Ширли Кларк
Ширли Кларк | |
---|---|
![]() Кларк в 1970 году | |
Рожденный | Ширли Бримберг 2 октября 1919 г. |
Умер | 23 сентября 1997 г. | (77 лет)
Образование | |
Занятие | Кинорежиссер |
Супруг |
Берт Кларк
|
Дети | 1 |
Родственники | Элейн Данди (сестра) |
Ширли Кларк (урожденная Бримберг ; 2 октября 1919 — 23 сентября 1997) — американский кинорежиссер.
Жизнь
[ редактировать ]Родившаяся Ширли Бримберг в Нью-Йорке , она была дочерью отца-польского иммигранта, который заработал состояние на производстве. Ее мать была дочерью еврейского фабриканта и изобретателя-мультимиллионера. Старшая из трёх дочерей, её сестрой была писательница Элейн Данди . [ 1 ] Ее интерес к танцам начался в раннем возрасте, но встретил неодобрение со стороны отца, жестокого хулигана. [ 2 ]
Кларк учился в колледже Стивенса , Университете Джонса Хопкинса , Беннингтон-колледже и Университете Северной Каролины . В результате уроков танца в каждой из этих школ она обучалась технике Марты Грэм , технике Хамфри-Вейдмана и Ханьи Холм методу современного танца . Она вышла замуж за Берта Кларка, чтобы избежать контроля отца и учиться танцам у мастеров в Нью-Йорке. Их дочь Венди родилась в 1944 году. [ 3 ] Ее брак с Бертом закончился разводом в 1963 году. [ 4 ] Она начала свою карьеру как танцовщица нью-йоркского авангардного современного танцевального движения. Она была заядлой участницей уроков танцев и выступлений Еврейской ассоциации молодых женщин .
В 1972 году Кларк подписала кампанию журнала «Мисс» «У нас были аборты», которая призывала положить конец «архаичным законам», ограничивающим репродуктивную свободу; участники призвали женщин поделиться своими историями и принять меры. [ 5 ]
Короткометражные фильмы
[ редактировать ]В своем первом фильме «Танец на солнце» (1953) она адаптировала хореографию Дэниела Нагрина . Общество танцевального кино Нью-Йорка признало его лучшим танцевальным фильмом года. [ 6 ] В «Танце под солнцем » (1953) Кларк использовал ритмичные кадры, снимая танец на сцене, а затем переходя со сцены на пляж и туда и обратно на протяжении всего фильма. Она перешла от танцовщицы к кинорежиссеру и выражала свое искусство через новую среду. [ 7 ]
Кларк изучал кинорежиссуру у Ганса Рихтера в Городском колледже Нью-Йорка после фильма « В парках Парижа» (1954). В 1955 году она стала членом Ассоциации независимых кинематографистов Америки и входила в круг независимых кинематографистов Гринвич-Виллидж, таких как Майя Дерен , Стэн Брэхейдж , Йонас Мекас и Лайонел Рогозин .
В «Моменте любви » Кларк использовал абстрактные линии и цвета, чтобы передать чистый танец. Фильм Кларка «Мосты идут кругом» (1958) [ 8 ] является ярким примером абстрактного экспрессионизма в кино с двумя альтернативными саундтреками, один из которых состоит из электронной музыки Луи и Биби Бэррон. [ 9 ] а другой ориентирован на джаз и был создан Тео Масеро . Она использовала камеру, чтобы создать ощущение движения при съемке неодушевленных структур. Она также участвовала в создании фильмов, снятых Информационным агентством США для Всемирной выставки в Брюсселе 1958 года. [ 10 ]
она была номинирована на премию Оскар за фильм «Небоскреб» Вместе с двумя другими режиссерами-документалистами (1959). В короткометражном фильме, снятом в основном в 1958 году, показано строительство Пятой авеню, 666 , которое началось в 1957 году. 20-минутный фильм включает кадры театра Рокси , который был снесен в год «Небоскреба» выхода . В 1959 году он получил премию «Золотые ворота» на Международном кинофестивале в Сан-Франциско .
