1959 года. [ 71 ] В феврале 1963 года он сменил главного маршала сэра Дугласа, как Гэмпшира в качестве почетного представителя графства почетный представитель округа Гэмпшира . [ 72 ] Хардман умер 2 марта 1982 года, отдыхая в Эсториле , Португалия, и пережил его жена и дети. [ 1 ] [ 73 ] Его могила лежит на церковном дворе церкви Святого Иоанна, Фарли Чемберлейн, Хэмпшир. [ 74 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л Маккарти, Джон. «Хардман, сэр Джеймс Дональд Иннес (1899–1982)». Австралийский словарь биографии . Австралийский национальный университет . Получено 8 июня 2015 года .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Стивенс; Исаак, высокие листовки , с. 113–115
- ^ Стивенс, авиации Австралии , с. 23–24
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый Фрэнкс, Дельфин и Снайк -Аза , с. 25
- ^ "№ 30100" . Лондонская газета (добавка). 29 мая 1917 г. с. 5309.
- ^ «Королевский летающий корпус (военное крыло)» . Полет . 30 августа 1917 г. с. 899 . Получено 10 июня 2015 года .
- ^ "№ 30953" . Лондонский газетт . 15 октября 1918 г. с. 12126.
- ^ "№ 13400" . Эдинбургская газета . 11 февраля 1919 г. с. 798.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Брент, столетие военной авиации , с. 27–28
- ^ Робертсон, мечта о цивилизованной войне , с. 106
- ^ "№ 31279" . Лондонский газетт . 8 апреля 1919 г. с. 4574.
- ^ «Королевские ВВС» . Полет . 10 ноября 1921 г. с. 744 . Получено 10 июня 2015 года .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый «Офицеры RAF по аренде или обмену» . Воздушные маршалы RAAF . Министерство обороны . Получено 8 июня 2015 года .
- ^ «Человек, который возглавит ВВС» . Сиднейский утренний геральд . 13 октября 1951 г. с. 2 Получено 10 июня 2015 года .
- ^ "31 эскадрилья" . Королевские ВВС . Архивировано с оригинала 26 июня 2015 года . Получено 10 июня 2015 года .
- ^ "№ 33094" . Лондонский газетт . 20 октября 1925 г. с. 6776.
- ^ «Королевские ВВС» . Полет . 2 сентября 1926 г. с. 557 . Получено 10 июня 2015 года .
- ^ «16 эскадрилья» . Королевские ВВС. Архивировано с оригинала 10 июня 2015 года . Получено 10 июня 2015 года .
- ^ "№ 33290" . Лондонский газетт . 1 июля 1927 года. С. 4239–4240.
- ^ «Королевские ВВС» . Полет . 15 марта 1928 г. с. 183 . Получено 10 июня 2015 года .
- ^ Справочник самолета Британской авиации , с. 412
- ^ «22 (обучение) группа» . Королевские ВВС. Архивировано с оригинала 26 июня 2015 года . Получено 26 июня 2015 года .
- ^ «Королевские ВВС» . Полет . 16 октября 1931 г. с. 1053 . Получено 10 июня 2015 года .
- ^ Дин, Королевские ВВС и две мировые войны , с. 175
- ^ Филпотт, Королевские ВВС , с. 308
- ^ «Разведка Королевских ВВС» . Полет . 31 января 1935 г. с. 128 Получено 10 июня 2015 года .
- ^ «Королевские ВВС» . Полет . 6 февраля 1936 г. с. 154 Получено 10 июня 2015 года .
- ^ "№ 34252" . Лондонский газетт . 4 февраля 1936 г. с. 737.
- ^ «Назначения Королевских ВВС» . Полет . 24 февраля 1938 г. с. 185 . Получено 10 июня 2015 года .
- ^ "№ 34586" . Лондонский газетт . 3 января 1939 года. С. 61–62.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Гранди, Джон (15 марта 1982 г.). "Первый маршал воздуха сэр Дональд Хардман". Время . п. 10
- ^ "ВВС встречи" . Полет . 15 ноября 1945 г. с. 540 . Получено 10 июня 2015 года .
- ^ "№ 34893" . Лондонская газета (добавка). 9 июля 1940 г. с. 4253.
- ^ "№ 35029" . Лондонская газета (добавка). 31 декабря 1940 года. С. 33–34.
- ^ "№ 35102" . Лондонский газетт . 11 марта 1941 г. с. 1448.
- ^ "№ 36780" . Лондонская газета (добавка). 7 ноября 1944 г. с. 5073.
- ^ "№ 36902" . Лондонская газета (добавка). 19 января 1945 г. с. 507
- ^ Пирсон, авиападания Бирмы , с. 142
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в "ВВС встречи". Время . 19 мая 1947 г. с. 8
- ^ Пирсон, авиападания Бирмы , с. 165
- ^ Проверт, Генри (2000). «Воздушный транспорт и поставка в бирманской войне» (PDF) . Журнал Королевского ВВС Исторического общества 22 . п. 48 Получено 26 июня 2015 года .
- ^ "№ 37161" . Лондонская газета (добавка). 5 июля 1945 г. с. 3491.
- ^ "№ 37501" . Лондонская газета (добавка). 15 марта 1946 года. С. 1379–1380.
- ^ "№ 37336" . Лондонская газета (добавка). 2 ноября 1945 г. с. 5385.
- ^ «Новости вкратце». Время . 2 апреля 1955 г. с. 3
- ^ "№ 37758" . Лондонская газета (добавка). 11 октября 1946 г. с. 5080.
- ^ "№ 38344" . Лондонская газета (добавка). 2 июля 1948 г. с. 3895.
