Длина волны (фильм 1967 года)
Длина волны | |
---|---|
![]() Кадр из лофта из сериала «Длина волны» | |
Режиссер | Майкл Сноу |
Написал | Майкл Сноу |
В главных ролях | Холлис Фрэмптон Розуэлл Радд Эми Таубин Джойс Виланд |
Кинематография | Майкл Сноу |
Под редакцией | Майкл Сноу |
Музыка | Тед Вольф |
Дата выпуска |
|
Время работы | 45 минут |
Страны | Канада Соединенные Штаты |
Язык | Английский |
«Длина волны» — экспериментальный фильм канадского художника Майкла Сноу 1967 года . Считается достопримечательностью авангардного кино. [ 1 ] он был снят в течение одной недели в декабре 1966 года и смонтирован в 1967 году. [ 2 ] и является примером того, что теоретик кино П. Адамс Ситни называет « структурным фильмом », [ 3 ] назвав Сноу «деканом структурных кинематографистов». [ 4 ]
«Длину волны» часто называют одним из величайших андерграундных , артхаусных и канадских фильмов, когда-либо созданных. Этот фильм был признан шедевром Канадского фонда по сохранению аудиовизуальных изображений . [ 5 ] В рецензии на фильм 1969 года, опубликованной в Artforum , Мэнни Фарбер описывает «Длину волны» как «исключительно простой, несложный, смертельно реалистичный способ снять три стены, потолок и пол… это, вероятно, самый тщательно составленный фильм из существующих. " [ 6 ]
Краткое содержание
[ редактировать ]Весь фильм происходит в лофте с четырьмя многоточечными окнами и небольшим количеством мебели: письменным столом, желтым стулом и радиатором у дальней стены, а над стулом висят несколько фотографий. Женщина в красном пальто приказывает двум мужчинам поставить книжный шкаф у левой стены, и они уходят. Женщина возвращается с другой женщиной. [ 7 ] Кто-то включает радио, и изображение приобретает розоватый оттенок, когда женщины пьют напитки и слушают « Strawberry Fields Forever » группы «Битлз», прежде чем резко уйти. [ 8 ] Когда изображение ненадолго переходит на сплошной красный экран, начинается низкий гул, постепенно увеличивающийся по ходу фильма. Образ лофта возвращается, то появляясь, то исчезая из своих негативных, монохромных цветов или пустого экрана. [ 9 ]
Слышен звук разбитого стекла, прежде чем мужчина, шатаясь, заходит на чердак и умирает, рухнув на пол. По мере увеличения масштаба его труп вырезается из кадра. [ 10 ] Через некоторое время приходит женщина и звонит мужчине по имени Ричард. Она рассказывает ему о найденном ею трупе и соглашается подождать снаружи. Когда она уходит, на нее накладываются немые образы ее предыдущих действий. [ 11 ] Камера продолжает приближаться к фотографиям на стене, на двух из которых изображена идущая женщина, а на другой — волны. [ 12 ] Гул из саундтрека, теперь очень высокий, становится нестабильным и напоминает звук сирены. Изображение волн увеличивается до тех пор, пока не заполнит весь кадр. Фильм заканчивается, когда фотография теряет фокус и изображение становится белым. [ 13 ]
Бросать
[ редактировать ]- Эми Таубин
- Холлис Фрэмптон
- Джойс Виланд
- Линн Гроссман
- Наото Накагава
- Розуэлл Радд
Производство
[ редактировать ]Подготовка к производству
[ редактировать ]В производственных заметках Сноу перед «Длиной волны» показаны вариации концепции расширенного зума от широкого плана до крупного плана . [ 14 ] Фильм возник в результате игры с комбинациями слов, сгруппированных вокруг слов «комната», «волна», «длина», «Атлантика», «время» и «океан». [ 15 ] Идеи Сноу для финального крупного плана включали фотографию «красивой белой обнаженной блондинки», окна, фотографию Билли Холидей , картину Тома Вессельмана , фотографию ребенка или календарь с осенним пейзажем. [ 14 ] [ 16 ] Сноу остановился на сделанной им фотографии Ист-Ривер , входящей в серию, сделанную для его скульптуры «Атлантика» . Он выбрал этот образ из-за его спокойного и недраматичного качества. [ 17 ] [ 18 ]