«Страшное время» (1960), показывающее бедность и болезни среди детей в странах третьего мира, было снято ЮНИСЕФ при консультации с Торольдом Дикинсоном . В нем звучит музыка Пегги Гланвилл-Хикс . [ 11 ]
Функции, выпущенные в 1960-х годах
[ редактировать ]Кларк описала влияние, которое ее женский опыт оказал на ее кинопроизводство:
Есть несколько причин, почему мне вообще это удалось. Во-первых, у меня было достаточно денег, и мне не пришлось становиться секретарем, чтобы выжить. А во-вторых, я развил эту личность, этот образ жизни... Я выбрал сферу, в которой мне нужно быть где-то рядом, постоянно общаться, отвечать за огромные суммы денег, оборудования и людей. И это не особо женская роль в нашем обществе... Я отождествляла себя с чернокожими людьми, потому что не могла справиться с женским вопросом и перенесла его. Я мог очень легко понять проблемы черных и каким-то образом приравнял их к своим чувствам. Когда я снимался в The Connection , посвященном наркоманам, я ничего не знал о барахле, и меня это мало волновало. Это был символ — люди, находящиеся снаружи. Я всегда чувствовал себя одиноким и находящимся за пределами культуры, в которой я находился. Я вырос в то время, когда женщины не управляли делами. Их все еще нет. [ 12 ]
В 1962 году она описала свои цели: «Я восстаю против условностей кино. Кто сказал, что фильм должен стоить миллион долларов и быть достаточно безопасным и безобидным, чтобы удовлетворить каждого 12-летнего подростка в Америке?» [ 1 ]
Связь
[ редактировать ]Ее первый полнометражный фильм «Связь» (1961) по пьесе Джека Гелбера касается джазовых музыкантов, пристрастившихся к героину, и стал частью зарождения нью-йоркского движения независимого художественного кино. Этот фильм ознаменовал новый стиль решения актуальных социальных проблем в черно-белых малобюджетных фильмах. Кларк намеревался использовать фильм в качестве испытательного примера в успешной борьбе за отмену правил цензуры штата Нью-Йорк . Это также послужило комментарием к неудачам Cinema Verité . Он призван документировать спонтанные взаимодействия современного, специфического образа жизни (богемный Нью-Йорк начала 1960-х годов).
The Connection вызвала споры и дискуссии в художественном сообществе центра Нью-Йорка. Оригинальная пьеса Джека Гелбера была осуждена ведущими критиками во время ее представлений за пределами Бродвея, но все же привлекла аудиторию, в которую входили « Леонард Бернстайн , Анита Лоос , Сальвадор Дали и Лилиан Хеллман , которые сравнили ее с «прекрасным временем, проведенным в театре». цирк'". [ 13 ]
Кларк был полон решимости экранизировать пьесу, и после завершения она получила положительные отзывы. Он был показан вне конкурса на Каннском кинофестивале в 1961 году, где снова был принят положительно. Американские знаменитости поколения битников , которые в то время находились в Европе, отправились в Канны, чтобы выразить поддержку фильму Кларка. Показы фильма «Связь» в штате Нью-Йорк впоследствии были запрещены после жалоб на непристойное поведение, основанное на кадре, в котором присутствовал порнографический журнал и слово, считающееся непристойным. В то время штат Нью-Йорк разрешал публичный показ фильмов только в том случае, если они получили лицензию от совета цензоров штата. Год спустя была предпринята еще одна попытка публично показать фильм, но вмешалась полиция, поскольку у создателей фильма все еще не было лицензии от государственной цензуры. После этих инцидентов критические отзывы о The Connection стали преимущественно негативными. Ситуация затруднила Кларк организацию финансирования и проката своих кинопроектов. [ 13 ]
Во время съемок фильма «Связь » она влюбилась в актера Карла Ли . После развода с Бертом Кларком она начала отношения с Ли, которые продолжались до его смерти в 1986 году от СПИДа , которым он заразился из-за использования грязной иглы для подкожных инъекций. [ 1 ] [ 14 ]
Позже в этом десятилетии
[ редактировать ]В 1961 году Кларк подписал манифест «Заявление о новом американском кино ». [ 15 ] стала соучредителем Кооператива кинематографистов в Нью-Йорке а в 1962 году она вместе с Йонасом Мекасом . [ 1 ]
Роберт Фрост: Ссора любовника с миром (1963), режиссер Кларк, с поэтом Робертом Фростом в главной роли , получил премию Оскар за документальный полнометражный фильм .