- ^ "№ 39520" . Лондонская газета (добавка). 18 апреля 1952 г. с. 2169.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Стивенс, иду соло , с. 499
- ^ Стивенс, иду соло , с. 73
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в Стивенс, иду соло , с. 73–74
- ^ Стивенс, иду соло , с. 75–76
- ^ Хелсон, десять лет наверху , с. 293–294
- ^ Стивенс, иду соло , с. 188–190
- ^ Стивенс, иду соло , с. 397
- ^ Стивенс, Королевские ВВС Австралии , с. 221–222
- ^ "№ 39555" . Лондонская газета (добавка). 30 мая 1952 г. с. 3009.
- ^ "№ 39586" . Лондонская газета (добавка). 27 июня 1952 г. с. 3581.
- ^ Стивенс, иду соло , с. 38, 362
- ^ Стивенс, Королевские австралийские ВВС , с. 285
- ^ Деннис и др., Оксфордский компаньон для австралийской военной истории , с. 287
- ^ «Взрыв вождя обороны» . Новости . 16 февраля 1954 г. с. 1 Получено 16 июня 2015 года .
- ^ Стивенс, иду соло , с. 206
- ^ "№ 40163" . Лондонская газета (добавка). 4 мая 1954 г. с. 2618.
- ^ «№ 78 Крыло возвращается домой» . Полет . 10 декабря 1954 г. с. 847 . Получено 10 июня 2015 года .
- ^ "№ 40442" . Лондонская газета (добавка). 1 апреля 1955 г. с. 1929.
- ^ «№ 19 SQN Standard» . Полет . 20 июля 1956 г. с. 136 Получено 10 июня 2015 года .
- ^ McLelland, Vulcan , с. 96–98
- ^ "№ 41266" . Лондонская газета (добавка). 31 декабря 1957 г. с. 7593.
- ^ "№ 41268" . Лондонская газета (добавка). 1 января 1958 г. с. 9
- ^ «Бизнес -изменения». Время . 19 мая 1959 г. с. 14
- ^ «Военно -воздушные силы, военно -морские и армейские летающие новости» . Flight International . 28 февраля 1963 г. с. 308 . Получено 10 июня 2015 года .
- ^ "AC/M сэр Д. Хардман". Время . 9 марта 1982 г. с. 14
- ^ Мосли, Чарльз, изд. (2003). Burke's Peerage, Baronetage & Knheteage . Берк пэры. п. 654. ISBN 978-0-9711966-2-9 .
Ссылки
[ редактировать ]- Справочник самолета Британской авиации . Лондон: книги Temple Press. 1966. OCLC 841901436 .
- Брент, Кейт, изд. (2015). Столетие военной авиации 1914–2014 гг . Канберра: Центр развития воздушной энергии. ISBN 978-1-925062-10-6 .
- Дин, Морис (1979). Королевские ВВС и две мировые войны . Лондон: Касселл . ISBN 978-0-304-30042-6 .
- Деннис, Питер; Грей, Джеффри; Моррис, Эван; Приор, Робин (1995). Оксфордский компаньон для австралийской военной истории . Южный Мельбурн: издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-553227-2 .
- Фрэнкс, Норман (2002). Дельфин и Снайт Тозы Первой мировой войны . Оксфорд: Osprey . ISBN 978-1-84176-317-0 .
- Хелсон, Питер (2006). Десять лет на вершине (тезис Ph. D). Сидней: Университет Нового Южного Уэльса . OCLC 225531223 .
- Маклелланд, Тим (2012). Вулкан: Бог огня . Страуд, Глостершир: История пресса . ISBN 978-0-7524-6379-7 .
- Пирсон, Майкл (2006). Burma Air Campaign 1941–1945 . Барнсли, Южный Йоркшир: книги пера и мечей . ISBN 978-1-84415-398-5 .
- Филпот, Ян (2008). Королевские ВВС: энциклопедия межвоенных лет. Том II: перевооружение 1930–1939 . Барнсли, Южный Йоркшир: книги пера и мечей. ISBN 978-1-84415-391-6 .
- Робертсон, Линда Рейн (2003). Мечта о цивилизованной войне: летающие тузы Первой мировой войны и американское воображение . Миннеаполис: Университет Миннесоты Пресс . ISBN 978-0-8166-4270-0 .
- Стивенс, Алан (1995). Соло: Королевские австралийские ВВС 1946–1971 . Канберра: Австралийская государственная служба издательства . ISBN 978-0-644-42803-3 .
- Стивенс, Алан (2006) [2001]. Королевские австралийские воздушные силы: история . Лондон: издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-555541-7 .
- Стивенс, Алан, изд. (1992). Австралийские воздушные начальники: Материалы Исторической конференции RAAF 1992 года . Канберра: Центр исследований воздушной энергии. ISBN 978-0-642-18866-3 .
- Стивенс, Алан; Исаакс, Джефф (1996). Высокие листовки: лидеры Королевских австралийских ВВС . Канберра: Австралийская государственная служба издательства. ISBN 978-0-644-45682-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- «Реорганизация сэра Дональда Хардмана RAAF» . Pathfinder . Канберра: Центр развития воздушной энергии. Март 2009 г.
- 1899 Рождения
- 1982 Смерть
- Выпускники Хертфордского колледжа, Оксфорд
- Персонал британской армии Первой мировой войны
- Британская первая мировая война летает
- Рыцари командир Ордена ванны
- Рыцари Большой Крест Ордена Британской империи
- Австралийские получатели выдающегося летающего креста (Великобритания)
- Люди получили обучение в колледже Малверн
- Люди из Олдхэма
- Маршалы Королевских ВВС
- Персонал Королевских ВВС Первой мировой войны
- Персонал Королевских ВВС во Второй мировой войне
- Офицеры Royal Flying Corps
- Военнослужащие из столичного района Олдхэм
- Выпускники штатного колледжа, Camberley