Сноу пригласил на съемку фильма своих друзей. Он выбрал Эми Тобин из-за ее предыдущего актерского опыта в бродвейской адаптации « Расцвета мисс Джин Броди» . Холлис Фрэмптон вызвался сняться в фильме после того, как Сноу попросила «кто-нибудь умереть за меня». [ 19 ]
Сноу провела год, готовя заметки и подыскивая место для съемок. [ 20 ] Чтобы подготовить лофт к съемкам, он повесил фотографию Ист-Ривер на дальнюю стену комнаты. [ 21 ] Над ним он прикрепил пару фотографий идущих женщин, а также два силуэта, изображающих идущую женщину. Силуэты — это дизайн, который он создал в 1961 году для своей серии «Идущая женщина», которая включала воссоздание формы с использованием различных материалов и материалов. Его включение в Wavelength ознаменовало конец проекта. [ 22 ]
Съемки
[ редактировать ]
Стрельба произошла на чердаке на Канал-стрит в течение недели в декабре 1966 года. [ 24 ] [ 25 ] Сноу позаимствовал камеру, которую использовал, у кинорежиссера Кена Джейкобса . [ 20 ] Он установил его на высокую платформу, с которой можно было снимать больше уличных сцен снаружи. [ 26 ] Расстояние от камеры до противоположного конца комнаты составляло около 80 футов (24 м). [ 27 ]
Поскольку 16-миллиметровая камера могла записать только 3 минуты отснятого материала, прежде чем его нужно было перезагрузить, Сноу разделил время просмотра фильма примерно на 18 сегментов и отметил положения зум-объектива для начала и конца каждого сегмента. Сцены были сняты не по порядку, сначала была записана сцена смерти Фрэмптона, чтобы соответствовать его графику. В финальных сценах, показывающих фотографию волны, Сноу пришлось физически переместить камеру из исходного положения, поскольку возможности зум-объектива были ограничены. [ 28 ]
Он снимал на несколько типов пленок , чтобы изменить свет и зернистость изображения. [ 29 ] В их число входили Kodachrome , Ektachrome , цветной негатив Kodak, Agfachrome цвет реверсивный , DuPont черно-белый инверсный и запасы Ansco. Сноу экспериментировал с пленкой с истекшим сроком годности, а также с пленкой, предназначенной для наружного освещения. [ 30 ] [ 31 ]
Саундтрек
[ редактировать ]Что касается саундтрека к фильму, Сноу изначально рассматривал возможность увеличения громкости в расширенном крещендо . Решив, что глиссандо будет более подходящим, он разработал план записать его на тромбоне или скрипке и смешать несколько дублей, чтобы заполнить продолжительность фильма. Тед Вольф, работавший в Bell Labs , заинтересовался проектом и предложил использовать аудиогенератор . [ 32 ] Вольф работал со Сноу над созданием двигателя, который управлял генератором. [ 33 ]
Сноу намеревался использовать любой синхронизирующий звук , записанный во время съемок, но сделал исключение для музыки по радио. Во время оригинальных съемок Джоан Баэз кавер на песню « The Little Drummer Boy играла ». Почувствовав, что это не очень хорошо вписывается в фильм, Сноу заменил его на «Strawberry Fields Forever», который только что вышел, когда он монтировал фильм. [ 24 ] [ 34 ] к фильму Первоначально Сноу микшировал саундтрек таким образом, чтобы синхронизированный звук был на оптическом саундтреке , а электронное глиссандо было на отдельной катушечной ленте . Это дало бы ему возможность регулировать воспроизведение ленты в зависимости от акустики каждого места показа. [ 19 ] [ 31 ]
Выпускать
[ редактировать ]
Впервые «Длина волны» была показана на закрытом показе в Синематеке кинорежиссера, на котором присутствовали Ширли Кларк , Ричард Форман , Кен Джейкобс, Джордж Кучар , Йонас Мекас , Нам Джун Пайк и Эми Таубин. [ 35 ] Мекас рекомендовал представить фильм на фестиваль экспериментального кино Кнокке-ле-Зут в Бельгии. Однако Сноу ожидал, что отдельно записанный саундтрек окажется сложной задачей для более широкой выставки, и решил, что лучше перенести музыку на оптическую дорожку фильма. Поскольку у Сноу не было средств для завершения фильма, Мекас нашел деньги на создание репродукции. [ 19 ]