» (1964), основанном на романе Уоррена Миллера В полнометражном фильме Кларка « Прохладный мир , рассказывается о жизни молодого человека, который стал лидером подростковой банды. [ 1 ] Это первый фильм, драматизирующий историю о бандах черных улиц без опоры на морализаторство в голливудском стиле. Он был снят на натуре в Гарлеме и спродюсирован Фредериком Уайзманом . «Крутой мир» стал первым независимо снятым фильмом, который был показан на Венецианском международном кинофестивале . [ 12 ]
Кларк снял полнометражное интервью с чернокожим мужчиной-проституткой-геем «Портрет Джейсона» (1967), которое было выбрано для Нью-Йоркского кинофестиваля . [ 1 ] Отредактированный на основе 12 часов видеозаписей интервью, фильм был описан Лорен Рабиновиц как исследование «характера одного человека, одновременно затрагивающее диапазон и ограничения стиля кино-правда». «Портрет Джейсона» (1967) вызвал неоднозначную реакцию американских критиков. За исключением неосновных публикаций, рецензенты в целом были негативными, уделяя особое внимание предполагаемой «болезненной точке зрения Кларка и отсутствию безупречности производства». Портрет Джейсона был принят в Европе лучше. Фильм распространялся Центром распространения кинематографистов. Дистрибьютор был основан Кларком в 1966 году и закрылся в 1970 году из-за финансовых трудностей. [ 16 ]
Видео работы и другие проекты
[ редактировать ]В 1970-х и начале 1980-х Кларк экспериментировал с живыми видеоперформансами. [ 17 ] возвращаясь к своим корням как танцовщица. Она сформировала космическую труппу TeePee Video Space в своем пентхаусе в отеле «Челси» . В эту группу входили видеохудожники Энди Гуриан, Брюс Фергюсон, Стефани Палевски, ДиДи Халлек, Вики Полан, Шрайдер Бапат, дочь Кларка Венди Кларк и многие другие. Труппа также была одним из первых экспериментаторов с записанными на пленку видеоперформансами, инсталляциями и документацией. [ 18 ]
После нескольких лет работы над видеофильмами в отеле «Челси» Роджер Корман обратился к Кларку с предложением поработать над его следующим фильмом «Безумная мама» (1975). Это вызвало разногласия по поводу творческих подходов. Кларк понял, что Корман ждет протеже без опыта работы в кино. В интервью 1985 года Кларк заявила, что не верит, что такая ситуация произошла бы, если бы она была режиссером-мужчиной:
Очевидно, он не мог разговаривать с признанным режиссером, получившим призы и тому подобное. Он вообще не знал, кто я. [...] Будет ли он когда-нибудь разговаривать с таким человеком? Он мне не доверял, это точно. Существует глубокая дискриминация женщин-художников, которая все еще очень сильна. Я был представителем символического движения. На меня полагались, что я буду женщиной-режиссером. Ни один человек не может нести это бремя. Нет сомнений в том, что моя карьера сложилась бы по-другому, если бы я был мужчиной, но если бы я был мужчиной, я был бы другим человеком. [ 12 ]
Время от времени в состав труппы входили участники новаторского видеоколлектива Videofreex : Дэвид Корт, Парри Тисдейл, Чак Кеннеди, Скип Блумберг, Барт Фрейдман и Нэнси Кейн. Труппа работала в отеле «Челси» на 23-й Западной улице в Нью-Йорке и вокруг него, часто устанавливая несколько камер и мониторов на крыше или на лестничной клетке. Среди приглашенных участников «Челси» были Вива , Артур Кларк (не родственник), Северн Дарден и Аньес Варда . [ 18 ] Труппа гастролировала по колледжам и медиацентрам, в том числе по колледжу Бакнелл в Пенсильвании, где они работали со студентами драматического искусства и танцев в масштабном вечернем представлении в студенческом центре, и SUNY Cortland , где они создали видеообои со студентами-художниками.