Сноу представил «Длину волны» на Нью-Йоркский кинофестиваль, но получил отказ. [ 33 ] Художник Ричард Серра привез копию фильма во время путешествия по Европе и выставлял ее десятки раз. Когда он показывал его в музее Стеделик в Амстердаме, группа разъяренных зрителей опрокинула проектор. [ 36 ] [ 37 ]
Сноу не выпускал «Длину волны» для домашних СМИ, предпочитая, чтобы ее показывали на пленке в кинотеатре. [ 38 ] Обсуждая недостатки цифровой проекции, Таубин подчеркнул важность представления различных зерен пленки с длиной волны и разницу в «визуальных сигналах, с помощью которых мы читаем пространство». [ 39 ] По состоянию на 2024 год [update] Реставрацией 16-миллиметрового отпечатка руководит Джон Клаксманн, архивариус Anthology Film Archives . [ 30 ]
Анализ
[ редактировать ]Первичная структура длины волны определяется ее масштабом. По ходу фильма угол обзора сужается, и дальняя стена кажется все ближе и ближе. Этот опыт невозможно воссоздать человеческим глазом, и он уникален для механического глаза. [ 40 ] Аннетт Майкельсон предположила, что использование Сноу зума «создает формальный аналог саспенс-фильма ». [ 41 ]
С помощью Wavelength Сноу пытается сбалансировать «факт» и «иллюзию». [ 25 ] Саундтрек включает в себя как репрезентативный синхронизированный звук , так и абстрактный электронный синус. Изображения движения часто уравновешиваются изменениями в том, как зритель воспринимает комнату. Вхождению умирающего предшествуют колебания цвета изображения. [ 26 ] Сцена, где женщина звонит по телефону, показана дважды, второй раз в виде наложения на продолжающееся увеличение. [ 42 ]
В своей статье 1969 года «Структурный фильм» историк кино П. Адамс Ситни определяет сдвиг в авангардном кино от сложных форм к «кино структуры, в котором форма всего фильма предопределена и упрощена, и это то, что форма, которая является основным впечатлением от фильма». [ 43 ] Анализируя возникающее структурное движение в кино, Ситни подчеркивает, что «Волна» использует фиксированное положение камеры для определения формы работы. [ 43 ]
В то время как Ситни описывает структурный фильм как «рабочий процесс», Стивен Хит в «Вопросах кино» считает, что «Длина волны » «серьезно недостаточна», поскольку «подразумеваемое… повествование [делает «Длину волны ] в некотором смысле ретроградным шагом в кинематографической форме». [ 44 ] Для Хита основная тема « Длины волны» - это «вопрос кинематографического института субъекта фильма», а не сам аппарат кинопроизводства. [ 45 ]
Критический прием
[ редактировать ]Показ фильма «Длина волны» в 1967 году стал, по словам режиссера Йонаса Мекаса, «знаковым событием в кино». [ 24 ] Фильм получил Гран-при на фестивале экспериментального кино Кнокке-ле-Зут в 1967 году в Кнокке , Бельгия. [ 46 ] Журнал «Кинокультура» вручил Сноу премию независимого кино 1967 года. [ 47 ] В обзоре Film Quarterly 1968 года Джуд Ялкут описывает «Длину волны» как «одновременно один из самых простых и один из самых сложных фильмов, когда-либо созданных». [ 33 ] В LA Free Press обзоре фильма 1968 года Джин Янгблад описывает «Длину волны» как «беспрецедентную в чистоте ее конфронтации с сущностью кино: отношениями между иллюзией и фактом, пространством и временем, субъектом и объектом. Это первый фильм». пост- Уорхоловский , пост- минималистический фильм; один из немногих фильмов, затрагивающих те высшие концептуальные порядки, которые присущи современной живописи и скульптуре. Его по праву называют триумфом созерцательного кино ». [ 48 ]
Наследие
[ редактировать ], считающийся каноническим авангардным фильмом, 45-минутный фильм «Длина волны» тем не менее, способствует репутации сложной работы: [ 49 ]
[Учитывая] стратегию продолжительности фильма, мы чувствуем каждую минуту времени, которое требуется, чтобы пересечь пространство лофта и добраться до бесконечного пространства фотографии волн - и исчезновения до белого - в конце фильма. Фильм вызывает столько же скуки и разочарования, сколько интриги и прозрения.... [ 49 ]