Последним фильмом Кларка стал «Орнетт: Сделано в Америке» (1985), документальный портрет джазового саксофониста и композитора Орнетта Коулмана . [ 1 ]
Другая деятельность
[ редактировать ]Помимо режиссуры собственных фильмов, Кларк сыграла независимого режиссера в синема верите в стиле «Любовь львов » (1969) комедии Аньес Варда . Кларк также ненадолго появляется в документальном фильме Он стоит в пустыне, считая секунды своей жизни Джонаса Мекаса « » (1986). Ноги Кларка появились в фильме Джона Леннона и Йоко Оно 1971 года «Up Your Legs Forever» . [ 19 ]
Кларк регулярно читал лекции, выступая в театрах и музеях. В период с 1971 по 1974 год Кларк руководил рядом гастрольных семинаров Типи в различных местах и учреждениях, включая Кухню, Музей современного искусства («Открытые схемы»), Антиохийский колледж, Балтимор, Уэслианский колледж, Бакнеллский университет, киноцентр. Учебный центр Хэмпширского колледжа и Университета Буффало. Кларк стал профессором Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе в 1975 году и преподавал кино и видео до 1983 года. [ 1 ]
Смерть и наследие
[ редактировать ]Кларк умерла от инсульта в Бостоне, штат Массачусетс, после борьбы с болезнью Альцгеймера , незадолго до своего 78-летия.
Единственным полнометражным фильмом, получившим широкое освещение в СМИ при жизни Кларка, был «Связь» . Это был не единственный ее фильм, который был запрещен цензорами штата Нью-Йорк или проблемами с распространением, вызванными отсутствием инфраструктуры для независимых кинематографистов. Репутация Кларк тухла в течение многих лет, в период, когда она была «маргинализована, вычеркнута из истории и отвергнута как дилетантка». [ 13 ] Однако интерес к ее кинопроизводству возобновился. Первая премия Ширли Кларк как режиссера-авангардиста была вручена Барбаре Хаммер в октябре 2006 года. [ 20 ] Томас Коэн в книге 2012 года, посвященной ее карьере, описал ее особенности как «фильмы, считающиеся важнейшими произведениями нового американского кино». [ 21 ]
Начиная с 2012 года, Milestone Films реализовала «Проект Ширли», углубленный восьмилетний проект по выпуску отреставрированных версий многих фильмов Кларка на DVD и Blu-ray, которому предшествовали ограниченные театральные показы. [ 13 ] [ 22 ] [ 23 ] Сюда вошли Ornette: Made in America (том 1, 11 ноября 2014 г.), [ 24 ] Портрет Джейсона (том 2, 11 ноября 2014 г.), [ 25 ] Связь (том 3, 24 февраля 2015 г.) [ 26 ] [ 27 ] и «Волшебный ящик: фильмы Ширли Кларк». 1927-1986 (Том 4, 15 ноября 2016 г.). [ 28 ] [ 29 ]
Фильмография
[ редактировать ]- Танец на солнце (1953)
- В парижских парках (1954)
- Бой быков (1955)
- Момент любви (1957)
- Брюссель «Петли» (1958)
- Мосты-обходные (1958)
- Небоскреб (1959) с Уиллардом Ван Дайком и Ирвингом Джейкоби
- Страшное время (1960)
- Связь (1961)
- Роберт Фрост: Ссора любовника с миром (1963)
- Крутой мир (1963)
- Портрет Джейсона (1967)
- Человек в полярных регионах (1967)
- Транс (1978)
- Раз, два, три (1978)
- Мистериум; Посвящение (1978)
- Дикарь/Любовь (1981)
- Языки (1982)
- Орнетт: Сделано в Америке (1985)
См. также
[ редактировать ]- Экспериментальный фильм
- Новое американское кино
- Женское кино
- Список женщин-режиссеров кино и телевидения
- Список фильмов о ЛГБТ, снятых женщинами
- Модернистский фильм
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Ван Гелдер, Лоуренс (26 сентября 1997 г.). «Ширли Кларк умерла в 77 лет; создатель оскароносного фильма» . Нью-Йорк Таймс . стр. Д.18. ISSN 0362-4331 . Архивировано из оригинала 28 октября 2023 года . Проверено 12 марта 2020 г.