«Длина волны» является частью Anthology Film Archives . коллекции «Основной кинорепертуар» [ 50 ] Фильм занял 102-е место в опросе критиков Sight & Sound 2012 года среди величайших когда-либо созданных фильмов, а также получил голоса трех режиссеров. [ 51 ] Он занял 85-е место в Village Voice за 2001 год. списке 100 лучших фильмов 20-го века по версии критиков [ 52 ] Секция экспериментальных фильмов Международного кинофестиваля в Торонто «Длины волн», созданная программисткой Сьюзан Окстоби в 2001 году, получила свое название от фильма. [ 53 ]
Связанные работы
[ редактировать ]Длина волны стала образцом для многих более поздних фильмов Сноу, которые критик Дж. Хоберман характеризует как «антииллюзионистские, рефлексивные и часто парадоксальные исследования уникальных, нередуцируемых свойств кино». [ 54 ] Сноу сгруппировал его с <---> и La Région Centrale как трилогию фильмов о движении камеры. [ 55 ] В его инсталляции из фотослайдов Slidelength представлены изображения из Wavelength, а также объекты, использованные в ее создании, и другие связанные изображения. [ 56 ] Его «Завтрак» 1976 года (Table Top Dolly) представляет собой пародию на «Длину волны» , в которой один кадр слежения за столом для завтрака показывает, как содержимое физически перемещается камерой. [ 54 ]
В 2003 году Сноу выпустил на DVD WVLNT (или «Длина волны для тех, у кого нет времени») , более короткую и значительно измененную версию. [ 49 ] WVLNT преобразует оригинальный фильм, разбивая его на три наложенных друг на друга 15-минутных сегмента. [ 38 ] Обработка Сноу носит сатирический характер, сокращая оригинал «для зрителя, который неизбежно спешит, потому что вся мировая информация требует его просмотра». [ 57 ]
Длина волны оказала раннее влияние на -минималиста композитора Стива Райха , и в его записи 1970 года « Четыре органа» в качестве обложки используется заключительная фотография фильма. [ 58 ] [ 59 ] Энтони МакКолл подробно описал, как описания « Длины волны» повлияли на развитие его работы 1973 года «Линия, описывающая конус» , указав на «возможность того, что одна идея может определить основную схему всего фильма». [ 60 ] [ 61 ] В фильме Джеймса Беннинга 1978 года «Гранд-Опера» явно упоминается длина волны . Фильм начинается с выступления чернокожего лидера , сопровождаемого переработкой телефонного звонка Эми Таубин об обнаружении трупа. [ 62 ] В 2015 году Беннинг создал ремейк « Длины волны» из двух кадров оригинального фильма. В его версии используются цифровые эффекты для создания идеально плавного непрерывного масштабирования между начальной и конечной точками. [ 63 ] Ивонн Райнер использовала отрывок из «Длины волны» в своем фильме 1985 года «Человек, который завидовал женщинам» . В нем лофт служит примером пространств, к которым художники имели доступ до джентрификации Нью-Йорка. [ 64 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Макдональд, Скотт (1985). «Так и это». Фильм Ежеквартально . 39 (1): 34–37. дои : 10.2307/1212281 . JSTOR 1212281 .
- ^ Ситни 1979 , с. 375.
- ^ Ситни 1979 , стр. 368–397.
- ^ Ситни 1979 , с. 374.
- ^ «Блог доверия» .
- ↑ Перепечатано в Мэнни Фарбере, «Негативное пространство: Мэнни Фарбер в кино» , Лондон: Studio Vista, 1971, стр. 250
- ^ Легге 2009 , стр. 2–5.
- ^ Легге 2009 , стр. 5, 12.
- ^ Легге 2009 , стр. 8.
- ^ Турим 1985 , стр. 114–115.
- ^ Розенбаум, Джонатан (февраль 1975 г.). «Длина волны». Ежемесячный кинобюллетень . Том. 42, нет. 493. с. 42.
- ^ Турим 1985 , стр. 116.
- ^ Легге 2009 , стр. 10–11.
- ^ Jump up to: а б Виндхаузен, Федерико (2023). « Документы о длинах волн ». Октябрь (184): 29–32. дои : 10.1162/octo_a_00483 .
- ^ Легге 2009 , стр. 1–2.
- ^ Легге 2009 , стр. 64.
- ^ Роквелл, Джон (25 августа 2002 г.). «Игра со странными морфингами изображений и звуков» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 5 июня 2024 г.
- ^ Легге 2009 , стр. 66.
- ^ Jump up to: а б с Макдональд 1992 , с. 66.
- ^ Jump up to: а б Мекас, Йонас ; Ситни, П. Адамс (октябрь 1968 г.). «Разговор с Майклом Сноу». Кинокультура . № 46. С. 1–3.
- ^ Роквелл, Джон (25 августа 2002 г.). «Игра со странными морфингами изображений и звуков» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 5 июня 2024 г.
- ^ Кунц 1979 , стр. 39–40.
- ^ Райхерт, Джефф (16 марта 2015 г.). «Длина волны» . Обратный выстрел . Музей движущегося изображения . Проверено 18 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Энрайт, Роберт (май 2007 г.). «Повелитель пропущенных правил: интервью с Майклом Сноу» . Пограничные переходы . Том. 26, нет. 2. С. 22–23 . Проверено 5 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Сноу, Майкл (октябрь 1968 г.). «Заявление о «длине волны» для фестиваля экспериментального кино в Кнокке-ле-Зуте». Кинокультура . № 46. с. 1.
- ^ Jump up to: а б Сноу, Майкл (октябрь 1968 г.). «Письмо Майкла Сноу». Кинокультура . № 46. С. 4–5.
- ^ Тачман, Митч (27 апреля 1976 г.). «Звездный счет за саундтрек». Лос-Анджелес Таймс . п. Е7.
- ^ Легге 2009 , стр. 20–21.
- ^ «Десять вопросов Майклу Сноу». Собрание сочинений Майкла Сноу .
- ^ Jump up to: а б Фой, Раймонд (2024). «Вы не покупаете поэзию в аэропорту: Джон Клаксманн и Рэймонд Фой» . Гагосян Ежеквартальный журнал . Галерея Гагосяна . Проверено 5 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Фой, Раймонд (июнь 2021 г.). «Майкл Сноу с Рэймондом Фой» . Бруклинская железная дорога : 19–26 . Проверено 5 июня 2024 г.
- ^ Варела, Вилли (2005). «Канадский мастер мультимедиа: интервью с Майклом Сноу по электронной почте». Журнал кино и видео . 57 (1/2): 25. JSTOR 20688481 .
- ^ Jump up to: а б с Ялкут, Джуд (1968). «Длина волны». Фильм Ежеквартально . 21 (4): 50. дои : 10.2307/1210605 . JSTOR 1210605 .
- ^ Легге 2009 , стр. 22–24.
- ^ Легге 2009 , стр. 13, 80.
- ^ Майкельсон, Аннетт ; Вейерграф, Клара (1979). «Фильмы Ричарда Серры: Интервью». Октябрь . 10:71 . дои : 10.2307/778630 . JSTOR 778630 .
- ^ Стидс, Люси (13 ноября 2009 г.). «Ричард Серра в разговоре с Люси Стидс» . После всего . Проверено 5 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Кларк, Джордж (январь 2009 г.). «Я не рассказчик». Вид и звук . Том. 19, нет. 1. п. 11.
- ^ Таубин, Эми (октябрь 2015 г.). "Последний киносеанс?" . Артфорум . Том. 54, нет. 2 . Проверено 5 июня 2024 г.
- ^ Быть 1992 , стр. 156–157.
- ^ Майкельсон, Аннет (весна 1979 г.). «Про снег». Октябрь . 8 : 118. дои : 10.2307/778229 . JSTOR 778229 .
- ^ Кунц 1979 , с. 98.
- ^ Jump up to: а б Ситни, П. Адамс (1969). «Структурный фильм». Кинокультура . № 47. С. 1–10.
- ^ Хит 1981 , с. 166.
- ^ Хит 1981 , с. 129.
- ^ Ситни, П. Адамс (октябрь 1968 г.). «Отчет о четвертой международной выставке экспериментальных фильмов в Кнокке-ле-Зут». Кинокультура . № 46. С. 6–9.
- ^ «Девятая независимая кинопремия». Кинокультура . № 46. Октябрь 1968. с. 1.
- ^ Янгблад, Джин (14 декабря 1968 г.). «Интермедиа». Свободная пресса Лос-Анджелеса . Том. 5, нет. 230-Часть вторая. п. 29. JSTOR.28039775 Сообщество .
- ^ Jump up to: а б с Зрид, Майкл (2007). «Авангардные фильмы: обучение длине волны ». Киножурнал . 47 (1): 109–112. дои : 10.1353/cj.2007.0053 . JSTOR 30132005 .