- ^ Персер, Филип (7 мая 2008 г.). «Некролог: Элейн Данди» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Архивировано из оригинала 21 марта 2023 года . Проверено 2 декабря 2023 г.
- ^ «Венди Кларк» . Банк видеоданных . 2016. Архивировано из оригинала 30 марта 2023 года . Проверено 12 марта 2020 г.
- ^ Джонс, Дебора. «Кларк, Ширли (1925–1997)» . Энциклопедия.com . Женщины в мировой истории: Биографическая энциклопедия. Архивировано из оригинала 29 мая 2023 года . Проверено 12 марта 2020 г.
- ^ Дайамонстейн, Барбарали Д. (весна 1972 г.). «У нас были аборты» (PDF) . Г-жа (Изображение оригинальной статьи). стр. 34–35. Архивировано из оригинала (PDF) 27 марта 2015 г. – через Нью-Йорк .
- ^ Заман, Фариха (2 февраля 2013 г.). «Кто такая Ширли Кларк?» . Ассоциация танцевального кино . Архивировано из оригинала 30 марта 2023 года . Проверено 19 июля 2018 г.
- ^ Рабиновиц, Лорен (декабрь 1983 г.). «Хореография кино: Интервью с Ширли Кларк» (PDF) . Остаточное изображение (изображения оригинальной статьи). стр. 8–11. Архивировано (PDF) из оригинала 18 ноября 2023 г. Проверено 23 мая 2018 г. - через Vasulka.org .
- ^ Башара, Дэн (2019). Cartoon Vision: анимация УПА и послевоенная эстетика Университет Калифорнии Пресс. п. 195. дои : 10.1525/9780520970380 . ISBN 978-0-520-29813-2 . OCLC 1051779802 – через Google Книги .
- ^ Скотт-Андертон, Флоренция (29 марта 2022 г.). «Саундтрек-микс № 25: Пионеры электроники в кино» . МУБИ . Архивировано из оригинала 14 октября 2022 года . Проверено 2 декабря 2023 г.
- ^ Бебб, Брюс (весна 1982 г.). «Множество средств массовой информации Ширли Кларк» . Журнал Университетской ассоциации кино и видео . 34 (2): 3–8. ISSN 0734-919X . JSTOR 20686887 .
- ^ «Витрина Ширли Кларк: короткометражные фильмы» . Художественная галерея Говетт-Брюстера . 2016. Архивировано из оригинала 12 июля 2018 года . Проверено 19 июля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Халлек, ДиДи (1985). «Интервью Ширли Кларк» . Ранний видеопроект . Отель Челси, Нью-Йорк. Архивировано из оригинала 28 января 2023 года . Проверено 1 мая 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д Даргис, Манохла (27 апреля 2012 г.). «Женщина с линзой, восстановленная» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 2 декабря 2023 года . Проверено 1 мая 2012 г.
- ^ Молдин, Бет (2004). «Кларк, Ширли» . В Уэре, Сьюзен; Браукман, Стейси (ред.). Известные американские женщины: Биографический словарь, завершающий двадцатый век . Издательство Гарвардского университета . стр. 128–129. ISBN 978-0-674-01488-6 . OCLC 1409741596 – через Google Книги .
- ^ Коуэн, Сара (10 октября 2020 г.). «Сложная камера кинорежиссера Ширли Кларк» . Нью-Йоркское обозрение книг . Архивировано из оригинала 2 декабря 2023 года . Проверено 2 декабря 2023 г.
- ^ Хэл Эриксон, Рови (2010). «Ширли Кларк (Полная биография)» . Кино и ТВ. Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 17 мая 2012 года . Проверено 1 мая 2012 г.
- ^ Кэппер, Бет (2013). «Видео окончательного участия: космическая труппа Tee Pee Video Ширли Кларк» . Художественный журнал . 72 (1): 46–63. ISSN 0004-3249 . JSTOR 43188582 .