- ^ «Необходимое кино» . Архив фильмов-антологий . Проверено 5 июня 2024 г.
- ^ «Голосование за длину волны (1967)» . Британский институт кино. Архивировано из оригинала 18 января 2017 года . Проверено 17 января 2017 г.
- ^ «100 лучших фильмов — Деревенский голос» .
- ^ Сичински, Майкл (14 сентября 2023 г.). «< --- >: Быстрое панорамирование по длинам волн TIFF» . Блокнот . Проверено 5 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Хоберман, Дж. (3 декабря 2021 г.). «Художник-концептуалист кино» . Нью-Йоркское обозрение книг . Проверено 4 июня 2024 г.
- ^ Легге, 2009 и 71 .
- ^ Беллур, Раймонд; Хардик, Аллин (2017). «Слои изображений». Критический запрос . 43 (3): 617–649. дои : 10.1086/691003 . JSTOR 26547719 .
- ^ Пикард, Андреа (лето 2015 г.). «За работой Майкла Сноу и Шэрон Локхарт» . Мусс . № 49.
- ^ Майзелс, Майкл (2017). «Стив Райх, Ричард Серра и открытие процесса». ПАЖ . 39 (1): 25. JSTOR 26386821 .
- ^ О'Брайен 2023 , с. 250.
- ^ Макдональд 1992 , с. 65.
- ^ МакКолл, Энтони (2003). « Линия, описывающая конус и родственные ему пленки». Октябрь . 103 : 58–59. дои : 10.1162/016228703762874214 . JSTOR 3397608 .
- ^ Макдональд 1992 , с. 240.
- ^ Макдональд 2019 , с. 409.
- ^ Легге 2009 , стр. 19.
Библиография
[ редактировать ]- Корнуэлл, Регина. Виден снег: фильмы и фотографии Майкла Сноу . Торонто: Книги PMA, 1980. ISBN 0-88778-197-7
- Старейшина, Р. Брюс. Имидж и идентичность: размышления о канадском кино и культуре. Ватерлоо, Онтарио : Издательство Университета Уилфрида Лорье , 1989. ISBN 0-88920-956-1
- Фарбер, Мэнни. Негативное пространство: Мэнни Фарбер о кино . Лондон: Студия Виста, 1971. ISBN 0-289-70124-4
- Хит, Стивен (1981). Вопросы кино . Издательство Университета Индианы . ISBN 0-253-15914-8 .
- Кунц, Мартин, изд. Майкл Сноу . Люцернский художественный музей. ISBN 3-267-00001-7 .
- Легг, Элизабет (2009). Майкл Сноу: Длина волны . После всего . ISBN 978-1-84638-055-6 .
- Макдональд, Скотт (1992). Критическое кино 2: Интервью с независимыми кинематографистами . Издательство Калифорнийского университета . ISBN 0-520-05800-3 .
- Макдональд, Скотт (2019). Возвышенность документа: кино как диорама . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-005212-6 .
- О'Брайен, Керри (2023). О минимализме: документирование музыкального движения . Издательство Калифорнийского университета .
- Шедден, Джим (редактор) Проект Майкла Сноу: присутствие и отсутствие (Фильмы Майкла Сноу 1965–1991) . Торонто: Альфред А. Кнопф, Канада, 1995. ISBN 0-394-28106-3
- Ситни, П. Адамс (1979). Визионерский фильм: Американский авангард 1943–1978 гг . Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-502486-9 .
- Турим, Морин Черин (1985). Абстракция в авангардных фильмах . UMI Research Press . ISBN 978-0-8357-1629-1 .
- Уис, Уильям К. (1992). Свет, движущийся во времени . Беркли: Издательство Калифорнийского университета . ISBN 0-520-07367-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Длина волны в Центре распространения канадских кинематографистов
- Длина волны на IMDb
- Длина волны в Rotten Tomatoes
- Длина волны в AllMovie
- WVLNT (Длина волны для тех, у кого нет времени) в Art Metropole
- фильмы 1967 года
- Американские фильмы 1960-х годов
- Авангардные и экспериментальные фильмы 1960-х годов
- Канадские фильмы 1960-х годов
- Англоязычные фильмы 1960-х годов
- Американский авангард и экспериментальные фильмы
- Канадский авангард и экспериментальные короткометражки
- Англоязычные канадские фильмы
- Фильмы Майкла Сноу