- ^ Jump up to: а б Гуриан, Эндрю (осень 2004 г.). «Мысли о Ширли Кларк и труппе TP Videospace» . Киножурнал «Миллениум» (42). Архивировано из оригинала 12 февраля 2023 года . Проверено 15 марта 2021 г.
- ^ Котт, Джонатан (2013). Дни, которые я запомню: времяпровождение с Джоном Ленноном и Йоко Оно . Омнибус Пресс . п. 74. ИСБН 978-1-78323-048-8 . OCLC 794359074 – через Google Книги .
- ^ «Факультет: Барбара Хаммер - Биография» . Европейская аспирантура . Архивировано из оригинала 23 июня 2011 года . Проверено 2 июня 2010 г.
- ^ Коэн, Томас Ф. (2012). «После нового американского кино: видеоработа Ширли Кларк как перформанс и документ». Журнал кино и видео . 64 (1–2). Университет Иллинойса : 57–64. doi : 10.5406/jfilmvideo.64.1-2.0057 . S2CID 191635595 .
- ^ Хеллер, Эми (13 октября 2012 г.). «Восстанавливаем портрет с помощью наших друзей…» Milestone Films . Архивировано из оригинала 9 июня 2023 года . Проверено 2 декабря 2023 г.
- ^ Эриксон, Гленн (19 ноября 2016 г.). «Волшебная шкатулка: Фильмы Ширли Кларк V.4» . Трейлеры из ада . Архивировано из оригинала 9 августа 2022 года . Проверено 2 декабря 2023 г.
- ^ «Орнетт: Сделано в Америке» . Веховые фильмы . Архивировано из оригинала 9 июня 2023 года . Проверено 2 декабря 2023 г.
- ^ «Портрет Джейсона» . Веховые фильмы . Архивировано из оригинала 6 июля 2023 года . Проверено 2 декабря 2023 г.
- ^ Прайд, Рэй (7 апреля 2012 г.). «Плакат Milestone Films: Связь Ширли Кларк» . КиноГородские новости . Архивировано из оригинала 12 июля 2018 года . Проверено 19 июля 2018 г.
- ^ «Связь» . Веховые фильмы . Архивировано из оригинала 4 февраля 2023 года . Проверено 2 декабря 2023 г.
- ^ «Волшебный ящик: Фильмы Ширли Кларк. 1927–1986» . Веховые фильмы . Архивировано из оригинала 9 июня 2023 года . Проверено 2 декабря 2023 г.
- ^ Дорос, Деннис (22 июня 2017 г.). «В центре внимания DVD Awards 2017: Деннис Дорос» . Кинотеатр «Ритровато» . Архивировано из оригинала 1 июня 2023 года . Проверено 2 декабря 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]![]() | в этой статье Использование внешних ссылок может не соответствовать политике и рекомендациям Википедии . ( Май 2023 г. ) |
- Ширли Кларк на IMDb
- Ширли Кларк в AllMovie
- Документы Ширли Кларк в Висконсинском центре исследований кино и театра .
- Ежедневник Ширли Кларк, 1955–1956 годы , хранится в Театральном отделении Билли Роуза Нью-Йоркской публичной библиотеки исполнительских искусств.
- Статья Энди Гуриана
- Интервью с Ширли Кларк ДиДи Халлек
- Профиль Ширли Кларк, сделанный Софией Сатчелл Баеза для Sight & Sound [октябрь 2019 г.]
- Village Voice Статья
- Вспоминая Ширли Кларк, ДиДи Халлек
- Ширли Кларк: Ретроспектива - Эдинбургский кинофестиваль TV
- «Разговор» , Ширли Кларк и Сторм де Хирш , «Кинокультура», выпуск 46 (осень 1967 г.)
- 1919 рождений
- 1997 смертей
- Американские женщины-режиссеры-экспериментаторы
- Американские евреи 20-го века
- Американцы польского происхождения
- Выпускники колледжа Стивенса
- Американские режиссеры-документалисты
- Американские женщины-документалисты
- Женщины-режиссёры-экспериментаторы
- Американские женщины 20-го века
- Режиссеры лауреатов премии Оскар за лучший документальный полнометражный фильм